Методическое пособие по познавательному развитию разноцветные домики. Дидактические пособия по познавательному развитию

Текущая страница: 1 (всего у книги 23 страниц) [доступный отрывок для чтения: 16 страниц]

Николай Евгеньевич Веракса, Александр Николаевич Веракса
Познавательное развитие в дошкольном детстве
Учебное пособие

Веракса Николай Евгеньевич доктор психологических наук, профессор, декан факультета психологии образования Института психологии им. Л. С. Выготского РГГУ, главный редактор журнала «Современное дошкольное образование. Теория и практика». Автор более 100 публикаций по проблематике возрастной психологии, психологии развития, методологии психологии, психологии личности.

Веракса Александр Николаевич кандидат психологических наук, доцент факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова, магистр в области психологического консультирования (Манчестерский университет, Великобритания). Автор более 60 публикаций по вопросам возрастной психологии и психологии развития.

От авторов

Эта книга – результат многолетней деятельности авторов в области детской психологии. В ней отражен опыт общения с многими отечественными и зарубежными детскими психологами – А. В. Запорожцем, Л. А. Венгером, О. М. Дьяченко, Н. Н. Поддьяковым, Ф. А. Сохиным, Дж. Фриман, Дж. Брунером и др. На авторскую точку зрения повлияло обучение на факультете психологии МГУ им. М. В. Ломоносова и работа в Институте развития дошкольного образования РАО (ранее – НИИ дошкольного воспитания АПН СССР). В связи с этим мы хотели бы выразить благодарность коллегам, сохранявшим интерес к проблемам детского развития в самых сложных обстоятельствах.

Мы признательны профессору Бостонского университета Алевтине Гусевой и профессору Университета Массачусетса Алексею Вераксе за неоценимую помощь в поисках необходимых иностранных публикаций. Также мы хотели бы поблагодарить всех наших друзей, в общении с которыми родилась и была воплощена идея этой книги: Игоря Борисовича Гриншпуна, Бориса Юрьевича Шапиро, Михаила Юрьевича Кондратьева, Наталью Сергеевну Денисенкову, Ольгу Александровну Шиян, Игоря Богдановича Шияна, Евгения Евгеньевича Крашенинникова, Анастасию Кирилловну Белолуцкую, Елену Вячеславовну Рачкову и Дениса Александровича Ковалева.

Введение

Предлагаемая книга направлена на то, чтобы восполнить пробел, который образовался в русскоязычной литературе по психологии развития, посвященной современным исследованиям высших психических функций в детском возрасте. В последние годы на русский язык был переведен целый ряд фундаментальных работ в области психологии развития (X. Би, Д. Крайг, Н. Ньюкомб и др.), но в них большее внимание уделяется личностному, а не когнитивному развитию. Вместе с тем познавательное развитие представляет собой важную сторону становления психики ребенка. В данной книге мы постарались описать развитие процессов восприятия, внимания, памяти, речи, мышления и воображения в дошкольном детстве, каждый из которых рассматривается в отдельной главе.

Поскольку современные исследования строились с учетом истории вопроса, то по мере необходимости в книге раскрывается развитие той или иной проблемы. Так, например, первая исторически сложившаяся картина познавательного развития была представлена в ассоциативной психологии. Поэтому данный подход в той или иной степени нашел свое отражение во всех главах. На основе ассоциативной психологии возникли три мощных психологических направления: гештальт-психология, бихевиоризм и психоанализ. Психоанализ и бихевиоризм не рассматривали мыслительную деятельность с точки зрения ее развития в онтогенезе, поэтому эти точки зрения представлены фрагментарно. В то же время гештальт-психология оказала сильное влияние на последующее изучение фактически всех психических процессов1
Подробнее см.: Веракса Н. Е., Веракса А. Н. История возрастной психологии. Детская психология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М., 2008.

При изложении экспериментальных данных учитывались и традиции, сложившиеся в отечественной детской психологии. Главное внимание было уделено культурно-исторической концепции Л. С. Выготского и теории деятельности как наиболее продуктивным направлениям развития отечественной науки. Важно подчеркнуть, что целый ряд положений этих теорий был экспериментально подтвержден как отечественными, так и зарубежными исследованиями.

Согласно взглядам Л. С. Выготского, развитие ребенка предстает как структурное изменение сознания. Оно выражается в том, что на передний план в зависимости от возраста выходят различные психические функции, такие как восприятие, память, мышление. Во многом точка зрения Л. С. Выготского опирается на существовавшую до него ассоциативную традицию. Ассоциативные психологи представляли развитие ребенка как последовательное становление процессов: восприятие – память – мышление – воображение. Условием развития выступал процесс внимания. Во многом эта проблематика перешла и в культурно-историческую концепцию. Именно в такой последовательности процессы рассматриваются в отечественной психологии, что нашло свое отражение в структуре книги.

Детская психология развивается как экспериментальная наука, поэтому особое значение приобретают используемые методы исследования. В рамках отечественного подхода широко применялся прежде всего метод формирующего эксперимента, а также методы наблюдения, классического эксперимента и лонгитюдные исследования. Заметим, что применение метода формирующего эксперимента оказывается существенно ограниченным возрастными рамками. В то же время в отечественной науке были разработаны методологические основания для организации экспериментального изучения психического развития детей, начиная с момента рождения.

В качестве примера можно привести широко используемый в зарубежных исследованиях метод привыкания, который основан на идее ориентировочного рефлекса И. П. Павлова. При предъявлении испытуемому нового стимула наблюдается целый ряд изменений: смена положения тела, характерные движения головы, приспособление перцептивных систем, изменение дыхания, сердцебиения, электроэнцефалографической активности мозга и понижение сенсорных порогов как компонентов ориентировочного рефлекса. Е. Н. Соколов показал, что ориентировочный рефлекс, с одной стороны, возникает в ответ на любое изменение стимуляции, а с другой – угасает при повторении стимуляции. Иными словами, предъявление стимула в нервной системе создает паттерн, с которым в дальнейшем сравнивается поступающая информация. В ходе процедуры привыкания ориентировочный рефлекс, демонстрируемый испытуемым, постепенно угасает (например, сердцебиение достигает привычного уровня, успокаивается дыхание и т. д.), а его появление интерпретируется как восприятие нового стимула. Время, которое необходимо для реагирования на старый стимул как на новый, будет считаться показателем развития памяти.

В конце 50-х гг. XX века Р. Фантц обнаружил, что при предъявлении двух стимулов ребенок смотрит на них по-разному. Если сначала показать младенцу один стимул, а затем предъявить его в паре с новым стимулом, то на новый стимул ребенок будет смотреть дольше. В дальнейшем (в 70-х гг. прошлого столетия) этот метод использовался для определения длительности, на которую, например, сохраняет память младенца информацию о стимуле. Как только при предъявлении нового и «старого» стимула эффект новизны исчезает, исследователи предполагают, что младенец перестал узнавать исходный стимул.

Не менее популярным является метод классического обусловливания. В его основе лежит подход И. П. Павлова к изучению условных реакций. С его помощью, например, было показано, что уже в возрасте 20 дней дети могут запоминать события. Для этого младенцам предъявлялся звуковой тон (условный стимул), прерывавшийся подачей струи воздуха в лицо ребенка (безусловный стимул), которая вызывала реакцию моргания (безусловная реакция). В результате через несколько повторений дети стали моргать в ответ на звуковой сигнал2
Подробнее см.: Little A, Lipsitt L., Rovee-Collier С. Classical Conditioning and Retention of the IHnfant"s Eyelid response: Effects of Age and Interstimulus Interval // Journal of Experimental Child Psychology. – 1984, № 37.

Также важно отметить метод оперантного обусловливания, разработанный Б. Скиннером. В нем, в отличие от метода классического обусловливания, экспериментатор подкрепляет интересующую его форму поведения. В качестве примера данного метода можно привести цикл исследований памяти младенцев, выполненных под руководством К. Рови-Коллье3
Rovee-Collier C, Sullivan M., Enright M. et al. Reactivation of Infant Memory // Science. – 1980, № 208.

