Способы и направления детской инициативы. Способы и направления поддержки детской инициативы на примере воспитанников второй младшей группы

Основным принципом дошкольного образования согласно ФГОС является построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится полноценным участником (субъектом) образовательных отношений, а так же поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.

Инициатива, инициативность – в начинании, активность продвигать начинания, запускать новые , вовлекая туда окружающих людей.

Детская инициатива проявляется в свободной деятельности детей по выбору и интересам. Возможность играть, рисовать, конструировать, сочинять и прочее, в соответствии с собственными интересами.

Способы и направления поддержки детской инициативы

Создание условий для свободного выбора детьми деятельности, а так же участников совместной деятельности:

  • предметно-развивающая среда должна быть разнообразна по своему содержанию. Например, в центре искусства, один ребенок будет рвать бумагу, а другой вырежет из нее ножницами замысловатую фигурку. Должно быть отведено время на занятия по выбору – так дети учатся сознательно делать выбор и реализовывать свои интересы и способности. Умение детей осуществлять выбор, решать проблемы, взаимодействовать с окружающими людьми, ставить и достигать цели- вот, что является наиболее важным для освоения образовательной программы в ДОУ.
  • образовательная и игровая среда, должна стимулировать развитие поисково-познавательной деятельности детей. Не следует забывать, что особенно легко запоминается и долго сохраняется в памяти тот материал, с которым ребёнок что-то делал сам: ощупывал, вырезал, строил, составлял, изображал. Дети должны приобретать опыт творческой, поисковой деятельности, выдвижение новых идей, актуализации прежних знаний при решении новых задач.
  • содержание развивающей среды должно учитывать индивидуальные особенности и интересы детей конкретной группы. Это значит, что все материалы и оборудование, которые находятся в группе, ее интерьер способствуют развитию каждого из детей, и что предлагаемые виды деятельности учитывают разброс уровней развития разных детей

Не все дети занимают активную позицию, не могут определиться с видом деятельности и тогда задача воспитателя оказать помощь.

Оказание недирективной помощи детям.

Важно наличие партнерской позиции взрослого, взаимное уважение между воспитателями и детьми. Когда педагоги проявляют уважение к каждому ребенку в группе, дети учатся принятию всех остальных детей – и тех, кто отлично рисует, и тех, кто медленно бегает и даже детей с необычным и конфликтным поведением. Когда дети видят и чувствуют, что каждого из них принимают и уважают, они начинают ощущать себя комфортно и могут вести себя свободно, в соответствии с собственными интересами, делать выбор, т.е. проявлять инициативу.

Задача воспитателя – создание ситуации, побуждающей детей активно применять свои знания и умения, нацеливать на поиск новых творческих решений. Не нужно при первых же затруднениях спешить на помощь ребенку, лучше дать совет, задать наводящие вопросы, активизировать имеющийся у ребенка прошлый опыт, нацеливать на поиск нескольких вариантов решения, тем самым вызывать у детей чувство радости и гордости от успешных инициативных действий.

Это могут быть проблемные ситуации и предметы, побуждающие детей к инициативе: сломанные игрушки, зашифрованные записи, посылки, письма.

Однако полноценной развивающей среды и партнерской позиции взрослого, о которых говорилось выше, не достаточно, чтобы поддержать инициативу. Здесь важно создать условия, способствующие принятию детьми решений, выражения своих чувств и мыслей .

Одним из эффективных форм работы по поддержке детской инициативы является групповой сбор.

Групповой сбор – это часть ежедневного распорядка, проводимая в определенное время, в специально оборудованном месте, когда дети и взрослые обмениваются информацией, обсуждают проблемы, планируют индивидуальную и совместную деятельность.

Задачи группового сбора

  • формирование доброжелательных отношений между детьми, создание атмосферы поддержки и сотрудничества между детьми и взрослыми, создание общего положительного эмоционального фона, ощущения психологического комфорта;
  • обмен информацией о прошедших или предстоящих событиях, выявление детских интересов;
  • формирование мотивации к предстоящей деятельности;
  • представление информации о материалах в центрах активности на текущий день и планирование деятельности в центрах;
  • Осуществление выбора деятельности на основе собственных интересов и потребностей.

Групповой сбор проводиться в кругу, сидя на ковре или индивидуальных подушечках. Круг должен быть достаточно большим, подальше от полок с игрушками, чтобы дети не отвлекались. Групповой сбор проводиться для того, чтобы дети имели возможность пообщаться вместе, поиграть в групповые игры, спеть любимые песни, обсудить групповые новости, спланировать дела на день, распределить обязанности. Инициатива принадлежит детям, воспитатель организует и поддерживает идеи детей.

