Переходный возраст: трудный подросток. Трудное поведение подростка: советы родителям

Переходный возраст по праву считается сложным. Организм ребенка начинает перестраиваться, меняется гормональный фон, что влечет за собой массу метаморфоз. В это время некоторые отделы головного мозга функционируют особенно активно, что не только заставляет подростка ясно и много мыслить, но и делает его неусидчивым, , эмоционально неустойчивым. Стартует становление личности. Ребенок начинает поиск своего я, задумывается об окружающей его реальности: для этого периода характерно желание изменить мир. Наблюдаются перемены и во внешности: под влиянием гормонов может ухудшиться состояние кожи и волос, что способно вызвать у подростка комплексы. Поэтому винить ребенка, переживающего , в перепадах настроения не стоит: это от него не зависит. Но все ли подростки - трудные?

На самом деле это достаточно емкий термин, толковать который можно по-разному и весьма широко. В целом считается, что поведение – это впадание в крайности. Такой ребенок просто неуправляем, родители и учителя не имеют для него никакого авторитета. Он ведет себя излишне вызывающе и даже способен нарушить закон (возможно, он уже это делал не раз). Этим детям присущи вредные привычки (), они рано вступают в , любят наряды, привлекающие внимание, возможно, примыкают к каким-либо субкультурам. Школа для трудных подростков – это место, куда они ходят пообщаться со сверстниками, учеба их мало интересует. Конечно, не обязательно все эти признаки в полном количестве сочетаются в одном ребенке, но какая-то часть непременно присутствует.

Воспитание трудных подростков

Воспитание трудных подростков дело не простое. Прежде чем разобраться, какую тактику следует избрать родителям, необходимо понять два важных фактора: как и зачем подросток становится трудным. И кто в этом виноват. А виновата во всех случаях семья. Именно от воспитания зависит, каким будет ребенок в переходном возрасте.

Причины «трудности» подростка могут быть следующими:

  • он растет в неполной семье и лишен возможности наблюдать за примерами построения полноценных и гармоничных отношений
  • у мамы и папы сложные отношения друг с другом или они в разводе, и каждый из них пытается «перетянуть одеяло» на свою сторону
  • эмоциональная связь между родителями и их чадом отсутствует
  • мама и папа считают, что все достижения ребенка – исключительно их заслуга, если бы не они, он бы ничего не добился, и не забывают регулярно напоминать об этом сыну или дочери
  • родители или не занимались им вовсе, поручив эту задачу школе, бабушкам-дедушкам или улице
  • родители, напротив, слишком много занимались ребенком, он единственное, что их интересует в жизни, и все свои усилия они направляли и направляют исключительно на него
  • маленького человечка жестоко , причем мера наказания не соответствовала провинности
  • в семье применяются разные подходы воспитания (например, мама говорит одно, папа – противоположное, или в воспитании старшего ребенка и младшего ребенка применялись разные принципы) и у чада, говоря языком подростков, «едет крыша» от обилия и противоречивости информации
  • родители не смогли
  • мама и папа пытаются компенсировать недостаток внимания со своей стороны дорогими подарками

Суммируя все вышесказанное, можно прийти к выводу, что поведение трудного подростка:

  • является подражанием взрослым (если мама и папа ругаются или даже дерутся, то вряд ли их чадо будет в свободное время читать стихи хорошо поставленным голосом)
  • обусловлено непониманием, чего от него, собственно хотят
  • является результатом недостатка заботы и внимания. Любой его поступок – это мольба о том, чтобы родители наконец обратили на него внимание и показали, что он им нужен

Таким образом, все действия для того, чтобы в вашей семье никогда не узнали, что такое проблемы трудных подростков, должны осуществляться с ранних лет малыша. Он должен чувствовать, что мама и папа – это его друзья, что они всегда помогут. С ним нужно много разговаривать, интересоваться его проблемами. А когда начнется переходный возраст, необходимо объяснять, что с ним происходит, и как с этим справляться. Но что делать, если ребенок уже успел стать трудным подростком?

Работа с трудными подростками

Работа с трудными подростками должна осуществляться с помощью психолога. Ведь родители уже успели наделать немало ошибок в воспитании, что и привело к такому плачевному результату. И далеко не во всех случаях они способны исправить их самостоятельно. Мама и папа должны признать свою вину и понять, в чем конкретно были допущены ошибки, чтобы избежать их впоследствии. Также родителям следует быть готовыми к тому, что психолог будет работать не только с их ребенком, но и с ними. Ведь проблемы начались из-за того, что в семье было что-то не так.

Хороший специалист всегда способен оказать квалифицированную помощь трудным подросткам и их родителям. Поэтому не следует пренебрегать общением с ним – в противном случае ситуация может окончательно выйти из-под контроля.

Не зря к подросткам прицепилось это слово "трудный". Действительно, наступает момент, когда наши милые дети превращаются в каких-то других, несговорчивых, обидчивых и вспыльчивых, во всем нам противоречащих людей. Иногда кажется — незнакомых. Им и самим трудно приспособиться к себе новым. В этой статье мы подумаем, почему так происходит, и как это легче пережить.

Биологические предпосылки

Давайте посмотрим, как это происходит у наших ближайших биологических родственников — высших приматов. Часто такое сравнение помогает разобраться в истоках многих человеческих проблем. Ведь как бы ни хотелось нам думать иначе, законы биологии действуют и на нас. Не смотря на всю нашу разумность, инстинкты никто не отменял. И в нашем поведении очень много инстинктивного, хоть мы и стараемся найти нашим поступкам рациональные объяснения.

Когда детеныши других приматов (а человек относится к приматам) достигают половой зрелости, они уже фактически готовы к взрослой жизни. И они покидают родительскую семью. Ведь не может же быть в одной семье два самца, отец и взрослый сын. У них непременно возникает враждебность. Причем эта враждебность совершенно необходима именно для того, чтобы подтолкнуть выросшего отпрыска к уходу из родительской семьи и началу самостоятельной жизни.

