Воспитание милосердия у детей. «Воспитание милосердия

Воспитание у детей чувства доброты и милосердия.

Каждый ребенок рождается добрым. И для доброй жизни.

В том, что он постепенно теряет запас доброты виноваты мы, взрослые. Наша задача не дать иссякнуть этому маленькому источнику тепла, мягкости, терпения и любви. Дети рано начинают чувствовать любовь и справедливость взрослых, а также сверстников, они чутко реагируют на малейшие проявления недоброжелательности и пренебрежения.

Очень важно, чтобы гуманные чувства дети распространяли не только на себя, а еще и умели бы сострадать взрослым, своим сверстникам, а «братьям нашим меньшим»- животным. Что такое милосердие? Само слово говорит само за себя – иметь доброе, милое сердце. Быть готовым всегда помочь кому-нибудь, не посмеяться над чьей-то бедой, а суметь пожалеть, помочь, простить, просто из чувства сострадания и человеколюбия.

Мы, педагоги, должны уметь воспитать у детей эту готовность, а также желание заботиться о других. В беседах с детьми побольше уделять внимания и делать акцент на развитии добрых поступков. Заучивать стихи на темы доброты и заботы о ближних. Обогащать словарный запас детей такими словами, как: «добрый», «чуткий», «отзывчивый», «ласковый», «милосердный» и т.д. Учить детей уметь постигать смысл пословиц и поговорок о добрых поступках. Пословицы и поговорки это наша «золотая» кладезь мудрости, изложенная в цитатах.

Вот например:

  1. «Даешь другому – приобретаешь себе».
  2. «Верная указка – не кулак, а ласка».
  3. «Добрые слова, лучше мягкости пирога».
  4. «Доброе братство – лучше богатства».
  5. «Доброе слово доходит до сердца».
  6. «Доброе дело питает и душу, и тело».
  7. «Не суди по силе рук, а суди по силе сердца».
  8. «Жизнь дана на добрые дела».

Поступки детей не всегда бывают справедливыми и добрыми. И наша задача каждодневно, целенаправленно вкладывать в детские головки, что смеяться над чужой бедой некрасиво.

Вт пример из моей практики. Однажды, во время обеда, Дима случайно задел чашку с компотом и залил весь стол, чашка упала на пол и разбилась. Дима заплакал. Никто из детей не помог расстроенному мальчику, никто не успокоил, хотя все дети знают, что наказание всегда плохо, горько и неприятно.

Я объяснила детям, что Дима сделал это нечаянно. Ему и так стыдно и что злорадствовать это плохо, а лучше надо помочь товарищу, ведь такое может случиться с каждым человеком. Еще я пояснила, что смеяться над чужим проступком это глупо и жестоко.

Теперь если кто-то из детей смеется над чужой бедой, дети в моей группе всегда реагируют правильно. Они говорят: «Смеются над чужими проступками только глупые дети».

В воспитании милосердия очень помогает чтение художественной литературы. Часто герои сказок, рассказов, повестей переживают от того, что причиняли другим боль и вред, а потому мучаются, пока не искупят свою вину. Очень поучительны рассказы Н.Носова «Живая шляпа», «На горке», «Карасик», «Огурцы». Рассказы В.Осеевой – писательницы, которая воспитывала их нравственность своими произведениями: «Просто старушка», «Отомстила», а что стоит рассказ «Волшебное слово» про мальчика, который был грубый, невежливый и неблагодарный, пока однажды не встретился с дедушкой, который научил его одному «волшебному» слову и все вмиг изменилось. Когда его желания исполнились, он вспомнил, что забыл сказать слова благодарности, вернулся, но дедушки не нашел.

Стихи Е.Благининой «Посидим в тишине», «Трудный вечер» Н.Артюховой, «Вовка – добрая душа» А.Барто, В.Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо». Рассказ Э.Цюрупы «Олешек», в котором говорится, как летчик с мальчиком строят землянку, заготавливают дрова, сушат сухари. И это все для того, чтобы неизвестный друг, если попадет в буран, смог укрыться от непогоды. Чтобы подчеркнуть, как мальчик был счастлив, делая доброе дело, я два раза прочитала слова: «Утром, сияя от счастья с разгоревшимися щеками, Олешек мчался по знакомой тропинке к снежному замку, а в сердце его пели птицы». На вопрос: «Почему в сердце мальчика пели птицы?» все дети ответили правильно: «Потому что он сделал доброе дело и был рад».

