НОД по социальному миру «Русская матрешка. НОД по ознакомлению с окружающим «До чего ж ты хороша, русская матрёшка

Конспект интегрированной непосредственно-образовательной деятельности для старших дошкольников «Путешествие в страну матрешек».



Автор работы: Максимова Елена Владимировна, воспитатель, МБДОУ д/с №321 Советского района г.о. Самара.
Описание : Предлагаю Вашему вниманию конспект интегрированной непосредственно-образовательной деятельности «Путешествие в страну матрешек». Данный материал рассчитан для детей дошкольного возраста (старшая или подготовительная группы), педагогов, родителей.
Цель:
- формирование у детей представлений о народной игрушке-матрешке.
Задачи:
Образовательные:
- уточнять знания детей об истории создания русской матрешки;
- учить создавать образ матрешки;
- расширять представления о Семеновской, Полхов-Майданской и Сергиево-Посадской матрешках, знакомить с их характерными особенностями.
Развивающие:
- развивать у детей познавательный интерес к матрешке;
- продолжать развивать доказательную речь, мышление, воображение;
- развивать творческую фантазию, самостоятельность при изготовлении матрешки.
Воспитательные:
- формирование патриотического воспитания старших дошкольников;
- воспитывать любовь к народному искусству;
- воспитывать у детей бережное отношение к изделиям народных мастеров.
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций, энциклопедий о матрешках, чтение и заучивание стихотворений, потешек, частушек о матрешках.
Материалы: заготовка деревянной матрешки с подставкой, гуашь, кисточки, бумага для декупажа или скрапбукинга,трафареты платка матрешки, фломастеры, ножницы, клей.Воспитатель:
Эти яркие сестрички,
Дружно спрятали косички
И живут семьей одной.
Только старшую открой,
В ней сидит сестра другая,
В той еще сестра меньшая.
Доберешься ты до крошки,
Эти девицы –
Дети: - ...(Матрешки) (Показ матрешек)
Воспитатель: Правильно ребята, эти сестрички- матрешки. Разноцветные подружки, перепрятались друг в дружке: мал мала меньше. Сегодня мы с вами отправимся в волшебную страну матрешек.
Воспитатель: Ребята, посмотрите – вот страна матрешек. Как их много! Ребята, что такое матрешка?
Дети : Кукла, которые складываются друг в друга.


Воспитатель: Правильно, ребята. Матрешка – это русская игрушка в виде деревянной расписной куклы, внутри которой находятся такие же куклы меньшего размера. (Показ иллюстраций и фигурок матрешек).
Воспитатель: Ребята, посмотрите. Что мы можем сказать о матрешке? Какая она?
Дети: Деревянная, красочная, яркая, разъемная, веселая, интересная, загадочная, румяная.
Воспитатель: Появилась первая матрешка давно, более 100 лет назад. Однажды из Японии привезли игрушку – большеголового деревянного японца, старичка ФУКУРУМУ. Раскроешь его, а там еще такая же игрушка, раскроешь вторую, а там третья. (показ картинки)


Воспитатель: Очень понравилась такая игрушка русским мастерам. Решили они выточить такую же русскую куклу. Токарь Василий Звездочкин выточил фигурку из деревянного бруска на токарном станке. Материал для матрешек брали липу или березу. Деревья спиливали, очищали от коры, пилили на бревна, высушивали, делали заготовки будущей матрешки. Сначала вытачивали самую маленькую. Затем больше, еще больше…. (Показ картинок)



Затем начинают роспись матрешек.


Художник Сергей Малютин начинал роспись матрешек. Кукла получилась на удивление русской. Художники постарались на славу. Так и хотелось назвать ее русским именем. Но как? Кто-то увидев новую игрушку, воскликнул: «Хороша! Типичная Матрена! Матреша! И стали новые игрушки матрешками.
И начали матрешек по русским селам из дерева вытачивать. Это дело не простое!!! Не зря ведь в народе говорят:
- «Люби дело – мастером будешь».
- «Дело мастера боится».
- Всякий мастер сам себе дивиться».

Воспитатель : Ребята, оглянитесь, в этой стране живут разные матрешки. (Показ иллюстраций каждого вида матрешек).
1. Тверская матрешка. Это сказочная и интересная матрёшка, куклы выполнены в виде героев русских народных сказок, таких, как Василиса Премудрая и Прекрасная, Царевна Несмеяна и другие.
2. Семёновская матрёшка. Ягоды и листья собраны в букеты, которые матрешки держат в руках. Её особенности: желтый платок, красный сарафан и белый фартук, украшенный цветами.
3. Полхов- Майданская матрешка.
Я матрешка из Майдана.
Украшен мой наряд цветами.
С сияющими лепестками.
И ягодами разными,
Спелыми и красными.
У этой матрешки из под платка обязательно видны кудри.
4. Сергиево-посадская матрешка
Я из Сергиева Посада
Встрече с вами очень рада.
Мне художниками дан
Яркий русский сарафан.
Я имею с давних пор
На переднике узор.

