Воспитание детей в разных странах мира: примеры. Особенности воспитания детей в разных странах

Как известно, люди любят друг другу советовать. В списке тем, в которых каждый считает своим долгом наставить на путь истинный другого человека, лидируют темы «Как нужно воспитывать ребенка» и «Как нужно лечить болезни». Оставим медицинские темы профессионалам и признаемся в одном: о воспитании детей мы знаем далеко не все. По крайней мере, о зарубежном. Ведь у разных народов традиции воспитания мальчиков и девочек разные.

Немецкое воспитание

Немцы создают семью до 30 лет, но не торопятся заводить детей. «Тормозят процесс», как правило, женщины. И причин поступать именно так у них более, чем достаточно. Во-первых, к тридцати годам многие из них только начинают делать первые уверенные шаги в карьере. Во-вторых, им не приходится надеяться на чью-то бескорыстную помощь, а услуги няни довольно дороги. В-третьих, детских садов в Германии очень мало, и работают они только до полудня.

В результате в Германии одна из самых низких рождаемостей из всех Европейских стран: немки слишком долго думают, прежде чем завести ребенка. Но зато их мужья, которым приходится подолгу ждать появления на свет наследников, становятся очень хорошими отцами.

Если супруги все-таки решили, что у них будет ребенок, то можно не сомневаться: к его появлению они отнесутся со всей серьезностью. Врожденный немецкий педантизм проявится и здесь: они обязательно начнут подыскивать квартиру побольше, а няню и врача-педиатра - пораньше, в тот момент, когда ребенок еще только планируется, но не зачат. Кстати, в этой стране, сделать аборт без медицинских показаний практически невозможно. Но дети, тем не менее, рождаются не по воле случая, а когда задумано родителями. Во всяком случае, не раньше.

Ни один немецкий домовладелец не удивится, если бездетная пара, снимая жилье, обязательным условием назовет наличие детской комнаты. Не удивится и няня, когда к ней обратится женщина, об «интересном положении» которой можно только догадываться. Нередко няня приступает к своим обязанностям, когда малышу исполняется месяц. Это означает, что мама решила не бросать работу надолго (хотя рабочее место сохраняется за ней в течение трех лет). Но в любом случае все дети в Германии до трех лет - домашние.

Ребенок постарше, как считают родители, обязательно должен общаться со своими сверстниками, поэтому раз в неделю их водят в так называемую «игровую группу», а позднее - в детский сад. Удивительно, но для немецких мам чуть ли не единственное, что определяет готовность ребенка к школе - это нормальные взаимоотношения со сверстниками.

Дошкольное обучение не очень популярно. «Ребенка будут учить в школе», - считают они. «Игровая группа», в которую приводят ребенка на несколько часов, - вовсе не возможность для мамы отдохнуть от малыша. Дети в них проводят время в присутствии мам или нянь. Последние обычно пьют чай, угощают друг друга домашними пирогами и ведут долгие беседы, пока их дошкольники получают свою порцию общения, играют.

Детский сад в Германии - что-то вроде клуба для маленьких, который открывается рано утром и перестает работать самое позднее в два часа дня. В саду дети не обедают. Считается, что такой важный ритуал должен проходить только дома, иначе ребенок может почувствовать себя оторванным от семьи.

Воспитание по-французски

Во-первых, жизнь во Франции очень дорогая, и чтобы обеспечить своего ребенка, мать очень рано после его рождения выходит на работу. Отпуск по уходу за ребенком - шесть недель до и десять недель после рождения малыша - предоставляется женщине, которая хотя бы два года до родов отработала на своем предприятии. Во-вторых, французские мамы опасаются, что за время вынужденного простоя в работе они потеряют квалификацию и потом никуда не смогут устроиться.

Помимо этого большинство французских матерей уверены в том, что ранняя социализация малыша - помещение его в коллектив, обучение общению с другими людьми - пойдет только на пользу, потому что в коллективе ребенок развивается гораздо лучше, там за компанию с друзьями он начинает играть, читать, рисовать; кроме того, он рано понимает, что такое дисциплина, быстрее осваивает необходимые в быту навыки: как обращаться со столовыми приборами, как самостоятельно одеваться и раздеваться, завязывать шнурки, пользоваться туалетом и т. д. Французские дети настолько естественно воспринимают то, что их мамы работают, что неработающая женщина вполне может услышать от своего ребенка вопрос: «Мама, ты не работаешь, потому что больна?»

Интересная бытовая деталь: во многих государственных детских садах и досуговых центрах детей, у которых мамы не работают, не допускаются в столовую и одни должны ходить обедать домой. Это очень неудобно для ребенка, который не имеет возможности пообедать вместе со своими друзьями и должен очень торопиться, чтобы успеть сбегать домой и обратно.

Поскольку домашнее воспитание в связи с занятостью родителей не очень актуально, во Франции достаточна развитая система образования, включая дошкольный этап.

Во Франции ребенок почти с самого рождения с утра до вечера находится в яслях, потом в саду, потом в школе. Естественно, при занятости родителей дети во Франции рано взрослеют. Они самостоятельно ходят в школу, могут по дороге зайти в магазин и на свои карманные деньги купить школьные принадлежности.