То же происходит и в человеческой семье, когда в ней появляется еще один "взрослый" мужчина или женщина. Инстинктивно, неосознанно с родителем одного с ним пола возникает конкуренция, а с конкурентом неизбежны конфликты. С родителем противоположного пола появляется сексуальная притягательность. И поскольку такая сексуальная привлекательность между родителем и ребенком запретна и неосознанна, начинает работать, так же неосознанно, защитный механизм в виде конфликтного поведения.

Кроме того, независимо от пола мы просто обнаруживаем на своей территории еще одного взрослого человека. И этот человек ведет себя на нашей законной территории не как гость, а как хозяин, он требует отдельную комнату, да еще и просит без стука не входить. Его инстинкт требует своей территории, а наш с возмущением бросается нам на помощь, заставляя защищать от посягательств собственную территорию.

Может быть, вам трудно поверить в то, что вы прочитали. Вы, скорее всего, не замечали такого в своей жизни. Но учтите, все мы научились прилично себя вести и объяснять свои поступки. А внутри страсти кипят, чаще всего неосознаваемые, иногда прорываясь наружу и вызывая тем большую бурю, чем больше мы подавляем наши инстинкты.

Хоть и неприятно думать о наших отношениях с детьми таким образом, но лучше нашу биологическую природу учитывать и контролировать, чем по незнанию отдать ей полное управление.

Социальные предпосылки

С точки зрения биологии выросший детеныш должен бы покинуть семью. Но недаром выше слово "взрослый" я взяла в кавычки. С социальной точки зрения наш подросший ребенок, несмотря на пробивающиеся усы или появляющуюся грудь, еще ребенок в том смысле, что имеет очень мало жизненного опыта для того, чтобы жить самостоятельно и считаться взрослым.

Так проявляет себя конфликт между нашим биологическим и социальным существованием.

Эта проблема трудных подростков — результат сложной современной социальной жизни. Ведь в средние века и человек в подростковом возрасте уже считался вполне взрослым. Мог работать, воевать и заводить семью.

У современного человека очень долгое детство. На освоение огромного массива необходимых в социуме знаний и умений требуется большое время. Хорошо, если к двадцати пяти дети закончат учебу и смогут содержать себя и свою семью.

Вот и получается, что все биологическое говорит нам, что это взрослый человек, его тело производит гормоны и источает феромоны как у взрослого, и в то же время, мы прекрасно понимаем, что это еще ребенок, не готовый к самостоятельной жизни.

Кто виноват?

Когда возникают конфликты и напряженность в отношениях с ребенком, многие родители склонны обвинять в этом себя или ребенка. Конечно, каждый несовершенен, и, наверное, что-то мог бы сделать лучше.

В то же время нужно помнить, что ребенок проходит необходимый этап взросления. Этот этап тяжелый. И для него и для родителей. Но он неизбежно пройдет. И вы сможете снова наладить дружеские отношения.

Можно провести аналогию с прорезыванием зубов. Этот этап взросления тоже нередко происходит мучительно для ребенка, который плохо себя чувствует в этот период, и для родителей, которых он изводит своим нытьем и капризами. Да и прорезавшиеся зубы травмируют грудь кормящей матери.

Но ни одна мать не захочет, чтобы у ее ребенка не было зубов! Мать понимает, что нужно по мере возможности облегчать ребенку страдания, набраться терпения и ждать. Все само пройдет.

Что делать?

Ждать когда "все само пройдет" с подростком вовсе не так просто. И период гораздо дольше. И причины совсем не столь очевидны, как с зубами.

Что же делать?

  1. Поддерживать собственную позитивную самооценку как родителя. То, что происходит — не ваша вина. Это просто закон природы.
  2. Уважать необходимость ребенка психологически отделиться от вас. Ему это необходимо, чтобы вырасти полноценным взрослым.
  3. Давать ребенку больше свободы, иначе он все равно попытается взять ее силой. Дав эту свободу сами, вы сохраните более дружественные и уважительные отношения.
  4. Постепенно отдавать ребенку контроль над все большими сферами его жизни. Ему необходимо учиться на собственном опыте и ошибках. В конце концов, оптимально, если вы сможете вмешиваться в его жизнь, только когда заподозрите угрозу его жизни и здоровью.
  5. Оберегать собственные психологические границы — не ему давать садиться себе на шею. Раз у ребенка есть своя территория, вы тоже имеете право на свою.
  6. В подростковом возрасте для ребенка основной референтной группой (той, чье мнение для него важно) становятся не родители, а другие подростки и чужие взрослые, от которых у него нет причин отделяться. Поэтому будет гораздо полезнее, если вы обеспечите ребенку хорошее окружение, в котором легко учиться полезным навыкам, нежели будете сами действовать напрямую. Не зря сказано о пророке в своем отечестве.
  7. Большую помощь может оказать участие ребенка в тренинговой группе, где он находится среди сверстников и учится в игровой форме под руководством опытных психологов. Там ребенок может освоить необходимые навыки и разрешить многие психологические проблемы.
  8. И наконец, помнить, что трудный возраст пройдет, и ваши добрые отношения вернутся. Надо только набраться терпения и помочь ребенку пройти этот период.

Галина Дятлова,
психолог, психотерапевт

Обсуждение

Нормальная статья. Подруга специалист говорила приблизительно то же самое.

"Биологические предпосылки" - полная чушь! Они в частности, противоречат социальным. Ещё бы насекомых в пример привели или "феншуй". Кроме того, психологический аспект, аспект воспитания, совсем не рассматривается.
По-моему мнению, автора нельзя назвать психологом!

20.02.2013 14:35:08, Gregory

Комментировать статью "Переходный возраст: трудный подросток"

Подростковый период – нелегкое испытание для детей и их семьи. В этом возрасте привычные отношения с родителями резко меняются. Некогда послушный ребенок становится неуправляемым, резким или, напротив, замкнутым и отстраненным. У него появляются новые друзья, увлечения, интересы. И контролировать его становится все сложнее с каждым днем. Подобные изменения в поведении вызывают тревоги у родителей. Часто родители не понимают или не принимают изменения своего взрослеющего ребенка. Особенности...

