Проект для подготовительной группы детского сада "масленица".

Актуальность проекта

Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является большое народное гулянье в конце зимы, которое называется Масленица. Здесь всегда находятся желающие силой потягаться, удаль свою показать, вкусными блинами угоститься да песни попеть. Глубокие нравственное начало содержит чин покаяния в день Прощеного воскресения. Масленица один из самых радостных и светлых праздников на Руси. Познакомить детей с традициями можно, опираясь на программу «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской культуры», но непосредственное участие в народном гулянии оставляет более полное и глубокое представления о нем. Участие дает детям возможность понять широту и глубокий смысл этого веселого и немножко грустного праздника. Поэтому и возникла идея проведения праздничного гулянья Масленица силами педагогов, родителей и ребят.

Ожидаемый результат:

1. Приобщение детей к традиции проведения Масленицы через сопереживание и непосредственное участие в общем действии.

2. Радость и хорошее настроение от приобщения к традиционному народному празднику.

3. Повышение познавательного интереса у детей к родной истории.

Объект проекта – русская народная культура.

Предмет проекта – русский народный календарный праздник Масленица.

Цели проекта:

1. Расширить знания детей о традициях русского народа.

2. Сформировать у детей чувство патриотизма.

3. Формировать представление о русских народных обрядовых праздниках.

4. Воспитывать эстетическое и духовно-нравственное отношение к традициям своего народа.

Задачи проекта:

1. Возрождать интерес к русским обрядовым праздникам.

2. Обогащать духовный мир детей.

3. Обобщить и закрепить знания детей о празднике Масленица.

4. Вызвать эмоциональное сопереживание и участие в игре-действии, приобщить всех участников к традиции проведения Масленицы.

5. Воспитывать чувство патриотизма, основанного на русских традициях.

Вид проекта: краткосрочный.

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатели группы, музыкальный руководитель, педагоги дополнительного образования.

Сроки реализации : одна неделя.

Разработка проекта:

Составление совместного плана работы над проектом;

Подбор методической и художественной литературы, музыкальных произведений, картин и иллюстраций по теме;

Изготовление с детьми и родителями творческих работ и атрибутов;

Проведение различных работ с детьми и родителями;

Организация места проведения праздника;

Проведение инструктажа по технике безопасности;

Подведение итогов, оформление проекта.

Интеграция образовательных областей:

Социализация и познание:

Познакомить с русским народным праздником Масленица, его историей и обычаями;

Воспитывать гражданско-патриотические чувства к традициям и обычаям своего народа;

Формировать необходимые умения и навыки в различных видах труда;

Дать представление о трудовой деятельности наших предков в старину;

Формировать навыки безопасного поведения дошкольников на улице во время праздника.

Физическое развитие:

Стимулировать двигательную активность детей совместными спортивными занятиями и подвижными играми;

Познакомить с правилами русских народных игр и научить в них играть;

Формировать представление о здоровом образе жизни у дошкольников;

Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

Речевое развитие:

Воспитывать любовь к народным праздникам через произведения художественной литературы;

Учить детей делиться впечатлениями с окружающими, используя художественные средства выразительности;

Поощрять речевую активность, развивать свободное общение с детьми и взрослыми;

Использовать праздник для общения детей, родителей и педагогов;

Обратить внимание родителей на возможность развития интереса ребенка к народным праздникам в ходе ознакомления с художественной литературой.

Художественно-эстетическое развитие:

Вызвать у детей эмоциональный отклик на художественный образ народного праздника в произведениях великих художников;

Развивать эмоциональную отзывчивость на классические произведения;

Стимулировать эмоционально-нравственную сферу посредством различных видов музыкальной деятельности – пение, прослушивание музыки, музыкально-ритмические движения;

Познакомить с русскими народными музыкальными инструментами;

Обучать обыгрыванию воображаемых образов и предметов;

Развивать мелкую моторику и творческие способности.

Выполнение проекта

Образовательная область

Виды детской деятельности

Формы работы

Познавательная, социально-коммуникативная

Познавательно-исследовательская, продуктивная, коммуникативная

Электронная презентация «О праздниках и традициях русского народа». Беседы о традициях и обрядах праздника. Знакомство со значением и символикой блинов. Экскурсия в музей народного быта. Просмотр мультфильма «Смешарики. Масленица». Постановка театрализованного представления «Петрушечные комедии».