Физминутка: " Матрёш ки"
Хлопают в ладошки
Дружные матрешки. (Хлопают в ладоши)
На ногах сапожки, (Руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперед)
Топают матрешки. (Топают ногами)
Влево, вправо наклонись, (Наклоны телом влево – вправо)
Всем знакомым поклонись. (Наклоны головой влево-вправо)

Входит МАТРЕ ШКА
Воспитатель: Погляди скорее- щечки розовеют,
Пестренький платочек, платьице в цветочек,
Пухленькая крошка – русская матрешка!

Матрешка: Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать Вас в моей «Стране Матрешек» Меня зовут Матрена. А Вы откуда? А как называется страна, в которой вы живете? А что вы умеете? А стихи можете рассказывать?
Дети рассказывают стихи.
1-ый ребенок: Подарили Маше Матрешку - нету краше!
Вся такая ладная: яркая, нарядная!
Интересно с ней играть, можно даже открывать.
2-ой ребёнок: Очень любят все матрешки
Разноцветные одежки:
Всегда расписаны на диво Очень ярко и красиво!
Матрешка: А какие знаете потешки?
Дети:
1-ый: Шли подружки по дорожке,
Было их немножечко:
Две Матрены, три Матрешки
И одна Матрешечка.
2-ой ребенок: Мышку встретили подружки
И попрятались друг в дружке.
А которая осталась,
Больше всех перепугалась.
3-ий ребенок: Очень любите, матрешки,
Разноцветные одежки.
Сами ткут и прядут,
Сами в гости к нам придут! .

Матрешка: Ребята, у меня к вам большая просьба: у меня есть сестрички, которых нужно собрать, поможете мне?
Разрезные матрешки (собирание матрешек по парам)


Матрешка: А сейчас, ребята, приглашаю вас в мастерскую. (Дети проходят в "мастерскую").

А сейчас, дорогие ребята,
На минутку закройте глаза.
Позабудьте заботы, усталость,
Ведь начнутся сейчас чудеса!
Давайте превратимся в настоящих мастеров.

Воспитатель: Очень любят все матрешки разноцветные одежки. Вот и мы с вами будем наряжать, изготавливать каждый свою матрешку. Мы будем украшать фигурки матрешек. Ну, что ж, друзья, за работу.

Практическая рабо та. (Звучит русская мелодия).
1.Берем заготовки деревянной матрешки, гуашь, кисточки, и начинаем тонировать (оставляем место для лица).




2.Пока сохнет гуашь, берем трафарет платка, обводим на бумаге и вырезаем его. Так же вырезаем цветы для украшения фартука матрешки.


3. Рисуем фломастерами лицо и руки матрешки.



4.Украшаем фартук матрешек цветами.


5.Устанавливаем на подставку.


Воспитатель: Молодцы! Замечательные матрешки у вас получились.

Программные задачи: Знакомить детей с историей создания кукол в разных странах (Япония, Россия) ; формировать интерес к русскому прикладному искусству - деревянной игрушке; дать возможность детям ощутить радость, любовь, доброту, которые приносят людям эти игрушки; воспитывать желание самим создавать и творить по мотивам русского народного творчества.

Предварительная работа. Разучивание слов игры «Матрешки и мышки» .

Словарь. Сундучок, Дарума, матрешка семеновская, матрешка загорская, матрешкка полхов-майданская.

Демонстрационный материал. Сундук, презентация «Происхождение матрешки» , иллюстрации Дарума, игрушек-матрешек (семеновской, загорской, полхов-майданской) , игрушка- матрешка, аудиозаписи.

Раздаточный материал. Заготовки матрешек, геометрические фигуры разной формы, цвета и величины, клей-карандаш, салфетки.

Организационный момент.

Воспитатель. Ребята! Моя младшая дочка Варвара спросила у меня сегодня утром: «Мамочка, а что такое добро?» Я задумалась, но не смогла сразу ответить на ее вопрос. И решила обратиться к вам за помощью. А вы знаете, что такое добро?

В ходе ответов и рассуждений делается вывод: самое главное добро, без которого не может прожить ни один человек на свете, - это добрые дела, доброта, забота о людях, любовь к ним.

Воспитатель. Да, ребята, это самое бесценное добро. А у меня есть вот такой сундучок. Этот сундучок подарила мне моя мамочка. Дарила и слова такие говорила: «Вот тебе, дочка, сундук добра, мне его моя матушка, бабушка твоя, оставила. Береги его - он полон добра. Я сберегла и теперь тебе наказываю - береги!» Вот я и берегу! Старенький сундук, уж двести лет ему, а может, и больше. Как вы думаете, детки, что в нем? (Пред-положения детей.)

