"формирование нравственно-патриотических чувств дошкольников через приобщение к истории и культуре родного края". Родительское собрание: «Воспитание у дошкольников патриотических чувств через приобщение к истории и культуре родного края

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение (начальная школа-детский сад) сельского поселения «Село Пушкино» Бикинского муниципального района Хабаровского края родительское собрание Тема: «Воспитание у дошкольников патриотических чувств через приобщение к истории и культуре родного края»

Подготовила: воспитатель

Ямнова Елена Васильевна

  • В период дошкольного детства происходит формирование культурно-ценностных ориентаций, духовно-нравственной основы личности ребенка, развитие его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, осознания себя в окружающем мире. Формирование личности ребенка, его воспитание, начинаются с воспитания чувств через мир положительных эмоций, через обязательное приобщение к культуре, обеспечение духовной и интеллектуальной пищей, в которой он так нуждается.

Работа по патриотическому воспитанию включает в себя:

  • Формирование чувства привязанности к своему дому, своим близким, детскому саду. Ведь чувство любви к Родине начинается у ребенка с любви к самым близким людям - отцу, матери, бабушке, дедушке, с ощущения ребенком их сердечного тепла, внимания, защиты. Эти первые эмоции в дальнейшем становятся основой для возникновения более сложных социальных чувств.
  • Формирование у детей чувства любви к своему родному краю на основе приобщения к родной культуре и традициям. Родной дом, двор, где не раз гулял, детский сад, где он получает радость общения со сверстниками, родная природа - все это Родина. Воспитание патриотизма включает в себя воспитание любви, привязанности к малой Родине, к тому месту, где ребенок родился и вырос.

  • Формирование в ребенке национального духовного характера, уважения к культурному прошлому родного края, знания национальных традиций и обычаев русского народа и народов Хабаровского края. Благодатный педагогический материал накапливался веками в устном народном творчестве: народные сказки, потешки, поговорки, которые передаются от поколения, к поколению воспитывая основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. А так же народно-прикладном искусстве, фольклорных и классических произведениях, в произведениях народных мастеров живописи, скульптуры и архитектуры, в народных играх.
  • Формирование представлений о Дальнем Востоке, Хабаровском крае, Бикинском районе, как о «малой родине», о Хабаровске, как столице края.
  • Воспитание патриотических чувств через изучение символики хабаровского края (флаг, герб).
  • Воспитание любви и бережному отношению к природе, которая постоянно окружает его, доступна и понятна ему.

  • Для достижения целей мы обозначили следующие задачи:
  • Ознакомить детей с художественным наследием родного края.
  • Привлекать дошкольников к внимательному и заинтересованному слушанию художественных произведений.
  • Формировать интерес детей к книге через сопровождение чтения небольших произведений игровыми действиями и инсценировками.
  • Развивать умение выражать свои мысли опираясь на впечатления от прочитанного произведения.
  • Развивать элементы творчества, умение использовать прочитанное в других видах деятельности (игровой, продуктивной, коммуникативной).
  • Воспитывать способность наслаждаться художественным словом дальневосточных авторов (стихи, сказки, загадки, народные высказывания, звукоподражания), уважать культуру родного края.

Первой ступенькой в формировании патриотического воспитания дошкольника является приобщение к истории и культуре родного края. Ведь еще академик Д. И. Лихачев писал: «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого - любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству».

Любой край, город, поселок, даже небольшая деревня неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции, быт. Подборка соответствующего материала позволяет формировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край. Надо показать ребенку, что его родной город, село славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми. Для этого мы проводим занятия, организуем экскурсии, походы, работаем в тесном контакте с работниками библиотеки, которые знакомят детей с прошлым нашего села, знаменитыми людьми которые родились и выросли в нашем поселке.

  • Свою работу мы начинаем с младшей группы, где знакомим детей с названием нашего села, рассматриваем фотографии, знакомимся с улицей, на которой находится детский сад. Для этого организуем экскурсию по близлежащей улице.
  • С детьми постарше организуем экскурсии, знакомя их с достопримечательностями села, которые расположены на близлежащих улицах: школа, почта, администрация, памятник погибшим в Великой Отечественной войне воинам, Дом культуры, магазин, ФАП, рассказываем об их назначении, подчеркивая, что все создано для удобства людей.
  • Постепенно диапазон объектов, с которыми знакомят уже старших детей расширяется - это наш район, г. Бикин, Хабаровск его достопримечательности, исторические места и памятники, объясняя в честь кого они воздвигнуты. С этой целью, оформляем фотоальбомы. Старшие дошкольники знают название своего села, своей улицы, прилегающих к ней улиц. Детям объясняют, что у каждого человека есть родной дом и поселок (город, деревня), где он родился, вырос и живет. Для этого мы организуем экскурсии по селу: к водоему, в музей, на зерноток, знакомимся с природой родного края посещая близлежащий лес и сопку.

Дети учатся любоваться природой родного края любить и беречь ее. Наблюдения за трудом взрослых (работники почты, магазина, по благоустройству поселка и.т.д.) помогают ребенку осознавать, что труд объединяет людей, требуя от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела. Так же во время экскурсий происходит путешествие в прошлое нашего села. В этом нам помогают работники библиотеки, где организован сельский музей и Дома культуры.

