Воспитание искусством. Искусство воспитания детей

Водопьянова Т.М.

Урок искусства в 8 классе

Воспитание искусством – это «тихая работа»

Что дает людям приобщение к миру искусства? Теоретик педагогики Б.Т. Лихачев пишет: «Возникновение гаммы возвышенных чувств и глубокого духовного наслаждения от общения с Прекрасным; чувства отвращения при встрече с безобразным; чувства юмора, сарказма в момент созерцания комического; эмоционального потрясения, гнева, страха, сострадания, - все это признаки подлинной эстетической воспитанности».

Эстетическое воспитание - картинки

«Искусство внушает человеку стремление к добродетели», - считал древнегреческий ученый и Философ Платон. И действительно, эталоном понимания роли эстетического воспитания для жизни одного человека и всего общества была Древняя Греция. Стремление к гармонии во всем от малого до космического требовало от системы воспитания модели «взращивания» гармонической личности. В школах и «гимнасиях» греческих полисов входило глубокое изучение классической литературы - Гомера, Гесиода, Алкида.

Ученики заучивали огромное количество стихов, наполненных полезными советами или заключавших поучительные повествования, жизнеописания великих людей, которые

совершили великие и благородные поступки,

и декламировали эти произведения вслух.

В древнегреческой «гимнасии» - картинки 1

Поступки героев обсуждались, ученики давали им оценку с житейской точки зрения. Этические понятия добра и зла воспитывались через изучение литературных произведений. Умение вести дискуссию, искусство речи, риторика, формировало личности будущих горожан. Обязательным для каждого горожанина было посещение театральных представлений, на которых можно было увидеть пьесы Софокла, Еврипида, Эсхила. Из произведения прославляли мужество, волю патриотизм греков, противопоставляя им трусость, высокомерие, равнодушие. Сила и выразительность драматических произведений делало воспроизведение типичных человеческих противоречий, страстей, недостатков достоянием высокого искусства, уроки которого подсознательно усваивались с юности.

В древнегреческой «гимнасии» - картинки 2

Кроме литературы и театра обязательным элементом воспитания искусством в мусикейских школах были занятия музыкой.

О том, как проходили такие занятия можно узнать по рисункам на греческих вазах.

Всех учили играть на флейте, аккомпанировать пению на кифаре и лире. В программу воспитания входило также и умение самостоятельно импровизировать, распевая тексы известных лирических поэтов. Считалось, что это возвышает душу.

Музыканты в рисунках на древнегреческих вазах

Девочек учили петь и танцевать – они должны были принимать участие в праздничных церемониях. Во время таких праздников звучала прекрасная возвышенная музыка, которая несла с собой порядок и гармонию.

Фриз Парфенона - девушки

Народная педагогика окружала маленького человека произведениями устного литературного, музыкального, декоративно прикладного творчества. Природное эстетическое чутье и вкус проявлялись в вековых традициях создания крестьянской постройки, предметов быта. Деревянная резьба, расписная посуда, изделия народных промыслов, вышивка были не только удобны, но красивы. Веками продуманный уклад, жизнь человека выстраивал в постоянном сопровождении песни, сказки, поговорок, загадок, которые потихоньку учили «уму – разуму», уважении к труду, старшим, любви к Родине.

Дети слушают дедушкины сказки

«Народное искусство отличает врожденное стремление к красоте». Такие сложные процессы познания действительности, как анализ, синтез, индукция протекают при сравнении различных художественных средств колыбельных, плясовых, хороводных песен. Лексические особенности песенных текстов былин, сказок впитываются с раннего детства. По элементам узора на мамином фартуке или рушнике малыш учится понимать моделированную картину мира. Аналогия своей жизни и образов окружающего народного искусства формирует ощущения гармонии человека и общества, человека и природы. В народном искусстве нет зла, агрессии, оно изначально учит оптимизму.

Крестьянская изба - картинки

Вечные ритмы природы приходят в сознание вместе с колыбельной песней, в хороводах человек приобщается к космическому движению и своей роли в обществе. Играя в «ладушки», «сороку – ворону», учась делать глиняную игрушку, ребенок развивает мелкую моторику. Девочка, которая сшила самодельную куклу, готовится воспитывать своих детей, она приобщается не только к труду, но и к творчеству. Русский поэтXVIII века Дмитрий Кантемир говорил: «Все знания, все науки и искусства должно подавать младенцам в том намерении, чтоб разными способами, как бы по степеням, взводить их к благонравию».