А попробуйте угадать на ощупь. (Если дети не угадывают, воспитатель загадывает загадку.)

Они и летом, и зимой
Любят жить одна в одной.
Принесите им сапожки -
И пойдут плясать... {матрешки).

А хотите заглянуть? (Воспитатель открывает сундучок.) Ой, ребята, а кто здесь? Правильно, это матрешки. Да какие красивые! Как вы думаете, как появилась эта кукла?

Основная часть

Впервые разъемную игрушку-куклу придумали мастера в Японии. Это был добрый старый японский мудрец Дарума. Узкоглазый дедуля был вырезан из дерева и содержал в себе целое семейство из пяти фигурок, вставленных одна в другую. Дарума - это бог счастья и долголетия. А пять фигурок внутри - это его помощники. Показ презентации

Более ста лет назад впервые появилась русская внучка для японского старичка. Первая расписная кукла изображала няньку в простонародном костюме - сарафане, переднике, платочке, - была круглолицей и ясноглазой, с аккуратно убранными под платочек волосами. В руке кукла держала петуха, а внутри устроились старшие дочки-помощницы - в фартучке, с серпом, с плошкой, девчушка с куклой, малышка в слюнявчике с пальчиком во рту и младенец в пеленках. Внутри самой большой куклы помещалось целое семейство, мал мала меньше. Как вы думаете, почему эта кукла стала называться матрешкой? (Предположения детей.)

Никто точно не знает. Может быть, так ее назвал продавец, рекламирующий свой товар, а может, такое имя ей дали покупатели: Матренами в то время звали очень многих девочек, вот и стала называть игрушку ласково Матрешей, Матренушкой, так и закрепилось имя Матрешка.

А для чего этих матрешек сделали? (Предположения детей.) Как вы думаете, какой человек их смастерил: добрый или злой? Почему вы так решили? Конечно, добрый, и его доброта поселилась в каждой матрешке. Поэтому матрешку любят и взрослые, и дети. Только добрые, умелые и веселые люди могут мастерить такие куклы. Смотрю на эти игрушки, и самой поиграть хочется. А вы хотите?

ИГРА «МАТРЕШКИ И МЫШЬ»

(Динамическая пауза)

Вот матрешечки гуляли,
В лесу ягоды искали.
Под кусточком посидели,
Вкусны ягодки поели.

Как матрешечки устали -
Под кусточком задремали.
А потом они плясали,
Свои ножки показали.

Только слышат вдруг подружки
Прямо на лесной опушке
Побежали по дорожке
Чьи-то серенькие ножки.

Ой, Матрешка, берегись!
Оказалось, это мышь!

Воспитатель. На Руси много городков и деревень, где живут народные умельцы, изготавливающие матрешек. А из чего мастера их вырезают? Но ведь дерево светлое, а матрешки цветные, яркие и все такие разные. Как это получается?

У загорской матрешки двумя точками изображают нос, а губы выполняют тремя точками: две вверху, одна внизу - и готовы губы бантиком. Две пряди волос прячутся под платок и завязываются узлом. Платок и передник оформляются простым цветочным узором.

А семеновской матрешке мастера делают «наводку» черной краской: вырисовывают овал лица, глаза, нос, губки, очерчивают платок, завязанный узлом, и отделяют кайму на платке. Семеновскую матрешку украшают цветочными бутонами, пышными розами, колокольчиками, колосками. Полхов-майданские матрешки самые яркие, веселые. Основные цвета - фиолетовый, алый, желтый, голубой. Узор - цветы да ягоды: шиповник, колокольчики, ромашка, клубника...

Давайте, ребята, еще раз полюбуемся матрешками. Возьмите матрешек в руку и положите руку на сердце. Вы чувствуете, как сердцу вашему становится тепло? Все почувствовали? А как вы думаете, почему? Это доброта, ласка, любовь игрушек поселились в вашем сердце. Добрые мастера, которые делали игрушку, подарили вам любовь.

А вы хотите подарить свою любовь? А кому?

Пальчиковая гимнастика.
Поплясали, поиграли
И немножечко устали.
Будем, дети, отдыхать

И матрешек наряжать.
Очень любим мы, матрешки,
Разноцветные одежки.
Сами ткем и прядем.

Сами в гости к вам придем.

Давайте украсим матрешек и подарим тем, кто заботится о вас и кого вы любите.

Дети выкладывают и приклеивают узоры на матрешках с помощью геометрических фигур разного цвета, формы, величины.

Посмотрите, как много ярких, красивых, разных матрешек появилось у нас. Кукла-матрешка - это заботливая, добрая, надежная мама, которая объединяет, сближает и защищает меньших и слабых.

Вот о каком добре говорила моя мама, когда дарила мне этот сундучок.

