Почему ребенок начал заикаться в 3. Ребенок стал заикаться? Лечим заикание у детей в домашних условиях

С раннего возраста дети осваивают речь, знакомятся с разными буквами и звуками. Сначала они пробуют создавать из них слова, а затем полные красивые предложения. Что делать, если ребенок внезапно начал заикаться? Как помочь ему справиться с этой проблемой?

Причины заикания

Заикание у детей - это не распространенное заболевание, и встречается только у пяти процентов. Считается, что физиологическая причина заикания кроется в речевых мышцах. Ребенку сложно произносить нужные звуки, потому что возникают сложности с координацией этих мышц.

Наиболее часто подобные проблемы с речью возникают у детей дошкольного возраста, от двух до пяти лет. Именно в этом возрасте ребенок начинает заикаться. Специалисты сходятся во мнении, что невозможно выделить одну причину, которая вызвала заикание. Обычно это несколько факторов. И сейчас мы их внимательно рассмотрим.

Первая причина заикания - генетическая. В шестидесяти процентах случаев заикание передается по наследству. Если ребенок заикается, возможно у кого-то из членов вашей семьи в детстве тоже были сложности с речью.

Вторая причина - быстрое развитие ребенка. В возрасте от двух до пяти лет у детей происходит быстрое физическое, эмоциональное развитие и формирование навыков речи. Все дети разные, поэтому у кого-то это происходит стремительно и гладко. А у некоторых возникают задержки с речью, и проявляются они в форме заикания.

Следующая причина - внешние факторы. В эту категорию входит влияние родителей на поведение детей. Их отношение к детям, ожидания от развития ребенка. Многие родители хотят, чтобы развитие ребенка проходило быстро, особенно это касается их речи. Иногда это желание проявляется слишком сильно и оказывает давление на детей. После этого ребенок замыкается в себе, что нередко становится причиной заикания. Атмосфера в семье также влияет на развитие речи ребенка. Частые ссоры родителей и критика становятся причиной замыкания ребенка в себе, а затем проявляется в виде затруднений с речью.

Признаки, что нужна помощь профессионалов

Встречаются разные степени заикания. Бывает легкая форма, когда трудности с произношением возникают в некоторых словах и нерегулярно. В более тяжелых случаях ребенку сложно произносить большинство слов, причем это отражается еще и на мышцах лица - речь нарушается из-за их постоянных сокращений. Если у ребенка проявляются симптомы хронического заикания, нужно срочно обратиться за помощью к специалисту. Какие это симптомы?

6 симптомов хронического заикания

  1. Вы заметили, что заикание появилось у ребенка в возрасте трех с половиной лет;
  2. Проблемы с речью продолжаются уже около шести месяцев;
  3. У ребенка есть другие проблемы с произношением звуков, ему сложно выговаривать некоторые буквы;
  4. Речевые навыки ребенка развиваются с явной задержкой и нарушениями;
  5. Кто-то из членов семьи заикался в детстве;
  6. Ваш ребенок - мальчик. Хроническое заикание в дошкольном возрасте больше распространено среди мальчиков.

Но если вы не заметили у ребенка серьезных осложнений, то помочь ему избавиться от заикания можно в домашних условиях. И мы поделимся несколькими простыми советами и упражнениями.

7 способов избавиться от заикания в домашних условиях

  1. Разговаривайте с ребенком в неспешной манере и при общении делайте четкие паузы между словами. Терпеливо выслушивайте фразы ребенка до конца. Как это поможет? Ваш ребенок увидит, что вы не пытаетесь торопить его речь. Вы внимательно слушаете каждое слово и готовы ждать сколько ему потребуется. Как только ребенок поймет, что ему не нужно спешить и вы принимаете его речь, какая она есть, он прекратит спешить и волноваться. От волнения дети заикаются еще больше. Поэтому создайте для ребенка комфортную атмосферу, в которой он будет чувствовать себя спокойно и расслабленно. Чем меньше ребенок будет переживать и волноваться, чем лучше будет его речь.
  2. Не задавайте много вопросов. Когда взрослые задают ребенку вопросы, его волнение увеличивается. Позвольте ребенку больше говорить в свободной форме. Когда он выражает свое собственное мнение, он чувствует себя увереннее, нежели, когда отвечает на поставленные вопросы.
  3. Показывайте внимание к словам ребенка также с помощью жестов и мимики. Открытая поза, дружеский и внимательный взгляд помогут ребенку понять, что его слушают. Ребенок почувствует себя спокойнее, раскрепощённые и будет высказывать мысли без стеснения и боязни быть непонятым.
  4. Поощряйте фразы ребенка, которые произнесены без заикания. Похвалите его за беглую и понятную речь. Например, скажите: "Как здорово, что эту фразу ты сказал без заикания! Попробуй сказать следующее предложение точно также". Главное, укажите за что именно вы его хвалите. Тогда ребенок будет стараться совершенствоваться в этом направлении.
  5. Начните с коротких предложений. Предложите ребенку выражаться краткими фразами, при этом говорить их без заикания. Пускай по началу предложения будут простыми, зато ребенок научится говорить их без речевых дефектов. Постепенно предлагайте увеличить размер предложений. Так ребенок будет говорить все больше фраз без заикания.
  6. Пойте вместе или растягивайте слова на манер песни. При растягивании слов ребенок учится контролировать заикание и дольше произносить слова без помех. Выберите несколько простых мотивов, которые понравятся ребенку. Два раза в день будет достаточно. Встречайте утро с песней, также пропевайте фразы и отдельные слова вечером.
  7. Создайте между вами и ребенком атмосферу понимания и сотрудничества. дайте ребенку понять, что вы ни в коем случае не осуждаете речевой недостаток. И расскажите, что это возможно исправить, нужно лишь приложить усилия. Установите доверие с ребенком, чтобы вместе идите по пути исправления недостатка.