Поскольку младенцы не владеют речью, экспериментатор использовал моторный навык ребенка – движение ногой, которое приводило в движение мобил. В начале эксперимента замерялся базовый уровень моторной активности. Когда младенец улавливал связь движения ноги с движением мобиля, его моторная активность резко возрастала. Поэтому при предъявлении через какое-то время после ознакомления с мобилем исходного или иного мобиля можно было ожидать, что высокий уровень моторной активности (ударяющие движения ногой) будет говорить об узнавании устройства, а их отсутствие или базовый уровень активности (который присутствовал до ознакомления с мобилем) будет свидетельствовать об отсутствии узнавания объекта.

Задача данной книги в том, чтобы не противопоставить отечественные и зарубежные подходы к развитию ребенка, а, наоборот, показать их взаимную продуктивность и перспективность.

Глава 1
Развитие восприятия

Под восприятием понимается психический процесс построения образа объекта, который возникает в результате непосредственного взаимодействия субъекта с объектом. Другими словами, восприятие есть процесс отражения объекта, возможный в случае, когда объект находится в поле восприятия, то есть воздействует на органы чувств.

1.1. Гештальт-теория развития детского восприятия

Исторически первая теория развития восприятия была создана в рамках ассоциативной психологии. С точки зрения ассоциативных психологов, ребенок, рождаясь, узнает о мире с помощью ощущений, которые поставляют ему органы чувств. Поскольку младенец еще не знает, что означает та или иная совокупность ощущений, то мир открывается для него первоначально как хаос различных впечатлений. Яркий представитель ассоциативной детской психологии Дж. Селли писал: «Вероятно, в начале жизни множество возбудителей, действующих на органы чувств младенца, не вызывают отчетливых впечатлений. Те из них, которые вообще доходят до сознания, могут давать только нечто вроде неопределенного пятна»4
Сеяли Дж. Педагогическая психология. – М., 1912. – С.152.

Постепенно с развитием двигательных способностей и внимания ребенок начинает дифференцировать ощущения. По мере повторения одинаковые впечатления начинают узнаваться ребенком. Так, например, если сначала для узнавания объекта ребенок тратит много времени и усилий, то со временем эта процедура требует все меньше внимания и осуществляется быстрее. В конечном итоге устойчивый комплекс ощущений становится единым образом. Процесс восприятия преобразуется в процесс опознания подобных комплексов.

Одно из наиболее известных направлений в исследовании развития детского восприятия связано с гештальт-психологией (М. Вертгеймер, В. Келер, К. Коффка, Г. Фолькельт). В отличие от ассоциативных психологов, утверждавших, что психика ребенка носит дискретный, разложимый на элементы, характер, гештальт-психологи считали, что психику ребенку можно понять на основе принципа структурности (или гештальта). Согласно этому принципу, всякое явление или объект представляют собой не совокупность различных фрагментов, а целостную структуру. Гештальт-психологи подчеркивали, что, когда рождается ребенок, мир открывается ему не как хаос ощущений, а как феноменальное поле – внутренняя картина мира, возникающая у ребенка при столкновении с действительностью. Главная особенность феноменального поля заключается в том, что оно подчиняется законам структурности и всякий раз организуется как целостное образование. Представители гештальт-психологии сформулировали принцип изоморфизма, согласно которому структура феноменального поля соответствует структуре мозга, а также структуре тех объективных отношений, которые существуют в реальности.

Гештальт-психологи описали различные законы структурообразования перцептивного поля. Среди них наиболее важными являются:

Закон сходства – сходные элементы с большей вероятностью организуются в единую структуру (рис. 1);

Закон общей судьбы – множество элементов, движущихся с одинаковой скоростью по одной траектории, воспринимается как внешние края одного перемещающегося объекта;

Закон хорошего продолжения – всякая структура стремится к завершению (рис. 2);

Закон близости – элементы, расположенные ближе друг к другу, также объединяются в одну структуру.

С точки зрения гештальт-психологов, все эти законы восприятия являются врожденными.


Рис. 1. Организация элементов в соответствии с законом сходства: приведенное изображение воспринимается как чередующиеся вертикальные ряды треугольников и кругов.

Рис. 2. Организация элементов в соответствии с законом хорошего продолжения: расположенные рядом элементы организуются таким образом, чтобы возникла завершенная структура, поэтому, если рассматривать изображение слева направо, то хорошая структура будет представлена широкими полосками, если же рассматривать ее справа налево, то хорошей структурой станут узкие полоски.

Перечисленные законы были подвергнуты экспериментальной проверке Т. Бауэром в 1960-е гг. Для исследования закона общей судьбы младенцам предъявлялось движение целостного контура, который через некоторое время распадался на части. Оказалось, что все младенцы демонстрировали признаки удивления. Данный эксперимент говорит о правомерности утверждения, согласно которому закон общей судьбы организует восприятие самых маленьких детей. В другом исследовании младенцам в возрасте шести недель демонстрировался проволочный треугольник, посередине которого (параллельно основанию) наклеивалась полоса (рис. ЗА).

После ряда предъявлений проводился контрольный эксперимент, в котором младенцам показывали различные варианты того, что может «скрывать» полоса, – продолжение сторон треугольника, отсутствие продолжения, их перекрещивание и др. (рис. 3Б). Если восприятие младенца подчиняется закону хорошей формы, то он, как и взрослый, должен «выбирать» из предложенных вариантов целостный треугольник, то есть демонстрировать при предъявлении этой фигуры наибольшее количество реакций (что будет свидетельствовать об узнавании исходной фигуры). Именно так поступали дети, что свидетельствует о структурировании перцептивного поля в столь раннем возрасте в соответствии с законом хорошего продолжения.

Рис. 3. Исследование закона общей судьбы:

А – проволочный треугольник, посередине которого наклеена полоса;

Б – варианты того, что может «скрывать» полоса.

Общая линия развития восприятия с позиции гештальт-психологии заключается в том, что первоначально феноменальное поле, в котором оказывается ребенок, структурировано достаточно примитивно. Один из факторов, обусловливающих этот процесс, – созревание нервной системы. Чем более зрелой оказывается нервная система у ребенка, тем более сложные структуры могут образовываться в его феноменальном поле. Гештальт-психологи полагали, что всякое новое поведение человека обусловливается возникновением новой структуры. Развитие ребенка они представляли как процесс появления новых структур в феноменальном поле. Ими был выделен ряд областей человеческого развития, связанных с возникновением новых структур. Прежде всего подчеркивалась значимость моторного развития. К области моторного развития относились движения и положение тела ребенка. Гештальт-психологи считали, что сначала возникают простейшие формы движения, которые совершенствуются и преобразуются в более сложные: такие как ходьба, речь, письмо.

Как уже отмечалось, по мнению гештальт-психологов, к моменту рождения у ребенка уже нет простых ощущений, его впечатления структурно организованы. Например, в первые дни своего появления на свет ребенок может следить глазами за движущимся объектом, если тот находится на небольшом расстоянии от глаз. Это показывает, что дети в зрительном пространстве выделяют определенную структуру, которая представляет собой объект и «все остальное» (или, как говорили гештальт-психологи, фигуру и фон).

Наличие структурности в восприятии действительности показывает следующий пример. Для гештальт-психологов одна из важнейших проблем в детском развитии заключалась в объяснении того, как ребенок воспринимает форму и цвет. Классический эксперимент был предложен В. Келером и Е. Иеншем: детям в возрасте от 2 до 5 лет предлагалось изображение прямоугольника, левая часть которого была закрашена в светлый оттенок серого, а правая часть – в темно-серый цвет. Перед ребенком стояла задача выбрать либо левую, либо правую часть изображения и в соответствии со своим выбором указать на него рукой. При этом выбор более темной части (правой стороны изображения) подкреплялся положительно. Затем проводился контрольный эксперимент, в котором ребенку давалось другое изображение объекта, где левая часть была белой, а правая – светло-серой. Оказалось, что дети предпочитали выбирать правую часть изображения. Гештальт-психологи подчеркивали, что если бы дети реагировали на абсолютные значения цветовых ощущений, они должны были бы выбирать либо белую, либо светло-серую части в равной мере. Устойчивый же выбор детьми светлосерой части указывает на то, что дети учитывали не абсолютный цвет, а цветовые соотношения. Другими словами, они реагировали на структуру.

