Правовая ответственность родителей за воспитание детей. Старт в науке

Казалось бы, вопрос об ответственности родителей за воспитание детей, как моральная, так и юридическая, понятна всем и не вызывает никаких сомнений. Тем не менее, далеко не в каждой семье, имеющей ребенка, существует представление об этом, и далеко не каждая семья может показать образец адекватного отношения к детям. Так же, как и то, что не в каждой семье существует порядок, дисциплина и режим, но главное – доверительные отношения с ребенком и членами семьи. Некоторые родители вообще не могут и не должны воспитывать детей и даже находиться рядом с ними. Так какова же за воспитание детей, в моральном и законном плане?

Воспитание и моральная ответственность

Воспитание детей представляет собой многогранный сложный процесс, результатом которого является формирование морально правильной личности, способной адаптироваться в социуме, приносить пользу себе и людям, жить полноценной счастливой жизнью. Все воспитание детей включает в себя многие аспекты – это воспитание ребенка как духовно богатой личности, это воспитание человека в морально-этическом плане, воспитание физическое, сексуальное, воспитание определенных черт характера. Воспитание – это ответственность родителей, отличная от любой другой работы или обязанности.

Задача родителей – привить ребенку правильные моральные ценности, устои и взгляды, основанные на принципе «Не навреди». При этом, если сами родители не имеют этих моральных ценностей, не обращают внимания на нравственные аспекты своих поступков, не руководствуются законами этики и морали, вряд ли они воспитают нормальную полноценную личность, способную в свою очередь нести ответственность за своих детей или просто за свои поступки. Личный пример родителей – это единственно верный и мощный воспитательный метод, непонимание которого ведет к перекосам, трагедиям и бедам в семьях.

Но кроме ответственности за моральное воспитание, существует родительская ответственность и за другие аспекты воспитания, упомянутые выше. Именно родители закладывают детям первые представления о том, что правильно, а что неправильно, как нужно делать и чего не нужно делать, как смотреть на мир и как его оценивать, как относиться к вопросам пола и так далее. Чистые детские души восприимчивы ко всему, но родительское слово бывает для них самым веским, даже если они этого не осознают.

Помимо моральной ответственности в самом широком смысле этого слова, родители ответственны и перед законом за то, как они воспитывают своих или приемных детей. Закон говорит об этом прямо: родитель обязан оказывать своим или приемным детям всяческую поддержку и помощь, присматривать за ними, удовлетворять их физические и материальные потребности. Также родители должны защищать своего ребенка, его права, обеспечивать его всем необходимым для полноценной жизни. В Конституции и Семейном кодексе – документах, содержащих вопросы воспитания детей, говорится об обязанностях и ответственности родителей перед обществом и самими детьми. Родители обязаны присматривать за детьми, заботиться о них, обеспечивать питанием, обучать и развивать своих детей до достижения ими 18 лет. Родители ответственны за психическое и , за их физическое здоровье

Ответственность родителей по закону

Законом также предусмотрена ответственность за неисполнение своих родительских обязанностей или ненадлежащее их исполнение. Законом предусматривается уголовно-правовая ответственность, административно-правовая, гражданско-правовая ответственность.

Детство - первая ступень развития человека. На страже защиты детских прав стоит государство, которое предусматривает ответственность родителей за ненадлежащее воспитание детей. Это не случайно. Ведь родителям отводится главная роль на пути становления юного гражданина: они должны принять меры, чтобы их ребёнок получил необходимое образование, развитие и воспитание.

Защита детских прав - обязанность родителей

Детство - это пора, которая должна быть счастливой, беззаботной, безопасной, наполненной теплом материнской и отцовской любви, заботой любящих бабушек и дедушек. Это тот самый возраст, когда человек, словно губка, впитывает в себя общепринятые поведенческие нормы, приобретает ценностные ориентиры и основные навыки общения с окружающим миром, приучается жить в обществе по установленным правилам.

Семья является основным звеном социализации для детей. Главная ценность для ответственных родителей - благополучие и безопасность собственного ребёнка. С момента рождения и до наступления совершеннолетия на страже его интересов должны стоять родители: защищать имущественные и личные права, право на достойное воспитание, необходимое содержание, успешное обучение, обеспечить защиту от насилия и жестокости, а также информации, которая вредит здоровью и развитию.

Нарушение прав ребёнка в семье приводит к тому, что наступает правовая ответственность родителей за ненадлежащее воспитание детей.


Основа воспитания - обучение

Конституция РФ гарантирует право граждан на образование. Основное общее образование на основе федеральных государственных стандартов является обязательным, и именно родители должны обеспечить его получение детьми.

Семейный кодекс определяет, что обучение и воспитание - не только право, но и важнейшая обязанность родителей, которые, согласно закону «Об образовании», являются первыми педагогами в жизни ребёнка. Они должны формировать личность будущего гражданина, заложив в раннем возрасте основы развития: физического, нравственного, интеллектуального.

Образование, которое ребёнок должен получать, начиная с 6,5 лет (но не позже 8), представляет собою целостный процесс развития и воспитания, направленный на получение социально значимых знаний и навыков в разнообразных областях деятельности. Итогом получения необходимых знаний является соответствующий документ об образовании.

Образование может быть получено в форме очной, заочной, очно-заочной. Родители могут выбрать форму семейного образования, заняться самообразованием ребёнка или выбрать экстернат в зависимости от состояния его здоровья, потребностей и возможностей, учитывая мнение самого ребёнка и рекомендации специалистов. Если этого не происходит, то неизбежно наступает ответственность родителей за ненадлежащее воспитание детей.


Важная составляющая воспитания - содержание ребёнка

Воспитание ребёнка напрямую зависит от условий его содержания. Семейный кодекс закрепляет за ребёнком право иметь достойный уровень жизни и предусматривает обязанность родителей содержать детей. Под содержанием понимается наличие продуктов питания для ребёнка в соответствии с его возрастом, одежды, соответствующей сезону и погодным условиям, предметов, которые необходимы для развития, обучения, организации отдыха и досуга.

