Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Сущность патриотического воспитания детей дошкольного возраста

Патриотизм - в лучшем своем значении - чувство положительное , глубоко личное, благородное и достойное всяческого уважения . Любовь к собственной стране, к Родине, к своему родному городу. Бережное , уважение авторитетов и лучших из соотечественников. Знание истории, культуры, искусства родного края . Все это похвально и правильно.

Но в худшем своем проявлении патриотизм переходит в шовинизм, национализм, и даже - фашизм . Презрение и уничижение других рас, государств, их достижений, мировоззрения и . Неоправданное высокомерие, стремление к экспансии, завоевании, «перевоспитании» людей непохожих на «своих».

Как воспитать в своем ребенке патриотизм без фанатизма, не впадая в крайности и не нарушая «мировой гармонии»?

Значение патриотизма для детей

Для малыша важно «правильность» и четкая структура окружающего его мира . Когда все вокруг «хорошо» и «справедливо», «красиво» и вообще — «комильфо» — ребенок спокоен, его развитие гармонично и психика стабильна. Для дошкольника вполне достаточно «основ» — частичных, мозаичных знаний о собственном государстве. «Патриотически окрашенные» беседы с родителями , обогатят лексикон и жизненный опыт. Пусть ребенок гордится своим домом, школой, городом и страной - в этом нет ничего плохого!

О необходимости развития патриотизма

Собственно, что такое «патриотизм для детей» ? Это как «классическая музыка для малышей» — переработка и адаптация по возрасту, по уровню восприятия и понимания серьезных и «взрослых» явлений .

  • Начнем с малого, но главного: с . Не стоит при малыше критиковать правительство, государственное устройство, политику. Делать упор на недостатки (хотя бы разбитые городские дороги и некрашенные фасады зданий). Дети чутко улавливают родительские интонации и настроение. Никакими поучительными беседами не вывертишь отчуждение, презрение и недоверие; память сохранит ваши невзначай оброненные реплики, а не «патриотические» разговоры.
  • Рассказывайте об истории страны, говорите на правильном языке, грамотно пишите, не коверкайте речь - уважение к культурному наследию - часть патриотизма .
  • Разучите слова гимна, покажите флаг государства и городской герб , посетите краеведческие музеи.
  • Но не переусердствуйте: нахваливая и отдавая дань достижениям «наших», не принижайте «чужого» — не зароните семян национализма в тонкую детскую душу!

Вне зависимости от степени собственного патриотизма, растите ребенка в гармонии с миром и позитивном жизненном настрое !


Одним из направлений социального развития детей является патриотическое воспитание, которое вплетается в процесс приобщения их к социальной действительности. Будучи организованным педагогическим процессом, патриотическое воспитание заключается во взаимодействии детей с педагогами с целью воспитания у подрастающего поколения патриотического отношения и чувств.

Что представляет собой патриотическое воспитание?

В педагогических и психологических исследованиях патриотизм рассматривается в качестве сложного личностного образования, выражающего в обобщённой форме любовь к Отечеству. К патриотизму относятся следующие содержательные характеристики:

  • знания истории, традиций, культуры родной страны;
  • проявление интереса к познанию настоящего и прошлого Отечества;
  • признание потребности государства в позитивном развитии;
  • чувство гордости за принадлежность к своей культуре;
  • национального достоинства;
  • активная деятельность во благо своей Родины.

В дошкольных учреждениях патриотическое воспитание детей дошкольного возраста начинается с формирования основ патриотизма, привития уважения к Родине и её ценностям. Это воспитание следует начинать с раннего детства, выглядеть оно должно как систематическая деятельность, направленная на создание патриотического сознания, духовно-нравственного начала, любви к Отечеству и уважению его символики. Проводимое в детском саду нравственно-патриотическое воспитание представляет собой комплекс мероприятий, имеющих гражданскую направленность, которые должны сформировать у ребёнка и его родителей единые ценности.
Важнейшим направлением патриотического воспитания является приобщение к народному творчеству и традициям. Праздники имеют особое значение в плане патриотического воспитания. Культуроведы и социологи признают, что именно праздники, ставшие безусловной частью жизни общества, являются древнейшими элементами человеческой общественной культуры.

Зачем нужно патриотическое воспитание?

Дети в силу своего возраста не могут в полной мере осознать многие события и факты, глубоко разобраться в проблеме. Но, пропуская их сквозь своё восприятие и детское мышление, дошкольники усваивают ориентиры патриотизма, гражданственности, здорового образа жизни, трудолюбия. Дети усваивают, что для того чтобы Родина стала сильнее, богаче и краше, нужно, чтобы все, в том числе и они сами, приложили свои силы к становлению её непоколебимости и могущества. Они должны понять, что им ещё следует многому научиться, чтобы быть полезными при развитии своей малой родины, где им предстоит учиться и работать.
Начиная знакомство со своей малой родиной, дети будут легче усваивать собственную принадлежность к России, как большой Родины. Быть гражданином России - великого государства, быть в ответе за её благополучие и стабильность, высоко нести её знамя - очень почётно . Цель нравственно-патриотического детского воспитания заключается в формировании у детей активной жизненной позиции, высокой духовной нравственности, которые были бы направлены на сохранение и приумножение великих достижений своего народа.

Задачи патриотического воспитания

  • Воспитывать трепетное отношение и любовь к ценностям семьи, первого коллектива (детского сада) и родного села или города.
  • Активизировать желание участия в общественных мероприятиях, которые направлены на благоустройство своего двора, улицы, территории детского сада. Научить относиться к родным и близким, старшему поколению и сверстникам заботливо.
  • Прививать уважение к самому разному труду.
  • Вызвать интерес к местным традициям, желание соблюдать и сохранять их.
  • Воспитывать бережное отношение к природе, учить экономно расходовать её ресурсы.
  • Знакомить с государственной символикой, её значением для страны и народа.
  • Просветить ребёнка относительно его прав, которые установлены для его защиты.
  • Рассказывать детям о крупных городах и разных регионах страны.
  • Воспитывать гордость за соотечественников, достигших больших успехов в чём-либо: науке, спорте, сельском хозяйстве, культуре, образовании.
  • Развивать чувство интернационализма в отношении культуры и традиций других народов.

