«Семейные традиции детско-родительского клуба «Здоровая семья» в здоровьесбережении дошкольников. Традиции здоровья в нашей семье

Аверина Светлана Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ОКУ "Центр "Перспектива"
Населённый пункт: п. Новоандросово Железногорский р-он Курская обл.
Наименование материала: Учебно - методический материал
Тема: "Формирование здорового образа жизни у дошкольников через использование культурно -исторических традиций России
Дата публикации: 17.04.2017
Раздел: дошкольное образование

«Центр психолого – педагогической помощи семьям с детьми, содействия семейному

устройству и постинтернатному сопровождению выпускников «Перспектива»

Воспитатель: Аверина Светлана Николаевна

«Никогда не прекращайте вашей самообразовательной работы

и не забывайте, что, сколько бы вы ни учились, сколько бы вы

ни знали, знанию и образованию нет ни границ, ни пределов».

Н.А. Рубакин.

Тема: «Формирование ЗОЖ у дошкольников через использование

культурно – исторических традиций России»

«Здоровье детей – важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности и

бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное

развитие, прочность знаний, вера в свои силы».

В.А. Сухомлинский

Актуальность. Забота о здоровье ребёнка и взрослого человека стала

занимать

приоритетные

поскольку

нужны личности творческие, гармонично развитые, активные и здоровые.

Подписанное

Президентом

Российской

Федерации

Постановление

повышении роли физической культуры и спорта в формировании здорового

образа жизни населения» как нельзя лучше свидетельствует об этом. Быть

здоровым - естественное стремление человека. Здоровье – означает не только

отсутствие болезней, но и психическое и социальное благополучие, создание

здоровье сберегающей среды. Нормой жизни и поведения каждого человека

должно быть сознательное и ответственное отношение к здоровью как к

общественной ценности. Бесспорно, что уровень продолжительности жизни

человека, а также состояние его здоровья во многом определяются моделью

поведения, формируемой в детстве. И одной из сторон данного процесса

является

формирование

культуры

здоровья,

культуры

человека

осознание

жизненно

ценности,

воспитание

ответственного

отношения

здоровью,

окружающих его людей и природной среды.

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента

физического и психического здоровья детей. Именно в этот период идёт

интенсивное

развитие

становление

функциональных

организма, закладываются основные черты личности, формируется характер,

отношение к себе и к окружающим. В этот период у ребёнка закладываются

основные навыки по формированию культуры здорового образа жизни, это

самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в

сочетании с обучением приведут к положительным результатам.

Определяющей и направляющей в работе с дошкольниками является

Программа

воспитания

образования.

программы

создание

благоприятных условий

полноценного

проживания

ребёнком

дошкольного

формирование

культуры

личности,

всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с

возрастными

индивидуальными

особенностями,

подготовка

современном

обществе,

обеспечение

безопасности

жизнедеятельности

дошкольника.

внимание

уделяется

развитию

личности

сохранению

укреплению

здоровья,

формирование

элементарных

представлений о здоровом образе жизни, воспитание полезных привычек, в

привычки

здоровому

потребности

физической

активности. А также воспитанию таких качеств, как патриотизм, активная

жизненная позиция, творческий подход к решению различных жизненных

ситуаций, уважение к традиционным ценностям.

Проблема. В настоящее время ухудшение здоровья детей в России стало

не только медицинской, но и серьёзной педагогической проблемой, так как

замедляет

психическое

физическое

развитие

обучаемости,

вызывает

отклонения

социальном

поведении,

гармоничному развитию личности. До недавнего времени, в практике работы

дошкольных

учреждениях

практиковалось

увеличение

двигательной

активности детей, повышение моторной плотности физкультурных занятий,

но не осознанного отношения к своему здоровью.

Формирование здорового образа жизни у детей является актуальной

необходимостью, как и укрепление здоровья подрастающего поколения. Это

негативной

тенденцией

ухудшению

состояния

здоровья

социально-демографических

населения

особенно

дошкольного возраста.

С каждым годом возрастает процент детей,

отклонения

здоровье,

наблюдается

тенденция

непрерывного

роста общего уровня заболевания среди дошкольников. Это связано с массой

негативных

современной

тяжелыми

социальными

потрясениями, экологическим неблагополучием, низким уровнем развития

института брака и семьи; массовым распространение алкоголизма, курения,

наркомании;

системой

здравоохранения

воспитательной

образовательного

учреждения

психического

физического

положения

населения,

состояния

здоровья

благополучие

общества

проблема

формирования

представлений

здоровом

представляется

современном обществе актуальной.

Данная проблема особенно значима в работе с воспитанниками детского

дома. Как правило, у родителей

этих детей

отсутствует мотивация к

здоровому образу жизни. Они ведут аморальный образ жизни, страдают

алкоголизмом,

способны

исполнять

обязанности

воспитания своих детей. Дошкольники, поступающие в наше учреждение,

имеют резидуальное поражение центральной нервной системы, отклонения в

физическом и психическом развитии. Наблюдается недостаточная масса тела,

несоответствие возраста и роста, нарушение осанки, координации движений,

ориентировка

пространстве,

замедленность

чере змерная

расторможенность,

задержка

речевого

развития,

несоблюдение

правил и норм культурного поведения, общения, выполнения гигиенических

процедур, соблюдения режима дня, правильного рационального питания..

Несмотря на то, что дети находились в неблагополучных семьях, они очень

переживают

близкими.

наблюдается

отсутствие

аппетита,

беспокойный

настроения, плаксивость, раздражительность, ситуации конфликта с другими

детьми и взрослыми. В таких обстоятельствах

важно создать атмосферу

доброжелательности, помочь осознать ребёнку его значимость как личности,

дать нужный запас знаний, научить необходимым правилам поведения в

обществе. Всё это будет способствовать успешной социализации в обществе,

формированию полноценного физического и психического статуса на всех

последующих этапах развития и обучения.