Ответственность родителей за ненадлежащее воспитание детей наступает в том случае, если эти требования не соблюдаются, оба родителя (или один из них) не понимают и не желают понимать всей степени ответственности за своих детей, не осознают размера их потребностей, уклоняются от родительских обязанностей, тем самым нарушая имущественные права несовершеннолетних. Противоправным считается проживание ребёнка в антисанитарных условиях, если ему негде спать или делать уроки, а родители систематически употребляют алкоголь, вредно влияя на его развитие.

Российское законодательство устанавливает необходимость наказания родителей, совершающих противоправные действия: взыскание алиментов с нерадивых пап или мам (а в отношении злостных неплательщиков - применение норм административного воздействия), привлечение к уголовной ответственности, лишение или ограничение родительских прав.

Защита детей от вредоносной информации

Составной частью воспитания является информационная защита детей. Для предупреждения вреда от негативной информации необходимые меры принимаются субъектами Российской Федерации: запрещается нахождение детей ночью в общественных местах и на объектах, где реализуются товары только сексуального характера, алкогольная продукция, пиво, а также в иных местах (например, в учреждениях с выходом в интернет, на стадионах, вокзалах и мостах), перечень которых субъекты РФ определяют и утверждают самостоятельно с учётом особенностей региона или отдельного муниципалитета.

Важный момент: нахождение детей в определённых региональными законами местах влечёт административное воздействие в отношении должностных и юридических лиц, юридическую ответственность родителей за ненадлежащее воспитание детей, если они допустили, что ребёнок ночью находится в указанных местах.


Какие бывают виды ответственности

К родителям, виновным в совершении правонарушений в отношении своих детей, применяются меры государственного принуждения.

Существуют разные виды ответственности родителей за ненадлежащее воспитание детей. Среди них: административная ответственность, предусмотренная Семейным и Гражданским кодексами гражданско-правовая и уголовная.

Каждая из них характеризует определённые противоправные действия родителей, а также устанавливает санкции, соответствующие форме правонарушения и его тяжести.

Административная ответственность

Действия, указывающие на пренебрежение родителями основными нуждами и потребностями, воспитанием детей, нежелание встать на защиту их прав, признаются российским законодательством противоправными (ст. 5.35 КРФ об АП). Для наказания за подобные действия, продолжающиеся длительное время, применяется административная ответственность родителей за ненадлежащее воспитание детей.

Законодательство предусматривает юридическую ответственность и в тех случаях, когда у ребёнка отсутствует возможность общаться с близкими родственниками и родителями, когда остаётся без исполнения судебное решение, определяющее место его проживания.


Гражданская ответственность

Гражданская ответственность родителей за ненадлежащее воспитание детей кратко, но ёмко предусмотрена Семейным и Гражданским кодексами.

Гражданский кодекс указывает, что родители обязаны проживать с детьми, которые не достигли 14-летнего возраста, тем самым определяя, что родители, передающие без веских на то оснований воспитание своих детей другим людям, не исполняют родительские обязанности.

Семейный кодекс предусматривает лишение или ограничение в судебном порядке родительских прав. Это происходит в случае злостного уклонения родителей от своих обязанностей, жестокого обращения с детьми, признания родителей больными наркоманией (алкоголизмом).

Если ребёнку угрожает опасность, связанная с проживанием в семье, то органами системы профилактики может быть произведено отобрание у родителей ребёнка, а затем обращение в суд с ходатайством об ограничении (лишении) родительских прав.


Уголовная ответственность за противоправные действия родителей

В соответствии с Уголовным кодексом уголовная ответственность родителей за ненадлежащее воспитание детей (в совокупности с жестоким обращением) наступает в соответствии со ст. 156. Она предусматривает наказание за действия родителей, приведшие к негативным последствиям для несовершеннолетних: ухудшилось здоровье, нарушено нормальное психическое развитие, неправильно формируется личность.

Жестокость может выражаться в том, что ребёнку, к примеру, не предоставляются необходимое питание, одежда, жильё, его запирают на длительное время, систематически унижают, избивают, издеваются над ним.

По данной статье предусмотрены санкции в виде штрафа, обязательных работ, ограничения свободы (на срок до 3 лет) - мера наказания зависит от тяжести совершённого преступления.

Уголовная ответственность предусмотрена и за такие действия родителей, как намеренное уклонение от уплаты алиментов, так как это затрудняет создание условий, необходимых для достойного воспитания. Уголовный кодекс предусматривает санкции: исправительные или принудительные работы, арест, лишение свободы (ст. 157).

Защита прав детей в Республике Беларусь

Если сравнивать системы наказания родителей за нарушение прав детей, то российской правовой системе в большой мере соответствует законодательная система Республики Беларусь.

Право и обязанность родителей заниматься воспитанием детей, проявлять заботу, создавать необходимые для нормального развития и обучения условия, предоставлять средства на содержание закреплены в Конституции Республики Беларусь (ст. 32).

Ответственность родителей за ненадлежащее воспитание детей в РБ подразделяется на административную, гражданскую, уголовную.

Согласно законодательству РБ государственной защите подлежат несовершеннолетние, родители которых ведут образ жизни, признанный аморальным, больны алкоголизмом или наркоманией, ненадлежащим образом выполняют родительские обязанности в отношении детей, которые в результате этих действий находятся в социально опасном положении.


Безразличие взрослых - угроза детству

Российское законодательство, заботясь о защите прав своих несовершеннолетних граждан, предусматривает ответственность родителей за ненадлежащее воспитание детей в РФ. К родителям приравнивают усыновителей и приёмных родителей, опекунов и попечителей, роль которых может быть отведена не только гражданам, но и должностным лицам органов и государственных учреждений, на которые возложена обязанность государственного опекуна.