Такую игрушку-матрешку делают только в нашей России, только русские мастера. А радует и греет душу русская игрушка всем добрым людям на Земле. Когда к нам в Россию приезжают иностранные гости, они обязательно везут домой на память нашу русскую народную матрешку. А почему игрушку называют народной? (Ответы детей.) Ваши матрешки будут согревать сердца тех, кому вы их подарите.

Рефлексия.

  1. Что нового вы сегодня узнали?
  2. О чем бы вы хотели рассказать родителям?
  3. Кто же такая кукла-матрешка?

А в заключении мы хотим подарить тепло и доброту нашим гостям. Наши девочки матрешки покажут свой танец, (танец матрешек) .

Дмитриева Вероника Андреевна – Воспитатель МДОУ «Детский сад комбинированного вида №66» г. Саратов
Дата поступления работы на конкурс: 21.11.2016г.

Конспект НОД в подготовительной к школе группе образовательной области «Художественное творчество» «Матрёшки»

Возрастная группа: Подготовительная к школе группа.

Авторская образовательная программа разработана в соответствии с Основной общеобразовательной программой МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 66» Заводского района г.Саратова, в соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом дошкольного образования и с учётом Примерной основной образовательной программы, Программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Веракс, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

Тема НОД: «Матрешки».

Направление образования и развития (образовательная область) художественно-эстетическое развитие.

Цель: способствовать интеллектуальному, художественному и эстетическому развитию детей посредством их знакомства с произведениями народного декоративно-прикладного творчества, а также самовыражению их в творчестве.

Задачи: Образовательные задачи :

Расширять знания детей о народных промыслах России посредством знакомства с русской матрешкой;

Увлеченно и творчески создавать дизайн - изделия;

Совершенствовать умение составлять композицию, используя растительные мотивы народных орнаментов;

Развивающие задачи:

Развивать исследовательский интерес и познавательную активность детей;

Развивать чувство ритма и композиции, творческую активность;

Развивать эстетические и эмоциональные чувства при восприятии художественного слова, музыкальных произведений;

Воспитательные задачи:

Воспитывать любовь к Родине, через знакомство с народным искусством;

Поощрять желание участвовать в совместной деятельности;

Создавать положительные эмоции через знакомство с народным творчеством.

Виды деятельности: совместная организованная образовательная деятельность педагога с детьми

Формы реализации детских видов деятельности: изготовление продукта детского творчества (рисунка), зарядка для глаз «Матрешки», выбор понравившихся рисунков и проговаривание (обсуждение), чем рисунок понравился, коммуникативная деятельность представлена ситуативным разговором.

Формы организации: подгрупповая.

Оборудование, материалы: силуэты матрешек, кисти беличьи № 2, 4, 6, «тычки», ватные палочки, поролоновые тампоны, стаканчики для воды, салфетки, краски

Предварительная работа: рассматривание матрешек, просмотр анимационного фильма «Секрет матрешки», документальных фильмов «Русская традиционная деревянная игрушка», «История русской матрешки», «Хохломская матрешка. Производство»; рисование в книжках-раскрасках «Матрешка»

ХОД НОД

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Примечание

Вводная часть (мотивация)

Воспитатель обращается к детям:

Я сегодня хочу вас пригласить в чудо-мастерскую «Жар-птицы», в таких мастерских в старину трудились многие народные мастера, посмотрите, какие здесь красивые изделия, сделаны они руками умельцев. Из чего они изготовлены?

Ответы детей.

Основная часть

А хотите услышать рассказ еще об одном из таких народных мастеров? Присаживайтесь поудобнее.

Показ слайдов презентации «Матрешки».

Случилось это в давние-предавние времена, в далекие-предалекие годы…

В одном селе жил деревянных дел мастер, говорят, что руки у него были золотые. Мог он из простого полена выточить и ложку, и сундучок, и игрушку. Вот однажды взял он чурбачок липовый, очистил его от коры. Вырезал из чурбачка игрушку забавную: голова большая, бока круглые, точно надутые. Улыбнулся мастер: «Что за чудная игрушка!». Взял он ее и отнес художнику, что жил на другом краю села: «Посмотри, - говорит, - какая чудная игрушка получилась, распиши ее узором ярким». Взял художник игрушку, повернул одним боком, другим: «И, правда, чудная кукла! Как не поверни, все одинаково». Взял он тогда кисточку, обмакнул в краску и стал украшать игрушку. Вот кукла глазки открыла, улыбнулась. На голову художник «надел» ей платочек, затем нарисовал сарафан узорчатый, а в руки петушка «дал». «Как же назвать тебя кукла чудная? А назову-ка я тебя Матреной, как матушку звали!» - решил художник.

Вот с тех пор и стали называть игрушку ласково Матрешей, Матренушкой. Так появилась на свет первая русская матрешка. Понравилась матрешка ребятишкам. Разнеслась молва о чудесной кукле по всей стране. Много появилось матрешек после той первой. Каждый мастер стремился превзойти другого в росписи, форме.