Очень помогают тематически подобранные картинки на тему доброты. Каждую ситуацию мы всей группой детей обсуждаем. Я задаю детям вопросы, как бы они поступили в данной ситуации. Ответы детей бывают разные, а цель моих бесед одна – показать детям, что ласковое, доброе слово действует быстрее и эффективнее, чем физическая сила.

Помогла мне в работе и сказка В.Катаева «Цветик-семицветик». Она учит детей заботе о людях, любви, состраданию и заботе. Ведь девочка, имея в руках волшебный цветок, тратит поначалу лепестки по пустякам и только когда у нее остается один последний лепесток, она использует его на помощь больному мальчику и получает огромную радость от того, что исцеляет безнадежно болеющего мальчика волшебством, а значит, она понимает, что сделав доброе дело, становится сама счастливее.

Формировать гуманные представления у детей с помощью замечаний, наставлений и порицаний невозможно. Важно воспитывать у детей способность видеть, понимать и разделять огорчения и радости другого.

В чем же должна проявляться эта способность? В умении относиться к другому как к самому себе, понимать, что другому может быть больно и неприятно, когда его обижают. В готовности прощать нечаянно причиненную боль, извиняться, если виноват. В умении считаться с желаниями и интересами друзей. В чуткости к настроению другого мы все стремимся к тому, чтобы наши дети выросли честными, добрыми, отзывчивыми. И очень хочется, чтобы воспитанное в детстве чутье к добру и злу навсегда осталось в человеке.


Чуткость, милосердие, сострадание – это важные качества, которые необходимы человеку и обществу. У каждой личности должны быть эти качества. В наше время мы наблюдаем некоторый «дефицит» этих качеств.

По толковому словарю русского языка С.И.Ожегова милосердие - это готовность помочь кому-нибудь или простить кого-то из сострадания, человеколюбия, а быть чутким – это значит быть отзывчивым и сочувственным.

Всё начинается с воспитания в детстве, и важно, чтобы ребёнок с детства усвоил суть нравственных понятий и человеческих ценностей. Ребёнок формируется как личность, приобретает свойственные ему черты характера, особенности, которые влияют на поведение человека в жизни, у ребёнка появляется собственное мировоззрение. Как же он смотрит на этот мир? С улыбкой и любовью или же, как завоеватель и потребитель, которого ничто не интересует кроме собственного «я» и своей выгоды? Ребенок, будет взрослеть, и жизнь поставит перед ним отнюдь не лёгкие проблемы. Останется ли он милосердным, великодушным, человечным? Станет ли помогать бедным, престарелым, родным, друзьям? Отзовется ли по-доброму его душа на нужды и беды общества?

В Священных Писаниях мировых религий встречаются упоминания о том, что Божественная сила неустанно борется за человеческую душу с силами зла, которые олицетворяет Сатана. Этот древний символ можно рассматривать как отражение психологической основы человеческого бытия – борьбы за победу духовного начала над материальным. Каждый день в прессе встречаются сообщения, свидетельствующие о том, сколь часто в детях берёт верх низшая сторона их натуры – это проявляется, прежде всего, в актах насилия и жестокости.

Каким же способом помочь ребёнку видеть всё лучшее, как воспитать в нём такие качества, как чуткость, милосердие, сострадание?

Особо важную роль в процессе нравственного развития личности на ранних этапах её психологического созревания играют семья, школа и средства массовой информации.

Родители ребёнка – первые и главные его учителя. Но и роль школы так же велика. Воспитание чуткости, отзывчивости к горю и страданиям других людей – важная задача школы.

В настоящее время телевидение и школа выступают соперниками в борьбе за время и душу ребёнка. Очень часто то, что показывается по телевизору, не соответствует моральным устоям, которым учит школа, учитель.

Исходя из вышесказанного, на плечи учителя начальной школы ложится большая задача. Она заключается в том, чтобы развить и воспитать в душе ребёнка духовное начало, развивать чувства, чтобы он не вырос бездумным равнодушным человеком.