Точно так же имеются данные в пользу того, что дети довольно рано реагируют на голос человека. Но реагируют они не на звук, а на интонацию, подобно тому, как взрослый человек различает мелодию вне зависимости от тональности, в которой ее исполняют. Гештальт-психологи подчеркивали, что процесс восприятия связан с движением. Например, если новорожденного ребенка кормить молоком из соски и грудью, то в том случае, когда отверстие в бутылочке с соской достаточно большое и не требует особого напряжения при сосании, ребенок начинает отстраняться от материнской груди. Другими словами, он начинает отличать материнскую грудь от бутылочки с молоком на основе сосательного движения.

Гештальт-психологи обратили внимание на тот факт, что младенцы подолгу могут смотреть на человеческое лицо. Г. Уолтон5
Walton G., Bower N., Bower T. Recognition of Familiar Faces by Newborns // Infant Behavior amp; Development. – 1992, № 15.

Было показано, что новорожденные младенцы предпочитают лица матерей лицам других женщин, которые были похожи на матерей прической, цветом глаз, волос. При этом оказалось, что дети не различают лица отцов даже в том случае, если они проводят с малышами продолжительное время. Дж. Ланглуа6
Langlois J., Roggman L., Rieser-Danner L. Infants" Differential Social Responses to Attractive and Unattractive Faces // Developmental Psychology. – 1990, № 26.

Обнаружила, что младенцы в возрасте 2 месяцев дольше смотрят на привлекательные лица, чем на непривлекательные (привлекательность определялась предварительным ранжированием фотографий взрослыми). При этом детям демонстрировались лица мужчин и женщин разных национальностей. Точно так же оказалось, что на 2-м году жизни малыши дольше играют с взрослым в привлекательной маске. При анализе привлекательных лиц оказалось, что они отличаются симметрией и правильностью черт.

Эти результаты также подтверждаются данными, полученными А. С. Батуевым и его коллегами7
Батуев А. С., Кащавцев А. Г., Соболева М. В. Исследование зрительного предпочтения у новорожденных детей в ситуации выбора // Вопросы психологии. – 1995, № 3.

В работе исследовалось предпочтение новорожденными детьми лица матери, лица экспериментатора, красной куклы с лицом и красной погремушки. Детям предлагались три различные ситуации выбора между объектами: между погремушкой и куклой; между куклой и лицом матери; между лицом матери и лицом экспериментатора. Результаты показали, что в целом дети склонны отдавать предпочтение лицам людей, а не лицеподобным стимулам или иным объектам. В то же время 80 % детей отдали предпочтение лицу экспериментатора, а не матери в ситуации выбора.

В экспериментах Г. Фолькельта и Д. Музольд детям дошкольного возраста от 3 до 6 лет, а также школьникам и взрослым предлагалось воспринимать светлые фигуры различного размера (линия, круг и шар) на темном фоне. При этом фигуры могли отличаться друг от друга с точностью до 0,01 величины (например, шары различались до 0,01 в диаметре). Основные результаты показали, что точность глазомера с возрастом увеличивается. Однако эта тенденция, с точки зрения гештальт-психологов, объяснялась не улучшением самого глазомера, а изменением структуры оптического поля – способностью ребенка вычленять все более мелкие фрагменты этой структуры. Было также показано, что шары воспринимаются всеми группами испытуемых точнее, чем круги, а круги – точнее, чем отрезки. Эти данные говорят о том, что различение величины объекта построено на комплексной, а точнее структурной, организации воспринимаемого поля.

С этих же позиций гештальт-психологами объясняются оптические иллюзии у детей и взрослых, а также случаи, когда подобные феномены обнаруживаются у взрослых и не выявляются у детей. В том случае если стимульная фигура по своей структуре оказывается слишком сложной, оптической иллюзии может не наблюдаться, когда же оптическая иллюзия строится на основе целостных простых образов, у детей она оказывается ярко выраженной. В качестве примера можно привести иллюзию Дельбефа: дошкольникам предлагается изображение двух неравных колец, расположенных рядом (рис. 4). Для большего кольца размер внутренней окружности равен размеру внешней окружности меньшего кольца. Оказалось, что в этом случае у детей возникает оптическая иллюзия: размер внутренней окружности большего кольца кажется большим, чем размер внешнего кольца меньшей окружности. Объяснение в данном случае основано на том, что ребенок недооценивает размер меньшего кольца в гораздо большей степени, чем взрослый. Такая недооценка основана на целостном переживании структуры этих колец в одном случае как кольца большого, а в другом – как кольца маленького. При этом сами окружности в первом случае включены в переживание большого, а во втором – в переживание маленького.

Рис. 4. Иллюзия Дельбефа

Подтверждение того, что дети испытывают сложности в вычленении элементов сложной структуры и сначала воспринимают объект целостно, получено в опытах М. Г. Кюнбург. В эксперименте детям предлагалось сравнить две решетки, каждая из которых состояла из четырех клеток. В каждой клетке помещалось изображение геометрической фигуры. Три из четырех клеток каждой решетки содержали разные изображения, а в четвертых клетках изображения были идентичны. Большая часть младших дошкольников не смогла найти эту фигуру. Данные результаты, по мнению гештальт-психологов, подтверждают тот факт, что ребенок воспринимает все изображение в целом.

В рамках гештальт-психологии была поставлена проблема определения того, что в большей степени влияет на восприятие ситуации ребенком – цвет или форма. Эксперименты строились по следующему принципу: ребенку показывали какую-либо фигуру, которая обладала цветом и формой, и предлагали найти такую же из группы других фигур, которые совпадали с исходной фигурой либо только по цвету, либо только по форме. Таким образом, перед ребенком вставала задача выбора либо на основе цвета, либо на основе формы. Д. Катц показал, что большинство дошкольников отдает предпочтение цвету. Объяснение этих результатов основано на том, что цвет является главной структурной образующей первичного переживания ситуации ребенком. Дети как бы не видели формы предмета, а были целиком захвачены его цветом. Так, одна 8-летняя девочка сказала, что сначала вообще не подозревала, что у фигур могут быть одинаковые формы. Доминирование цвета как структурообразующего признака начинает исчезать в возрасте 7–8 лет. При определенных условиях, как показала работа М. Г. Кюнбург, дети могут выделять форму, однако в этом случае форма должна быть включена в другую значимую для ребенка структуру (например, когда ребенка просят подобрать для какой-либо коробочки соответствующую ей по форме и величине крышку, то задача «закрывание коробочки» не предполагает цвет в качестве ключевого признака).

Позднее в исследовании Г. МакГурка8
McGurk H. The Salience of Orientation in Young Children"s Perception of Form // Child Development. – 1972, № 43.

Было показано, что дети 3–5 лет при сравнении эталонной фигуры с другими фигурами считали ее более схожей с фигурами того же размера и цвета, но другой пространственной ориентации, нежели с фигурами той же пространственной ориентации, но другого размера или цвета. Кроме того, оказалось, что в этом возрасте не обнаруживается разница между ориентацией на цвет и размер: фигура, в два раза меньшая по размеру, но того же, что и эталонная фигура, цвета не рассматривалась детьми как более схожая с эталоном в сравнении с фигурой того же размера, но другого цвета.