В течение дня групповых сборов может быть несколько

Целесообразно проводить:

1-ый утренний сбор – после завтрака, перед занятиями в центрах активности;

2-ой утренний сбор -после деятельности в центрах активности для подведения итогов;

3-ий – после дневного сна.

В месте проведения групповых сборов должны быть сосредоточены такие дидактические средства, как календари природы, погоды, модели недели, месяца, правила группы, распорядок дня – все то, что может являться темой для ежедневного обсуждения. Необходимо также, чтобы под рукой воспитателя был магнитофон, звоночек, погремушки, игрушки и картинки, чтобы не отвлекаться на поиски необходимых средств.

Доска выбора : доска, на которой обозначены центры активности в фотографиях, рисунках, символах, надписях; количество детей в каждом центре и место для обозначения собственного выбора детьми – карман для карточек, крючки для игрушек или других предметов, которыми дети обозначают свой выбор. Иногда карман может находиться непосредственно в центре активности.

Проектная деятельность

Суть проектной деятельности заключается в том, что педагог должен организовать проблемную ситуацию для детей, но не должен предлагать свои варианты решения, т.е. должен уйти от традиционного и привычного действия по заранее заданному образцу. Иначе ребенок окажется в объектной позиции.

В проектной деятельности под субъектностью подразумевается выражение инициативы и проявление самостоятельной активности, но субъектность ребенка может проявляться с различной степенью выраженности. Так, ребенок может предложить оригинальную идею (то есть ранее не высказанную в группе), либо поддержать и немного видоизменить идею другого ребенка. В этом случае задача воспитателя заключается в акцентировании своеобразия его идеи. Приведем пример. При обсуждении подарков к 8 Марта один мальчик предложил нарисовать для мамы открытку. Другой поддержал его идею, добавив, что еще можно нарисовать открытку для сестры. С точки зрения взрослого, озвучен одинаковый замысел: создание открытки. В этом случае взрослый может сказать: «Вася уже сказал про открытки. Попробуй придумать что-нибудь другое». Более продуктивным является другой путь: можно поддержать инициативу второго ребенка, подчеркнув, что еще никто не предлагал открытку для сестры. В этом случае педагог получает несколько преимуществ: во-первых, открывает новое пространство для творческой деятельности (можно задаться вопросом, чем различаются открытки для мамы и сестры, а ведь можно еще вспомнить о бабушках, воспитателях и т. д.), а во-вторых, поддерживает инициативу ребенка, который получает позитивный опыт высказывания, и в следующий раз, скорее всего, тоже предложит какой-то вариант замысла. Общая рекомендация заключается в том, что стоит поддерживать и позитивно отмечать сам факт высказывания, даже если оно буквально повторяет высказывание другого ребенка. Это особенно важно для пассивных детей, не имеющих положительного социального опыта проявления инициативы.

Детская инициатива выражается не в том, что ребенок захотел помочь что-либо сделать взрослому. Ребенок становится значимым тогда, когда он сделал то, что придумал сам, и именно это оказалось важным для других. В этом случае он становится и инициатором, и исполнителем, и полноправным участником, субъектом социальных отношений.

Воспитатель Чернова М.В.

В Федеральном государственном образовательном стандарте выделены основные линии личностного развития ребенка дошкольного возраста: самостоятельность, инициативность, творчество.
Основным принципом дошкольного образования согласно ФГОС является построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится полноценным участником (субъектом) образовательных отношений, а так же поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.
Инициатива - активность в начинании, активность продвигать начинания, запускать новые дела, вовлекая туда окружающих людей.
Детская инициатива проявляется в свободной деятельности детей по выбору и интересам. Возможность играть, рисовать, конструировать, сочинять и прочее, в соответствии с собственными интересами.
В ФГОС указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка инициативы детей в различных видах деятельности, в том числе – игре, которая является ведущим видом деятельности на протяжении всего периода дошкольного детства. Поддержка инициативы является также условием, необходимым для создания социальной ситуации развития детей. На этапе завершения дошкольного образования одним из целевых ориентиров ФГОС предусмотрена одна из возрастных характеристик возможностей детей – «проявляют инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности – игре и т.д.».
Основные виды деятельности, в которых ребенок может проявлять себя и свою инициативу, развивать себя как личность это:
игра; познавательно-исследовательская деятельность; продуктивная деятельность; коммуникативная деятельность и др. Тем самым можно отметить, что чем выше уровень развития инициативы, тем разнообразнее игровая деятельность, а следовательно и динамичнее развитие личности. Проявляется инициативность во всех видах деятельности, но ярче всего – в игре, в общении, экспериментировании.