Работа. Учитывая, что

дошкольный период детства – наиболее

благоприятный

активного

развития

познавательных

процессов

личности

представлений

основным

направлением в своей работе с дошкольниками я выбрала формирование

здорового

использование

культурно

исторических

традиций России. Считаю, что опыт русского народа является источником

духовности. Пословица гласит: «В здоровом теле – здоровый дух». Через

народные игры, элементы устной речи – пословицы и поговорки, потешки,

колыбельные

приобщение

народной

сформировать

гармонично

развитую

личность.

проблемой

работаю второй год.

Цель: Формировать у детей основы здорового образа жизни, добиться

осознанного

выполнения

здровьесбережения

ответственного

отношения к своему здоровью, на основе возрождая традиции и укрепления

народных ценностей.

Задачи:

Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей;

Активизировать

нетрадиционных

подходов,

оздоровления детей;

Приобщать дошкольников к ценностям здорового образа жизни путём

сохранения народных традиций;

Искать эмоционально – привлекательные для детей формы получения

информации о здоровом образе жизни;

Воспитывать гармонично развитую личность.

Предполагаемые

результаты: Осознание

необходимости

значимости

здорового

сформированность

культуре

здоровья,

развитие ценного отношения к народным традициям, развитие интереса к

совместной деятельности.

Для правильной организации работы по данному направлению, я

изучила методическую литературу:

«Твоё здоровье. Укрепление организма» Зайцев Г.К., Зайцев А.Т., «Здоровый

ребёнок в социуме» Чумах И.К., Пужаева Е.З., Соколова И.Ю., «Здоровый

дошкольник. Социально – оздоровительная технология XXI века» Антонов

Ю.А., Кузнецова М.Н., Саулина Т.Ф.,

«Физкультурное

воспитание

дошкольников»

Шишкина В.А.,

«Народные игры в детском саду. Методические рекомендации» Литвинова

«Русские народные подвижные игры» Тимошкина Н.А.,

«Методика

использования

народных

дошкольный возраст)» Федотова Г.П.

Поставленные задачи реализовала в процессе разнообразных видов

детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно –

исследовательской,

продуктивной,

музыкальной,

художественной

литературы.

Особое внимание уделила следующим компонентам: занятиям

физической

культуры

прогулке,

рациональному

соблюдению

закаливанию

оздоровлению,

созданию

спокойного

дружелюбного

отношения

бережному

отношению

окружающей

медицинскому

воспитанию,

формированию понятия «не навреди себе сам».

В начале работы я провела диагностирование уровня двигательной

деятельности и качества выполнения. На её основе составила план работы,

подобрала

комплексы

утренней,

бодрящей,

дыхательной,

пальчиковой

гимнастики,

физминутки,

подвижные,

народные

считалки, заклички.

Пополнила предметно – развивающую среду группы.

Изготовила для спортивного уголка мешочки с песком для профилактики

правильной

ребристой

поверхностью

профилактики

плоскостопия.

Спортивное

оборудование

находится

групповой

возможность

самостоятельно

организовать

физкультурную

деятельность,

реализовать

индивидуальные

интересы,

потребности.

Организованная образовательная деятельность дошкольников проводится

инструктором по физическому воспитанию в физкультурном зале группы или

спортивном

детского

проведения

необходимый

спортивный

инвентарь.

совместная

воспитателя

инструктора.

взаимодействии

проведены

физкультурные занятия:

«Пирамида Здоровья» - цель: знакомство с составляющими «Здоровья» –

закаливание, питание, гигиена, спорт.

«ФизкультУРА!

Заниматься есть права»

Цель: формирование

правовой защиты, в том числе через занятия спортом. (Диплом II степени

Всероссийский творческий конкурс для детей и педагогов)

По моему мнению, здоровье и благополучное пребывание ребёнка в

правильно

организованного

проведения режимных моментов. В своей работе я использую народные

способствуют

спокойному

пробуждению,

выполнению

гигиенических процедур. «Водичка, водичка, умой моё личко», «Расти, коса,

до пояса».

Спокойная, размеренная речь, обогащают чувства, формируют

отношение

окружающему

Наиболее

народные

пословицы

поговорки.

использование

применимо

деятельности.

доступно

сообщают

необходимые

здоровом образе жизни, продуктах питания, гигиене тела и жилища. «Береги

платье снову, а здоровье смолоду», «Лук – от семи недуг».

Произведения устного народного творчества использую и при проведении

пальчиковых упражнений, бодрящей гимнастики в кровати после дневного

сна, физминутках в ходе проведения занятий.

Во время проведения утренней гимнастики использую музыкальное

сопровождение.

способствует

эмоциональной

отзывчивости,

пластичности,

грациозности

выполняемых

упражнений,

позволяет

темп, ритм движений, повышает двигательную активность. В летний период

утренняя гимнастика проводится на свежем воздухе. Привлекаю детей к

показу упражнений, это повышает их самооценку, дисциплинирует. Деловое

сотрудничество «На зарядку, становись», «Выше ноги, шире шаг».

Важную роль в формировании здорового образа жизни играет прогулка.

Пребывание детей на свежем воздухе благотворно влияет на здоровье детей,

эмоциональное

состояние.

Стараюсь

проводить

прогулки

максимально

насыщено.

Использую

совместные

подвижные,

народные,

спортивные,

соревновательного

характера.

курятнике»,

«Красные ворота», «Мяч через сетку», «Чья команда впереди». Провожу

индивидуальные

упражнения

закрепление

физических

упражнений

использованием спортивного и игрового оборудования. «Через

скакалку»,

«Попади в цель».

