Планирование фольклора в младшей группе. Конспект занятия по развитию речи с элементами фольклора во второй младшей группе «Лесные животные

Фольклор для малышей 2-4 лет

Мини проект «Фольклор для малышей», рассчитан на детей в возрасте 2-4 лет, материал будет интересен воспитателям, родителям.


В настоящее время, народная культура, традиции русского народа стираются. Понимая это нельзя быть равнодушным к истокам – национальной культуры. Именно сейчас, возникает необходимость знакомить детей с лучшими традициями нашего народа.
Ранний период жизни ребёнка во многом зависит от взрослых, воспитывающих малышей. Прекрасно, если родители способны обогатить среду, в которой он растёт. А народное поэтическое слово, как раз и сможет обогатить эту духовную среду.
Тип проекта: познавательный,краткосрочный (1 месяц)
Цель проекта: Развитие личности ребёнка, его внутреннего и духовного мира, успешное овладение родным языком, по средствам народного творчества и народных традиций.
Задачи проекта:
1. Создание развивающей среды для приобщения детей к культуре русского народа;
2. Формирование и обогащение словаря;
3. Развитие художественно-творческих способностей;
4. Развитие нравственно-эмоциональных чувств таких как: сопереживание, доброта, честность.
Участники проекта: дети первой младшей группы, родители воспитанников, воспитатель.
Этапы реализации проекта:
1 этап – подготовительный
1. Обсудить с родителями выбор темы проекта и его значение
2. Подобрать материал и оформить уголок “Русское народное творчество”
3.Оформление участка по мотивам РНС "Колобок"
2 этап – основной
Познакомить детей с русскими народными сказками, потешками, загадкам.
Познакомить детей с музыкальными инструментами
Познакомить детей с народными играми, танцами
3 этап заключительный

Ожидаемые результаты:
Для детей: Научиться узнавать и рассказывать потешки.
Играть в русские народные игры.
Обыгрывать потешки и русские народные сказки. Получить знания о музыкальных инструментах.
Для родителей: понять и изучить роль фольклора в развитии детей
Для воспитателя: обогащение и расширение знаний о русском народном творчестве, создание памятки для родителей.

1 этап – подготовительный
Для достижения цели я создала все необходимые условия для приобщения детей к народному творчеству и народной культуре. Вместе с родителями создала в группе уголок в русском, народном стиле. Который называется -"Русское народное творчество".



В уголок ”Русское народное творчество” поместила предметы русского быта: кухонную утварь (самовар, крынки, деревянные ложки и т.д.), разместила куклу в национальном костюме, каравай, который выполнили родители из соленого теста, самовар. В поисках предметов русской старины, участвовали родители моих воспитанников, а также их дедушки и бабушки. Детям было интересно, рассмотреть куклу в национальном костюме,самовар, ведь детям этого возраста невозможно рассказать о предметах русского быта, малышам нужно самим всё потрогать, поиграть с ними.
Вместе с родителями оформили участок по мотивам русской народной сказки “Колобок”



2 этап – основной
Всю свою работу разделила на три этапа.
На первом, знакомила детей с русскими народными сказками, потешками, загадкам.


Мною был оформлен книжный уголок, где были подобраны книжки – малышки, книжки – театры, русские народные сказки, потешки и т.д.
Сделала альбом, который назвала Русское народное творчество и поместила туда иллюстрации по этой теме.
Русские народные сказки открывают новую страницу эмоциональной жизни ребёнка. Содержание первых сказок направленно на пробуждение первых проявлений сочувствия, сопереживания, душевному и физическому состоянию героя или другим персонажем. Например, печаль и слёзы – «дед плачет, баба плачет».
Родители воспитанников совместно с детьми нарисовали и разукрасили рисунки к РНС, которые были оформлены мною в общую папку.


Вот несколько рисунков к РНС:
Сказка "Колобок"


Сказка "Теремок"


Сказка "Гуси-лебеди"


Потешки подобрала по таким темам как:
- Домашние и дикие животные, имитирующие поступки человека: «Собака на кухне пироги печёт», «Кисонька – мурысенька», «Сорока – белобока»,
«Лиса по лесу ходила», «Сидит белка на тележке», «Мишка косолапый» и другие.
- Олицетворяющие природу: «Травка – муравка со сна поднялась», «Солнышко – ведёрышко», «Радугу – дуга» и другие.
- Отражающие элементы народного быта и знакомящие с действиями человека: «Еду – еду к бабе, к деду», «Ой ду ду…! Потерял пастух дуду!», «Ладушки, ладушки!» и другие.
- Олицетворяющие материнскую любовь и взаимодействие «больших» и «маленьких»: «Коза – хлопота», «Курочка – тараточка», и другие.
– Потешки-небылички: «Из-за леса, из-за гор едет дедушка Егор», «Под меленкой, под вертеленкой» и другие.
- Раскрывающие или олицетворяющие нравственно – этические категории: «Тили – бом! Тили – бом! Загорелся Кошкин дом!», «Сорока – сорока», «Пошла Маня на базар» и другие.
- Имеющие прямое отношение к ребёнку по имени: «Пошёл котик во лесок», «кто у нас хороший?» и другие.
Совместно с родителями оформила сборник: "Матрёшкины потешки",все потешки, которые там собраны приносили сами родители.