Обязанность воспитывать детей возложена на родителей (лиц, их заменяющих) вплоть до совершеннолетия ребёнка.

Принимая во внимание, что в большинстве случаев дети не могут сами обратиться за помощью в случае нарушения их прав, социально неблагополучные семьи не должны оставаться без должного внимания со стороны органов, входящих в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Долг неравнодушных граждан - помочь детям, воспитывающимся в семьях, где отсутствуют элементарные условия для их развития, воспитания, содержания, где дети подвергаются насилию со стороны взрослых.

О ставших известными фактах нарушения прав детей можно сообщить участковому, инспектору по делам несовершеннолетних, в органы опеки и попечительства при отделе образования, специалисту комиссии по делам несовершеннолетних.

Пусть дети будут живы, здоровы и счастливы.

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Одна из многочисленных социальных бед современной России - неисполнение родителями обязанностей по воспитанию и содержанию своих детей. Значительное число детей, учитываемых в соответствии со ст. 122 СК РФ в качестве оставшихся без попечения родителей, не являются сиротами. Они приобретают этот правовой статус при живых родителях, которые пренебрегают своими обязанностями - не обеспечивают детей необходимым питанием, одеждой, не обеспечивают получение ребенком образования.

Нередки случаи жестокого обращения родителей с детьми, их эксплуатации, унижения их человеческого достоинства. Подобное поведение родителей не только способно причинить физические и нравственные страдания ребенку, но и, как правило, негативно влияет на будущую социализацию ребенка, деформирует его психику, формирует у ребенка неверное представление о семейных отношениях.

В этой связи внимание общества привлекает вопрос о том, как предотвратить дальнейшее ухудшение положения детей в семье и какими мерами способствовать надлежащему исполнению родителями их обязанностей.

Актуальность темы вытекает из исключительной ценности институтов семьи, заменяющих семье (опека, попечительство, патронатная семья и т.д.), их непроходящего значения в воспитании подрастающего поколения, передачи важнейших духовных ценностей, накапливаемых поколениями. Защищая права несовершеннолетних детей, государство и общество создают благоприятную обстановку для их физического, умственного и нравственного развития. Этим самым обеспечивается достойное во всех отношениях будущее нашей страны, государства, общества.

Цель работы - изучить права и обязанности родителей по воспитанию детей в семейном праве РФ.

Задачи работы:

Изучить понятие прав и обязанностей родителей;

Рассмотреть осуществление и защита прав родителей по воспитанию детей;

Изучить обязанность реализовать неимущественные права ребенка;

Изучить ограничения родительских прав и отобрание ребенка;

Изучить порядок и основания лишения родительских прав

Для теоретической разработки данной работы были использованы следующие материалы: труды таких ученых как Азарова Е.Г., Алманова А.М., Букшина С.В., Лемеш К.И., Мезина Д.К., Певцова И.Е.

1. Права и обязанности родителей по воспитанию детей в семейном праве РФ

1.1 Понятие прав и обязанностей родителей

Родительские права (понятие родительских прав) - это совокупность прав родителя по воспитанию, содержанию своих несовершеннолетних детей. Несовершеннолетним ребенком признается лицо, не достигшее восемнадцати лет.

Понятие родительских прав включает вопросы содержания и воспитания своего несовершеннолетнего ребенка, защиты прав и законных интересов ребенка. Также родители обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей. Родители имеют преимущественное право на воспитание своих детей перед всеми другими лицами. Родители несовершеннолетнего ребенка обязаны обеспечить ребенка основным общим образованием и создать условия для получения среднего общего образования детьми.

Родители не имеют права осуществлять свои права в разрез интересам своих несовершеннолетних детей. В случае возникновения разногласий между родителями и детьми, орган опеки и попечительства обязан назначить представителя для защиты прав и интересов детей.

Если даже родитель ребенка проживает отдельно от ребенка, то он имеет такие же права и несет обязанности, как и родитель, который проживает совместно с ребенком. Родитель, который не проживает с ребенком, имеет право на общение с ребенком, если судом не установлено иное. Родители вправе заключить в письменной форме соглашение о порядке осуществления родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка.

Основанием возникновения прав и обязанностей родителей и детей является происхождение детей. Происхождение - это биологическая (кровная) связь ребенка и его родителей. Происхождение ребенка считается установленным и становится юридическим фактом, если оно удостоверено в установленном законом порядке.

В Семейном кодексе нашего государства закреплены следующие виды личных прав и обязанностей родителей:

1. Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей (п. 1 ст. 63 СК РФ).

2. Родители имеют преимущественное право на воспитание своих детей перед всеми другими лицами, включая и близких родственников ребенка (п. 1 ст. 63 СК РФ).

3. Родители обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей (п. 1 ст. 63 СК РФ). При этом родители не вправе причинять вред психическому и физическому здоровью своих детей и их нравственному развитию (п. 1 ст. 65 СК РФ).

4. Родители обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования (п. 2 ст. 63 СК РФ).

5. Родители, с учетом мнения детей, имеют право выбора образовательного учреждения и формы обучения детей до получения ими основного общего образования (п. 2 ст. 63 СК РФ).

6. Родители имеют право и обязаны защищать права и интересы своих детей без специальных на то полномочий (п. 1 ст. 64 СК РФ).

7. Родители имеют право требовать возврата своего ребенка от любого лица, удерживающего его у себя не на основаниях закона или судебного решения (п. 1 ст. 68 СК РФ).

8. Родитель, проживающий отдельно от ребенка, имеет право на общее с ребенком, участие в его воспитании и решении вопросов получения ребенком образования (п. 1 ст. 66 СК РФ), а родитель, с которым проживает ребенок, не должен препятствовать реализации этого права.