В нравственном и патриотическом воспитании большое значение имеет пример взрослых, особенно близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (бабушек, дедушек, прадедушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) прививаем детям такие понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «трудовой подвиг» и.т.д. Дети подводятся к пониманию, что мы победили, потому, что любим, бережем и защищаем свою Родину и Родина чтит своих героев, отдавших свою жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.


  • В нашем учреждении к 70 - летию Победы в Великой Отечественной войне была организована встреча с ветеранами Великой Отечественной войны и тружениками тыла, которые рассказывали, о трудностях жизни детей в тылу, о войне, о своих боевых товарищах. Ежегодно мы с детьми 4-7 лет проводим тематические занятия и беседы, слушаем военные песни, ходим к памятнику погибшим героям на 9 Мая и на 2 сентября, где возлагаем цветы, читаем стихи, поем песни, посвященные памяти павшим героям.
  • Большой интерес имеется у детей к народным праздникам, проводимым в ДОУ (рождественские колядки, масленица). Для знакомства с народностями края, проводим народные подвижные игры, читаем стихи дальневосточных авторов, нанайские и удегейские сказки, рассматриваем иллюстрации с изображением одежды, украшенной национальными узорами.
  • Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – отцу, матери, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Если в семье есть свои, присущие только ей привычки, такие как праздновать вместе Новый год, дни рождения, готовить друг другу подарки, ездить вместе на отдых; то это все постепенно и основательно входит в социальный опыт ребенка, как самые приятные и дорогие воспоминания, которые хочется пережить снова.
  • Огромное значение в данной работе имеет взаимодействие с Вами, уважаемые родители. Оно способствует бережному отношению к традициям, сохранению семейных связей и ценностей. И надо отдать Вам должное - Вы всегда готовы помочь нам в этой работе: оказываете помощь в оформлении разнообразных выставок: на «День Матери», «День защитника Отечества», «8 Марта», 9 Мая, изготовлении поделок, стенгазет, пособий.

Надеемся, что проводимая работа по патриотическому воспитанию дошкольников будет надежным фундаментом для воспитания будущего поколения, обладающего духовно-нравственными ценностями, патриотическими чувствами, уважающими и приумножающими культурное, историческое прошлое и настоящее нашей родины – России и Хабаровского края.




Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Калинка»

Публикация на тему:

«Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истории и культуре родного края»

воспитатель 1 квалификационной категории

Маленькая родина все равно большая,

Ведь она единственная.

Нравственно – патриотическое воспитание подрастающего поколения – это направление, которое сама жизнь выдвинула в настоящий момент в качестве приоритетного в системе воспитания. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Первоначальный процесс зарождения зачатков патриотизма и гражданственности происходит в процессе введения дошкольников в мир культуры и истории малой Родины. Зарождаясь на любви к малой Родине, патриотические чувства, пройдя через целый ряд этапов, поднимаются до осознанной любви к своему Отечеству.

Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.

в стихотворении «Родина» пишет:

Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал.
Ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал.

И действительно, самые волнующие и трогательные воспоминания для каждого человека - это воспоминания о родных местах, любимых улицах и живописных берегах родной реки… Родной край - самое любимое и красивое место на земле. Здесь самая красивая природа, самые уникальные достопримечательности, самые красивые и добрые люди. Здесь всё своё, такое родное и любимое.

Родной край… Важно показать ребенку, что он славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, знаменитыми людьми.

С целью формирования патриотических чувств у дошкольников в процессе ознакомления с родным краем был разработан и реализован долгосрочный проект «Край любимый - край Юрьянский». Проект подразумевал единение детей и взрослых, поэтому полноправными участниками стали педагоги, дети, их родители и представители социума.

Работа велась в следующих направлениях: «Мой любимый детский сад», «Сторонушка Юрьянская моя», «Чудеса родного края», «История родного края в годы Великой Отечественной войны».

И вот дан старт проекту, и ребята отправились в путешествие по детскому саду. Детский сад – является маленькой родиной для ребенка. Это то место, где дошкольник проводит большую часть времени. И нашей главной целью было - формирование представления о детском саде как о маленькой родине, о необходимости любить и беречь его, знать его историю и соблюдать традиции.

Приветливо встречали путешественников сотрудники детского сада. У ребят расширились представления о труде взрослых, его значимости, они поняли, что именно усилиями дружного, трудолюбивого коллектива в детском саду создана атмосфера тепла и доброты.

В доступной и интересной форме познакомились воспитанники с историей нашего дошкольного учреждения и его традициями. С большим желанием дети учили стихи о детском саде, которые представляли на конкурсе чтецов; составляли рассказы на темы «Я люблю свой детский сад», «Любимый уголок в группе»; рисовали рисунки, делали аппликации , мастерили поделки из природного материала, игрушки – забавы; играли в дидактические и сюжетно – ролевые игры, принимали активное участие в акции по озеленению территории детского сада. Традиционными стали встречи с бывшими сотрудниками нашего дошкольного учреждения, поздравление их с праздниками, вручение памятных сувениров.

Проделанная работа в данном направлении расширила представление детей о детском саде, как о втором доме для детей, где их всегда ждут и всегда им рады.