Для полноценного развития ребенку-дошкольнику необходима самодеятельная, спонтанная игра, возникающая и развивающаяся по его собственной инициативе. Эта игра представляет собой ведущую деятельность ребенка. Инициативу проявляет тот, кто в себя верит. Одна из основ уверенности в себе - умения, практические навыки. Для развития детской инициативности нужно:
1.Давать простые задания (снимать Страх "не справлюсь"), развивать у детей инициативу.
2. Давать задания интересные или где у человека есть личный интерес что-то делать.
3. Поддерживать инициативу

Способы поддержки детской инициативы:
- создание предметно-пространственной среды для проявления самостоятельности при выборе ребенка деятельности по интересам;
- выбор ребенком сотоварищей;
- обращение ребенка к взрослым на основе собственного побуждения;

Образовательная и игровая среда, должна стимулировать развитие поисково-познавательной деятельности детей. Не следует забывать, что особенно легко запоминается и долго сохраняется в памяти тот материал, с которым ребёнок что-то делал сам: ощупывал, вырезал, строил, составлял, изображал. Дети должны приобретать опыт творческой, поисковой деятельности, выдвижение новых идей, актуализации прежних знаний при решении новых задач.
воспитателю важно владеть способами поддержки детской инициативы, необходимо научиться тактично сотрудничать с детьми: не стараться всё сразу показывать и объяснять, не преподносить сразу какие-либо неожиданные сюрпризные эффекты и т.п. Необходимо создавать условия, чтобы дети о многом догадывались самостоятельно, получали от этого удовольствие.
Условия развития детской инициативы и творческого самовыражения:
- формирование установок «Я могу», «Я сумею»;
- создание ситуации успеха для каждого ребенка: «Это очень просто, я тебе помогу»;
- предвосхищающая положительная оценка « Ты очень творческий ребенок, у тебя все получится!»
Таким образом, для поддержки детской инициативы необходимо:
1. предоставлять детям самостоятельность во всем, что не представляет опасности для их жизни и здоровья, помогая им реализовывать собственные замыслы;
2. отмечать и приветствовать даже минимальные успехи детей;
3. не критиковать результаты деятельности ребенка и его самого как личность.
4. формировать у детей привычку самостоятельно находить для себя интересные занятия; приучать свободно пользоваться игрушками и пособиями;
5. поддерживать интерес ребенка к тому, что он рассматривает и наблюдает в разные режимные моменты.
6. для поддержки инициативы в творческой, досуговой деятельности по указанию ребенка создавать для него все необходимые условия;
7. содержать в открытом доступе различные атрибуты к развлечениям;
8. поощрять различные творческие начинания ребенка.

WAYS AND DIRECTIONS OF SUPPORT OF CHILDREN"S INITIATIVES ON THE EXAMPLE OF PUPILS OF THE SECOND YOUNGER GROUP

Ivan Morozov

the Methodist of kindergarten “Constellation”,

Russia, Samara region, Volzhsky district, an urban-type settlement of Petra Dubrava

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена рассмотрению проблемы инициативы в дошкольном образовании. Проведен анализ содержания понятия «инициатива», установлено содержательное наполнение и выделены её сферы проявления. Особое внимание уделено способам поддержки детской инициативы в разрезе средств, приемов и технологий. Установлена зависимость способов и направлений поддержки от видов деятельности дошкольников на примере воспитанников второй младшей группы.

ABSTRACT

The article is devoted to the problems of initiative in preschool education. The analysis of the notion of “initiative”, established the content and highlighted its sphere of manifestation. Special attention is given to ways to support children"s initiatives in terms of tools, techniques, and technologies. The dependence of the methods and areas of support of activities of preschoolers in the example of pupils of the second younger group.

Ключевые слова: детская инициатива, сферы инициативы, направления поддержки, способы, приемы, технологии.

Keywords: children"s initiative, the scope of the initiative, direction, support, methods, techniques, technology.