Хоровод - картинки

Если вспомнить биографии многих известных людей, добившихся успеха в своей жизни, окажется, что все они с детства росли в окружении литературы, искусства. В доме Пушкиных бывала передовая интеллигенция Москвы, родители следили за новинками литературы, музыки, живописи, обсуждали театральные премьеры. Отец Александра Сергеевича читал детям вслух, сам немного писал стихи, дядя, Василий Львович был из круга передовых литераторов и впоследствии ввел в него племянника. Был еще один человек, который через народные песни, сказки, привил Пушкину к народному творчеству – это была любимая няня, Арина Родионовна.

Детство Пушкина - картинки

Атмосфера творчества, увлеченности искусством окружала юного Блока, Булгакова, Прокофьева. Многие физики, химики, другие ученые в детстве занимались музыкой, изобразительным искусством, много читали, сами писали стихи. Вспомним примеры Ломоносова, Бородина, Альберта Энштейна.

«Бюст Ломоносова» -

«Не позволяй душе лениться!

Чтоб в ступе воду не толочь,

Душа обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь!». Вслед за поэтом Николаем Заболоцким эти слова нужно повторять себе постоянно. «Ни дня без строчки», песни, творческих впечатлений. Только постоянная работа над собой, а не сплошное везение и талант создали из простых подростков тех, кого мы сейчас называем великими.

«Не позволяй душе лениться!»,

картинка

По мнению замечательного педагога Василия Сухомлинского: «Воспитание через любовь, через красоту, через прекрасное - вот лишь только некоторые постулаты системы воспитания».

Воспитание – чудо-наука,

Вдохновение, лики добра.

Обогреет, направит, научит

Красотой осветится душа.

С ней нам кажется жизнь интересней,

Наполняется смыслом наш мир.

С ней рождаются новые песни,

С ней поэт, настоящий кумир.

Благородные, светлые чувства,

Вы слились с нашим сердцем навек.

Воспитание – это искусство,

А в искусстве творец – человек.

Педагог – музыкант или художник с учениками, картинка

«ВОСПИТАНИЕ ИСКУССТВОМ»
из опыта работы учителя музыки МСОШ №1, г.Красновишерск,
Чистиной Татьяны Викторовны.

Музыка, один из самых мощных по силе воздействия на чувства человека видов искусства. На уроке музыке, как нигде, тесно сотрудничают чувства и мысли, достигается единство творческих устремлений учителя и учащегося. Свобода в суждениях и ответах, творческая активность и инициатива ребенка, удовлетворенность от совместных занятий возникают благодаря музыкальному творчеству.

В 2013 году мне вместе с моими учениками впервые пришлось погрузиться в удивительный мир оперы. Не просто погрузиться, а прожить его вместе с главными героями. В этом нам помог краевой проект «Дети на оперной сцене». Мы живем в небольшом городке, где нет своего театра, из-за далекого расстояния практически дети и родители лишены возможности соприкоснуться воочию с прекрасным миром оперы и балета. И я решила через проект, через участие в нем заполнить эту нишу в духовном развитии детей и их родителей.

Передо мной встал вопрос: как охватить по максимуму детей, как влиться в учебный план уже начавшегося образовательного процесса? Как объяснить своему руководству целесообразность такого масштабного изучения одного произведения?

Как оказалось на практике, все эти вопросы легко решаемы. Во-первых, опера «Малахитовая шкатулка» Д.Батина - это не только уникальный материал для начинающих педагогов, работающих по программе «К вершинам музыкального искусства» М.С.Красильниковой, О.Н.Яшмолкиной. Но и еще легко «вписываемое» произведение в региональный компонент, на введение которого сейчас акцентируют внимание образовательные программы. Опера написана пермским композитором на уральские сказы Бажова. Достаточно легкие для запоминания вокальные партии, знакомые сказы Бажова, интересная постановка помогают стать «незримым» участником оперы. Во-вторых, опера оказалась такой «пластичной», что она легко вошла в тематическое планирование каждого класса. Единственное, что акцент при погружении в оперу в каждом классе ставился в соответствии с возрастом детей. Мне впервые пришлось столкнуться с этой работой, и вот что у меня получилось.

Второй класс - в теме «О чем говорит музыка» я сделала акцент на вслушивание в оркестровые музыкальные характеристики, о считывании с мелодии все о герое (характер, возраст, где живет и.т.) А уже потом анализировали - а так ли это на самом деле. И дети были счастливы, что угадывали все о герое без текста.

В третьем классе в теме «Интонация» - «Речь разговорная и музыкальная» - это просто полет для открывания детьми и сходства этих видов речи, и сравнивание их друг с другом.

В четвертом классе - это конечно особенности русской народной песни, какие виды ее мы встречаем в опере, как русская песня зависит от обстоятельств, от жизни в которой ты живешь. И как она помогала русскому человеку.