Дети растут, и однажды наступает такой момент… когда они вырастают - не век же им расти? У них наступает трудный подростковый возраст. А мы не растем, и у нас в отношении ребенка ничего не меняется. То есть, мы понимаем, конечно, теоретически, что он стал подростком, что он взрослеет, но проявления подросткового возраста воспринимаем, как ухудшение поведения ребенка, ужасно отставая от жизни. Родители начинают бить тревогу - ребенок не слушается. В принципе, это беда извечная, почти с...

Нежелание учиться Переходный возраст - это тот этап жизни подростка, когда важно не упустить контроль за его жизненным курсом. Наиболее частый вариант измененного поведения, который первым приходит на ум - абсолютное равнодушие к получению знаний и нежелание учиться. Причин этому множество. Но они все нелогичны и неконструктивны. Это все отражает состояние внутреннего мира ребенка, ведь в этот момент им движет не логика и собственные интересы, а гормональная перестройка организма. Однако...

Помощь подросткового психолога Помощь подросткового психолога просто неоценима в налаживании отношений со сверстниками. Переходный возраст у подростка связан с трудностями в нормальном общении со сверстниками и взрослыми. Если в ситуации с родителями или старшими по возрасту людьми, особенно незнакомыми, большую роль играет воспитание и традиции общения, принятые в семье, то в плане построения отношений "с равными" - происходит настоящая война. Не стоит медлить и откладывать поход к...

Психология переходного возраста Рано или поздно у ребенка начинается переходной возраст, иногда он проходит довольно тихо и незаметно, но, это скорее исключение из правил. Этот период трудный не только для подростка, но и для всех членов семьи без исключений. В это время организм ребенка находится под постоянным прессом гормонов, а психика испытывает большое давление. Это давление не только физиологическое, но и эмоциональное, связанное с полным пересмотром собственных оценок себя и...

Сколько переживаний заботливой маме приходится пережить, пока ребенок маленький. Не зря говорят «Маленькие детки – маленькие бедки…». Но пока ребенок маленький, материнский инстинкт подсказывает маме, как лучше кормить малыша, как научить его ходить. Но ребенок растет, и мамины заботы меняются. Ребенку 3-4 лет уже интересно, как устроен окружающий мир – и кто, как не мама, объяснит, чем отличается собачка от кошечки, а ящерка от черепашки? Время летит очень быстро. Не успеешь оглянуться, как...

Выбор будущей профессии – вопрос сложный и очень важный. Зачастую подросток не может самостоятельно определить, на кого следует учиться после школы. Родители, в свою очередь, тоже мучаются сомнениями – специальность должна приносить как моральное, так и материальное удовлетворение. Отличный выход из такой ситуации – отправить ребенка в профориентированный лагерь «Нить Ариадны». Здесь, играя, он сможет «примерить» на себя разные профессии и определиться в своем предназначении. История юного...

Как пережить подростковый возраст?. Психология, переходный возраст. Подростки. Орать прекращайте,хоть и трудно. Вам не интересно узнать,что она думает и почему ей что-то не нравится?

Обсуждение

Обнимайте почаще, говорите комплименты, целуйте, жалейте, говорите, как вы ее любите, не за что-то, а просто так:) Ну не хочет убираться- не надо, запаситесь терпением, повторите еще раз через некоторое время, если надо то еще раз.
У нас тоже темы с одеждой начались:) Решаем совместной поездкой в магазин, на который у ребенка НЕТ ВРЕМЕНИ)))) уговорами, хитростью заезжаем, мерим, покупаем:)
У меня сын:)

а чего орать то? Это у нее гормональное, она сама себя не ахти чувствует, ей самой это состояние не нравится, зачем усугублять? Наберитесь терпения.. Я со своего вообще "слезла", только уроки требовала, чтобы делал и в душ ходил, все остальное - опционально, по настроению:) Постепенно увеличили ответственность и уровень свободы, карманных добавили немного.. Когда организм смирился с таким уровнем гормонов - стало проще договариваться.. Ладно "не хочу", "не буду" - это фигня, а вот "я самый тупой, урод, в жизни смысла нет" и пр.. это похлеще будет.. много-много разговаривали, утешали и хвалили:) Будете орать - испортите отношения на всю оставшуюся жизнь..

Раздел: Психология, переходный возраст (безыницыативный подросток). Трудный " переходный возраст " проявляется весьма нестандартно. Обычно родители сетуют на те или иные нехорошие действия.

Обсуждение

Такой ритм жизни очень подходит моей дочке по темпераменту) А живет она в другом,добровольно правда,но устает иногда очень-не знаю,что лучше.
А у меня нет хобби,не представляю,как бы я выживала,если бы все вокруг бегали,вышивали и пинали меня на такие же подвиги,хорошо,что никто не трогает)

1. Жизнь в семье с подростком похожа на парный танец со сменой ролей. Вы выступаете то в роли ведущего, то в роли ведомого, то в роли авторитета, то в роли «чайника», ничего не понимающего в современной молодёжной субкультуре. Причём роли эти - не маски (главное - ничего не «играть»), а реальная готовность родителя адаптироваться к постоянно меняющейся ситуации и настроению, гибкая позиция по отношению к мнениям и...

Моему 10 лет, я со страхом жду, что вот-вот начнется этот самый переходный возраст. Смотрю на племянника, он на три года старше, и очень сочувствую сестре. Как она справляется, не представляю. С ним спокойно поговорить нельзя, чуть что не так сказала, он сразу на дыбки становится.

И, как при рождении на свет, процесс этот довольно трудный и болезненный для всех участников – и для родителей, и для самого подростка. У приемных детей переходный возраст осложняется актуализацией старых травм, связанных с кровной семьей...