Основным целевым ориентиром, вне зависимости от исторического периода или нормативных установок государства, остается процесс развития ребенка в различных сферах деятельности. Одним из важных факторов, влияющих на этот процесс остается инициатива ребенка. Значение слова «инициатива», по словарю Ушакова, раскрывается следующим образом: «инициатива, ы, ж. [от латин. initium – начало] (книжн.). 1. Почин, побуждение к началу какого-нибудь дела. По собственной инициативе. Это была его инициатива. 2. Руководящая роль в каких-нибудь действиях. Противник захватил инициативу в свои руки. 3. Предприимчивость, способность к самостоятельным активным действиям. Обладать инициативой. Человек без всякой инициативы» . В независимости от аспекта рассмотрения термина «инициатива» прослеживается четкая связь с деятельностью. Эту же тенденции выделяют Т. Алиева и Г. Урадовских: «Инициативность трансформируется в собственно деятельность ребенка, которая осуществляется автономно и самостоятельно, на основании индивидуального выбора» , делая акцент на самостоятельности и свободе выбора. Это вполне оправдано, если учитывать, что побуждение к деятельности есть мотив, а он для каждого индивидуален, то и набор средств его удовлетворения специфичен. Принимая во внимание, что деятельность, организованная ребенком самостоятельно или с помощью взрослого разноаспектна (трудовая, коммуникативная, игровая, познавательно-исследовательская и т. д.), то ей будут соответствовать различные сферы инициативы.

Существуют четыре основные сферы инициативы:

  • творческая инициатива (включенность в сюжетную игру как основную творческую деятельность ребенка, где развиваются воображение, образное мышление);
  • инициатива как целеполагание и волевое усилие (включенность в разные виды продуктивной деятельности – рисование, лепка, конструирование, требующие усилий по преодолению «сопротивления» материала, где развиваются произвольность, планирующая функция речи);
  • коммуникативная инициатива (включенность ребенка во взаимодействие со сверстниками, где развиваются эмпатия, коммуникативная функция речи);
  • познавательная инициатива – любознательность (включенность в экспериментирование, простую познавательно-исследовательскую деятельность, где развиваются способности устанавливать пространственно-временные, причинно-следственные и родо-видовые отношения) .

Обращаем ваше внимание на то, что некоторые специалисты в области дошкольного образования, как например Т.Н. Доронова, выделяют детскую инициативу и как один из критериев оценки достижения ребенком планируемых результатов. Авторским коллективом, под ее руководством, к каждой сфере разработаны уровни проявления инициативы, при этом к четырем выше описанным они добавляют двигательную инициативу, что вполне оправдано, в контексте содержания планируемых результатов, которые ребенку предстоит освоить за период дошкольного возраста.

Определив содержание и сферы детской инициативы уместно перейти к рассмотрению направлений и способов ее поддержки. Опыт проведения проектировочных семинаров по детской инициативе для собственных сотрудников и коллег показывает, что педагоги чаще озвучивают именно действия, т. е. как они это будут делать, а не направления и способы. Такая тенденция связана с наличием подобных ситуаций в собственной практической деятельности и конкретными примерами их действий. Однако, необходимо помнить, что в виду различных индивидуальных особенностей детей одно и тоже воздействие может привести к различным результатам. В силу значимости этого фактора более ценным для нас представляется вооружить педагога именно знанием направлений и способов поддержки детской инициативы (т. е. дать удочку, а не рыбу) и средств их реализации. Другими словами, направление – это куда двигаться, а способ – каким образом.

Рассмотрев основные виды деятельности дошкольника, нами выделены следующие направления и способы поддержки детской инициативы:

  • выбор оптимального уровня нагрузки (в соответствии со способностями и возможностями ребенка так, чтобы он справился с заданием);
  • приобщение к … (труду, социальным, нравственным нормам и т. д.);
  • похвала, подбадривание (правильности осуществляемого ребенком действия, а не его самого);
  • положительная оценка (как итогового, так и промежуточного результата);
  • поощрение (в процессе деятельности: активности, творческого (не схожего с предложенным образцом результата, задумки) подхода ребенка и т. д.);
  • проявление внимания к интересам и потребностям каждого ребенка;
  • косвенная (недирективная) помощь (подсказать желаемое действие, направить и т. д.);
  • создание ситуаций (общения, игровых, успеха, проблемных и т. д.);
  • личностный пример воспитателя (использование грамотной правильной речи, отношение к собеседнику, настроение и т. д.);
  • отсутствие запрета (на выбор партнера для действия, игры, роли и т. д.);
  • предложение альтернативы (другого способа, варианта действия);
  • неоднократное повторение действия через различные виды деятельности (возможность овладения детьми с разными ведущими видами деятельности);
  • создание предметно-пространственной среды (лабораторное оборудование, материалы, атрибуты, инвентарь для экспериментирования и других видов деятельности, к которым обеспечен беспрепятственный доступ и т. д.);
  • обеспечение (выбора различных форм деятельности: индивидуальной, парной, групповой; сменности игрового материала, художественных произведений (книги, картины, аудио- и видеозаписи), музыкальных и спортивных атрибутов).