С чего начинается Родина?

С заветной скамьи у ворот…, - поется в известной песне. И наше знакомство с родной Юрьянской сторонушкой началось именно с заветной скамьи у родного дома, с родной улицы. Улицы, как и люди, имеют свою биографию. Они рождаются, растут, взрослеют. Интересно и содержательно рассказывали ребята о своей улице, ее истории, о доме, в котором живут, рисовали, конструировали, делали аппликации, получили практические навыки создания макетов своих домов из различных материалов. При рассматривании иллюстраций, фотографий, мультимедийных презентаций обращали внимание на современные дома и дома в прошлом. Во время экскурсий по улицам поселка наблюдали за различными видами транспорта, закрепляли правила пешеходов, любовались красивыми домами и зданиями, знакомились с жителями, проживающими на данной улице.

Путешествуя по родному поселку, ребята также знакомились с социокультурными и производственными объектами . Целевые экскурсии на почту, в промышленные и продуктовые магазины, на автовокзал , железнодорожный вокзал и другие предприятия помогли детям понять принципы функционирования различных учреждений поселка, формировали у дошкольников представления о разнообразных потребностях людей. В ходе интерактивной экскурсии по улице Ленина ребята познакомились с достопримечательностями, культурными центрами и памятниками главной улицы поселка.

Виртуальная экскурсия «Родной свой край люби и знай», просмотр фильма видеостудии «Стоп – кадр» познакомили ребят с историей образования Юрьянского района, его символикой, территорией, географическим положением и населенными пунктами.

Чудо… Казалось бы, это бывает только в сказках. Однако, если присмотреться, то чудо можно увидеть и в обычной жизни, а если очень захотеть, то и пообщаться с ним, проникнуться им.

Чудо родного края – это природа, которая окружает нас; это легенды, былины, сказания, исторические факты, связанные с родным краем; это литературные шедевры писателей и поэтов - земляков; это люди, делами своими прославившие родную землю, внесшие вклад в развитие нашей огромной и великой страны. И наши дети должны прикасаться к этому чуду, знать о его существовании.

Просмотр презентаций, видеофильмов, знакомство с Красной книгой Кировской области, викторины («Друзья природы», «Знатоки родного края»), игры («Что? Где? Когда?», «Поедем в родной край», «Необыкновенное путешествие») расширили знания детей о разнообразии животного и растительного мира Юрьянского района, о растениях и животных, занесенных в Красную книгу, об особо охраняемых территориях. Красоту родной природы ребята отразили в своих рисунках и фотографиях, в рассказах на темы «Красивые места моего края». «Природа родного уголка». Проделанная работа сформировала умение замечать красоту родной природы, желание ее беречь и охранять.

Не зря говорят, что главная ценность любой Земли – это люди, живущие на ней. Цикл занятий на тему «Люди, прославившие наш край», познакомил детей с вятскими поэтами, писателями и художниками, их творчеством.

Одна из граней патриотизма – отношение к трудящемуся человеку.

Жители родного края – народ работящий и терпеливый. На благо своего района трудятся люди разных профессий. С гордостью рассказывали дети о профессиях своих родителей, интерактивная игра «Все профессии важны, все профессии нужны» расширила и обобщила представление детей о профессиях. С большим вниманием слушали они произведения «Город добрых дел» Р. Скарри, «Дядя Степа – милиционер», «А что у вас?» С. Михалкова, «Чем пахнут ремесла Д. Родари и др.; с удовольствием играли в дидактические и сюжетно – ролевые игры, придумывая новые сюжеты. Мы считаем, что такая деятельность обеспечит дальнейшее вхождение ребенка в современный мир, приобщение к его ценностям.


Инструментом для воспитания общечеловеческих ценностей и развития творческих способностей детей является устное народное творчество и народная культура. Не случайно подчеркивал, что «…воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным». В ходе реализации проекта в теории и на практике ребята познакомились с историей, технологией и художественными особенностями вятской игрушки и утвари и вятским фольклором. Интерактивное занятие – путешествие «Сказ о вятских промыслах», тематическое занятие «Прекрасное рядом с тобой», мастер – классы «Дымковские узоры», «Куклы наших прабабушек», виртуальное путешествие по музею «Здравствуй, музей», просмотр фильма видеостудии «Стоп – кадр» «Умельцы Юрьянского района», экскурсия в русскую горницу при ЦДТ, знакомство с песнями, сказками и легендами родного края приобщали детей к истокам народной культуры.

Не оставили равнодушными ребят мероприятия в направлении «История родного края в годы Великой Отечественной войны». Были проведены тематические беседы с показом мультимедийных презентаций «Юрьянский район в годы Великой Отечественной войны», «Герои Советского Союза – юрьянцы». С целью воспитания уважения к ветеранам ВОВ прошла акция «Подарок ветерану». Ребята ходят в гости к ветеранам, слушают рассказы о тех далеких тяжелых для Родины и народа годах, поздравляют с праздником, дарят подарки. Ветераны – всегда почетные гости нашего детского сада.

С целью воспитания чувства любви и гордости за свою страну и свою семью, уважения к родным проводилась исследовательская работа «Война в истории моей семьи». По результатам работы оформлены «Книги памяти». В каждой группе детского сада оформляются стенды, посвященные Великой Отечественной войне.

