Начало 5 месяца ребенку развитие. Естественный секрет спокойствия

В этом возрасте малыш продолжает изучать мир вокруг, себя. Он двигается, тянется к игрушкам, родителям, интересующим его предметам. Кроха тянет в рот ручки, игрушки, погремушки, пеленки и др.

Физическое развитие.
За этот месяц ребенок набирает в среднем 600 - 700 г. К пятому месяце малыш подрастет примерно на 14 см со дня рождения. Известно, что дети растут скачками. То есть за неделю малыш может вырасти на сантиметр или больше, а потом месяц не расти. Это нормально. Педиатр имеет длинные подробные таблицы, по которым он сверяет, насколько правильно подрос и набрал в веса ваш малыш.

Развитие двигательных способностей.
Малыш становится более подвижным, гибким и активным. Часто кроха, лежа на животе, поднимает голову, ручки и ножки, слегка выгибаясь. Так малыш пробует свои возможности. Ребенок может схватить свою ножку, лежа на спине, и подтянуть пальчики ко рту своих ног. Такое занятие его захватывает. Еще малыш пытается выгибаться, поднимая таз, лежа на спине, опираясь на голову и ступни ног. Кроха уже умеет неплохо переворачиваться со спины на живот. Следует следить за ребенком, не оставлять его одного, чтобы тот не упал. Нельзя оставлять ребенка одного в месте, где опасно. Придерживайтесь правила "вытянутой руки". Малыш легко берет и удерживает игрушку. Тщательно изучив игрушки, ребенок тянет ее в рот. Внимательно следует выбирать игрушки для крохи. Они должны быть безопасными. В это время ребенок постоянно тренируется, двигается, тянется, исследует. Малыш может удерживать игрушку в руках. Ребенок хорошо удерживает голову. Пытается сесть.

Кожа.
Рождается малыш с нежной и чувствительной кожей, которая становится более окрепшей со временем. В пять месяцев кожа еще склонна к аллергии. Раздражению подвержены места, которые подвергаются периодическому трению. Скорее всего это потница. Чтобы избежать раздражения кожи и потнички, следует постоянно следить за гигиеной малыша, чаще менять подгузник, купать его каждый день, раздраженные места можно после купания обработать детской присыпкой.

Речь. Общение.
Общение продолжает оставаться одним из самых любимых занятий ребенка. Кроха гулит, курлычит, агукает, производит гортанные звуки. Малыш требует общения с родными и близкими. Вам следует повторять язык малыша. Это провоцирует ребенка на дальнейший диалог. Кроха начинает громко произносить гласные и согласные звуки: а, э, и, ы, б, д, к, м. Возможно, что пытается соединить эти звуки в слоги. Малыш узнает себя в зеркале и отличает от других. Оказавшись в новом помещении, начинает осматриваться. Может интонацией показать свое отношение, реакцию и настроение. Пытается имитировать звуки. Малыш отвечает улыбкой на общение родителей с ним. Гулением привлекает внимание. Узнает близких людей. Недоверчив к чужим. Во время кормления, кроха может играться. Старается менять мимику лица.

Слух.
Слух крохи все время совершенствуется. Кроха слышит, реагирует и узнает звуки. Малыш обожает человеческую речь, особенно мамин голос. Надо разговаривать с малышом, показывать предметы и называть их, петь песенки, читать простые стишки. Усовершенствовать слух поможет хлопанье в ладоши на расстоянии в несколько метров, меняя место. Ему нравится звук, который издает погремушка. Сам ею гремит.

Зрение.
Кроха может фиксировать взгляд на предметах, которые его заинтересовали. Он может следить взглядом за движущимися предметами. К пятому месяцу обычно исчезает физиологическое косоглазие новорожденных.

Развитие познавательных способностей.
Малыш изучает все, что его окружает. Его внимание привлекает собственное зеркальное отражение. Кроха проявляет интерес к маминому лицу. Рассматривает ваши глаза, губы, нос, брови, касается их ручками. Кроха запоминает все детали маминой внешности, в том числе одежду, прическу и украшения. С этого возраста, возможно, что малыш будет реагировать на незнакомых людей, пугаться их. Стремиться попробовать на вкус и на прочность предметы, попавшие в поле его досягаемости. Берет, хватает предметы, игрушки. У него вызывает интерес, когда падают предметы. Малышу становится очень интересно то, что видно из коляски. Ребенку надо показывать все, что есть на улице. Это - гули, собачки, кошечки, птички, деревья, кустики, травка и т.д. В этом возрасте малыш открывает для себя свое тело. Одним из проявлений познавательных потребностей является изучение своих половых органов. Не стоит из-за этого поднимать панику. Не ругайте ребенка, не акцентируйте внимание ребенка на его действиях. Постарайтесь переключить его внимание.

Редактор: врач-педиатр Потапова Людмила, закончила педиатрический факультет СарГМУ, клиническая ординатура по инфекционным болезням.


не публикуется

(+) (нейтральный) (-)

Вы можете приложить к своему отзыву картинки.

Добавить... Загрузить всё Отменить загрузку Удалить

Добавить комментарий

Никита 17.11.2015 12:08

Очень хорошая статья спасибо


дмитрий 09.07.2015 15:17
Некоторые врачи рекомендуют давать яблочный сок. Надо ли его пастеризовать? Или Достаточно только молока?

гузель 07.07.2015 17:56
здравствуйте! у меня сынишка.родился 3550гр и 55см, за первый месяц прибавили 1150гр (т.е. 4700гр. весил), за 2-й - 750гр., за 3-й и 4-й - по 650гр. (6750гр и 67см), а сегодня пошли всего 50гр разница за месяц!!! 6800гр и 67,5 см!!! объясните пожалуйста в чем может быть причина?! плохо ли это? сдали анализы кровь и мочу, результат пока не знаю. с рождения на ГВ, с 4-х мес ввели фруктовые и овощные пюре, соки. не срыгивает, в меру активный,весёлый, стул нормальный каждый день иногда через день...

Администратор 31.03.2014 08:31
светлана, а как реагирует педиатр? когда плохой набор веса именно педиатр корректирует питание или назначает к примеру обследования жкт.