Хочется акцентировать внимание на том, что поддержка направлений и способов детской инициативы может реализовываться как в совместной, так и в самостоятельной деятельности. При этом не менее актуальным остается вопрос: как это реализовать? Здесь возникает путаница со средствами реализации. И если со средствами все однозначно и понятно, то вот приемы, методы и технологии ставят некоторых педагогов в затруднительную ситуацию. Проблема нами видится в том, что с одной стороны отсутствует единая терминологическая (понятийная) платформа, а с другой – пробелы в освоение дидактики. Так, например, метод проектов, широко вошедший в практику дошкольного образования в одних источниках так и остается методом, в других – это технология, а в-третьих – это механизм реализации технологии личностно-ориентированного обучения. Не будем вдаваться в детали, ибо это предмет отдельного разговора, далеко выходящий за пределы рассматриваемой нами проблемы, но позволим напомнить разницу между средствами, приемами и технологиями.

Наиболее общее и в заданном нами смысловом ключе соотносится понятие педагогической технологии данное Б.Т. Лихачевым: «педагогические технологии – совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств: она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса» . Из данного определения следует, что педагогическая технология более широкое понятие, которое включает в свою структуру и приемы и средства. В педагогическом энциклопедическом словаре относительно сути приема отражается: «В педагогической литературе прием обучения часто трактуется как часть метода обучения, отдельный акт, наименьшая структурная единица процесса обучения, цикл действий, направленных на решение элементарных учебных задач. Все эти характеристики верны, однако не выявляют сущностных признаков приема обучения» .

Таким образом, прием обучения определяется особенностью метода или обучающей системы, в которую он входит. Средства, как правило, определяются педагогами безошибочно и чаще всего к ним, относят: учебно-лабораторное оборудование; учебно-производственное оборудование; дидактическая техника; учебно-наглядные пособия; технические средства обучения и автоматизированные системы обучения; компьютерные классы; организационно-педагогические средства (учебные планы, карточки-задания, учебные пособия и т. п.).

Выстраивая общую взаимосвязь от частного к общему получаем, что сначала средства, затем приемы и на верхнем уровне – технологии.

Рассмотрим в качестве примера элемент творческой инициативы для ребенка возраста 2–3 лет – создавать условия для реализации собственных планов и замыслов каждого ребенка. Данная инициатива будет находить реализацию преимущественно в самостоятельной деятельности детей. Рассмотрим общий подход к подбору приемов, средств и технологий для поддержки выбранного компонента творческой инициативы (табл. 1).

Таблица 1.

Способы поддержки детской инициативы

Необходимо отметить, что средства, приемы и технологии будут зависеть от конкретного вида деятельности ребенка, его возраста и условий, которыми располагает образовательная организация.

Посмотрим, как изменится содержание таблицы относительно того же способа поддержки детской инициативы, но относительно конкретного продуктивного вида деятельности, например, конструирования (табл. 2).

Таблица 2.

Способы поддержки детской инициативы в продуктивной деятельности

Способ поддержки

Средство

Прием

Технология

Создание условий для реализации собственных планов и замыслов каждого ребенка

Материалы для конструирования

Натурные объекты или их изображения

Схемы, таблицы

Постановка ситуации успеха

Планирование действий воспитанника для реализации его собственных планов и замыслов

Демонстрация принципов работы с материалом

Показ натурных объектов конструирования или их изображений

Технология создания ситуации успеха

Технология проектирования образовательного процесса

Из приведенной таблицы видно, что трансформации подверглись средства и приемы при неизменности технологий, обеспечивающих поддержку детской инициативы. С одной стороны, это ещё раз подчеркивает верность структурной зависимости этих элементов, а с другой – универсальность технологий вне зависимости от вида деятельности. Подобные таблицы разработаны нами для каждого возраста и вида деятельности, что обеспечивает поддержку детской инициативы в любой из образовательных областей.

Список литературы:

  1. Алиева Т., Урадовских Г. Детская инициатива – основа развития познания, деятельности, коммуникации // Дошкольное воспитание. – 2015. – № 9. – С. 113–119.
  2. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. – 528 с.
  3. Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций / Учеб. пособие для студентов педагог, учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт – М, 2001. – 607 с.
  4. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования: Миры детства: конструирование возможностей /Т.Н. Доронова [и др.]; науч. рук. А.Г. Асмолов, Т.Н. Доронова. – Москва: АСТ: Астрель, 2015. – 206 с.
  5. Толковый словарь Ушакова онлайн – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ushakovdictionary.ru/word.php?wordid=21205 (Дата обращения: 15.07.16).