Мне, как учителю, постоянно приходится думать: как добиться, чтобы дети глубоко знали родной язык, чтобы родное слово вошло в их духовную жизнь, стало и острым, метким резцом, и красочной палитрой, и тонким средством познания истины. Язык - это материальное выражение мысли, и ребенок лишь тогда будет знать его, когда вместе со смыслом воспринимает яркую эмоциональную окраску, живое трепетание музыки родного слова. Без переживания красоты слова уму ребенка непостижимы сокровенные грани его смысла. А переживание красоты немыслимо без фантазии, без личного участия детей в творчестве, имя которому - сказка.

Без преувеличения можно сказать, что чтение в годы детства - это, прежде всего воспитание сердца, прикосновение человеческого благородства к сокровенным уголкам детской души. Слово, раскрывающее благородные идеи, всегда откладывает в детском сердце крупинки человечности, из которых складывается совесть. Прежде, чем что-то полюбить, пожалеть, увидеть красоту, надо уметь почувствовать, посочувствовать. Сопереживанию, состраданию должна учить детская книга. «Сердечная литература» требует и сердечного читателя. Этот тип читателя хорошо обрисовал Лев Толстой в предисловии к своей повести «Детство». Первым качеством этого желанного типа он назвал чувствительность, то есть способность пожалеть от души и даже пролить несколько слёз о вымышленном лице, которого полюбил читатель, и от сердца порадоваться за него. Второе качество – способность понимать другого человека без слов, когда не нужно толковать свои чувства, Названные писателем качества – предпосылка полноценного восприятия любого художественного произведения и, следовательно, эмоционального влияния книги на читателя. Без сопереживания чтение художественной литературы утрачивает свой смысл. Сопереживание – единственный способ обогатить свой жизненный путь болью, радостью и страданиями других».

Чернявская И.С. приходит к выводу, что ребёнку, особенно маленькому, необходимо читать вслух, вследствие чего ребёнок будет эмоционально реагировать на прочитанное.

Советские и зарубежные психологи, проведя многолетние наблюдения, пришли к выводу, что чтение вслух – это основа эмоционально-эстетического восприятия ребёнком художественного произведения. Это явление объясняется тем, что у детей младшего школьного возраста чувство преобладает над разумом, что размышление, оценка наступает тогда, когда ребёнок эмоционально переживёт прочитанное.

На уроках чтения мы читаем и обсуждаем прочитанное.Дети отвечают на вопросы, определяют какой герой, хороши ли его поступки. И на этом нельзя останавливаться, здесь я обязательно переношу ситуацию на детей или детей переношу в сказку. Чтобы ребёнок сделал выбор, а как бы поступил он сам. Так мы читали рассказ В. Осеевой «Печенье», в итоге все ребята поняли, почему мама и бабушка грустно мешали свой чай. И тут я их возвращаю в семью. Вспомните, как недавно мама принесла вам что-то вкусненькое. Лес рук. А теперь подумайте, кто из вас угостил маму. Это вызывает уже напряжение. Рассказы В.Осеевой я читала и на родительском собрании. Вместе мы учились и обсуждали, как надо учить ребенка доброте, милосердию.

Создание сказок - один из самых интересных для детей видов поэтического творчества. Вместе с тем это важное средство умственного развития. Сказка, игра, фантазия - животворный источник детского мышления, благородных чувств и стремлений. Через сказочные образы в сознание детей входит слово с его тончайшими оттенками; оно становится сферой духовной жизни ребенка, средством выражения мыслей и чувств - живой реальностью мышления.

Сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и откликается на события и явления окружающего мира, выражает свое отношение к добру и злу. В сказке черпаются первые представления о справедливости и несправедливости. Первоначальный этап идейного воспитания тоже происходит с помощью сказки. Дети понимают идею лишь тогда, когда она воплощена в ярких образах.

Мы с ребятами в классе много сочиняем сказок сами. На тему «Добро и зло» мы напечатали даже наш маленький сборник. Конечно, в этом нам помогли родители.

В нашей школе каждую неделю проходит час общения. На них я провожу этические беседы и обсуждения жизненных ситуаций.

Быть чутким – значит уважать чувства других людей, всегда думать о том, как твои поступки скажутся на окружающих, это значит не быть равнодушным к тому, что люди испытывают. Чуткий человек думает о других, с вниманием относится к их желаниям и старается поступать так, чтобы доставить другим радость.