С чего начать?

Воспитание любви к Отечеству является не только очень важной, но и очень сложной задачей, особенно когда она решается в отношении работы с дошкольниками. Но сложность возникает больше всего в тех случаях, когда детей пытаются научить любить Родину «по-взрослому». В дошкольном же возрасте происходит лишь становление личности, которая имеет ещё ограниченные возможности для становления таких позиций, как чувство патриотизма. Чтобы отыскать верный путь для формирования всесторонней любви к Родине, нужно чётко представлять то, на базе каких чувств может сформироваться эта любовь, и какая эмоционально-познавательная основа требуется для её появления. Патриотизм можно рассматривать как преданность, ответственность, привязанность в отношении Родины, поэтому ещё в дошкольном возрасте ребёнка нужно научить (если это в принципе возможно) быть к кому-то или чему-либо привязанным, проявлять ответственность в своём, даже незначительном, деле. Человеку, прежде чем трудиться на благо страны, нужно научиться ответственно и добросовестно выполнять любое порученное ему дело.

Путь патриотического воспитания считается достаточно прямолинейным, логика здесь выстраивается по принципу «от частного к общему» - вначале любовь к семье и детскому саду, затем к улице, городу и, в конце концов, ко всей стране.
Постепенно у дошкольников формируется образ собственного дома, имеющего свои традиции, уклад, стиль взаимоотношений. Свой дом ребёнок воспринимает и любит таким, какой он есть. При определённых условиях данное чувство родного дома может быть положено в основу любви к Родине. На данном этапе малышу безразлично, где, в какой стране его дом находится, ему важно лишь то, чтобы эмоционально комфортным было его ближайшее окружение. Это ещё нельзя назвать чувством любви к родине, а только базой для его зарождения. Важно, чтобы ребёнок не рос гостем, но был хозяином в своём родном доме, чтобы он за что-то отвечал, имел свои обязанности. Всё это укрепляет чувство семьи.
Для полноценного участия дошкольного учреждения в воспитании чувства патриотизма необходимо, чтобы малыш полюбил свой детский сад, чтобы жизнь там для него была насыщенной и интересной. Привязанность к детскому саду зависит от того, насколько малыши хорошо его знают, ориентируются в нём, чувствуют ли себя здесь как дома. С этой целью по детскому саду организуется экскурсия, дети знакомятся с персоналом, а в последующем обсуждении они должны рассказать о том, чем предпочитают заниматься.
Литература, музыка, изобразительное искусство относятся к мощным средствам патриотического воспитания. Детям показывают репродукции картин И. Шишкина, И. Левитана, К. Васильева и других известных мастеров, с большой любовью изображавших родные места. В другой раз они слушают стихи А. Пушкина и С. Есенина либо музыку П. Чайковского. Отбирать для прослушивания нужно понятные, но обязательно высокохудожественные произведения.
Нельзя отделить воспитание у детей любви к Родине от формирования у них верных представлений о соотечественниках. Им следует рассказывать о людях, в разное время прославивших страну: учёных, поэтов, врачей, изобретателей, художников, композиторов, путешественников. На примерах конкретных людей нужно знакомить детей с лучшими чертами русского и других народов страны: творческими способностями, гостеприимством, стойкостью, отзывчивостью, готовностью защищать общую Родину.

Экологическое воспитание дошкольников направлено на то, чтобы формировалась личность, имеющая экологически ориентированное сознание. Задачи экологиче...

Упражнения и игры

«Вот эта улица, вот этот дом»

Цель упражнения заключается в расширении и закреплении знаний детей об улицах, на которых они проживают. При этом детей знакомят со всеми названиями, которые улица носила в разное время, значимыми объектами, стоящими на ней. Для детей, проживающих на этой улице, воспитатель открывает много неизвестного, учит их подмечать, как преображается город, как становится краше улица, и кто этим строительством занимается. Нужно обращать внимание малышей на порядок и чистоту на придомовых территориях, приобщая их тем самым к озеленению и благоустройству территории вокруг своего дома или детского сада.

«Вместе дружная семья»

Занятие нацелено на необходимость укрепления семейных связей и знаний детей о структуре семьи. Оно должно вызвать интерес к людям старших поколений и роли, которую они играют в семейных отношениях, воспитывать уважение и желание заботиться о бабушках и дедушках. Воспитатель, работая с детьми, формирует у них понятие семейных корней: от родителей к дедушкам и бабушкам и далее к прадедам. Углубление в историю своей семьи очень увлекательно: здесь выстраивается родословное древо, где найдётся место и фотографии ребёнка. Воспитатель может сделать уголок «Делай, как мы», в котором будут размещены семейные фотографии походов в лес, цирк или просто по дороге в детский сад. Красочный стенд будет излучать семейное счастье и служить хоть какой-то защитой от семейного неблагополучия.

«Город, в котором я живу»

Целью занятия является раскрытие красоты родного для детей города, его социальной значимости в развитии государства. Необходимо рассказать детям, какую продукцию он производит на тех предприятиях, где работают их родственники, возможную значимость её на мировом рынке. Познакомить с памятниками старины, объектами культурного назначения, лучшими образчиками архитектуры. Тем самым воспитатель показывает дошкольникам значимость труда их родителей и их вклада в экономику страны. Дети узнают, кому воздвигнуты памятники и за какие заслуги, кому посвящены стелы. Соприкасаясь с историей родного города, малыши учатся заботиться о ветеранах, чтить память воинов, погибших за Родину.

Для чего человеку патриотические чувства? Зачем нужно воспитывать патриотизм ? Ответ прост: родина нужна нам так же, как семья. Ребенку важно знать свое происхождение как от родителей, так и от своего народа. Постепенно узнавая историю страны, особенно ее славные страницы, он будет гордиться ею, как гордится ребенок сильными умными родителями, чувствуя себя защищенным благодаря им. И если мамы и папы хотят, чтобы их дети любили свою землю, стоит начать с самих себя. Надо провести «ревизию» своих чувств к родине, поднять из глубины души собственные теплые чувства: гордость за достижения соотечественников, интерес к истории родного города и всей страны. Подумать, что есть замечательного и по-настоящему великого, на что отзывается сердце.