Способы и направления поддержки детской инициативы в ДОУ

О личности 21 в. мы говорим как о человеке активном, ответственном, способном принимать решения в ситуации выбора обладающем лидерскими качествами. Такого человека мы должны воспитывать с дошкольного возраста. Поэтому мы всё чаще слышим о том, что необходимо повышать качество образования, изменять подходы к нему. Сейчас как никогда нужна психолого-педагогическая поддержка инициативы и самостоятельности дошкольников. Об этом нам говорит Закон «Об образовании РФ» и, конечно, ФГОС ДО.

Одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка инициативы детей в различных видах деятельности. Целевые ориентиры.

Если обратится к словарю Ожегова, инициатива - это почин, внутреннее побуждение к новым формамдеятельности, предприимчивость, первый шаг в каком-либо деле;руководящая роль в каком-либо действии.

Это важнейший показатель детского интеллекта, его развития. Инициативность является непременным условием совершенствования всей познавательной деятельности ребенка, но особенно творческой.

Инициативность проявляется больше всего в общении, опытно-экспериментальной деятельности, игре, художественном творчестве.

Для инициативной личности характерно:

Произвольность поведения;

Самостоятельность;

Развитая эмоционально волевая сфера;

Инициатива в различных видах деятельности;

Стремление к самореализации;

Общительность;

Творческий подход к деятельности;

Высокий уровень умственных способностей;

Познавательная активность.

Инициативный ребенок стремится к организации игр, продуктивных видов деятельности, содержательного общения, он умеет найти занятие, соответствующее собственному желанию; включиться в разговор, предложить интересное дело другим детям. Инициативного ребенка отличает содержательность интересов.

Выделяют следующие сферы детской инициативы (по Н.А. Коротковой):

1. творческая инициатива – предполагает включенность ребенка в сюжетную игру как основную творческую деятельность, где развиваются воображение, образное мышление;

2. инициатива продуктивной деятельности – рисование, лепку, конструктивное моделирование, где развиваются произвольность, планирующая функция речи;

3. коммуникативная инициатива – предполагает включенность ребенка во взаимодействие со сверстниками, где развиваются эмпатия, коммуникативная функция речи;

4. познавательная инициатива – предполагает любознательность, включенность в экспериментирование, простую познавательно-исследовательскую деятельность, где развиваются способности устанавливать пространственно-временные, причинно-следственные и родовидовые отношения.

Как же развивать инициативность в дошкольниках?

Способы и направления поддержки детской инициативы в нашем детском саду:

1. Создание предметно-пространственной среды;

2. Организация практической деятельности детей и взрослых;

3. Творческое сотрудничество педагогов, детей и родителей;

4. Социокультурное окружение.

1. Предметно-пространственная развивающая среда.

Детская инициатива как нельзя лучше проявляется в свободной деятельности детей по выбору и интересам. Поэтому мы создаём условия для активной самостоятельной деятельности детей.

Для осуществления выбора деятельности на основе собственных интересов и потребностей созданы центры выбора или инициативы ребёнка: «Домик желаний», «Калейдоскоп интересов». Дети делают выбор в начале дня, чем бы они хотели сегодня заниматься.

Дети активно пользуются предметами развивающей среды, поэтому они взяли на себя обязанности поддерживать порядок в различных центрах. Придя утром в группу, воспитанники берут «Коробочку хлопот». Каждый выбирает бейджик с указанием той обязанности, которую он готов выполнять в этот день.

Как способ стимулирования и развития детской инициативы в подготовительной группе живёт «умная» сова. У каждого ребёнка есть дневник успеха, куда вклеиваются наклейки за проявленные знания, смекалку, хорошо выполненное задание. По итогам месяца вручается умная сова тому ребёнку, у которого больше всего наклеек. Обладать умной совой, конечно, хочет каждый, даже самый наименее активный ребёнок.

Центры сюжетно-ролевой игры, где ребёнок учится самостоятельно выбирать и менять роли, делать открытия.

Центр книги. Здесь размещаются книги, предусмотренные лексической темой и интересами детей. Воспитатель наблюдает за возникающим интересом детей и поддерживает его с помощью литературы. Много книг, сделанных своими руками.