Дети любят проводить время в книжном уголке, самостоятельно рассматривают иллюстрации, проговаривают выученные потешки.
Для лучшего запоминания этих потешек и прибауток, я стараюсь применять их во всех режимных моментах в работе с детьми.
Передавала детям радость и бодрость, которые нам дарит вода, эмоционально обыгрывала самые простые, обыденные ситуации.

Во время умывания:
«Водичка, водичка,
Умой Паше (Юли) личико,
Чтобы щёчки краснели,
Чтобы глазки блестели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок».

При причесывании:
«Чешу, чешу волосыньки,
Расчесываю косыньку,
Расти коса до пояса,
Не вырани не волоса…»
Приятно было наблюдать, как дети используют потешки во время игры в «дочки-матери», как бережно и с любовью относились к куклам.
Большое внимание уделила колыбельным песням,они формируют первый словарный запас ребёнка, образную картину мира, выраженную в слове. Они содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки детям.
В них создаются хорошо знакомые детям образы, например, образ кота. При чём это не просто кот, а котенька, коток, котик, котя.
Котя, котенька, коток,
Котя, серенький хвосток,
Приди, котик, ночевать,
Нашу деточку качать.
Уж как я тебе коту
За работу заплачу -
Дам кусочек пирога
И кувшинчик молока.
Формируется образ голубей, которых ласково называют гуленьки
Люли, люли, люленьки.
Прилетели гуленьки.
Прилетели гуленьки,
Сели возле люленьки.
Стали люленьку качать.
Стали Катю усыплять.
В группе мы начали использовать такой прием, как прослушивание аудиозаписи с колыбельными песнями во время тихого часа при подготовке детей ко сну.
В группе был оформлен музыкальный уголок, где я поместила народные музыкальные инструменты. Это: колокольчики, трещётки, балалайка,дудочка, гармошка. Ребятишки под аккомпанемент музыкальных инструментов исполняли песенки, пляски, что способствовало музыкальному развитию детей.
На третьем этапе, знакомлю детей с народными играми, танцами.
Особым интересом у детей пользуются игры русского народа, такие как «Утица», «Пчёлы и ласточка», «Кот и мыши», «Солнышко – ведрышко» и другими, которые развивают ловкость, быстроту движений, меткость, приучают к сообразительности, вниманию. Разученные с детьми прибаутки, потешки делают процесс игры более интересным и содержательным.
Особое место занимают народные праздники, в которых наши малыши с удовольствием участвуют. Праздники объединяют в себе почти все элементы воспитания: песню, игру, сказку, загадку, художественную деятельность.
3 этап заключительный
Создание памятки для родителей - «Роль родителей в возрождении русских традиций»

Конспект интегрированного занятия с элементами фольклора в младшей группе «Прогулка по сказочному лесу»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №175 г.Тула

Выполнила воспитатель: Белкина Ольга Владимировна Г.Тула 2015 г.

Цель: развитие всех компонентов устной речи детей, обобщение знаний детей о жизни домашних и диких животных; создавать благоприятные условия для своевременного возникновения и развития внеситуативно- познавательного общения; стимулировать в процессе познавательного общения детскую любознательность.

Образовательные задачи:

  • Пополнить и закрепить знания детей об устном народном творчестве;
  • закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях;
  • закреплять и расширять знания детей о диких и домашних животных;
  • обогащать словарь значимым для познавательной формы общения запасом слов по данной теме.

Развивающие задачи:

  • развивать связанную речь;
  • подводить к умению выразительно имитировать голоса животных;
  • развивать любознательность, память и мышление детей;
  • развивать зрительное восприятие.

Воспитательные задачи:

  • воспитывать желание рассказывать знакомые потешки вместе с воспитателем и самостоятельно;
  • воспитывать любовь к русскому народному фольклору;
  • воспитывать бережное отношение к животным;
  • способствовать освоению культуры общения с взрослыми и сверстниками, проявлению эмоциональной отзывчивости;
  • интерес к художественной литературе.

Интеграция образовательных областей.

  1. Здоровье. Укрепление физического и психического здоровья. Обеспечение двигательной активности детей во время занятия, формирование правильного речевого дыхания, формирование правильной осанки; развитие психических процессов. Развитие творческой инициативы.
  2. Физкультура. Использование подвижной игры во время образовательной деятельности.
  3. Социально-коммуникативное. Формирование представления о домашних и диких животных; формирование любови к русскому народному фольклору.
  4. Познание. Расширение кругозора детей, развитие познавательной активности; знакомство детей с характерными признаками осени, развитие интереса к красоте леса и его жителей. Создание в сознании детей представления о целостности мира, взаимосвязях всего окружающего.
  5. Коммуникация. Совершенствование лексической, грамматической и произносительной сторон речи детей. Активизация словаря – осень, листопад, дикие и домашние животные, потешка.
  6. Чтение художественной литературы. Знакомство детей с элементами русского народного фольклора.
  7. Музыка. Развитие музыкально-слуховых представлений, воспитание средствами музыкального искусства чувства ребенка, его характер и волю.

Методы и приемы:

  • Сюрпризный момент.
  • Создание игровой ситуации, художественное слово.
  • Физ. минутка.
  • Помощь воспитателя: вопросы, показ, похвала, поощрение.