9. Родитель, проживающий отдельно от ребенка, имеет право на получение информации о нем из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других (п. 4 ст. 66 СК РФ).

Осуществляя воспитание ребенка, родители обязаны заботиться о его здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии.

В случае неисполнения родителями или ненадлежащего исполнения обязанности по воспитанию детей, не проявления заботы о детях, они могут быть привлечены, к семейно-правовой (лишение родительских прав и ограничение родительских прав при недостойном поведении родителей), гражданско-правовой (ответственность родителей и лиц, их заменяющих за вред причиненный несовершеннолетними детьми), к административной (ответственность родителей и лиц, их заменяющих за невыполнение обязанностей по воспитанию и обучению детей), и даже к уголовной ответственности (ответственность за неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего).

Как уже подчеркивалось, неотъемлемой частью процесса воспитания ребенка является его образование. Согласно п. 4 ст. 43 Конституции РФ, п. 2 ст. 63 СК РФ родители или лица их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования. Выполняя обязанность по получению детьми основного общего образования, родители имеют право выбора образовательного учреждения и формы обучения детей с учетом их мнения. Данное право основано на положении ст. 26 Декларации прав человека о приоритетном праве родителей в выборе вида образования для своих малолетних детей Всеобщая декларация прав человека.

Учет мнения несовершеннолетнего ребенка при выборе учебного заведения и формы обучения обязателен независимо от возраста ребенка. Однако, если пожелания ребенка противоречат его интересам (например, ребенок не может обучаться в компьютерном классе из-за слабого зрения) либо не могут быть выполнены в силу объективных причин (уровень материальной обеспеченности семьи не позволяет обучать ребенка в платной школе), родители вправе поступить по своему усмотрению.

1.2 Осуществление и защита прав родителей по воспитанию детей

Родительские права и обязанности имеют определенные особенности.

Во-первых, родители обладают равными правами и несут равные обязанности, в отношении своих детей (п. 1 ст. 61 СК РФ). При этом не имеет значения, в зарегистрированном браке родился ребенок или нет, признано отцовство в добровольном порядке или установлено судом.

Во-вторых, родительские права и обязанности ограничены во времени. Они прекращаются при достижении ребенком совершеннолетия, либо приобретении ребенком полной дееспособности ранее восемнадцати лет (при эмансипации и вступлении в брак при снижении брачного возраста). Так как с момента приобретения дееспособности в полном объеме, гражданин может своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их.

Из этого правила есть исключение: в соответствии с п. 1 ст. 85 СК РФ родители обязаны содержать своих нетрудоспособных совершеннолетних детей, нуждающихся в помощи. Однако, если, исходить из того, что согласно п. 1 ст. 54 СК РФ ребенком признается лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (совершеннолетия), то обязанность родителей по содержанию нетрудоспособных совершеннолетних детей находится за рамками родительского правоотношения.

В-третьих, при осуществлении родительских прав и обязанностей должен соблюдаться приоритет интересов ребенка (п. 1 ст. 65 СК РФ). Это положение имеет принципиальное значение, поскольку возможны жизненные ситуации, когда интересы родителей расходятся с интересами ребенка. Например, родители не оказывают должного внимания духовному развитию ребенка, ссылаясь на нехватку времени. Не занимаясь воспитанием ребенка, родители ущемляют права несовершеннолетнего. Приоритет прав и интересов ребенка является основополагающим при осуществлении родительских прав и обязанностей, он закреплен во многих нормах СК РФ.

Четвертая особенность родительских прав и обязанностей заключается в том, что родители имеют преимущественное право на воспитание своих детей перед всеми другими лицами (п. 1 ст. 63 СК РФ), отступление от этого правила, возможно, только в случаях, когда нарушаются интересы ребенка.

В-пятых, правам родителей соответствуют их определенные обязанности: права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей (ст. 63 СК РФ), права и обязанности родителей по защите прав и интересов детей (ст. 64 СК РФ). Поэтому осуществление родительских прав является одновременно и исполнением обязанностей родителей.

Осуществление родительских, как и иных семейных прав, возможно, двумя способами: посредством активных действий родителей (право на воспитание ребенка, на общение с ребенком); посредством требования соответствующего поведения от других лиц (право родителей требовать возврата своего ребенка от любого лица, удерживающего его не на основании закона или судебного решения).

Осуществление субъективных родительских прав и исполнение обязанностей проявляется в основном в длящихся, многократно повторяющихся действиях (право и обязанность воспитывать ребенка, забота о здоровье и развитии ребенка и др.).

Так как родители наделены равными правами и обязанностями по воспитанию своих детей, предполагается, что и осуществлять их они должны в одинаковом объеме. При этом участие каждого родителя в решении вопросов воспитания и образования ребенка может происходить в различных формах. Например, супруг, с которым проживает ребенок, может выбрать для ребенка учебное заведение, детский сад, другой может одобрить выбор и предоставить средства на обучение, либо предложить свой вариант выбора учебного заведения или детского сада.

2. Семейно-правовые последствия неисполнения и ненадлежащего исполнения родительских обязанностей

Родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей. При осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы и методы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей. Именно так закон определяет осуществление родительских прав, и нарушение данных предпосылок влечет ответственность родителей, осуществляющие свои права и обязанности в ущерб правам и интересам своих детей, в виде лишения родительских прав или ограничения в родительских правах.

Лишение родительских прав - крайняя мера, применение ее не всегда целесообразно или возможно, хотя иногда и очевидно, что находиться ребенку с родителями (одним из них) опасно для его жизни, здоровья и воспитания. В подобных случаях в качестве меры защиты его прав и интересов суд может ограничить родительские права, приняв решение об отобрании ребенка у родителей (одного из них).

Ограничение родительских прав - это отобрание ребенка у родителей без лишения их родительских прав. Ограничение родительских прав имеет двойной смысл для родителей и для самого ребенка.