Объяснение доминирования цвета как структурообразующего признака строилось на предположении о том, что фигуры, одинаковые по цвету, образуют одно целое. Сущность этого целостного образования состоит в том, что разные его части обладают одной окраской. В этом смысле существование одноцветных фигур является как бы не их отдельным индивидуальным существованием, а некоторым «сообществом», или одноцветным гештальт-образованием. Эти части общего гештальт-образования переживаются как нечто единое, одноцветное (например, «зеленое», «красное» и т. п.). Для ребенка, по Г. Фолькельту сходство предметов зависит главным образом от подобного общего эмоционального переживания, а не от объективных вещественных свойств. Определяющее значение цвета в дошкольном возрасте как структурирующего фактора гештальт-психологи объясняли также тем обстоятельством, что цвет сам по себе является, несомненно, менее сложным и расчлененным качеством, чем форма. Но при этом цвет сохраняет свою яркую выразительность и вызывает сильные эмоциональные переживания. Поэтому переживание цвета эмоционально ближе ребенку, чем переживание формы, соответственно цвет может быть воспринят ребенком с помощью более примитивных средств в сравнении с восприятием формы.

В исследованиях А. Шварца детям в возрасте 6–8 лет предлагалось перерисовать квадрат, разбитый на клетки. Оказалось, что при выполнении задания дети как бы трансформируют оригинал. При этом главную роль в трансформации играет тот аспект, который для ребенка является наиболее существенным. Так, если для ребенка важно наличие клеточек в квадрате, то он «освобождает» клетки из общей структуры и рисует группу расположенных рядом кружков. Было выделено два типа трансформаций:

а) когда целая фигура превращается в кучу элементов, лишенную конкретной структуры;

б) когда ребенок создает новую структуру.

Рис. 5. Изображение детьми дошкольного возраста решетки (по А. Шварцу).

А. Шварц подчеркивал, что в первом случае своеобразие изменения воспринимаемой фигуры детьми обусловлено особенностями двигательно-аффективных переживаний, которые возникают при восприятии объекта и его изображении. Второй тип трансформации основан на зрительно-символическом изображении воспринимаемого объекта. Ребенок символизирует наиболее значимые свойства объекта, как бы уточняя и гротескно выделяя их. Такой тип трансформации становится наиболее заметным, когда перед детьми ставится задача перерисовать треугольник. В этом случае дети рисуют овальный контур, напоминающий треугольник, но при этом в тех местах, где должны быть острые углы, пририсовываются дополнительные черточки, которые символизируют наличие остроты углов. А. Шварц специально предлагал детям 3–6 лет нарисовать квадратную решетку после тактильного ее восприятия (рис. 5). Оказалось, что только некоторые дети смогли адекватно передать структуру решетки (первая колонка на рисунке); часть детей ориентировалась при изображении лишь на различные виды дырявости (вторая колонка на рисунке); другие, наоборот, были сосредоточены на изображении углов (третья колонка на рисунке). Таким образом, восприятие фигур дошкольниками принципиально отличается от восприятия взрослого человека, поскольку оно опирается на иные процессы структурирования (связанные с отражением ситуации на основании, как правило, одного признака, который определяет всю структуру ситуации).

Дидактическое пособие «Умный зонтик» . Пособие выполнено на основе зонта, который обшит тканями основных цветов. Варианты игр:

Цель: формирование представлений детей о временах года, сезонных изменениях в природе.

2. «Оденем куколок на прогулку»

Цель: формирование представлений детей о цвете и величине предметов, развитие мелкой моторики.

Пособие предназначено для детей раннего и младшего дошкольного возраста.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическое пособие по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе » По страницам красной книги».

Представляю Вашему вниманию дидактическое пособие – лэпбук.Старалась максимально наполнить лэпбук информацией. Лэпбук — отличная форма, позволяющая привлечь родителей к совместному.

Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию авторское дидактическое пособие по познавательно-исследовательской деятельности, которое состоих из карточек для индивидуальной работы в познавательно-иссл.

Данное пособие способствует познавательно-речевому развитию детей младшего дошкольного возраста.

Цели данного пособия:●Развитие сенсорных эталонов цвета и размера;●Развитие наглядно-образного мышления,познавательной деятельности; ●Развитие мелкой моторики; ●Познание окружающего мира.

Дидактическая игра для детей дошкольного возраста 4-5 лет.Количество участников игры 11 детей.АннотацияДидактическая игра «Букет Якутии» позволяет привлечь к участию всех детей группы. Это.

Презентация к уроку (старшая группа) на тему:
«Дидактические пособия по познавательному развитию для детей дошкольного возраста в услофиях реализации ФГОС ДО»

Цели данного пособия:

●Развитие сенсорных эталонов цвета и размера;

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

«Представление д идактическ их пособи й п о познавательному развитию для детей дошкольного возраста в услофиях реализации ФГОС ДО » МБДОУ ДС ОВ № 7 пгт Ильского МО Северский район Воспитатель: Митяшова А.М.

Дидактическое пособие для детей дошкольного возраста. Цели данного пособия: Развитие сенсорных эталонов цвета и размера; Развитие наглядно-образного мышления,познавательной деятельности; Развитие мелкой моторики; Познание окружающего мира; Развитие воображения и творческих способностей; Развитие логического мышления и внимания. Цели данного пособия: Развитие сенсорных эталонов цвета и размера; Развитие наглядно-образного мышления,познавательной деятельности; Развитие мелкой моторики; Познание окружающего мира; Развитие воображения и творческих способностей; Развитие логического мышления и внимания.

Для того чтоб физкультурная деятельность прошла эффективно и для повышения качества образовательных услуг необходимы слаженные действия инструктора по физической культуре и воспитателя.

В рамках реализации ФГОС в содержании образовательной деятельности дошкольных учреждений более пристальное внимание должно быть уделено достижению целей и решению задач именно социально-коммуникативно.

ФГОС ДО направляют содержание образовательной области «Познание» на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение задач.

Дети - природные исследователи окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Самые ценные и прочные знания добываются самостоятельно, в ходе со.

В презентации представлен опыт работы региональной пилотной площадки по теме «Современные подходы к речевому развитию детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО».

Материалы опыта могут быть использованы в различных дошкольных учреждениях, с детьми разных возрастных групп, при организации образовательной, самостоятельно.

В статье представлены тезисы, раскрывающие понятие познавательного развития по ФГОС ДО. Показана обоснованность выбора проектной деятельности как средства развития познавательной активности. Дано опре.

Ольга Лодочникова
Дидактические пособия по познавательному развитию: куб «Времена года», пирамида «Животные», пирамида «Птицы»

Куб «Времена года » позволяет совершенствовать знания детей о приметах каждого из времён года . Закрепить знания о месяцах и числах. Названия месяцев и числа расположены врассыпную, что даёт возможность развивать у детей умение ориентироваться.

Пирамида «Животные » способствует закреплению знаний о домашних,диких животных и животных жарких стран и севера.

Пирамида «Птицы » помогает детям классифицировать птиц на домашних , перелётных, зимующих и жарких стран.

Данные пособия я использую в работе более 10 лет. Они доказали свою целесообразность и эффективность. Пособия привлекают детей своими картинками. Названия животных и птиц подписаны .

Пособия рассчитаны для всех возрастов дошкольного детства. Дети младшего дошкольного возраста запоминают изображения и названия объектов окружающего мира. Дети среднего возраста классифицируют животных и птиц , различают приметы времён года . Подготовишки — читают и считают.



Дидактическое пособие «Сенсорная пирамида» для детей дошкольного возраста Дидактическое пособие «Сенсорная пирамида»для детей младшего дошкольного возраста. Цель данного пособия — развитие координации движений.

Фотоотчёт «Изготовление пособия «Времена года» Фотоотчет «Изготовление пособия «Времена года» Подготовительная группа № 4 МАДОУ № 117 г. Сыктывкара Воспитатель Бородинова З. Г. Детям.

Комплексное занятие в средней группе. Пирамида. Время суток. Упражнения с коротким шнуром («Косичкой») Комплексное занятие в средней группе. Пирамида. Время суток. Упражнения с коротким шнуром(«Косичкой»). Интеграция образовательных областей:.

Конспект ООД по познавательному развитию в старшей группе «Времена года. Обобщение» (ФЦКМ) Программное содержание: закреплять умение выявлять причинно-следственные связи; развивать умение рассказывать о природе образными.

Конспект игрового занятия в первой младшей группе «Пирамида любви» Цель:»Создать эмоционально положительный настрой на вторую половину дня». Материалы: бумага,кисти, краски, цветная пирамидка. Задачи:.