Предварительная работа: заучивание: потешек «Лиса по лесу ходила…» , «Как у нашего кота…» , «Петушок, петушок…» ; стихотворений А. Барто из цикла «Игрушки» ;

танца под композицию «Виноватая тучка» , рассматривание иллюстраций о домашних и диких животных, разучивание русской народной игры «По лесной лужайке» , беседы с детьми о диких и домашних животных.

Материал: Игрушки – лиса, зайчик, медведь, петушок, кот, лошадка; всё необходимое для имитации леса; записи звука леса, дождя, домашних животных.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Дети с воспитателем входят в группу. Здороваются с гостями.

В: Детишки давайте сегодня с вами отправимся в сказочный лес.

По ровненькой дорожке,
Шагают наши ножки,
Шагают наши ножки,
Совсем не устают.
Вот деточки попляшут,
Покружатся на месте,
И дальше все пойдут!

(дети идут друг за другом, выставляя ножки, делают пружинку, движения руками, кружатся) .

Запись звука леса.

В: Шли мы, шли, вот и в сказочный лес попали. Ой, посмотрите кто это здесь спрятался за деревом. (дети видят лису) Давайте скажем ей здравствуй и вспомним про неё потешку и она к нам выйдет.

Лиса по лесу ходила,
Звонки песни заводила.
Лиса лычки драла,
Лиса лапотки плела.

В: Посмотрите и лисичка к вам вышла, погладьте её. Скажите ей до свидания и пойдём дальше. (звук леса)

В: Посмотрите, ребята, сколько вокруг разноцветных листиков. А почему они такие? Какое у нас сейчас время года? (Осень) А когда ветерок осенью срывает листья с деревьев и они падают, как это называется? (листопад)

(Звучит шум дождя.)

В: Ой, дети начался осенний дождик. Давайте чтоб он прошёл быстрее, потанцуем для него.

(Танец под композицию «Виноватая тучка» )

В: Молодцы, вот и дождик закончился. (Где-то слышен плач)

В: Кто это там плачет? (Подходит к зайчику) Это кто сидит?

Д: Зайчик.

В: Давайте ему скажем здравствуй! Он какой-то грустный, одинокий. А… догадалась, это тот самый зайка из стихотворения А. Барто. Ребята, давайте вспомним этот стишок. (Дети хором читают стишок) . Надо его пожалеть, давайте его погладим. Вот он и повеселел. (Дети подходят к зайке, гладят его и говорят ему до свидания) .

В: А хотите все вместе в русскую народную игру поиграем «По лесной лужайке поскакали зайки…» (игра повторяется 2-3 раза)

В: Зайка по лесу гулял, а в берлоге мишка спал.
Ближе зайка подбежал, и зайчат к себе позвал.
Услыхал медведь и давай реветь:
«Кто тут смеет так шуметь?» (Дети прыгают, В. Имитирует действия медведя, зовет к себе зайчат-детишек и грозит пальцем)

В: А вот мишка проснулся. Мишка, не ругайся, не шуми, у тебя голова болит что-ли? Лучше про себя стишок послушай. (Д. читают стих «Мишка косолапый…» , имитируя действия медведя) .

В: Вот и мишутка перестал сердиться. Давайте скажем ему до свидания и отправимся дальше по сказочному лесу.

По ровненькой дорожке шагают наши ножки,
Через лужу – прыг, через ямку – скок,
Бух – упали. Куда же мы попали?

В: Перед нами сказочный теремок. Интересно кто в нём живёт? (Из теремка выходит бабушка – забавушка) .

В. и Д. – Здравствуйте! (Все вместе здороваются)

В: Мы гуляли по сказочному лесу и вот, к вашему теремку забрели.

Б-З: Здравствуйте гости дорогие. Меня зовут Бабушка-Забавушка. Вы, наверное устали? Так присядьте, а я вам расскажу, с кем я в теремке живу. Хотите?

Д: Да (рассаживаются на стульчики) .

Б-З: Так как всё здесь сказочное, давайте поиграем. Как услышите звук, вы должны отгадать животное, которое его издаёт. И тогда поймёте с кем я живу. (раздаётся крик петуха) Кто это?

Д: Петушок.

В: Давайте потешку про него вспомним:

Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Масляна головушка,
Шёлкова бородушка!
Что ты рано встаёшь,
Голосисто поёшь,
Детям спать не даёшь?

(раздаётся мяуканье кошки)

Б-З: Узнали кто?

В: Дети расскажите про котика потешку

Как у нашего кота, (руки на поясе; повороты туловища вправо-влево)
Шубка очень хороша, (гладим себя от плеча до запястья)
Как у котика усы, («подкручиваем» усики)
Удивительной красы, (ладошки к щёчкам и качаем головой вправо-влево)
Глазки смелые, (моргаем глазками)
Зубки белые. (показываем зубки)

(звучит звук лошади)

Б-З: И это животное знаете?

В: Расскажем про лошадку? (Дети рассказывают «Я люблю свою лошадку» ) .

Б-З: Вот вы всех моих животных и отгадали. Молодцы!

В:Дети, давайте расскажем бабушке-Забавушке кого мы встретили пока по волшебному лесу шли: Лису, Зайку (кот. Бросила хозяйка) и Мишку косолапого (с шишкой на лбу) . Ребята, а эти животные какие дикие или домашние? (дикие) А те которые у бабушке живут? (домашние)

В: Хорошо тут у вас, но нам пора прощаться. Как говорят: «В гостях хорошо, а дома лучше!» (собирает всех детей возле себя)

Б-З: А я вам в дорожку угощение собрала! (корзина с баранками) Доброго вам пути!