Пятый класс это, конечно же, тема «Музыка и литература». Дети с удовольствием вспомнили сами сказы Бажова, сравнили с либретто оперы, нашли сходства и отличия, на что композитор акцентировал внимание слушателей и почему.

В шестом классе в теме «Музыкальные образы» детям пришлось «покопаться» в каждом персонаже, найти мелодическое сходство с реальностью жизни героя. И что было отрадно, ребята с легкостью, по первым звучаниям мелодических характеристик давали мне портрет персонажа, прогнозировали его поведение в дальнейшем. Улавливали «образ в образе», т.е. слышали интонации одного героя в интонациях другого (Настенька и Хозяйка Медной горы).

А в седьмом классе я просто перенесла изучение оперы «Князь Игорь» в другую четверть и в теме «Особенности драматургии сценической музыки» мы погрузились в оперу целиком. И получилось, что то, что мы делали со 2 по 6 класс, в седьмом вылился итогом изучения оперы, объединение всех акцентов в одно целое.

Конечно же, со всеми мы на уроках музыки смотрели видео- фрагменты оперы, пели вокальные партии и анализировали связь слова и мелодии, их ритмическое единство в передаче образа, а главное, как отмечали сами дети - это связь с жизнью, историей, реальностью. И для меня, как педагога, было важно не только, как и насколько ребенок понял смысловую линию оперы, погрузился в нее, а увидеть, как дети разного возраста оценивают проблемные ситуации героев, как в них погружаются и находят пути их решения.

Вот как об отношении Настеньки и Степана пишут дети:
«Настя очень любит Степана, а он больше любит горы и камни. Наверное, он просто больше всего любит свою профессию. Вот мой папа, тоже говорит, что любит маму и меня, а сам пропадает на работе и дома о ней говорит. Мне кажется, это их поссорит…» Настя Дубровина, 3 класс.

« … С одной стороны я понимаю Степана, его тягу к свободе и вольной жизни, жить в достатке. Но ведь это не говорит о том, что ты должен забыть о тех, кто рядом с тобой, кому ты дорог. Да, жизнь крестьян крепостных была однообразной, однотипной. И что бы выбраться из этой рутины, надо было что-то предпринимать. Любовь к Насте, мне кажется, изначально и подтолкнула Степана на добычу малахита, как шанс получить свободу. Хотя с первых нот, первых мотивов слышится насколько у Насти и Степана разные взгляды на свободу. Даже хоровод крестьян их не объединил, как это бывает в русских танцах, а разъединил. Для Насти свободная жизнь - это дом, семья, дети, любимый муж рядом. А для Степана это свобода - смысл всей жизни, в заработке, в поступках…» Ольга Громова 7 класс.

И еще один момент, такое масштабное изучение оперы сблизило моих ребят. Возраст был не помехой обсуждать героев, их поступки и даже вступать в споры о правильности решений того или иного персонажа.
Хочется отметить, что метод погружения в оперу, как целостное произведение, помогает сделать урок эмоционально-творческим, где содержание оперы проживается каждым ребенком. Это помогает нашим детям, которые развиваются в век информационных технологий, не зачерстветь. Получить огромнейший эмоциональный опыт, свое видение, переживание, чувствование музыки, и тем самым, научиться, лучше понимать и воспринимать музыкальное искусство, как основу духовно-нравственного развития личности. А значит, стать богаче чувствами и душой.

Существует мнение, что "массовая школа не может создать полноценную культурную среду для развития школьников, поэтому необходимы специальные мероприятия в каждой школе и сфере образования в целом для компенсации, смягчения последствий культурного кризиса в образовании" (Н.Крылова, М.Князева, 1996). В нашем понимании культура - понятие жизненное и живое. Ее нельзя искусственно "привнести" в школьное пространство, ее необходимо "выращивать" внутри школы, обновляя средства для достижения цели, не соединяя механически учебные предметы, а находя способы, с помощью которых внутренний мир человека раскрывается в гармоничном единстве с окружающим миром.

Взаимодействие этих миров осуществляется через искусство. Наука и искусство, каждый своим путем, ведут к познанию истины. Научное и художественное познания мира дополняют друг друга.

Создание среды, объединяющей эти познавательные пространства в единый мир культуры, эстетический по форме и содержанию, должен явиться основополагающей идеей эстетического образования в школе. Эта идея будет основываться на понимании эффективности воспитания искусством только при условии приобретения ребенком опыта собственной художественной деятельности, когда в процессе творчества рождается свобода замысла, свобода выбора своего пути, проявляется индивидуальность личности.