Во время прогулок провожу физкультурные, спортивные развлечения:

«Мы растём сильными и смелыми», «К гармонии через движения», «В стране

«Спортландия».

Регулярно,

организую

«Праздник

Здоровья». Совместные игры с детьми старших групп: «Вместе – дружная

семья», «Весёлые ребята». Такие мероприятия учат детей активному отдыху,

формируют культуру общения, развивают физически.

Экскурсии в разное время года в лес, к озеру развивают физическую

выносливость.

Преодолевая

длительное

расстояние,

тренируются

формируется

правильная

благоприятно

внутренних

организма,

эмоциональное

состояние.

Рассматривание

наблюдение

природных

объектов расширяет кругозор, воспитывает интерес и любовь к природе,

бережное отношение, осознание себя как части природы.

Формирование здорового образа жизни у дошкольников через

использование культурно – исторических традиций России наиболее полно

раскрывается в процессе

досуговой деятельности. Праздник – это всегда

деятельность,

направленная

«душевную

разрядку», реализацию творческого потенциала детей. Приобщаю детей к

праздничной

культуре

государственных

праздников:

«Богатырские

состязания», «Гордимся славою Защитников». Знакомлю с православными

праздниками:

«Рождество»,

Вовлекаю

подготовки, изготовления

атрибутов. Такая работа создаёт предкушение

праздника,

подпитывает

эмоционально,

способствует

сплочению

детского

коллектива,

улучшения

микроклимата

Планируя

досуговую

деятельность,

учитываю

направление

упражнения,

способствующие

физическому

развитию,

формированию

осознанного отношения к своему здоровью.

Досуг «Банные посиделки» - цель: развитие ценностного отношения к

народной культуре, осознание необходимости и значимости здорового образа

Всероссийского

дистанционного

конкурса

работников образования).

Досуг «Капустные посиделки» - цель: приобщать детей к ценностям

здорового

сохранения

народных

традиций.

(Свидетельство

публикации

методического

материала

электронном

сборнике «Педагог и творчество»). В ходе проведения данных мероприятий

использовала мультимедийный экран, презентацию материала.

В целях и повышения результативности работы, мною использовались

здоровьесберегающие

технологии:

точечный

профилактики

простудных заболеваний, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика. В

холодный период использовала чесночно – луковую терапию.

Вывод. Проводимая мной работа по формированию здорового образа

жизни у детей

через использование культурно – исторических традиций

России дала положительные результаты. У детей сформированы первичные

представления

здоровом

Улучшился

развития

физических качеств, выполнения упражнений, отмечен устойчивый интерес к

двигательной активности. Отмечено снижение заболеваемости простудными

заболеваниями. Сформировались культурно – гигиенические навыки. А это

значит, что

главная задача – заложить ценности здорового образа жизни,

воспитание здорового, гармонически развитого ребёнка, способного легко

адаптироваться в обществе выполнена.

В связи с тем, что списочный состав группы почти полностью

изменился, цели, задачи по формирования основ здорового образа жизни у

дошкольников

оставить

прежними,

внимание

использованию инновационных средств подачи информации, чаще применять

презентацию материала, посетить поселковый музей старины, познакомить с

предметами, используемые по уходу за телом.

План работы

по формированию здорового образа жизни у дошкольников через

использование культурно – исторических традиций России

Месяц

Форма проведения

«Питание и здоровье»

Закрепить представление о

пользе для здоровья

употребления овощей и

Знакомить с правилами

полноценного питания.

Расширять представления

детей о русской народной

кухне, способах заготовки и

хранения урожая.

Воспитывать бережное

отношение к народным

традициям.

Диагностика направлена на выяснение

элементарных представлений детей о здоровье и

1.Беседа: «Овощи и фрукты - полезные продукты».

2.Сбор урожая на участке.

3.Пальчиковые упражнения: «Капуста», «Грибы»

4.Русская народная подвижная игра «Горячая

картошка».

5.Дидаетические игры: «Что разрушает

здоровье, что укрепляет?», «Сделай

правильный выбор», «Угадай витамин».

6. Дрмматизация русской народной сказки

поговорками о здоровой пищи.

8.Занятие «Откуда хлеб пришёл».

9. Раскрашиваем продукты, полезные для

здоровья.

10.Игра-демонстрация «Собираем урожай».

Обсуждение с детьми «Законов питания».

12.Практическая часть занятия «Огород на

подоконнике» (выращивание лука).

13.Загадки об овощах и фруктах.

14. Спортивные соревнования «Сентябрины»

15.Художественно – музыкальный досуг

«Капустные посиделки».

«Чистота и здоровье»

Формировать представления

детей о значимости

санитарно-гигиенических

процедурах для здоровья.

Закреплять навыки

выполнения культурно -

гигиенических процедур,

ухода за своим телом.

Знакомить с народными

традициями сохранения

здоровья, используя

природные факторы.

1.Беседа: «Всё о русской бане»

2.Загадки о предметах личной гигиены.

3.Подготовка атрибутов для «Банных посиделок»

4.Оздоровительная минутки - самомассаж для

профилактики простудных заболеваний.

5.Советы врача.

6. Чтение потешек: «Водичка – водичка», «Расти,

коса до пояса».

7. Знакомство с народными пословицами и

поговорками об опрятности и чистоте.

8.Русские народные игры: «Красна – девица»»,

«Платочек», «Гори, гори, ясно».

9.Чтение русской народной сказки «Про ленивицу

и рукодельницу».

10.Упражнение «Чистые ладошки», «Чтоб смеялся

роток и кусался зубок».

11. Обсуждение темы «Наше здоровье – наша

12. Игровая ситуация «Надо, надо умываться…»

13. Занятие на тему:

«Учимся чистоте,

аккуратности и опрятности».