Помните, что заикание - это недостаток речи, который исправляется. Родителям, в период исправления заикания, важно проявить чуткость. Обратите внимание, чтобы проблемы с речью не привели к стеснению и комплексам в дальнейшем. Если вовремя заметить проблему, можно справиться с ней еще в дошкольном возрасте.

Если вас и вашего ребёнка коснулась такая неприятная проблема как заикание, то рекомендуем прочесть данную статью, в которой мы расскажем о том, что делать, если ребёнок начал заикаться.

В первую очередь, эксперты сайта сайт хотят отметить, что не стоит ждать того, что с возрастом заикание ребёнка пройдёт само по себе - как можно скорее обратитесь к логопеду. Досадное запинание на каждом слове встречается у деток в возрасте от 2-ух до 5-ти лет. Если мама вовремя обратится за помощью к логопеду, то проблему заикания можно искоренить раз и навсегда, причём за короткий промежуток времени.

Почему ребенок заикается?

Медицинский термин заикания называется – логоневроз. Врачи утверждают, что данный дефект речи возникает по причине зажимов в разнообразных частях речевого аппарата. В группе риска все детки, у которых наблюдается врождённая слабость речевого аппарата или разнообразные особенности в нервной системе, такие как: тревога, нестабильность и сверхэмоциональность. Подвержены заиканию ещё те малыши, которые перенесли какие-либо родовые травмы, к примеру, асфиксию. Но есть и другие причины появления логоневроза. О них мы расскажем чуть подробнее.

У заикания есть физиологические факторы. Это могут быть последствия органических поражений центральной нервной системы, к примеру, черепно-мозговая травма или нейроинфекция. Общее ослабление нервной системы и всего организма в целом, может произойти по причине интоксикации или таких болезней как коклюш, скарлатины и корь.

Что касается социальных (психологических) факторов заикания, то вих ряды входят такие распространённые причины, как: психическая травма, к примеру, нападение собаки или сильный испуг. Неблагоприятная домашняя обстановка, это шлепки, грубость, резкий окрик или, ещё хуже, угрозы со стороны родителей. Причиной детского заикания может быть просто недопонимание в отношениях родителей.

Заиканием малыш начинает страдать по причине больших умственных нагрузок в самом раннем, ведь часто родители мечтают о ребёнке-гении. Также стоит учесть что, к примеру переучивание «леворукости» на «праворукость» так же для малыша может окончиться заиканием.

Как лечить и что делать, если ребенок заикается

Для лечения заикания требуется комплексный подход, и в первую очередь, это объединённые усилия психолога, невролога и логопеда. И чем раньше взяться за эту проблему, тем быстрее придёт положительный результат.

Помощь специалистов

Итак, каково будет лечение и к каким специалистам стоит обратиться:

  • Психотерапевт . Этот специалист раскроет причину заикания, с которой и надо будет бороться.

  • Невролог . Этот врач назначит ребёнку курс успокаивающих препаратов. Они укрепят хрупкую нервную систему малыша.

  • Логопед . Он скорректирует ритм и темп речи, при помощи специализированных упражнений. Проводя регулярно эти упражнения, малыш будет тренировать мышцы речевого аппарата. Надо будет проводить и специальную . Полезны малышу будут музыкальные игры, к примеру, ритмика логопедическая.

Работа родителей с малышом

Родители также не должны оставаться в стороне. Дома они могут многое сделать для того, чтобы лечение продвигалось быстрее и эффективнее. Необходимо создать комфортные условия для малыша. В эти условия входят: правильный режим дня, полноценный сон, прогулки по городу и отдых на даче (где свежий воздух). А ещё, спокойная обстановка дома, тоже как нельзя лучше поможет избавиться от заикания.