Беседа о правилах поведения во время праздника. Беседа на тему: «Огонь – не забава!».

Приготовление теста для блинов. Помощь в расчистке территории от снега для проведения праздника. Коллективное изготовление чучела Масленицы. Изготовление кукол-скруток, солнышка из шерстяных ниток, лоскутного коврика.

Физическая культура

Двигательная, игровая

Народные подвижные игры: «Карусель», «Утка – гусь», «Ручеек», «Звонарь», «Жмурки», «Горелки», «Два Мороза», «Масленица».

Игры-аттракционы: «Петушиный бой», катание на санках с ледяных горок, перетягивание каната, бег в мешках, скачки на метлах.

Речевая

Коммуникативная, восприятие художественной литературы, музыкально-игровая

Чтение русского фольклора, стихотворений о Масленице. Заучивание приговорок, закличек, поговорок о Масленице и блинах. Загадывание загадок о домашней утвари, продуктах, зиме и весне. Разучивание пальчиковых игр.

Художественно-эстетическая

Познавательная, продуктивная

Рассматривание репродукции картины Б.М. Кустодиева «Масленица». Рисование на тему «Масленица». Рассматривание мини-выставки иллюстраций на тему масленичных гуляний. Знакомство с лоскутным рукоделием. Лепка на тему «Барышня на Масленице». Коллективная аппликация на тему «Прощание с зимой». Прослушивание русских народных песен в обработке Алябьева, Гурилёва, Чайковского. Разучивание закличек «Весна – красна девица», «А мы Масленицу дожидались» и других. Разучивание русских народных песен «К нам гости пришли», «Блины». Разучивание «масленичных» частушек, русских народных заигрышей «Масленица-кривошейка», «Ой, Масленица», «Веснянка».

Разучивание русских народных игр «Масленица», «Звонарь», «Веселый бубен».

Работа с родителями

Участие в организации мини-выставки «Предметы старины», разучивание пословиц и поговорок со словами Масленица и блин, участие в изготовлении костюмов и атрибутов для праздника, ознакомление с наглядным тематическим материалом.

Проект для средней-старшей группы детского сада «Широка масленица» проект


Тема: «Широка масленица»
Проблема:
Имея богатейшие народные традиции в проведении календарных праздников, в том числе праздника Масленицы, в котором переплелись народные и православные корни, мы отходим от этих традиций, тем самым лишаем возможности детей прикоснуться к духовно-нравственным основам, к лучшим образцам устного и музыкального народного творчества.
Актуальность проекта:
Внедрение метода проектов в воспитательный процесс ДО обеспечивает у детей развитие любознательности, уверенности в себе, умения самостоятельно мыслить, фантазировать; помогает наполнить жизнь детей интересными делами, яркими впечатлениями, радостью творчества. Любая тема в проекте рассматривается всесторонне. Дети с удовольствием включатся в совместную деятельность, предлагают свои способы решения проблем. Знания, полученные таким способом, запоминаются надолго. Это происходит благодаря тому, что в проекте интегрируются различные образовательные области, виды детской деятельности, формы работы с детьми.
Тема проекта «Широкая масленица» является актуальной . В результате реализации этого проекта дети приобретают знания о смене сезонов, формируется познавательный интерес, приобретут навыки игры на музыкальных инструментах, узнают новые песни, сказки, пляски, игры своей страны. Воспитывает у детей эмоциональное, положительное отношение к традициям.
Усвоение традиционных культурных эталонов не только детьми, но и их родными, близкими, сотрудниками детского сада.
Цель работы:
Повышение интереса к традициям русского народа (праздник Масленица).
Задачи:
1. Познакомить детей с русским обрядовым праздником «Масленица», с
различными жанрами устного народного творчества;
2. Развивать художественно – творческую деятельность путем ознакомления с предметами декоративно – прикладного искусства русской культуры.
3. Формировать любовь к Родине, ее традициям.
4. Ориентировать родителей воспитанников на приобщение детей к русской
культуре в семье.
Участники: дети подготовительной группы, воспитатели, музыкальный руководитель, физинструктор, родители.
Типы проекта: творческий.
Вид проекта: групповой.
Продолжительность: долгосрочный.
Условия реализации : детский сад, семья.
Ожидаемые результаты проекта:
Приобщение детей к традиции проведения народного праздника – Масленицы через сопереживание и непосредственное участие их в общем действии.
Повышение познавательного интереса среди детей к родной истории.
Продукт проектной деятельности: проведение праздника «Проводы масленицы»
1. этап. Подготовительный:
Октябрь
Создать условия для формирования интереса к празднику.
(Наблюдения за изменениями в природе).
Ноябрь
Помочь детям выбрать активную и посильную задачу на определённый отрезок времени.
Декабрь
Составить план совместных действий с детьми, поиск и сбор информации о празднике.
(Беседа: «Как на Руси весну встречали!».Составление творческих рассказов о днях масленичной недели с опорой на соответствующие иллюстрации. Рассматривание и обсуждение картин Б. И.Кустодиева «Масленица», А. А. Соловьёва «Тройка», В. И. Сурикова «Взятие снежного городка» и т.д.).
Январь
Подобрать материал, пособия и литературу по теме (стихи, частушки, загадки, репродукции, музыкальный репертуар).
(Заучивание, стихов, частушек. Разучивание хороводных игр, русских народных песен: «Веснянка», «Маслёна», «Ясна – красна».
Чтение стихотворения Д. Кузнецова «Блины», рассказа Т. Нуждиной «Блины». Знакомство детей с пословицами о масленице и т.д.).
Февраль
Начать формирование игротеки народных игр.
(Обучение русским народным играм «Салки», «Горелки», «Жаворонок», «Поймай валенок», «Карусели», «Пройди в ворота», «Молчанка».Проведение соревнований и игр эстафет: «Санный поезд», «Попади в цель», «Перетягивание каната», «Штурм горы», «Кто быстрее на метле» и т.д.)
Март
Привлечь родителей к участию в конкурсе на лучший рецепт блинов.