Экскурсия в «Музей боевой славы», знакомство с назначением и результатами поисковых экспедиций отряда «Наследие», участие в митинге по открытию мемориальной доски нашему земляку …, митинге, посвященному Дню Победы, концерты для ветеранов «Этих дней далеких позабыть нельзя», конкурс рисунков «Войны не знали мы, но все же…», «Война глазами детей», мини – исследования «Улица в честь героя» познакомили детей с героическим прошлым нашего района, способствовали воспитанию чувства гордости за наших земляков.

Формирование патриотических чувств проходит эффективнее, если устанавливается тесная связь с семьей. Осознанное включение родителей в единый, совместный с педагогами процесс воспитания ребёнка позволяет значительно повысить его эффективность. Вместе с детьми они оформляли выставки и фотовыставки по теме проекта, проявив творчество и фантазию, участвовали в исследовательских работах, сборе краеведческого материала, в различных акциях, коллективных мероприятиях и праздниках.

При работе по патриотическому воспитанию возрастает необходимость взаимодействия дошкольного учреждения с социумом. Нами было установлено тесное сотрудничество с Центром детского творчества, центральной детской библиотекой и школой. Экскурсии, тематические занятия, развивающие игры , викторины сделали учебный процесс более совершенным и разнообразным.

В ходе реализации проекта, мы еще раз убедились в том, что взаимосвязь с семьей, с представителями социума нам жизненно необходима. Совместное участие в проектной деятельности помогло нам расширить и систематизировать знания детей о нашем крае, его прошлом и настоящем. У детей появилось чувство гордости за свою малую родину, за ее людей, неповторимую красоту.

И мы очень надеемся, что это чувство любви к своей малой Родине наши дети пронесут через всю свою жизнь. И родной поселок всегда будет для них самым родным и прекрасным, дорогим и близким.

ПРИОБЩЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ

К КУЛЬТУРЕ РОДНОГО КРАЯ.

Основной целью работы по ознакомлению дошкольников с родным городом является воспитание в ребенке чувства гордости, уважения и любви к тому месту, где он живет. До детей доводится информация об исторических фактах, о природе края, в котором он живет, о промышленности. Родителям предлагается во время поездок в другие города обращать внимание ребенка на их своеобразие, на то, чем они отличаются от их родного города, на природу, архитектуру и т.д. Помогают в ознакомлении дошкольников с родным городом такие формы работы, как создание макетов; рассматривание карты города; викторины; фоторепортажи; занятия беседы об известных людях города; создание альбомов; чтение стихотворений и др.

При ознакомлении с родным краем подбираются те методы, которые позволяют повысить эмоциональную активность детей, а также создать такие условия, в которых бы им приходилось самостоятельно или с помощью взрослого действовать. Это такие формы работы, как: составление рассказов; творческая деятельность; викторины по краеведению; создание альбомов с пословицами краеведческой тематики; чтение рассказов; папки-передвижки с иллюстрациями о животном и растительном мире; занятия и др.

Формирование чувства гордости за свой город, свою страну, предполагает эмоционально-когнитивную включенность детей. В этом поможет приобщение детей к творчеству известных поэтов, писателей, композиторов, художников, скульпторов. На основе отечественных произведений, русских песен, прибауток воспитываются в детях качества во все времена отличавшие русский характер: доброта, открытость, достоинство, сострадание, благородство. Для патриотического воспитания полезно использовать народные игры с пением и движением, в которых ребята приобщаются к народным традициям, проявляют взаимовыручку, знакомятся с жанрами народного творчества.

Целью этой работы является формирование нравственно-патриотического отношения и чувства сопричастности к семье, городу, к природе, культуре на основе историко-национальных и природных особенностей родного края. Воспитание чувства собственного достоинства как жителя своего города, края, государства, уважения к прошлому, настоящему, будущему родного края, толерантного отношения к представителям других национальностей.

Основные задачи:

Формирование у дошкольников нравственных качеств через ознакомление с родным городом.

Формирование патриотических чувств к прошлому, настоящему и будущему родного города, чувства гордости за свою малую Родину.

Помогать детям в освоении социальных норм поведения на основе совместной деятельности и взаимной помощи, умения общаться со взрослыми и сверстниками.

Расширить представления детей об истории, культуре, профессиях, людях, социально-экономической значимости родного поселка, края.

Сформировать представления о том, чем славен родной край.

Воспитание чувства уважения к профессиям и труду взрослых.

Воспитание уважения к традиционным ценностям.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: в непосредственно образовательной деятельности, в играх, в труде, в быту.

На основе поставленных целей был разработана схема реализации целей и задач патриотического воспитания дошкольников.

Система работы по формированию патриотических чувств у дошкольников предполагает активное участие детей, педагогов, родителей в его реализации. Она нацелена на развитие любознательности и познавательной активности у дошкольника, обеспечивает интеллектуальное развитие ребенка, создание условий для развития личности, его творческих способностей, приобщение детей к общечеловеческим ценностям.