Это не значит, что надо надеть «розовые очки» и не замечать недостатков, которые есть в любом государстве. Однако маленькому ребенку знать о них пока не обязательно. У него должна формироваться позитивная картина окружающего его мира, без излишних страхов и неопределенности. Правда, не стоит заводить серьезный разговор на пустом месте, просто так. «Красивые» слова о патриотизме без привязки к какому-то событию для ребенка ничего не значат и быстро выветрятся из его головы. Поэтому лучше воспользоваться достойным поводом.

Например, в мае широко празднуется День Победы. Его просто невозможно не заметить. Парад и торжественный салют не оставят равнодушным ни одного ребенка. Малышу нужно пояснить, что это за торжество. Но с учетом возраста. Самым маленьким достаточно сказать примерно так: «Много лет назад на нашу землю, наш город напали враги. Но наши храбрые солдаты прогнали захватчиков. Это было очень трудно, поэтому каждый год мы вспоминаем их подвиг, так мы выражаем им свое уважение». С детьми постарше можно поговорить подробнее: рассказать о военной технике, о тружениках тыла, о смелых пионерах-героях, пойти в краевой музей боевой славы. Заострить внимание на памятниках. Например: «Смотри, вот памятная доска, на которой много фамилий написано. Ты можешь себе представить, что совсем недалеко от нашего дома шли бои? Так вот, эти люди, чьи фамилии написаны на доске, сражались здесь за наш район. Им было страшно, но они защищали свои дома, своих родных и даже чужих людей». Нелишне добавить, что ветераны (те, кто воевал) сейчас уже очень старенькие. Их можно порадовать (например, подарить букет тюльпанов или гвоздик; написать поздравление в открытке, сделанной своими руками).

В России и в Европе есть множество легендарных памятников, посвященных героям второй мировой войны. Эти монументы можно показать ребенку в Интернете, в книге или на открытке: это «Родина-мать» в Волгограде, «Алеша» в Пловдиве, «Воин-освободитель» в Берлине и др. Визуальное впечатление важно для детей любого возраста.

Как воспитать патриотизм у детей: младшая группа (3–4 года)

Малыши имеют богатое воображение и большое желание что-то узнать. Самое главное для взрослых – не «засушить» детей фактами. Все, что можно использовать для воспитания патриотических чувств, должно быть интересным, ярким, эмоциональным.

  • История семьи. Самое первое, что могут сделать родители для пробуждения патриотизма – это познакомить ребенка с историей собственной семьи: откуда родом его предки, где жили, кем работали, чем увлекались, чего достигли и о чем мечтали. Фотографии или вещи, оставшиеся с тех времен, станут прекрасным дополнением к рассказу. Ощущение, что ты имеешь отношение к большой семье, где до тебя были заслуживающие уважения люди, наполнит душу ребенка гордостью. Не менее ценны семейные традиции, переходящие из поколения в поколение. Например, собираться всем вместе на День Победы или печь торт к большим праздникам. Когда малыш подрастет, ему будет интересно составить вместе с родителями генеалогическое древо своей семьи (хотя бы до прабабушек и прадедушек). Судьбы наших предков – это наша причастность к судьбе страны.
  • : города и улицы С раннего возраста можно начинать воспитывать интерес к родной земле. Малышу будет любопытно узнать, с чем связано название улицы, на которой он живет, почему и как получили свои имена его город или поселок. И дело взрослого – рассказать об этом доступным языком. Не менее важно поведать ребенку о знаменитых земляках и их заслугах, сходить вместе к памятникам, установленным в их честь. А можно просто показать портрет местного героя и рассказать о нем. Малышу приятно будет ощущать, что он имеет отношение к таким людям, хотя бы тем, что живет там же, где они.
  • Знакомство с фольклором и народными промыслами. Красивые книжки с русскими народными сказками, хорошие мультфильмы, симпатичные традиционные игрушки – все это увлечет ребенка и поможет уважать свою страну. Какие книги, фильмы или мультфильмы будут у детей – решать родителям. Но есть такие, которые по-настоящему нужны детям. Например, сборник мульт- фильмов «Гора самоцветов», созданный по мотивам сказок разных народностей, населяющих Россию. Перед каждой серией – небольшая заставка, где говорится об истории и значении города или региона, из фольклора которого взята сказка. Сделано это так увлекательно и красиво, что захватывает внимание и детей, и взрослых.

Как воспитать патриотизм у детей: cтаршая группа (5–6 лет)

Малыш растет, и все темы, о которых говорилось раньше – родословная, история родного края и народное творчество – для него обретают глубину. К ним добавляются новые, интересные и понятные в этом возрасте.

  • Легенды о достопримечательностях. Храм, старинный дом, мост, озеро или река не запомнятся ребенку или сольются в его сознании с другими, если не подкрепить впечатление занимательным рассказом. Это может быть предание или детское воспоминание кого-то из родителей, научно установленный или спорный исторический факт, главное – он должен быть интересным. Например, таким: В Пскове есть старинное здание со странным названием: «Поганкины палаты». Одна из легенд гласит, что когда-то жил-был человек в старенькой избушке. Он делал бочки на продажу, то есть был бондарем. Но бочки мало покупали, и бондарь был очень бедным. Однажды сидел он в своей маленькой избушке, работал. Вдруг мимо него пробежала крыса. Бондарь рассердился, схватил первое, что под руку попало, и швырнул в крысу. Подошел посмотреть: попал или нет? И увидел клад – кучу золотых монет. Разбогатев, бондарь первым делом построил пышные палаты. Их прозвали «Поганкиными», потому что деньги, полученные таким загадочным путем, считались нехорошими. Путешествия. Необязательно ехать далеко, можно выбраться на один день в соседний город. Но взрослые должны заранее готовиться к поездке, находить объекты, которые могут быть интересны ребенку. И составлять маршрут. В Великом Новгороде есть пешеходный мост через реку Волхов, а рядом с мостом стоит скульптура «Уставшая туристка» – девушка, которая скинула туфельки и присела отдохнуть. Есть поверье: если положишь монетку в туфельку, то обязательно вернешься в Великий Новгород. Если пройти по набережной дальше, увидишь сидящего на скамейке улыбающегося медведя. Легенда гласит: он пришел в город из дремучего леса, хотел познакомиться с новгородцами и остался ими очень доволен. Возвращаться обратно в лес медведю не захотелось, он решил остаться и радует теперь жителей города и его гостей. Можно присесть рядом и «поболтать» с косолапым.
  • Космическая одиссея. Дети любят рассказы о космосе, и нашей стране в этом отношении есть чем гордиться. Можно рассказать ребенку о первых космических кораблях и космонавтах или понаблюдать вместе с ним за звездами и мигающими в ночном небе спутниками, сходить в Музей космонавтики или Планетарий на соответствующую возрасту программу или посмотреть познавательный фильм дома.
  • Как воспитать патриотизм у детей : тематические игры. Малыши лучше усваивают знания в игровой форме. Можно подготовить следующие занятия с карточками-картинками: «Знакомство с гербом родного города», «Путешествие по карте», «Найди свой флаг», «Москва – столица нашей родины».