Конспект занятия по экологии «Экологическая пирамида» Конспект занятия по экологии «Экологическая пирамида» ЦЕЛЬ: Развивать в детях умение видеть изменения, происходящие в природе весной, учить.

Мастер-класс по изготовлению дидактического пособия из гофрированного картона «Времена года» Мастер – класс рассчитан для педагогов, родителей и творческих людей Цель: изготовление дидактического пособия из гофрированного картона.

Пособия куклы - модели «Времена года» Пособия куклы — модели «Времена года» Пособие предназначено для использования предметно – схематических моделей при формировании у детей.

Семейный спортивный праздник «Пирамида здоровья» Семейный спортивный праздник «Пирамида здоровья». Цель: формировать гармоничные детско-родительские отношения в процессе общения и спортивно-игровой.

Мастер-класс по изготовлению спортивного инвентаря из бросового материала «Универсальная пирамида» Я много лет занимаюсь с детьми дошкольного возраста физической культурой в детском саду. Почти весь спортивный инвентарь и игры в спортивном.

Дидактическая игра (пособие) по познавательному развитию дошкольников.

Успейте воспользоваться скидками до 50% на курсы «Инфоурок»

Дидактическая игра (пособие) по познавательному развитию дошкольников.

Выполнила : Командина Надежда Ивановна

Воспитатель МБДОУ детский сад №17

г.о. Кинешма, Ивановской области

Методическое пособие по познавательному развитию детей предназначено для реализации знаний и умений детей через игру. Используется для индивидуальной работы с детьми и на занятиях, как демонстративный материал

« Удивительная книга.»
(презентация пособия)

Книга – лучший друг ты мой!
Как нам радостно с тобой!
Любим мы с тобой играть,

Думать, мыслить, составлять!
Ты научишь нас считать

И фигуры узнавать,
Знать, где лево, а где право,

Знать длину и ширину.
Понимать значение «равный», «больше»,

Нужно только понимать.
Сколько нужно перебрать?

Где прибавить? Где отнять?
Наша книжечка поможет разобраться и понять.
Удивительная книга для гимнастики ума,
Логично мыслить учит нас она.
Нужно только постараться

И с желанием заниматься.

«Сосчитай — не ошибись! »

И спользуется для закрепления счета с детьми (цветы надевают на пуговицу или снимают). Для сравнения (каких цветов больше(меньше)) . Можно использовать для составления математических задач (старший возраст)

Сколько бусинок на каждой ниточке? (Учим детей считать)

Учим детей определять время на часах. Развитие временных представлений.

« Стираем и сушим бельё»

Считаем предметы одежды (в корзине, в машине и на веревке)

«Собери правильно пирамидку » +закрепления цвета.

«Сосчитай точки на спинке Божьей коровки» (Снимаются и убираются

под молнию на спинке)

«Сколько груш на дереве? (яблоки в корзине)

Закрепление с детьми понятия «геометрические фигуры», умение находить необходимые фигуры нужного цвета и формы.

Пространственные представления: слева, справа, вверху, внизу.

Игра «Крестики – нолики» «Учимся шнуровке»

  • Командина Надежда Ивановна
  • 08.07.2017

Номер материала: ДБ-596208

Свидетельство о публикации данного материала автор может скачать в разделе «Достижения» своего сайта.

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Вы первый можете оставить свой комментарий

Благодарность за вклад в развитие крупнейшей онлайн-библиотеки методических разработок для учителей

Опубликуйте минимум 3 материала, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную благодарность

Сертификат о создании сайта

Добавьте минимум пять материалов, чтобы получить сертификат о создании сайта

Грамота за использование ИКТ в работе педагога

Опубликуйте минимум 10 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО

Свидетельство о представлении обобщённого педагогического опыта на Всероссийском уровне

Опубликуйте минимум 15 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данное cвидетельство

Грамота за высокий профессионализм, проявленный в процессе создания и развития собственного учительского сайта в рамках проекта «Инфоурок»

Опубликуйте минимум 20 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную грамоту

Грамота за активное участие в работе над повышением качества образования совместно с проектом «Инфоурок»

Опубликуйте минимум 25 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную грамоту

Почётная грамота за научно-просветительскую и образовательную деятельность в рамках проекта «Инфоурок»

Опубликуйте минимум 40 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную почётную грамоту

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Юлия Нольняева
Дидактические пособия своими руками

Дидактические пособия своими руками .

Что такое социально-коммуникативное развитие? Это комплексный процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру общества или сообщества, в котором ему предстоит жить.

Это развитие положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру, развитие коммуникативной и социальной компетентности детей. Важнейшей основой полноценного социально-коммуникатвного развития ребенка является его положительное самоощущение : уверенность в своих возможностях , в том, что он хороший, его любят, позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение их к социо -культурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

Актуальность данной темы связана с процессами, происходящими в современном обществе. Жизнь выдвигает перед теорией и практикой образования и воспитания, кроме традиционных вопросов — чему и как учить в современных условиях, приоритетную проблему : как сформировать человека, который отвечал бы требованиям общества на нынешнем этапе исторического развития. Вот почему сегодня мы обращаемся к личности ребёнка, анализу процессов, влияющих на её формирование.

Современное общество требует инициативных молодых людей, способных найти «себя» и своё место в жизни, восстановить русскую духовную культуру, нравственно стойких, социально адаптированных, способных к саморазвитию и непрерывному самосовершенствованию. Основные структуры личности закладываются в первые годы жизни, а значит, на семью и дошкольные учреждения возлагается особая ответственность по воспитанию таких качеств у подрастающего поколения.

В связи с этим проблема социально-коммуниктаивного развития — развития ребёнка во взаимодействии с окружающим его миром — становится особо актуальной на данном современном этапе.

Этот факт находит отражение в основных федеральных документах : ФГОСДОО, закон РФ «Об образовании» , в «Конвенции о правах ребенка» .

Таким образом, целью нашей педагогической деятельности является -стимулирование социально-коммуникативного развития дошкольников через игровую деятельность в условиях реализации ФГОС ДО.

Задачами социально – коммуникативного развития в соответствии с ФГОС ДО являются следующие :

— присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

— развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками;

— становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

— развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания,

— формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками,

— формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой родине и Отечеству, представлений о социо-культурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках;

— формирование основ безопасности в быту, социуме, природе.

— формирование социально-коммуникативных речевых умений (развитие способности вступать в общение и поддерживать его) .

Встает вопрос – какие задачи необходимо поставить перед коллективом ДОУ и родителями, чтобы стимулировать социально-коммуникативное развитие детей?

Это следующие задачи :

Освоение первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений;

Развитие самосознания детей;

Создание условий для развития у детей культурно-личностных отношений в процессе взаимодействия со сверстниками и взрослыми;

Развитие коммуникативной компетентности;

Формирование адекватной самооценки и положительного отношения к окружающим людям;

Развитие игровой деятельности у детей.

В предполагаемом результате мы ориентируемся на целевые ориентиры по ФГОС :

— на инициативность и самостоятельность ребенка в разных видах деятельности – игре, общении, конструировании и др.

— Уверенность ребенка в своих силах , открытость внешнему миру, положительно отношение к себе и к другим. Активное взаимодействие со сверстниками и взрослыми, участие в совместных играх. Способность договариваться , учитывать интересы и чувства других.

— Владение ребенка различными формами и видами игры. Понимание устной речи и возможность выражать свои мысли и желания .

Для решения поставленных задач мы используем дидактические пособия изготовленные своими руками совместно с детьми и их родителями.

Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игровая деятельность. Дидактическая игра представляет собой многословное, сложное, педагогическое явление : она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения детей, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребенка.

Дидактические игры - это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей. Они направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.