Дидактические игры: «Да и нет», «Кто у нас

красивый», «Угадай, кто позвал».

16 Спортивно – музыкальный досуг «Банные

посиделки».

«Здоровье и безопасность»

Формировать основы личной

безопасности, заботы о своём

здоровье.

Закреплять представления о

признаках здоровья и болезни.

Воспитывать культуру

здорового образа жизни.

1.Беседы: «Наше здоровье – наша забота»,

«Весёлое настроение – отличное здоровье»

2.Игровые ситуации: «Забавные страхи и

смешные ужасы», «Вера в своё Я».

3.Обсуждение проблемных ситуаций: «Как

кататься с горки», «Осторожно – гололёд».

4.Дидактические игры: «Назови предметы»,

«Доктора природы», «Вопросы-ответы».

5. Экспериментирование «Растаявший снег».

6. Рисование плаката «Чего не должно быть!».

7. Зарядка «Чтобы нам не болеть».

8.Знакомство с народными пословицами и

поговорками о безопасном повелении.

9. Развлечение «Коляда».

10 Зимний праздник Здоровья.

«Физкультура и здоровье»

Формировать представления

детей о возможности

укрепления здоровья с

помощью физических

упражнений.

Закрепление знакомых детям

упражнений, элементов

спортивных и народных игр.

Воспитывать потребность в

активном занятии

физическими упражнениями и

Ткачёва Е.А., воспитатель МБДОУ «Детский сад «Сказка» с.Алексеевка»

«Семья для ребенка – это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром» : детский сад, семья, общественность».

В.А. Сухомлинский

Детство – это уникальный период в жизни человека: именно в это время формируется здоровье, происходит становление личности, опыт детства во многом определяет взрослую жизнь человека. В начале пути рядом с беззащитным малышом находятся самые главные люди в его жизни – родители. На определенном этапе жизненного пути ребенок поступает в детский сад.

Перед педагогами стоит задача создания условий для обеспечения воспитания счастливых, физически, психически, психологически здоровых детей. Эта задача не может быть осуществлена без взаимодействия педагогов и родителей в интересах ребенка.

На мой взгляд, современное общество, стремительные темпы его развития, новые информационные технологии предъявляют всё более высокие требования к человеку и его здоровью. Жизнь в XXI веке ставит перед нами много новых проблем, среди которой самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения и укрепления здоровья.

Ведь воспитание здорового ребенка – одна из главнейших задач семьи и дошкольного учреждения. Хорошо, когда здоровый образ жизни является традицией семьи. Но зачастую родители, занятые работой с одной стороны, не могут дать ребенку личный положительный пример здорового образа жизни, а с другой не противостоят отрицательным внешним влияниям. В этой ситуации возрастает роль дошкольного образовательного учреждения как ведущего звена в организации образовательной работы с детьми.

Семья и детский сад – те социальные структуры, которые в основном определяют уровень здоровья ребенка. Поступая в детский сад, многие дети имеют отклонения в физическом развитии: нарушение осанки, излишний вес, задержки в развитии быстроты, ловкости, координации движений. И одной из причин таких результатов является неосведомленность родителей в вопросах физического воспитания детей.

Взаимодействие нашего дошкольного образовательного учреждения и семьи предполагает совместные определения целей деятельности, планирование предстоящей работы, распределение сил и средств соответствии с возможностями каждого участника, совместный контроль и оценку результатов работы, а затем и прогнозирование новых целей, задач и результатов.

Главной задачей взаимодействия ДОУ и семьи – это обеспечить безболезненное привыкание ребенка к детскому саду в период адаптации. Далее обязательно следует вместе с родителями объективно оценить состояние здоровья, физического и двигательного развития, спрогнозировать его улучшение; наметить единые подходы к распорядку дня, питанию, одежде, организации условий для двигательной активности ребенка.

Выстраивание взаимодействия ДОУ и семьи в вопросах оздоровления дошкольника на основе сотрудничества – процесс достаточно сложный.

Организуя сотрудничество с семьей по воспитанию здорового ребенка, мы особое внимание уделяем поиску новых форм и подходов к физическому развитию и оздоровлению детей, базирующихся на многофакторном анализе внешних воздействий, мониторинге состояния здоровья каждого ребенка, учете и использовании особенностей его организма.

Совместное взаимодействие ДОУ и семьи в вопросах оздоровления дошкольников строиться на следующих основных положениях, определяющих ее содержание, организацию и методику:

  1. Единство, которое достигается в том случае, если цели и задачи воспитания здорового ребенка хорошо понятны не только воспитателю, но и родителям, когда семья знакома с основным содержанием, методами и приемами физкультурно-оздоровительной работой в детском саду, а педагоги используют лучший опыт семейного воспитания.
  2. Систематичность и последовательность работы (в соответствии с контрольным планом) в течение всего года и всего периода пребывания ребенка в детском саду.
  3. Индивидуальный подход к каждому ребенку и к каждой семье на основе учета их интересов и способностей.
  4. Взаимное доверие и взаимопонимание педагогов и родителей на основе доброжелательной критики и самокритики. Укрепление авторитета педагога в семье, а родителей в детском саду.