Конечно, от взрослых потребуются некоторые усилия, чтобы воспитать патриотизм у детей , зато потом малыш будет поражать всех своей эрудицией. Ребенку важно положительно относиться к своей стране, гордиться ее героями, понимать, что они сделали хорошего. Так у него будут нравственные ориентиры, которые помогут определить, что такое хорошо и что такое плохо. Это вдохновляет, а также дает дошкольнику состояние внутреннего покоя и определенности.

Возможно, вам будут интересны статьи и на сайте

Формирование основ патриотического воспитания у детей дошкольного возраста через реализацию проектов


Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня является, одной из актуальных тем воспитательной работы, которое включает в себя развитие у ребенка чувства ответственности перед обществом, чувство привязанности к семье, дому, Родине, родной природе, почитание предков, уважение к старшим, толерантное отношение к другим людям. Отсюда следует, что приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности - нравственности, началом формирования личности. Особенно актуально решение этой проблемы применительно к детям в дошкольном возрасте, т.к. в этот период личность ребенка находится в стадии своего становления, усвоения правил и норм поведения в семье и обществе .

Идея патриотического воспитания, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Принципы государственной политики в области образования, провозгласившие приоритет общечеловеческих ценностей, воспитание гражданственности, любви к Родине, семье, определены государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы», которая «является продолжением государственных программ «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 и 2006-2010 годы», сохраняет непрерывность процесса п дальнейшему формированию патриотического сознания российских граждан как одного из факторов единения нации» .

В ФГОС обозначено, что основным принципом дошкольного образования является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

Научные исследования О.И. Жуковской, А.А. Люблинской, Т.А. Марковой, Р.С. Буре, М.Д. Маханёвой в области педагогики и психологии подтвердили, что дошкольникам, особенно старшим, доступно чувство любви к родному городу, краю. Однако в данном возрасте невозможно сформировать убеждения, но можно заложить глубокие эмоциональные основы патриотических чувств. Ребенок дошкольного возраста мыслит конкретно. Он должен выполнять конкретные дела, а не оперировать отвлеченными понятиями .

В этом смысле метод проектов наиболее целесообразная форма для решения задач патриотического воспитания, что соответствует заявленной теме.

Цель моей деятельности:

Формировать у детей дошкольного возраста патриотические отношения и чувства к своей семье, городу, к природе, России; культуре на основе исторических и природных особенностей родного края и страны через проектную деятельность.

Поставленную цель реализую через решение задач:

Воспитательные:

·воспитание у детей любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;

·воспитание уважения к труду;

·воспитание патриотизма, уважение к культурному прошлому России средствами эстетического воспитания: изобразительная деятельность, художественное слово.

Развивающие:

·развитие нравственных норм поведения;

·развитие компетенций, необходимых для успешной социализации подрастающей личности;

·развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны.

Образовательные:

формирование чувства сопричастности ребёнка к родной земле, природе и всему живому;

формирование интереса, представлений о русской национальной культуре (народное творчеств обычаи, традиции), воспитание чувства гордости и достоинства как представителя своего народа;

формирование представлений о своей малой родине (история посёлка люди, его прославившие) воспитание любви к своему краю;

формирование представлений о Родине как о многонациональном государстве, воспитание толерантности.

В работе руководствуюсь принципами:

Научности (правильное отражение действительности).

Доступности (соотношение содержания, характера и объёма материала возрастным и индивидуальным особенностям детей).

Системности и последовательности (работа проводится систематически в течение года, от одной возрастной группы к другой, при гибком распределении материала).

Личностно - ориентированного подхода (поддерживать успешность каждого ребенка).

Принцип историзма (сохранение хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши дни).

Принцип гуманизации (умение педагога встать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребёнке полноправного партнёра, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия - любовь к семье, родному краю, Отечеству) и др.

Практическая часть

Метод проектов, как было сказано выше, наиболее целесообразная форма для решения задач патриотического воспитания.

Основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей .

Рассмотрим целесообразность использования метода проектов в патриотическом воспитании старших дошкольников.

Во-первых, метод проектов позволяет ребенку почувствовать себя исследователем. Не секрет, что в детских садах иногда пытаются сделать детей энциклопедистами. Запастись знаниями «впрок» никому не удается. Главное - научить ребенка пользоваться источниками информации .

Во-вторых, проектный метод позволяет объединить детей, родителей и воспитателей в совместной деятельности» .

Использование метода проектов в системе руководства патриотическим воспитанием в дошкольном учреждении можно считать наиболее приемлемым, так как он позволяет сочетать интересы всех участников проекта:

Педагог имеет возможность самореализации и проявления творчества в работе в соответствии со своим профессиональным уровнем, использовать в работе современные формы работы.

Родители имеют возможность активно участвовать в значимом для них процессе патриотического воспитания.

Деятельность детей организована в соответствии с их интересами, желаниями и потребностями» .

Возможность использования метода проектной деятельности в работе со старшими дошкольниками обеспечивается характеристиками данного возраста.