Раздел: Психология, переходный возраст (девочка подросток хамит ничего не делает). А можно и даже без нее к врачу сходить. Трудно быть подростком. Я это со старшим ребенком непрерывно себе твердила.

Переходный возраст ребенка – это тяжелый этап в жизни подростка и его родителей. Ребенок еще не понимает, что делать со своим взрослением, но твердо уверен, что он уже взрослый. А родители еще уверены, что их чадо слишком маленькое, чтобы совершать серьезные шаги и поступки. Они пытаются дать ему советы в жизнь, а он их не берет. Всему виной юношеский нигилизм. Полное отрицание накопленного человечеством опыта. Взрослеющий человек хочет сам приобретать этот опыт ценой ошибок и набитых шишек...

Проблема одиночества всегда волновала человечество, занимая умы ученых, писателей, философов. В последнее время этой проблеме посвящается все больше работ, исследующих сущность одиночества, причины его возникновения, характерные проявления и влияние на разных людей в разные периоды их жизни. Одиночество - переживание состояния отчужденности человека от общества. Впервые состояние одиночества наиболее остро осознается в подростковом возрасте. Это связано с актуализацией расширяющихся...

Центры по работе с трудными подростками. Психология, переходный возраст. Воспитание и взаимоотношения с детьми подросткового возраста: переходный возраст, проблемы в школе, профориентация, экзамены, олимпиады, ЕГЭ, подготовка в ВУЗ.

Обсуждение

953 94 21. Телефон психологической бесплатной службы ЦАО для школьников. Находятся на Павелецкой. Обращалась моя подруга с сыном - очень довольна. Этот тел ей дала завуч в школе.Там есть даже персональные бесплатные занятия по шк. предметам.

22.04.2011 23:48:02

Воспитание и взаимоотношения с детьми подросткового возраста: переходный возраст, проблемы в школе, профориентация Вот так. Никаких школ для трудных подростков никому не советовали, хотя дети были разные. 17.12.2010 12:34:21, Иришка-Мартышка.

Обсуждение

мне кажется что проблема в том, что он запустил учебу класса с 5го и у него паника и он никак не может ни вам сказать ни сам решить проблему этого снежного кома. а еще он очень не уверен в себе. от него отказался отец в переходном возрасте - это очень плохо. Но дома ему хорошо и спокойно поэтому он дома ведет себя хорошо. мне кажется тут надо выбрать путь залатывания дыр, возьмине самый неудачный предмет, по которому 2 и либо наймите репетитора либо сами занимайтесть с упущенных моментов. как только он выбереться по одному предмету, начинайте добавлять остальные. и к психологу я бы тоже сходила, в невромеде есть неплохие детсик психологи. удачи.

17.12.2010 15:31:04, не могу войти под своим ником, глючит комп

Если вы живете в районе ВДНХ, недалеко от вас находится центр психологии "На Снежной", у них неплохо поставлена работа с подростками. Сходите на консультацию (это бесплатно, центр государственный); если не ошибаюсь, они и курируют школу для подростков с девиантным поведением (это где-то на Ростокинской улице, так?). Скорее всего вы с ними и определитесь, "так ли все запущено", чтобы идти в эту школу, или можно найти еще какие-то способы воздействия на сына.

кризис переходного возраста у подростков. Психология, переходный возраст. Подростки. случай из жизни, сижу перед уроком, в коридоре топот ног, прибегает мой трудный (не лицейский, а собранный из проблемных деток класс, счастье на лице (7 класс), довели музычку...

Обсуждение

Интересно, почему пост перенесли полность, не оставили начало со ссылкой в посиделках? Теперь мало кто найдет.

Сталкивались. Дитятка проверяла на мне границы дозволенного. Мне помог только один простой прием: понять, что передо мной НЕ ребенок, а взрослый, независмый от меня человек. И с этим человеком мне нужно (или не нужно) строить отношения. Как с чужим. Мне было это нужно. И от безусловной материнско-дитячей любви, которая обычно безовозвратно кончается в подростковом периоде, я строила мостик в равноправную взрослую дружбу. Надеюсь, получилось.

Подскажите, куда обратиться.. Психология, переходный возраст. Подростки. Раздел: Психология, переходный возраст (подскажите очень трудный подросток кула обратиться).

Обсуждение

научно-практический центр мед. помощи детям с пороками развития черепно-лицевой области и врождёнными заболеваниями нервной системы.
Можайское шоссе 6. Тел 443-76-72
Не знаю что там с возрастными ограничениями - мы последний раз были там когда сыну было 15 лет.Мы консультировались у невропатолога,не заводя мед. карты(без направления), но прошли рекомендованные им обследования там же и получили рез-таты на руки, а также получили рекомендации по лекарственным препаратам(фенибут-пантогам). Но это оправдано в том случае, если у вас уже были поводы обратиться к невропатологу по месту жительства(невротические реакции, например, гиперактивность). Если же зацепок со стороны неврологии у вас нет, тогда вам не туда, действительно, обратитесь в Институт психического здоровья на Каширке, куда вам и посоветовали.

Я бв постаралась взять направление в Институт психического здоровья на Каширке. Несколько раз там была, работают неравнодушные люди и хорошие специалисты, нормальное оборудование. Так как там, долго и внимательно, в разных режимах, опытным специалистом, а не медсестрой, нам нигде не делали ЭЭГ и все остальное.

Психология, переходный возраст. Подростки. Воспитание и взаимоотношения с детьми подросткового возраста: переходный возраст, проблемы в школе, профориентация Конечно нельзя всё пускать на самотёк, но этот возраст труден всем и родителям и ребёнку.