Светлана 29.03.2014 07:17
Здравствуйте. Ребенку 4 месяца. На сцеженном молоке. Во сне выпивает 120г молока легко, может и больше. А потом только через силу грамм 80. За месяц набрал 300г, что тоже меньше нормы. Уже 2 месяца дозировка не увеличивается, наоборот уменьшается. Раньше пил 120 через 3 часа, а теперь 80 через 4. Не знаю что делать

Любовь 28.02.2013 22:22
Здравствуйте!
Спасибо за статью. Она приятно оформлена: хороший шрифт, разделение абзацев.И к тому же очень интересна для меня.
Но убедительно прошу следить за правильностью русского языка.Нет у глагола "играть" возвратной формы(играться) приведу ссылку http://www..html В разделе "Речь".
С уважением,
Любовь

Развелась с мужем пять лет назад. От брака двое детей 9 и 11 лет. Надоело решать и тащить на себе все семейные проблемы, да ещё к тому же муж начал гулять. Ушла от него как говорится "с одним узелком"... Всё это время с нуля обустраивала дом, выплачивала три кредита, растила детей, было не легко. Слава Богу повезло и я поменяла работу, стала больше зарабатывать. Более менее жизнь начала налаживаться. Год назад познакомилась с мужчиной... И О Боже... Это тот мужчина о котором я мечтала. Полная противоположность моему бывшему мужу. И забота и внимание. Одно Но... Он отец одиночка... Его с ребёнком бросила жена, ушла к его лучшему другу. В принципе меня эта ситуация не испугнула и я думала ну где два ребёнка там и третий не помехой будет... Но оказалось всё не так то просто... Я как мудрая женщина сразу стала искать подход к ребёнку, купила ей игрушки, полностью заменили её гардероб, у бедного ребёнка не было даже приличных вещей, всё было на столько застирано.... Напокупала ей кучу красивых резиночек в сад. Пыталась всячески угодить. Девочке 5 лет... Ребёнок проблемный, ничего не понимает, в саду на неё жалуются, что не слушается, не хочет заниматься.... Дома творит что попало, не реагирует на замечания. Говорит что поняла и тут же творит опять!!!
Мама никак не участвует в воспитании ребёнка, алименты не платит, ссылаясь на то что она выплачивает совместный кредит... Ну да ладно, Бог с ней...
Прожили мы все вместе год... Я думала что она изменится и мы заживём счастливо... Но ничего не менялось...
Меня бесило её поведение и на почве этого у меня постоянно не было настроения, поэтому с Алексеем мы начали ругаться. Я не могла сказать ему что меня бесит его дочь... Я понимаю что он её любит больше жизни... Думала расстаться, но я его люблю и он меня очень любит....и с моими детьми он хорошо общается, с сыном ходит на шахматы.... Не знаю что делать.. Мне кажется что его дочь никогда не изменится и я никогда не смогу её полюбить....

315

Ольга Морозова

Здравствуйте. Я тут уже как то создавала тему про соседских псов, как их отвадить. Осенью, в сентябре, соседский пес загрыз котенка нашего, посреди дня, можно сказать, на глазах у соседа(хозяина пса) и наших(я и сын видели). Просто напросто не успели ничего сделать, много ли надо 3 месячному котенку. Я тогда на нервах соседям много чего высказала из-за их собак. Они извинялись, обещали присматривать за ними, но при этом прозвучала фраза: собаки охотничьи(обычные дворняги при этом) и на кошек будут все равно нападать, обрадовали называется(((
Честно говоря, не хотела больше кошек заводить, но в октябре на день рождения дочери принесли ей подарок-котенка..Лоток дома есть и кошка туда ходит, но только по маленькому, а по большому привыкла на улицу. Выпускали, всё время присматривали за ней. И вот на той неделе соседская псина перескочила по сугробам к нам во двор и прихватила кошку прямо у крыльца. Я под навесом в это время развешивала белье на просушку, он меня не видел, но и я его сразу не увидела/не услышала-без звука напал. Выскочила я на визг кошки. Отбила, при этом он полоснул зубами по рукаву куртки и порвал рукав мне. Когда немного успокоила и обработала кошку и сама успокоилась, пошла к соседям, сказала буду жаловаться. Выходные прошли, они никаких мер не приняли(пес как бегал по улице, так и продолжает бегать). Сегодня написала жалобу участковому, но поразили слова его, мол, никаких мер принять по отношению к хозяину пса не можем, наказания или штрафа за это нет. Только если вы дальше пойдете и в суд на них подадите, на материальный и моральный ущерб. Но с судом связываться из-за кошки и порванного рукава не хочется. Неужели действительно нет никаких законов, чтобы участковый, опираясь на них, мог как то воздействовать на хозяев собак, которые на самовыгуле и по чужим дворам душат кошек? В общем много написала, просто если уж начинать войну с соседями, то опираясь на законы...Может кто что подскажет...

280

Елена Нефедова

Сразу скажу, что врачей обходили в 2 года, никто никаких проблем не увидел. Это характер?
Дочке младшей 2.1. Говорит не очень много, фраз нет, слов наверно 20-30. Остальное - не разобрать. Исполнительная, все понимает, отзывается на имя, выполняет просьбы. Ходит на горшок, ест сама.
Но последние месяца 4 поведение просто аут... Психует если что не по её. А когда психует - начинает все швырять. То есть прям специально берет все что есть под рукой и швыряет. Или смахивает со стола. Игрушку, пульт, чашку - что угодно. Очень обидчивая. Швырнет что-то - хлопнуть ее могу по руке. То есть по силе - как руку просто положу на ее руку, даже о малейшей боли речь не идет - начинает реветь и орать, вся краснеет. И пока вот либо я не Сдамся или кто-то не подойдет ее пожалеть - не успокоится.
Еще прикол - если не хочет куда-то идти на улице - садится на землю. И вот нет и все. Либо пол часа стой уговаривай, либо силой хватай и беги. Если уйти - не побежит за мной. Ну и также бывает дома может в знак протеста лечь на пол.

Это вообще нормально? Со старшей ничего такого не было никогда. Так что я в легком шоке, хотя все окружающие только и говорят, как мне повезло, что дочка младшая такая спокойная и послушная. Гдееее? К слову, в саду ее обожают, она просто идеально там себя ведет. Вот как так?
И такое поведение и со мной, и с мужем, и с дедушками - бабушками!!

213

Катерина

Тема поболтать. А вы додумываете умелки своих детей? Объясню. У подруги сын младше моего на пару месяцев, и вот она мне гордо присылает видео, где ее малыш как червяк елозит по полу. Она радостно пишет, что он начинает ползать. А по мне так это просто возня на ковре))) Или он попу назад отклячивает, а она думает, что он на четвереньки встает. Я просто либо слишком критична к сыну, либо реалист. Но пока он конкретно не пополз хотя бы сантиметров 30 - я как-то и не говорила, что он начинает ползать. И если он сидит с опорой на одну руку - это еще не сидит. А вы к какому лагерю примкнете и почему?