Это, прежде всего любознательность, стремление к самостоятельному поиску ответов на возникающие у ребенка вопросы. К старшему дошкольному возрасту внимание у детей становится более устойчивым, наблюдательность - более дифференцированной и долгосрочной, развиваются способности к началам анализа, синтеза, самооценке, появляется стремление к совместной деятельности. Проявляются стремление к совместной деятельности с товарищами, взрослыми, желание быть значимым и полезным, умение находить свое место и видеть свою роль в общей работе.

Проектная деятельность отвечает возрастным особенностям детей 5-7 лет.

Среди них можно выделить:

·непосредственную связь с жизнью, интересными событиями и необычными свойствами привычных предметов;

·возможность достичь объективно и субъективно значимого результата; широкий спектр видов деятельности;

·важность не только результата, но и процесса и способов его достижения;

·возможность действовать в своем темпе, выбирать формы взаимодействия, проявлять познавательную, творческую, деловую активность, самостоятельность, применять освоенные ранее знания и умения» .

Для успешного использования метода проектов в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста сначала был проведен анализ психолого-педагогической и методической литературой:

.Знакомство с программами патриотического воспитания в ДОУ: «Мы живём в России» Н.Г. Зеленовой, Л.Е. Осиповой ; «С чего начинается Родина?» под редакцией Л.А. Кондрыкинской .

Литература, описывающая особенности проектной деятельности и использование ее в работе с детьми.

Рассмотрим проектную деятельность по теме «Формирование у дошкольников основ патриотического воспитания через знакомство с историей родного города»

Вид проекта:

по контингенту участников : дети дошкольного возраста; воспитатели, родители;

по направленности : меж предметный (ознакомление с окружающим, развитие речи, познание, конструирование, художественное творчество);

по характеру деятельности: информационно - познавательный, творческий;

по продолжительности : работа по проекту рассчитана на 4 учебных года и ведется с детьми на каждом возрастном этапе.

Целью данного проекта является формирование основ патриотического воспитания у детей дошкольного возраста через знакомство с историей родного города.

Задачи:

1. Воспитательные : воспитывать чувство уважения и любви у дошкольников к родному краю, дому, семье, детскому саду, городу, природе, к культурному наследию своего народа.

. Развивающие : развивать познавательную активность детей в процессе ознакомления с родным краем, историей своего города, достопримечательностями и людьми, прославившим его.

. Образовательные : формировать представление у детей о ценности труда взрослых, его общественной значимости.

В процессе совместной деятельности были использованы следующие формы и методы работы :

Øбеседы о родном крае (выносятся темы сложные, требующие толкования, объяснения).

Øиспользование наглядного материала : фотографии, репродукции картин, рисунки, макеты, фильмы, книги.

Øрассказ о городе (воспитатель должен включить в него вопросы к детям).

Øрассказы об исторических событиях города .

Рассказывая, не следует часто употреблять даты, т.к. дошкольникам не доступна хронология. Но чтобы дети поняли, что события проходили давно, можно употреблять такие выражения: «Это было очень - очень давно», «Это было тогда, когда ваши мамы и папы были маленькими» и т.д.

Øзнакомство с достопримечательностями родного города .

Воспитатель рассказывает о различных архитектурных сооружениях: зданиях, Дворцах культуры, соборах. В этих случаях не следует подробно рассматривать специальную архитектурную терминологию. Достаточно выделить что-то главное, что отличает то или иное здание от других.

Øцелевые прогулки и экскурсии

Так как узнать и полюбить город только по иллюстрациям невозможно. Дети должны, прежде всего, знать тот район, в котором они живут, видеть красоту тех улиц, по которым проходят каждый день. Но необходимо помнить, что на целевые прогулки и экскурсии следует выходить, соблюдая все требования по охране жизни и здоровья детей.

Øигровая деятельность:

*дидактические игры «Узнай, где я нахожусь?», «Где мой дом?» и др.;

*сюжетно - ролевые игры: «Магазин», «Больница», «Библиотека», «Почта» и др.,

*строительные игры: «Мосты», «Стадион», «Транспорт» и др.

Øхудожественное творчество, конструирование : рисование на тему «Я в детском саду», рисование на тему «Дом для моей семьи»; аппликация «Улицы города»

Øопытно - экспериментальная деятельность (выращивание рассады, посадка насаждений, благоустройство участка).

Приобщая дошкольников к истории родного города, нужно учитывать, что информация, данная воспитателем, должна вызвать в детях не только положительные чувства и эмоции, но и стремление к деятельности. Это может быть желание ребёнка нарисовать то, о чём он только что услышал; рассказать близким или знакомым то, что он узнал в детском саду; посадить около дома цветы, чтобы его двор стал красивее; не сорить и т.д.

От того как воспитатель преподнесёт материал, зависит, воспримет ли ребёнок новые знания, или эта информация не затронет чувства детей, не вызовет у них желания узнать что-то новое.

Работу по формированию патриотического чувства дошкольника к родному краю, дому, семье, детскому саду, городу, природе, к культурному наследию своего народа можно представить в виде модели познания, которая имеет вид лестницы, где на каждой ступени происходит закрепление прошлого опыта и формирование новообразований.

Работа по познанию истории родного края, города, начинается с младшей группы и продолжается до подготовительной.

В работе по формированию основ патриотического воспитания у детей дошкольного возраста через знакомство с историей родного города важна преемственность, сотрудничество с родителями.

При работе с родителями можно использовать такие формы работы как:

§анкетирование родителей «Мой ребенок, какой он?»;

§поддержание групповых традиций совместным участием в них;

§индивидуальные консультации, беседы;

§родительское собрание с презентацией «Воспитать патриота и гражданина»;

§фотовыставки «Мой любимый город», «Самое красивое место в нашем городе»;

§совместное творчество родителей и детей как стимул единения семьи (создание рисунков, аппликаций).

Процесс проведения совместной деятельности предполагает гибкость и творческий подход.

Примерный перечень тем по знакомству детей 5 -6 лет (старшая группа) с историей родного города.