Однако при этом надо исключить:

  • шумные игры;

  • ограничить время компьютерных игр;

  • ограничить время просмотра телевизора;

  • поменьше шумных компаний;

  • старайтесь не сориться (как с ребенком, так и с мужем).

Правильное общение с ребёнком

Говорите спокойно и дружелюбно. Хочется сказать родителям, что во время разговора, малыша нельзя перебивать или подгонять – его надо выслушивать. Если логопед посоветовал, то раз в неделю, надо устраивать «день молчанки», то есть, меньше говорить, а на все вопросы малыша отвечать коротко, лаконично и ясно. Такое лечение необходимо деткам для того, чтобы речевой аппарат чуточку расслабился. А после некоторой паузы, этот самый речевой аппарат может начать работать в совершенно новом ритме, без заикания.

И ещё, заподозрив у крохи заикание, не стоит впадать в отчаяние. Этот дефект в речи излечим. К тому же, люди, которые раньше сильно заикались, в будущем вполне могут стать выдающимися ораторами. Истории известны такие случаи: к примеру, Демосфен – древнегреческий оратор, в детстве сильно страдал заиканием.

Игры для лечения заикания

  1. Попробуйте ребёнка научить правильному дыханию. Это очень важно! Так как от этого зависит плавность речи. Помогут такие игры, как надувание мыльных пузырей или воздушных шариков.

  2. Снять страх перед общением помогут так же дыхательные упражнения, которые к тому же, помогут малышу расслабиться. Например, попробуйте вместе сымитировать шум ветра или шелест деревьев, звук спущенного колеса или звук поезда.

  3. Трудные слова можно напевать. Пойте песенку вместе – это придаёт ребёнку уверенности.

Малыш заикается, можно ли его отдавать в детсад?

Для начала родителям надо пройти консультацию с двумя специалистами: с логопедом и с психоневрологом (услышать их мнение в данном конкретном случаи). Детсад, безусловно, полезен всем деткам, без исключения. Ведь именно там, они «проходят путь» социального развития. Но, если ребёнок страдает сложным логоневрозом, то садик надо выбирать специализированный, а именно - логопедический.

Доброе время суток , Дорогой читатель ! Замечаете, что ребенок стал заикаться , не спешите наводить панику , так как с такой проблемой борются большинство родители , ведь заикание на ранней стадии вполне излечимо . Но придется приложить много сил и времени , так как это не тот случай где помогут пару пилюль .

Процедура лечения заикания у ребенка , в отличие от взрослых , проходит легче и поэтому больше положительных результатов . Но не стоит надеяться на «авось» , как только стали замечать первые признаки заикания малыша , срочно принимайте меры .

Максимальные положительные результаты лечения заикания у ребенка , достигаются до четырех летнего возраста.

Как заявляют российские врачи и психологи , критическим возрастом является от 2 -х до 5 -ти лет . Они выявили симптомы заикания , и на них следует обращать особое внимание.

Ваше чадо неожиданно начинает говорить реже или вообще не желает разговаривать . Если это продолжается на протяжении несколько дней , то не стоит тянуть и нужно в обязательном порядке обратиться к врачу . Проблема с речью взаимосвязана с нервной системой Вашего малыша . Следовательно , в этой проблеме обязаны участвовать не только Вы , но и невролог .

Проблемы с нарушением плавности речи , начинаются в детстве , когда Ваш ребенок произносит какие -либо слова с запинками , повторяет их , растягивает слоги и звуки . Достигнув двух летнего возраста , малыш уже начинает составлять из слов длинные предложения , чтобы выразить свои мысли . Но попытавшись несколько раз подряд повторить какую нибудь фразу и не может подобрать слова , то замолкает . И если такое случается постоянно , да еще к тому же сжимает не произвольно кулачки , взмахивает руками и топчется с ноги на ногу , то пора применять действия и помочь малышу .

Заикание — это известное речевое заболевание связанное с расстройством речи , которое случается и в зрелом возрасте человека , но значительнее встречается у детишек до семи лет , и выявляется у мальчиков чище потому как психоэмоциональная выносливость к внешним факторам очень низкая , нежели у девочек .

Виды и причины заикания :

  1. Физические . Причиной служит перенесенная болезнь ребенка , которая повлияла на развитие малыша . Послужить может и родовая травма , либо болезнь которую ребенок перенес еще в утробе матери .
  2. Психические . Причина из — за сильного испуга , стрессовое переживание , ребенок испытал страх и другие ситуации , которые могут оказать свое влияние на психическое состояние малыша .
  3. Социальные . Возникают из — за недостаточной развитой речи , или очень сильной умственной нагрузкой . Не исключено , что может повлиять и простое подражание к человеку , который заикается .

Так что , считать причиной только один испуг — ошибочно , потому как есть масса других причин способных вызвать заикание у ребенка .