В. и Д. Спасибо и до свидание!

Вот как мы шагаем – посмотри!
Ножки поднимаем – раз, два, три!
Как шагают ножки – топ, топ, топ!
Прямо по дорожке – в группу мы пришли!

В: Вот мы и пришли в группу. Вам понравилось наше путешествие. Давайте вспомним кого мы с вами встретили.

В: Вы сегодня были молодцы! Давайте теперь помоем ручки и будем кушать угощение Бабушки-Забавушки!

Организация: МБ ДОУ№206

Населенный пункт: Красноярский край, г. Красноярск

Цель: Развитие речи у детей через приобщение к русскому народному фольклору.

Задачи:

Познакомить детей с элементами русского народного быта, а также со словами – историзмами: изба, горница, чугунок, ухват, самовар;

Учить различать на слух звуки г и к, произносить слова с данными звуками и выделять их из фраз;

Упражнять в образовании существительных в родительном падеже;

Обогащать словарный запас детей;

Развивать навыки четкого, внятного произношения слов с помощью потешек, песен;

Воспитывать любовь к русскому фольклору, дружеские взаимоотношения между детьми.

Предварительная работа: беседы с детьми о жизни в деревне, о русском быте, предметах домашнего обихода; разучивание песенки «Петушок»; потешек «Ладушки, оладушки», «Как у нашего кота»; игры «Мыши водят хоровод»; считалок; чтение сказок «Теремок», «Заюшкина избушка», «Колобок», «Снегурочка», «Маша и медведь».

Оборудование: деревянный домик, забор, декорация русской избы, печка, самовар, чугунок, крынка, ухват, игрушка кот, петушок, сундучок, деревянные ложки, колокольчики, книга загадок, испеченные оладушки, шапка для кота. аудио запись русских народных мелодий.

Ход занятия:

Дети с воспитателем, заходят под русскую народную музыку.

Воспитатель 1. "Ребята, кто - нибудь из вас был в деревне? Приходилось ли вам бывать в русской избе? А вы любите ходить в гости? Сегодня мы с вами пойдём в гости к бабушке Варварушке. Заглянем к ней в горницу - так называется комната в русской избе. Посмотрим, как живет бабушка Варварушка, пойдемте".

А вот и домик небольшой,

Дым колечком над трубой,

Видно, варится обед,

Есть здесь кто-то или нет? (Стучат в дверь)

(Выходит воспитатель в роли бабушки Варварушки в русском сарафане, встречает детей)

Бабушка Варварушка: "Ох, иду, иду, скорее дверь отопру. Я гостей жду ко двору.

Скок-поскок,

Сколочу мосток

Серебром замощу,

Всех ребят пущу.

Здравствуйте детки дорогие, здравствуйте ребятки любимые. Давайте с вами познакомимся. Меня зовут бабушка Варварушка. А вас как зовут? ".

Дети по очереди называют свои имена.

Бабушка Варварушка: "Проходите, ребята, в мою горницу. Буду вас оладьями угощать и в интересные игры играть. Посмотрите как уютно и тепло у меня в избе, хорошо, а сколько добра всякого - видимо-невидимо. И лавочки есть, и стол. А что еще есть?

(Ответы детей)

А это печка-матушка. Она всем в доме правит: когда холодно – обогреет, если голоден, то накормит вкусной кашей, да пышными пирогами угостит".

Знакомство детей с ухватом и чугунком, с крынкой, самоваром.

Бабушка Варварушка: "А еще в печке можно испечь вкусные оладушки. Поможете мне, ребятки, испечь оладушки? ".

Ответы детей. "Поможем, бабушка".

(Чтение потешки "Ладушки-оладушки" вместе с детьми)

«Ладушки, ладушки!

Пекла бабка оладушки,

Маслом поливала,

Детушкам давала.

Маше два, Паше два,

Ване два, Ане два.

Хороши оладушки

У нашей бабушки.»

(имитируют действия)

Бабушка Варварушка: " Пока печь печет оладушки, я покажу вам самовар! Он сам воду кипятит. У него есть ручки и носик, из него течет вода. Скоро будем чай пить из самовара. А пока самовар кипятит воду я вас со своим котом – Васькой познакомлю. Он ночью мышей ловит, а днем на печке греется и мурлычет. А вы его на улице не видели? (слышится мяуканье). Да, вот же он! (игр. кот сидит под забором). Давайте спросим, где он был?

Ребята, а какую вы потешку знаете про кота? Расскажите мне."

(Дети говорят потешку)

«Как у нашего кота

Шубка очень хороша,

Как у котика усы

Удивительной красы,

Глаза смелые,

Зубки белые.

Выйдет котя в огород,

Всполошится весь народ:

И петух, и курица

С деревенской улицы,

Станут котю в гости звать,

Станут котю угощать.»

Бабушка Варварушка: « Ребята, котик мне на ушко мяукнул, что хочет поиграть с нами. Хотите с Васькой поиграть? Давайте мы будем мышками, а кота выберем считалкой.»

Считалка

1. Начинается считалка:

На березу села галка,

Две вороны, воробей,

Две сороки, соловей.

2. За стеклянными дверями

Стоит мишка с пирогами.

Мишка, мишенька, дружок,

Сколько стоит пирожок?

Пирожок-то стоит три,

А водить-то будешь ты!