205

Аноним

Устроилась на работу пол года назад. Ребёнку 3,5 . Ходит в сад. Осенью нормально ходил. Я вышла на полный день. И вот уже почти весь февраль и половину марта сижу дома. Устраивалась по знакомству, никто мне ничего не говорил за пропуски, но крайний раз уже намекнули, что надо бы что то решать с больничными. Нашла няню через агенство, но моя мама подняла панику, что няню не надо (у меня мама командир тот ещё) , она сама его встречает из сада, но больничные говорит будем сидеть по очереди, 2 дня она, три я. Но часто она то улетает куда-то, то театр у неё, то вообще не хочет и ненадёжно все. И ничего хорошего с этого не вышло. Няня в итоге нашла ещё какую то работу посменную и теперь не может приезжать по щелчку, только в выходные свои. Мама ещё подкалывает,что я половину зарплаты отдам на няню. Нормально работать у меня не получается. Уходить я не хочу, так как муж сейчас зарабатывает недостаточно для всего, я себе покупаю одежду, в е женские необходимости, плюс оплачиваю отпуск, могу отложить на ипотеку, мы копим. Мама поняла, что мы просто так не может накопить на квартиру, перестала попрекать купленной квартирой, до этого мужа тюкала постоянно, что о чем он думал когда семью создавал. Муж хоть и считает себя добытчиком, но на все не хватает. И я не хочу терять работу, стаж,квалификацию. А ещё это очень тяжело морально по 2 недели сидеть с ребёнком. Мне на работе лучше, но я не могу туда попасть. Только сходит в сад 5 дней и снова на 2 недели дома. Я постоянно нервничаю. Как же и работать и ребёнка при этом смотреть. Как женщины это делают?

164

LTA LTA

Добрый день, уважаемые форумчанки. Нужен коллективный разум, у меня уже мозг не работает. Дано:есть небольшая студия по подготовке к ЕГЭ и ОГЭ: русский, англ, общество и матем. Планирую расширение-открыть вторую в другом районе, и изменить название обеих студий. Так называемый, ребрендинг произвести. Сейчас название -АбвЕГЭ. Хочется что-то интересное и по делу. Муж предлагает "студия подготовки к ЕГЭ фамилия имя". Мне не нравится, слишком пафосно. Помещение-небольшое, три класса и стойка админа, за которой я и стою, если урока нет. Курсами не назовешь. Буду благодарна за советы: как можно назвать интереснее.

82

Пятимесячные малыши очень активны и любознательны. Они с большим удовольствием познают мир вокруг себя, осваивают и совершенствуют речевые навыки, а также продолжают быстрыми темпами развиваться физически. В этом возрасте дети становятся настоящими непоседами, и уследить за ними бывает довольно сложно. Пять месяцев – это такой возраст, когда ребёнка уже нельзя оставлять без присмотра даже «на минуточку».

Вес

Вес большинства малышей к пятимесячному возрасту удваивается, а рост увеличивается с момента рождения на 14-15 см. Начиная с этого момента, темпы прибавки в весе несколько замедляются. Связано это с тем, что увеличивается двигательная активность крохи, и малыш уже тратит гораздо больше энергии для изучения окружающей среды. Если новорожденный малыш прибавляет в весе около 1 кг в месяц, то сейчас эта цифра сокращается почти в два раза и составляет порядка 550-600 г.

Кожа

Кожа ребёнка в этом возрасте всё ещё остаётся довольно чувствительной — это может привести к появлению ссадин и красных пятен, появляющихся в результате трения о различные поверхности. Например, если малыш играет на полу, на его коленках могут появиться небольшие повреждения, которые возникают в результате прикосновения жёстких ворсинок коврового покрытия к нежной детской коже. К тому же кроха уже не проводит столько времени в кроватке, поэтому грязь и пыль на кожных покровах скапливается чаще и в больших количествах, что также может спровоцировать появление кожных раздражений и потницы. Увеличивается склонность к появлению опрелостей на коже половых органов ребёнка. Малыш растёт, количество выделяемой мочи увеличивается, и это может доставлять существенной дискомфорт, если кроха очень много времени проводит в подгузнике.

Чтобы избежать появления всех этих проблем, стоит придерживаться следующих правил:

  1. Тщательно следить за гигиеной малыша. Купать пятимесячного ребёнка следует через день, не реже.
  2. Не держать кроху в подгузнике дольше 3-3,5 часов.
  3. Несколько раз в день можно устраивать малышу воздушные ванны. Если полностью раздеть ребёнка не позволяет температура в помещении, следует проветривать хотя бы кожу половых органов. Для этого достаточно просто снять памперс (сверху можно надеть хлопковые ползунки).
  4. Менять детскую одежду следует по мере загрязнения. Не стоит держать ребёнка в грязной одежде весь день – это позволит коже лучше дышать.

Слух

Слуховой аппарат ребёнка в 5 месяцев уже очень хорошо развит, и малыш различает не только голоса людей, но и может определять направление, в котором располагается источник звука.

Кроха реагирует на звуки, которые он слышит, улыбкой, смехом, плачем или даже криком, если источник звука достаточно громкий или резкий. Он может поворачивать голову, махать ручками, или тянуться ими к человеку, который в данный с ним разговаривает. Ребёнок уже способен узнать голоса родных, но самым родным и знакомым для него остаётся голом мамы. В этот период следует как можно больше разговаривать с крохой, петь ему песенки или читать сказки. Желательно при этом менять интонации голоса – это позволит не только развивать слух ребёнка, но и тренировать его будущие речевые навыки.

Если у вас возникают сомнения относительно слуха малыша, можете провести небольшой тест. Для этого нужно выключить радио, телевизор и любые другие источники звуков. Далее нужно отойти за спину малыша на расстояние около 4-5 м и хлопнуть в ладоши либо тихонечко позвать малыша. Повторить с другой стороны. Если ребёнок не проявляет реакции и не поворачивает голову в сторону источника звука, следует поставить в известность врача (отоларинголога) – возможно, малышу потребуется лечение.

Зрение

Зрительные навыки пятимесячного ребёнка также продолжают совершенствоваться. Зрение вашего малыша в порядке, если кроха:

  • хорошо фокусирует взгляд на игрушке или другом предмете;
  • следит взглядом за погремушками, поворачивает головку вслед за перемещающимся предметом;
  • останавливает взгляд на ярких игрушках.

Некоторые малыши от рождения имеют лёгкую форму косоглазия. Это явление считается физиологическим, и не представляет опасности. К пятому месяцу жизни ребёнка признаки косоглазия должны полностью пройти. Если же этого не происходит, стоит немедленно обратиться к врачу для исключения возможных патологий развития зрения.

Эмоциональное развитие

На пятом месяце жизни у крохи происходит активное формирование речи. Малыш уже способен произносить некоторые гласные и согласные звуки, и даже пытается складывать в слоги («гулить»). Это очень важный этап в интеллектуальном развитии будущей личности.

Не менее значимой становится возможность малыша узнавать родных людей. Когда он видит маму или папу, а также людей, которые ему хорошо знакомы, ребёнок начинает «гулить», улыбаться и тянуть ручки. Если к малышу пытается подойти человек, которого он до этого не видел, ребёнок начинает проявлять беспокойство, плачет и кричит. Примером такого поведения может стать поход в поликлинику. Когда врач пытается осмотреть пятимесячного пациента, ребёнок начинает громко плакать, устраивает истерику, пытается оттолкнуть руки незнакомого ему человека.