Заикание , которое вызвано при испуге называется — логоневроз . С таким заиканием встречаются чаще и при лечении речевые функции целиком восстанавливаются .



Причин в появления заикания очень множество

  1. Одна скрывается в секрете кода генетики (наследственная предрасположенность ).
  2. Вторая причина связывается со слабой нервной системой (неудачная беременность , осложнения после инфекционного заболевания ). По статистике в 80 -ти процентах случае заикание связанно с психологическими травмами . Сильные переживания , скандалы родителей , крики на малыша , наказание .

Как побороть заикание :

  1. Обращения к детскому невропатологу
  2. После выявления причины , невропатолог назначит принимать успокоительные средства
  3. Еще не будет лишним обратиться к логопеду

Что нужно знать маме, если ребенок стал заикаться :

  1. Слежка за режимом малыша
  2. У заикающегося ребеночка

1 . Если ребенок заикается, не следует винить себя или окружающих. Он ни в коем случае не является неудачником из-за этого.

2 . Многие люди могут периодически заикаться.

3 . Есть специальные техники, которые помогают контролировать свою речь, при желании им можно научиться.

4 . Отдельные люди могут заикаться больше других.

Каждый родитель желает, чтобы его ребенок разговаривал всегда ровно, правильно и не заикался. Достаточно тяжело видеть и слышать, как твой малыш изо всех сил старается что-то сказать, а у него ничего не выходит.

Что делать если ребенок заикается ?

Принять
Одним из наиболее важных шагов в лечении заикания является организация атмосферы, при которой принимаются любые речевые ошибки. Только при таком отношении к малышу придёт осознание того, что не следует стесняться своих речевых ошибок. Такого рода осознание даёт возможность для экспериментов с речью и нахождения путей, которые ему помогут. Понимание, что семья его любит и принимает таким, какой он есть, поможет снять с ребенка стресс и повысит самооценку. Не забывайте, что самое важное – это то, что кроха говорит, а не то, как он это делает.

Игнорировать заикание
Замечания по поводу неправильной речи со стороны родителей могут только усугубить проблему. Игнорировать заикание – это вовсе не означает, что вам ничего не следует делать, не обращаться к специалистам и пустить проблему на самотёк. В данном случае предлагается только не обращать излишнего внимания на трудности речи. Маленькому человеку такого комментария от родителей, как «тебе это было немного трудно сказать? Не переживай, у меня такое тоже бывает» вполне хватит, чтобы быть уверенным, что вы полностью на его стороне. С детьми постарше можно открыто (и как бы между делом) обсудить этот вопрос – это даст им необходимую поддержку.

Вмешательство других
Если ваш ребенок заикается, то (наверное) окружающие дают вам большое количество советов по поводу борьбы с этим. Малышу ежедневно приходится общаться с множеством людей: с друзьями, с учителями, с родственниками и так далее. В свою очередь вы, как ответственные за него люди, скорее всего стараетесь узнать как можно больше о его проблеме и понимаете, что ему помогает, а что нет. И только от вас будет зависеть, станете ли вы разъяснять окружающим, как нужно общаться с вашим ребенком, чтобы он смог справиться с ней.

Заикающийся малыш очень нуждается во внимании родителей, постарайтесь выделить как можно больше времени для общения с ним. У детей, которые страдают от заикания и относятся к группе риска, нервная система сильно ослаблена, поэтому они нуждаются в индивидуальном подходе, спокойной семейной обстановке, правильном общем и речевом режиме. Постарайтесь как можно меньше читать разных книг, которые не соответствуют их возрасту и могут вызывать чувство страха. Ведь оно может стать постоянным.

Ограничьте просмотр телевизора (особенно перед сном) и различных передач, которые не соответствуют его возрасту. Это перевозбуждает и утомляет кроху. Не следует его сильно баловать, исполняя все прихоти, потому как любой отказ или противоречие может стать для него психической травмой. Обязательно должны соответствовать его возрасту предъявляемые к нему требования. Также они должны быть постоянными и одинаковыми со стороны всех окружающих его людей.

Не перегружайте кроху впечатлениями. Если в это время не будет соблюдаться режим и правильность воспитания, это может стать причиной осложнений. Большое значение для малышей, которые заикаются, имеют занятия танцами или пением. Они помогают развить правильное речевое дыхание, чувство ритма и темпа.

Если вы вдруг заметили, что ваш ребенок начал заикаться, следует создать для него режим наибольшего эмоционального и речевого покоя. На время нужно уберечь его от посещения школы или детского сада, от общения с друзьями и от визитов гостей. В тоже время все члены семьи должны разговаривать в более медленном темпе. Поневоле такой темп речи перейдёт и к малышу, а запинки обязательно исчезнут.