Поэтому передо мной встают другие задачи, при решении которых наша школа должна стать центром эстетического образования. Сначала значимой и нужной для учителей, учащихся, родителей. А затем и для города в целом. Эстетическое развитие должно стать одним из основных, приоритетных направлений образовательной программы школы. Главной задачей эстетического образования в школе я считаю воспитание высококультурного, широко образованного, музыкально грамотного человека, готового в любой сфере деятельности успешно проявить свой творческий потенциал, способного к сохранению культурных традиций своего народа.

Для этого мне придется пересмотреть тематическое планирование, где каждый год школа будет «погружаться» в оперу, исторически важную для нового поколения, важную и для нравственного, и для духовного воспитания. Такими операми будут «Иван Сусанин» М.И.Глинки, «Борис Годунов» М.П.Мусоргского, «Царская невеста» Н.А.Римского - Корсакого, кантата «Александр Невский» С.С.Прокофьева и др. И не просто «погружаться» в оперу на уроках, а вынести это и на общешкольный уровень, где на уроках истории, литературы дети будут изучать одну сторону данных событий, а потом всем вместе воплощать это в эскизном исполнении оперы, где примут участие не только ученики, но и учителя, родители. Сделать эти выступления традиционными в школе. Ведь ничто так не сближает детей, учителей и родителей как совместное дело. Создавать и реализовывать проекты по данному материалу. Начать писать исследовательские работы и выносить их на обсуждение в другие школы. Работы много, но останавливаться нельзя. Механизм воздействия музыки, оперы на детей, родителей уже запущен. Надо двигаться вперед - к новым знаниям, новым открытиям и победам!

Нам посчастливилось принять участие в проекте «Дети на оперной сцене» в 2014 году и, быть активными слушателями.

Значимость участия в нем для каждого моего ученика был велик! Они не просто погружались в нее во время уроков, они в реальности смогли прожить ее еще раз, услышать оркестр, увидеть игру актеров, и даже стать исполнителями заключительного хора с артистами театра! Родители, которые были с нами, были поражены, насколько их ребенок чувствовал, слышал и понимал все происходящее.

Вот как они об этом пишут:
«….участие в таких проектах, как «Дети на оперной сцене», помогает нашим школьникам приблизиться к прекрасному, не только увидеть его, прочувствовать, но и прожить его с настоящими актерами. Мне кажется, что посещение театра оперы и балета, должно стать не только традицией каждой семьи, но и образовательного учреждения. …. Мы сможем быть еще ближе к самому возвышенному, духовно необходимому, к музыке, театру, которые развивают, учат, воспитывают, сближают». С.М. Москатова, мама ученика 3 класса.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

МОСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ

МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ

Воспитание искусством

(Методический доклад)

преподаватель

ГОУ СПО МОМПК

г. Егорьевск

2010г.

Воспитание искусством

Своё выступление мне хотелось бы начать с высказывания В.Сухомлинского: «Как гимнастика выпрямляет тело, так музыка выпрямляет душу человека». Роль музыки в жизни человечества неоценима. Данный вид искусства очень многогранен и несёт в себе множество функций.

Нельзя отрицать непосредственное влияние музыки на человека. В старых учениях музыка являлась одним из главных средств в лечении, создании гармонии и равновесия в теле и разуме. Сегодня музыка используется не только в психотерапии, при лечении душевных недугов, но и в медицине при лечении недугов телесных. В.М.Бехтерев говорил: «Музыка не только фактор облагораживающий, воспитательный. Музыка – целитель здоровья».

Цель моего доклада – рассмотрение проблемы воспитания искусством, а именно – воспитание музыкой. С древних времён учёные и философы уделяли особое внимание влиянию музыки на личность человека. Древнегреческие рукописи гласят: «Музыкальное воспитание – самое мощное оружие, поскольку ритм и гармония проникают в самые сокровенные глубины человеческой души».

Не случайно искусство и музыка рассматривались с древности как средство воспитания, т. е. длительного изменения нашего поведения. В воспитывающем действии музыки видится её род ство с педагогикой, психологией.

Существует три взгляда на проблему воздействия музыки на личность.

Первый рассматривает его социально-значимое воздействие на личность в рамках онтологии искусства. В этом усматривается односторонний подход к проблеме, однако отмечаются явления его преодоления. В частности, Л.С.Выготский разрабатывает в области психологии искусства личностный аспект отношения к искусству.

Другой взгляд в противоположном направлении обращен к личности, воспринимающей искусство в отрыве от специфики самого искусства, т.е. от "потребителя" к искусству.

Третий - интегрирующий, целостный. Данный взгляд ставит проблему взаимодействия искусства и личности на уровне общего философско-психологического подхода на основе эстетического сознания личности, которое объединяет в себе жизненные ценности, отношение к самому себе, к формам самореализации, нормам поведения и волепроявления.