Обсуждение

У меня старшему 14, по нему знаю, что подростку надо доверять, а еще ему нужно личное пространство, свой мир, куда не ломятся родители,а их можно пускать, а можно и нет. Нужен не столько контроль, сколько доверие. Он начинает уходить от вас и это естественно. Вы родили его в мир, а не для своих интересов.Судя по письму, он у вас один, а это очень тяжело ребенку, он все время под прицелом,хочешь -не хочешь,а пуп.Моему проще,у него еще два братца, поэтому родительское внимание ему в кайф.Не надо страшных глаз по поводу обычных школ, думаю ваш куратор - ханжа, а предупреждение, чтоб снять с себя обвинение в будующем. Мои никогда в обычных не учились, все в гимназиях, где сливочки интеллектуальные,и сама я тоже работаю с гениями выпускных классов. Так даже там при больших интеллектуальных нагрузках процент придурков равно пропорционален простым и частным школам, только наши еще на латыни говорят и научные работы пишут. Расслабьтесь, ребенок познает мир, и не подозревайте его в смертных грехах

Надо выразить свое беспокойство, сказать просто по человечески, что вы переживаете и волнуетесь о том, что возможен не очень хороший аттестат, а это сыграет роль в будущем. Как нас учат все педагогические статьи- не переходите на личности, говорите только о своих переживаниях и чувствах. А давно ли говорили сыну «я люблю тебя»?
Моему сыну тоже 15 лет. Отца у на нет.Учился на одни тройки, был под постоянным строгим контролем. Рос излишне скромный и боялся маму, т.е. меня. Могла накричать, сильно поругать. Но вот уже год или чуть больше, стараюсь вести себя так, как будто он взрослый. Сдерживаю себя, чтобы не проверять уроки, меньше контролировать. И О.ЧУДО! Он менятся. Стал лучше учиться, больше чувствовать ответсвенность и ко мне стал относиться как любящий взрослый сын.

04.05.2004 11:42:29, Эллеонора

Как-то быстро здесь дискуссии заканчиваются - а я только два раза в неделю могу участвовать:-))
Ну - может, еще прочитаете...
Я вот тут подумала - а может, это просто ревность? Сами же говорите - "до рождения младшего все было нормально". Понятно, что совпало со вхождением в "трудный возраст", и все же... Т.е. с его стороны может быть (даже не очень осознанно) - "Вы решили своей жизнью жить, себе нового ребеночка родили, меня, небось, мало было - ну и живите своей жизнью, а в мою тогда не лезьте!" Тем более, если он зарабатывает... У моей матушки (сын живет с моими родителями а я со вторым мужем) ЕДИНСТВЕННЫЙ аргумент в "баталиях" - ты живешь на мои деньги, поэтому обязан считаться со мной". Если бы он сам зарабатывал... Не знаю, скорее всего, тоже вел бы себя гораздо хуже:-((.
А насчет армии - я против категорически. В моем понятии армия - это место, где человека учат терпеть унижение. И попустительствовать унижению. Вообще, на мой взгляд, беспрекословное подчинение - унижение, а уж со всякими армейскими прибамбасами... Так что - будем надеяться на ВУЗ. Если не поступит... Не знаю. Сам он тоже категорически против - потому что эгоист:-). В смысле - любит жить свободно и лениво. Армия для него - то же, что тюрьма.
А насчет "становиться мужичком"... Не знаю. Мой нынешний муж - категорически не "мужичок". Но мне с ним тем не менее ОЧЕНЬ хорошо и я считаю его счастьем всей своей жизни:-))). Мне кажется, и без армии хорошие люди получаются. А плохих и армия не переделает. А уж сколькие там ломаются... :-((
Удач и ясного Пути!

26.04.2001 13:24:32, Red Cat

Трудные подростки – они выпадают из общепринятых норм, живут по своим законам, неудобны окружающим. Их поведение препятствует полноценному воспитанию. Что делать, если ваш ребенок стал таким? Как родителям повлиять на ситуацию?

Если подросток стал неуправляемым и агрессивным, то родители должны осознать, что ребенок:

  • вне их власти;
  • повзрослел как личность;
  • может быть ответственным за себя и свои поступки.

И пришло время перестроиться и родителям и ребенку. Это поможет выстроить новые доверительные отношения с трудным подростком, повлиять на его неуправляемость и характер.

Решить проблему – это понять ее причину

Истоки неуправляемости и агрессии подростка не в его трудном характере (в этом возрасте физическое развитие опережает личностное, идет поиск себя), а в:

  • некомфортной обстановке в семье (родители кричат, ругаются, упрекают либо полностью равнодушны друг к другу, непоследовательны в поступках);
  • нехватке внимания и любви со стороны родителей;
  • копировании поведения родителей с искренним непониманием: “Почему им можно, а ему – нет…”;
  • желании самоутвердиться (протест против опеки и власти родителей);
  • желание отомстить (за обиды на родителей);
  • неверие в себя и свой успех.

Своим поведением подросток пытается привлечь к себе внимание.

А родителям надо обратить внимание на свою реакцию при непослушании и агрессии ребенка:

  • вы раздражаетесь, когда ребенок воюет за ваше внимание;
  • вы злитесь, когда ребенок перечит вашей воле;
  • вы обижаетесь, когда ребенок мстит;
  • вы в отчаянии, когда ребенок в себе переживает свое неблагополучие.

Ваши чувства – это зеркало эмоциональной проблемы подростка. Понимая ее через свои чувства, пытайтесь наладить с ним доверительные отношения, помогайте ему вернуться в социальные рамки. Помните, что неуправляемость ребенка — открытый способ поведения, который позволяет родителям повлиять на подростка и помочь ему.

Советы родителям неуправляемых трудных подростков

1. Не обращайтесь с подростками директивно (указания, замечания, опасения), а используйте метафоры и сравнения, которые не ранят ребенка.

2. Будьте всегда с подростком деликатны: не возмущайтесь (это и следовало ожидать! и о чем ты думал!), а дайте возможность ребенку самому обозначить проблему (он уже повзрослел).

3. Не опускайтесь до унижений и наказаний, даже словом. Всегда оценивайте только поступки, а не личность (не ты плохой, а плох твой поступок).