Проводится подвижная игра «Мыши водят хоровод».

Дети водят хоровод, в середине «спит» кот.

«Мыши водят хоровод
На лежанке дремлет кот.
Тише, мыши, не шумите,
Кота Ваську не будите.
Как проснётся Васька кот
Разобьёт наш хоровод.»

Бабушка Варварушка: «А еще живут у меня курочки, петушок, гуси и уточки»

Проводится словесная игра: воспитатель говорит первую строчку, дети - вторую и т. д.

«Наши курочки в окно -

Ко-ко-ко, ко-ко-ко!»

«Наши уточки с утра -

Кря-кря-кря! Кря-кря-кря!»

«Наши гуси у пруда -

Га-га-га! Га-га-га!»

А как Петя-петушок

Раным-рано поутру

Нам споет ку-ка-ре-ку!»

Бабушка Варварушка: "А сейчас я хочу познакомить вас с петушком Петей

Давайте вместе поищем петушка».

(Дети находят петушка на заборе)

Бабушка Варварушка: "Здравствуй, Петя петушок! Это ты наверно раньше всех встаешь, всем ребяткам спать не даешь, свои песенки поёшь? Ребята, давайте и мы споем петушку песенку: "Петушок-золотой гребешок".

Ребенок с петушком встает в круг, а дети вокруг него водят хоровод и исполняют песенку. Включается мелодия.

«Петушок, петушок

Золотой гребешок

Масляна головушка,

Шелкова бородушка,

Деткам спать не даёшь»

Бабушка Варварушка: "Понравилась тебе, Петушок, песенка наша? Обещай нам громко не петь, и ребят не будить. Садись на забор и смотри, как мы с ребятами дальше будем играть.

Есть у меня волшебный сундук. В этом сундуке сказки живут, давайте его откроем и отгадаем загадки о русских народных сказках.»

1. Трудно дедушке седому

С грядки урожай собрать.

Он решил друзей позвать.

Друг за друга взявшись крепко,

Тянут все из грядки. (репку).

2. Мышка дом себе нашла,

Мышка добрая была.

В доме том в конце концов

Стало множество жильцов. («Теремок».)

3. А дорога далека,

А корзинка нелегка,

Сесть бы на пенек,

Съесть бы пирожок.

(«Маша и медведь».)

4. От родной своей сторожки

Убежал он по дорожке.

Бегать он умел без ног.

Кто же это? (Колобок.)

5. Красна девица грустна,

Ей не нравится весна,

Ей на солнце тяжко,

Слезы льет бедняжка.

(Снегурочка.)

6. Добрый маленький герой

Разделил свой дом с лисой.

А лисица злой была

И зайчишку прогнала.

Сам вернуть свой дом на смог,

Петушок ему помог.

(«Заюшкина избушка».)

Бабушка Варварушка : «Молодцы, ребятки, отгадали загадки»

Бабушка Варварушка: «А ещё в моём волшебном сундучке живут ложки и колокольчики. Для чего нужны ложки?»

(Ответы детей)

Бабушка Варварушка : «А вы знаете, что на ложках играть можно! Давайте поиграем ».

(Под быструю русскую народную мелодию дети играют на ложках и колокольчиках.)

Бабушка Варварушка : «Ой, засиделись мы, пора заглянуть в печь. Ох, а оладушки уже совсем готовы. Какие румяные, а как вкусно пахнут, наверное, сладкие, да вкусные. Приглашаю вас, детки за стол буду чаем вас из самовара угощать, да с оладушками!»

Угощает детей чаем, из самовара с оладьями. Звучит фоновая русская народная музыка. После чаепития дети вместе с бабушкой водят хоровод и танцуют.

Список использованной литературы:

  1. Литвинова, М.Ф. : Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста – М.: Айрис – пресс, 2004.
  2. Мельников, М.Н. Русский детский фольклор:М.; 1987.

Интернет – ресурсы:

  1. http://www.playwithus.ru/poteshki.htm
  2. http://iplayer.fm/q/песенка+петушок+золотой+гребешок/
  3. http://gamejulia.ru/zagadki-pro-skazki.html
  4. http://doshvozrast.ru/igra/igrapodvig01.htm

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Фольклор во второй младшей группе

Белова Е.А

Бочкова М. А.

Работая с детьми, мы заметили, что тот ребенок, который хорошо владеет речью - умеет реализовать себя в любом виде деятельности. Поэтому, мы вывели такое правило: «Если наша речь, речь педагога, будет образной, красочной, насыщенной сравнениями, эпитетами, метафорами, а это чаще всего мы черпаем с истоков устного народного творчества, то мы решаем сразу два взаимосвязанных подхода: от объекта к слову и от слова к объекту!» И мы пришли к выводу: «Что детский фольклор имеет большое значение в развитии ребенка, как в образовательном процессе, так и в воспитательном». детский фольклор дошкольный урок

Все мы обращаем внимание на то, что введение в словарь ребенка давно исчезнувших обозначений и названий, заучивание вместе с детьми не всегда понятных по смыслу текстов, организация фольклорных праздников часто выглядят искусственно, не востребуются детьми в самостоятельной деятельности. Поэтому у педагогов часто возникает вопрос: нужно ли ребенку, родившемуся в двадцать первом столетии, возвращаться назад, в «преданья старины глубокой»? Проведя анализ своей работы по использованию детского фольклора, мы решили, что детский фольклор необходим в работе воспитателя, так как он отражает в играх, песнях, сказках, игрушках жизнь и деятельность людей многих поколений. А это позволяет им стать, по сути, образцами норм поведения, отношений, языковой, художественной и музыкальной культуры. В работе с детьми мы используем следующие виды фольклора:

· Потешки - игры взрослого с ребенком (с его пальчиками, ручками).