Опасность, угроза, исходящая от родителей (одного из них), делает невозможным их личное участие в воспитании несовершеннолетнего. Прямая связь с опасностью означает, что следует как можно скорее отобрать ребенка у родителей. То же самое происходит, если родители (один из них) не могут и (или) не хотят оградить своего ребенка от существующей в семье угрозы, поскольку, в конечном счете, не имеет значения, каков источник ее возникновения.

Наряду с лишением родительских прав, ограничение в родительских правах также направлено на защиту прав и охраняемых законом интересов несовершеннолетних детей.

Однако, в отличие от лишения родительских прав как крайней меры, наступающих при виновных действиях родителей, ограничение родительских прав направлено на то, чтобы уберечь детей от опасности со стороны родителей.

Вопрос об ограничении в родительских правах по ст.. 73 СК возникает в случаях, если:

Оставление ребенка с родителями (одного из них) опасно для ребенка по обстоятельствам, от родителей (одного из них) не зависящим (психическое расстройство или иное хроническое заболевание, с течением тяжелых обстоятельств и другие);

Оставление ребенка с родителями (одним из них) вследствие их поведения является опасным для ребенка, но не установлены достаточные основания для лишения родительских прав. В этом случае, учитывая противоправность поведения родителей, закон установил, что если родители (один из них) не изменяют своего поведения, то орган опеки и попечительства по истечении шести месяцев после вынесения судом решения об ограничении родительских прав, обязан предъявить иск о лишении их родительских прав. Вместе с тем, если этого требует интересы ребенка, такой иск может быть подан до истечения этого срока.

С иском в суд, об ограничении родительских прав, могут обратиться: близкие родственники ребенка, т.е. дедушка и бабушка, братья и сестры, органы и учреждения, на которых законом возложены обязанности по охране прав несовершеннолетних, т.е. органы опеки и попечительства, комиссии по делам не совершеннолетних, дошкольные образовательные, общеобразовательные и другие учреждения, которые имеют непосредственное касательство к ребенку, прокурор. Рассмотрение в суде дела об ограничении родительских прав происходит по правилам искового производства, т. е. иск подается в суд по месту нахождения ребенка. Дело может быть рассмотрено и в суде по месту жительства истца, если одновременно с иском об ограничении родительских прав он заявляет и требование взыскание алиментов на детей (ребенка).

Однако не могут быть лишены родительских прав лица, не выполняющие своих родительских обязанностей вследствие стечения тяжелых обстоятельств и по причинам, от них не зависящим.

Вынесение решения о лишении родительских прав влечет за собой утрату родителями (одним из них) не только тех прав, которые они имели до достижения детьми совершеннолетия, но и других, основанных на факте родства с ребенком, вытекающих как из семейных, так и иных правоотношений.

Однако лишение родительских прав не освобождает родителей от обязанности содержать своих детей (ребенка).

Если лицо, лишенное родительских прав, изменило свое поведение, образ жизни (или) отношение к воспитанию ребенка в лучшую сторону и это оно может подтвердить официальным заключением органа опеки и попечительства, то возможно восстановление данного лица в родительских правах, (п.1 ст. 72 СК).

Следует иметь в виду, что восстановление в родительских правах допускается только в том случае, когда этого требуют интересы ребенка.

К сожалению, данная тема близка очень многим родителям. На разногласиях в вопросах воспитания ломается немало копьев. Несоответствие взглядов на воспитание детей может привести даже к развалу семьи, после чего споры не утихают, а разгораются с новой силой. Два родителя, являясь одновременно законными представителями ребенка, не могут найти общий язык даже в непринципиальных вопросах. К желанию «сделать, как лучше» часто примешивается желание самоутвердиться, отомстить за прошлые обиды, манипулировать ребенком в своих личных целях. Конечно, чаще всего, в силу различных причин, ребенок остается с матерью, и именно от позиции матери во многом зависит, как сложатся отношения между бывшими супругами по вопросам воспитания их детей. Но, часто и отцы используют данные им законом права для выяснения личных отношений с бывшей женой, расспросов ребенка о личной жизни матери, сведению счетов. Часто отцы после развода вовсе не выполняют свои родительские обязанности по воспитанию и содержанию, либо выполняют их нерегулярно и стихийно, "по вдохновению", не понимая или не желая понимать, что ребенок нуждается в полноценном и регулярном общении с отцом, а также в его материальной поддержке вплоть до совершеннолетия.

Материалы по данной тематике подготовлены на основе Конституции РФ, Всеобщей декларации прав человека, Конвенции о правах ребенка, семейного законодательства России.

Заключение

Подводя итоги вышесказанного, считаем, что необходимо вводить в образовательных и воспитательных учреждениях курсы, уроки, консультации по конституционному и семейному праву. Нужно с раннего возраста ребенку, детям разъяснять их конституционные, семейные, гражданские права, ведь эти дети, в скором времени повзрослев, сами станут родителями. Мы думаем, что проблемы по вопросам реализации прав и обязанностей родителей, закладываются на начальном уровне жизни человека.

Проблема, рассмотренная в работе, заслуживает дальнейшей разработки:

во - первых, нужно к проблемам семьи и детей активно привлекать общественность. Надо проводить в образовательных учреждениях мероприятия, способствующие укреплению семейных уз между родителями и детьми;

во - вторых, можно даже ввести на организациях и предприятиях по инициативе руководства, профсоюза, где работают родители детей, специальные лекции по правам и обязанностям родителей, ведь основное время люди проводят на работе;

в - третьих, органам местного самоуправления, как в городах, так и в селах наиболее активно изучать и анализировать проблемы, существующие в семье между родителями и детьми, выявлять эти проблемы, а потом эффективно их решать;

в - четвертых, расширить сеть специализированных учреждений (приютов) для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации и помощи со стороны государства;

В - пятых, разграничить права и обязанности по защите прав и законных интересов ребенка, т.е. распределение обязанностей по законному представительству интересов ребенка между уполномоченной службой (учреждением), кровными родителями (законными представителями ребенка) и патронатным воспитателем.