4. Разделяйте чувства трудного подростка (я тоже знаю, каково это; я понимаю, что ты разозлился).

5. Не раздражайтесь, не отвечайте агрессией на агрессию. Просто скажите, что очень сердиты на ребенка. Это снимет напряжение и повлияет на поведение подростка.

6. Блокируйте агрессию смехом, радостью, удивлением (подарите ребенку шоколадку – он удивится).

7. Научите ребенка эмоционально разгружаться через физическую нагрузку (боксерская груша, дартс, беговая дорожка).

8. Если ребенок возбужден, раздражен, не контролирует себя – удержите его дома и сбейте напряжение (начните колотить подушки или рвать газеты).

9. Не оставляйте без внимания хамства: не разговаривайте с подростком, если он груб. Снимите напряжение, сказав, что вам обидно, когда на вас кричат и грубят.

10. Не провоцируйте тревогу у подростков (туда ходить опасно, с теми не говори, к этим не подходи и т.д.). Вместо “будь осторожен”, скажите “позвони, если сможешь”.

11. Всегда трудному ребенку предлагайте помощь, рассказывая при этом о своих чувствах (я не понимаю, что с тобой, и я растерян; ты злишься, не понимаю, что тебя беспокоит). При отказе от помощи, скажите, что вы все равно всегда готовы помочь. Создайте тыл подростку.

12. Никогда не давите на подростка, не оценивайте ситуацию, не ругайте, не повышайте голос. Своим поведением покажите, что вы готовы помочь ему, на его стороне, поддержите его самооценку.

13. Если подросток задает вам неудобные вопросы, не отстраняйтесь, поставьте себя на место ребенка, искренне и тактично ответьте. Так постепенно будет завоевываться доверие.

14. Пытайтесь научить вашего ребенка чему-то полезному, что пригодиться ему в жизни. Обратите внимание на сферу его интересов и предложите ему дело по душе.

15. Трудному подростку нужно составить “жизненное” расписание, в котором необходимость будет перемешана с желаниями.

Вернуть подростка к нормальному поведению и продолжить его гармоничное воспитание – это большой обоюдный труд родителей и ребенка.

Трудный подросток – личность, психологически находящаяся в подростковом возрасте, чье поведение не соответствует социально принятым нормам, обычно это касается непослушания, убегания из дома, употребления психоактивных веществ, совершения преступлений различной тяжести и прочих моментов.

Количество трудностей, приносимых изменениями в характере и поведении ребенка, оценивается всегда субъективно, и то, что для одной будет восприниматься, как ужас в последней стадии, для другой будет представлять вариант нормального развития. Практически стопроцентная вероятность, что ребенок, имевший трудности коммуникации, социальной адаптации, построения адекватных отношений и понимания общественных норм перейдя возрастной рубеж, превратится в трудного подростка. Ожидания родителей, что ребенок перерастет детские трудности и стабилизируется к более взрослому не то, что не оправдываются, они получают еще более тяжелый вариант взаимодействия.

Работа с трудными подростками включает как коррекционные программы, так и профилактические меры, целью которых есть выявление группы риска и предупреждение нарастания возможных социальных отклонений.

Яркими эмоциональными проявлениями трудных подростков является избыточная аффективная реакция на прикосновения и объятия близких, возможно нежелание встречаться взглядом, стремление к повсеместной демонстрации своей независимой позиции от окружающих. Но самостоятельное определение подростка в группу риска не может быть полноправным и объективным, для точной постановки диагноза или взятия на учет необходимо задействовать специалистов психологической сферы.

Даже если родителям не нравится поведение подростка, а учителя требуют принять решительные меры, это не всегда свидетельствует о потребности в коррекции. Вполне возможен такой вариант, что поведение подростка актуально и выполняет защитную функцию вследствие нападок со стороны нетактичного окружения.

Причины

Причины изменения поведения подростков обусловлены гормональными изменениями организма. Формирование половой системы, появление своего взгляда на мир, осознавание интимных желаний приводит не только к отсутствию понимания собственных мотивов и желаний, но и повышению , особенно среди парней.

Гормональная перестройка приводит также ко многим изменениям тела – появляются высыпания, меняется волосяной покров и привычные пропорции. Все это происходит с такой скоростью, что психика не успевает адаптироваться и возникает множество комплексов. Именно , отсутствие адекватного восприятия себя провоцирует стремление к изоляции, чрезмерную реакцию на любые комментарии, повышенную агрессию, как способ защиты от возможных психологических травм.

Но невозможно все объяснить исключительно гормональной перестройкой, ведь множество подростков хоть и проживает этот период тяжело, но не меняются столь кардинально. Стабилизирующим или усугубляющим фактором является привычная схема взаимодействия в родительской семье.
Так, при повышенных требованиях к ребенку, точно также как при неоцененности его возможностей родителями, формируется неверная самооценка. При высоких требованиях перенапряжение может вызывать агрессию, а при снижении подросток обижается, считая, что его обесценивают.

Нарушение норм вызывает внимание отовсюду – родители, сверстники, учителя, незнакомые прохожие. Именно поэтому подросток, испытывающий дефицит внимания или считающийся белой вороной, изгоем может начать совершать недопустимые поступки. Цель одна – стать заметным, ведь голод по вниманию можно удовлетворить не только положительным дружеским общением, но и страхом других или злостью близких. Сюда можно отнести не только действия ради внимания, но также попытки отомстить за обиды. Ощущение, что братьев любят больше вгоняет в позицию противостояния и отщепления от семейных устоев. Игнорирование родителями потребности в тесном контакте может заложить отношение ко всем исключительно с позиции выгоды, а в остальном подросток будет вести себя обособленно. Любые личностные обиды на друзей или членов семьи могут вызывать поведение, выходящее за рамки принятые социумом (развод родителей, нежелание делиться игрушками, унижение при значимом человеке или от него и прочее).