Особенностью системы работы по патриотическому воспитанию дошкольников является интеграция различных видов детской деятельности: речевой, изобразительной, познавательной, конструктивной, игровой. Это связано с потребностью создать у ребенка целостную картину окружающего мира, где находятся в единстве природа, общество и человек. Основным источником впечатлений дошкольников является ближайшее окружение (природное и социальное), та общественная среда, в которой они живут.

Система построена на наблюдении, экскурсиях, встречах с интересными людьми, беседах в музее, детской библиотеке, где мы рассматриваем те книги, которые написаны писателями и поэтами. Словом, на простых, доступных и понятных даже маленькому человечку вещах воспитывается любовь к родному краю. Необходимым условием в работе является совмещение теоретического обучения с практической деятельностью в детском саду, на природе, дома с родителями.

Система нацелена на развитие любознательности как основы познавательной активности у дошкольника, обеспечивает интеллектуальное развитие ребенка, создание условий для развития личности ребенка, его творческих способностей, приобщение детей к общечеловеческим ценностям.

Работа с детьми.

Задумываясь об истоках патриотических чувств, всегда обращаются к впечатлениям детства: это и дерево под окном, это и улица, по которой ходил, и родные напевы, и поразившие когда-то факты и события – это выражение глубокой привязанности и любви ко всему, что с ранних лет вошло в сердце как самое дорогое. На основе полученных сведений из научных источников и сложившейся концепции и патриотического воспитания сложился алгоритм работы с детьми.

Любовь к Родине начинается с чувства к своему городу. Важно, чтобы родной город предстал перед ребенком как самое дорогое, красивое, неповторимое.

Работу по формированию патриотических чувств у старших дошкольников можно начать с ознакомления детей с посёлком, на территории которого находится дошкольное учреждение.

Каждый ребенок должен знать свой домашний адрес.

Знакомя детей с достопримечательностями посёлка, города, можно использовать дидактическую игру «Где мы были – мы расскажем». Дети по изображению отгадывают и рассказывают о достопримечательностях города: о памятниках, зданиях. Знакомство с родным городом и родной страной вызывает у детей положительные чувства и эмоции, а также стремление и желание ребенка нарисовать то, о чем только что услышал. Поэтому эта работа продолжается и на занятиях по изобразительной деятельности. Рисунки детей, отражающие сильное и чистое чувство любви к своему родному городу, родной природе позволяют им создать выразительные образы, основанные на своих собственных наблюдениях, а также заставляют задуматься над отношением к миру природы.

Важно подчеркнуть, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление. Поэтому эффективнее использовать не только художественную литературу, иллюстрации, открытки, фотографии, но и другие эффективные формы и методы: экскурсии, игры народов мира.

Дошкольный возраст – это пора интенсивного становления личности ребенка. Именно в этом возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношения к окружающему миру. Маленький ребенок еще не разбирается в политических или социально-экономических противоречиях и спорах, для него важно любить свою семью, свой родной город, дружить со сверстниками, гордиться своей Родиной, в том числе и ее государственными символами.

На пороге школы ребенок должен узнавать герб, флаг, мелодию гимна России. Детям должно быть доступно понимание того, что государственные символы объединяют людей, живущих в государстве, и служат ее гражданам отличительными знаками.

Обязательным компонентом всей работы в течение года является природоохранная деятельность детей. Ведь охранять природу – значит охранять Родину. Вид из окна, панорама родного города, детский сад, родная природа – все это Родина. Родная природа – один из самых сильных факторов воспитания любви к родине. Любование ее красотой, бережное отношение к миру природы – все это источники формирования любви к родному краю.

Чувство родины, ассоциируемое со знакомыми ландшафтами, природными явлениями, требует повышенного внимания к ней, привязанности к родным местам, которое сливается воедино с чувством любви к Родине. Это чувство необходимо воспитывать у детей, руководствуясь дидактическими принципами: от близкого – к далекому, от известного – к неизвестному, от простого - к сложному, от частного – к общему. Яркие впечатления о родной природе, полученные в детстве, нередко остаются в памяти на всю жизнь, т.к. в ее образах воплощается Родина. И неслучайно до глубокой старости хранит человек светлое воспоминание о родных местах, и каждый раз он с законной гордостью рассказывает о замечательной флоре и фауне своего края.

Быть патриотом, гражданином – это значит быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к Родине должно сочетаться в юном гражданине с формированием доброжелательного, терпимого отношения к каждому человеку, независимо от цвета кожи и вероисповедания. Так как наш город многонационален, необходима работа, связанная с воспитанием доброжелательного отношения ко всем людям независимо от их национальности. На сближение детей разных национальностей оказывают влияние общие игры, прогулки. Но при таком объединении детей разных национальностей необходимо продуманное целенаправленное руководство. Большие требования предъявляются к воспитателю. Он должен располагать значительным запасом знаний в области интернационального воспитания, проявлять большой такт и чуткость к детям любой национальности. Когда ребенок одной национальности попадает в группу детей другой, ласковое и нежное отношение к такому ребенку не остается не замеченным остальными детьми. Подражая своему воспитателю, они начинают проявлять заботу, чуткость, внимание по отношению к сверстнику другой национальности. Это подражание постепенно переходит в привычку, становится нормой поведения.

Работа с родителями.