В целях сокращения масштабов нарушения прав детей и в целях предотвращения такого нарушения должны быть предприняты неправовые, но наиболее действенные меры: стабилизация социальных отношений, формирование у граждан жизненного целеполагания и уверенности в завтрашнем дне, накопление в обществе опыта семейного общения и заботы друг о друге.

Список использованных источников и литературы

Нормативно-правовые акты

1. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948)

2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)

3. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990)

4. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 14.11.2017)

Учебники и журналы

1. Азарова Е.Г. Конституционные гарантии социального обеспечения детей // Журнал российского права. 2015. № 2 (218). С. 65-81.

2. Алманова А.М. Возникновение негативных последствий для ребенка вследствие неисполнения родителями обязанностей по воспитанию // Ленинградский юридический журнал. 2013. № 2 (32). С. 192-196.

3. Андреева Л.С. Историко-правовой аспект осуществления родительских прав // Евразийский юридический журнал. 2012. № 2 (45). С. 44-46.

4. Афанасьева И.В. Семейно-правовая защита интересов несовершеннолетних при неисполнении родительских обязанностей по их воспитанию и содержанию // Семейное и жилищное право. 2014. № 5. С. 3-6.

5. Беспалов Ю.Ф. Семейные правоотношения с участием ребенка // Семейное и жилищное право. 2015. № 1. С. 3-7.

6. Букшина С.В. Правовое положение несовершеннолетних. учебно-методическое пособие. Барнаул, 2013.

7. Воронцов А.Л., Воронцова Е.В. Роль семейного законодательства в укреплении семейных ценностей // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Право. 2014. № 2. С. 51-55.

8. Голубчикова А.А. Права и обязанности родителей в Российской Федерации // В сборнике: Права человека: история, теория, практика Всероссийская научно-практическая конференция: Сборник научных статей. Юго-Западный государственный университет. 2015. С. 140-144.

9. Гонгало Б.М. Гражданское право: Учебник. В 2 т. / 1. 2-е изд. перераб. и доп.- М.: Статут, 2017.

10. Гонгало Б.М., Крашенинников П.В., Михеева Л.Ю. Семейное право: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Статут, 2016.

11. Жильникова О.С. Специфика реализации конституционной обязанности родителей по воспитанию детей // В сборнике: Актуальные проблемы современного права и политики (К 90-летию со дня рождения Ю.И. Малышева (1924-2009) сборник научных трудов по материалам Всероссийской студенческой научной конференции. Ответственный редактор: Д.В. Ирошников. 2014. С. 23-26.

12. Матвеев П.А. Позитивная юридическая ответственность в семейном праве // Правовая инициатива. 2014. № 1. С. 19.

13. Нечаева А.М. Интересы ребенка как объект семейно-правовой защиты // Государство и право. 2012. № 1. С. 77-85.

14. Трофимова Г.А. Забота о ребенке: проблемы гарантирования конституционной нормы // Адвокат. 2015. № 4. С. 64-69.

15. Шакирова М.Л. Осуществление родительских прав и исполнение обязанностей: некоторые актуальные вопросы правого регулирования // Правовое государство: теория и практика. 2015. Т. 3. № 41. С. 96-101.

Семья – естественная и лучшая атмосфера для жизни и становления ребенка. Лишь в семейном кругу дети получают полноценное физическое развитие и духовное воспитание.

Огромную роль в этом процессе играют родители. С самого рождения малыша они должны заботиться о нем, содержать и воспитывать.

В случае несоответствующего исполнения обязанностей может наступить ответственность родителей за воспитание детей.

Развиваться и воспитываться в кругу семьи является одним из самых приоритетных прав несовершеннолетнего, закрепленных законодательством о семейных отношениях. Иная альтернативная форма воспитания не способна принести такие же положительные результаты.

Закон охраняет и защищает права несовершеннолетних на жизнь в кругу семьи, вместе со своими родителями. Не допускается внешнее воздействие и вмешательства во внутреннюю жизнь семьи.

Исключением являются нарушения прав лиц до 18 лет и соответствующая ответственность родителей за ненадлежащее воспитание детей.

Когда дети не могут жить в родной семье, государство стремиться обеспечить им подобную форму развития: усыновление, передача в другую семью или опекуну.

Только при отсутствии последних вариантов, они остаются в социальных учреждениях.

С семейным воспитанием тесно связаны такие права как: общение с биологическими родителями, близкими и дальними родственниками, уважение чести и достоинства, забота.

Обязанности родителей

Оба супруга наделены одинаковыми обязанностями и права в отношении своих детей. Закон возлагается ответственность за неисполнение родителями обязанностей по воспитанию несовершеннолетних и их нормальное развитие. Поэтому родители должны добросовестно осуществлять возложенный на них долг по воспитанию.

Забота о психическом и физическом здоровье детей . Это касается питания, удовлетворения потребностей растущего организма, среды обитания, круга общения, времяпровождения с семьей и пр.

Развитие нравственного и духовного состояния. В эту группу стоит отнести обучение, обращение внимание на способности ребенка, его склонности и увлечения, участие в формирование личности будущего взрослого человека.

Сегодня выполнение этих обязанностей наиболее востребовано. Влияние внешних факторов способно нарушить нормальное духовное становление личности подростка, стремление к обучению, управлению чувствами и эмоциями.

Качественное исполнение обязанностей родителей послужит хорошим образцом поведения для несовершеннолетнего.