2. этап Практический:

Понедельник
«Встреча»
Познакомить детей с русским народным праздником – Масленицей, традициями, обычаями, самобытной культурой. Пробудить интерес и приобщить детей к российской культуре.
- беседа «Что за праздник, Масленица?»
- рассматривание альбома «Масленица»
- поговорки про масленицу
- заучивание стихотворения «Масленица»

Вторник
«Заигрыш»
Продолжать знакомить детей с русским народным календарным празднеством Масленицей, посвящённым концу зимы.
- беседа «Как отмечать Масленицу»
- п/и «Горелки», «Звонарь»
- хороводные игры «А я по лугу гуляла», «Заинька, попляши»
- разучивание масленичных закличек.

Среда
«Лакомка»
Знакомство детей с обрядами масленичной недели и праздничной кухней.
- слушание песни «Песня блинам»
- разучивание стихотворения «Про Масленицу»
- слушание песни «Как на Маслянской неделе»
- чаепитие с блинами в группе

Четверг
«Разгуляй»
Разучивание народных подвижных игр и обрядовых песен. Воспитание уважительного отношения к народным традициям.
- игры-эстафеты:
- «Перетягивание каната»
- «Снежный тир»

Пятница
«Посиделки»
Пробудить интерес и приобщить детей к российской культуре. Воспитание уважительного отношения к народным традициям.
- лакомство блинами

3-й этап. Заключительный: проведение праздника «Проводы масленицы»
Материалы к проекту:
Электронная презентация «Широкая Масленица» (знакомство детей со
значением и обычаями праздника).
Сценарий праздника: «Масленица»
Перечень народных игр, закличек.
Рисунки детей.

Используемая литература:
1. Аксенова З.Ф. Спортивные праздники в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений.-М.: ТЦ Сфера, 2003.
2. Батурина Г. И., Кузина Т. Ф. Народная педагогика в современном учебно-воспитательном процессе – М.: «Школьная Пресса» 2003г.
3. Даймедина И.П. Поиграем, малыши - М., Просвещение, 1992
4. Кенеман А.В., Осокина Т.И. Детские подвижные игры СССР: Пособие для воспитателя детского сада.-М.: Просвещение, 1988.
5. Мельникова Л. И., Зимина А. Н Детский музыкальный фольклор в дошкольном образовательном учреждении ООО «Гном-Пресс» 2000г.
6. Пензулаева Л.И. Подвижные игры и игровые упражнения для детей 5-7 лет.-М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2001.
7. Павлова П.А., Горбунова И.В. «Расти здоровым,малыш!» Программа оздоровления детей раннего возраста М., 2006
8. Тихонова М. В., Смирнова Н. С. Красна изба Санкт-Петербург «Детство-Пресс» 2000г.