· Заклички - обращения к явлениям природы (к солнцу, ветру, дождю, снегу, радуге, деревьям).

· Приговорки - обращения к насекомым, птицам, животным.

· Считалки - коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей в играх.

· Дразнилки - веселые, шутливые, кратко и метко называющие какие-то смешные стороны внешности ребенка, в особенностях его поведения.

· Прибаутки, шутки, перевертыши - забавные песенки, которые своей необычностью веселят детей.

В своей работе детский фольклор используем в разных видах деятельности: - в обучении правильному произношению; - в приобщении детей к русской национальной культуре; - в непосредственно образовательной деятельности; - в беседах; - в наблюдениях - в народных подвижных играх; - в играх на развитие мелкой моторики; - в театрализованной деятельности.

Мы хотели бы остановиться на использовании детского фольклора в играх с детьми, так как игра является основным видом деятельности детей. Игры дают нам возможность сделать процесс воспитания детей интересным, радостным. Дети в игре обретают хороший настрой, бодрость, радость от общения со сверстниками, а это усиливает их способности в дальнейшем радоваться жизни, приводит к укреплению здоровья и лучшему духовному развитию. Самые любимые игры для детей - это подвижные игры. Игры, в основе которых часто бывают простейшие попевочки - это народные подвижные игры. Дети в таких играх показывают быстроту движений, ловкость, сообразительность. Так, например, в игре «Кот и мыши» мы используем закличку:

Кошка мохнатенька, Кошка усатенька, Лапки мягоньки, Коготки востры.

Очень нравятся детям игры, требующие творчества, фантазии, выдержки (например, игра «Молчанка» в которой дети, проговорив последнее слово, должны замолчать, а ведущий старается развеселить играющих движениями, смешными словами и потешками). В игре мы используем попевочку:

Первенчики, червенчики, Летели голубенчики По свежей росе, По чужой полосе, Там чашки, орешки, Медок, сахарок - Молчок!

Дети любят играть в такие игры, так как в них они самореализовываются, показывают себя. А для нас такие игры ценны еще и тем, что позволяют развивать речь детей. Следующий вид игр, в которых используем детский фольклор - игры на развитие мелкой моторики. В таких играх выполняем такие движения:

· Шевеление пальчиков.

· Поочередное пригибание пальцев к ладони сначала с помощью, а затем - и без помощи другой руки.

· Разведение пальцев и их сведение.

· Хлопки.

· Сжимание пальцев в кулак и разжимание.

· Помахивание кистями - сверху вниз.

· Помахивание кистями к себе и от себя.

· Вращение кистей - «фонарики».

Вместе с движениями произносим слова:

У бабы Фроси пяток внучат, У бабы Фроси пяток внучат, (Показывают сначала одну руку с растопыренными пальцами, потом - другую). Все каши просят, Все криком кричат: (Вспеснуть руками, а затем, схватившись за голову, покачать ею). Акулька - в люльке, Аленка - в пеленке, Аринка - на перинке, Степан - на печке, Иван - на крылечке. (Пригибают пальчики к ладони, начиная с мизинца. Можно поочередно шевелить пальчиками, начиная с мизинца, что будет потруднее).

Помимо потешек, прибауток, развивающих мелкую моторику и руку детей, мы учим их на материале фольклора с помощью игры и разнообразным выразительным движениям. Например, дети с удовольствием показывают, как неуклюже ходит медведь, мягко крадется лиса, как музыканты играют на музыкальных инструментах и т. д. Свой показ дети сопровождают выразительными пантомическими движениями, яркой мимикой и жестами. Так, при проговаривании и обыгрывании потешки:

Я рыжая лисица Я бегать мастерица, я по лесу бежала, я зайку догоняла. И в ямку - бух! - дети бегут, как лиса, любуясь своим хвостом, в конце присаживаются.

Большое место в работе отводим шутке, веселью. Для этого применяем докучные сказочки, дразнилки, шутливые диалоги.

Например, такой диалог: - Где ты, брат Иван? - В горнице. - А что делаешь? - Помогаю Петру. - А Петр что делает? - Да на печи лежит.

Планируя игры, детский фольклор подбираем разнообразный не только по жанрам, но и по тематике (это и времена года, и птицы, и животные, и трудовые процессы). Детский фольклор используем и для развития навыков выразительной речи детей. Тут-то в помощь приходят скороговорки:

· Га-га-га -- у оленя есть рога.

· Град по крыше грохотал.

· Горемыка горевал -- долго нос отогревал.

Свой опыт, полученный в играх, дети реализуют в театрализованной деятельности, где используем с детьми инсценировки разных видов. Например, дети в игре проговаривая прибаутки, потешки передают их содержание с помощью пластических движений тела, жеста и лишь показывают то, о чем идет речь. Такая инсценировка - это целая живая картина.

Сидит кот у ворот, К себе кошечку ждет, На балалаечке поигрывает, Мышкам глупеньким подмигивает.