Также малыш ведёт себя, когда попадает в помещение, в котором он никогда не бывал до этого. Кроха начинает оглядываться, пытается отыскать взглядом предметы и вещи, которые были бы ему известны и знакомы.

В пятимесячном возрасте ребёнок начинает развлекать себя во время кормления: он может улыбаться, играть с грудью, пытаться её ущипнуть. Не стоит обижаться и злиться на малыша: такое поведение – важный этап формирования эмоциональных навыков, и означает, что ваш ребёнок развивается в соответствии с возрастом.

Что должен уметь малыш

Врач, определяя соответствие уровня развития ребёнка его возрасту, ориентируется на общепринятые нормы. Это средние значения, и они могут отличаться у каждого конкретного ребёнка, поэтому не стоит сильно переживать, если ваш малыш пока ещё не умеет того, что делают его сверстники. Каждый ребёнок уникален, и развивается согласно индивидуальным потребностям.

Что умеет ребёнок в пятимесячном возрасте:

  1. Уверенно держит голову и поворачивает ею в стороны, следя за передвигающимися предметами.
  2. Тянется к игрушкам и заинтересовавшим его вещам.
  3. Лёжа на животе, поднимает голову на 60 градусов, и может удерживать такое положение в течение минуты.
  4. Переворачивается с живота на спину и обратно.
  5. Хорошо фиксирует в руках различные предметы.

Часто мамы начинают волноваться, если их ребёнок развивается не так, как остальные детки в его возрасте. В каких случаях возможна небольшая задержка физического развития малыша:

  • ребёнок при рождении имел низкую массу тела (меньше 3 кг):
  • малыш родился с патологий и провёл некоторое время в реанимации новорожденных;
  • появление на свет в результате многоплодной беременности;
  • индивидуальные особенности детского организма;
  • дефицит витаминов и минеральных веществ.

Во всех этих случаях не стоит паниковать раньше времени, если врач считает, что с малышом всё в порядке. Как правило, никаких серьёзных проблем со здоровьем у таких детей не наблюдается. Врач может назначить дополнительный приём поливитаминных комплексов, а также увеличить дозировку витамина D.

Видео — развитие малыша в 5 месяцев

Питание

По рекомендациям Всероссийской организации здравоохранения питание пятимесячного ребёнка не должно включать в себя ничего, кроме грудного молока. Однако, бывают ситуации, когда введение прикорма приходится начинать несколько раньше. В каких ситуациях данная мера будет оправдана:

Нехватка молока у женщины Если малыш плохо набирает вес, плачет во время кормления, требует грудь через каждые 1-1,5 часа, это может означать, что у мамы вырабатывается недостаточно молока, чтобы обеспечить потребности крохи. В этом случае введение прикорма может быть рекомендовано даже в возрасте 4 месяцев
Развитие анемии К моменту, когда малышу исполняется 5-6 месяцев, количество железа в грудном молоке уменьшается, и его может не хватать для покрытия потребностей растущего организма. Дефицит железа может стать причиной серьёзных осложнений, поэтому рекомендуется введение в рацион ребёнка фруктовых пюре (прежде всего яблочного), соков и каш (гречневой, овсяной)
Низкая масса тела Скудное питание мамы может привести к нехватке питательных веществ, что чревато отставанием в росте и развитии малыша. Детям, имеющим маленький вес, стоит начать давать каши, а также овощные и фруктовые пюре
Склонность к запорам Такое неприятное явление может не только доставлять дискомфорт, но и причинять болезненные ощущения маленькому человечку. Если запоры у малыша появляются слишком часто, имеет смысл ввести в меню дополнительные источники клетчатки: фрукты (чернослив, яблоки), каши (овсяная, пшеничная, гречневая), овощи

Важно! Идеальная пища для грудного ребёнка – это материнское молоко. Вопрос о введении в рацион малыша других продуктов питания следует решать с врачом педиатром с учётом особенностей конкретного ребёнка!

В таблице ниже приведены нормы введения прикорма для малышей в 5 месяцев:

Пятимесячный малыш активно проявляет интерес к процессу приёма пищи. Маме следует поощрять кроху и не препятствовать ему в таком важном этапе развития, как изучение продуктов питания. Стоит купить для малыша отдельную посуду, пусть это будет тарелочка с забавными животными или яркими машинками. При выборе детской посуды обязательно нужно обращать внимание на состав изделия – он не должен содержать вредных и опасных веществ.

Совет! Покупайте посуду для ребёнка только в специализированных детских магазинах. Обязательно спрашивайте у продавцов сертификат качества на товар.

Большинство малышей в этом возрасте ещё не сидят самостоятельно. Маме может кормить малыша, держа его на коленях. Также в продаже сейчас имеется большое количество стульчиков для кормления, с возможностью регулировать положение спинки. Такие модели подойдут даже для пятимесячных детишек.

Одна из распространённых ошибок, которые совершают молодые мамы при введении прикорма, — это использование бутылочек со специальными сосками, позволяющими кормить малыша жидкими кашами и пюре. Делать этого категорически не следует. Это может привести к нарушению пищевого поведения ребёнка, а также проблемам с аппетитом в старшем возрасте.

Режим дня

Правильно организованный детский режим способствует гармоничному развитию малыша, укрепляет центральную нервную систему и помогает детскому организму восстанавливать силы.

Сон

Здоровый сон просто необходим для формирования иммунитета малыша и развития головного мозга и нервной системы. Большинство малышей ещё просыпаются на ночные кормления. Происходит это, как правило, не чаще одного раза за ночь. Если говорить о физиологических потребностях ребёнка, то можно сказать, что в 5 месяцев дети вполне готовы к отказу от приёмов пищи в ночное время. Именно сейчас самое благоприятное время для того, чтобы приучить малыша спать всю ночь, не просыпаясь. Для этого попробуйте не давать ребёнку молоко, если он проснётся. Можно заменить его компотом или чуть подслащённой водичкой. В скором времени дети привыкают к отсутствию пищи ночью, и начинают спать до утра, переставая будить домочадцев по ночам.

Норма сна для пятимесячного ребёнка – 14 часов в день. Из них ночной сон должен составлять не меньше 8-9 часов, остальное время приходится на отдых в дневное время суток. Большинство малышей спят днём два раза в сутки, но есть и те, кому для полноценного отдыха необходим трёхразовый дневной сон.

Прогулки

Ребёнок в 5 месяцев очень любознателен, и прогулки являются для него не только оздоровительной процедурой, но и средством познания окружающей среды. Малыш с удовольствием разглядывает опавшие листья, лужи, цветы, пробегающих мимо животных. С пятимесячным ребёнком лучше всего выходить на прогулку в то время, когда он не спит. Это не только будет способствовать его развитию, но и освободит для мамы несколько свободных часов, которые она может посвятить домашним делам или себе.