В соответствии с оздоровление дошкольников система работы с семьей включает:

  1. Ознакомление родителей с результатами диагностики состояния здоровья ребенка и его психомоторного развития;
  2. Участие в составлении индивидуальных программ (планов) оздоровления детей;
  3. Целенаправленную санитарно-просветительную работу, пропагандирующую общегигиенические требования, необходимость рационального режима и полноценного сбалансированного питания, закаливания, оптимального воздушного и температурного режима;
  4. Ознакомление родителей с содержанием физкультурно-оздоровительной работой в детском саду;
  5. Обучение конкретным приемам и методам оздоровления (Лечебной физической культуре, дыхательной гимнастике, самомассажу, разнообразным видам закаливания) ;
  6. Ознакомление с лечебно-профилактическими мероприятиями, проводимыми в дошкольном учреждении, обучение отдельным нетрадиционным методам оздоровления детского организма. В этих целях хорошо используются: информация в родительских уголках, в папках передвижках, в библиотеке детского сада;
  7. Различные консультации, устные журналы и дискуссии с участием психолога, медиков, специалистов по физическому образованию, а также родителей с опытом семейного воспитания;
  8. Семинары-практикумы, деловые игры и тренинги с прослушиванием магнитофонных записей бесед с детьми; "открытые дни" родителей с просмотром и проведением разнообразных занятий в физкультурном зале, на стадионе, закаливающих и лечебных процедур.

Проблему воспитания, развития и формирования здорового ребенка невозможно решить в полной мере без активного участия в этом родителей.

Эффективными формами взаимодействия дошкольного учреждения с семьей являются:

  1. Родительские собрания - являются одной из эффективных форм взаимодействия с семьей, темы и вид собрания педагоги определяют вместе с родителями. Они проводятся групповые и общие (для родителей всего учреждения) . Общие собрания организуются 2-3 раза в год. На них обсуждают задачи на новый учебный год, результаты образовательной работы, вопросы физического воспитания и проблемы летнего оздоровительного периода и др. На общее собрание приглашается врач, юрист, детский писатель и т.д. Предусматриваются выступления родителей.
  2. Совместные физкультурные досуги, праздники, Дни здоровья, туристические походы - позволяют приобщить к здоровому образу жизни не только воспитанников детского сада, но и их родителей. Физкультурные праздники способствуют совершенствованию двигательных умений детей, формированию интереса и потребности в занятиях физическими упражнениями. Дни здоровья содействуют оздоровлению детей и взрослых, предупреждают утомление. Туристические походы – одна из наиболее активных форм совместного отдыха. Это – общение с природой, смена обстановки, психологическая разгрузка и физическая активность. Походы сближают родителей, детей и педагогов дошкольного учреждения, дают прекрасную возможность создания атмосферы взаимопонимания и сотрудничества.
  3. Дни открытых дверей- являясь достаточно распространенной формой работы, дают возможность познакомить родителей с дошкольным учреждением, его традициями, правилами, особенностями воспитательно-образовательной работы, заинтересовать ею и привлечь к участию. Проводится как экскурсия по дошкольному учреждению с посещением группы, где воспитываются дети пришедших родителей. Можно показать утреннюю гимнастику, физкультурное занятие, наблюдать за организацией питания, сна, закаливающих процедур и других режимных моментов в ДОУ.
  4. Домашние задания - позволяют повысить двигательную активность детей, подтянуть отстающего в движении ребенка, дать родителям конкретные советы по общению с детьми, дать родителям конкретное содержание для общения с детьми.
  5. Совместный просмотр видеофильмов, фильмов - заставляет обсуждать проблемы, искать пути к здоровью ребенка
  6. Передача опыта семейного воспитания - можно осуществить через разнообразные интервью, выставки, конференции, на которых родители будут обмениваться опытом между собой, на выставках узнать о досугах своих воспитанников.
  7. Комплектование педагогической библиотеки по организации физического воспитания в семье - к комплектованию библиотечного фонда целесообразно привлечь самих родителей, которые охотно передают в общественное пользование прочитанные книги, журналы. Пропаганда литературы по педагогической тематике входит в обязанности педагогов дошкольного учреждения. Важны разные формы этой работы: традиционные папки-передвижки, обсуждение отдельных книг или публикаций в ходе консультаций, заседаний дискуссионного клуба, информация на групповом стенде, выставки новой литературы с краткой аннотацией, обзор новинок на родительском собрании и т.д. Задача педагогов – пробудить у родителей интерес к педагогической литературе и помочь выбрать в потоке современных изданий надежные в теоретическом отношении источники.
  8. Выпуск газеты – где освещаются актуальные вопросы оздоровления ребенка, в номерах предлагаются диагностические материалы и рекомендации для родителей.

Мы используем следующие методы взаимодействия ДОУ и семьей в вопросах оздоровления дошкольника:

  1. Беседа с родителями - являются наиболее эффективной формой доведения до сведения родителей информации о жизни ребенка в группе. Регулярно сообщая родителям даже о незначительных достижениях ребенка, обращая внимание на его достоинства, воспитатель способствует созданию позитивного взгляда родителей на своего ребенка, приучает следить за успехами ребенка, правильно реагировать на них. Беседы проводятся как индивидуальные, так и групповые. И в том и в другом случае четко определяется цель: что необходимо выяснить, в чем хотим помочь. Содержание беседы лаконичное, значимое для родителей, преподносится таким образом, чтобы побудить собеседников к высказыванию.
  2. Консультации родителей, - которые проводятся индивидуально или для подгруппы родителей. На групповые консультации можно приглашать родителей разных групп, имеющих одинаковые проблемы или, наоборот, успехи в воспитании. Целями консультации являются усвоение родителями определенных знаний, умений; помощь им в разрешении проблемных вопросов. Формы проведения консультаций различны (квалифицированное сообщение специалиста с последующим обсуждением; обсуждение статьи, заранее прочитанной всеми приглашенными на консультацию; практическое занятие) .
  3. Наблюдения за ребенком - позволяет многое узнать об особенностях семейного воспитания, микроклимата, общения. Чтобы избежать случайных выводов наблюдение следует проводить несколько раз в аналогичных ситуациях.
  4. Анкетирование - помогает выявить наиболее приемлемые и эффективные формы работы с родителями, помогает оценить работу коллектива, выявить те вопросы воспитания и развития детей, которые у родителей вызывают затруднения.
  5. Посещение семьи - удобный случай ответить социальным ожиданиям родителей, прежде всего – относительно положительного отношения к их ребенку. Посещение семьи ребенка много дает для ее изучения, установления контакта с ребенком, его родителями, выяснения условий воспитания, если не превращается в формальное мероприятие.