Раздел программы/область: социально-личностное развитие;

Название проекта: «МАСЛЕНИЦА»;

Тип проекта: краткосрочный (сроки реализации проекта с 24 февраля по 2 марта), информационно-творческий

Возрастная группа: старший дошкольный возраст

Наличие межпредметных связей : познание, социализация, художественное творчество, физическое развитие, безопасность, музыкальное развитие, коммуникация

Цель работы над проектом: приобщение детей к культуре русского народа;

Задачи:

Знакомить детей с русскими народными традициями;

Расширять представления о Масленице как об одном из русских народных праздников;

Активизировать речь детей в процессе ознакомления с народными песнями, закличками, пословицами и поговорками;

Актуализировать представления детей о названиях и назначении предметов быта в старинной русской избе;

Формировать навыки творческого взаимодействия детей, родителей и педагогов.

Мотивация деятельности по реализации проекта

В ходе беседы о русских народных праздниках и рассматривания этнокалендаря дети задали вопрос: «А почему у праздника такое „съедобное“ название - Масленица, как его празднуют?». При объяснении детям происхождение названия праздника появилось и много других вопросов, касающихся этой темы. Учитывая заинтересованность детей и значение социально-личностного развития детей было принято решение расширить представления детей об этом празднике как об одной из составляющих общей культуры русского народа. Знание истории своего народа, родной культуры, участие в народных праздниках духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ и страну, чувство патриотизма.

Предполагаемый результат.

Расширение представлений детей о русских народных традициях;

Повышение уровня практических умений детей в художественном творчестве;

Установление социально-коммуникативных контактов между детьми, родителями и педагогами;

Пополнение методической «копилки» тематическими конспектами НОД с детьми старшего дошкольного возраста, картотеками, методическими материалами.

Форма презентации

Досуг «Широкая Масленица» с участием детей, родителей и педагогов.

Этапы реализации проекта «Масленица»

Подготовительный (организационный) этап : разработка содержания проекта, составление плана работы; подбор информации и материалов для реализации проектных мероприятий (развивающие игры, иллюстрации, электронные презентации, художественная литература, аудиозаписи с русскими народными песнями и плясками); изготовление атрибутов для проведения подвижных игр; подбор материалов для продуктивной деятельности.

Основной (деятельный) этап:

Формы работы с детьми (схема реализации образовательных областей)

Познание: НОД с использованием ИКТ «Откуда к нам пришла Масленица?»; просмотр видеофильма «Как на Руси Масленицу встречали»; просмотр иллюстраций, фотографий в познавательных энциклопедиях о праздновании Масленицы; обследование материалов, применяемых в русских народных промыслах (разные виды посуды, игрушек-самоделок, деталей праздничной одежды и головных уборов), рассматривание репродукций картин русских художников: Б. М. Кустодиев. «Масленица», В. И. Суриков. «Взятие снежной крепости». знакомство с происхождением звука из разных народных музыкальных инструментов: дудочка, гусли, гармошка.

Речевое развитие: придумывание загадок о блинах на основе описания их характерных признаков; д/и «Пословицы перепутались», «Расскажи по порядку», «Составь слово по первым звукам»; составление рассказа из личного опыта «Как мы Масленицу встречали».

Чтение художественной литературы: К. Д. Ушинский. «Проказы старухи-Зимы», русские народные песенки, потешки, заклички, пословицы и поговорки, загадки о Масленице, блинах; рус. нар. сказка «Снегурочка», П. Я. Вяземский. «Масленица на чужой стороне»; А. С. Пушкин. «Они хранили в жизни мирной».

Социализация: дидактические игры «Кузовок», «Барыня прислала сто рублей», «Неоконченный рассказ» «Целое и часть», «Который по счету», головоломка «Волшебный круг», муз.дид. игра «Ты катись, веселый блинчик», «Вышел Ваня погулять»; сюжетно-ролевые игры «Семья» (сюжет «готовим угощение»), «Ждём гостей», «Мы идём в гости».