Длительность прогулок должна составлять не менее 2 часов. В 5 месяцев мозг малыша продолжает развиваться, и ему просто необходимо хорошее снабжение кислородом для правильного функционирования.

Совет! Гулять с малышом нужно в любую погоду (за исключением сильного шквалистого ветра, грозы и метелей). Это будет способствовать укреплению защитных сил детского организма!

Массаж и гимнастика

Для правильного физического развития малыша большое значение имеют физические нагрузки. Они необходимы для укрепления мышечного аппарата, совершенствования опорно-двигательной системы, улучшения кровообращения и повышения эластичности сосудов.

Массаж для пятимесячного ребёнка должен включать в себя поглаживания, похлопывания, растирания. Делать его лучше всего вечером после купания. Однако, на некоторых детей массаж оказывает бодрящее действие, поэтому понаблюдайте за своим ребёнком: если после массажа он долго плачет и успокоить его крайне сложно, лучше всего будет перенести процедуру на дневное время суток.

Гимнастика с пятимесячным ребёнком должна также проводиться ежедневно. Упражнения, которые можно выполнять конкретно вашему малышу, должны подбираться индивидуально при помощи медицинского работника. Их можно узнать у патронажной медсестры, которая должна осматривать грудного ребёнка один раз в месяц.

Купание

Водные процедуры нравятся практически всем детям в этом возрасте. При купании малыша можно использовать различные приспособления, которые сделают этот процесс удобнее для мамы и интереснее для малыша. Это могут быть горки, матрасики, круги, шапочки для купания. Если малыш уже сидит сам, можно предложить ему специальное сиденье для купания (такой вариант подойдёт только тем деткам, которые могут сидеть без посторонней помощи). Температура воды во должна составлять около 36-37 градусов. Если кроха беспокойно засыпает, можно добавлять в ванну различные травы, например, лаванду, ромашку или череду. Они обладают успокаивающим действием, и помогут малышу быстрее заснуть.

Купать ребёнка в пять месяцев следует через день. Если дома жарко, или малыш сильно и часто потеет, водные процедуры следует проводить каждый день.

Пятый месяц для вашего ребенка – начало серьезных перемен. Именно в это время дети начинают активно ползать, а некоторые даже, на удивление и бесконечную радость родителей, произносят свои первые слова. Что еще умеет ребенок в 5 месяцев? И какие перемены должны произойти в его развитии в ближайший период?

Что умеет ребенок в 5 месяцев: активность ног и ловкость рук

Пятимесячного малыша составляют диапазоны от 6 700 до 8 400 г и от 64 до 68 см. Это значит, что ребенок весит уже в два с небольшим раза больше, чем при рождении и прибавил в росте около 14-16 см - то есть это уже довольно большой карапуз!

Некоторые дети в 5 месяцев уже способны переворачиваться со спины на живот и обратно. Как только они обнаруживают, что умеют это делать, они начинают активно «работать» ножками - забавно трясти ими и принимать позу «лягушки» словно они собираются «в большое плавание». На самом деле эти рефлекторные движения красноречиво говорят о том, что малыш вот-вот «сорвется» с места и начнет ползать.

Помните, как только вы обнаружили, что ваш пятимесячный малыш умеет переворачиваться, с этого момента его нельзя оставлять одного на кровати или на какой-либо другой поверхности, находящейся на любой высоте. Увы, но падение даже с высоты 30-40 см может нанести малышу серьезную травму.

Сидеть без поддержки кроха пока еще не может (и не стоит делать попытки высаживать младенца якобы для «тренировки» позвоночника). Однако, ребенок комфортно чувствует себя в полусидячем положении - в специальном шезлонге (это наилучший вариант в отношение поддержки спинки младенца), «в подушках» и т.п.

На этапе развития ребенка в пять месяцев вы также обнаружите, что он уже довольно крепко может сжимать кулачок. А так же уверенно брать предметы сразу обеими руками, подносить их ближе к лицу, и даже перекладывать их из одной ручки в другую. Кроме того, у ребенка начинают проявляться первые признаки младенческого взросления - малыши начиная примерно с 5-месячного возраста уже умеют (и очень любят!) держать бутылочку со смесью или с водой самостоятельно.

Развитие ребенка в 5 месяцев становится все более динамичным: с каждым днем малыш демонстрирует новые эмоции и стремление к общению...

Развитие ребенка в 5 месяцев: сонное царство

Большинство детей в 5 месяцев уже . Но все же не все. , организуйте заведенный порядок отхода ко сну. Начинайте с теплой ванны вечером, после которой некоторое время укачивайте малыша, пойте ему песню или рассказывайте сказку.

Не забывайте укладывать ребенка в кроватку тогда, когда он засыпает, а не тогда, когда он уже заснул. В этом случае ребенок будет вынужден учиться засыпать самостоятельно, а не полагаться всегда на вашу помощь.

Днем пятимесячные дети, как правило, спят два раза, понемногу – один раз утром и второй раз после обеда. Старайтесь не откладывать время короткого сна до тех пор, пока малыш устал и начинает капризничать. Укладывайте ребенка в кроватку при первых признаках набегающего сна.

Какого цвета мир вокруг?

На этапе развития ребенка в пять месяцев его зрение продолжает улучшаться. Конечно, в этом возрасте оно у детей еще не 100%-ное, но они уже могут видеть объекты на разных расстояниях, могут фокусировать зрение, не скашивая глаза.

Радикально меняется цветовое восприятие малыша! Если в 4 месяца карапуз уже в состоянии заметить большую красную пуговицу на красной ткани (то есть он уже способен различить объем и фактуру в одной цветовой гамме), то к 5 месяцам ребенок может вполне свободно различать несколько оттенков одного и того же цвета. Хотя по-прежнему больше всего дети в возрасте до полугода реагируют на яркие, контрастные цвета - красный, голубой, желтый.

Речевое развитие ребенка в 5 месяцев

На этапе развития в 5 месяцев ребенок уже вовсю лопочет. И некоторые из издаваемых звуков даже могут походить на слова. Пятимесячный малыш способен складывать гласные и согласные звуки (что-нибудь вроде «ба-ба»). Не слишком радуйтесь, когда услышите что-то похожее на «па-па» или «ма-ма». Это просто звуки, пока еще в столь малом возрасте дети не наделяют подобные звуки никаким смыслом. Подождите пару месяцев, и эти «па-па» и «ма-ма» уже приобретут в сознании говорливого крохи именно ваши черты.

Кстати, мир для 5-месячного малютки приобретает новые оттенки не только за счет развития цветового восприятия, но и по причине того, что малыш начинает различать нюансы всевозможных звуков. Например, если прежде для него собачий лай и автосигнализация представляли собой единый слуховой раздражитель, то теперь эти звуки в сознании ребенка воспринимаются уже по-разному.

