Что такое детская агрессия причины. Детская агрессия: причины, профилактика и коррекция

Чтобы понять причины, вызывающие агрессивное поведение у ребенка, для начала следует понять, что такое агрессия. Психологи утверждают, что агрессия – это не установка, не мотив и даже не эмоция. Агрессия - это не здоровая модель поведения, которая закладывается в раннем детстве. Причины, которые провоцируют развитие агрессивной модели поведения ребёнка, имеют под собой весьма реальную почву, поэтому крайне важно не только знать о них, но и не игнорировать возможные последствия.

Мы отобрали наиболее часто встречающиеся причины агрессии у детей, по мнению экспертов:

Причина №1 - Неприятие родителями

Эта причина является одной из базовых, так как согласно статистике, чаще всего агрессивные модели поведения проявляются у нежеланных малышей. Если ребёнок появился у родителей, которые были осознано или подсознательно к этому не готовы, он не только интуитивно чувствует подвох, но и «считывает» данную информацию с интонации и жестов. Такой ребёнок старается доказать, что он хороший и имеет право на существование. Однако делает это, как правило, довольно агрессивно.

Причина №2 - Враждебность

Очень трудно приходится ребёнку, родители которого враждебно к нему настроены. Со временем этот малыш переносит отношение родителей на окружающий его мир, который кажется ему далеко не дружелюбным. Если родители позволяют срывать свой негатив на ребёнке или винить малыша в собственных неудачах, ребенок не только теряет уверенность в себе, у него появляются страхи и фобии. Со временем отсутствие чувства безопасности и стабильности приводят к всплескам агрессии, которые направлены на родителей.

Причина №3 - Разрушение эмоциональных связей

Если ребёнок вынужден жить с родителями, которые относятся друг к другу неуважительно или враждебно, его жизнь превращается в сущий кошмар. Особенно печально, когда ребёнок не просто является свидетелем семейных ссор, но и участником драматических событий.

В результате малыш либо находится в постоянном напряжении, страдая от семейных разборов и нестабильной обстановке в доме, либо начинает черстветь душой и становиться тонким манипулятором с весьма агрессивной моделью поведения.

Причина №4 - Неуважение к личности малыша

Агрессивное поведение может быть вызвано нетактичной и некорректной критикой, унизительными и оскорбительными замечаниями, особенно если они были высказаны публично. Неуважение к личности малыша и уж тем более его унижение может стать причиной серьезных комплексов, которые разрушают уверенность в себе.

Причина №5 - Чрезмерный контроль

Как правило, чрезмерный контроль над поведением ребенка устанавливают родители, которые имеют жесткий и властный характер. Однако в стремлении контролировать каждый шаг мама и папа не должны забывать, что тем самым они подавляют личность и тормозят развитие своего ребёнка. Кроме того, гиперопека вызывает не столько любовь, сколько страх и желание убежать. Конечным результатом такого жесткого воспитания станет агрессивное поведение ребенка, направленное на окружающих (взрослых и детей). Некий завуалированный протест против «угнетения» личности, неприятие ситуации подчинения, существующего положения вещей, борьба с запретами. В попытки защитить своё Я ребёнок выбирает формой защиты нападение, даже тогда, когда ему не грозит опасность.

Причина №6 - Избыток внимания

Когда ребенку в семье уделяется много внимания, он быстро привыкает к этому и становится балованным. Со временем желание родителей угодить малышу оборачивается против них же. Если не исполняется очередное желание такого чада, в ответ родители получают вспышку агрессии в виде закатанной истерики или «тихой» подлости.

Причина №7 - Недостаток внимания

Вечная занятость родителей также порождает агрессивное поведение у малышей. В этом случае агрессия используется как способ привлечь к себе родительское внимание, пусть даже в негативной форме. Ребёнок чувствует себя одиноким и беззащитным, он напуган безразличием родителей и как результат – агрессивные, неадекватные поступки.