Необходимость использования дидактических игр как средства обучения детей в дошкольный период и в младшем школьном возрасте определяется рядом причин :

Игровая деятельность как ведущая в дошкольном детстве еще не потеряла своего значения (не случайно поэтому многие дети приносят в школу игрушки) . Опора на игровую деятельность, игровые формы и приемы - это важный и наиболее адекватный путь включения детей в учебную работу.

Освоение учебной деятельности, включение в нее детей идет медленно (многие дети вообще не знают, что такое «учиться» .

Имеются возрастные особенности детей, связанные с недостаточной устойчивостью и произвольностью внимания, преимущественно непро-извольным развитием памяти, преобладанием наглядно-образного типа мышления. Дидактические игры как раз и способствует развитию у детей психических процессов.

Недостаточно сформирована познавательная мотивация

Дидактическая игра во многом способствует преодолению указанных трудностей

Однако дидактические игры - это еще и игровая форма обучения, которая, как известно, достаточно активно применяется на начальных этапах обучения, т. е. в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте.

Сейчас особое значение отводится и работе с родителями они являются полноправными участниками образовательного процесса. Как «приблизить» наших родителей к образовательному процессу и помочь им в домашних условиях решать задачи развития малышей?

Выход есть! Привлечь их к изготовлению нетрадиционного оборудования и пособий ,объяснить им, что чтобы детство наших детей было счастливым, основное, главное место в их жизни должна занимать игра. В детском возрасте у ребёнка есть потребность в игре. И её нужно удовлетворить, потому, что играя, ребёнок учится и познаёт жизнь. Она помогает обобщать знания у детей, учит применять полученные знания в новой обстановке, углубляет познавательные интересы. Дети учатся классифицировать, обобщать, сравнивать, то есть развиваются их умственные способности .

Раньше во многих семьях существовала чудесная традиция – делать игрушки своими руками из ненужных вещей . Конечно, в былые времена это происходило, скорее, по причине дефицита и других объективных факторов. Сейчас семейные поделки – редкость, а если позволить крохе принять посильное участие в их изготовлении, то игры принесут двойную пользу и играть в них будет еще интереснее. А ведь пособия изготовленные своими руками они отличаются от покупных, таких в магазине не найдёшь.

Мы решили привлекать к изготовлению поделок на различные темы и пособий родителей воспитанников. Многие родители с таким интересом относятся к нашим предложениям, что нам есть чему поучиться у них.

Побыло предложено изготовить развивающие пособия из бросового материала.

При изготовлении нестандартного оборудования родители проявили творчество, смекалку, фантазию и изобретательность. Бесполезные на первый взгляд предметы превратились в забавные игрушки и пособия . Пригодились и пуговицы, и цепочки, фетр, пластиковые панели, веревки и множество других материалов.

Большое внимание уделялось эстетике и привлекательности оборудования. Все пособия были яркими , интересными для малышей. Дети с удовольствием играют в эти игры и в детском саду и дома.

Мы используем дидактические игры для социально-коммуникативного развития детей. В этих играх ребенок попадает в ситуации, когда он вынужден высказывать своё мнение, общаться со взрослыми и сверстниками, использовать приобретенные речевые знания и словарь в новых условиях.

Необходимо помнить, что развитие в ходе игровой деятельности речи дошкольников — попытка учить детей светло, радостно, без принуждения.

Вот такие пособия мы изготовили «Мой дом» , «Умные ладошки» , «Волшебный квадрат» , «Времена года» , «Занимательный паровозик» , «Математический планшет» , «Мухомор» .

Дидактическое пособие «Мой дом» .

Данное дидактическое пособие можно использовать для детей разного возраста. В зависимости от того сколько ребёнку лет задания усложняются или упрощаются.

Цель игры : Развитие мелкой моторики руки.

Развитие речевой активности.

Формирование у детей знания по темам «Мой дом» , «Мебель» ,«Игрушки» .

Формирование умения называть части суток.

Развитие эстетического вкуса детей.

Здесь также закрепляются знания детей о форме предметов.

Дидактическое пособие «Волшебный квадрат» .

Развивать мелкую моторику кистей рук (пуговички) ;

Закреплять знания детей основных цветов, геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник) ; обследовать форму фигур, используя осязание и зрение.

Формировать ориентировку в пространстве (правый верхний (нижний) угол, левый верхний (нижний) угол, середина); группировать предметы по форме, величине, цвету. «Дидактическое пособие «Мухомор»

Пособие для формирования правильного употребления существительных с предлогами (в, на, под, за, около) .

Продолжать учить детей согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже; правильно употреблять существительные с предлогами (в, на, под, за, около) . Учить употреблять в речи имена существительных в форме единственного и множественного числа (гриб – грибы, бабочка – бабочки) .

Учить различать и называть существенные детали и части предметов (шляпа, ножка, крылышки, усики) .

Развивать моторику речедвигательного аппарата, слуховое восприятие, речевой слух и речевое дыхание, уточнять и закреплять артикуляцию звуков.

«Дидактическое пособие «Математический планшет» (3-7лет)

1. Тренировать мелкую моторику;

2. Развивать пространственное, абстрактное мышление, воображение;

3. Формировать умение ориентироваться на плоскости, работать

по предложенной схеме;

4. Развивает внимание и усидчивость.

В игре участвуют 1 – 2 человека; обратить внимание детей на внешний вид игры; нужно дать ребёнку доску, посчитать штырьки, а потом взяв резиночки, показать как натягивать резинки на штырьки. Затем дети выбирают карточки – схемы по желанию и рассматривают изображение.

— Взять резинку и натянуть сбоку какую либо фигуру.

Попросить ребёнка повторить.

— Дети с помощью конструктивного чертежа (для мальчиков,

для девочек и общие картинки) создают рисунок

на планшете. Эту игру можно играть и наоборот,

придумываете на доске картинку и перерисовываете её на бумагу.

Соблюдать определенную очередность в выборе карточек и резиночек.

Выигрывает тот, кто первый правильно соберет изображение по карте-схеме и назовет его. Игроку, первым собравшим изображение, предлагается дополнительная карта-схема.

«Дидактическое пособие «Времена года»

Цель многофункционального дидактического пособия : Всестороннее развитие речи детей дошкольного возраста.

— обогащение словаря ребенка и формирование у него грамматических категорий;

— развитие связной речи в процессе обучения рассказыванию;

— развитие психических процессов (мышления, памяти, внимания) ;

— формирование пространственно-временных представлений.

Для развития психических процессов можно предложить также следующие игры. «Чего не стало?» ,«Что изменилось?» ,«Нелепицы» .

«Дидактическое пособие «Умные ладошки»

Цель : закреплять навыки счета.

Закреплять знания основных цветов, закреплять навыки счета, закреплять названия геометрических форм;

Учить различать руки, названия пальцев руки;

Развивать мелкую ручную моторику, внимание, зрительное восприятие, мышление, память, речь;

Воспитывать интерес к деятельности, усидчивость, терпение, стремление к достижению результата.

«Дидактическое пособие «Занимательный паровозик»

Игра предназначена для подгрупповой и индивидуальной работы с детьми старшего дошкольного возраста.

Цель : Развитие грамматически правильной речи.

Формировать умение понимать и выполнять задания по карточкам- схемам;

Развивать слуховое восприятие, внимание, память, мышление, речь;

Воспитывать умение следовать игровым правилам.

Дидактические игры своими руками В детском возрасте у ребёнка есть потребность в игре. И её нужно удовлетворить не потому, что делу – время, потехе – час, а потому, что.

Дидактические игры своими руками Выполнила: С. И. Кочнева Дидактическая игра:»Разложи по цвету» Цель:Закрепить основные цвета; Развитие мелкой моторики пальцев рук. Дидактическая.

Дидактические пособия и макеты по ПДД своими руками Самое главное у человека — это жизнь», -писал Н. А. Островский. А жизнь ребенка вдвойне дорога, потому что он еще только делает первые шаги.

Дидактические пособия своими руками Дидактические пособия своими руками. Проблема- непрерывное обновлениепредметно-развивающей среды. Актуальность – обновление предметно-развивающей.