Ещё имеет смысл смена обстановки для создания крохе курортных условий. Путешествие на дачу, на море или в санаторий, соблюдение режима, физические нагрузки на природе и правильное питание должны благотворно повлиять на его речь, и после возвращения можно будет забыть о проблеме. Не пожалейте усилий в течение первых двух месяцев и, скорее всего, вопрос разрешится.

Иначе крохе придётся с этим жить. Это значит, что его научат говорить правильно, но он от этого не перестанет быть заикающимся, и ему нужно будет постоянно контролировать свою речь. Существует ряд техник плавной речи, пользоваться которыми может научить логопед. Ещё есть портативные приборы – они позволяют корректировать речевой ритм и тембр.

Вашему вниманию представлены несколько упражнений, с помощью которых вы сможете самостоятельно помочь заикающемуся ребенку.

Расслабляющий массаж плечевого пояса, шеи и лица. Делайте лёгкие поглаживающие движения, сопровождая их ласковым общением. Выговаривайте слова тихо, нараспев. В конце массажа скажите: «напряжение улетело и расслабилось всё тело».

Игра в молчанку. Её основная цель – создать для ребенка режим молчания. Проявите фантазию, убеждая малыша в необходимости молчания. Например, вы можете придумать игру с подводным сюжетом, в которой нельзя открывать рот, иначе можно захлебнуться.

Логоритмические упражнения – это когда кроха одновременно двигается и говорит. Произносите такие строки: «Мы ногами топ-топ-топ, мы руками хлоп-хлоп-хлоп, и туда, и сюда повернёмся без труда». При этом слова сопровождайте движениями. Вы можете купить для этого специальный диск «Весёлая логоритмика».

Счёт до десяти с постепенным увеличением количества числительных, произносимых на одном выдохе:
a ) одиииин (при этом растягивается гласный),
b ) одиндвааааа,
c ) одиндватрииии,
d ) одиндватричетыыыыыре,
e ) одиндватричетырепяааааать (и таким образом продолжайте до десяти).

Парадоксальная дыхательная гимнастика Стрельниковой «Пожар» или «Собака». Для данного упражнения малышу нужно представить, что он собака, которая учуяла пожар носом. Один из родителей вслух повторяет слова: «Гарь! Горит! Огонь! Тревога!». При этих словах у ребенка становится прерывистое дыхание (вдохи должны быть короткие и резкие). Следует активно задействовать крылья носа, а голову поворачивать из стороны в сторону.

Дайте возможность крохе играть с песком, конструктором, мозаикой, водой, красками. При этом пусть он сопровождает игру речью.

Просматривайте с ним предметные картинки, используя сначала сопряжённую, а потом отражённую речь. Для этого выберите до двадцати картинок, на которых изображены предметы, имеющие несложные названия. Начинайте потихоньку проговаривать слова, растягивая гласные в середине слова (книииига, зеееееркало, машииина, паровооооз). Пусть малыш повторяет за вами слова, произнося их также как и вы. После того как он начнёт добиваться успеха, можете переходить к картинкам с сюжетом. Только теперь он должен повторять словосочетания (зеркало разбииииилось, машина ееееедет, паровоз пыхтиииит, книга упааааала).

Игра на пианино. Данное упражнение предназначено для синхронизации ведущей руки с речевым аппаратом. Ведущая рука (у правшей она всегда правая) лежит в расслабленном состоянии на произвольной поверхности. Начиная с большого пальца, по очереди, направляясь к мизинцу, подражаем игре на пианино. Замещаем звуки воображаемого пианино цепочкой слогов: ма-мо-му-мы-мэ, па-по-пу-пы-пэ. Обязательно следите, чтобы нажатия пальцев на доли секунды обгоняли произносимые слоги (только не наоборот). После того как все слоговые цепочки проработаны, можно приступать подобным образом проговаривать слова и короткие фразы.

Поможет избавить ребенка от заикания в домашних условиях методика, представленная в этом видео.

Чем раньше вы начнете принимать необходимые меры, тем больше вероятность победы над заиканием. Однако в любом случае желательно обратиться к хорошему специалисту, чтобы он помог вашему малышу если не излечиться полностью, то хотя бы научиться контролировать свою речь.

Заикание – это нарушение коммуникативной функции речи, сопровождающиеся нарушением темпа, ритма и плавности, вызванное судорогами артикуляционного аппарата. Заикание относится к самым распространённым детским неврозам.

Задержка произношения звуков и слогов связана с судорогами речевой мускулатуры: мышц языка, губ, гортани. Они подразделяются на тонические и клонические судороги.

Тонические судороги – это затруднение произношения согласных звуков.

Клонические судороги — это когда ребёнок повторяет звуки или слоги в начале слова, произносит лишние гласные (и, а) перед словом или фразой. Встречается и тонико-клоническое заикание.