Итак, в основе взаимодействия ДОУ и семьи в вопросах оздоровление дошкольника лежит в сотрудничестве. Мы воспитатели выступаем инициаторами установления этого сотрудничества, поскольку, понимаем, что ее успешность зависит от согласованности, преемственности в воспитании детей.

Следует убедить родителей, что необходимо найти возможность для занятий физической культурой, повышение двигательной активности, создать все необходимые условия для того, чтобы дети росли физически здоровыми, крепкими. Вовлечение семьи в спортивные мероприятия имеет большое значение: в такой семье вырастит здоровый, любящий спорт человек.

Важно, чтобы родители непосредственно участвовали в жизни детского сада, помогали в осуществлении воспитательно-образовательного процесса.

Вовлечение родителей в жизнь детского сада принесет пользу и дошкольному учреждению и родителям. Важно, чтобы родителям представилась возможность посещать своего ребенка в любое время, чтобы они могли увидеть, как их дети живут в детском саду.

Успех сотрудничества семьи и дошкольного учреждения во много зависит от того, насколько педагог знает родителей, их отношение к детям, нужды, стремления.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Вильчковский, Э.С. Физическое воспитание дошкольников в семье. – Киев: Рад. шк., 1987. – 128 с.
  2. Деркунская, В.А. Сотрудничество детского сада и семьи в воспитании культуры здоровья дошкольников / В.А. Деркунская // Дошкольная педагогика. – 2006. - № 5, с. 49 – 51.
  3. Зимонина, В.Н. Воспитание ребенка-дошкольника. – М.: Гуманит. изда. центр ВЛАДОС, 2003. – 304. – («РОСИНКА» ) .
  4. Шаршова Н. Сотрудничество с семьей по воспитанию здорового ребенка / Н. Шаршова // Работа с родителями. – 2009. – Режим доступа: detskiysad / fizvos/sotrudnichestvo. html. – Дата доступа: 09. 11. 2015.

Проект «К здоровью через народные традиции»

Тип проекта :

    групповой (группы детей , родителей, педагогов);

    информационно - практика - ориентированный;

    долгосрочный (4 года).

Цель проекта :

    формирование у детей дошкольного возраста мотивации навыков здорового образа жизни, через традиции и ценности национальной культуры в области здоровья.

Участники проекта: дети дошкольного возраста, педагоги, родители.

Гипотеза проекта: применение здоровье сберегающих технологий, этнопедагогики, национальных духовных традиций в реализации проекта обеспечит формирование социально - значимой здоровой личности.

Прогнозируемый результат:

    Постепенное снижение уровня заболеваемости детей дошкольного возраста;

    Разработка и соблюдение валеологических требований на занятиях;

    Улучшение организации питания детей дошкольного возраста;

    Совершенствование диагностики и коррекционно-развивающей работы в образовательном учреждении;

    Повышение уровня материально-технического оснащения образовательного учреждения

Задачи проекта:

    Сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.

    Приобщение к ценностям ЗОЖ путем сохранения национальных истоков, семейных и иных традиций в оздоровление детей.

    Повышение уровня компетентности педагогов, родителей по формированию здорового образа жизни.

    Укрепление связи взаимодействия и сотрудничества "детский сад - семья - школа - городские службы по формированию здорового образа жизни".

Планирование проекта:

Создать инициативную творческую группу, в состав которой включить медицинского работника, педагога-психолога, инструктора по физической культуре.

Ознакомить с факторами, негативно влияющими на здоровье.

Апробировать здоровьесберегающие технологии и идеи этнопедагогики обеспечивающие восхождение дошкольника к культуре здоровья.

Разработать систему оздоровительных мероприятий на основе национальных, семейных традиций.

Составить индивидуальные программы по оздоровлению и выпустить путевые листы для начинающих укреплять свое здоровье.

Отработать механизм совместной работы всех служб, направленных на сохранение и укрепление здоровья дошкольников.

Подготовить карты домашней оздоровительной деятельности.

Провести сравнительные диагностики:

    овладение навыками ЗОЖ;

    заболеваемости в целом;

    определение мотивации к поддержанию и сохранению здоровья.

Контроль за выполнением мероприятий по укреплению и сохранению здоровья детей.

Этапы реализации проекта:

Подготовительный этап:

    Запуск проекта. Проведение круглого стола " Как воспитать у дошкольников потребности в здоровом образе жизни", педагогический ринг "Здоровьесберегающая технология в детском саду".

    Аукцион находок. Группы подбирают информационный и иллюстративный материал по формированию навыков ЗОЖ основанный на культурных традициях народов нашей Республики, и выставляют его на аукцион.

    Выставка рисунков и составление портрета современного здорового человека.

    Разработка путевых листов для начинающих укреплять свое здоровье и карт домашней оздоровительной деятельности.

1 этап:

    Создание безопасной оздоровительной среды.

    Первичная диагностика развития ребенка (приложение № 1).

    Анкетирование родителей: получение информации о развитии ребенка (приложение № 2).

    Организация работы систем дополнительного образования.

    Координация деятельности и взаимодействия всех звеньев системы.

2 этап:

1. Обучающе - познавательная деятельность:

Уроки здоровья по программе М.Л. Лазарева "Здравствуй";

Тематические занятия: "Как стать красивым", "Личная гигиена", "Русский калейдоскоп";

Игровые оздоровительные тренинги "В гостях у Золушки", "Сказкотерапия";

Ежедневные оздоровительный тренинг ребенка дома и в детском саду.