Быть чутким – значит не придавать собственным желаниям большего значения, чем желания других. Если у тебя с другом разные вкусы, не стоит убеждать его в том, что ты прав, а он заблуждается. Ведь следует уважать чужие устремления и мысли. Быть чутким – значит поступать так, чтобы хорошо было и тебе, и другим.

Эгоистичный, нечуткий человек способен причинить боль другому. Если кто-то равнодушен к людям, то и они станут отвечать тем же этому человеку.

В этом году у нас случилась такая ситуация, которую нельзя запланировать. У Ксении С. сгорел весь дом, все вещи. Это страшная беда. Девочка была у нас новенькая в классе, жила в общежитии, мама была со сломанной ногой и вот ещё такое горе. Я очень боялась, что дети могут где-то обсмеять Ксению за её одежду, ведь сейчас, в 4классе у них очень важно как ты выглядишь и что у тебя есть. Я всё объяснила детям, спросила, а что мы можем сделать. Ребята сказали,что принесут и поделятся учебными принадлежностями, вещами. А ещё самое главное –это поддержка в классе. Мы собрали вещи, родители, кто хотел, сдали деньги. Ксения почувствовала себя в классе совсем не чужой, чего не было раньше. Мама очень благодарила, говорила, что Ксюша в школу стала ходить с большим желанием, чем раньше. Я, как учитель, рада, что дети себя так проявили, что их сердца отзывчивы к чужой боли. Они проявили милосердие и чуткость.

Проявляя чуткость, мы даём человеку понять, что он нам небезразличен: прежде чем что-то предпринять, мы подумаем о том, как это на нём отразиться, а после не забудем поинтересоваться, всё ли у него в порядке. Наша чуткость рождает чуткость в других. Чуткость заразительна.

Можно развить в себе чуткость, если чаще думать о том, как доставить радость другим.

Я очень стараюсь научить детей получать удовольствие от того, что они делают подарки другим. На уроках труда мы делаем поделки и стараемся не для себя, а для кого-то другого. Ко Дню Победы, традиционно, мы делаем открытки-поздравления на подъезды домов нашего микроучастка.

«Учить чувствовать – это самое трудное, что есть в воспитании. Школа сердечности чуткости, отзывчивости – это дружба, товарищество, братство. Ребёнок чувствует тончайшие переживания другого человека, тогда когда он делает что-нибудь для счастья, радости, душевного спокойствия людей». В.Сухомлинский

Чтобы доброе чувство утвердилось в сердце, необходимо, чтобы ребёнок что-то делал для облегчения горя товарища, больше отдавал душевной заботы. Поэтому очень важно, чтобы у ребёнка был друг, о котором можно было бы позаботиться. Я стараюсь, что бы ребята в классе чувствовали себя одной большой семьёй, помогали друг другу, общались открыто и просто. У нас в классе есть помощники по предметам, которые спрашивают правила, помогают другим.

Воспитывая хорошую привычку – мы создаем хороший характер. Привычку можно закрепить только тренировкой. Так, например, очень простая привычка здороваться. Я стала обращать внимание на это. Не все дети имеют эту привычку. Теперь добилась, что почти не забывают.

«Жизнь убеждает: если ребёнок только «потребляет» радости, не добывая их трудом, напряжением духовных сил, его сердце может стать холодным, чёрствым, равнодушным» В.Сухомлинский

Ребёнок должен творить добро, только тогда он сможет почувствовать, что рядом есть другие люди, которым нужна помощь, забота, ласка, сердечность. Ещё один важный момент необходимо отметить: ребёнок должен творить добро из бескорыстных побуждений, а не из желания отличиться перед другими.

«Сопереживанию надо учить так же вдумчиво, заботливо, осторожно, как учат детей делать первые самостоятельные шаги. Сопереживание – это одна из самых тонких сфер познания, познания мыслями и сердцем»

Чтобы научить детей чувствовать, педагогу нужно передавать им свою эмоционально-нравственную культуру, которая невозможна без глубокого понимания душевного состояния человека. Ребёнок сможет понять, что на душе у человека в том случае, если поставит себя, на место переживающего печаль или тревогу.

Я провела опрос по методике «Оценка». Цель исследования – установить моральные представления о милосердии и чуткости.