Причина №8 - Чувство страха

Также следует помнить, что всплески агрессии могут быть вызваны тревожным состоянием малыша и продиктованы страхом. Достаточно часто агрессивное поведение - это крик ребёнка о помощи, за которым стоит настоящая трагедия и неподдельное горе. Как правило, напуганный человек действует и мыслит не адекватно ситуации. Напуганный ребёнок также выпускает ситуацию из-под контроля и перестаёт понимать, кто ему враг, а кто друг.

Сергей Василенков для Женского журнала «Прелесть»

– вербальная и физическая активность, направленная на причинение вреда собственному здоровью, людям, животным, внешним объектам. Основано на негативных эмоциях, желании навредить. Проявляется непослушанием, раздражительностью, жестокостью, оскорблениями, клеветой, угрозами, отказами от общения, актами насилия (укусами, ударами). Диагностируется врачом-психиатром, психологом. Исследование проводится методом беседы, наблюдения, используются анкеты, опросники, проективные тесты. Лечение включает групповую, индивидуальную психотерапию – обучение способам контроля эмоций, безопасному выражению злости.

Общие сведения

Агрессивное поведение выявляется у детей всех возрастов. Первично служит способом выражения негативных эмоций – раздражения, гнева, злости. Наблюдая результат такого поведения, ребенок оценивает его полезность. Вторично он демонстрирует агрессию с определенной целью – заполучить игрушки, еду, привлечь внимание родителей, доказать силу, значимость, подчинить окружающих. Чем чаще достигается желаемое, тем прочнее закрепляется агрессивность в поведении, становясь качеством характера. Распространенность данного феномена определить затруднительно, поскольку каждый ребенок в течение жизни проявляет агрессию. У мальчиков она возникает раньше, носит открытый характер. У девочек проявляется косвенно.

Причины агрессивного поведения детей

Причины агрессии разнообразны – накопившееся эмоциональное напряжение, неумение выражать словами обиду, недостаток внимания взрослых, желание получить чужую игрушку, показать силу сверстникам. Часто дети причиняют вред окружающим или себе, потому что чувствуют беспомощность, грусть, обиду, но не могут разобраться в собственном состоянии, не владеют коммуникативными навыками для разрешения проблемы. Выделяют следующие группы причин агрессивности:

  • Семейные отношения. Формированию агрессии способствует демонстрация жестокости, насилия, неуважения, частые конфликты в семье, безразличие родителей. Ребенок копирует поведение матери, отца – спорит, провоцирует драки, открыто проявляет гнев, непослушание с целью привлечения внимания.
  • Личностные особенности. Неустойчивость эмоционального состояния проявляется озлобленностью, раздражением. Через агрессию выражается страх, усталость, плохое самочувствие, компенсируется чувство вины, заниженная самооценка.
  • Особенности нервной системы. К агрессии склонны дети с неуравновешенным слабым типом ЦНС. Они хуже переносят нагрузки, менее устойчивы к воздействию физического и психологического дискомфорта.
  • Социально-биологические факторы. Выраженность агрессивности определяется полом ребенка, ролевыми ожиданиями, социальным положением. Мальчикам нередко внушается мысль, что мужчина должен уметь драться, «давать сдачи».
  • Ситуационные факторы. Эмоциональная лабильность детского возраста проявляется вспышками раздражения, гневливости при случайном воздействии внешних неблагоприятных событий. Спровоцировать ребенка может плохая школьная оценка, необходимость выполнять домашние задания, физический дискомфорт, вызванный голодом, утомительной поездкой.

Патогенез

Физиологической основой агрессивности детей является дисбаланс процессов возбуждения-торможения ЦНС, функциональная незрелость отдельных структур головного мозга, отвечающих за контроль эмоций, поведения. При воздействии раздражителя преобладает возбуждение, «запаздывает» процесс торможения. Психологическая база детской агрессивности – низкая способность к саморегуляции, отсутствие развитых навыков общения, зависимость от взрослых, неустойчивая самооценка. Детская агрессия – способ снятия напряжения при эмоциональных, умственных нагрузках, плохом самочувствии. Целенаправленное агрессивное поведение ориентировано на получение желаемого, защиту собственных интересов.