Роль бабушек и дедушек во французских семьях невелика, поскольку дети видят их только в каникулы. В Париже можно чаще встретить бабушек в кафе за чашкой кофе или бокалом вина, нежели гуляющих с внуками. Впрочем, этих пожилых мадам трудно даже назвать бабушками: маникюр, помада и неизменные каблучки позволяют им выглядеть элегантно в любом возрасте. У них своя, насыщенная событиями жизнь, подчинять её школьному расписанию внуков бабушки не хотят. Любви на уровне самоотречения здесь не понимают.

Повзрослевшие мальчики и девочки сами стремятся начать подрабатывать в качестве нянь и репетиторов.

Американское воспитание

Средние американцы, у которых нет в запасе достаточного количества семейных накоплений, наиважнейшим пунктом своей взрослой жизни считают получение хорошей работы. Есть работа - есть деньги, возможность спокойно жить, купить дом в хорошем районе, путешествовать.

Молодые люди, получив высшее образование, не спешат вступить в брак. Только к 30 годам, если настойчиво идти к своей цели, можно получить приличную работу, заплатить первый взнос за дом и… подумать о семье и ребенке. Причем совсем не обязательно устраивать свадьбу. Гражданские браки очень распространены в Америке, многие пары оформляют свои отношения после рождения нескольких общих детей.

Решившись стать родителями, американцы рожают двоих-троих детей подряд, считая, что одному малышу трудно расти среди взрослых. По их мнению, детей-погодков растить гораздо легче: у них одинаковые интересы, да и все возрастные трудности родителем переживать легче, когда детей несколько.

Отличительной чертой американского стиля жизни можно назвать привычку всюду брать с собой детей, даже грудных. Если молодым родителям захотелось отдохнуть, провести вечер с друзьями, а ребенка не с кем оставить, они отправятся на вечеринку вместе с ним. Дети ведут себя вполне естественно: спят, сидят на руках, иногда плачут. Но никого вокруг это не удивляет и тем более не раздражает. Во всех общественных заведениях есть места, где можно переодеть и покормить малыша, а во многих ресторанах его могут даже развлечь, предложить цветные мелки и листы бумаги.

Впрочем, оставлять детей дома многие просто не имеют возможности. Привыкшие с 17 лет жить отдельно от родителей, американцы не могут рассчитывать на постоянную помощь бабушек и дедушек. Да это и не принято. А платить няне 5 долларов в час при том, что средний заработок американцев составляет 8–12 долларов в час, довольно трудно.

Другой причиной, по которой американцы предпочитают не расставаться с детьми в свободное время, является безопасность. Киднеппинг - очень распространенное в США явление. В некоторых штатах действует закон, запрещающий оставлять ребенка до 12 лет одного на улице и даже дома. Моя институтская подруга, три года живущая в Америке, рассказала, что сразу после приезда их семьи в США её восьмилетний сын часто после школы оставался дома один: он сам разогревал в микроволновке обед, играл, смотрел телевизор. Но когда об этом узнала их соседка по дому, она в ужасе воскликнула: «Надеюсь, больше никому вы про это не говорили?!»

Японское воспитание

Европейцы часто удивляются, как японцы балуют детей и практически не делают им замечаний. Японцы никогда не бьют и даже не ругают своих детей. До 5 лет ребенку позволено делать все, что ему захочется.

Японская семья делится о том, как им удается сохранять «спартанское спокойствие», в то время как в душе, наверняка, бушует желание «двинуть как следует». Ответ оказался удивительно прост: «У нас не принято критиковать чужих детей. Своим же обычно мы не делаем замечания на людях, но если все-таки делаем, то негромко и не меняя спокойного выражения лица. Мы не любим конфликтов. Единственно, чего мы не делаем никогда - не лупим их». Детей, считают японцы, надо учить двум незыблемым правилам. Первое: поступай с людьми так, как хочешь, чтобы поступили с тобой. Второе: «Кто на родителей косится, тот в камбалу превратится» (старинная японская пословица).

До средней школы рамки опеки, с точки зрения не японца, все равно широки. В начальной школе не существует видимой грани в связке «учитель - ученик». В обеденное время еду приносят в класс, и учитель всегда обедает вместе с учениками. Общение родителя и учителя происходит посредством специального дневника в форме вопросов-ответов, рекомендаций и т. д. Родительских собраний как таковых не проводят. Учитель назначает определенный день, в который каждому родителю по классному списку отведено по пятнадцать минут для обсуждения текущих моментов. Такая гибкая система позволяет не «выносить сор из избы» относительно проблем ребенка прилюдно. Большое место в жизни школы отведено родительским комитетам, мамы-члены которых не шушукаются по углам по поводу проблем того или иного ребенка, а коллективно ищут выход из создавшихся ситуаций. В начале учебного года, который начинается первого апреля и заканчивается в июле (август - каникулы. Вторая часть года - с сентября по февраль), родителям выдают большой пакет с распечаткой плана школьных мероприятий на год с разбивкой по дням: даты медицинских обследований, спортивных праздников, дополнительных занятий, кружков, а также меню на каждый месяц. В течение первого месяца обучения «первоклашек» опекают дополнительно: работники школы выделяют нескольких человек, которые помогают малышам осваивать дорогу домой. Для этого класс разбивается на группы, состоящие из рядом живущих детишек, которые гуськом возвращаются из школы. У каждого из них на груди висит бирка с именем, на голову одета ярко-желтая шапочка с резинкой (чтобы не сдул ветер), а на ранец прикрепляется ярко-желтая наклейка, чтобы ребенка издалека смог увидеть любой автомобилист. До средней школы ранцы у детей должны быть одинаковыми: черные - у мальчиков, красные - у девочек.