2. Совместная деятельность педагогов и детей:

Дни здоровья: "Удаль богатырская", "Вода - водица", "В гостях у Нептуна", "Зимний разгуляй" (по мотивам народных традиций);

Народные, календарно-обрядовые праздники: "Сабантуй", "Маслянница", приди весна с радостью (День сороки);

Спортивно-оздоровительная работа: турниры, досуги, недели здоровья, веселые старты, спартакиады;

Конкурсы рисунков: "Движение - здоровье", "Я и мое здоровье";

Фото-выставки: "Традиции нашей семьи", " Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья", Папа, мама я - спортивная семья".

3. Совместная деятельность детей и родителей:

Работа по картам домашней оздоровительной деятельности;

Традиционные спортивные мероприятия: "Здравиада", Осенняя и летняя спартакиада", "Дни здоровья", походы;

Изготовление нетрадиционных пособий по оздоровлению.

3 этап

Организация работы по повышению уровня компетентности педагогов и родителей.

1. Семинар - практикум "Идеи этнопедагогики в воспитательно- оздоровительном процессе".

2. Конференция "Воспитание здорового ребенка на основе народных традиций" под девизом: "Красота спасет мир".

3. Работа инициативной, творческой группы по составлению модели выпускника.

4. Осуществление опыта работы в СМИ.

5. Выпуск газеты детского сада "Традиции и наше здоровье".

4 этап

Материально-техническая база.

1. Создать:

Соляную шахту;

Музей семейных традиций.

2. Оборудовать:

Уличную площадку для большого тенниса;

Шахматную комнату.

3. Оформить:

Уголки здоровья;

Аудио - видео картотеку;

4. Приобрести:

Нестандартное оборудование по физическому воспитанию;

Медицинское оборудование (для диагностики);

Модель строения человека.

Ожидаемые результаты:

    Снижение уровня заболеваемости детей дошкольного возраста.

    Укрепление психического здоровья.

    Формирование образа выпускника - социально значимой здоровой личности.

    Овладение навыками самооздоровления своей жизни на основе духовных ценностей, национальной культуры.

    Формирование здорового образа жизни, обогащение идеями этнопедагогики в семье.

    Налаживание работы с городскими службами по формированию ЗОЖ.

Традиции здоровья в нашей семье.

Пропагандировать здоровый образ жизни.

Приобщать к сотрудничеству детей и родителей.

Осознать необходимость заботиться о здоровье своих детей.

Воспитывать желание к соблюдению имеющихся семейных традиций.

Форма проведения: круглый стол, дискуссия.

Правила работы :

Взаимопомощь!

Быть на равных условиях!

Спорить, но не ссориться!

Вступ ительное слово: Здоровье взрослого человека на 75 % определяется условиями его формирования в детском возрасте. Именно с раннего возраста нужно приобщать ребёнка заботиться о своём здоровье, воспитывать у него заинтересованность в собственном развитии и самосохранении – и это должно стать традицией в вашей семье.

Как-то, беседуя с детьми о здоровье, я спросила: ” Что нужно делать человеку, чтобы не болеть?” Ответ был однозначным – пить таблетки. “Подождите”,- сказала я. “Ведь человек не болен. Что нужно делать чтобы оставаться здоровым?” “Пить таблетки”. Начали разбираться и пришли к выводу, чтобы оставаться здоровым, нужно вести здоровый образ жизни, который включает несколько положений.

1.Правильное питание

3.Культурно- гигиенические навыки

4.Закаливание

5.Физкультура

6.Прогулки на свежем воздухе.

7. Отказ от вредных привычек.

Чем раньше ребёнок получит представление о строении тела человека, его функциях, узнает о важности правильного питания, режима дня, закаливания, движения, тем раньше он приобщится к здоровому образу жизни.

Как вы думаете, что означает слово «семья»?

С давних пор о доме, семье всегда говорили с любовью и уважением. Из далёких времён до нас дошли легенды, сказки, пословицы и поговорки о семье. Давайте поиграем и попробуем их вспомнить. Я начинаю, а вы заканчиваете по очереди:

В гостях хорошо, а (дома лучше);

Не красит изба углами, а (красит пирогами);

Каков на дому, такого и (самому);

Дети не в тягость, а (в радость);

Когда семья вместе и (сердце на месте);

Всякой матери своё (дитя мило);

На свете всё найдёшь кроме (отца и матери);

Мать кормит детей, как (земля людей);

Нет для человека добрее (отца матери);

Как вы считаете, кому принадлежит ведущая роль в воспитание ребёнка? Семья или детский сад?

Приоритет в воспитание ребёнка, бесспорно принадлежит семье. «Детские сады являются помощниками семье в воспитание ребёнка. (закон РФ «об образовании).

Исследование показало, что на развитие ребёнка влияет 15% – наследственности, 57% – родители, 25% – окружающая среда, 3% – образовательное учреждение.

«Семейные традиции» – что это?

Это в первую очередь, праздники, которые отмечаются в семье. Это может быть традиция сажать деревья или выезжать под новый год загород (кататься на лыжах, санках, на ледянке с горки и т.д.). Это традиционные походы, прогулки, пикники на природе.

Не следует забывать о правилах питания.

1. Максимально разнообразить стол.

2.Стараться включать в рацион овощи и фрукты, выращенные в нашей полосе.

3.Не заставлять есть, когда не хочется.

4.Не награждать едой.

5.Не ссориться во время еды. Оставлять выяснение отношений на другое время.

6.Исключить из рациона напитки типа “кока – кола”, чипсы.

7.Помнить, что сладкое после основной пищи вызывает брожение в желудочно – кишечном тракте.