Одно из средств поддержки детского творчества- театрализованная деятельность. Центры театрализации в каждой группе наполнены разными видами театра (би-ба-бо, пальчиковый…..). Все детские задумки, фантазии, сочинения дети в сотрудничестве с педагогами передают в ролях, самостоятельно выбранных или обыгрывают с различными куклами.

Макеты. Разнообразны по тематике. Позволяют ребёнку разворачивать игру по собственному замыслу и желанию. Часть из них сделана совместно с детьми.

Экспериментирование и игра- важнейший вид поисковой деятельности. В группах созданы «Лаборатории», где дети находят с удовольствием занятие по душе.

Для самостоятельной продуктивной деятельности в группе оборудуются «Центры творчества», которые созданы по принципу доступности и мобильности. В каждой группе выделены места для выставок рисунков, поделок детей. Дети самостоятельно размещают свои работы по своему желанию. В центрах по изобразительной деятельности находятся разнообразные схемы, алгоритмы и таблицы, модели, способствующие формированию самостоятельности, навыков планирования, развитию мышления детей. В центре собраны различные средства художественной деятельности и материалы (краски, мелки, карандаши).

2. Следующее направление работы педагогического коллектива: совместная практическая деятельность с детьми воспитателей и специалистов.

Детская инициатива выражается не в том, что ребенок захотел помочь что-либо сделать взрослому. Ребенок становится значимым тогда, когда он сделал то, что придумал сам, и именно это оказалось важным для других. В этом случае он становится и инициатором, и исполнителем, и полноправным участником, субъектом социальных отношений. Следовательно, необходимо как можно чаще создавать для ребенка такие ситуации, где ему предстоит сделать выбор, принять какое-то решение. Такие ситуации мы создаём как во время проведения НОД, так и в совместной деятельности с детьми во всех режимных моментах. Самое трудное – вовремя поймать детский интерес и определиться, что с ним делать. Например, в группе «Берёзка» и «Радуга» возник интерес детей к прошлому своих родителей, которые тоже когда-то ходили в детский сад, были маленькими, как они выглядели, во что играли. Дети захотели больше узнать о своей семье. Педагоги, поддержав эту инициативу, организовали выставку «Любимая игрушка моей мамы».

Попросили мам принести их детские фотографии, составить краткий рассказ о своём детском саде. В результате получилась газета «Моя мама тоже ходила в детский сад…».Или, например, так получилось, что группу «Ручеёк» у нас посещают только мальчики. Вот в их мальчишеской среде проявился интерес к динозаврам. Педагоги группы, заметили это, поддержали интерес детей, устроив День динозавров: собрали коллекцию динозавров, лепили, рисовали, раскрашивали, читали о динозаврах, рассматривали картинки.

Творческие мастерские. Работают в различных направлениях. Одно из современных - плетение из резиночек. Девочка принесла набор для плетения в группу и заразила остальных детейэтим занятием. Дети с удовольствием делают браслеты, кольца для своих мам, дарят друзьям.

С интересом занимаются лепкой из теста букв.

В настоящий праздник выросла детская инициатива поздравлять именинникав детском саду. В этот день дети поздравляют своего товарища, учатся говорить подходящие слова, дарят подарки, играют в весёлые игры. Часто праздник проходит в форме квеста.

Проектная деятельность. Также мы используем для поддержки детской инициативы. На слайде вы видите проект «Дружба начинается с улыбки». Были реализованы проекты: «Загадочная страна», «Я живу в Петербурге», «Книгоград» и другие.

Также с целью развития творческой инициативы дошкольников мы используем анимационную деятельность. На практике мы убедились, что создание мультфильмов своими руками - это один из эффективных инструментов разностороннего развития и воспитания ребенка. Подробнее расскажет об этом педагог, непосредственно принимавший участие в этой работе.

Одним из главных псих о лого-педагогических условий развития детской инициативы –это создание психологически комфортной атмосферы в группе. Помощь в этом воспитателю оказывает педагог-психолог. Развитие лидерских качеств, преодоления страхов и неуверенности в собственных силах, развитие познавательной активности- направления, по которым осуществляет поддержку детской инициативы педагог-психолог:

Песочная игротерапия.

Музыкотерапия

Куклотерапия.

Родители

Говоря о развитии инициативы и творческих способностей детей нельзя не сказать о творческом сотрудничестве педагога, родителей и детей. Только сотворчество мотивирует к желанию сделать что-либо самому. Для этого необходимо нацелить родителей на поддержание в ребенке пытливости и любознательности. Это не только позволяет вовлечь родителей в образовательный процесс, но и сплачивает семью (многие задания выполняются совместно).