Первые симптомы заикания возможны разного характера – это могут быть повторения первых звуков, слогов и невозможность дальнейшего проговаривания слов. Ребёнок как бы начинает пропевать первый слог. Например – «Та-та-та тапки». Либо невозможность начала фразы — тонические судороги.

Появляются голосовые судороги — протягивание гласного звука в начале или середине слова. Первые симптомы заикания возникают в период развития фразовой речи. Это возраст от 2 до 5 лет. Если вы замечаете, что у ребёнка отмечаются сбой в дыхании во время речи, голосовые трудности, он не может начать фразу, если начинаются повторы первых слогов слов или протягивания гласных звуков, то это тревожные симптомы и нужно обратить на них внимание.

Если вовремя не обратить внимание, то такое речевое поведение может воплотиться в настоящее заикание, вызывающее не только проблемы с речью, но и трудности в социальной сфере. У взрослых процесс резко нарушен и работает большее количество мимической мускулатуры, мышцы шеи, верхний плечевой пояс. Социальная картина – некрасивая. Но этот дефект речи не является необратимым нарушением и в большинстве случаев его можно вылечить. Усилия, приложенные в борьбе с заиканием, сделали некоторых людей знаменитыми. Эти люди: Демосфен, Наполеон, Уинстон Черчилль, Мэрилин Монро.

Заикание начинается, к счастью, у малого процента детей. Согласно статистике, только у 2,5 % детей есть этот изъян. Городские дети заикаются чаще, чем малыши из сельской местности.

Среди заикающихся детей мальчиков больше, чем девочек. Это связывают со структурой полушарий. Полушария у женщин организованы так, что левое полушарие работает лучше, чем правое. Благодаря этому у девочек обычно раньше начинается речь, они легче побеждают те речевые трудности, которые обычно ожидают в 2,5 — 4 года.

Когда ребёнок начинает говорить фразами, он постигает затруднения при подборе слов, согласовывание их в числе, роде и падеже. Иногда мы видим, что на этой фазе ребёнок разговаривает взахлёб, с небрежностью, он испытывает затруднения при подборе слов, он торопится. И тогда мы слышим у ребёнка такие специфические запинки, которые квалифицируются как склонность к заиканию.

У ребёнка 2 — 3-летнего возраста стоит отличать заикание от запинок несудорожного характера. При запинках нет судорог артикуляционного аппарата — ни голосовых, ни дыхательных. Запинки всегда имеют эмоциональную природу. Они случаются, так как в возрасте 2 — 5 лет речевые возможности малыша не успевают за его мыслями, и ребёнок как бы захлёбывается. Это называется физиологическими итерациями или запинками. Ребёнок с заиканием при просьбе сказать лучше ухудшит свою речь, а ребёнок с запинками, наоборот, улучшит.

Разделяют внешние и внутренние причины возникновения заикания.

Внутренние причины:

  1. Неблагоприятная наследственность. Если у родителей есть заикание или даже быстрый темп речи, подвижная возбудимая психика, то передаётся именно такой тип нервной системы ослабленного характера, который потом способствует возникновению заикания.
  2. Патология во время беременности и родов. Это факторы, которые могут неблагоприятно отразиться на мозговых структурах ребёнка, отвечающие за речь и двигательную функции. В частности, любая хроническая патология у родителей, болезни мамы во время беременности.
  3. Органические поражения нервной системы при черепно-мозговых травмах, нейроинфекции.
  4. Болезни органов речи (гортань, нос, глотка).

Внешние причины:

  1. Функциональные причины встречаются гораздо реже, и должна опять же быть предрасположенность органического характера, определённый тип нервной системы, который не выдержит некоторых нагрузок, стрессов. Испуг, тяжёлые болезни в период с 2 до 5 лет, которые вызывают ослабление организма и снижают устойчивость нервной системы организма. Также это неблагоприятная обстановка в семье. Заикание у детей также появляется как результат излишне строгого воспитания, повышенных запросов к ребёнку. Иногда родители желают сделать из своих детей гениев, заставляя учить длинные стихи, говорить и запоминать трудные слова и слоги. Всё это может привести к нарушению развития речи. Заикание у детей может усиливаться или уменьшаться. Заикание становиться более сильным, если ребёнок переутомляется, простывает, нарушает режим дня, его часто наказывают.
  2. Диссонанс между полушариями мозга, например, когда ребёнка-левшу переучивают в правшу. По данным организации всемирного здравоохранения около 60 — 70% переученных левшей заикаются.
  3. Подражание заикающемуся члену семьи или другому ребёнку.
  4. Недостаток родительского внимания при формировании речи, и, как следствие быстрая речь и пропуск слогов.