Ученикам давалось задание привести примеры, назвать:

  1. Добро, сделанное тебе другими.
  2. Зло, сделанное тебе другими.
  1. Добро, сделанное тебе другими
  1. Доброе дело, свидетелем которого ты был.
  1. Доброе дело, которое ты сделал.
  1. Зло, сделанное тебе другими.
  1. Самое большое на свете зло и добро.

Зло:

  • Плохие дела
  • Преступление
  • Предать Родину
  • Убийство
  • Кощей Бессмертный
  • Подлость
  • Злость
  • Атомная бомба
  • Предательство
  • Потеря родственников
  • Наркотики, спиртное

Добро:

  • Любовь близких
  • Любовь, счастье
  • Хорошие дела
  • Забота о ребёнке
  • Дед Мороз
  • Помощь
  • Спасти человека
  • Учиться на 5
  • Хорошие чувства
  • Доброта
  • Настоящий друг

Итак, выводы исследования с помощью методики «Оценка» таковы:

Дети различают понятия добра и зла;

Ценят помощь других;

Добром для себя считают покупку или подарок;

Нужно продолжать работу по воспитанию чуткости и милосердия

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Гимназия №12»

Воспитание милосердия и чуткости

в начальных классах

Учитель начальных классов

МОУ «Гимназия №12»

Мерзлякова Светлана Ивановна

Омск

Все знают, что воспитание милосердия у детей в ХХI веке не является приоритетом для родителей. Чтобы это увидеть, достаточно сходить на детскую площадку, где родители, конечно, поощряют мирную игру в песочнице, но только в определенной мере. Если ребенок всех жалеет, раздаривает игрушки и не дает сдачи, сами взрослые учат его более «адекватно» реагировать на внешние раздражители.

Сложность христианского воспитания в том, что верующим родителям нужно прикладывать все усилия, чтобы привить ребенку те качества, которые современный мир считает не особо нужными. Милосердие, как некоторое хобби, выносится за рамки жизни в сферу благотворительности, а милосердие как основа повседневной жизни, открытость к другому человеку, к его бедам и страданию – как правило, встречается редко. Как при этом воспитать ребенка милосердным человеком? Как воспитать христианина в современных условиях?

Ольга Синицына, ведущая семинара, руководитель Детско-юношеского центра Преображенского братства , сказала, что проблема воспитания милосердия, как основы христианского отношения к жизни, двусторонняя: если подобного отношения к миру и другим людям нет в самих взрослых, то его бессмысленно искать у детей:
– Чтобы дети умели противостоять духу времени – духу потребительства, который культивируется, начиная с детского сада и начальной школы, надо самим родителям быть твердыми и мужественными в выражении собственной веры, – сказала Ольга Владимировна.

Основные наработки, сделанные замечательными христианскими педагогами, возникли еще в период существования традиционного общества, традиционных семей, и в современных условиях перестают работать. Поэтому сегодня перед верующими стоит задача осмысления прежнего опыта и, главное, создания новых подходов воспитания, которые бы работали в нынешнем информационном обществе с его темпами, напором и толерантностью ко злу.

На встрече вспоминали слова духовного попечителя Преображенского братства священника Георгия Кочеткова , который не раз говорил, что зачастую верующие родители, сами того не замечая, воспитывают детей в самом реальном духе потребительства; если не материального, то духовного стяжательства. Гораздо чаще родителей волнует то, какое образование получит ребенок, нежели то, каким он вырастет христианином; будет ли он милосердным, сострадательным, жертвенным; будет ли он больше заботиться о других, чем о себе. А эти качества закладываются, как правило, в самом раннем возрасте.

Родители, участники семинара, поделились простыми способами, которые иногда помогают ребенку по-другому взглянуть на мир. Например, участие детей в праздниках в детских домах и домах престарелых. Но, все-таки, более действенной является регулярная помощь кому-то из близкого окружения ребенка, например, соседям по подъезду. И для этого, конечно, первый шаг должен сделать взрослый – познакомиться с теми, кто живет рядом, и узнать, чем можно помочь.

То же самое относится к церкви – в ней много людей, которые нуждаются во внимании и поддержке, но мы не делаем усилия, чтобы их увидеть и, главное, начать помогать регулярно. Олеся Якунцева из Свято-Сергиевского братства привела пример, как с девятилетними девочками они посещали слепую сестру, и, после уборки и приготовления еды, она рассказала им удивительную историю своей жизни и воцерковления. Это общение дало вдохновение как взрослым, так и юным помощникам.