До окончания 9 классов супруги, учитывая мнения детей, вправе выбирать учебное заведение, школу и форму образования. Семья должна обеспечить обучение несовершеннолетнего. При этом допускается совмещения занятий с творческой или коммерческой деятельностью, работой и другими увлечениями. Препятствование возможности получить образование влечет ответственность родителей за воспитание и обучение детей. Выбирая форму или место обучения важно прислушиваться к их желаниям, а иногда полностью ориентироваться на них.

Защищаться должны все интересы и права несовершеннолетних. Родительским долгом является обеспечивать надлежащую реализацию правомочий личного характера, а также жилищные, наследственные интересы, вставать на защиту достоинства и чести.

Регулирование законом этой обязанности относит родителей к законным представителям несовершеннолетнего. Для подтверждения права нужно только предъявить документ о рождении.

Ответственность родителей

В соответствии с нормами об ответственности родителей за воспитание детей, предусмотрены следующие виды:

  • гражданско-правовая;
  • административная;
  • уголовная.

В рамках семейного права закон об ответственности родителей за воспитание детей устанавливает гражданско-правовые последствия.


Ограничение полномочий родителей
. Допускается при наличии опасности для несовершеннолетнего оставаться в семье. Основаниями являются психическое состояние родителя, заболевания, трудные жизненные ситуации и пр.

Ограничение применяется при недостаточности оснований для полного прекращения прав.

Лишение прав . Устанавливается при совершении противоправных поступков в отношении детей, жестком обращении, насилии физического или психического характера.

Сюда входят уклонение от обязанностей перед своими детьми, алкоголизм, наркомания, намеренно опасные действия против несовершеннолетнего или второго супруга.

При ограничении или прекращении прав сохраняется обязанность содержать своих детей. Они не утрачивают .

Гражданским законодательством установлена ответственность родителей несовершеннолетнего, возместить вред от его действий. Если несовершеннолетний не достиг 14 летнего возраста, то ущерб полностью ложиться на его родителей. Исключение, когда они смогут доказать отсутствие своей вины.

В возрасте 14 - 18 лет ребенок самостоятельно возмещает вред. Однако если суд установит отсутствие у него средств на покрытие расходов, то возмещение возлагается на семью.

Эти нормы относятся также к людям, лишенным прав на своих детей. Они будут обязаны возместить ущерб, причиненный их детьми в течение 3 лет после прекращения прав. В этом случае должна быть доказана связь, что действия несовершеннолетнего стали следствием воспитания.

Ответственность родителей перед их детьми носит нравственных характер. Она состоит в формировании у ребенка образа мыслей, настроений, культуры поведения, отношение к людям и обществу.

Наказание за нарушения в воспитании

Административная ответственность родителей за ненадлежащее воспитание детей отражена в КоАП РФ. Норма устанавливает санкции в случаях несоответствующего исполнения супругами своего долга перед несовершеннолетними по воспитанию, содержанию, образованию и защите.

При установлении состава правонарушения применяются: предупреждение или денежное взыскание от 100 до 500 руб.

Штраф увеличится до 3000 рублей при выявлении ряда фактов со стороны супругов:

  • нарушение права общаться с близкими родственниками;
  • нарушение судебного акта о месте проживания несовершеннолетнего;
  • нарушение решения о порядке исполнения прав родителя.

Законы об ответственности родителей за воспитание детей включают норму Уголовного кодекса – ст. 156. Наказание за неисполнение обязанностей по воспитанию могут понести:

  • родители;
  • работники учебных заведений – педагоги, преподаватели;
  • сотрудники медицинских учреждений;
  • служащие иных организаций, осуществляющих надзор за детьми.

Статья устанавливает следующие виды наказаний:

  • финансовое взыскание до 100 тыс. руб.;
  • обязательные, исправительные или принудительные работы;
  • лишение должности и право занимать ее в будущем;
  • заключение до 3 лет.

Обязательным условием применения статьи является установление факта ненадлежащего воспитания с наличием жестокого обращения. Под таким обращением понимаются действия, которые не привели к значительному ухудшению здоровья. Иначе содеянное будет квалифицироваться по более тяжким статьям.

Кроме того, родитель или иное лицо, ответственное за воспитание, будет привлечен к уголовным санкциям в случаях:

  • Вовлечения ребенка в участие в преступлении;
  • Вовлечение в антиобщественные деяния.

Рассматривая вопрос, имеют ли право родители бить детей, стоит обратить внимание на установленный порядок выполнения их прав.

Члены семьи не должны причинять физический или психологический вред своим детям, препятствовать их нормальному развитию.

Методы законного воспитания не включают грубые, жестокие или унижающее достоинство действия.

Заключение

На сегодня вопрос регулирования внутрисемейных отношений, правильного воспитания детей на фоне воздействия внешних факторов (интернет, телевидение, экономическая ситуация) остается во многом проблемным.

Изучая, ответственность родителей за ненадлежащее воспитание детей, данная статья по этой теме будет достаточно актуальной. Ведь стать полноценным членом современного общества ребенок сможет посредством положительного развития в семье.

Закон направлен на своевременное пресечение нарушений со стороны родителей, чтобы травмы причиненные несовершеннолетнему в детстве, не отразились на всей его дальнейшей жизни.

Семья, являясь ячейкой общества, представляет ценность для социума и государства. Одной из важнейших задач, возложенных на семью, а именно на родителей, является забота о своих детях.

Согласно Конституции Российской Федерации родители в одинаковой мере обязаны проявлять заботу о ребенке. Как правило, совершение проступков, преступлений, причинение ущерба имуществу или вреда здоровью несовершеннолетними детьми является следствием недостаточного воспитания. Поэтому законодательством предусмотрена ответственность родителей не только за ненадлежащее воспитание, но и ответственность за причиненный их детьми вред.

Ответственность за вред причиненный несовершеннолетними детьми

Ответственность родителей (опекунов, попечителей) за вред, причиненный третьим лицам их несовершеннолетними детьми предусмотрена исключительно Гражданским кодексом.