Использование пособия своими руками из подручного материала в развитии дошкольника Использование пособия своими руками из подручного материала в развитии дошкольника. Мы хотим чтобы, наши дети росли здоровыми и счастливыми,.

Мастер-класс «Универсальные дидактические пособия своими руками» Представленные пособия универсальны, потому что позволяют: Развивать мелкую моторику рук детей (благодаря использованию массажных мячиков);.

Методические пособия своими руками Шишка. Изготовлена из одноразовых ложек, основа одноразовый стаканчик — 0.2 л, склеено термоклеем. Покрыта краской из балончика, цвет — золото.

Пособия для развития мелкой моторики детей своими руками Здравствуйте, коллеги! Предлагаю вашему вниманию продолжение обзора игр, которые сделаны своими руками из подручных материалов для развития.

Пособия для развития пальчиков малышей своими руками Здравствуйте,уважаемые коллеги! Всем нам известно, что развитие мелкой моторики у детей - это один из самых главных факторов, стимулирующих.

Способы изготовления нетрадиционного пособия «Геометрический планшет своими руками» С Общение и взаимовыручка вовремя работы «Насекомые»наша любимая тема Работа по карточкам-схемам Моделируем резинками маленького.

  • Сколько дней мне положен основной отпуск в год увольнения по достижении предельного возраста? Здравствуйте.Я военнослужащий, 45 лет в марте 2017 года.Хочу увольняться на пенсию по достижению предельного возраста. В каком объёме мне положен основной отпуск за 2017 год. Ответы юристов (1) Согласно п. 5 ст. […]
  • Девять типичных ситуаций Разделы: Деятельность большинства ИП связана с розничной торговлей. Именно в этой сфере возникает множество типичных ситуаций и связанных с ними вопросов со стороны ИП. Рассмотрим основные. Ситуация 1. Особенности ведения бизнеса для ИП, применяющего патентную систему […]
  • Закон об отпусках РФ в 2016/2017 годах 2 июня 2016 года был принят № 176-ФЗ «О внесении изменений в ст. 45 и 46 фз «О государственной гражданской службе РФ», так называемый: закон об отпусках РФ 2016/2017. В частности, была упорядочена продолжительность отпусков, предоставляемых гражданам на гражданской […]
  • Сколько стоит госпошлина за замену паспорта в 2018 году Паспорт – документ без которого невозможно совершить какие-либо действия: купить квартиру, снять средства со сберегательной книжки, взять кредит. Содержание Поэтому стоит своевременно позаботиться о его пригодности. В каких случаях нужно менять […]
  • Нотариус на комсомольской орел Режим работы нотариусов города Орла Ф.И.О. нотариуса Понедельник Вторник Суббота Нотариусы Советского района г.Орла Псарева Эльвира Семеновна ул.Октябрьская, 38, оф. 56, т.43-22-68 Могилевцева Лариса Анатольевна ул.Ленина, 1, оф. 203, т. 51-01-98 Шпиленок […]Примерное заявление в арбитражный суд Образец иска о взыскании задолженности 01 декабря 2013 г. Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области 191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., д. 50-52 ИСТЕЦ: ООО «ПромСтройПроект» 191015, Санкт-Петербург, Таврическая ул., д. 45 ОТВЕТЧИК: ЗАО «Жираф» 198096, Санкт-Петербург, Элеваторная пл., […]

относительно использования

многофункциональных пособий

по познавательному развитию

детей дошкольного возраста

МДОУ №317

Дидактическое пособие из ткани “Времени года”

Развитие познавательных процессов (мышление. память, внимание);
Развитие мелкой моторики рук;
Закрепление сенсорных эталонов (названий цветов);
Закрепление названий времен года и месяцев:

Ознакомление с предлогами места (на, под, за, перед, около, между);

Изучение элементов грамоты (синтез и анализ слогов и слов);
Постановка и автоматизация звуков (изолированно, в слогах, словах);

Описание разработки: боль шой ковер (100 см x 100 см) из темной ткани. На нем нашиты изображение ствола дерева, облаков и солнца. Крона дерева, трава, снег на земле с переменными относительно времени года. Все детали облицованы различными видами застежек липучками и прочее. На них крепятся к снежинки, бабочки.
Нижняя часть ковра сделана в виде кармашков, в которые вкладывают

Пособие рассчитано на детей возрастом от лет 3 лет.

Использование пособия:
“Времена года” (дети называют времена года или месяца и украшают панно соответствии с поры года).
“Чего не стало?”
“Что лишнее?”
“Ориентировка в пространстве”
“Календарь природы”
“ Что с начала, а что потом?”
“Сравни (полы) предметы”
“Названия предметы 13 заданным звуком” или “прочитай слог или слово”
“Маленькие математики” “один –много”,“большой – малый” счет, “больше – меньше” обобщения и тому подобное.
Творческая игра - задача “где спряталась сказка?”
“Сказки на новый лад” использование ТРВ3
Панно можно использовать как персонаж сюжетных занятий.

Дидактическое пособие «СЕНСОРИКА»

Основная дидактическая цель, задачи:

Развитие познавательных процессов
Усвоение сенсорных эталонов
Развитие мелкой моторики руки и сенсомоторной координации
Учить детей застегивать и расстегивать пуговицы и молнии
Завязывать разные предметы
Учить детей пользоваться предметами с липучкой и называть их
Учить детей различать отдельные предметы
Узнавать от взрослого новые названия предметов
Развитие умения взаимодействовать 3 мелкими деталями, обязанностями
Создание позитивного настроения
Воспитание творческой личности ребенка, пробуждению любознательности и фантазии

Особенности организации воспитательного процесса.

Описание разработки : пособие выполнено в форме книги с мягкими цветными страницами.
К зеленой страницы добавляются цветки на липучке.
На красной странице расположены застежки «молнии»
На желтой странице расположены шнуровки С кольцами
На синей странице -пуговицы, чтобы собрать «цветок – самоцвет»

Использование пособия:
«Посади цветочек»
«Застегни молнию»
«Вставь шнурок в кольцо»
«Собери цветок»
«Какой цвет у лепесточков?»
«Посчитай цветочки»
«Посчитай лепесточки»

Дидактическое пособие из ткани «Волшебный коврик»

Основная дидактическая цель, задание:

Развитие познавательных процессов (мышления, памяти, внимания);
Развитие мелкой моторики рук;

Развитие речи (составление рассказов);
Формирование элементарных математических представлений;
Создание позитивного настроения;
Воспитания творческой личности ребенка, пробуждения любознательности и фантазии.

Особенности организации воспитательного процесса.

Описание разработки:

Семь ковриков треугольной формы, между собой соединены липучками. Каждый коврик можно использовать отдельно для индивидуальной работы, а соединив в один большой круг - работать с подгруппой детей.
Коврик с пуговицами, геометрическими фигурами, шнуровкой, лентами, головка куклы с волосами из нитей.

Использование пособия:

Сравнения предметов по величине, форме, цвету (по всей площади пришиты разноцветные пуговицы. В карман с обратной стороны вложены разноцветные цветы разной величины с прорезями по центру)

« Спрячь фигуру в кармашек» (положить геометрическую фигуру в карман соответствующей формы)

Развитие мелкой моторики руки:
На основу коврика пришиты ленты с отверстиями. В кармане с обратной стороны
вложенные разноцветные шнурки. Протянуть сквозь отверстия шнурки - «нарисовать» разноцветные тропки.
Завязать на бант ленту определенного цвета
Заплести косы кукле, завязать на косах ленты
На основе коврика в простом расположении пришиты кольца. В кармане – узкая ленточка и шнурки разного цвета и величины. Ребенок должен протянуть ленточку сквозь кольца создавая образ, протянуть ленточку сквозь кольцо и завязать её.

Дидактическое пособие из ткани «Занимательная математика»

Основная дидактическая цель, задач:

Формирование элементарных математических представлений
Развитие познавательных процессов (память. внимание мышления);
Развитие мелкой моторики рук;
Закрепление сенсорных эталонов (цвета, геометрические фигуры, величины);
Развитие речи (составление рассказов и рассказов);
Создание положительного настроя;
Воспитание творческой личности ребенка, пробуждению любознательности и фантазии.