К средней школе отношение к детям становится гораздо более жестким как со стороны учителей, так и со стороны родителей. За образец взят немецкий вариант железной регламентации в униформе, косметике, поведении (например, каждое утро начинается с линейки, где поют гимн школы). С этого момента родители уже стараются определить вуз для ребенка. Поэтому в средней школе ребенок не только меняет ранец: он вступает в острую конкурентную борьбу со своими сверстниками. Из-за этого часто среди них отсутствует контакт. (Прошлым летом моя знакомая японская семья, несколько лет живущая в России, отправила своего сына в крымский лагерь от бассейна «Фили». «Нашему Куго было так интересно! Он нашел там много друзей, почти не зная языка! - наперебой рассказывали мне его мама и папа.- У вас в России очень хорошая система: в одной группе в бассейне плавают вместе и те, кто лучше, и те, кто хуже, дети с разными способностями. И более сильные помогают более слабым! У нас же существует четкое разделение на группы детей одного уровня способностей и подготовки. Поэтому с самого начала дети находятся в режиме постоянного соперничества между собой, и такую атмосферу, естественно, трудно назвать дружественной»).

Подростки тяжело переживают такой перепад из «счастливого детства во взрослую жизнь». Газеты пестрят статьями об актах вандализма в школах, издевательствах среди детей-подростков. Нередки случаи самоубийств. Дети оказываются зажаты в определенные рамки, испытывают стресс и соответственное желание вырваться за их пределы.

2. Предложи ребятам рассказать в классе о любой национальной культуре или провести день знакомства с культурой разных народов. Обязательно подберите иллюстрации, которые познакомят с национальной живописью, скульптурой, архитектурой; послушайте записи национальной музыки.
3. Расскажи о своих любимых произведениях, объясни, почему они тебе нравятся.

Во все времена мальчиков и девочек воспитывали по-разному готовя их к выполнению различных социальных ролей в обществе.Составьте основные правила

воспитания мальчиков и девочек в современном обществе.

Мне ОЧЕНЬ НУЖНО ПОМОГИТЕ 1.Какие физические изменения происходят в подростковом возрасте? 2. У разных народов в разное время

привлекательная внешность понималась по разному. А можно лм говорить о едином взгляде на привлекательность?

3.Очень часто высокие люди хотят стать ниже,низкие-выше,полные мечтают похудеть,а худые-полтостеть.Блодинки хотят быть темными,а брюнетки-блодинками. Как вы это можете объяснить?

4.Почему важно научиться принимать своювнешность?

СОСТАВЬТЕ ПЛАН ПУНКТОВ Каждый из нас принадлежит к определенному полу, мы определяем себя как мужчина или женщина. В основе половых различий

лежат, как известно, биологические, анатомические черты. Из курса биологии вы знаете, что одна пара хромосом определяет пол будущего ребенка. Уже на очень ранней стадии развития эмбриона формируются либо мужские либо женские половые органы.

Но есть и такие составляющие половой принадлежности, которые определяются не природой, а обществом. Эти составляющие получили название гендер - социальный пол. Сложившиеся в обществе представления о месте, роли, предназначен ли мужчины и женщины, о том, в чем выражается мужественность и женственность, зависят во многом от культуры этого общества, его традиций и меняются со временем. В одних культурах половые различия могут быть очень значимы, а других им придается меньшее значение.

Различия между мужчиной и женщиной проявляются также в стилях ролевого

общения с другими людьми.

Гендерное воспитание начинается с младенчества.С девочками и мальчиками родители общаются по-разному, даже если не всегда осознают это. С учетом пола выбираются первые игрушки, одежда. Дети довольно рано осознают свою принадлежность к определенному полу и усваивают характерный тип поведения. Так, мальчик, упавший во время игры и сильно ударившийся, старается сдерживать слезы, потому что «ревут только девчонки». Под влиянием семьи, ближайшего окружения, телепередач у детей складываются определенные личностные качества, модели поведения, которые помогу: им выполнять тендерные роли.

В известной стене ни закрепляет модели тендерногоно ведения школа. Например, различны для девочек и мальчиков занятия на уроках технологии, "В последние годы все чаще возвращаются к идее раздельного обучения. А как к этому относитесь вы? Обсудите эту проблему в классе.

Местом, где тендерные роли проявляются чаще всего и весьма отчетливо, является дом. Женщина и мужчина выполняют по дому, как правило, разную работу. Женщины заботятся о детях, убирают жилище, готовят, стирают и т. п. Мужчины занимаются ремонтом автомобиля, бытовой техники, в сельской местности - работают во дворе. В целом основная часть домашних забот ложится на женщину.

На работе тендерные роли также сохраняют свое важное значение. Количество работающих женщин возросло во всем мире. Однако сохраняются профессиональные Ограничения, связанные с принадлежностью к определенному полу. Отчасти это связано с физическими особенностями полов, но в не меньшей степени и со сложившимися в обществе представлениями и предрассудками. Есть профессии: преимущественно мужские (летчик; сталевар, сантехник и др.) и женские (воспитатель детского сада, швея и др.). Женщины реже занимают руководящие посты, часто за одинаковую с мужчинами работу получают меньшую зарплату.

Для современного постиндустриального общества характерно изменение тендерных ролевых установок. Женщины все активнее осваивают новые для себя роли - руководителей крупных предприятий, политиков, судей, прокуроров и др. Расширяется ролевой диапазон и у мужчин, так, многие из них стремятся больше времени проводить с семьей, активно занимаются воспитанием детей, берут на себя часть забот по дому.