Трудно спорить, когда говорят: воспитывает все, что окружает растущего человека. И все же в огромном многообразии воспитательных влияний, следует обратить внимание на семью. Семья играет решающую роль в дошкольный период, когда закладывается «моральный стержень» личности и позже ее роль в воспитании общественно-политической сознательности, трудолюбия, патриотизма трудно переоценить: ее воздействие длительно и постоянно.

Работа по патриотическому воспитанию дошкольников строится в тесном взаимодействии с семьями воспитанников. С привлечением родителей организуются выставки семейных альбомов, изготовляются макеты города, карта города, проводятся совместные праздники, экскурсии. Дети совместно с родителями участвуют в различных творческих конкурсах и выставках.

Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – отцу, матери, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Если в семье есть свои, присущие только ей привычки, такие как праздновать вместе Новый год, дни рождения, готовить друг другу подарки, ездить вместе на отдых; то это все постепенно и основательно входит в социальный опыт ребенка, как самые приятные и дорогие воспоминания, которые хочется пережить снова.

В работе по этому направлению с семьей нужно опираться на родителей, как на равноправных участников формирования детской личности.


В науке имеются различные трактовки и определения «культуры». Культура рассматривается нами как специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленной в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, а также в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе.

Приобщение к культуре - это процесс, в ходе которого люди учатся и усваивают общепринятые в их родной культуре нормы поведения и манеры. Приобщение к культуре и истории родного края играет важную роль в процессе воспитания подрастающего поколения.

Специфическими средствами национального (народного) воспитания являются компоненты народной культуры, в которых проявляются дух и традиции народа, его нравы и обычаи, отношение к природе, фольклору, быту, искусству, языку. Педагогическая значимость национального (народного) воспитания определяется социокультурными функциями данного вида воспитания - духовно-нравственным, познавательно-информационным, творческо-преобразовательным освоением этнокультурного наследия.

Вопросы приобщения детей к культуре различных народов поднимались в трудах Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского. Выдвигая идеи воспитания детей в новых условиях, они призывали педагогов внедрять в практику воспитания прогрессивные народные традиции - пропаганду национального искусства, эстетику национальной одежды, игрушек, народных танцев, праздников; наполнять новым содержанием традиции народного воспитания, ибо настоящей считали ту педагогику, которая повторяет педагогику всего общества.

Педагогическая технология приобщения детей к истории и культурному наследию родного города базируется на принципах, которые помогают педагогу в организации работы по данному направлению. Это принципы гуманизации, учета возрастных и индивидуальных возможностей детей, культуросообразности, субъект-субъектного взаимодействия педагога и ребенка в процессе приобщения к культурному наследию города, педагогической поддержки, креативности и др. Рассмотрим особенности применения некоторых из принципов .

Принцип культуросообразности определяет особенности отбора содержания работы по ознакомлению детей с культурой родного края.

М.Лотман рассматривает культуру как способ общения между людьми, который осуществляется при помощи текстов и символов. Символы - наиболее устойчивые элементы культуры, являясь механизмом памяти культуры, они переносят тексты, сюжетные схемы из прошлого в настоящее и будущее. По мнению Ю.М.Лотмана, чтобы «читать город, как текст» нужно научиться расшифровывать, понимать его символы. А для этого необходимо обратиться к истории .

Существуют официальные и неофициальные символы города. К официальным символам относится герб, к неофициальным - эмблемы по которым узнают какой-либо город (площади, памятники, парки и п.д.)

С принципом культуросообразности тесно связан принцип креативности (Е.А.Бондаревская, С.В.Кульневич), означающий творческое самоопределение ребенка в культуре. Реализация данного принципа предполагает развитие и активизацию интересов детей, творческих способностей, воображения, создание эмоционально-положительного фона познания, организацию поисковой деятельности ребенка, позволяющей высказывать предположения, догадки и проверять их.

Функционально-эстетический аспект символов города отражает систему ценностных ориентаций, определяющую своеобразие культуры. При этом каждый из символов - это художественный образ, возникший на основе синтеза архитектуры и скульптуры как видов искусства. Следовательно, ознакомление ребенка с символами родного города может осуществляться в логике организации художественной деятельности ребенка - от художественного восприятия и познания к художественному исполнению и творчеству .

Принцип направленности педагогической диагностики на выявление интереса детей к культурному наследию города и деятельности, направленной на творческое самовыражение ребенка.

Интерес ребенка к символам города рассматривается как избирательное, положительно окрашенное отношение к ним, желание вступать в общение по поводу полученных знаний, включать представления о символах в специфически детские виды деятельности (рисование, рассказывание, игры и др.). Основными способами диагностики являются создание проектов, рисуночные тесты «Я гуляю по городу», «День города», игра «Экскурсовод».

Так, например, доминирование в рисунках детей теплых тонов, изображение декоративных элементов, размещение ребенком себя в центре рисунка, прорисовывание тех деталей, на которые обращалось внимание в процессе работы, свидетельствует об эмоционально-положительном отношении к символам города.

В рамках данного вопроса следует рассмотреть методы приобщения детей к культуре и истории. Все многообразие методов и приемов приобщения детей старшего дошкольного возраста к культуре и истории родного города можно разделить на две основные группы: методы формирования сознания (беседа, разъяснение) и методы стимулирования чувств и отношений (пример, поощрение).