– У меня в детстве был яркий пример милосердия – бабушка Маня, – рассказала Лариса Ясонова из Свято-Георгиевского братства. – Она была верующей, замуж не вышла и всю жизнь посвятила другим людям. Она ничего не говорила о христианстве, но при этом мы всегда с ней ходили кому-то помогать: то забор поправить, то хату побелить, то вишни собрать. Конечно, в сельской местности условия совершенно другие, но и сегодня дети очень чувствуют, где по-настоящему находится сердце родителей, чем они живут и в чем их приоритеты.

Особенно обсуждалась тема гостеприимства и странноприимства. Участники семинара вспоминали албанского миссионера о. Луку Верониса. Он рассказывал, что одним из главных моментов христианского воспитания собственных детей стал принцип открытых дверей. С момента появления на свет первого ребенка в их доме всегда были гости – они либо заходили по делам, либо оставались пожить несколько дней. На встрече говорили о том, как важно для ребенка уметь по-настоящему заботиться о другом человеке: накрыть на стол, выбрать лучший кусок пирога для гостя, уступить свою комнату и так далее. Такие простые навыки особенно важны для современных детей, которые, благодаря взрослым, часто уверены, что если они моют за собой посуду, помогают ухаживать за младшим братом и к тому же выносят мусор, то поступают милосердно, делают добрые дела. Тот факт, что это их прямая обязанность, для многих, судя по личным беседам, становится открытием.

Людмила Комиссарова из Свято-Георгиевского братства сделала акцент на том, что если мы хотим воспитать милосердного человека, то есть того, кто умеет любить весь мир и сострадать ему, очень важно с детства его самого вводить в пространство, где любовь, забота и уважение к свободе другого реально ощутима. Именно поэтому детям так важно расти в церковной, братской среде, видя иные отношения между людьми, нежели они видят на улице и по телевизору.

В заключении Наталья Чернышева из Свято-Андреевского братства, имеющая более чем двадцатилетний опыт в деле воцерковления и воспитания детей, отметила, что сегодня, к сожалению, верующие родители не осознают всей сложности ситуации.

– Сегодня мир значительно агрессивнее, чем было десять-пятнадцать лет назад, – сказала Наталья Кировна. – Наши дети живут, «погруженные в соляную кислоту», а мы как будто этого не замечаем. Нам важно дать им противоядие, которое поможет удержаться на пути веры, надежды и любви, а для этого нужен запрос от родителей, нужно их горячее желание вырастить детей христианами. Если мы всерьез этого хотим, то нужно, во-первых, собрать существующий опыт воцерковления детей – только в Преображенском братстве за два десятка лет наработано большое количество материалов, которые нужно осмыслять, сохранять из этого опыта все лучшее и создавать своего рода традицию воцерковления наших детей. Во-вторых, нужно больше общаться друг с другом, строить общую жизнь с детьми, нужно некое соборное начало, потому что в одиночку семья справиться не может.

«Воспитание милосердия»

Милосердие – это чувство, причём, быть может, самое древнее человеческое чувство. Человек стал человеком не тогда, посмеем сказать, когда он взял в руки палку и приделал к ней камень, то есть, вооружившись первым топором. Тогда, когда он испытал доброе чувство не только по отношению к своему, но и чужому – из чужой семьи, из чужого племени, когда он пожалел человека не за то, что он свой, а за то, что он человек.

Чувство милосердия вечно, слово милосердие старо, как мир, но в наш современный язык оно вошло совсем недавно, вошло как новое, обновлённое слово, как потерянная и вдруг найденная величайшая драгоценность. И сегодня, если бы составляли частотный словарь русского языка , то слово милосердие заняло бы, возможно, одно из первых мест по частоте употребления.

Но что оно значит, это слово, это понятие? И главное, как воспитывать милосердие в детях? Можно ли и нужно ли воспитывать милосердными детей в наш трудный и всё ещё недобрый век?

Многие родители боятся воспитывать детей добрыми и милосердными. Им кажется, что когда дети вырастут, им будет трудно, они не сумеют дать сдачи.

Но опыт показывает, что добрым и милосердным людям жить легче, потому что их все любят.