Эстетическая мысль давно пришла к осознанию целостности эффекта воздействия искусства на человека, на весь комплекс его духовной организации. Это нашло подтверждение в высказывании И.Г. Фихте: «Искусство формирует не только ум и сердце, оно формирует целостного человека».

В вопросе развития личности и отношения её к искусству остается не ясным, что здесь причина, а что следствие: то ли человек с богатым духовным, интеллектуальным, ценностно-ориентированным потенциалом тянется к искусству и черпает из него то, что необходимо ему для индивидуального духовного развития, то ли искусство оказывается первопричиной воздействия. Многое зависит от того, какое это искусство, какая музыка и какова способность личности воспринимать искусство.

Если рассматривать фактор взаимодействия «музыка – слушатель» с точки зрения педагогики, то важно понять роль педагога не как транслятора , а как участника в триаде: педагог - МУЗЫКА - ученик, производного от триады: композитор - произведение - слешатель.

Для музыкальной педагогики немаловажным фактором представляется понимание структурных особенностей психологии восприятия искусства. Здесь современная отечественная наука исходит из трудов лидеров советской психологии в области искусства Л.С. Выготского и Б.М. Теплова.

Б.М. Теплова привлекает аспект эмоционального переживания личностью внутренней формы художественного произведения, Л.С.Выготского - эстетическая реакция. Л.С. Выготский в "Психологии искусства" выделил в качестве теории не учение о восприятии, а проблему связи чувства (эмоций) и фантазии (воображения). Занятие искусством, в частности музыкой, с одной стороны, накапливает эмоции, с другой стороны, является средством для необходимого разряда нервной энергии.

Выдающиеся педагоги исполнительского искусства Г.Г.Нейгауз, С.Е. Фейнберг и другие считали, что основой обучения музыканта являются его личностные качества, высокая духовная культура, спо собность критически мыслить. Отечественное музыкальное образование содержит ценностную ориентацию, которая адекватна смысловому подходу, где "образование - это введение человека в мир культуры на различных этапах его жизни".

Если адаптировать вопросы воспитания музыкой, которые сегодня являются предметом исследования многих научных трудов, к условиям нашего колледжа, то можно сделать вывод, что перед педагогом стоит сложная задача. Ведь к нам поступают учащиеся не имеющие музыкального образования, а следовательно не имеющие достаточного опыта в отношении музыкального восприятия. Неоспоримым является тот факт, что становление студента-музыканта, будущего учителя музыки должно происходить на классике, так как именно она является фундаментом в строительстве личности будущего педагога-музыканта. Воспитание наших студентов должно происходить на высокохудожественных образцах мировой культуры. Только в этом случае, когда студенту привит музыкальный вкус, мы можем считать, что цель нашего обучения достигнута. Только в этом случае студент сможет ориентироваться даже в музыке массовых жанров, выбирая для себя только высокохудожественные образцы.

Явление массовой культуры сегодня, как фактора влияния на формирование культуры подростков, нельзя отрицать. Но ведь существуют такие жанры массовой культуры, которые действуют на личность подростка разрушающим образом. Погружение в звуковой мешок действует на умение ориентироваться, принимать самостоятельные решения. Российские ученые зафиксировали следующее: после 10-минутного прослушивания тяжелого рока семиклассники на некоторое время забывали таблицу умножения. А японские журналисты в крупнейших рок-залах Токио произвольно задали зрителям всего три простых вопроса: как вас зовут? где вы находитесь? какой теперь год? И ни один из опрошенных не ответил на них. По заявлению германского профессора Б. Рауха, такая музыка вызывает выделение так называемых стресс-гормонов, которые стирают часть запечатлённой в мозгу информации. Человек не просто забывает что-то из того, что с ним было или что он изучал. Он умственно деградирует. Не так давно швейцарские медики доказали, что после рок-концерта человек ориентируется и реагирует на раздражитель в 3 - 5 раз хуже, чем обычно.

Растения и животные предпочитают гармоничную музыку. Если классическая музыка ускоряет рост пшеницы, то рок-музыка - наоборот. Если под воздействием классической музыки увеличивается количество молока у кормящих матерей и млекопитающих животных, то под воздействием рок-музыки оно резко снижается. Дельфины с удовольствием слушают классическую музыку, особенно Баха. Услышав классические произведения, акулы успокаиваются и собираются со всего океанского побережья, (что случалось в ходе экспериментов); растения и цветы под классическую музыку быстрее расправляют свои листья и лепестки. Под звуки тяжелого рока коровы ложатся и отказываются есть, а растения быстро вянут.