Гражданская (имущественная) ответственность

Степень гражданской (имущественной) ответственности опекунов за вред, причиненный действиями несовершеннолетних детей, зависит в основном от возраста ребенка и иных обстоятельств. Рассмотрим подробнее.

За детей в возрасте до 14 лет родители несут полную имущественную ответственность (ст. 1073 ГК РФ). Опекуны обязаны полностью возместить имущественный вред, причиненный третьим лицам. Например, в случае боя товара на прилавке магазина, покрытие ущерба полностью возлагается на попечителей. Связано это с тем, что лица до 14 лет не обладают полной дееспособностью, в полной мере не могут нести права и обязанности.

За детей в возрасте от 14 до 18 лет на родителей не возлагается обязанности по возмещению, причиненного их детьми ущерба (ст. 1074 ГК РФ). Связано это с тем, что лица, достигшие возраста 14 лет являются частично дееспособными. Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет самостоятельно несут имущественную ответственность. Однако, если у ребенка отсутствуют какие-либо доходы, самостоятельно покрыть причиненный ущерб он не в состоянии, то обязанность по возмещению ущерба возлагается на их опекунов.

Стоит отметить, что на родителей не возлагается обязанности по возмещению вреда, причиненного несовершеннолетним лицом, если в момент причинения ущерба ребенок находился под надзором образовательного учреждения либо медицинской организации. В этом случае обязанность по возмещению ущерба возлагается на специализированные учреждения. Однако, если организация докажет, что вред произошел не по ее вине (например, вследствие ненадлежащего воспитания), то обязанность по возмещению ущерба будет возложена на попечителей.

Особенностью российского законодательства является возможность привлечения к ответственности родителей за вред, причиненный несовершеннолетними детьми, которые лишены родительских прав (ст. 1075 ГК РФ). Таким образом, законодатель установил зависимость причинения вреда от воспитания. В данном случае необходимо установление между фактом причинения вреда и ненадлежащем воспитанием причинно-следственной связи. На родителей не может быть возложена обязанность по возмещению ущерба, если с момента лишения родительских прав прошло более 3 лет.

Ответственность за ненадлежащее воспитание

Обязанности, предусмотренные семейным законодательством

Обязанность по воспитанию несовершеннолетних детей предусмотрена Семейным кодексом (ст. 63 СК). Воспитание включает в себя целый комплекс мер, направленных на адаптацию ребенка в обществе. Опекуны вправе самостоятельно выбирать приемы и методы воспитания. Однако при этом они не должны нарушать права и интересы своих подопечных.

Родители должны создать условия по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних (ст. 63-67, 80 СК РФ).

Под воспитанием понимается привитие элементарных навыков поведения в обществе, вежливости, уважения к старшим и прочее.

Обучение – в первую очередь создание условий для посещения образовательных учреждений, а также обеспечением всем необходимым (тетради, учебники).

Защита интересов детей подразумевает представление интересов ребенка в суде или иных публичных организациях.

При уклонении от воспитания, ненадлежащем воспитании, злоупотреблении родительскими правами, а также жестоком обращении Семейным кодексом предусмотрены меры воздействия — ограничение либо полное лишение родительских прав (ст. 69 СК РФ).

Административная ответственность за ненадлежащее воспитание детей

За неисполнение возложенных на родителей обязанностей, предусмотренных Семейным кодексом, на опекунов может быть возложен административный штраф (ст. 5.35 КоАП РФ). Как правило, рассматриваемое правонарушение совершается в форме бездействия. Дела об административных правонарушениях уполномочены рассматривать комиссии по делам несовершеннолетних (п. 2 ч. 1 ст. 22.1. КоАП РФ).

Отдельно стоит отметить нарушение одним из родителей обязательств по уплате алиментов, так как алименты можно отнести к обязанности по содержанию детей (ст. 5.35.1. КоАП РФ).

Положения статьи 5.35.1 КоАП РФ являются новыми для российского законодательства, появившиеся в 2016 году в результате проведения реформы по декриминализации отдельных статей Уголовного кодекса. Рассматриваемой статьей предусмотрена ответственность за неуплату алиментов свыше 2 месяцев.

При совершении указанного правонарушения неоднократно (2 и более раза) лицо подлежит уголовному преследованию.

Уголовно-правовая ответственность за несовершеннолетних детей

Неоднократное неисполнение обязанности по уплате алиментов влечет привлечение опекунов к уголовной ответственности (ст. 157 УК РФ). Одним из обязательных условий является наличие вступившего в силу административного наказания по ст. 5.35.1. КоАП РФ.

Также Уголовным кодексом предусмотрена мера наказания за ненадлежащее воспитание, которое сопряжено с жестоким обращением (ст. 156 УК РФ). Понятие жестокого обращения в контексте рассматриваемого вопроса довольно обширное – это и избиение ребенка, и игнорирование требований лечащего врача опекунами, и отсутствие в доме необходимых продуктов для поддержания организма ребенка в нормальном состоянии и т.д. Таким образом, жестокое обращение с детьми является квалифицирующим признаком, позволяющим применить к родителям меры именно уголовного, а не административного воздействия. Уголовная мера воздействия может быть применена не только в отношении опекунов, но и в отношении педагогов, врачей или других лиц, под присмотром которых находится ребенок.

Так же Уголовным кодексом предусмотрены санкции за склонение ребенка к совершению преступления (ст. 150 КУ РФ) или вовлечение в совершение антиобщественных действий (ст. 151 УК РФ). Санкции статей 150 и 151 УК РФ могут быть применены не только к опекунам несовершеннолетнего ребенка, но и к иным лицам.

Для справки. Антиобщественными действиями признаются действия ребенка, выражающиеся в систематическом употреблении запрещенных веществ (наркотики, а также алкогольная и табачная продукция) занятии проституцией, попрошайничеством.