А как вы думаете, почему в народе ее называют чудо - игрушкой? В чем кроется секрет этой игрушки?

Индивидуальные ответы детей.

Так полюбилась матрешка в народе, что стала эта игрушка не просто русской, а многонациональной. Сегодня матрешек можно встретить в башкирском, мордовском костюме. А как нарядна матрешка в татарском костюме.

Слава об этой чудо-игрушке разнеслась далеко за пределы нашей страны, и стали появляться матрешки в Индии, Японии. Вот какие мастера были, какое чудо придумали. Как не гордиться ими.

А сейчас я предлагаю вам интересную игру – зарядку для глазок. Наши матрешки умеют танцевать. давайте полюбуемся этим танцем. А следить за танцевальными движениями матрешек только глазками.

Зарядка для глаз «Матрешки».

А откуда мастера в старину брали краски для росписи своих игрушек? Ведь такого разнообразия красок не было, как у нас сейчас. Давайте заглянем в нашу мастерскую, может здесь найдем ответ на наш вопрос. Посмотрите, что здесь на ваш взгляд лишнее, случайное?

Индивидуальные ответы детей.

Да, в нашей мастерской башкирском сделано народными умельцами и, на первый взгляд, эти предметы здесь лишние. Но они здесь оказались совсем не случайно. Именно из них в старину и получали краски. Каждый овощ давал свой цвет. Давайте вместе посмотрим, какие цвета можно получить: из свеклы?

А как вы думаете, из чего еще можно получить цветной сок?

А здесь еще есть кора деревьев. А из коры можно получить сок? Я вам скажу по секрету, что для красок использовали не только сок ягод и овощей, но и отвары из коры деревьев, шелухи лука, различных растений. Так из отвара коры дуба получали коричневую краску, из отвара из коры ольхи - красную, из отвара шелухи лука можно получить краску разного оттенка: от желтой до темно-коричневой.

Ребята, а вы хотите сами расписать своих матрешек? Я предлагаю вам стать сегодня мастерами и мастерицами и украсить, как в старину народные мастера, красками из природных красителей.

Работать мы сегодня будем в парах. Для этого вам нужно выбрать себе товарища, договориться о том, матрешку какой национальности вы будете расписывать и каким узором. А еще я вам хочу предоставить право выбора расписать или мальчика, или девочку.

Для создания своих живописных узоров умельцы использовали разные инструменты: кисточки, «тычки», тампоны, которые расположены у вас на мольбертах. Вы их также можете использовать сегодня в своей работе.

Мотивы народных растительных орнаментов вы можете посмотреть на экране.

  • Делаешь наспех - сделаешь на смех.
  • Была бы охота - заладится любая работа.
  • Каков мастер, такова и работа.

Ответы детей.

Ответы детей.

Приглашает пройти за столы. Дети надевают фартучки.

Дети выполняют работу, педагог помогает, если это необходимо, советом, как составить композицию букета, показывает на дополнительном листе прорисовку некоторых элементов. Уточняет у детей, как усвоили последовательность выполнения работы, цветовое сочетание в узоре. Звучит попурри из народных мелодий. По ходу выполнения задания подбадривает пословицами о труде.

Заключительная часть (рефлексия)

Какие вы сегодня молодцы! Вас по праву можно назвать мастерами. Каких красивых матрешек расписали! Недаром говорится, что дело мастера боится. А татарский народ говорит: Эш остадан курка. Обращается к детям. А каким узором вы расписали свою матрешку? А у вас матрешка, какой национальности?

Какой русский сувенир

Покорил уже весь мир?

Балалайка? Нет! Гармошка?

Нет! То – русская матрёшка!

Детская игрушка эта,

Обошла уже пол света!

Так, немного и немало,

Символом России стала.

Ответы детей.

Конспект НОД в подготовительной группе на тему «Русская матрёшка»

Дергилёва Татьяна Александровна, МБОУ «Блюментальская основная общеобразовательная школа», село Блюменталь, Беляевского района, Оренбургской области
Описание работы: Представляю вам конспект НОД на тему «Русская матрёшка», предназначенный для детей подготовительной к школе группы (6-7 лет). Данный материал будет полезен воспитателям, работающим с детьми старшего дошкольного возраста. Так же возможно использование материала для урока рисования в начальном звене школы. Этот конспект интегрированного занятия, направленный на знакомство детей с матрёшками, отражение представлений об них в изобразительной деятельности.
Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие
Цель:
Знакомство детей с матрёшками, отражение представлений об них в изобразительной деятельности.
Задачи:
Познакомить детей с разнообразием матрешек.
Развивать умение удерживать в уме последовательность операций, добиваться конечного результата.
Развивать творческие способности детей, чувство формы, цвета, композиции.
Воспитывать бережное отношение к поделкам, изготовленным своими руками.
Предварительная работа: Беседы, рассматривание экспонатов мини-музея «Русская матрешка», чтение художественной литературы по данной тематике.
Методы и приемы: Игровой, наглядный, практическая деятельность детей, рассказ воспитателя, вопросы к детям, использование художественной литературы.
Материалы и оборудование:
Матрешки разных размеров, форм, расцветок,ноутбук и проектор,принадлежности для рисования по количеству детей(бумага,краски,кисточки,баночки,салфетки).