Из средств можно отметить:

1) родной язык;

2) общественно полезный труд;

3) народные песни: колыбельные, игровые, о труде, о маме и т.д.

4) народные танцы.

Все они развивают у детей дух народного творчества и помогают формировать настоящего патриота своей республики и страны.Рассмотрим два основных варианта организации педагогического процесса. В первом случае действует обычное штатное расписание. В рамках его воспитатель берет на себя основные функции воспитания и обучения дошкольника. Во втором случае схема организации педагогического процесса предполагает, что в работе дошкольного учреждения участвуют специалисты дополнительного образования эстетического цикла, иностранного языка, ИЗО и других дисциплин .

При этом должны соблюдаться условия:

1. непосредственное участие в названном процессе и взрослых, и детей. Например, следует не просто смотреть на концертное исполнение календарных и семейных обрядов, следует стремиться реализовать те из них, что могут естественно войти в нашу жизнь, принимать участие в игровом исполнении старинных обрядов, о которых хотим помнить как о прошлом опыте наших предков;

2. использование народного опыта непосредственно в жизни детей (лекарственные травы, работы на садово-огородном участке);

3. усвоение традиционных культурных эталонов не только детьми, но и их родными, близкими, сотрудниками детского сада. Такие варианты работы распространены в дошкольных образовательных учреждениях.

Следует активизировать работу по привитию навыков традиционной культуры поведения в режимные моменты. Перед обедом это может быть цикл бесед о традиционной нравственности. Перед сном - колыбельные, мерно рассказанная мудрая сказка или притча. Перед прогулками - помощь старших детей малышам.

Не стоит забывать и о наглядности, в изготовлении которой с большим энтузиазмом принимают участие и дети. Например, после изучения железнодорожного вокзала города можно изготовить с детьми его макет. Это позволяет детям увидеть результат занятий, посвященных истории родного города. Точно также после знакомства с фотографиями, рассказами, альбомами с интересом дети участвуют в изготовлении «Макета сражения Великой отечественной войны».

Работа по составлению «Генеалогического дерева своей семьи» может быть дополнена рассказами о традициях в семье ребенка. То же касается и праздников - рассказы, зарисовки, просто фотографии, составление альбомов помогут в приобщении ребенка к культуре и истории.

Для активизации мыслительной деятельности, наблюдательности, памяти и речи у детей воспитателю нужно планировать беседы. Беседа является основной формой речевого общения ребенка с взрослыми и своими сверстниками. Беседу используют, как активный метод умственного воспитания. Общение в форме вопросов и ответов побуждает детей воспроизводить наиболее значимые, существенные факты: сравнивать, обобщать, рассуждать. В единстве с мыслительной деятельностью в беседе формируется речь: связные логические высказывания, образные выражения. Закрепляется умение отвечать кратко, точно, следуя содержанию вопроса, внимательно слушать других, дополнять и поправлять ответы друзей .

Чтобы вызвать у детей интерес и желание больше узнать о своем городе и крае, можно вводить на уроках персонажей (куклы в разных костюмах, животные, средства транспорта) и рассказывать от их лица истории и сказки. Это может быть один постоянный герой, который приходит на занятия с предметами быта, сувенирами, фотографиями, книгами.

Роль наглядности в беседе трудно переоценить при знакомстве детей с трудом и бытом коренных жителей области. Использование иллюстративного материала делает рассказы детей связными, четкими и последовательными. Беседы с использованием картин позволяют развивать у детей внимание, память и речь.

Как было сказано выше, ведущим видом деятельности дошкольника является игра, поэтому использование в беседе игровых приемов помогает детям стать наиболее наблюдательными, сообразительными, любознательными.

Для обобщения и систематизации знаний детей после бесед и занятий можно дидактические игры. Дидактическая игра - универсальный метод закрепления знаний и умений. Дидактические игры позволяют детям в живой непосредственной форме:

1. накапливать сенсорный опыт, уточнять представления и знания о свойствах предметов (цвет, форма, величина, строение), развивать умение выделять сходство и различие между предметами;

2. развивать глазомер, координацию движений рук и глаз, мелкую моторику.

Дидактические игры представляют большие возможности для умственного, нравственного и эстетического воспитания детей.

Например, игра «Волшебные узоры Урала» - выложить орнамент - предполагает закрепление знаний о геометрических фигурах и цветах. Игры закрепления знаний о профессиях предлагаю игру «Кому что нужно?». Дети подбирают необходимые предметы.

Залогом гармоничного развития личности является воспитание детей, сочетающее в себе духовное богатство, моральную чистоту, физическое совершенство и крепкое здоровье. Основным средством такого воспитания может стать народная игра К.Д. Ушинский писал: «Обратите внимание на народные игры, разработать этот богатый источник, организовать их и создать у них превосходное и могущественное воспитательное средство - задача педагогики» .

Подвижные и хороводные игры («Гори - гори ясно, чтобы не погасло») выступают не только средством приобщения детей к народной культуре, но и средством развития двигательной активности.