На материале детского фольклора составляем тематические игры-инсценировки, состоящие из произведений разных жанров на одну тему. Вашему вниманию будет предложена такая игра-инсценировка «Перчатки», которую дети разыгрывали как маленький спектакль. Такие инсценировки мы разыгрываем по подгруппам: одна группа играет спектакль, другая - зрители, а потом наоборот. Дети смотрят, подмечая удачные моменты в игре товарищей. Бывают и промахи в показе. В таких случаях, учим детей доброжелательно относится друг к другу.

Дети с удовольствием принимают участие в играх. Фольклор помогает увеличивать запас слов, в которых привлекается внимание к предметам, животным, людям. Звучность, ритмичность, напевность, занимательность потешек привлекает детей, вызывают желание повторить, запомнить, что, в свою очередь, способствует развитию разговорной речи. В результате общения с фольклорными произведениями ребенку передаются их настроения и чувства: радость, тревога, сожаление, грусть, нежность. Они расширяют словарный запас малыша, активизируют познавательное и умственное развитие, способствуют ознакомлению с окружающим миром, в результате чего развивается их восприимчивость и чувствительность, формируется гуманное отношение к миру.

Чтение народных песенок, потешек, сопровождаемые показом наглядного материала, более глубоко воздействует на чувства ребенка, способствуют запоминанию текста.

Таким образом, чтение и разучивание потешек с детьми способствует:

1. Воспитанию любви к русскому народному фольклору.

2. Развитию памяти, активной речи ребёнка, пополнению его пассивного и активного словаря.

3. Развитию эмоциональной сферы ребёнка.

4. Всестороннему развитию личности ребёнка.

Мы хотели бы обратить внимание на то, что детский фольклор помогает в работе не только воспитателям. Логопеды могут использовать фольклор в установлении контакта с детьми, создании благоприятных условий для обучения детей чистой и выразительной речи. Игры с народным словом нужны и музыкальным руководителям, т. к. они помогают развивать у детей чувство ритма, выразительность движений, творческие способности. А игры родителей и детей с использованием потешек, прибауток, приговорок и других жанров сделают их ближе духовно, что необычайно важно и для детей, и для их родителей.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Развитие речи детей старшего дошкольного возраста. Жанры детского фольклора и их характеристика. Место детского фольклора в развитии речи старших дошкольников. Экспериментальное исследование по проблеме влияния фольклора, анализ полученных результатов.

    дипломная работа , добавлен 22.06.2011

    Понятие и роль фольклора, его возникновение и развитие. История изучения и собирания произведений устного народного творчества. Классификация детского фольклора. Работа с пословицами, потешками, скороговорками и загадками на уроках литературного чтения.

    курсовая работа , добавлен 15.11.2013

    Малые фольклорные формы в жизни детей. Проблема взаимодействия танца и фольклора. Творческая направленность в танцевальной деятельности детей. Создание творческих условий для развития личности ребенка в танцевальной деятельности средствами фольклора.

    курсовая работа , добавлен 25.10.2010

    Развитие творческих способностей средствами музыкального фольклора. Опыт практического использования фольклора в системе образования на Вологодчине. Система жанров музыкального фольклора и их характеристика. Содержание и формы фольклора в работе с детьми.

    курсовая работа , добавлен 27.10.2010

    Роль фольклора в воспитании младших школьников. Жанрово-стилистические особенности малых жанров фольклора. Вариативные направления в изучении пословиц, поговорок, загадок на уроках литературного чтения. Уроки и упражнения для эффективного изучения темы.

    дипломная работа , добавлен 13.06.2015

    Определение понятия детского фольклора как художественной творческой деятельности трудового народа: поэзии, музыки, сказок и календарного фольклора. Методика знакомства дошкольников с песенками и потешками, рассмотрение их воспитательной ценности.

    курсовая работа , добавлен 18.03.2012

    Теоретические основы и особенности развития образной речи у детей пяти-шести лет. Методика использования фольклора в народной педагогике. Характеристика художественной формы детского фольклора: образная система, тяготение к ритмизированной речи и к игре.

    курсовая работа , добавлен 21.03.2012

    Особенности развития личности младших школьников и формирования их творческих способностей. Изучение русского музыкального фольклора в условиях урока музыки. Педагогическая концепция К. Орфа и традиции русского детского музыкально-поэтического фольклора.

    дипломная работа , добавлен 18.11.2011

    Психологические особенности речи детей I младшей группы. Связь между развитием речи и мышлением ребенка. Роль индивидуального общения детей со взрослыми. Детский фольклор русского народа. Особенности методики работы с фольклором в группе раннего возраста.

    контрольная работа , добавлен 18.08.2011

    Проблема развития речи детей дошкольного возраста средствами малых форм фольклора, анализ ее актуальности и мероприятия по разрешению. Содержание и структура программы "Наследие" под редакцией О.Л. Князевой, а также условия ее эффективного применения.

МДОУ «Детский сад №1»

Педагогический проект

в 1(2) младшей группе

Руководители проекта: Воспитатель: Герасимова А. И.

Воспитатель: Чужайкина Е. Ю.

Саранск 2013

Педагогический проект в 1(2) младшей группе

«Фольклор. Значение фольклора в воспитании дошкольника»

Руководители проекта:

Воспитатель: Герасимова А. И.

Воспитатель: Чужайкина Е. Ю.

Участники проекта: дети 1(2) младшей группы, воспитатели, родители.