Ход занятия

Дети становятся в кружок, лицом к воспитателю.
Воспитатель загадывает загадку:
Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука
В деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может – три, а может, шесть.
Разрумянилась немножко.
Это русская… (матрешка).
Воспитатель ведёт детей к выставке матрешек. Дети рассматривают ее и самостоятельно делают вывод о том, чем они сегодня будут заниматься.

Воспитатель: Дети, вы правильно догадались, сегодня мы поговорим о матрешках, и раскрасим матрешек.
Рассказ воспитателя

(сопровождается показом слайдов)
Воспитатель: Матрёшка- русская игрушка из дерева в виде расписной куклы, внутри неё находятся такие же куклы меньшего размера. Число вложенных друг в друга кукол может быть от трех и более. Давайте подумаем, какую форму имеет матрешка?
Дети: Овал.
Воспитатель: Плоская фигура овал, а объемная матрешка имеет форму, которая называется овоид.(Эту объемную геометрическую фигуру мы не изучаем,но можно сообщить в качестве ознакомления.) Дно игрушки делают плоским для устойчивости. На что похожа матрешка?
Дети: На вытянутое яйцо, кабачок, баклажан, огурец, воздушный шарик.
Воспитатель: Давайте посмотрим, из скольких частей состоит матрешка и сколько их у нас вложено друг в друга.(Дети открывают и считают)
Дети: Матрешки состоят из двух частей, только последняя, самая маленькая- из одной.


Воспитатель: Существует легенда, согласно которой, жена Анатолия Мамонтова привезла из Японии, где она долго путешествовала, удивительную игрушечную фигурку японского бога Фукорокодзю. В России она получила название Фукурума. Игрушечная фигурка была необычной. Она разделялась на две половинки, а внутри находилась ее уменьшенная копия, также состоявшая из двух частей.


Первая матрешка состояла из восьми кукол, которые изображали девушек и мальчиков разных возрастов. Первая матрешка была расписана собственноручно художником Сергеем Малютиным(1859-1937).


Также художник Сергей Малютин расписал матрешек, так чтобы за девочкой шел мальчик. Его матрёшка представляла собой круглолицую крестьянскую девушку в вышитой рубашке, сарафане и переднике, в цветастом платке, держащую в руках чёрного петуха.
Сейчас матрёшки делают в различных мастерских. Способ изготовления матрешек остался неизменным за много лет. Нужно подобрать подходящую древесину. Хорошо режется,мягкая и податливая липа, реже делают из ольхи или березы.
Подходящее дерево рубят ранней весной, снимают частично кору, чтобы дерево сохло медленно. Сушат несколько лет, следят чтобы хорошо проветривалось.
К обработке древесины необходимо приступать тогда, когда она не сухая, но и не сырая. Каждая заготовка проходит более десятка операций. Вот как обрабатывают на станке заготовку.
Самую маленькую куклу, не разборную делают первой. Потом начинают делать вторую куклу, чуть побольше. Измеряют высоту, отпиливают необходимую заготовку, разделяют её пополам.
Первой делается нижняя часть. Затем удаляют древесину изнутри обеих частей второй куклы так, чтобы меньшая кукла плотно вставлялась внутрь. Изготовив вторую куклу, приступают к третьей и так необходимое количество раз.



Посмотрите на этом фото видно в разрезе, как матрешки расположены внутри.

После изготовления заготовок их еще сушат, покрывают лаком. Затем уже её красят художники. Используют разные краски, но чаще гуашь.


Традиционной русской матрешкой считается женщина в жёлтом платочке и красном сарафане.Но сейчас авторская роспись матрешек может быть очень разной, посмотрите- тут и сказочные герои и политики и различные природные сюжеты.



Матрешка стала символом исконной русской культуры и самым традиционным сувениром из России. Вот сколько матрешек на разный вкус продается.