Постепенно малыш начинает «увлекаться» звуками - распознавать их, и по-разному на них реагировать. Одни звуки его явно развлекают - смешат, удивляют, восхищают. Другие ему могут не нравиться - ребенок морщится «в ответ» на них, капризничает, может даже заплакать. Как правило, самым приятным для ребенка звуком является мелодичный голос его мамы...

  • 1 Уже начиная с 5 месяцев дети начинают активно реагировать на музыку. Включайте для малыша мелодии различных жанров, начиная от классики и джаза до поп-музыки. Ребенок будет улыбаться, махать ручками, и может быть даже издавать звуки, следуя в такт мелодии.
  • 2 Ребенок в 5 месяцев очень любопытен и охотно рассматривает новые предметы. Всякий раз давая ему что-то в ручки, четко и громко произносите название, вроде: «Это - мячик», «Это - кролик», «Это - твоя шапка». Это поможет малышу быстрее заговорить, потренирует его память, поможет научиться быстро распознавать различные предметы по их названиям.
  • 3 Уберите подвесные игрушки из детской кроватки. Как только малыш научится самостоятельно вставать на ножки, держать за бортик кровати, он может запутаться в них.
  • 4 К возрасту 5-6 месяцев ребенок проявляет заметную заинтересованность, видя самого себя в зеркале. Не лишайте его этого удовольствия - достаньте ему игрушку, в которой бы присутствовало безопасное зеркальце.
  • 5 Если вы до сих пор не сделали квартиру безопасной для ребенка, позаботьтесь об этом. Скройте все электрические розетки, уберите из досягаемости моющие средства и вообще любые предметы и вещества, которые могут быть опасны. В том числе и мелкие детали, которыми ребенок может подавиться. Не забывайте вовремя убирать чашки с горячими напитками или включенные утюги со свисающими шнурами – ваш ребенок уже вполне способен сдернуть их со стола.

Что должен уметь ребенок в 5 месяцев: о навыках в двух словах

5 месяцев в развитие ребенка - это такой важный и трогательный период, когда постепенно из крошечного беспомощного комочка малыш начинает превращаться в довольно мобильную и общительную личность. В двух словах подытожим, что должен уметь делать младенец в 5 месяцев :

  • Ребенок уже умеет переворачиваться со спины на животик, а возможно даже - и обратно;
  • Если малыша держать за ручки, но он способен несколько секунд простоять на ножках;
  • При поддержке спины ребенок может долгое время сидеть. Некоторые детки уже умеют и любят садиться, держась «за ручки» или за бортик кроватки;
  • Из нескольких игрушек ребенок способен выбрать сначала одну, потом другую;
  • Уверенно держит предметы двумя руками;
  • Ребенок в 5 месяцев распознает несколько оттенков одного цвета, а также различает звуки;
  • Малыш «обожает» издавать всевозможные звуки и слоги. Однако осознанные первые слова - еще впереди.

Предыдущие развивающие занятия с мамой не прошли даром - теперь «хватание» стало целенаправленным действием малыша. К концу 5 месяца ребенок может схватить, притянуть к себе, удерживать, толкать, качать, вертеть, опускать интересующие его предметы. Понаблюдайте за ним, давая ему новую игрушку. Он обязательно ее пощупает, покрутит и попробует на вкус. Действия быстро следуют одно за другим - ребенок видит игрушку, хватает ее и кладет в рот. Через некоторое время к этому четкому порядку добавится подробный осмотр. Прежде чем положить предмет к себе в рот, малыш будет долго изучать «ценную вещь».

Более того, его уже интересуют такие свойства предметов, как температура, особенности поверхности. Удовлетворите его интерес в игре ! Например, дайте крохе подержать и пощупать холодную и горячую бутылочку, кусочек льда. Ничего страшного, если кроха сунет пальчики в теплую кашу или кисель. Это будет еще одной ступенью познания окружающего мира.

Ваше чадо учится сознательно разжимать ручк у, и выпускать из нее предмет, который держал. Вот он выбрасывает из кроватки игрушки. Радуйтесь первому опыту активного взаимодействия с малышом: он бросает, а Вы подбираете и снова даете ему в ручки. Это повториться много и много раз, возможно, Вам это надоест. Настройте себя на понимание - что все это нужно для развития ребенка, и смиритесь! Если вы действительно устали, просто переключите внимание сына или дочки на другую игру.

В процессе общения на пятом месяце жизни новым можно считать появление яркой эмоциональной реакции на знакомого взрослого (родителя, близких родственников), которого ребенок уже узнает, находясь на расстоянии 2-3 метра в вертикальном положении (на руках другого взрослого). Близкого человека малыш узнает даже по голосу, при том, что последний не попадает в поле его зрения.

Ребенок начинает по-разному реагировать на положительную и отрицательную интонацию голоса взрослого. Так, например, если взрослый его «отчитывает», т.е. им недоволен, это может вызывать плач. Вместе с тем, при ласковом и достаточном общении со взрослым малютка имеет необыкновенно доброжелательный вид и преимущественно пребывает в хорошем расположении духа, длительно, певуче и громко гулит, слышится устойчивое, яркое «а-а-а», «ау-ау», «у-ва, у-у-ва» и т.п.

Комплексное развитие ребенка на 5 месяце первого года жизни

Игрушки для крохи:

Конечно, ему необходим набор геометрических и сюжетных (изображающих фигурки животных, людей) с удобными ручками. Желательны игрушки желтого, зеленого, оранжевого, голубого цветов. Эти цвета и их оттенки генетически более полезны для глаз детей, так как их колер созвучен живой и неживой природе окружающего мира (цвет солнца, неба, песка, воды, растительности и т.п.). Важны и различные звуковые свойства игрушек.

Также, как и раньше весьма кстати придутся различные , сенсорные коврики...

Подробнее об необходимых игрушках для крохи в этом возрасте читайте в разделе « ».

Развиваем координацию движений

Важнейшим этапом развития ребенка в возрасте 4-6 месяцев является развитие целенаправленных движений рук (координация в системе глаз-рука).

Игра с неваляшкой (развитие умения ребенка ориентироваться в пространстве, развитие памяти)

Покажите ребенку, лежащему на спине, игрушку. Например, матрешку-неваляшку (1-2 мин.) с расстояния 50 см. Завлеките его внимание покачиванием игрушки. Затем плавно перемещайте игрушку так, что она оказывается сбоку. Опять же раскачайте ее, привлекая внимание малыша.

И вот ребенок уже сам тянет руки к матрешке, расположенной теперь уже перед ним, дотягивается рукой, дотрагивается до нее, отталкивает, раскачивает, т.е. приводит ее в действие.