Цель: Продолжать развивать представления об изменении позиции ребёнка в связи с взрослением, о семье и её истории; продолжать формировать интерес к «малой Родине», познакомить с достопримечательностями, культурой, традициями родного края, с людьми, прославившим свой край; углублять представления детей о Российской армии: рассказывать о трудной, но почётной обязанности защищать Родину; о том, как в годы войн деды и прадеды сражались за нашу страну. Формировать первичные представления о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека. Учить бережно относиться к тому, что сделано руками человека.


Работа с детьми и родителями

ТемаЦель деятельностиСвязь с другими видами деятельностиСроки выполнения«Какой я?», «Я и моё имя»Продолжать знакомить ребёнка со своей индивидуальностью; воспитывать чувство собственного достоинства; развивать стремление совершенствовать себя.*Беседа на тему «Для чего человеку имя?». *Рисование на тему «Мой лучший друг». *Труд на участке детского сада.сентябрь«Я и моя семья»Дать представление о родственных связях в многопоколенной семье; вызвать желание узнать о членах семьи, их занятиях, интересах.*Беседа на тему «Где мы отдыхали летом?» (рассматривание фотографий). *Сюжетно - ролевая игра «Семья». *Создание герба семьи (совместно с родителями). *Сотворчество детей и родителей «Моя семья» (рисунки, фотографии, интересные случаи из жизни семьи); * «Сядем рядком, поговорим ладком» - значение семьи в жизни ребёнка и семейные традиции.октябрь«Мой любимый детский сад»Познакомить детей с некоторыми помещениями д/сада, рассказать об их назначении; дать знания о профессиях людей, работающих в д/с, учить ценить их труд и заботу.*Беседа о важности всех людей, работающих в детском саду. *Экскурсия по детскому саду и знакомство с трудом сотрудников.ноябрь«Новый год уж на пороге»Формировать первоначальные представления об обычаях и традициях разных народов, познакомить с новогодними традициями города; закладывать основы праздничной культуры.*Беседы о встрече Беседы о встрече Нового года. *Изготовление подарков к празднику. *Конкурс новогодней игрушки (с родителями). *Проведение утренника. *Экскурсия на Административную площадь (просмотр подготовки к новогоднему празднику).декабрь«Мой город»Продолжать знакомить с историей родного города и его достопримечательностями; вызвать интерес к традициям города и людям, прославившим его; развивать желание принимать посильное участие в преобразование своей «малой Родины».*Рассказ о городе (местоположение, достопримечательности) - просмотр фотографий. *Слушание песни о городе. *Рисование на тему «Мой город» *Коллективная аппликация «Улицы города» *Семейные прогулки по городу: знакомство с архитектурой и достопримечательностями города *Беседа о растительном и животном мире города.январь«Наши защитники»Углублять представления детей о Российской Армии (рода войск, военные профессии); рассказать о трудной, но почётной обязанности защищать Родину в мирное время.*Спортивный праздник «Вместе с папой». *Рассказы пап о службе в армии (приход гостей в группу). *Изготовление подарков к празднику. *Экскурсия в музей.февраль«Очень я люблю маму милую мою»Формировать в сознании детей образ мамы, как самого дорогого человека. Пробуждать интерес к разным профессиям; воспитывать уважение к людям труд.*Беседа о мамах. *Составление рассказов на тему «За что я люблю свою маму?» * Рисование на тему «Как я помогаю маме?» *Изготовление подарков маме *Проведение утренникамарт«Ой, блины, блиныПродолжать знакомить с народными традициями и обычаями, народными гуляньями (Масленица). Рассказать о русской избе, её внутреннем убранстве, предметах быта, одежды.*Экскурсия в музей на тематический час «История русской избы». *Просмотр иллюстраций одежды, предметов быта в старину. апрель«Этот день Победы»Формировать чувство уважение к войнам, защищавшим нашу страну; воспитывать патриотические чувства.*Беседа о подвигах солдат во время Великой Отечественной войны. *Экскурсия с родителями на парад. *Слушание военных песен. *Экскурсия в музей. *Просмотр фильмов.май


Заключение

патриотический воспитание ребенок

Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Для формирования чувства патриотизма очень важно давать детям начальные знания о Родине, представления о нашей стране, народе, обычаях, истории, культуре .

Следует подчеркнуть, что в настоящее время выходит достаточно много методической литературы по данному вопросу. Зачастую в ней освещаются лишь отдельные стороны нравственно-патриотического воспитания детей в конкретных видах деятельности и нет стройной системы, отражающей всю полноту данного вопроса. Это закономерно, поскольку чувство патриотизма многогранно по содержанию: любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны. Именно поэтому проектная деятельность наиболее подходит для формирования основ патриотического воспитания у детей дошкольного возраста.

Формирование патриотических чувств проходит эффективнее, если детский сад устанавливает тесную связь с семьёй. Необходимость подключения семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья: любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений, их общественная, а не эгоистическая направленность и др.

Всё это создаёт благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств. Детский сад в своей работе с семьёй должен опираться на родителей, как на равноправных участников формирования детской личности.

Данная работа может быть использована педагогами ОУ, воспитателями ДОУ, социальными педагогами.

Список использованной литературы


1.Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольника. - М.: ЦГЛ 2004 г.

2.Гладкова Ю. Метод проектов в руководстве работой по нравственно-патриотическому воспитанию [Текст]/Ю. Гладкова // Ребенок в детском саду. - 2008. - №2. - С. 11-14.

.Зеленова Н.Г. Мы живём в России. - М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2007 г.

.Казаков А.П. Детям о великой Победе. - М.: Издательство Гном и Д, 2007 г.

.Кондрыкинская Л.А. С чего начинается Родина? - М.: ТЦ Сфера, 2004 г.

.Маханёва М.Д. Нравственно - патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста - М.:АРКТИ, 2004 г.

.Новицкая М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание. - М.:Линка - Пресс, 2003 г.

.Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников: Методические рекомендации. Маханева М.Д.

.Постановление Правительства Российской Федерации от 5 октября 2010 г. №795 о Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: #"justify">.Тимофеева Л.Л. Метод проектов в ДОУ [Текст]/ Л.Л. Тимофеева // Управление ДОУ. - 2011. - №3. - С. 22-28.