Родители принимают активное участие:

В обогащении развивающей среды группы (гр. «Улыбка»- изумительные герои сказки, связанные своим руками бабушкой одного из воспитанников, гр. «Ручеёк»- декорации к сказкам);

В мастер-классах («Мастерская Дедушки Мороза», «Загадочный вечер», «Математический вечер»).

В проектной деятельности (совместно с детьми рисуют, лепят, придумывают загадки, делают книжки-малышки, участвуют в выставках, в мероприятиях детского сада)

В конкурсах (в спортивных соревнованиях «Семейная спортакиада», где семья Калининой Ярославы заняла 1 место).

4. Социокультурное окружение. Мы стремимся к тому, чтобы дать ребенку возможность познать мир целостно во всем его многообразии, поэтому считаем для детского сада очень важно привлекать к процессу воспитания дополнительные образовательные ресурсы. Походы в библиотеку, посещение музеев, выставок, памятников архитектуры нашего города - эти события рождают у детей ощущение необыденности, дают толчок для новых педагогических идей, основанных на ярких детских впечатлениях, желании детей вспомнить о событии. Взаимодействие с социальными партнёрами стимулируеттворческую активность и развитие новыхинициатив как у детей, так и у педагогов.

После посещения Клуба юных натуралистов в ДДТ «Преображенский» группе «Ручеёк» педагоги с детьми оформляют страничку в альбоме о своих впечатлениях, где размещаются рисунки детей, картинки, загадки о животных и птицах.

«Музей воды» - любимый детьми, музей, который мы посещаем уже систематически со всеми группами, начиная со старшей. После увлекательного путешествия в мир воды вместе с главной героиней Капелькой дети со взрослыми уже в детском саду проектировали различные виды деятельности: рисовали Капельку, составляли рассказы о её путешествии, провели День воды совместно с воспитанниками другой группы, экпериментировали с водой.

В библиотеке им. Пушкина наши воспитанники ежегодно участвуют в конкурсе чтецов стихотворений современных российских детских поэтов «Остров детства», посвящённом «Международному дню ребёнка» и занимают призовые места.Мы участвуем не только в конкурсах чтецов, но и во многих других: «Шире круг» (ДДТ «Преображенский), «Планета детства», «Новогодняя открытка» и т.д. Целью участия в конкурсах видим в стремлении создать ситуацию успеха для каждого ребенка.

В конце я хочу сказать, что поддерживая детскую инициативу, познавая и понимая, как развивается, растет, мыслит и чувствует ребенок-дошкольник, мы сможем помочь ему найти свое место в этом сложном мире, развить интересы и способности, все те прекрасные возможности, которые даны ему природой.


  1. Структура образовательной программы 21 Раздел Планируемые результаты освоения образовательной программы общего образования 22

    Пояснительная записка

    Результатов реализации программы с поставленными целью и задачами . Определение перспектив и путей дальнейшего формирования воспитательной системы. Содержание программы духовно...

  2. Образовательная программа государственного бюджетного образовательного учреждения Свердловской области для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, Центра психолого-медико-социального сопровождения «Ресурс» на 2011 2014 гг

    Образовательная программа

    Обучающихся; реализацию принципов личностно-ориентированного подхода в обучении... и формирование личности обучающегося (формирование нравственных... реализации цели и задач образовательной программы Эффективность решения задач образовательной программы ...

  3. Задачи реализации программы 5 принципы и подходы к формированию программы 6

    Реферат

    3 1. ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ ПРОГРАММЫ 5 1.1. ЗАДАЧИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ 5 1.2. ПРИНЦИПЫ И ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ПРОГРАММЫ 6 2. СОДЕРЖАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ... личности ребенка Реализация образовательных целей и задач Программы направлена на...

  4. Пояснительная записка стр. 3 Принципы и подходы к формированию Программы стр. 4 Планируемые результаты освоения ооп до стр. 6

    Пояснительная записка

    Детство каждого ребенка. 1.2.Принципы и подходы к формированию основной общеобразовательной программы : Программа на первый план выдвигает... . Цель : взаимодействие детского сада и семьи для успешного развития и реализации личности ребенка Задачи : ...

  5. Основная образовательная программа основного общего образования мбоу сош №5

    Основная образовательная программа

    Безопасности. В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход , который предполагает: ... формированию действий целеполагания, включая способность ставить новые учебные цели и задачи , планировать их реализацию ...