Чем более зрелой становится личность, тем сильнее выражается стремление к отстаиванию собственного мнения и взглядов. Только если будучи ребенком, индивид предпочитает слушаться взрослых, поскольку чувствует себя явно слабее, то, как раз в подростковом периоде наступает момент для демонстрации своей позиции. По сути родители сильно удивляются того, насколько иными могут быть взгляды их ребенка, а все попытки запретить или скорректировать поведение наставлениями приводят только к усилению противостояния.

Работа психолога

Методы работы с трудными подростками обычно разрабатывают психологи, даже если потом данные рекомендации будут осуществляться школьными учителями или родителями. Основная деятельность психолога охватывает широкую диагностику, в процессе которой специалист исключает моменты физических и психологических патологий. Это необходимо, чтобы своевременно назначить лечение при органических поражениях, когда коррекционные методы воздействия бессильны.

Кроме того, важным является определение степени , от чего зависит план последующих реабилитационных мер. В некоторых случаях будет достаточно консультации родителей, в других необходима совместная работа ряда специалистов, а возможна временная вынужденная изоляция трудного подростка.

К диагностической роли относится также выявление детей группы риска для дальнейшего проведения профилактических или коррекционных мероприятий относительно неблагополучной социализированности. Но диагностика имеет и позитивную направленность, а не только поиск недостатков. Так важным является выделение сильных сторон и черт личности, благодаря наличию которых можно строить план изменения, где именно эти качества послужат опорой для развития.

После подробного диагностирования личности трудного подростка, его ближайшего окружения и складывающихся взаимоотношений, наступает коррекционный этап. В каждом случае он индивидуален, но сводится к нормализации процесса диалога между трудным подростком и значимыми людьми в его жизни, стабилизации стрессогенных ситуаций. Возможна психотерапевтическая работа с комплексами и уровнем самооценки, регуляция места в группе сверстников, научение новым стратегиям взаимоотношений.

Деятельность психолога направлена на гармоничное внедрение трудного подростка в общую социальную группу, и создание возможностей для личностной самореализации в ней. Выбор терапевтического направления может быть любым, его основная цель – заинтересовать трудного подростка ( , фототерапия, гештальт, психодрама, игротерапия – именно данные направления пробуждают наибольший интерес к сотрудничеству).

Кроме психокоррекции самого подростка, психолог обязательно взаимодействует с его семьей и оптимально еще и с педагогическим коллективом. Невозможно изменить человека, если его окружение продолжает жить прежней жизнью, втягивая его обратно. Данные занятия с окружением могут проводиться в формате ознакомительных лекций или же тренинговых занятий.

Работа социального педагога

Социальный педагог должен присутствовать в жизни трудных подростков периодически. Это одновременно старший товарищ, способный поддержать и дать дельный совет, наблюдатель, фиксирующий различные личностные и социальные изменения, а также администратор, курирующий социальную работу на всех уровнях.

Сплочение педагогического коллектива, организация благоприятных психологических условий и разработка программ диагностирования и ранней профилактики является наиболее обширной, но очень значимой частью работы. Перестройка типа взаимодействия учителей, учеников и родителей – главная задача в сложившемся социуме, поскольку неправильная структура таких взаимоотношений увеличивает уровень внутреннего напряжения подростка. Если он понимает, что педагоги и родители требуют разного, но удовлетворить требования ни одной стороны в полной мере не может, то он выбирает противостоять всем.

Индивидуальную работу необходимо начинать с тех ребят, у которых присутствует педагогическая запущенность.
Процедура довольно простая, осуществляется при помощи анализа журнала успеваемости. После чего с теми, кто попал в категорию риска, проводятся индивидуальные беседы, где присутствует возможность выявления проблем, приводящих к деградации, а также вовлечение трудных подростков в групповые занятия.

На групповых занятиях могут проводиться просветительские лекции, касающихся социальных и общественных норм, этики и особенностей взаимодействия с различными типами и рангами людей. Тут же может происходить актуализация всего имеющегося опыта трудных подростков, показывающего как можно вести себя, не нарушая требования социального одобрения, и вместе с этой актуализацией внедряются новые возможности для реализации возникших желаний.

В случаях начинающегося ухудшения рекомендованы индивидуальные профилактические беседы с социальным педагогом, который может помочь скорректировать вектор движения, помочь раскрыть подростку потенциал, а также в деликатной форме напомнить об этической стороне жизни. Также индивидуальные беседы показаны в ситуациях критических, когда у подростка учащаются случаи привода в милицию, прогула занятий, употребления наркотических веществ и агрессивного поведения. Предпочтительность индивидуальных бесед будет способствовать большей степени открытости, поскольку перед группой сверстников чаще всего возникает две полярные реакции – закрыться, считая себя выше всей остальной группы, или выбрать провокационную модель поведения, стараясь отвоевать свое положение и показать силу. Когда социальный педагог не справляется, необходимо обращаться к психологу или в правоохранительные органы.

Работа классного руководителя

Классному руководителю часто выпадает наиболее ярко наблюдать все проявления трудного характера подростка. Из-за частого взаимодействия, его слова и поступки могут приводить либо к заострению проблем, либо к мягкой коррекции. Первоочередным является стиль взаимодействия и то, как классный руководитель обращается к ученику. Конечно, провоцирующее и агрессивное поведение может вызвать желание унизить, оскорбить и наговорить грубостей в ответ, но именно следует избегать.

Трудные подростки ждут реакции и если их не понимают и пытаются переломить силой, перестают прислушиваться, а классный руководитель становится причисленным к огромной массе непонимающих взрослых. Только уважительное обращение, независимо от поведения подростка и доброжелательная настроенность помогут со временем стать не врагами, а товарищами.

Необходимо сохранять объективность, независимо от личного отношения, особенно в отношении к тем, кто уже давно отличается недопустимым поведением. Очень просто переложить ответственность за любой беспредел в классе на хулигана, чем только будет подкрепляться его манера поведения. Необходимо рассматривать каждый случай пристально, ища виноватых, тем самым показывая, что вера в подростка существует, и что есть другие пути решения. Если приходится делать замечаний или указывать на недостойность поступков, то негативно характеризовать можно только действия, но не личность. Самого подростка лучше хвалить и искать в нем положительные качества, указывать чаще на сильные стороны.