Художественное творчество: аппликация с элементами рисования «Рисуем масленицу» (коллективная работа); декоративное рисование «Украсим платок», «Золотая хохлома»; лепка «Ой блины, блиночки», оформление книжки-малышки со стихами, потешками, пословицами, поговорками, закличками, небылицами и иллюстрациями детей.

Труд: Изготовление макета Масленицы, изготовление книжки-малышки «Загадки о Масленице», изготовление атрибутов для проведения подвижных игр и развлечений; оригами «Гармошка».

Безопасность: беседы - «Нам огонь не друг», «Правила обращения с острыми инструментами».

Здоровье: беседа о пользе для здоровья прогулок в любое время года.

Физическая культура: комплекс общеразвивающих упражнений «Хоть зима и хороша, в дверь стучит уже весна», хороводные игры: «Карусель с лентами», «Веснянка»,»Ручеек«, «Матрёшки»; подвижные игры: «Петушки», «Ручеек», «Коленки», эстафета с блинами.

Музыка : слушание аудиозаписей и разучивание русских народных песен: «Ой, блины, блины, блины», «Едет Масленица», частушек и закличек.

Формы взаимодействия с родителями

Устный журнал «Здравствуй, Масленица»

Информационный стенд «Широкая масленица»

Памятка «Масленичная неделя»

Папка- передвижка «Старинные обычаи и традиции»

Участие в подборе материалов для организации мини-выставки «Бабушкин платок»

Конкурс по изготовлению куклы- самоделки «Масленица» (семейное творчество), оформление мини-выставки

Мастер- класс «Печь блины я мастерица», составление книги рецептов

Участие в совместном досуге детей, родителей и педагогов «Масленичные посиделки».

Заключительный этап:

Проведение детско-родительского вечера досуга «Масленичные посиделки»;

Оформление книги рецептов блинов;

Создание итоговой ИКТ-презентации «МАСЛЕНИЦА »

РЕЗУЛЬТАТ:

Дети: получили новые знания о Масленице как об одном из русских народных праздников; расширили представления о родственных отношениях; познакомились с предметами быта старинной русской избы; приняли участие в оформлении группы к праздничным мероприятиям.

Педагоги : подобрали методическую и детскую литературу; пополнили методическую «копилку» тематическими презентациями, репродукциями картин русских художников, аудиозаписями, картотеками стихов, пословиц, поговорок, спортивных игр и развлечений; наработали рекомендации для родителей с информацией о традициях масленичной недели.

Родители: проявили интерес и активно участвовали в реализации проекта; предоставили экспонаты для организации мини-выставки «Бабушкин платок»; проявили творческую инициативу при изготовлении куколок-самоделок для оформления выставки; приняли активное участие в подготовке к проведению совместного мероприятиях.

В развивающую среду были внесены: репродукции картин русских художников на тему «Масленица»; книжки-малышки «Загадки о Масленице», «Ой, блины, блины, блины», книга рецептов блинов, подборки стихов о Масленице; фотоколлаж «Как мы Масленицу праздновали».

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 49» (корпус № 3, Л.Толстого, 27).

Проект «Широкая Масленица»


Тип проекта: педагогический

Вид проекта: познавательно -творческий, кратковременный

Срок реализации: 1.03 – 18.03.2016

Участники проекта: воспитатели группы, музыкальный руководитель, дети средней группы и родители


  • Мир русской культуры поражает поэтическим откровением своей красоты, восхищает тем, как грамотно и гармонично все в нем устроено по законам добра и мудрости. Основной путь восхождения общества к духовным ценностям видится в сохранении и возрождении культуры своего народа. В работах российских философов, педагогов, филологов (М. М. Бахтин, В. С. Библер, Е. В. Бондаревская, Н. К. Рерих, В. В. Розин и др.) культура рассматривается доминирующим средством изменения общества и развития личности. Огромный воспитательный потенциал заложен в народных традициях, обрядах, произведениях устного народного творчества, музыке, где высвечены национальные идеи и гражданские ценности. Именно праздник выступал той культурной формой взаимодействия людей друг с другом, когда осуществлялась передача потомкам культурных традиции.