ФИЗМИНУТКА “МАТРЕШКИ”
Хлопают в ладошки
Дружные матрешки. (Хлопают в ладоши)
На ногах сапожки, (Руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперед)
Топают матрешки. (Топают ногами)
Влево, вправо наклонись, (Наклоны телом влево – вправо)
Всем знакомым поклонись. (Наклоны головой влево – вправо)
Девчонки озорные,
Матрешки расписные.
В сарафанах ваших пестрых (Руки к плечам, повороты туловища направо – налево)
Вы похожи словно сестры.
Ладушки, ладушки,
Веселые матрешки. (Хлопают в ладоши)
Воспитатель: А сейчас ребята, мы с вами распишем матрешку. Использовать будем акварельную краску. Какие части тела и одежда рисуются на заготовках матрешек? (ответы детей) У всех матрешек прорисовывается лицо, платок. А руки рисуются не в каждом наборе матрешек. Это зависит от замысла художника. Мы будем использовать готовые шаблоны матрешек. Остается только раскрасить их. Обсудим- какие цвета используем.Во время работы воспитатель оказывает необходимую помощь.
Вот такие шаблоны предоставлены детям.


Если вы хотите использовать материал в начальных классах,то тогда шаблоны могут быть такими:



Итог
Что нового и интересного вы узнали? Какие моменты вам больше понравились и почему? Рисунки после высыхания поместим на выставку работ.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Тулуна

«Центр развития ребенка – детский сад «Жемчужинка»

Непосредственная организованная деятельность

в средней группе

ТЕМА: «Русская красавица-матрёшка!»

Воспитатель 2 кв.к.: Молокова Е.Н.

2013-2014 уч.г.

Цель:

Познакомить детей с русской народной деревянной игрушкой.

Задачи:

Познакомить детей с матрёшкой (история создания, материал, внешний вид, особенности росписи).

Развивать интерес детей к народному творчеству; творческие способности детей через приобщение к народному творчеству и прикладному искусству; умение украшать силуэт матрешки разнообразными узорами.

Воспитывать любовь к народному искусству, аккуратность при работе с бумагой и клеем.

Словарная работа : Матрёшка, народная игрушка, деревянная, расписная, сарафан, фартук, мастер.

Оборудование: Деревянная игрушка матрёшка, волшебная шкатулка, силуэт матрёшки, кисти, клей, салфетки, узоры и украшения для оформления матрёшки.

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций с изображением матрёшки, чтение произведений устного народного творчества (потешки, загадки) слушание музыкальных фольклорных композиций, разучивание подвижной игры «Матрёшка и мышь».

Ход занятия:

- Ребята, посмотрите, сколько гостей у нас сегодня, поздоровайтесь с ними.
Организационный момент: Игровое упражнение «Солнечные лучики»

Первый лучик, нежный лучик,

Заглянул он к нам в оконце

И принёс в своих ладошках

Теплоту, частицу солнца.

Воспитатель: Ребята, сегодня для вас я приготовила сюрприз - волшебную шкатулку. Вот она, но чтобы ее открыть, нужно сказать волшебные слова:
Нам, шкатулка, дай ответ,
Поскорей открой секрет.
(Дети говорят слова, педагог заглядывает в шкатулку).
- А чтобы узнать, что в шкатулке вам надо отгадать загадку.

Загадка:

Есть для вас одна игрушка,

Не лошадка, не Петрушка.

Алый шелковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука в деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может три, а может шесть.

Разрумянилась немножко

Наша русская ….

Дети: Матрёшка.

Воспитатель: Правильно, матрёшка.

Ах, матрешечка-матрешка.

Хороша, не рассказать!

Очень любят с тобой детки

В нашем садике играть.

Щечки яркие, платочек,

По подолу цветики.

Весело кружатся в танце

Яркие букетики!

Давайте-ка мы с вами поближе познакомимся с нашей гостьей Матрешкой.

(достаю из-под вуали расписную фигуру матрешки, показываю детям)

Матрёшкой называют игрушку, изображающую девочку в сарафане и платочке, её знают во всем мире. Матрёшечка, круглёшечка! Улыбается всегда и с ребятами играть любит. Матрёшка в деревне родилась и на славу удалась. Щёчки пухленькие, сама кругленькая. А на голове платок, словно яркий цветок. Но не одна она к вам пришла, а с сестрицами-подружками своими.

Воспитатель:

Только, где же они, подружки - сестрички?

Дети: внутри, в другой матрешке, спрятались

Воспитатель: Раскроем Матрешку и посмотрим, что внутри. Матрёшка на окошке в ярком сарафане, и вся семья в матрёшке как в доме деревянном.

Ребята, какие матрёшки? (нарядные, расписные, красивые, разные по росту, большие и маленькие)

Почему она расписная? (сарафан украшен цветами)

Очень любят все матрёшки разноцветные одёжки: всегда расписаны на диво очень ярко и красиво.

Воспитатель: Давайте вместе рассмотрим наших красавиц, во что они одеты?

Дети: Сарафан, платок, фартук, бусы.

Каждый ребенок берет в руки игрушку (или передает другому ребенку) рассматривает.

Какой узор на сарафане? (Цветы, ягоды, листья).