Классификация

Разработано множество классификаций агрессивного поведения. По направленности действий различают гетероагрессию – причинение ущерба окружающим, и аутоагрессию – нанесение вреда себе. По этиологическому признаку выделяют реактивную агрессию, возникающую как реакция на внешние факторы, и спонтанную, мотивируемую внутренними импульсами. Практическое значение имеет классификация по форме проявления:

  • Экспрессивная агрессия. Методы демонстрации – интонация, мимика, жесты, позы. Диагностически сложный вариант. Агрессивные акты не осознаются либо отрицаются ребенком.
  • Вербальная агрессия. Реализуется посредством слов – оскорблений, угроз, ругани. Наиболее распространенный вариант среди девочек-школьниц.
  • Физическая агрессия. Ущерб наносится с применением физической силы. Данная форма распространена среди детей раннего возраста, школьников (мальчиков).

Симптомы агрессивного поведения детей

Базовые проявления агрессии наблюдаются у младенцев до года. У малышей 1-3 лет конфликты возникают из-за присвоения игрушек, других личных вещей. Дети кусаются, толкаются, дерутся, кидаются предметами, плюются, кричат. Попытки родителей пресечь реакции ребенка наказаниями усугубляют ситуацию. У дошкольников физическое выражение агрессии наблюдается реже, поскольку активно развивается речь, осваивается ее коммуникативная функция. Нарастает потребность в общении, но продуктивному взаимодействию препятствует эгоцентричность, неумение принимать чужую точку зрения, объективно оценивать ситуацию взаимодействия. Возникают недопонимания, обиды, порождающие вербальную агрессию – ругань, оскорбления, угрозы.

Младшие школьники имеют базовый уровень самоконтроля, способны подавлять агрессию как способ выражения обиды, неудовольствия, страха. Вместе с тем, они активно используют ее для защиты интересов, отстаивания точки зрения. Начинают определяться гендерные особенности агрессивности. Мальчики действуют открыто, применяют физическую силу – дерутся, ставят подножки, «щелкают» по лбу. Девочки выбирают косвенные и вербальные способы – насмешки, присвоение прозвищ, сплетни, игнорирование, молчание. У представителей обоих полов определяются признаки заниженной самооценки, депрессии.

В подростковом возрасте агрессивность возникает как результат гормональной перестройки и сопутствующей этому периоду эмоциональной лабильности, усложнения социальных контактов. Возникает потребность доказывать свою значимость, силу, востребованность. Агрессия либо подавляется, заменяется продуктивными видами деятельности, либо принимает крайние формы – юноши и девушки дерутся, наносят соперникам увечья, совершают попытки суицида .

Осложнения

Частая агрессивность, подкрепляемая воспитанием, неблагополучной семейной обстановкой закрепляется в качествах личности ребенка. К подростковому возрасту формируются характерологические черты на основе гнева, озлобленности, обиды. Развиваются акцентуации, психопатии – личностные расстройства с преобладанием агрессии. Возрастает риск социальной дезадаптации, девиантного поведения , правонарушений. При аутоагрессии дети наносят вред себе, предпринимают попытки самоубийства.

Диагностика

Диагностика агрессивного поведения детей актуальна при чрезмерной частоте, выраженности проявлений. Решение обратиться к врачу-психиатру , психологу формируется у родителей самостоятельно или после рекомендации педагогов. Основой диагностического процесса является клиническая беседа. Врач выслушивает жалобы, выясняет анамнез, дополнительно изучает характеристики из детского сада, школы. Объективное исследование включает применение специальных психодиагностических методов:

  • Анкеты, наблюдение. Родителям, педагогам предлагается ответить на ряд вопросов/утверждений об особенностях поведения ребенка. Наблюдение проводится по схеме, включающей ряд критериев. Результаты позволяют установить форму агрессии, ее выраженность, причины.
  • Личностные опросники. Применяются для обследования подростков. Выявляют наличие агрессивности в общей структуре личности, способы ее компенсации. Распространенные методики – опросник Леонгарда-Шмишека, патохарактерологический диагностический опросник (Личко).
  • Рисуночные тесты. По особенностям рисунков определяется выраженность симптомов, причины, неосознаваемые эмоции. Используются тесты Несуществующее животное, Кактус, Человек.
  • Интерпретационные тесты. Относятся к проективным методам, выявляют неосознаваемые, скрываемые переживания ребенка. Обследование проводится с помощью Теста фрустрационных реакций Розенцвейга, Hand-теста (теста руки).