Подростковый возраст характеризуется стремлением к взрослению, к самоутверждению, поиску собственного места в жизни, к самооценке. Именно в этом возрасте происходит становление определенных ценностных ориентаций, формируются художественно-эстетические предпочтения, в частности - музыкальные вкусы и пристрастия.

В качестве важнейшего фактора формирования музыкальной культуры подростков рассматривается музыка массовых жанров. Под музыкой массовых жанров следует понимать музыку, которая пользуется широкой популярностью, характеризуется относительной легкостью восприятия, доступностью и доходчивостью (эстрада, танцевальные разновидности поп-музыки, традиционная рок-музыка, авторская песня).

В современных условиях, благодаря развитию музыкальной индустрии, ориентации подростков в области музыки формируются, главным образом, под воздействием средств массовой коммуникации и общения со сверстниками, что приводит к потреблению музыкальных образцов сомнительного эстетического качества, рассчитанных на невзыскательный вкус в силу легкости восприятия (незамысловатая мелодия, танцевальный ритм, элементарная простота гармонического языка, близость тематики содержания текстов). такие разновидности современной музыки, как эстрадная песня, “РЭП”, “диско”, и другие сугубо развлекательные направления, выполняющие не столько эстетическую, сколько коммуникативную и фоновую функции, пользуются в подростковой среде широкой популярностью, в то время как классическая, народная и современная академическая музыка, а также произведения джаза и рок-музыки, несущие определенную смысловую нагрузку, остаются за пределами внимания подростков.

В современной музыкальной педагогике выделяют следующие особенности формирования у подростков музыкальной культуры средствами музыки массовых жанров:

I. Поэтапность, постепенность.

Приобщение подростков к классической, народной и современной академической музыке должно осуществляьтся в три этапа:

1) подготовительный, предполагающий использование образцов популярной музыки, пользующихся популярностью в подростковой среде. Образцы массовой музыки могут реализовываться в ходе разнообразных форм организации обучения и досуга. Иллюстрацию музыкальных произведений целесообразно дополнять информацией о данном авторе, исполнителе, ансамбле и т.п., а также анализом (в ходе лектория) исторических, эстетических и социальных корней и основ возникновения, развития и функционирования различных жанров, стилей и направлений массовой музыки.

2) учебный (информационно-познавательный), предусматривающий использование на уроках музыки, на факультативных занятиях и при проведении дискотек и тематических вечеров наряду с привлекательными образцами более сложных произведений, требующих от слушателя более высокой музыкальной подготовленности. На данном этапе считается целесообразным проведение тематических бесед об академической и массовой музыке с включением музыкальных иллюстраций произведений развлекательного характера, сложных примеров в жанрах джаза и рок-музыки (рок-опера, рок-сюита, рок-кантата) и произведений массовой музыки (эстрада, рок, авторская песня).

3) развивающий (активно-творческий), предполагающий стимулирование у учащихся интереса не только к академической и народной музыке, но и к традиционному и модерн-джазу, а также к высокохудожественным образцам в жанре рок-музыки, формирование у подростков навыков самостоятельно определять жанры, стили и направления прослушиваемых произведений. В этой связи представляется необходимым чтение специального курса "Мировая музыкальная культура", предполагающего ознакомление подростков (в популярной форме) с наиболее распространенными и значимыми жанрами, стилями и направлениями как классической и современной академической, так и массовой музыки. При этом чрезвычайно важно вскрытие исторических, эстетических и социальных корней массовой музыки (как социокультурного явления), ее взаимосвязи с социальными явлениями, переживаемыми обществом.

II. Учет индивидуальных и возрастных особенностей подростков - стремления к самовыражению, к самооценке; зависимости от мнения сверстников; повышенной потребности в общении, развлечениях.

Лекции цикла "Мировая музыкальная культура" должны излагаться в популярной, доступной для подростков форме. Каждая лекция должна предусматривать наличие музыкальных иллюстраций соответствующего содержания.

III. Учет интересов подростков может служить стимулирующим фактором при восприятии учащимися цикла лекций "Мировая музыкальная культура". При этом важно проводить с учащимися диспуты, дискуссии по поводу тех или иных явлений, происходящих в музыкальной жизни, радио- и телепередач, публикаций в прессе, прослушанных пластинок, компакт-дисков, концертных программ, что способствует пробуждению у учащихся способности к аналитической, критической и теоретической деятельности.