Особенности организации воспитательного процесса.
Описание разработки : коврик размером 180 x 90 см. Коврик состоит из десяти квадратов с нашитыми цифрами и предметами, Соответствующие по количеству числу которое изображено. На них крепятся дополнительные элементы: капли с буквами, листья, цветы, снежинки, бабочки.
Нижняя часть ковра сделана в Виде кармашков, в которые вкладывают разнообразные задачи.
Над деревом, на дереве и под ним размещают листья, цветы, снежинки, разных насекомых, птиц или сказочных героев согласно замыслу педагога. На эти детали можно наклеить разнообразные рисунки, цифры, буквы, слоги, слова или схематические отметки в зависимости от цели игры.

Пособие рассчитано на детей возрастом от 3 лет.

Использование пособия:

«Найди нужную цифру»
«Посчитай»
«Что с начала, а что потом?»
«Сравни (поле) предметы»
«Маленькие математики» «один много», «большой – маленький», счет, «больше – меньше» обобщения и тому подобное.
«Реши задачу»

Дидактическое пособие из ткани «Веселые рисунки»

Основная дидактическая цель, задачи:

Усвоение сенсорных эталонов;

Развитие мелкой моторики руки и сенсомоторной координации;

Завязывать разные предметы;

Учить детей различать отдельные предметы;

Узнавать от взрослого новые названия предметов;

Развитие умения взаимодействовать с мелкими деталями, завязками;

Развитие речи;

Эстетическое восприятие;

Особенности организации воспитательного процесса.

Описание разработки : коврик, размером 100 см x 90 см. Коврик состоит из квадратов с 25-ти нашитыми пуговицами, шнуровкой, цифрами и предметами. Пособие направлено на развитие познавательной активности, мелкой моторики рук, речевого развития, эстетического восприятие.

Пособие рассчитано на детей возрастом от 2 лет

Использование пособия:

«Маленькие математики»

«Найди нужную картинку»

«Давай посчитаем»

Ирина Федоренко

Пояснительная записка.

Требования, по Федеральному государственному образовательному стандарту к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования раскрывают новые направления и возможности в организации всестороннего развития детей дошкольного возраста. Основная задача любого воспитателя - всестороннее развитие детей. Полноценная реализация данной цели – формирование к завершению дошкольного возраста универсального умения и навыка, логического мышления и речи малыша, готовности к школе.

ФГОС дошкольного образования определяет следующие направления развития ребенка:

Социально–коммуникативное развитие;

Познавательное развитие;

Речевое развитие;

Художественно – эстетическое;

Физическое развитие.

Познавательное развитие – это сложный комплексный феномен, включающий развитие познавательных процессов (восприятие, мышление, внимание, воображение, которые представляют собой разные формы ориентации ребёнка в окружающем мире, в самом себе и регулирует его деятельность.

Речевое развитие – это развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающим.

Таким образом, эти два процесса тесно связанны между собой. В настоящее время перед педагогами стоит важнейшая задача: всестороннего развития детей. Задача состоит в том, чтобы создать условия для успешного всестороннего развития дошкольника.

Идеология ФГОС направлена на формирование принципиально нового взгляда на систему образования. Необходимо уметь ориентироваться в многообразии интерактивных подходов к развитию детей, в широком выборе современных технологий.

Инновационные технологии - это система методов и приемов обучения, направленных на достижения позитивных результатов за счет динамичных изменений в личностном развитии ребенка в современных условиях. В современных образовательных технологиях передача знаний идет в форме постоянного решения проблем. Важно помнить, что ребенок не сосуд, а факел, который надо зажечь. В настоящее время существуют разные программы и технологии, где предлагается

Актуальность.

В настоящее время познавательно- речевое развитие ложится на плече дошкольных учреждений. Познавательно – исследовательская деятельность – это основа существования человека. С самого раннего возраста ребенок выступает в роли исследователя, познавая окружающий мир: предметы, их свойства, действия с ними, а также природу и ее явления. Он знакомится с речевым понятием предметов и явлений.

Речь великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности для общения друг с другом. Речь соединяет людей в их деятельности, помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, оказывает огромную услугу в познании мира. На появление и становление речи природа отводит – дошкольный возраст. В период дошкольного развития все внимание уделяется развитию всех компонентов устной речи. Процесс обучения речи и развития мышления составляет одно неразрывное начало дошкольника. Очевидно, чтобы связно рассказать о чем-то, нужно уметь анализировать предмет, выделять его свойства и качества, устанавливать причинно-следственные и другие отношения между предметами, явлениями.

Одно из условий познавательно- речевого развития детей предусматривает обеспечение развивающей предметно-пространственной среды, которая обеспечивает разнообразную деятельность и обогащение речевого опыта. Насыщая групповое пространство, важно помнить, что обогащенная развивающая среда – это единство предметных и социальных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка. Важная задача – вовлекать в этот процесс родителей воспитанников. Педагогика давно ищет пути достижения высоких и стабильных результатов в работе с детьми. Реагируя на все изменения социальных условий и требований, педагогика создает все новые и новые подходы к воспитанию. Мы в первую очередь обращаем внимание на их эффективность. Принято считать, что технологические процессы (в том числе и педагогический процесс, построенный по технологическим принципам) должны быть высокоэффективными. Поэтому мы, стремимся повысить качество обучения и воспитания. Именно поэтому появилась идея создания многофункционального пособия – развивающего куба «Любознайка». Это пособие привлекает и заинтересовывает детей.

Цель:

развитие сенсорных способностей, речи, внимания, мелкой моторики, коммуникативных способностей.

Задачи:

1. Развивать познавательную активность дошкольника.

2. Формировать умение передавать информацию через слово.

3. Обогащать эмоционально-чувственный опыт дошкольника.

4. Расширять знания о мире, формировать представления о его целостности.

5. Создавать условия для проявления самостоятельной познавательной активности дошкольника.

6. Развитие мелкой моторике рук.

7. Создавать условия для развития познавательных интересов в разных видах деятельности и на разных содержаниях.

Адресат: дети 3 - 7 лет.

Формы работы: организованная образовательная деятельность, свободная деятельность детей. Ожидаемые результаты:

Формирование навыка количественного и порядкового счета;

Развитие внимания, памяти, мышления;

Развитие у ребенка зрительного и слухового внимания;

Развитие у него умения ориентироваться в пространстве;

Развитие мелкой моторике;

Пополнение и расширение словарного запаса у ребенка;

Формирование связной речи;

Развитие воображения.

Дидактические игры по познавательному развитию:

«Один – много»

«Посчитай и ответь»

«Отложи столько же»

«Составь узор»

«Один дома»

«Осторожно пожар»

«Опасные ситуации»

«День – ночь»

«Когда это бывает»

«Распорядок дня»

«Волшебные стрелочки»

«Посчитай и запомни»

Дидактические игры по речевому развитию:

«У меня зазвонил телефон»

«Расскажи о своем настроении»

«Угадай, о ком говорю»

«Кто как кричит»

«На пороге гость»

Артикуляционная гимнастика

«Учимся отвечать на вопросы»

«Расскажи, что ты делаешь»

«Умеешь сам – научи друга»

«ДА, нет – не говорить»

Педагог является непосредственным активным участником в работе с пособием - заряжает детей своими положительными эмоциями, вызывает желание принять участие, задает образцы выполнения действий.

Не следует оценивать детей, добиваться единственно правильного, на Ваш взгляд, действия или ответа, так как в этом случае дети будут повторять лишь то, что от них требуется, и не смогут проявлять собственные спонтанные, живые и естественные реакции.

В процессе практической работы допустимо внесение различных дополнений, в соответствии с возрастом, состоянием, потребностями и индивидуальными особенностями детей. Родителям можно предложить участвовать в занятиях, полезно порекомендовать им дома поиграть и закреплять с ребенком тот же материал.

Надеемся, что предложенные в программе советы, упражнения и игры помогут правильно организовать общение педагогов, детей и родителей.