Лечение агрессивного поведения детей

При выраженной агрессии требуется коррекция методами психотерапии . Применение медикаментов обосновано, когда гнев, импульсивность, озлобленность являются симптомами психического расстройства (психопатии, острого психоза). Вылечить агрессивность навсегда невозможно, она будет возникать у ребенка в определенных жизненных ситуациях. Задача психологов, психотерапевтов – помочь разрешить личностные проблемы, обучить адекватным способам выражения чувств, разрешения конфликтных ситуаций. К распространенным методам коррекции относятся:

  • . Представлены экспресс-методами безопасного выражения агрессии. Ребенку предлагается выплеснуть гнев, раздражение, злость без вреда для окружающих. Используются игры с мячом, сыпучими материалами, водой, «листками гнева».
  • Тренинги коммуникации. Групповая работа позволяет ребенку выработать эффективные стратегии общения, способы выражения эмоций, отстаивания своей позиции без ущерба для других. Дети получают обратную связь (реакцию участников), анализируют успехи, ошибки с психотерапевтом.
  • Релаксационные занятия . Направлены на уменьшение тревожности, эмоциональной напряженности – факторов, увеличивающих риск вспышек агрессивности. Дети обучаются восстанавливать глубокое дыхание, достигать мышечного расслабления, переключать внимание.

Прогноз и профилактика

Агрессивное поведение детей успешно корректируется при совместных усилиях родителей, педагогов, психологов. Прогноз в большинстве случаев благоприятный. Чтобы предупредить закрепление агрессии как предпочтительного способа взаимодействия, необходимо придерживаться гармоничного стиля воспитания, демонстрировать способы улаживания конфликтов мирным путем, относиться к ребенку с уважением, позволять проявления гнева в безопасной форме. Не стоит акцентировать внимание на незначительных агрессивных поступках. Обсуждая проявления агрессивности, важно говорить о действиях, но не о личностных качествах («ты поступил жестоко», а не «ты жестокий»).

Нередко родители обращаются к психологам с жалобами на поведение собственных детей. В зависимости от возраста они вступают в перепалку, «огрызаются» на просьбы и замечания, могут пинаться, кусаться и ломать игрушки и вести себя как маленькие дьяволята. Такое поведение может злить, вызывать растерянность, стыд, если на ребенка жалуются окружающие, и мысли «почему у всех дети как дети, а у меня ты?»

Давайте разбираться, как проявляется детская агрессия и что могут сделать родители.

Агрессия — активность, направленная на причинение вреда собственному здоровью, людям, животным, внешним объектам. Основана на , желании навредить.

В то же время это сила, которая присуща всем животным. Это нервное возбуждение и энергия, необходимая для реализации собственных желаний и самозащиты. В природе даже зайцы могут активно бороться за свою жизнь и сражаться с хищными птицами. Жизнь совсем без агрессии лишает смелости и умения отстоять свои интересы.

Но здесь мы рассматриваем те аспекты, которые доставляют неудобство окружающим.

В два года дети часто кусаются, для них это как способ познания мира, так и средство отстоять свои права, выразить свое недовольство неудачами и способ самоутвердиться. Также они могут попытаться ударить родителя или сверстника.

К трем годам ребенок лучше владеет своим телом и расширяется репертуар проявления агрессии: он может плеваться, кусаться, пинаться, бросаться предметами, бить других и устраивать истерики. Но в этом возрасте ребенка легко отвлечь, переключить внимание малыша на что-то другое.

К 4-5 годам добавляется вербальная агрессия, дети больше обзываются, но меньше используют зубы или игрушки. В то же время они пока оценивают все окружающее полярно хороший — плохой, им сложно представить переживания другого, встать на его точку зрения. У девочек могут быстрее добавляться новые формы протеста, такие как молчание, игнорирование.