Все родители на нашей огромной планете, без всякого сомнения, испытывают огромное чувство любви к своим детям. Однако в каждой стране папы и мамы воспитывают чад по-разному. На этот процесс оказывает огромное влияние образ жизни людей того или иного государства, а также существующие национальные традиции. Чем же отличается воспитание детей в разных странах мира?

Этнопедиатрия

Быть родителем - это самое важное и почетное занятие в жизни каждого человека. Однако ребенок - это не только радость, но и постоянные хлопоты, которые связаны с уходом за ним и с воспитанием. У разных народов существуют различные подходы к формированию личности маленького человека. Воспитание детей в разных странах мира имеет свои педагогические методики, которые каждая нация считает единственно верными.

Для изучения всех этих различий не так давно была создана целая наука - этнопедагогика. Ее выводы, вероятно, смогут привести к лучшему пониманию природы человека и выработке оптимального способа воспитания.

Успокаивание

Младенцы всего мира нередко заходятся криком. Это момент, когда серьезную проверку проходит не столько психика пап и мам, сколько их связи с культурными корнями. То, что дети много плачут в первые месяцы своей жизни - нормально для новорожденных любой нации. На крик ребенка в странах Западной Европы мать откликается примерно через одну минуту. Женщина возьмет свое чадо на руки и попытается его успокоить. Если ребенок появился на свет в той стране, где все еще сохраняются первобытные цивилизации собирателей и охотников, то плакать он будет так же часто, как и все остальные новорожденные, но вдвое меньше по времени. Мать откликнется на его крик уже через десять секунд и поднесет к груди. Кормят детей у таких народностей вне всякого расписания и без соблюдения режима. В некоторых конголезских племенах существует своеобразное разделение труда. Здесь малышей кормят и пестуют несколько определенных женщин.

Сегодня к плачу ребенка относятся несколько иначе. За младенцем признается его право требования внимания. Первые полгода жизни своим криком он дает знать о том, что хочет, чтобы к нему проявили любовь и заботу, взяли на руки и т. д.

Отстранение от груди

И в этом вопросе не существует единого подхода. Так, многие матери Гонконга отрывают детей от груди уже в шесть недель, чтобы пойти на работу. В Америке грудью кормят только несколько месяцев. Однако матери некоторых народов продолжают давать своим детям грудь и в том возрасте, когда они уже вышли за рамки младенчества.

Укладывание

Мечта всех родителей - спокойный ночной сон их ребенка. Как же добиться его? И здесь существуют кардинально различные мнения, учитывающие воспитание детей в разных странах мира. Так, в западных руководствах и справочниках даются рекомендации о том, что малышу не стоит спать в дневные часы. Только в таком случае к вечеру он устанет и угомонится. В других странах такой задачи у родителей нет. Например, мексиканские укладывают детей днем спать в подвесных гамаках, а на ночь берут в свои кровати.

Развитие

Особенности воспитания детей в разных странах нашей планеты могут существенно отличаться друг от друга. Однако вне зависимости от культуры и народных обычаев развитие ребенка будет ускорено только в случае постоянных занятий с ним. Но такого мнения придерживаются не все родители. Например, в Дании и Голландии считают, что отдых для малыша намного важнее, чем усилия по развитию интеллекта. В Конго и вовсе не принято разговаривать с новорожденным. Матери этой страны полагают, что главное дело их младенцев - спать. В связи с тем, что воспитание детей в разных странах столь различно, существуют и значительные перепады в двигательном и речевом развитии малышей в зависимости от принадлежности их к той или иной культуре и расе.

К примеру, данные ЮНИСЕФ свидетельствуют об эффективном методе воспитания, принятом у одного из нигерийских народов - йоруба. Здесь малыши первые три-пять месяцев своей жизни проводят в положении сидя. Для этого их укладывают между подушками или устраивают в специальных отверстиях в земле. Девяносто процентов таких детей уже в двух летнем возрасте способны сами умыться, а тридцать девять процентов - вымыть за собой тарелку.

Да, традиции воспитания детей в разных странах значительно отличаются друг от друга. Но какую бы тактику ни избрали родители, их чадо все равно будет плакать и смеяться, научится ходить и говорить, ведь развитие любого ребенка является непрерывным, постепенным и естественным процессом.

Разнообразие систем воспитания

Как сделать из ребенка личность? Этот вопрос стоит перед всеми родителями нашей планеты. Однако не существует единого пособия, позволяющего решить данную задачу. Именно поэтому каждая семья должна выбрать правильную систему воспитания своего малыша. И эта задача очень важна, так как в детском возрасте происходит формирование модели поведения и характера маленького человека.

Ошибки, допущенные в воспитательном процессе, в дальнейшем могут обойтись очень и очень дорого. Конечно, каждый ребенок по-своему индивидуален, и только родители смогут подобрать для него наиболее эффективную методов. А для этого важно ознакомиться, как проходит воспитание детей в разных странах, и выбрать для себя самое лучшее.

Германская система

Каковы особенности воспитания детей в разных странах мира? Начнем рассмотрение этого вопроса с немецких педагогических методик. Как известно, основное отличие этой нации кроется в бережливости, пунктуальности и организованности. Все эти качества немецкие родители прививают своим малышам с самого раннего возраста.

Семьи в Германии возникают поздно. В брак немцы вступают до тридцати лет, однако совсем не спешат заводить детей. Супруги осознают ответственность данного шага и стремятся еще до рождения первенца создать прочную материальную основу.