1. Самое первое и важное, что должны сделать родители – это обратиться к специалистам, которые занимаются проблемами заикания. Если вы увидели первые признаки заикания, то необходимо обращаться в поликлиники к логопедам, психиатрам, неврологам и психологам. Они дадут необходимые рекомендации, если нужно, то назначат медикаментозное лечение и скажут, что делать на первых порах;

Лучше сначала обратиться к неврологу: получить лечение, пройти курс и потом на базе этого начинать занятия с логопедом. Задача педиатра – вылечить сопутствующую патологию, укрепить организм, профилактировать простудные заболевания, в частности, заболевания уха и голосовых связок. Также важно вылечить хронические заболевания, вывести их на стойкую, длительную ремиссию. Физиотерапевтические процедуры также важны в лечении. Это будут занятия в бассейне, массаж, электросон.

Психотерапевт показывает ребёнку, как победить своё заболевание, помогает комфортно ощущать себя независимо от ситуации, помогает побороть страх в общении с людьми, даёт понять, что он полноценный и ничем не отличающийся от других детей. Занятия осуществляются вместе с родителями, помогающими ребёнку преодолеть заболевание.

Стоить помнить, что чем раньше вы примете меры, тем лучше. Чем больше стаж заикания, тем тяжелее от него избавиться. Следует попытаться побороть заикание до зачисления ребёнка в школу, а для этого нужно как можно раньше обратиться к логопеду и следовать всем его указаниям, так как в программу обучения входят выступления на публике при ответе на вопросы преподавателя, что может послужить большой проблемой для вашего чада.

Борьба с заиканием с возрастом будет более сложной из-за закрепления навыков неправильной речи и сопутствующих нарушений.

2. Перейти на замедленный темп речи всей семье. Обычно ребёнок легко подхватывает этот темп и через 2 — 3 недели начинает отзеркаливать его. Хорошо играть в молчанку. Вам необходимо придумать любую сказочную историю, объясняя ребёнку, почему это нужно делать. Недопустимо разговаривать с ребёнком короткими фразами и предложениями.

3. Ограничение общения. Ребёнку не следует посещать учебные, дошкольные учреждения, а остаться дома на 2 месяца. Также нужно прекратить все визиты к гостям.

4. Начать пить успокоительный сбор. Например, «Баю-бай».

5. Проанализировать ситуацию в семье. Необходимо обращать внимание, когда ребёнок начинает заикаться, в какое время суток, отмечать все провоцирующие факторы. Это нужно для того, чтобы, когда вы пойдете к специалисту, у вас уже был дневник наблюдений.

6. Успокоить ребёнка: убрать телевизор, громкую музыку, эмоциональную нагрузку, дополнительные занятия. Полезно включать ребёнку спокойные аудиосказки. Ссориться в семье перед ребёнком недопустимо. Важно исключить переутомление и перевозбуждение ребёнка. Не принуждайте малыша по много раз проговаривать трудные слова. Реже делайте замечания и чаще хвалите ребёнка.

7. Игры для профилактики заикания. Они создают правильное дыхание на глубокий вдох и медленный выдох. Прежде всего занимайтесь с ребёнком спокойными играми. Например, вместе рисуйте, лепите, конструируйте. Очень полезно увлечь ребёнка неспешным чтением вслух и размеренным декларированием стихов. Такие занятия помогут ему корректировать речь. Учите стихи с короткой строкой и чётким ритмом. Отлично помогает маршировка, хлопки под музыку, танцы, пение. Пропевание трудных моментов и шёпотная речь помогает избавиться от судорожных моментов.

Примеры упражнений для формирования правильного дыхания на глубокий вдох через нос и медленный выдох через рот:

  • «Стеклодувы». Для этого вам понадобятся обычные мыльные пузыри. Задача малыша — надуть их как можно больше;
  • «Кто быстрее». Для неё вам понадобятся ватные шарики. Задача малыша — сдуть шарик со стола первым;
  • Для детей школьного возраста подойдёт игра с надуванием шаров. Полезно научить ребёнка играть на простых духовых инструментах (свистки, дудки);
  • а во время купания поиграйте в «Регату». Перемещайте дутьём лёгкие игрушки;
  • «Фонтанчик». Игра заключается в том, что ребёнок берёт соломку и дует через неё в воду.

Если дети постарше, то можно использовать дыхательную гимнастику Стрельниковой. Она основана на коротком вдохе носом;

  • «Домашняя песочница». Сначала нужно позволить играть с песком ребёнку молча. А на заключительных этапах просить рассказать, что ребёнок построил.

8. Очень полезно, укладывая ребёнка спать, сделать ему расслабляющий массаж. Он проводится мамой, которая сидит у изголовья постели ребёнка. Проводятся мягкие массирующие движения, которые расслабляют органы артикуляции, верхний плечевой пояс.

9. Дублирование речи пальцами ведущей руки. Речевой и центры, отвечающие за ведущую руку, имеют в коре головного мозга почти одно и то же представительство. Когда двигается рука, то сигнал бежит в мозг. Та часть коры головного мозга приходит в возбуждение и, поскольку речевые центры находятся здесь же, то рука начинает, как на буксире, тянуть за собой речь. То есть мы делаем движение руки на каждый слог. Детям младшего возраста можно делать движения двумя пальчиками.