Вид проекта: познавательно – творческий, групповой, совместный.

Актуальность : в современном мире у детей появляется большой интерес к народным традициям, праздникам, а в целом к знаниям культурных ценностей своего народа. Усвоение и принятие детьми этих ценностей возможно тогда, когда сохраняется их целостность и взаимосвязь. Трудно переоценить ту роль, которую играет устный фольклор в процессе становления личности ребёнка.

Гипотеза : Деятельность, строящаяся на принципах фольклорного творчества, будет развивать художественно – образное, ассоциативное мышление, воображение ребёнка, которое позволяет активизировать его самые разнообразные творческие проявления. То есть потешка является инструментом педагогического воздействия на ребёнка.

Предмет исследования : фольклор.

Объектом исследования является потешка, которая используется с целью ознакомления детей с устным народным творчеством.

Этап 1. Поисковый.

Цель: содействие развитию представления детей об окружающем мире через использование в воспитательно – образовательном процессе потешки.

Задачи: 1. дать образное представление об истоках и значении потешки.

2. Приобщить детей к традициям народной культуры.

3. Научить видеть внутренний мир человека и красоту природы.

4. Развивать эмоционально – нравственную сферу ребёнка средствами фольклора.

5. Воспитывать любовь к людям и животным, желание заботиться о них.

Предполагаемые итоги реализации проекта:

    Знание детьми информации о малых формах фольклора потешка, пословица, поговорка, закличка и другие.

    Понимание значения слова «потешка».

    Умение самостоятельно организовывать сюжетно – ролевые игры, используя полешку.

    Создание картотек всех видов потешек.

    Заучивание детьми потешек.

Сбор сведений

    Задать вопросы:

    Что вы знаете о потешках?

    Какие потешки вы знаете?

    О ком бы вы хотели ещё унать потешки?

Разработка плана проекта

    Отобрать иллюстрации к потешкам;

    Найти литературу, рассказывающую о потешках;

    Отобрать героев потешек;

    Обратиться за помощью к родителям.

Этап 2. Аналитический.

План проекта «Потешка»:

    Выбор темы и разработка проекта (октябрь).

    Изучение и анализ литературных источников, учебно – методических и игровых материалов, современных научных разработок, рассказов о потешках (ноябрь).

    Составить анкету и провести опрос среди родителей. Проанализировать их отношение к поданному вопросу (ноябрь).

    Создать информационный стенд для родителей (декабрь).

    Составление рабочего плана реализации проекта (декабрь).

    Знакомство детей с потешкой (январь).

    Тема: герои потешек (художественная деятельность, сюжетно – ролевые игры) (февраль – март).

    Тема: предметы быта (театральные инсценировки, дидактические игры) (март – апрель).

    Взаимодействие с родителями (постоянно).

Разработка проекта

    Создать развивающую среду:

    Внести в группу картины с иллюстрациями к потешкам.

    Пополнить уголок книги сборниками потешек.

    Изготовить альбом «Потешки».

    Организовать непосредственную образовательную деятельность.

    Совместная деятельность воспитателя с детьми.

    Изготовление с детьми карточек с иллюстрациями к потешкам;

    Экскурсии по территории детского сада;

    Наблюдение на прогулке;

    Чтение художественной литературы по теме проекта;

    Беседа с детьми по содержанию потешек.

    Самостоятельная деятельность детей.

    Настольные и дидактические игры;

    Сюжетно – ролевые игры.

    Взаимодействие с семьёй.

    Подготовить анкету для родителей;

    Выставка рисунков детей и их родителей с иллюстрациями к потешкам.

Этап 3. Практический.

Формы работы

1.Непосредственная образовательная деятельность

Познавательная деятельность (речевое развитие).

Знакомство детей с потешкаи. Проговаривание отдельных фраз за воспитателем.

Социально – личностное развитие.

Тема: «Катя умывается», «Маша кушает».

Художественная литература.

Чтение потешек про животных, о людях; потешек, используемых во время режимных моментов.

Продуктивная деятельность (рисование).

Тема: «Подарок для Петушка», «Блинчики, оладушки такие, как у бабушки».

2.Совместная деятельность с детьми, осуществляемая в ходе режимных моментов

Игровая деятельность: с/р игры: «Катя умывается», «Уложим куклу Оля спать», «Маша обедает» и другие.

Экскурсия по территории детского сада.

Чтение потешек про животныж, о людях.

Знакомство с другими видами фольклора.

Беседа с детьми «Какие потешки я знаю».

3.Самостоятельная деятельность

детей

Рассматривание картин, иллюстраций к потешкам.

Рисование животных, птиц героев потешек.

Раскрашивание раскрасок с животными и птицами.

Организация сюжетно – ролевых игр.

Лепка горошка, пряничков для животных.

4.Взаимодействие с семьёй

Подготовка анкеты для родителей.

Информация на стенде.

Консультации для родителей о значении фольклора при воспитании детей.

Этап 4. Презентация проекта.

Цель: изготовление мини – книжки.

    Дети делятся на небольшие подгруппы;

    Каждая подгруппа разукрашивает того или иного героя потешки;

    Каждая подгруппа рассказывает о своем герое в 2 – 3 предложениях;

    Оформление страниц совместно с воспитателями;

    Оформление книги с потешками.

Этап 5. Контрольный.

    Рефлексивная беседа: О каких ещё потешках вы хотите узнать?

    Беседа с родителями.