Детские сады в Германии работают неполный день. Без помощи няни родителям не обойтись. А на это нужны деньги, причем немалые. Бабушки в этой стране с внуками не сидят. Они предпочитают жить своей жизнью. Мамы же, как правило, строят карьеру, а рождение ребенка может негативно сказаться на получении очередной должности.

Однако, решив завести ребенка, немцы подходят к этому весьма скрупулезно. Они меняют жилье на более просторное. Заранее идут и поиски няни-педиатра. С самого рождения дети в германских семьях приучаются к строгому режиму. Спать их укладывают около восьми вечера. Просмотр телевизора жестко регламентируют. Проводится подготовка к детскому саду. Для этого существуют к игровые группы, куда дети ходят вместе со своими мамами. Здесь они учатся общению со сверстниками. В детском саду немецких малышей не обучают грамоте и счету. Им прививают дисциплину и рассказывают, как играть по всем правилам. В дошкольном учреждении ребенок имеет право выбрать для себя любое занятие. Это может быть езда на велосипеде или игра в специальной комнате.

Читать и писать ребенок учится в начальной школе. Здесь прививают любовь к знаниям, проводя уроки в игровой форме. Родители приучают школьника планировать свои ежедневные дела, ведя для этого специальный дневник. В этом возрасте у детей появляется и первая копилка. Ребенка стараются приучить к управлению своим бюджетом.

Японская система

Примеры воспитания детей в разных странах нашей необъятной планеты могут иметь значительные различия. Так, в отличие от Германии, японским детям до пяти-шести лет разрешено практически все. Они могут обрисовывать стены фломастерами, выкапывать из горшков цветы и т. д. Что бы малыш ни сделал, отношение к нему будет терпеливое и доброжелательное. Японцы считают, что в раннем детстве кроха должен сполна насладиться жизнью. Одновременно детям прививают хорошие манеры, приучают к вежливости и осознанию того, что они являются частью всего общества.

С приходом школьного возраста отношение к ребенку меняется. Родители обращаются с ним со всей строгостью. В 15 лет, по мнению жителей страны Восходящего солнца, человек должен быть полностью самостоятельным.

Японцы никогда не повышают на своих детей голос. Они не читают им длительных и нудных нотаций. Самым большим наказанием для ребенка является тот момент, когда он остается один, и никто не хочет с ним разговаривать. Этот педагогический метод действует очень сильно, так как японских детей приучают общаться, дружить и находиться в коллективе. Им постоянно внушают, что в одиночку человек не сможет справиться со всеми хитросплетениями судьбы.

У японских детей имеется сильная связь с родителями. Объяснение этому факту кроется в поведении мам, которые не стремятся утвердить свой авторитет шантажом и угрозами, а первыми идут на примирение. Только косвенно женщина показывает, насколько она огорчена проступком своего чада.

Американская система

Как же в США происходит воспитание ребенка? В разных странах мира (в Германии, Японии, да и во многих других) строгих наказаний педагогические методы не предусматривают. Однако только американские дети настолько хорошо знают свои обязанности и права, что могут обратиться в суд, чтобы призвать к ответу своих родителей. И это неудивительно, ведь в данной стране частью процесса воспитания является разъяснение свобод ребенка.

Характерной чертой американского стиля является привычка посещать любые мероприятия со своими детьми. И все это потому, что услуги няни по карману в этой стране далеко не каждому. Однако дома у каждого ребенка есть своя комната, где он должен спать отдельно от родителей. Ни папа, ни мама не станут бегать к нему по любому поводу, потакая всем капризам. По мнению психологов, такой недостаток внимания приводит к тому, что в более зрелом возрасте человек становится замкнутым и нервным.

Очень серьезно в Америке относятся к наказаниям. Если родители лишают ребенка возможности играть в компьютерную игру или отправиться на прогулку, то они должны разъяснить причину своего поведения.

Детские сады американские малыши посещают очень редко. Многие родители полагают, что, отдав свое чадо в такое учреждение, они лишат его детства. Дома же матери редко занимаются со своими малышами. В результате они идут в школу, не умея ни читать, ни писать.

Разумеется, свобода в воспитательном процессе способствует появлению творческих и самостоятельных личностей. Однако дисциплинированные работники в этой стране - большая редкость.

Французская система

В этом государстве серьезно развито раннее воспитание ребенка. В разных странах, как мы уже видели, это происходит по-разному, но во Франции для детей дошкольного возраста издается много пособий и книг, а также открыто большое количество образовательных учреждений. Воспитание детей от 1 до 2 лет для французских мам особенно важно. Они рано выходят на работу и хотят, чтобы к двухлетнему возрасту их ребенок был максимально самостоятельным.

Французские родители относятся к своим детям довольно мягко. Часто они закрывают глаза на их шалости, а вот за хорошее поведение награждают. Если мама все же наказывает своего ребенка, то она обязательно объяснит причину такого решения, чтобы оно не казалось необоснованным.

Маленькие французы с детства учатся быть вежливыми и соблюдать все режимы и правила. При этом все в их жизни зависит только от решения родителей.

Российская система

Большие отличия имеет воспитание детей в разных странах мира. Россия обладает собственными педагогическими методиками, которые зачастую отличаются от тех, которыми руководствуются родители в других государствах нашей планеты. У нас, в отличие от Японии, всегда бытовало мнение о том, что ребенка нужно начинать учить еще тогда, когда его можно уложить поперек лавки. Другими словами, прививать ему общественные правила и нормы с самых малых лет. Однако сегодня в России претерпели некоторые изменения. Наша педагогика прошла путь от авторитарной до гуманистической.