8.Ужинать не позже, чем за 2 часа до сна.

1 традицией может стать закаливание организма.

Закаливание – самый простой и действенный способ укрепления защитных сил организма. Обычно под закаливанием понимают воздействие холодом. Но и тепловые воздействия оказывают оздоровительный эффект. Совместные походы в баню, кроме оздоровительного воздействия даёт много положительных эмоций. Самое главное – перепад температур. Организм человека приобретает неуязвимость к колебанию температуры окружающей среды. Различают закаливание воздухом, солнцем, водой. Максимальный эффект закаливание приносит, если оно сочетается с физическими нагрузками, полноценным сном и рациональным питанием. Проводить закаливающие процедуры нужно только с положительным эмоциональным настроем. Соблюдать принципы последовательности, непрерывности, постепенности. Избегать крайностей. Переохлаждение недопустимо! При первой же возможности ребёнку нужно ходить босиком. Дайте детям в летний период возможность ходить босиком по песку и по асфальту, по мелким камушкам и шишкам. Кроме закаливающего эффекта – это прекрасное средство профилактики плоскостопия.

Традиции здоровья в нашей семье.

Задачи:

  1. Пропагандировать здоровый образ жизни.
  2. Приобщать к сотрудничеству детей и родителей.
  3. Осознать необходимость заботиться о здоровье своих детей.
  4. Воспитывать желание к соблюдению имеющихся семейных традиций.

Форма проведения: круглый стол, дискуссия.

Правила работы :

  • Взаимопомощь!
  • Быть на равных условиях!
  • Спорить, но не ссориться!

Вступительное слово: Здоровье взрослого человека на 75 % определяется условиями его формирования в детском возрасте. Именно с раннего возраста нужно приобщать ребёнка заботиться о своём здоровье, воспитывать у него заинтересованность в собственном развитии и самосохранении - и это должно стать традицией в вашей семье.

Как-то, беседуя с детьми о здоровье, я спросила: " Что нужно делать человеку, чтобы не болеть?" Ответ был однозначным - пить таблетки. "Подождите",- сказала я. "Ведь человек не болен. Что нужно делать чтобы оставаться здоровым?" "Пить таблетки". Начали разбираться и пришли к выводу, чтобы оставаться здоровым, нужно вести здоровый образ жизни, который включает несколько положений.

1.Правильное питание

2.Режим

3.Культурно- гигиенические навыки

4.Закаливание

5.Физкультура

6.Прогулки на свежем воздухе.

7. Отказ от вредных привычек.

Чем раньше ребёнок получит представление о строении тела человека, его функциях, узнает о важности правильного питания, режима дня, закаливания, движения, тем раньше он приобщится к здоровому образу жизни.

Как вы думаете, что означает слово «семья»?

С давних пор о доме, семье всегда говорили с любовью и уважением. Из далёких времён до нас дошли легенды, сказки, пословицы и поговорки о семье. Давайте поиграем и попробуем их вспомнить. Я начинаю, а вы заканчиваете по очереди:

  • В гостях хорошо, а (дома лучше);
  • Не красит изба углами, а (красит пирогами);
  • Каков на дому, такого и (самому);
  • Дети не в тягость, а (в радость);
  • Когда семья вместе и (сердце на месте);
  • Всякой матери своё (дитя мило);
  • На свете всё найдёшь кроме (отца и матери);
  • Мать кормит детей, как (земля людей);
  • Нет для человека добрее (отца матери);

Как вы считаете, кому принадлежит ведущая роль в воспитание ребёнка? Семья или детский сад?

Приоритет в воспитание ребёнка, бесспорно принадлежит семье. «Детские сады являются помощниками семье в воспитание ребёнка. (закон РФ «об образовании).

Исследование показало, что на развитие ребёнка влияет 15% - наследственности, 57% - родители, 25% - окружающая среда, 3% - образовательное учреждение.

«Семейные традиции» - что это?

Это в первую очередь, праздники, которые отмечаются в семье. Это может быть традиция сажать деревья или выезжать под новый год загород (кататься на лыжах, санках, на ледянке с горки и т.д.). Это традиционные походы, прогулки, пикники на природе.

Не следует забывать о правилах питания.

1. Максимально разнообразить стол.

2.Стараться включать в рацион овощи и фрукты, выращенные в нашей полосе.

3.Не заставлять есть, когда не хочется.

4.Не награждать едой.

5.Не ссориться во время еды. Оставлять выяснение отношений на другое время.

6.Исключить из рациона напитки типа "кока - кола", чипсы.

7.Помнить, что сладкое после основной пищи вызывает брожение в желудочно - кишечном тракте.

8.Ужинать не позже, чем за 2 часа до сна.

1 традицией может стать закаливание организма.

Закаливание - самый простой и действенный способ укрепления защитных сил организма. Обычно под закаливанием понимают воздействие холодом. Но и тепловые воздействия оказывают оздоровительный эффект. Совместные походы в баню, кроме оздоровительного воздействия даёт много положительных эмоций. Самое главное - перепад температур. Организм человека приобретает неуязвимость к колебанию температуры окружающей среды. Различают закаливание воздухом, солнцем, водой. Максимальный эффект закаливание приносит, если оно сочетается с физическими нагрузками, полноценным сном и рациональным питанием. Проводить закаливающие процедуры нужно только с положительным эмоциональным настроем. Соблюдать принципы последовательности, непрерывности, постепенности. Избегать крайностей. Переохлаждение недопустимо! При первой же возможности ребёнку нужно ходить босиком. Дайте детям в летний период возможность ходить босиком по песку и по асфальту, по мелким камушкам и шишкам. Кроме закаливающего эффекта - это прекрасное средство профилактики плоскостопия.