А злоба сжигает сердце, злобный человек чаще более и раньше умирает. Кроме того, подумайте о том, каково будет его семье, каково будет жене, детям? Эстафета добра и зла бесконечна, и в вашем доме на смену злым детям могут прийти злые внуки. Хорошо ли вам тогда будет?

Вот несколько идей и предложений для родителей, которые хотели бы, чтобы их детям было доступно милосердие.

Милосердие – это милость сердца. Милость, любовь, нежность, мягкость. Немилосердный – жестокий, ожесточённый, ожесточившийся, способный принести боль, не чувствующий боли другого, не замечающий её, пренебрегающий ею.

Чужая боль, чужое несчастье, чужая потеря, чужое падение – вот на что обращено милосердие.

Итак, вопрос в том, как научить ребёнка чувствовать чужую боль – это во-первых, и как научить его страдать от чужой боли, во-вторых. То есть сострадать. Милосердие – это сострадание. По смыслу слова оно имеет дело лишь с бедой, несчастьем, с трагедией. Об этих явлениях человеческой жизни педагогика предпочитает умалчивать, потому-то слово «милосердие» выпадает из педагогического, родительского лексикона.

В этом одна из причин растущей жестокости наших детей.

Посмотрите, о каких страшных фактах насилия сообщают газеты, сколько вандализма мы видим вокруг себя.

Всё, что можно сломать и разбить, - всё сломано, разбито, всюду, где можно написать похабные слова, - они написаны. Иногда кажется, будто растёт какое-то особо жестокое поколение.

Это, конечно, не так, но будем внимательными. Каждый из нас, родив ребёнка, должен привести его в мир добрым и милосердным.

Некоторые родители, начитавшись педагогических книг, полагают, что надо создавать специальные, особые ситуации, в которых и воспитывать необходимые чувства.

Но это не так. Милосердие – естественное чувство, его невозможно вызвать нарочитой ситуацией… Его невозможно вызвать и упрёками: «Ну, почему ты такой злой? Ну, как ты можешь? Ну, неужели у тебя нет сердца? Ну, неужели тебе меня не жалко?»

Если бы к милосердию можно было приучать, как к мытью рук, - человечество было бы в тысячу раз добрее. Но в этом-то и трудность, что милосердие не воспитывается нашими обычными приёмами – наградами и наказаниями, упрёками и похвалами.

Оно даже не воспитывается примером! Кто не видел 17 – 18 – летних девиц, которых, кажется, ничем не проймёшь, которым, кажется, всё человеческое чуждо, а ведь у них дома добрые мамы, ведь они слышали, что есть на свете жалость.

Ни угрозой, ни наказанием, ни наградой, ни даже примером милосердие не воспитается. А как же?

3. Считается, что милосердие воспитывается любовью к животным. Наверное, это так. И мы всей душой за родителей, которые позволяют детям привести домой собаку, принести котёнка, ухаживать за черепахой или хомячком.

Соприкосновение с живыми рождает живые чувства. Мы всей душой поддерживаем только созданное общество защиты животных. Но заметим, что собаку или кошку жалеть легче, чем человека, потому что собака и кошка, как правило, не приносят зла, не обижают хозяина, не предают его, а с человеком случается всякое.

Не приходится учить детей любить тех, кто любит их и хорошо к ним относится. Но как научить любить всякого? Чувствовать всякого? Как всё-таки научить его ощущать боль живого?

Оно живое, значит, ему может быть больно, - постоянно, исподволь, не прекращая усилий, внушайте ребёнку эту мысль. Всё живое – болит, всё живое чувствует боль.

Живым только и можно назвать того, кто чувствует боль. Всё, что не чувствует боли, - камень, мёртвый камень. Человек, не чувствующий боли, - не человек, а мертвец, камень. «И ты живой, - говорите ребёнку – потому что ты чувствуешь боль, и не только когда у тебя болит, но и тогда, когда больно другому».

Учите детей: свою боль терпи, от чужой боли умирай.

4. Правильно ли, что милосердные дети растут только у милосердных родителей?

Мы часто не милосердны друг к другу, не прощаем ни малейшей оплошности. Надо изменить отношения между взрослыми, и тогда будут меняться отношения между детьми, будет меняться их отношение к жизни.

Но пока отношения не изменились – положение безнадёжно? Ничего не выйдет?

Нет, вспомните, ведь даже при самых жестоких условиях и обстоятельствах совершались милосердные поступки.