Немаловажное значение имеет воспитание детей от 1,5 до 2 лет. Это период совершенствования ранее приобретенных навыков и осознания своего места в окружающем мире. Кроме того, это возраст четкого проявления характера малыша.

Ученые установили тот факт, что практически 90% информации об окружающем его мире ребенок получает в первые три года своей жизни. Он очень подвижен и всем интересуется. Родители России стремятся не мешать ему в этом. В порядке вещей и приучение малыша к самостоятельности. Многие мамы не стремятся поднимать своего ребенка при первом же падении. Он должен преодолевать трудности сам.

Возраст от 1,5 до 2 лет наиболее активный. Однако, несмотря на свою подвижность, малыши вовсе не отличаются ловкостью. Не проходит и пяти минут, как они обязательно куда-нибудь да влезут. Российская система педагогики рекомендует не ругать маленьких исследователей и быть терпимыми к их шалостям.

Воспитание детей 3 лет затрагивает период формирования личности. Такие малыши требуют огромного внимания и терпения. Следующие несколько лет жизни - это годы, когда складываются основные черты характера маленького человека, а также происходит формирование представления о норме поведения в обществе. Все это скажется на поступках ребенка в его будущей взрослой жизни.

Воспитание детей 3 лет потребует от родителей большого самообладания. В этот период педагоги рекомендуют терпеливо и спокойно разъяснять малышу о том, почему папу и маму не устраивает его поведение. При этом следует заострять особое внимание на том, что проступок ребенка сильно огорчает родителей, а затем переключить внимание с конфликта на что-либо интересное. Российские педагоги рекомендуют не унижать и не бить малыша. Он должен почувствовать себя на равных со своими родителями.

Цель воспитания ребенка в России - становление творческой и гармонически развитой личности. Конечно, для нашего общества считается нормальным, если отец или мать повысят на свое чадо голос. Они могут даже отшлепать малыша за тот или иной проступок. Однако все российские родители стремятся оградить своего ребенка от негативного опыта и переживаний.

В нашей стране работает целая сеть дошкольных учреждений. Здесь дети учатся навыкам общения со сверстниками, письму и чтению. Уделяется внимание физическому и психическому развитию ребенка. Все это делается посредством спортивных занятий и групповых игр.

Для российского воспитания традиционной чертой является развитие творческих способностей детей, а также выявление их одаренности. Для этого в детских садах проводятся занятия по рисованию, пению, лепке, танцам и т. д. Принято сравнивать успехи детей, вызывая в малышах чувство соперничества.

В начальной школе России обеспечивается целостное развитие и становление личности ребенка. Кроме того, воспитание детей направлено на формирование желания и умения учиться.

В начальной школе все предметы подобраны таким образом, чтобы у ребенка складывалось правильное представление о труде и человеке, обществе и природе. Для более полного и гармоничного развития личности проводятся факультативные занятия по иностранным языкам, физической подготовке и т. д.

Каждый родитель любит свое чадо и отдает ему всю заботу, ласку и нежность. Старшее поколение уберегает малышей от опасности, старается дать лучшее образование, максимально развить задатки и способности.

Однако системы воспитания детей у разных народов мира значительно отличаются. И влияют на эти различия многие факторы: менталитет, религия, образ жизни и даже климатические условия.

Мы решили узнать, как воспитывают детей в разных странах и какие педагогические традиции можно взять себе на заметку.

Прежде всего, нужно помнить: те принципы и правила воспитания, которые дают великолепный эффект в других странах, в нашей действительности могут привести к противоположному результату. Не забывайте, что ваш ребенок – яркая личность, поэтому и методики нужно подбирать тоже индивидуально.

Главная отличительная черта японских педагогических традиций – полная свобода действий ребенка до наступления пятилетнего возраста. Что включает в себя подобная «вседозволенность»?

  1. Родители разрешают своим чадам практические все. Хочется рисовать фломастером на обоях – пожалуйста! Нравится копаться в горшке с цветами – отлично!
  2. Японцы уверены, что ранние годы – время для забав, игр и наслаждения. Конечно, это не означает, что малыши абсолютно избалованы. Их учат вежливости, хорошим манерам, приучают ощущать себя частью государства и общества.
  3. Мама с папой никогда не повышают тон в беседе с детьми и не читают многочасовые нотации. Исключены и физические наказания. Главная дисциплинарная мера – родители отводят малыша в сторонку и объясняют, почему нельзя себя так вести.
  4. Родители ведут себя мудро, не утверждая свой авторитет через угрозы и шантаж. После конфликтов японская мама первой идет на контакт, косвенно показывая, насколько сильно ее огорчил детский поступок.

Однако к моменту поступления в школу отношение взрослых к детям резко меняется, говорят даже, что малыши становятся «рабами». Их поведение строго регламентировано: нужно почтительно относиться к родителям и учителям, носить одинаковую одежду и вообще не выделяться на фоне сверстников. «Будь как все» – главное правило японских школьников. К 15 же годам ребенок должен стать полностью самостоятельным человеком.

Воспитательная система в Германии

В отличие от маленьких японцев, жизнь немецких детей с самого юного возраста подчинена строгим правилам: им не разрешают надолго засиживаться перед телевизором или компьютером, спать они ложатся около восьми часов вечера. С детства малыши приобретают такие черты характера, как пунктуальность и организованность.