На логопедических уроках подбираются упражнения, убирающие напряжение и делающие речь плавной и ритмичной. Ребёнку следует повторять упражнения дома, добиваясь чёткости речи.

Уроки имеют определённую систему, этапность, последовательность. Сначала дети изучают правильное повествовательное изложение текста. Они читают стихи, осуществляют пересказ домашнего задания. Особенность этого повествования в том, что ребёнок чувствует себя комфортно, он понимает, что ему не выставят оценку и не будут над ним насмехаться. Речь детей при таких упражнениях становится размеренной, спокойной, интонация не меняется. При достижении отсутствия заикания в повествовательном рассказе ребёнок привносит эмоциональную окраску в речь: где-то повысит голос, где-то сделает акцент, а где-то театральную паузу.

На занятиях имитируются разные повседневные ситуации, в которых оказывается ребёнок. Это учит его бороться с заиканием вне кабинета логопеда.

Обязательно поддерживайте у ребёнка хороший эмоциональный настрой. Ребёнку следует давать награду за его успехи. Пусть это будет просто похвала, но ребёнок должен чувствовать важность своих достижений. Присутствие примеров правильной речи обязательно на занятиях. Примером может быть речь логопеда, других детей, уже прошедших курс лечения. Логопедическая ритмика — важный пункт в лечении заикания. Это упражнения для голосовых, мимических мышц, подвижные игры, пение, хороводы.

Обязательно задавайте ребёнку задания на дом для того, чтобы лечение не ограничивалось только кабинетом логопеда.

Современные логопедические методы помогают ребёнку довольно быстро одолеть болезнь и вести полноценный образ жизни.

— один из общепринятых методов лечения. Они развивают мышцы аппарата речи и голосовые связки, учат глубокому, свободному и ритмичному дыханию. Также полезно воздействуют на дыхательную систему в целом, расслабляют ребёнка.

12. Компьютерные программы действенный метод лечения заикания. Они синхронизируют речевой и слуховой центр в головном мозге. Ребёнок дома, сидит за компьютером и говорит в микрофон слова. Происходит небольшая задержка благодаря программе, разрешающая ребёнку слышать свою речь, и он подстраивается под неё. И, как следствие, речь становится плавной. Программа разрешает разговаривать ребёнку в обстоятельствах с эмоциональной окраской (радость, гнев и др.) и даёт совет, как одолеть эти факторы и улучшить речь.

13. Существует также метод гипноза для детей старше 11 лет. Этот метод позволяет избавиться от спазма речевой мускулатуры, страха выступать на публике. Речь после 3 — 4 процедур становится плавной и уверенной.

14. Метод точечного массажа относится к нетрадиционной медицине. Специалист влияет на точки на лице, спине, ногах, грудной клетке. Благодаря этому методу происходит улучшение регулирования речи со стороны нервной системы. Массажем лучше заниматься постоянно.

15. Лечение медикаментозными препаратами является вспомогательным методом лечения заикания. Такое лечение проводит невролог. Используются противосудорожная терапия, успокоительные средства. Благодаря лечению налаживаются функции нервных центров. Успокаивающие средства также хорошо помогают в лечении заикания: отвар и настой трав (пустырника, корня валерианы, мелиссы). Убрать заикание при применении одних лекарств не представляется возможным.

16. Общеукрепляющие методы , такие, как режим дня, правильное питание, закаливающие процедуры, исключение стрессовых ситуаций также приносят пользу в борьбе с заиканием. Также важен долгий сон (9 часов и более). Для глубокого сна можно вечером помыться в тёплом душе или принять ванну с расслабляющими добавками (например, хвоей).

Питаться ребёнок должен витаминизированной пищей, включающей больше молочных и растительных продуктов. Необходимо ограничить ребёнка в мясе, острых блюдах, убрать крепкий чай, шоколад.

  1. Соблюдать режим дня. Ровное спокойное течение жизни способствует укреплению нервной системы.
  2. Благоприятная атмосфера в семье. Доброжелательная, спокойная атмосфера, в которой ребёнок ощущает надёжность. Доверительные отношения, чтобы, когда у ребёнка появляются страхи или тревога, он мог всегда обратиться к родителям.
  3. Воспитывать эмоциональную устойчивость. Стрессы и волнения будут всегда в жизни ребёнка. Родители должны научить детей выходить из разных стрессовых ситуаций. Привить ребёнку чувство, что всегда можно найти какой-то выход.

Заключение

Борьба с заиканием — это нудный, тяжёлый, кропотливый труд. Но существуют исторические примеры, которые показывают героизм людей, когда они побеждали заикание и формировали боевой характер.