К 6-7 годам детская агрессия может проявляться любым описанным способом, новым приобретением является месть. Зачастую она используется чтобы скрыть другие эмоции – страх, неудовольствие, обиду.

Младшие школьники уже имеют определенный самоконтроль, способны подавлять агрессию как способ выражения обиды, неудовольствия, страха. Мальчики действуют открыто, применяют физическую силу – дерутся, ставят подножки, «щелкают» по лбу. Девочки выбирают косвенные и вербальные способы – насмешки, присвоение прозвищ, сплетни, игнорирование, молчание.

С возрастом улучшаются навыки речи и контроля своих эмоций, и в то же время детская агрессия становится более изощренной и болезненной для окружающих. В подростковом возрасте при гормональной перестройке организма более чувствительными и агрессивными становятся даже спокойные прежде дети.

Что бывает обычно: эмоции заразительны, рассерженный ребенок злит родителей, на него орут в ответ или говорят «Прекрати! Не ори! Успокойся!», по сути взрослые накладывают запрет на проживание гнева.

Но от простого запрета детская агрессия никуда не девается, если не показать как можно проявлять злость или недовольство, агрессия просто переносится на отношения с другими (аутоагрессия – вред себе, на сверстников — особенно тех, кто слабее, животных).

Другой крайностью при жестком подавлении агрессии родителями может быть вариант, когда ребенок становится вялый, пугливый и замкнутый.

Родителям следует помнить, что детская агрессия всегда имеет причины, и если вы их понимаете, то и справиться с «ужасным» поведением ребенка будет проще.

Частой причиной бывает равнодушие родителей к делам и интересам ребенка или навязывание своей воли, отсутствие выбора даже в мелких бытовых вопросах (что одеть, что съесть).

Для ребенка игнорирование просьб, ломание вещей и переворачивание тарелок с едой это способ донести свое недовольство, отстоять границы своей личности и желаний, добиться хоть какого-то внимания

Пример: Если взрослые не помнят и не выполняют своих обещаний, например, пойти в парк и купить мороженое, то гнев вполне ожидаемая реакция со стороны ребенка.

Детская агрессия может использоваться как способ утвердиться среди сверстников или взрослых

Пример: Если суровый папа много критикует и наказывает сына, при этом достижения и попытки понравиться остаются без внимания, ребенок может драться в саду или школе, чтобы получить уважение, которого не хватает дома. Или же не слушаться маму и бабушку как «компенсация» папиной строгости.

Для маленьких детей это тот путь, которым они заявляют о своем плохом настроении, усталости или другом эмоциональном неблагополучии, поскольку часто не могут назвать свое переживание

Пример: Если к концу прогулки ваш малыш стал капризным или дерется с теми, с кем он полчаса назад он мирно играл, он просто устал от обилия впечатлений и может хотеть пить. Если мальчик обижен и расстроен (сестра съела его конфеты), но усвоил, что «мальчики не плачут», он может топать ногами и кричать, забросить ее игрушки подальше, превращая обиду в злость.

Для детей постарше это наиболее легкий путь добиться статуса или верховодить, свою внутреннюю неуверенность и неудовлетворенность они выражают через противоположное поведение

Пример: К психологу привели 9 летнего мальчика, который регулярно провоцировал драки с другими детьми, обзывался и пинался. Не только одноклассники, но и дети из других классов его боялись. В беседе с забиякой, почему он так делает, прозвучало «я никому не нужен», папа пил, мама пропадала на двух работах.

Детям нужно много двигаться, исследовать мир, но если для этого нет возможности или постоянно идут указания «сиди тихо, не мешай», и вместо игр или рисования предлагается смотреть ТВ/планшет, то нерастраченная энергия может выливаться в агрессию. По возможности запишите ребенка в спортивную секцию, любой спорт учит самообладанию и самоконтролю.

Если вы не можете установить причин, а детская агрессия присутствует почти в любой ситуации, то это может свидетельствовать о серьезных эмоциональных нарушениях. Иногда так бывает после перенесенных заболеваний или из-за отставания развития структур мозга, ответственных за контроль поведения и эмоций. Такого ребенка следует отвести к психологу.