Снижайте количество критики, негативных отзывов и угроз – всего этого, трудный подросток, попавший в сложную ситуацию, получает и так сверх меры. Им больше необходим человек, способный вдохновить и поверить в их исключительность, глубоко дремлющие возможности и таланты, скрытую доброту и отзывчивость. Иногда, классный руководитель может оказаться последним человеком, верящим в положительные изменения, и именно эта вера заставляет трудного подростка работать над собой. Все из того же протеста, с которого началась дезадаптация, из злости и желания поломать чужие ожидания и предсказания, эти дети могут начать набирать обороты и обходить тех, кого им ставили в пример.

Работа с родителями трудного подростка является ключевым направлением любой реабилитации, как его, так и семейной системы в целом. В ситуации, когда только начинают появляться первые отклонения, рекомендуется обратиться на индивидуальную семейную терапию, где специалист расскажет оптимальный путь решения проблем и коррекции поведения трудного подростка.

Первый совет касается того, что нельзя чрезмерно увлекаться запретами и наказаниями. Если в детском возрасте это еще могло сработать, то в подростковом бездумное диктование правил, без учета мыслей и чувств, может вызывать реакцию противостояния. Различия в требованиях не дают подростку возможности отнести себя ни к категории детей, ни взрослых, дополнительное напряжение по этому поводу добавляет, если родители начинают больше требовать, но при этом продолжают решать за него и запрещать. Необходимо переориентировать общение в ракурс диалога, а не приказного подчинения.

Родителям стоит начать проявлять больший интерес к жизни своего ребенка, организовывать совместное времяпрепровождение, проявлять свою любовь. Это будет нивелировать стремление получить внимание через негативные поступки. Помимо устранения психологического дискомфорта, активная включенность в жизнь подростка поможет ориентироваться в возможных трудностях в его окружении сверстник и вовремя посоветовать правильное решение. Помощь в развитии задатков и реализации возможна также только при условии информированности о происходящем.

Не ждать быстрых результатов и не требовать мгновенных изменений – тактика, позволяющая не спугнуть начало доверия и дружелюбного взаимодействия с миром. Чем больше шел процесс дезадаптации, усугубления ситуации, тем больше понадобится подростку времени, чтобы вернуться в нормальное состояние. Если же проблема заключается в приобретение вредных привычек, то родителям также придется отказаться от курения или алкоголя. Никогда зависимость не приобретается в подростковом возрасте без примера в семье, а позже возникает вопрос, почему запрещено увлекаться какими-то веществами только младшему. В данном случае глобальные перемены затронут всех участников и сами родители смогут прочувствовать, насколько труден путь к изменениям.

Переходной возраст – это то время, когда ребенок постепенно становится взрослым человеком. В это время формируется его личность. Такие перемены происходят довольно часто, но сейчас речь идет про самую сильную из них. Начинается она в 13-14 лет и заканчивается в 19-20. Этот период очень сложно дается родителям и самому ребенку.

Подростковый возраст дается сложнее всего потому, что в этот период начинают играть гормоны. Подростки стремятся доказать свою правоту во всём, не соглашаются абсолютно ни с каким мнением, кроме своего, считают себя лучше остальных. В этот промежуток времени психику ребенку повредить легче, чем когда-либо, поэтому нужно общаться с ним крайне аккуратно. Так как же наладить контакт с таким подростком?

В этом возрасте очень важно показать ребёнку взаимоотношения между мужчиной и женщиной. Ребёнку нужно уделять больше внимания , но с этим нельзя переусердствовать. Чем больше вы будете с ним общаться, тем лучше начнете понимать его взгляды на жизнь. Благодаря этому вы научитесь находить с ним общий язык. Не стоит с ним спорить, больше времени уделяйте слушанию , если же хотите доказать ему, что он не прав, сделайте это максимально аккуратно, намекая. В ином случае он может отвернуться от вас, так как вы не поддерживаете его точку зрения.

Вы должны помогать тинейджеру верить в свои силы . Большинство детей в это время стараются подражать своим кумирам, выражают недовольство о своей и чужой внешности и так далее. За каждый хороший поступок ребёнка нужно хвалить , упоминая об этом максимально часто. Опять же, здесь тоже нельзя переусердствовать. К интересам подростка нужно относиться как можно лучше, старайтесь вникнуть в их суть. Если даже вас они не устраивают, постарайтесь понять его и не запрещать ему заниматься своим делом.

Многие родители не любят, когда их дети целыми днями играют в компьютер, запираются в комнате и слушают музыку и так далее. Они начинают упрекать их по этому поводу, даже не подозревая, что делают только хуже. Чем больше вы будете уважать интересы ребенка , тем больше он будет с вами общаться. Старайтесь искать во всём свои плюсы, ведь они есть везде. Пройдёт время, интересы ребёнка поменяются, а обида на вас за всякие запреты останется еще на долгие годы. Если вы заметили, что он курит или пьёт, то не устраивайте скандал. Обратитесь к специалисту, он подскажет, как правильно поступить в данной ситуации.

Будьте внимательны к каждой мелочи, ведь мелочь это только для вас, а ребёнка она смогла затронуть, значит для него это имеет особое значение в жизни. Вас должно интересовать эмоциональное состояние ребёнка, а не смысл его увлечений. Придумывайте для него разные занятия, которые будут интересными. Старайтесь делать максимально много дел вместе , это очень укрепит доверие друг к другу.

Вы должны любить своего ребёнка и поддерживать его во всём. Особенно в трудный период. Это очень сильно сближает вас. Малейшая проблема может сбить подростка с толку, ваша задача – видеть подобные проблемы, помогать ему с ними бороться всеми силами.