А что находится на лице у матрёшки? (воспитатель показывает - дети отвечают, а потом воспитатель даёт обобщённый ответ)

Расписали русские художники матрёшку на славу: чёрные глазки, чёрные брови, губки алые бантиком, румянец на щечки лег, прикрыл голову веселый платочек, свесилась из - под него толстая коса.

Ребята, а вы знаете стихи про матрешку?

1 ребенок:

Деревянные подружки
Любят прятаться друг в дружке,
Носят яркие одёжки,
Называются- матрёшки .

2 ребенок:

Подарили Маше
Матрешку – нету краше!
Вся такая ладная:
Яркая, нарядная!

Воспитатель:

Молодцы! А знаете ли вы, ребята, из чего сделана Матрешка? И кто ее изготовил для вас?

Ответы детей: из дерева … художник, мастер.

Правильно. Ее изготавливают из дерева, липы или березы. Дерево сначала сушат, затем распиливают на бруски. Из них и вытачивают фигурки. Затем фигурку обрабатывают шкуркой и расписывают её, украшают красками, разрисовывая ей платок, сарафан. У каждого мастера была своя манера росписи, поэтому матрёшки все разные, у каждой свой характер. После того как расписали, покрывают лаком.

Воспитатель:

Да. Они игрушки знатные, складные и ладные. Матрёшки всюду славятся, они нам очень нравятся. А еще наши матрешки любят танцевать и играть, давайте вместе отдохнем и тоже танцевать начнем.

Игра: «Матрёшка и мышь»
Вот матрешечки гуляли, (
«Гуляют» по комнате врассыпную)
В лесу ягоды искали.
Так, так и вот так,
В лесу ягоды искали. (
«Собирают ягоды»)
Под кусточком посидели,
Вкусны ягоды поели.
Так, так и вот так,
Вкусны ягоды поели.
(Садятся на пол и «едят ягоды» с ладошки)
Как матрёшечки устали,
Под кусточком задремали.
(Закрывают глаза и кладут ладошки под щёчку)
Так, так и вот так,
Под кусточком задремали.
А потом они плясали,
Свои ножки показали.
Так, так и так,
(Выставляют ножки на пятку)
Свои ножки показали.
(Кружатся, топая ногами)
Только слышат вдруг подружки:
Прямо у лесной опушки
(Прикладывают поочередно
Побежали по дорожке руки то к одному, то к другому уху)
Чьи – то серенькие ножки.
(«прислушиваются»)
Эй, Матрёшка, берегись!
Оказалось, это – мышь!
(Дети бегут к своим стульчикам)
Воспитатель: Матрёшка – уникальная народная деревянная игрушка, потому что наряду с русской березкой и русским самоваром, она стала символом страны, России.

А как нужно относиться к такой игрушке и труду народных мастеров?

Ответы детей: бережно, аккуратно

Продуктивный блок.

Ребята, к нам в садик привезли матрешек, которых не успели раскрасить на фабрике. Посмотрите на них. И лицо, и платок раскрашены, а платье из простой белой ткани. Матрешкам так обидно, ведь у их подружек такие красивые наряды. Я предлагаю вам стать настоящими мастерами и помочь нашим Матрешкам. Вы согласны? Тогда приглашаю вас в мастерскую.

(Воспитатель помогает детям занять места за столом для творчества, на котором заранее приготовлены: шаблоны плоскостной матрешки на каждого ребенка, элементы декора (различные виды цветов, ягод и т.д.), клей, кисточки, салфетки).

Вот и мы с вами будем наряжать, изготавливать каждый свою матрёшку (вспоминают правила работы с клеем). Ну, что ж, друзья, за работу.

Детям предлагается картонный шаблон, который они по своему усмотрению декорируют, используя различные виды декора.

(Во время работы звучат народные хороводные мелодии)
Воспитатель: Молодцы! Замечательные матрёшки у вас получились.

А о чём вы думали, когда выполняли свою работу?
(ответы детей)
(Воспитатель говорит слова на фоне музыки)
Прекрасный мир вещей
Накоплен был веками.
Хранит их каждый дом, а может быть – музей.
Умейте рисовать и сотворять руками
Все то, что может радовать друзей.

Пусть они останутся у вас как памятный подарок о нашем творчестве. Ведь подарок, сделанный своими руками самый дорогой.
Итог занятия:

Ребята, а давайте вспомним с какой игрушкой вы сегодня познакомились?

Дети: С матрёшкой.

Воспитатель: А из чего матрёшка сделана?

Дети: Из дерева.

Воспитатель: А какие у нас получились матрёшки?

Дети: Нарядные, красивые.

Воспитатель: А вам понравилась эта игрушка, вы будете с ней играть.

Дети: Да

Воспитатель: Молодцы. Сегодня, мы познакомились с Матрешкой, узнали из чего она сделана, и будем играть с игрушкой бережно и аккуратно.

Ну, а сейчас пришло время расставаться. До свиданья!