Если ребенок маленький, понаблюдайте как он взаимодействует со сверстниками, если постарше — поговорите с ребенком, узнайте, что им двигало (может его тревожил конкретный ребенок, которого он ударил, может какой-то ребенок случайно на него упал, а ваш ребенок подумал, что это было преднамеренно и решил ему ответить)

Будьте готовы извиниться, если вы сами обидели своего ребенка поступком, криком или невниманием, тем самым вы дадите понять, что уважаете его. Дети быстро перенимают пример поведения из семьи.

С маленькими детьми можно проиграть волнующую ситуацию с помощью кукол или других игрушек, например «Как тигренок обидел мишку, и что теперь делать», «Как трудно дружить с мышкой, которая обзывается». Показать на примере сказок как неприятно выглядит тот, кто дерется (бармалей, карабас-барабас). Такой подход очень понятен и близок детям.

Если детская агрессия направлена на вас, то можно придержать руки ребенка (только аккуратно), либо отойти подальше, чтобы он не мог вас ударить. С маленькими детьми лучше не исчезать из поля зрения ребенка, чтобы он не чувствовал себя брошенным. Когда уходите, скажите, что когда ребенок успокоится, то вы будете рады с ним поговорить или поиграть.

В то же время проанализируйте собственные требования – не чрезмерны ли они, выполнимы по возрасту? И как вы эти требования доносите: даете выбор, просите или все происходит в форме приказа?

  • Называйте ребенку его чувства, говорите о чувствах. «Я вижу, что ты сейчас злишься», «Ты расстроился», «Ты рассердился». Ребенок научится распознавать свои чувства и со временем управлять ими.
  • Повторяйте каждый раз, что все чувства хорошие, все чувства могут быть . «Ты злишься и это нормально. Я тоже иногда злюсь»
  • Давайте оценку только поведению, но не ребенку целиком . «Злиться – хорошо. А бить кошку – плохо. Не стоит так делать», «Я люблю тебя, но мне не нравится, когда ты дерешься»
  • Вместе с ребенком найдите такие способы выхода из ситуации, которые не задействуют агрессивное поведение . «Ты можешь показать, что ты злишься по-другому» «Ты можешь сказать о своей злости словами»
  • Сотрудничайте с ребенком . «Давай вместе придумаем, как ты можешь говорить о своем гневе», «Ты хочешь (одно), а я (другое), как же нам поступить?»

Вспомните, что вам помогает совладеть с эмоциями и поделитесь этим секретом с ребенком.

Лучшим способом справиться с агрессией является профилактика вниманием и любовью:

  • Высказывайте одобрение самостоятельным действиям своего чада, позвольте ему побыть независимым.
  • Постарайтесь стать советчиком, а не запретителем, находите время обсуждать его жизнь до чрезвычайных происшествий.
  • Чаще хвалите детей, этого не хватает в любом возрасте.
  • Разрешите себе признать взгляды ребенка и выразить согласие, если это не затрагивает чего-то принципиально важного — вашему авторитету ничего не грозит, а самоуважение вашего отпрыска укрепится.

Признавая за ребенком право защищать себя, помогите ему справиться с ситуацией, в которой детская агрессия возникла. Ребенку пришлось атаковать, потому что он не знает, как еще справиться с ситуацией. Важно не подавлять и запрещать проявление агрессии, а находить для нее приемлемые формы. Совсем отказывая ребенку в агрессии и борьбе, мы лишаем его защиты, разоружаем, не давая ничего взамен.

Если у вас возникли вопросы или вы не можете понять причину по которой ваш ребенок агрессивный, непослушный, капризный или отличается резкими перепадами настроения приглашаю вас на консультацию где мы вместе сможем найти подход к ребенку, определить его потребности и наладить диалог, обучим родителей и детей техникам, которые помогут избежать конфликтов, но доносить свои интересы до окружающих.