Перечисленные методы, приемы, средства работы с детьми не являются единственными. Они известны каждому педагогу, и каждый, разумеется, может дополнить. Самое главное, нужно помнить, что ответственный подход к делу, материнское отношение к ребенку, благожелательное принятие его самостоятельности - главное условие развития личности.

Светлана Меттик
Приобщение дошкольников к культуре родного края

«Любовь к родному краю , родной культуре , родной речи начинается с малого- с любви к своей семье, к своему жилищу. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине, её истории, прошлому, настоящему…»

Д. С. Лихачёв.

Что такое Родина, любим мы ли мы ее, насколько мы её знаем? Отвечая детям на эти вопросы, пришлось задуматься, что нельзя привить эту любовь, если сам не проникся чувствами, которыми живет народная душа , если ты не знаешь историю своего края и традиции земляков .

Мы живем в интересное время, когда многое заново открываем, переоцениваем. В первую очередь это относится к нашему прошлому, которое к сожалению мы знаем поверхностно. Что заботило, радовало, тревожило наших предков, чем они занимались, как трудились, о чем мечтали, рассказывали, пели? Ответить на эти вопросы- значит восстановить связь времен, вернуть утерянные ценности.

Приобщить подрастающие поколение к национальной культуре в настоящее время очень актуально, так как современное общество нуждается в истинных патриотах, обладающих высокой нравственностью.

Наша история очень многонациональна. Знание истории и культуры своих предков поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

Национальная культура становиться для ребенка первым шагом в освоении богатств мировой культуры .

Сегодня все более явственно обнаруживается возрождение национального духа, культуры , традиций, духовных ценностей. Первым социальным институтом является семья, а потом уже детский сад, который тесно сотрудничает с семьей ребенка.

Большое место в приобщении ребенка к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции. Необходимо, чтобы у детей возникли яркие впечатления, связанные с содержанием праздников, что достигается активным привлечением их к моментам подготовки и проведения праздника, каждый народный праздник должен быть превращен в театральное представление, в котором участвуют и дети и приглашенные взрослые. Такое проведение праздников оставляет глубокий след в детской душе, и укрепляет в ней добрые чувства. При этом важно не только дать детям новые знания, но и организовать их непосредственное участие в исполнении обрядов, пении народных песен , инсценировках.

Средства нравственного воспитания можно объединить в несколько групп.

Это группа художественных средств, природа, собственная деятельность детей и вся атмосфера, в которой живет ребенок.

Успех приобщения дошкольников к народной культуре зависит от выбора форм и методов обучения и воспитания.

К средствам приобщения дошкольников к этнической культуре относится народное творчество , декаротивно- прикладное искусство, в том числе различные жанры устного народного творчества . Например, важным средством приобщения к этнической культуре народа является пословица.

В любой пословице всегда присутствует «педагогический момент» - назидательность, под пословицей понимают меткое образное изречение, назидательного характера, имеющие форму законченного предложения.

Пословицы удовлетворяли многие духовные потребности : познавательно – интеллектуальные, эстетические, нравственные и др.

Пословица создается всем народом, поэтому выражает коллективное мнение народа.

Нравственную идею отражают и загадки. Соответственно, они оказывают влияние на умственное, эстетическое и нравственное воспитание. В глубокой древности они, вероятно выполняли все эти функции более или менее в равной степени. Загадки призваны развивать мышление детей, приучать их анализировать предметы и явления из различных областей окружающей действительности.

Велика и несравнима роль народных песен , в песнях отражается вековое ожидание, сокровенные мечты народа. Педагогическая ценность песни в том, что красивому пению учили, а оно, в свою очередь, учило прекрасному и доброму. В песнях раскрывается внешняя и внутренняя красота человека, значение прекрасного в жизни; они - о–но из лучших средств развития эстетических вкусов у подрастающего поколения.

Особое значение в процессе приобщения к этнической культуре занимают сказки , поскольку они являются самой эффективной формой педагогического воздействия на личность. Сказки являются важным воспитательным средством, в течении столетий выработанным и проверенным народом. Жизнь, народная практика воспитания убедительно доказали педагогическую ценность сказок. Дети и сказка неразделимы, они созданы друг для другаи поэтому знакомство со сказками своего народа должно обязательно входить в курс образования и воспитания каждого ребенка.

Публикации по теме:

Формирование патриотических чувств дошкольников в ходе ознакомления с историческим прошлым родного края Обеспечение духовно нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством ознакомления с природой родного края Радость и счастье, здоровье и долголетие необходимы каждому человеку. И мы желаем этого своим родным, близким, друзьям. Человек способен.

Формирование экологической культуры в процессе ознакомления старших дошкольников с природой родного края Разработка содержания экологического образования дошкольников и его экспериментальная апробация убедили специалистов в том, что природа.

Конспект НОД по теме «Знакомим дошкольников с профессиями родного края» в средней группе Цель: расширять и уточнять представления детей.

НОД по ознакомлению дошкольников с особенностями родного края и формированию основ патриотического воспитания «Мордовия - моя родная республика» Программное содержание: Воспитывать уважение к мордовскому народу, гордость за свою Родину, толерантное.

Приобщение детей к истокам народной культуры родного края Малая Родина… У каждого человека она своя, но для всех является той путеводной звездой, которая на протяжении жизни определяет очень многое,.