.Трофимова Г.Е. Проектная деятельность в воспитании у детей любви к родному городу [Текст]/ Г.Е. Трофимова // Управление ДОУ. - 2009. - №1. - С. 83-85.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

СТАТЬЯ «ЭТО ИНТЕРЕСНО»

«ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ РЕБЕНКА»

МДОБУ детский сад № 92

г.Сочи, 2014год

«Патриотическое воспитание ребенка».


Выбор темы считаю актуальным, и взят мною не спроста. Самое нужное и самое трудное для семьи и для страны – это воспитать человека. Патриотическое воспитание ребенка – является самой главной основой формирования будущего гражданина. В настоящее время задача воспитания патриотизма очень сложна. На фоне изменений, которые произошли в последнее время, поменялись понятия, которые лежали ранее в основании нашего государства. Современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто бывают равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю.

Государство, в настоящее время, пытается восстанавливать утраченное в гражданах страны, в том числе и в детях чувство патриотизма и гражданственности. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан на 2011-2015 гг.» утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 5 октября 2010 г. № 795 определила основные пути патриотического воспитания, цели и задачи, которые направлены на «поддержание общественной и экономической стабильности, упрочения единства и дружбы народов». Всем известный факт: формирование личности человека происходит в дошкольном возрасте. Это факт касается и своевременного формирования у дошкольников чувства патриотизма: любви и привязанности, преданности и ответственности, желания трудиться на благо родного края, беречь и умножать его богатство. Встает вопрос – как обеспечить правильно воспитательную работу в ДОУ, чтобы прививать дошкольникам ценностные ориентации, гражданственность, патриотизм и любовь к своей Малой и Большой Родине?

Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей,

заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого

зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий,

так взрослый должен заботиться о воспитании у своих детей

чувства безграничной любви к Родине.

(В.А. Сухомлинский.)

Говоря о воспитании гражданственности и патриотизма, в первую очередь необходимо заботиться о том, чтобы каждый малыш стал человеком с большой буквы, чтобы он мог отличать плохое от хорошего, и его стремления и желания были направлены на созидание, самоопределение и развитие в себе тех качеств и ценностей, благодаря которым можно было бы сказать, что он патриот и гражданин своей Родины. Любовь к Родине начинается с отношения к самым близким людям - отцу, матери, бабушке, дедушке, с любви к своему дому, улице, на которой ребенок живет, детскому саду, школе, городу. И задача педагога научить всему этому ребенка с самого младшего возраста.

Детский сад – это место, где ребенок получает опыт широкого эмоционально – практического взаимодействия с взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Жизненные принципы педагога, его личный пример, взгляды, суждения – самые эффективные факторы воспитания. И показывая свой город, свою страну, с самой привлекательной стороны воспитатель сформирует в подрастающем поколении важные для человека черты, как любовь к родному краю, Родине, истории, уважение к людям других национальностей, Российской Армии, уважение к ветеранам войны. В этих целях педагогами используется такая форма работы как прогулки, экскурсии, наблюдения, объяснения, побуждающие детей к различной деятельности (игровой, словесной, продуктивной и др.). А так же познакомит детей с символами государства, историческими личностями, сформирует у детей интерес к русским традициям и промыслам. Беседы, занятия, участие в обрядах, играх, хороводах, прослушивание народной музыки и обучение игре на народных инструментах дают прекрасные возможности знакомства детей с русским народным творчеством, с историей русского народа, традициями, культурой, обычаями, бытом, прикладным искусством и фольклором России. Чтобы помочь лучше узнать историю России, почувствовать гордость за свой народ, за свою Отчизну, педагог знакомит детей с рассказами о бесстрашных героях войны, о тысячах солдат, погибших в годы войны, о братских могилах, оставшихся на полях сражений, о могиле неизвестного солдата у Кремлевской стены, куда приходят поклониться миллионы людей.

Детский сад в своей работе с семьёй должен опираться на родителей не только как на помощников детского учреждения, а как на равноправных участников формирования детской личности. Формирование патриотических чувств проходит эффективнее, если детский сад устанавливает тесную связь с семьёй. Необходимость подключения семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольное учреждение: любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений, их общественная, а не эгоистическая направленность и др. Всё это создаёт благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств.

В нравственно-патриотическом воспитании особенное значение имеет пример взрослых, близких людей. На конкретных примерах, фактах из жизни членов семьи необходимо проводить работу по ознакомлению с родным краем, начиная с того, что принято назвать «малой Родиной» и постепенно переходя к таким категориям как Отечество, «долг перед Родиной» и т.д. Успеха в патриотическом воспитании можно достигнуть только, если сами взрослые будут знать и любить историю своей страны, своего города. Они должны уметь отобрать те знания, которые доступны детям дошкольного возраста, то, что может вызвать у детей чувство восторга и гордости. Но никакие знания не дадут положительного результата, если взрослый сам не будет восторгаться своей страной, своим народом, своим городом.

Приближается великий и светлый праздник – День Победы! Праздник, который ждали миллионы людей по всему миру.
Дорогая цена этого праздника – многочисленные жертвы фашизма,
слезы жен, матерей и детей. Наши деды и прадеды смогли выстоять и победить в самой жестокой войне XX века, они остановили беду, грозившую всему миру – фашизм.

Фильмы о Великой Отечественной Войне, познавательные занятия в ДОУ, встречи с ветеранами, утренники и выступления для ветеранов - всё это заставляет ребенка задуматься: что же это была за война, что её окончание празднуется вот уже почти семь десятилетий?

Самый надежный источник, из которого ребенок может почерпнуть знания об этом таинственном событии - семья. И вот перед Вами неожиданно встает важная и сложная задача: как объяснить юному человечку, что такое Великая Отечественная война, и чем она отличается от остальных войн.

На первый взгляд задача эта кажется простой только, на самом же деле, мировосприятие и мироощущение ребенка очень сильно отличается от мировосприятия взрослого. Поэтому многие вещи, ребенку необходимо объяснять отдельно, чтобы он смог осознать суть и смысл Вашего рассказа.

О войне, естественно, нельзя рассказать за один раз, и выбудете периодически возвращаться к этой теме, отвечая на детские вопросы, рассказывая, по мере взросления ребенка, все больше и больше.