  • В настоящее время вызывает тревогу и беспокойство забвение русских традиций, отражающих многовековой опыт познания народом окружающей природы, способов гармоничной жизни в согласии с ней. Одной из проблем дошкольного образования ребенка сегодня – противоречие между богатейшим наследием русского народа и недостаточным представлениями о традициях народа у родителей и детей.

Цель: формировать у детей представление о русском народном празднике Масленице.

  • Познакомить детей с народными традициями, символами праздника, народными гуляньями, играми и забавами Масленичной недели.
  • Приобщить к ценностям русской культуры.
  • Развивать интерес к познавательным развлечениям, знакомящим с традициями и обычаями русского народа, истоками культуры.
  • Воспитывать чувство патриотизма основанного на русских традициях.
  • Ориентировать родителей воспитанников на приобщение детей к русской культуре в семье.

  • Владеют знаниями о традициях, символах праздника, народных гуляньях, играх и забавах праздника Масленицы.
  • Умеют организовывать народные подвижные игры, выступать в роли организатора, водящего.
  • Знакомы с произведениями народного искусства (заклички, заигрыши, загадки, песни)
  • Выражают эстетические чувства, проявляют эмоции от участия в народных праздниках, прослушивании произведений музыкального фольклора.

  • Праздник «Масленица»
  • Семейная викторина «Широкая Масленица»
  • Выставка конкурсных фотографий «Ух, ты, Масленица»
  • Презентация проекта

Реализация проекта. I этап – подготовительный

изучение методической литературы, Интернет-ресурсов, постановка цели, задач, разработка проекта, выбор форм и методов работы с детьми, определение содержания работы, изучение условии для проведения проекта, определение и формулировка ожидаемых результатов.


II этап – основной

Дата

Совместная деятельность

Самостоятельная деятельность

Рассказ воспитателя о русском традиционном празднике – Масленице – познакомить детей со значением и обычаями праздника. Использование видеопрезентации по теме.

Катание на санках – доставить детям радость от зимних развлечений.

Взаимодействие с родителями

Разместить в групповой раздевалке папку-передвижку «Масленица»,

Разучивание масленичных закличек, поговорок – развивать кругозор, память.

Слушание русских народных песен «Вот уж зимушка проходит», «Как на масленой недели», «Барыня» - повышать интерес к русскому народному творчеству.

Раздать листы с вопросами семейной викторины «Широкая Масленица»

Знакомство с п/и «Малечина-калечина», «Заря»- развивать внимание, реакцию, ловкость. «Мороз – красный нос» - учить детей действовать по сигналу, бегать по всей площадке, не наталкиваясь друг на друга.

Дата

Совместная деятельность

Заучивание песни «Ой,

Самостоятельная деятельность

Просмотр мультфильма «Смешарики. Масленица» - обобщать знания детей о Масленице; доставить детям радость, хорошее настроение.

Взаимодействие с родителями

Праздник «Масленица» - актуализировать и систематизировать представления детей о народных традициях, символах праздника, народных гуляньях, играх и забавах; формировать интерес к русскому народному фольклору; воспитывать чувство патриотизма, основанного на русских традициях.

Рассматривание картин Кустодиева «Масленица», «Деревенская масленица», «Масленичные катания»; Грузинского «Масленица» 1889, Кожина С. «Масленица. Проводы» 17 век, Френца «Масленица» 1903, Белых В. «Соборо Александра Невского. Масленица» 1908, Васильевой Л. «Масленица», Сырова «Ярморка» и др. на тему «Масленица» - развивать художественное восприятие картин, внимательность, патриотизм.

Изготовление дома блинов

П/и «Два Мороза», «Ручеек», «Гори, гори ясно», «Веснянка» - развивать двигательную активность, интерес к народным играм.

совместно с ребенком.

Объявление фотоконкурса «Ух, ты, Масленица!»

Познакомить с рецептом приготовления теста для блинов,показать как выпекают


  • Оформление выставка фотоконкурса «Ух, ты, Масленица» (семейные фотографии празднования «Масленицы»)
  • Оформление стенда для родителей с ответами семейной викторины
  • Подведение итогов и награждение победителей конкурсов: «Семейная викторина «Широкая Масленица», фотоконкурса «Ух, ты, Масленица»
  • Создание презентации проекта «Широкая Масленица»

  • в результате проектной деятельности у детей были сформированы представления о русском народном празднике Масленице, символах праздника, народных гуляньях; повысился интерес к народным подвижным играм, забавам, развлечениям; проект способствовал развитию у детей кругозора, любознательности, творческих способностей, двигательной активности; все проводимые мероприятия повлияли на стремление изучить традиции родной страны не только у детей, но и у их родителей.
  • Продолжать знакомить детей с русскими народными праздниками, традициями.
  • Продолжать знакомить детей с русскими народными праздниками, традициями.