Иногда сын отца – алкоголика навсегда зарекается от спиртного. Это происходит вопреки воспитанию, вопреки примеру. Но, пожалуй. Не стоит уповать на случай.

Подумав, мы должны будем признать, что один и только один способ учить милосердию – быть милостивым к ребёнку. Милость и милосердие к ребёнку означает прощение, пощаду. Но не всепрощение.

Всепрощение – это безразличие. В безразличном прощении нет момента страдания, всё прощают своим детям лишь небрежные в воспитании родители. Милостивые и милосердные родители страдают, когда их ребёнок совершает что-то дурное, и вот это-то страдание, и только оно, может породить чувство ответственного страдания у ребёнка.

Это вовсе не значит, что он сразу станет примерным в домашнем поведении, он завтра же причинит вам новое горе, но будьте терпеливы, ребёнок должен видеть, что любящее терпение родителей может быть бесконечным, что родители неспособны ожесточиться. Тогда он вырастет в убеждении, что ожесточение, озлобление - это грех, это несовместимо с человечностью.

Не ожесточайся, не озлобляйся ни при каких обстоятельствах – этому мы будем учить ребёнка с тех пор, как только он начнёт понимать нас. Отношение к детям в школе должно быть гуманнее, отношения учителя и ученика – демократичнее, но, конечно же, в ещё большей степени это относится к отношениям в семье . Изгнать карательную педагогику из школы мы сможем, лишь изгнав её из своего дома.

5. Наша жизнь трудна, многие живут в тесноте, многим приходится бороться буквально за кусок хлеба. Эти условия сразу порождают злобу и зависть. Ребёнок часто бывает свидетелем злых домашних скандалов. В маленьком сердце рождается желание мести, оно отвердевает, становится недоступным человеческим чувствам. Было бы наивно призывать к миру немирный дом или учить родителей не скандалить в присутствии детей.

Но всё-таки помните о детях. И после самых жестоких сцен старайтесь успокоить ребёнка, размягчить его, утешить, пожалеть. Чтобы он не подумал, что до него никому нет дела и что все люди жестоки.

Вот это опаснее всего: если ребёнок думает: «Я плохой – но и все плохие», или того страшнее: «Я хороший, а все плохие».

Если все плохие, то некого и жалеть, и милосердие становится излишним.

Внушайте детям, что милосердие – это не слабость, а сила, что милосердие – это чувство сильных людей, способных прийти на помощь.

6. Милосердие – это и чувство, и поступок. Нельзя обесценивать чувство лишь на том основании, что оно не выразилось в конкретный поступок.

Нас много лет учили «не унижать человека жалостью», но ведь это сказал Горький устами своего героя, выбитого из жизни и теряющего человеческое лицо. Жалость не унижает, а возвышает человека: и кто жалеет, и кого жалеют.

Если меня жалеют – значит, я чего-то стою. Значит, у меня ещё есть надежда. Особенно важно пожалеть ребёнка, когда он перед всеми провинился, совершил что-то ужасное, такое, что от него все отвернулись. Пусть его покарают закон и суд, пусть от него отвернутся товарищи, но мать и отец всё равно должны быть милосердными к нему.

Помните слова Пушкина: «И милость к падшим призывал!». Падший – погибший в глазах общества, нарушивший закон преступник.

Декабристы были преступниками с точки зрения государства. Пушкин призывал быть милостивыми к ним. Милосердие не должно распространяться только на отличников производства, только на добропорядочных. Всё живое болит, всё живое заслуживает милосердия. Но вот ещё один, может быть, главный источник милосердия в сердце ребёнка – книги. И доброе кино. У нас совсем не стало книг, над которыми можно плакать, и на пальцах одной руки пересчитаешь фильмы, вызывающие добрые слёзы у детей.

Но всё-таки ищите такие фильмы и читайте книги. Читайте с детьми вслух Диккенса, на его книгах учились милосердию целые поколения. Читайте книгу Войнич «Овод», книги Короленко, Андерсена, Экзюпери, книгу А. Приставкина «Ночевала тучка золотая».

Детские слёзы… Это бывают слёзы обиды, горечи, есть дети, которые плачут по каждому поводу, неприятно слезливы, у них глаза на мокром месте. Но ведь есть и святые детские слёзы – слёзы сочувствия к другому человеку. Дорожите такими слезами…