Мария Никулищина
Детская агрессия: причины, профилактика и коррекция

Почти в каждом коллективе детей встречается хотя бы один ребенок с признаками агрессивного поведения . Этого ершистого, драчливого, грубого ребёнка трудно принять таким, какой он есть, а ещё труднее понять.

Так кто же виноват, и что делать, если ребенок стал проявлять агрессию по отношению к сверстникам или к взрослым?

Родителям важно знать методы профилактики и коррекции агрессивного поведения ребенка .

Но перед тем как предпринимать действия по коррекции детской агрессии , нужно разобраться с причинами ее возникновения !

Причины появления агрессии у детей могут быть самыми разными. Рассмотрим несколько ключевых :

Причина детской агрессии 1 : ребенок дерется из-за незрелости речи.

Агрессия впервые проявляется у детей довольно рано, у многих даже до года. Это связано с тем, что ребенок сталкивается с первыми ограничениями в своей жизни. Например, его куда-то не пускают ползать или мама не дает точить об себя зубы. Как и у любого нормального существа, ограничения доступа к желаемому вызывает негативные эмоции : злость, обиду. А как ребенок маленький, в возрасте до 2-3 лет, может высказать свою злость? Дети в этом возрасте еще плохо разговаривают, значит аргументированно объяснить маме, в чем она неправа, они не могут. Остается только рычать, кричать, драться и кусаться.

Слабое развитие речи является одной из самых распространенных причин детской агрессии в дошкольном возрасте.

Заметьте, что я говорю об этой причине у детей всего дошкольного диапазона, т. е. до 7 лет. С чем это связанно?

Большинство детей с 4 лет уже хорошо разговаривают, но чтобы, например, отстоять свою игрушку на словах, ребенку требует гораздо больше времени и мысленных усилений. «Дать в бубен» обидчику гораздо проще и быстрее.

Что уж говорить о детках, имеющих проблемы с развитием речи, такими как задержка, дизартрия или просто непоставленные звуки.

Причина детской агрессии 2 : ребенок пробует новую модель поведения.

Еще одна из причин детской агрессии связана с тем , что ребенок адаптируется к социуму. «Драться плохо» - не является генетической программой, это именно социальная норма. Соответственно, дети пробуют драться, кусаться и т. п. так же, как они пробуют договариваться, меняться и т. д. А вот закрепится ли такая модель поведения на 100%, зависит от реакции окружения. Если агрессией ребенок добьется желаемого (игрушки, внимания, и т. п., то такое поведение подкрепится. И если такое поведение подкрепится один раз, то ничего страшного не произойдет, а если это будет происходить раз за разом, то агрессия ребенка станет постоянной моделью поведения. В таком случае потребуется коррекция детской агрессии .

Причина детской агрессии 3 : дисгармония в семье.

Именно дисгармония внутри семьи чаще всего является главной причиной детской агрессии . Сюда относится и дисгармония в паре ребенок-родитель, и в паре муж-жена, и в паре родители-бабушки, дедушки. Никогда не забывайте, что ребенок берет пример прежде всего с вас, с того, как вы выражаете свои эмоции окружающим. И если в порыве гнева вы не научились себя контролировать, от ребенка ожидайте того же. Нереально объяснить ребенку, что нужно решать проблемы не кулаками, при этом самому использовать агрессию в жизни . Если мама с папой или с бабушкой и дедушкой разговаривают только криками и руганью, то ребенок тоже будет ругаться. Если родители используют ремень в качестве воспитывающего элемента, то ребенок тоже будет драться. Причем , скорее всего, агрессия у такого ребенка будет проявляться не только с родителями, а с более слабыми детьми и животными.

Помните любой, даже скрытый конфликт в семье отражается на ребенке.

Причина детской агрессии 4 : нарушения эмоциональных внутрисемейных отношений.

Еще одной распространенной причиной агрессии у детей являются различные нарушения эмоциональных внутрисемейных отношений. Ведь с самого своего зачатия ребенок полностью зависит от родителей, причем как физически , так и эмоционально.