Список литературы:

  1. Апраксина О.А. Музыка в воспитании творческой личности. //Музыкальное воспитание в школе. Выпуск III. / Под ред. О. Очаковской, составитель О. Апраксина, М., «Музыка», 1964.
  2. Белобородова В.К. Музыкальное восприятие. // Музыкальное восприятие у школьников. / Под ред. М.А. Румер. – М., 1975.
  3. Ветлугина Н.А. Возраст и музыкальная восприимчивость. // Восприятие музыки. Сборник трудов / Под ред. В.Н. Максимова. – М., 1980
  4. Выготский Л.С. Психология искусства. М., 1968
  5. Коган М.С. Музыка в мире искусств. // Методологическая культура педагога-музыканта.: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. / Под ред. Э.Б. Абдуллина. – М., : Издательский центр «Академия», 2002.
  6. Петрушин В.И. Музыкальная психология – М., 1994
  7. Слепневы А. и Дм. Руки в музыке искупай: Мелодии здоровья. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000.
  8. Якобсон П.М. Чувства, их развитие и воспитание. М., 1990.

В школу пришёл первоклассник. Поступление в школу - важный и ответственный период в жизни ребёнка.Печальной особенностью сегодняшней российской школы является практическое исчезновение из неё системы воспитания.Как воспитывать наших мальчишек и девчонок? Надо любить ребёнка, не лишая его права оставаться ребёнком.

Галас Надежда Александровн,

учитель начальных классов

МБОУ СОШ № 95 г. Краснодара.

Воспитание - это искусство, а не ремесло.

Всё более глубокое понимание

Ребёнка - это и есть воспитание.

В.Сухомлинский

В школу пришёл первоклассник. Поступление в школу - важный и ответственный период в жизни ребёнка, который накладывает глубокий отпечаток на его развитие и воспитание. Новый заманчивый мир открывается перед ним. Каждый день в школе - это приобщение к открытию, познанию нового, это обогащение ума, чувств, воспитание воли и характера, самостоятельности и любознательности, организованности и дисциплины. Всматриваясь в первоклассника, только что переступившего порог школы, мы, учителя, не можем не задумываться над тем, каким он станет через одиннадцать лет, когда выйдет в самостоятельную жизнь, какие качества личности обретёт он за школьные годы. Рисуя в своём воображении образ воспитанника, мы должны учитывать требования времени, в условиях которого нашему питомцу придётся жить и работать.

Печальной особенностью сегодняшней российской школы является практическое исчезновение из неё системы воспитания. Утрата прежних ценностных ориентиров повлекла за собой состояние растерянности, неуверенности в том, что тебя поддержат и помогут. Все как-то стеснялись говорить на тему воспитания: вместо «коммунистического воспитания», - какое? И воспитанием каждый учитель занимался, сообразуясь с личным опытом и представлениями.

Как воспитывать наших мальчишек и девчонок? Какими идеями теперь руководствоваться? Эти и другие вопросы воспитания беспокоят меня, и я думаю, многих моих коллег. Воспитание зависит от трёх переменных: взрослые, дети и отношения между ними. А вот выбор цели основан на системе ценностей принятых в данном обществе. Система воспитания советского общества строилась на идеях коллективизма. В период демократии на смену ему пришёл индивидуализм, признаками которого является самостоятельность и личностное благополучие. Выход, я считаю, в отказе от противопоставления этих двух понятий. Формирование человеческого в человеке, развитие его индивидуальности - вот цель современного воспитания. Воспитание индивидуальности должно идти через воспитание ценностного отношения к людям. Ребёнок, осмыслив собственную уникальность, должен признать уникальность другого человека. Этот процесс должен носить непрерывный, целостный характер со стороны школы и прежде всего семьи. Чем старше становится ребёнок, тем чаще взрослые начинают задаваться вопросом. Выражая своё недоумение и негодование: «Ну откуда они такие берутся?» Наивный вопрос: ниоткуда и не берутся. Они всё время находились рядом с нами. У взрослых цели педагогические, а у детей жизненные. Хотелось бы привести пример из опыта работы. Класс выполняет самостоятельную работу, вдруг один мальчик говорит: «Так жаль Родиона!» Второй отвечает: «Почему?» Первый говорит: «Ну как- же, он же руку сломал, ему же больно!» Второй, поглядывая, на меня говорит: «Ну и что! Ты что его семья, брат, родственник, что ты за него переживаешь?» Меня это поразило до глубины души, и я вмешалась: «Хорошо, сегодня твоя мама будет идти по улице, упадёт и подвернёт ногу, а рядом никого из семьи или родственников не будет! И что ей делать? Как быть?» Мальчик, молча, опустил голову, он всё понял. Мудрость педагога заключается в том, что он знает, как прийти к совместной цели. Для этого нужно знать ребёнка, его индивидуальность, его семью. С первых дней обучения я практикую глубокое изучение личности ребёнка, его семьи, условий воспитания в дошкольный период. Это даёт мне возможность подбирать подходящие каждому ребёнку методы и приёмы воспитания. Приоритет отдаю практическим, проблемно - ситуативным методам. Любить быть добрым научить нельзя - это надо пережить. Словесные методы обращены к внешней, физической оболочке человека. А нужно достичь чувственной сферы, обратиться к духовной сути ребёнка.