Немецкие мамы растят самостоятельных детей: если кроха упадет – он поднимется сам, если разобьет чашку – сам соберет осколки. Родители вполне могут оставить малыша гулять на детской площадке и отправиться с подругами в ближайшее кафе. А в чем особенности немецкого воспитания?

  1. Бабушки чаще всего не сидят с внуками, мамы берут младенцев с собой в слинге или коляске. Затем родители выходят на работу, а малыши остаются с нянями, которые обычно имеют медицинский диплом.
  2. Дети в обязательном порядке посещают садик с трехлетнего возраста. До этого времени проводится подготовка в специальных игровых группах, куда малыши ходят с мамами или нянями. Здесь они приобретают навыки общения с ровесниками.
  3. В дошкольном учреждении немецких детей не учат чтению и счету. Педагоги считают важным привить дисциплину и объяснить правила поведения в коллективе. Дошкольник сам выбирает занятие по душе: шумные забавы, рисование или игру в машинки.
  4. Грамоте ребенка учат в начальных классах. Учителя превращают уроки в занимательную игру, тем самым прививая любовь к учебе. Взрослые стараются приучить школьника к планированию дел и бюджета, приобретая для него ежедневник и первую копилку.

Читайте также: Ребёнок не говорит в 3 года. Причины и способы решения проблемы

Кстати, в Германии трое ребятишек в семье – своего рода аномалия. Многодетным мамам будет любопытно познакомиться с опытом Акселя Хаке, который с юмором описал будни своих неугомонных ангелочков в книге «Краткое руководство по воспитанию малышей».

Французская методика воспитания

В этой европейской стране большое внимание уделяется раннему развитию детей. Особенно французские мамы стараются воспитать в малышах самостоятельность, поскольку женщины рано выходят на работу, стремясь реализовать себя. Что еще отличает современную французскую систему воспитания?

  1. Родители не считают, что после рождения младенца их личная жизнь заканчивается. Напротив, они четко разграничивают время на ребенка и на себя. Так, малышей рано укладывают спать, и мама с папой могут побыть вдвоем. Родительская же постель – не место для детей, кроху с трех месяцев приучают к отдельной кроватке.
  2. Многие родители пользуются услугами детских развивающих центров и развлекательных студий для всестороннего образования и воспитания своих чад. Также во Франции широко развита сеть кружков и секций для дошкольников, где они находятся, пока мама на работе.
  3. Француженки относятся к малышам мягко, обращая внимание лишь на серьезные проступки. Мамы награждают за хорошее поведение, лишая крох подарков или лакомств за плохое. Если же наказания не избежать, то родители обязательно объяснят причину этого решения.
  4. Бабушки и дедушки обычно не нянчатся с внучатами, но иногда отводят их в секцию или студию. Основное время малыши проводят в садиках, легко адаптируясь к условиям дошкольного учреждения. Кстати, если мама не работает, то ей могут и не дать бесплатную путевку в государственный детский сад.

На наш взгляд, эта система воспитания – одна из самых интересных. Обязательно прочитайте книгу «Французские дети не капризничают». Автор в ней рассказывает, как мамы-француженки справляются с избалованными малышами. Еще одна книжка, описывающая системный подход французских родителей к воспитанию, – «Сделать счастливыми наших детей» от Мадлен Дени.

Американская система воспитания

Современные маленькие американцы – это знатоки юридических норм, нередко дети жалуются на родителей в суд за ущемление своих прав. Возможно, это происходит потому, что общество огромное внимание уделяет разъяснению детских свобод и развитию индивидуальности. А чем еще интересно воспитание в США?

  1. Для многих американцев семья – это культ. Хотя бабушки и родители часто проживают в разных штатах, на Рождество и День благодарения все члены семьи любят собираться вместе.
  2. Еще одна характерная особенность американского стиля воспитания – привычка посещать публичные места вместе со своими чадами. На то есть две причины. Во-первых, не все молодые родители могут позволить услуги няни, во-вторых, они не хотят отказываться от прежнего «вольного» образа жизни. Поэтому часто можно увидеть детей на взрослых вечеринках.
  3. Американских малышей редко отдают в детские сады (точнее, группы при школах). Женщины-домохозяйки сами предпочитают воспитывать детей, однако не всегда занимаются с ними. Поэтому в первый класс девочки и мальчики идут, не умея ни писать, ни читать.

Читайте также: Развивающие и логические игры для детей-погодок

Американцы серьезно относятся к дисциплине и наказанию: если лишают детей компьютерной игры или прогулки, то всегда объясняют причину. Кстати, именно США – родина такой техники конструктивного наказания, как тайм-аут. В этом случае родитель перестает общаться с ребенком или оставляет его в одиночестве на короткое время.

Период «обособления» зависит от возраста: по одной минуте на каждый год жизни. То есть четырехлетнему малышу хватит 4 минут, пятилетнему – 5 минут. Например, если ребенок дерется, достаточно отвести его в другую комнату, усадить в кресло и оставить одного. После окончания тайм-аута нужно обязательно спросить, понял ли малыш, почему его наказали.

Еще одна особенность американцев – несмотря на пуританские взгляды, открыто говорить с детьми на тему секса. Книга «От пеленок до первых свиданий» американского сексолога Дебры Хаффнер поможет нашим мамам по-иному взглянуть на сексуальное воспитание ребенка.