Паспорт проекта: Тип проекта: познавательный, творческий. По числу детей – групповой. По продолжительности – краткосрочный (1 неделя). Участники проекта – воспитатели, дети старшей группы и их родители, музыкальный руководитель, инструктор по физическому воспитанию ДОУ.




Образовательная область: познание, музыка, коммуникация, физическая культура, художественное творчество. Задачи: - вызвать желание глубже ознакомиться с народным праздником Масленица. - обобщить и закрепить знания детей о Масленице. - обогатить духовный мир детей. - развивать выносливость, смекалку. - воспитывать чувство патриотизма, основанное на традициях народа.


Актуальность: Россия богата своими традициями, передающимися из поколения в поколение, и Масленица – один из самых любимых всеми, народный праздник, происходящий в конце зимы, всегда отмечался ярко, шумно и весело, с блинами, ярмарками и скоморохами. Он навсегда оставляет самые светлые впечатления, прививая интерес к историческому прошлому страны.




Содержание: 1.Создать условия для формирования интереса к празднику. 2.Помочь детям выбрать активную и посильную задачу на определённый отрезок времени. 3.Составить план совместных действий с детьми, поиск и сбор информации о празднике 4.Подобрать материал, пособия и литературу по теме (стихи, частушки, загадки, заклички, репродукции, музыкальный репертуар). 5.Начать формирование игротеки народных игр. 6.Привлечь родителей к участию в конкурсе на лучший рецепт блинов. 7.Привлечь пап для оформления и подготовки игрового участка к празднику.




Содержание: А). Познание, коммуникация. 1.Наблюдения за изменениями в природе. 2.Беседа: «Как на Руси весну встречали!». 3.Рассматривание и обсуждение картин Б. И.Кустодиева «Масленица», А. А. Соловьёва «Тройка», В. И. Сурикова «Взятие снежного городка». 4.Заучивание закличек, стихов, частушек. 5.Разучивание хороводных игр, русских народных песен: «Веснянка», «Маслёна», «Ясна – красна». 6.Чтение стихотворения Д. Кузнецова «Блины», рассказа Т. Нуждиной «Блины». 7.Составление творческих рассказов о днях масленичной недели с опорой на соответствующие иллюстрации. 8.Знакомство детей с пословицами о масленице.


Б). Социализация, физкультура, безопасность. 1.Обучение русским народным играм «Салки», «Горелки», «Жаворонок», «Поймай валенок», «Карусели», «Пройди в ворота», «Молчанка». 2.Проведение соревнований и игр эстафет: «Санный поезд», «Попади в цель», «Перетягивание каната», «Штурм горы», «Кто быстрее на метле». В). Продуктивная деятельность. 1. Рисование: «Зимние забавы». 2. Аппликация: «Барышня на Масленице». 3. Коллективный труд, создание чучела из соломы: «Маслёна – Барыня!» 4. Лепка: «Масленичное Солнце!».


Содержание: 1). Музыкально спортивный праздник на улице. 2). Подведение итогов конкурса для родителей «Лучший рецепт блинов». 3). Дегустация блинов. 4). Оформление репортажа о проведении праздника в фотогазете. 5). Консультация для родителей «Выходные на Масленицу».


Прогнозируемый результат: - Приобщение детей к традициям проведения народного праздника. - Повышение познавательного интереса к родной истории. - Создание в детском коллективе атмосферы радости совместного творчества. - Развитие двигательных и музыкальных способностей. - Усвоение традиционных культурных эталонов детьми и их родителями.


Продукты деятельности: -Книга рецептов приготовления блинов «Пальчики оближешь». - Сценарий – конспект праздника «Эх, да Масленица». - Игротека народных подвижных игр. - Выставка детских поделок «Масленичное Солнце». - Фотогазета «Как мы весну встречали». -Кукла-Чучело из соломы «Масленица».