Вы также можете показать матрешку-неваляшку ребенку, находящемуся на руках у другого взрослого, т.е. из вертикального положения (сажать малыша не следует). Ребенка поддерживают под спинку. Он «узнает» неваляшку с расстояния 50-80 см. Взрослый подносит малыша к игрушке, давая возможность исследовать ее из вертикального положения.

Игра «Веселый мячик»

Ваша задача научить малыша перекладывать игрушку или любой предмет из одной руки в другую.
Для игры потребуется небольшой красочный мячик. Исходное положение малыша - лежа на животе. Протяните крохе шарик, и после того, как он возьмет его, начните читать потешку:

«Вот такой веселый мяч!» - Слегка сожмите ручку ребенка с шариком, потрясите ею.
«Он готов пуститься вскачь!» - Не сильно потяните за мячик, так чтобы рука малыша испытала мышечное усилие.
«Так и просится играть!» - Подергайте игрушку в руке ребенка, побуждая отдать шарик.
«Трудно будет удержать!» - Направьте мячик к другой руке малыша, так, что бы он смог сам, или с Вашей помощью перехватить мячик другой рукой.
«Мячик прыгал и скакал,
Снова в ручки к нам попал!» - Обрадуйтесь тому, что игрушка вновь оказалась у ребенка.
В продолжение игры - меняйте руки малыша, чередуя перекладывание то в левую, то в правую руку.

Зачем у человека две руки?

  • Учите ребенка «работать» двумя руками одновременно и перекладывать игрушки из руки в руку. Вот отличное занятие для развития координации движений малыша: малыш держит кольцо одной рукой, а Вы даете ему погремушку в другую руку, затем, о чудо - предлагаете для изучения новую музыкальную (небольшую, чтобы умещалась в одной руке) игрушку. Что же кроха будет делать? Новая игрушка заинтересовала его, но и другие игрушки не хочется выпускать. И вот он перекладывает погремушку в руку с кольцом и легко берет «новинку». Конечно, это все получится не так легко и быстро, пробуйте экспериментировать с разными вариациями...
  • Дайте крохе большую (для одной руки) игрушку, и покажите, как ее держать двумя руками. Затем предложите ее без предварительного показа «как это держится».

Первая физика! Понятие причинно-следственных связей

Постройте из подручных средств небольшую горку, так чтобы ребенок хорошо видел происходящее. А теперь скатите с этой горки небольшую машинку на колесиках (или любую другую игрушку). Это станет для него первым примером причинно-следственных связей между явлениями. Вот как!
. Приобретите малышу игрушку, где при нажатии кнопки появляется звук или возникает световой эффект. Однако психологи советуют обращать внимание на то, чтобы при повторных манипуляциях с игрушкой была возможность выключить звук, либо чтобы звук был кратковременным. Так Вы избавите себя и ребенка от продолжительного назойливого «пения», раздражающего слух.

Развиваем зрение

До сих пор ребенок мог четко различать объекты, находящиеся на расстоянии 30-40 см. Теперь же малыш способен фокусировать взгляд вне зависимости от расстояния, на котором находится интересующий его предмет. Поэтому можете смело изучать из окна события, происходящие во дворе - будучи уверенной, что ребенок все видит.

Расширяем понимание звука и речи

Малыш уже научился правильно, членораздельно, созвучно родному языку, произносить гласные звуки. Это важная веха в его развитии. Гуление ребенка - «тренировка» достигнутых речевых навыков. Оно говорит взрослому о многом и, прежде всего, о том, что дитя чувствует себя «на высоте».
Как мы уже писали в статье «Развиваемся, играя - малышу 4 месяца», в этом возрасте необходимо чаще разговаривать с младенцем, рассказывать ему о мире и окружающих предметах в доме и на улице, слушать, что он вам отвечает.

Старайтесь любые свои и Ваши с ним общие действия сопровождать словами. Обращайтесь к нему с несложными просьбами, и, если он пока не совсем понимает - выполняйте их за него. Например: «Миша, дай маме собачку» (он этим временем держит ее в руках), затем возьмите игрушку из его рук и поблагодарите - «Спасибо, мой хороший!». Конечно же, надо следить, чтобы на это действие у малыша не было отрицательной реакции.

Меняйте интонацию, сочетайте речь с жестами и определенным выражением лица. С каждым днем малыш будет понимать обращенную речь все лучше и лучше.

Ребенок уже захвачен многообразием звуков и интонаций. Пятимесячный малыш обнаруживает, что может специально произносить звуки, и радуется, когда их слышит. Некоторые из них, например пронзительный крик, невнятное бормотание, покашливание, ему особенно нравятся, и он повторяет их снова и снова. Так он и забавляется, издавая то очень громкие, то тихие звуки, получая удовольствие от эффекта, который он производит.

Атмосфера для «разговора» малыша

Вашего малыша не так-то просто «разговорить»? Вы можете активизировать его речевое развитие. Для начала создайте атмосферу тишины, давая возможность ребенку проявить себя вокализациями и речевыми реакциями. Часто бывает, что дома постоянно включен телевизор или музыка, ребенку сложно сориентироваться в этом мире постоянного звука. Малышу необходимо «услышать» самого себя. Ребенок начинает «гулить», произносить нараспев гласные звуки, артикулируя их четко и правильно.

Если создания абсолютной тишины все же «для толчка» не хватило - используется магнитофонную запись его же голоса. Желательно сделать такую запись в моменты, когда ребенок в хорошем настроении, весел и «гулит», как говорится, от всей души в часы бодрствования. Вы увидите, что малыш, прислушавшись, начнет повторять свои же голосовые реакции.

Разговаривайте с крохой ласково. Затем после паузы (5 сек.) строго, потом опять ласково. На ласковую интонацию ребенок оживляется, а на строгую - хмурится, даже может заплакать. Это способствует эмоциональному развитию крохи.

Учим говорить первые слоги

В возрасте пяти месяцев ребенок уже предпринимает первые попытки произнести какой-либо один слог ("ба", "ма"). А, прислушиваясь к взрослому, иногда и может повторно произнести слог за ним.
Внимательно следите за его речью: вот малыш случайно произнес “ба-а”, весело повторите за ним, он вслед за Вами - и так несколько раз. Попробуйте после нескольких “ба” сказать “бу”, и увидите, как развеселился ребенок.

Первые книги

Живое общение с книгой, которую малыш «читает» с мамой — это семимильный шаг к развитию его речевого развития, а также образного мышления и интеллекта, расширения мировоззрения. Хорошая книга щедро восполняет потребность ребенка в новой информации и дарит ему новые впечатления, которые останутся с ним на всю жизнь. Как правильно подобрать такие книги для малышей второго полугодия жизни - читайте в статье « » . Эта статья составлена по рекомендациям профессиональных педагогов и филологов.

Познакомься - это ты!