Выдающийся польский педагог Януш Корчак в одном из своих писем напоминает о необходимости возвыситься к духовному миру ребёнка, а не снисходить к нему. Этот призыв следует понимать как тончайшее чувствование детского познания мира - познания умом и сердцем.

Надо любить ребёнка, не лишая его права оставаться ребёнком, т. е. любить его со всеми его недостатками, шалостями и капризами. Нельзя убивать в детях шалунов. Что бы ребёнок ни натворил. Это всегда попытка обратить на себя внимание. Убеждена, что. Многие ситуации можно разрешить с помощью ласки, уместной шутки, сказки, притчи. Без наших ласковых слов ребёнку всё равно, что без солнечного света. Это моё педагогическое кредо. Я воспитываю детей радостью: передаю свой оптимизм, жизнелюбие, свежесть восприятия жизни как праздника; учу ребят и самим быть маленькими солнышками, светиться хорошими поступками и согревать окружающих своим теплом. Самое главное, чтобы дети были как можно дальше от полюса зла. Хотя убеждена, что в каждом человеке существуют две половинки белая и чёрная и побеждает та, которую ты кормишь. Жан- Жак Руссо считал, что ребёнок должен знать: насколько он будет хорош с окружающими, настолько и они с ним будут хороши. Я всё делаю для того, чтобы дети поняли, что любовь, доброта, великодушие сильнее зла. Ведь ребёнок изначально несёт в себе эту искру великодушия. Вспомним детское доверие, искренность, чувство солидарности, сопричастности ко многому, детское милосердие. Я люблю своих ребятишек, верю в них, помогаю им быть добрыми и великодушными. Все дети хотят быть хорошими и, видя себя в зеркале наших добрых слов, становятся ими. Детство - это то, что так быстро проходит, что уже, увы, нельзя вернуть, что так неуловимо. Давайте никогда не забывать об этом!

Воспитывая малыша, каждая мама старается вложить в его голову как можно больше «полезностей» — английский, математическое развитие, музыкальная школа, танцы, ну и еще много чего, на что хватает ее фантазии (см. денег). Литературы полезной написано не мало, интернет полон статей о воспитании, а каждая частная школа заявляет о том, что именно она осуществляет самое культурное из всех культурных воспитаний. Об (воспитании искусством) сказано уже, казалось бы, все. Нам остается лишь подытожить – постараемся сделать это как можно лучше.

Воспитание искусством — одни из простых и эффективных способов невербального воздействия на ребенка. Воздействие искусства на детскую психику подобно позитивному гипнозу, который, минуя вербальные сообщения, проникают в подсознание, создавая в нем благоприятную почву для дальнейшего воспитания и обучения. Принцип такого воспитания – создание интеллектуального, эмоционального фона, организация полноценной культурной среды, используя основные виды искусства (живопись, театр, музыка, танец, архитектура, литература).

Арт-воспитание тогда и сейчас

О том, что культурное наследие позитивно влияет на подрастающее поколение, знали еще в прошлых веках. Только в те незабвенные времена воспитание искусством не было чем-то особенным – просто часть повседневной жизни. Дети прошлого (особенно дети благородных сословий) уже с рождения попадали в культурную среду. Живая музыка, ласкающая (не раздражающая) слух, театральные спектакли, как развлечение. Да, о чем говорить, даже игрушки, мебель, одежда, предметы интерьера – все было сделано руками человека, окутывая его жизнь, проникая в сердце.

Сегодня ситуация изменилась. Все живое, человеческое, становится роскошью, уступая место шаблонному и фабричному. Арт среду приходится создавать вручную, обеспечивая постоянный контакт детей с миром прекрасного – миром искусства.

Художественное воспитание и его влияние

Чтоб понять, почему так важно художественное воспитание, вспомним, как устроен наш мозг. Левое полушарие (умное) отвечает за логику, аналитические процессы, усвоение школьной программы. Правое же активно участвует во всем творческом , что творится у нас в голове – эмоции, чувства, интуиция, восприятие прекрасного. Именно это полушарие включается в работу, когда ребенок слушает музыку, любуется картиной или тянет ножку в хореографической композиции. Занятия в школе стимулируют и развивают именно левое полушарие, оставляя правое праздно расслабляться. Для полноценного развития и функционирования мозга работать должны оба полушария в равной степени. Потому так важно воздействие, стимулирующее чувства, эмоциональный отклик. Теперь-то понимаете?