Чтобы пробудить в ребенке интерес к теме войны, покажите ему существующие вокруг него свидетельства прошлого. Даже если среди ваших родственников и знакомых нет ветеранов, которые, конечно, являются, лучшими рассказчиками, вы можете показать ребенку памятные мемориалы, отвести его к Вечному огню и рассказать, что он всегда горит, напоминая людям о тех, кто погиб на войне.

Дети хорошо воспринимают информацию, приведенную на конкретных примерах и историях. Поэтому не стоит сыпать изобилием абстрактных слов, а привести пример из жизни пионеров-героев (для начала современным детям надо объяснить кто такие пионеры). Если в живых есть бабушки и дедушки, видевшие войну своими глазами, можно совместить приятное с полезным – навестить их и выслушать их воспоминания о военных днях. Таким образом, Вы не только расширите кругозор своего ребёнка, но и дадите возможность ему гордиться и уважать своих бабушек и дедушек.

В разговоре с маленькими детьми не стоит, конечно, подробно говорить о ужасах войны, о концлагерях. Ваша задача – не напугать ребенка, дав ему пищу для переживаний, а просветить. Говоря о блокаде Ленинграда, не надо вдаваться в подробности, достаточно будет сказать, что фашисты блокировали подъезды к городу, чтобы туда нельзя было доставить еду, и жители города вынуждены были голодать.

Первое, что Вам следует объяснить ребенку - это то, что специального места для проведения военных действий нет. Полем боя может стать любое место на земле, будь то ненаселенное место или населенный пункт. Фронт - это совокупность всех полей боя.

Фронт сдвигается в ту или иную сторону в зависимости от того, чья армия наступает, а чья, соответственно, отступает. Линией фронта называют линию на карте, которая разделяет территории, контролируемые армиями. Но в реальности никаких линий, прочерченных на земле, либо обозначенных столбиками нет. Тыл - это территории, расположенные далеко от линии фронта.

Ребенок уверен, что сражаются на войне только солдаты и партизаны. Расскажите ребенку, что солдаты, уходящие на фронт - это и есть самые обычные граждане страны, которые отправились защищать свои семьи. Что партизаны - это люди, которые, вместо того, чтобы бежать прочь, когда линия фронта приблизилась к их жилищам,
спрятались в окрестных лесах и вносили свой вклад в борьбу с врагом.

Что по всей стране - хоть в тылу, хоть в прифронтовых областях - люди работали изо всех сил, чтобы обеспечить армию необходимым оружием, снаряжением, припасами. Работали не только взрослые и старики, но даже дети постарше. Объясните, что вся страна, от мала до велика, в меру своих сил и возможностей, приняла участие в этой войне.

Именно поэтому и победа является заслугой не только армии, но всей страны.

Раз война велась с Германией, значит все жители страны - враги.

И их потомки - современные немцы - тоже враги, только наказанные и присмиревшие. Ребенку невдомек, что Германия как раз и была первой страной, захваченной и порабощенной нацистами, что как раз именно Германия больше всего пострадала от нацистских зверств.

Вам придется четко разграничить Германию как страну и нацистов как приверженцев безумной и страшной идеи. Объясните ребенку, что даже сами жители Германии пытались, как могли, сопротивляться нацистам во главе с их вождем Гитлером, что много хороших людей погибло, пытаясь остановить его и не дать развязать страшную войну со всем остальным миром. Что многие солдаты шли на фронт не потому, что были злобными и плохими, а потому, что их заставили, угрожая убить их семьи. Ребенок должен понять: Германия - обычная страна, немцы - обычные люди. А вот нацисты - плохие, они и есть настоящие враги. И именно с ними воевал весь мир, даже сами немцы.

Именно поэтому говорится не о победе над «Германией» а о победе над «Фашистской Германией», это два совершенно разных понятия. Ребенок уверен, что какие-то особые причины для того, чтобы начать войну, не нужны. Враги нападают потому, что они враги.

Набрали достаточно оружия и солдат - и напали. Это естественное поведение для врага, по-другому враг не может. Цель любого врага - завоевать другие страны. Ради чего ведется это завоевание, ребенок не задумывается. Вам придется, прежде всего, объяснить ребенку, что любая война ведется не просто так, а ради какой-то цели. А эта война была особенная, потому что нацистов возглавлял сумасшедший правитель, который хотел вовсе не богатств, земель и власти. Он собирался убить всех людей, которые выглядят не так, как он считал правильным. Людей убивали за цвет глаз и волос, за форму носа. За имя. За национальность. Именно из-за того, что нацисты убивали людей тех национальностей, которые считали недостойными жить, они и получили свое название. А в результате опасность угрожала всему миру. В каждой стране были люди, которых нацисты захотели бы убить. Поэтому победа в этой войне так важна для всего мира и для нашей страны в частности.

И, наконец, последний - по порядку обсуждения, но не по значимости - вопрос, который следует разъяснить ребенку. Почему война носит название Великая Отечественная. Хотя ответ очевиден для взрослого, ребенку нужно объяснить происхождение каждого слова. Постарайтесь не объяснять происхождение названия сами, а, разъяснив ребенку значение слова «отечество», предложить ему подумать, почему война называется именно так. Это очень хороший способ закрепить результаты беседы и убедиться, что ребенок понял Ваш рассказ правильно.

Посетите мемориалы и памятники павшим солдатам в городе, возложите цветы вместе с ребёнком на их могилы. Не забудьте поздравить бабушек и дедушек праздничными открытками, которые ребёнок может изготовить самодельно или с Вашей помощью. Ну и конечно обязательно посетите вместе с ребёнком торжественный парад, посвящённый 9 мая и Дню Победы. Ну а вечерний салют в честь победителей заключит Ваш рассказ о войне и военном времени.

Пройдут годы. Ваш повзрослевший ребёнок посадить на колени своих детей и расскажет им о войне. История будет продолжать жить в наших детях.

Список литературы:

1. Зацепина М. Дни воинской славы.- М.: Мозаика-Синтез, 2013.

2.Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников.- М.: Сфера, 2010.

3. Новицкая М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду.- М.: Линка-Пресс, 2006 .