Отбросьте все суеверия! Зеркало может стать увлекательной игрушкой для 5-ти месячного ребенка. Небьющееся зеркало, прикрепленное к подвеске или игрушке, является неиссякаемым источником удовольствия. Глядя в него, ребенок наблюдает за мимикой лица и движениями рук, ловит взгляд своего «двойника» и улыбается ему. Главное - чтобы оно не было слишком маленьким, и кроха мог видеть, если не себя полностью - так хотя бы свое лицо, а не краешек глазика или ушка.

В идеале, если у малыша будет два зеркала - одно, которое можно вертеть в ручке и смотреть на лицо, а другое - иногда можно ставить около игрового места ребенка, в нем он сможет видеть себя и свои движения целиком.

Поможем крохе изучить свое тело

На 5 месяце ребенок активно знакомится со своим телом. Помогите малышу исследовать свое тело. Обязательно показывайте и называйте ему части тела - ноги, руки, животик, а также части лица - глаза, рот, нос… В эти игры можно играть в любое время, а также, во время массажа, переодевания.

Можно поиграть вот так: Задайте малышу вопрос - «Где у Миши ножка?» - и сами ответьте, указав на ножку - «Вот ножка!». После этого ножку можно поцеловать.
. Или так: Издавайте звук, который особенно интересен крохе (чтобы сразу привлечь его внимание - например: «шлеп-шлеп»!) и сразу же прикасаясь к ножке, говорите - «Это ножка!». И так со всеми частями тела. Кроха привыкнет и в следующий раз, когда Вы призывно скажете «шлеп-шлеп!» - он уже будет с восхищением всем телом извиваться, ожидая Ваших прикосновений и игры.

Не тревожьтесь, если видите, как ребенок ощупывает свои половые органы. Это вполне естественно. Беспокойство должна вызывать лишь ситуация, если кроха это делает постоянно. Возможно, такое поведение говорит о том, что малыш испытывает постоянный дискомфорт в области гениталий (например, если там возникло раздражение).
В любом случае не акцентируйте его внимание «там». Если вы заметили, что ребенок тянет ручки к половым органам, спокойно и просто скажите, что это такое, таким же тоном, как вы объясняли, где нос, рот, глазки. А потом отвлеките - направив его ручку в дальнейшую «экскурсию» по телу. Ваша же отрицательная реакция, шлепки по рукам лишь зафиксируют внимание крохи на «запретной зоне».

Гляжусь в тебя, как в зеркало… (развитие мимики)

Погримасничайте с малышом, постройте ему разные рожицы, покажите язычок, и Вы увидите, что он пытается копировать Вас! Это очень весело и полезно для развития мимики. При этом можно прочитать и инсценировать для крохи вот такой позитивный стишок:

«Мы - веселые мартышки!
Мы играем громко слишком!
Мы в ладоши хлопаем!
Мы ногами топаем!
Надуваем щечки!
Скачем на носочках!
И друг другу даже
язычки покажем!
Дружно прыгнем к потолку!
Пальчик поднесем к виску!
Оттопырим ушки!
Хвостик на макушке!
Шире рот откроем!
Гримасы все состроим!»

Уроки воспитания

Помогите крохе выражать свои желания

Вы уже наверняка заметили, что кроха выражает свои желания разными звуками и действиями. Теперь, по его крику и движению уже легко понять, хочется ли малышу кушать, или он просто не может дотянуться до игрушки.

Помогите крохе научиться выражать свои желания разными способами. Например, перед тем, как взять на ручки, ласково поманите малыша своими жестами, чтобы он протянул ручки к вам. И как только протянет - похвалите, порадуйтесь вместе с ним, какой он молодец, возьмите на руки, поцелуйте. Ребенок будет счастлив не менее Вас. Удивительно, как быстро малыш догадается, что если протянуть ручки, то мама сразу возьмет его к себе.

Время первых запретов

В этом возрасте кроха уже четко различает строгую или ласковую интонацию обращенной к нему речи. Более того, он по-разному на них реагирует: на ласковую интонацию улыбается и оживляется, на строгую - сосредотачивается и хмурится, может даже и заплакать.

Поверьте, теперь ребенок понимает и чувствует гораздо больше, чем нам кажется. В силу ограниченности самостоятельной активности, малыш больше наблюдает, изучает: интонации, настроение, чувства мамы, ее боль, при определенных его действиях (дернул за волосы, ущипнул). Все эмоции найдут прямое отражение в поведении малыша.

И поэтому самое время вспомнить о необходимости первых запретов. Подробнее об этом Вы можете прочитать в статье «Первые запреты для ребенка 5-12 месяцев. Как сказать ребенку нет?»

Естественный секрет спокойствия

Этологи доказали, что детеныши млекопитающих в случае тревоги и опасности хватаются за шерсть, проведя параллель, можно объяснить, что, когда малыш крутит прядку Ваших волос или край воротничка, то он или устал и хочет спать, или ему беспокойно.

Повяжите себе на шею яркий шарф с бахромой (или крупные бусы - лучше деревянные) и наклонитесь над малышом. Он обязательно попытается схватить этот шарф (бусы) и поиграть им... А если пойти дальше? Свешивающиеся с любимой мамы тряпочки и мелкие предметы - вообще предел мечтаний крохи. Этот нестандартный маневр сделает жизнь ребенка спокойнее, а Вам поможет спасти свои сережки или очки от постоянного дерганья бдительным малышом.

Еще пара советов, как успокоить и отвлечь капризулю:
. Познакомьте кроху с мыльными пузырями. Многим детям в этом возрасте и старше очень нравится наблюдать за неспешным полетом разноцветных лопающихся шариков. В целях безопасности, следите, чтобы флакончик с мыльной жидкостью не попала крохе в руки, поскольку он непременно захочет засунуть ее в рот.
. Если у Вас есть дома аквариум с живыми (желательно, крупными) рыбками и подсветкой - то это тоже прекрасный разрядить малыша. Расскажите ему об этом маленьком подводном мире, понаблюдайте вместе за жизнью его обитателями.

О развивающем видео, методиках и проч..

А вот «Развивающее» видео покупать и давать смотреть маленькому ребенку смотреть вообще не рекомендуется - об этом в статье Так же нужно ограничивать ребенка от телевизора, мультфильмов.

Секреты воспитания

Да-да, представьте себе: кроху уже с самых первых месяцев жизни можно и нужно воспитывать!

Но, воспитывать любовью - а значит, на его же «языке» доказывать, что он любим, что он в безопасности: уверенность в маминой любви для малыша - это источник жизненных сил, помогающий ему правильно развиваться, не боясь жизни.

О физическом развитии ребенка

Физическое развитие

Массаж и гимнастика

Обязательно почитайте статью « » , в ней очень подробно рассказывается о методике профессионального детского массажа и гимнастики.

Закаливание

Чтобы узнать, как правильно делать малышу закаливание воздушными и солнечными ваннами, водными процедурами - читайте статьи: « », « », « » . Эти статьи составлены по рекомендациям профессиональных педиатров.