Воспитание детей в Италии

Педагогические принципы итальянских мам значительно отличаются от ранее описанных национальных систем воспитания. Итальянцы трепетно относятся к детям, считая их дарами небес. Неудивительно, что ребенок в Италии остается ребенком и в 20, и в 30 лет. Чем еще отличается воспитание детей в этой европейской стране?

  1. Итальянские родительницы редко отдают малышей в садик, считая, что они должны воспитываться в большой и дружной семье. За детьми приглядывают бабушки, тети, другие близкие и дальние родственники.
  2. Кроха растет в атмосфере тотального надзора, опеки и, одновременно, в условиях вседозволенности. Ему разрешают все: шуметь, кричать, дурачиться, не выполнять требования взрослых, играть часами на улице.
  3. Детей берут с собой повсюду – на свадьбу, концерт, светский раут. Получается, что итальянский «бамбино» с рождения ведет активнейшую «светскую жизнь». Никто не возмущается этим правилом, потому что малышей в Италии любят все и не скрывают своего восхищения.
  4. Русские женщины, живущие в Италии, отмечают нехватку литературы о раннем развитии и воспитании детей. Проблемы есть и с развивающими центрами и группами для занятий с маленькими детьми. Исключение – кружки по музыке и плаванию.

Немцы не торопятся заводить детей лет до тридцати, пока не добьются значительных успехов в карьере. Если же супружеская пара решились на этот ответственный шаг, значит, подойдут к нему они со всей серьезностью. Няню очень часто начинают подыскивать заранее, еще, когда ребенок не родился.

Традиционно все дети в Германии до трех лет сидят дома. Ребенка постарше начинают водить раз в неделю в «игровую группу» чтобы он набирался опыта общения со сверстниками, а затем устраивают в детский садик.

Француженки очень рано отдают малышей в детский сад. Они опасаются потерять свою квалификацию на работе и считают, что в детском коллективе ребята быстрее развиваются. Во Франции ребенок почти с рождения весь день проводит сначала в яслях, потом в детском саду, потом в школе. Французские дети быстро взрослеют и становятся самостоятельными. Они сами ходят в школу, сами покупают в магазине необходимые ученические принадлежности. С бабушками внуки общаются только на каникулах.

В Италии напротив принято часто оставлять детей с родственниками, в особенности с бабушками и дедушками. В детский сад обращаются только если нет никого из родных. Большое значение в Италии придается постоянным семейным обедам и праздникам с большим количеством приглашенных родственников.

Великобритания славится своим строгим воспитанием. Детство маленького англичанина наполнено массой требований, которые направлены на формирование чисто английских традиционных привычек, взглядов и особенностей характера и поведения в обществе. С маленького возраста детей учат сдерживать проявление своих эмоций. Родители сдержано показывают свою любовь, но это совсем не означает, что они любят их меньше, чем представители других народов.

Американцы обычно заводят двух или трех детей, считая, что одному ребенку будет трудно расти в мире взрослых. Американцы всюду берут детей с собой, часто дети приходят вместе с родителями на вечеринки. Во многих общественных заведениях предоставляются комнатки, где можно переодеть и покормить малыша.

Японскому ребенку до пяти лет позволено делать все. Его никогда не ругают за шалости, не бьют и всячески балуют. Начиная со средней школы отношение к детям становиться более жестким. Господствует четкая регламентация поведения и поощряется разделение детей по способностям и конкуренция среди сверстников.

В разных странах разные взгляды на воспитание подрастающего поколения. Чем экзотичнее страна, тем оригинальнее подход родителей. В Африке женщины прикрепляют детей к себе при помощи длинного отреза ткани и всюду носят с собой. Появление европейских колясок встречает бурный протест среди почитателей вековых традиций.

Процесс воспитания детей разных стран во многом зависит от культуры конкретного народа. В исламских странах считается, что необходимо самому быть правильным примером для своего ребенка. Здесь особое внимание уделяется не столько наказаниям, сколько поощрению хороших поступков.

На нашей планете нет стандартных подходов к уходу за ребенком. Пуэрториканцы спокойно оставляют грудных детей на попечение старших братишек и сестренок, которым не исполнилось и пяти лет. В Гонконге мать не доверит своего ребенка даже самой опытной няне.

На западе дети плачут также часто, как и по всему миру, но дольше, чем в некоторых странах. Если заплачет американский ребенок, его возьмут на руки в среднем через минуту и успокоят, а если заплачет африканский малыш, на его плач откликнуться примерно через десять секунд и приложат к груди. В таких странах, как Бали грудных детей кормят по первому требованию без всякого расписания.

Западные руководства предлагают не укладывать детей спать днем, чтобы они утомились и легко уснули вечером. В других странах такую методику не поддерживают. В большинстве китайских и японских семей маленькие дети спят вместе с родителями. Считается, что так дети лучше спят и не страдают от кошмаров.

Процесс воспитания детей разных стран дает разные результаты. В Нигерии среди двухлетних малышей 90 процентов умеют умываться, 75 процентов могут делать покупки, а 39 процентов умеют мыть свою тарелку. В США считается, что к двум годам ребенок должен катать машинку на колесиках.

Традициям воспитания детей разных стран посвящено огромное количество книг, но, ни одна энциклопедия не даст ответ на вопрос: как правильно воспитывать ребенка. Представители каждой культуры считают свои методы единственно верными и искренне хотят вырастить достойное поколение себе на смену.