Любовь, доверие и чувство защищенности, как между родителями, так и по отношению к ребенку являются важнейшими составляющими правильного развития ребенка. Порой родители нарушают эти постулаты, нанося малышу неизгладимую травму. Здесь могут сыграть значение невыполнение обещаний или непоследовательность в системе поощрений и наказаний. К сожалению, часто родители просто срываются на своих детях после тяжелого трудового дня.

Также агрессию ребенка может вызвать и некорректная критика , ведь зачастую мамы любят делать унизительные замечания или наказывать детей в самом неподходящем для этого месте. Представьте, что так поступили с вами! Вы ведь можете постоять за себя, а ваш ребенок еще нет, и, учитывая, что он еще не полностью сформировался психологически, это может заметно пошатнуть его самомнение и чувство собственного достоинства.

Причина детской агрессии 5 : Телевидение, Интернет и другие СМИ.

Причину возрастания детской жестокости до пугающих размеров именно в 20-21 веках многие специалисты видят в распространении и доступности телевидения и Интернета. Самые популярные и захватывающие фильмы и мультфильмы непременно содержат жестокие и грубые сцены, которые сильно влияют на несформированную детскую психику .

Причина детской агрессии 6 : Запрет на физическую активность

Часто вспышки агрессивного поведения ребенка напрямую спровоцированы установками или запретами взрослых. Представьте, что живой и активный ребенок провел день со строгой няней. Его поведение жестко контролировалось, а попытки поиграть в шумные подвижные игры пресекались. Если ребенок целый день не имел возможности открыто проявлять свои эмоции, как положительные, так и отрицательные, не мог физически разрядиться, то разрядку предстоит наблюдать вам, дорогие родители, а не удалившейся домой Фрекен Бок. Его агрессия будет обусловлена накопившимся переизбытком энергии, которая, как известно, не имеет свойства исчезать бесследно.

Причина детской агрессии 7 : Недовольство собой

Еще одна причина агрессивности - недовольство собой. Часто это вызывается не объективными причинами , а отсутствием эмоционального поощрения от родителей, которое приводит к тому, что дети не научаются любви к себе. Для ребенка (как и для взрослого) жизненно важно, чтобы его любили не за что-то, а просто за сам факт существования - немотивированно. Самое жестокое наказание не наносит ребенку такого непоправимого вреда, как отсутствие любви к себе и поощрения. Если ребенок не любит себя, считает себя недостойным любви, то он не любит и других. И потому агрессивное отношение к миру с его стороны вполне логично.

Причина детской агрессии 7 : Чувство вины

Как ни странно, повышенную агрессивность могут проявлять и те дети, в которых не дремлет совесть. Почему? Потому что они испытывают чувство вины и чувство стыда по отношению к тем, с кем поступили нехорошо или кому причинили вред . Поскольку оба эти чувства довольно неприятны и не приносят радости, они и у взрослых нередко перенаправляются в адрес тех, к кому они испытывают эти чувства. Так стоит ли удивляться, если ребенок испытывает гнев и агрессию по отношению к тому , кого обидел? Чтобы научиться справляться с ситуациями вины, научиться брать на себя ответственность, ему понадобится время и наша помощь и поддержка. А главное - наш пример. Если дети будут видеть, что мы в состоянии достойно справляться с подобными ситуациями, то им будет легче пройти отнюдь нелегкие уроки, которые предлагает жизнь.

Подводя итоги, скажу, что в дошкольном возрасте те или иные формы агрессии характерны для большинства детей. В этот период еще не поздно избежать трансформации агрессивности в устойчивую черту характера. Для этого родителям необходимо знать методы профилактики и коррекции агрессивного поведения .

Часть 2. ПРОФИЛАКТИКА И КОРРЕКЦИЯ ДЕТСКОЙ АГРЕССИИ .

Как я уже говорила в первой части этой статьи, в дошкольном возрасте те или иные формы агрессии характерны для большинства детей.

В этот период еще не поздно избежать трансформации агрессивности в устойчивую черту характера.

Если упустить благоприятный момент, в дальнейшем развитии ребенка возникнут проблемы, которые помешают полноценному становлению его личности, раскрытию индивидуального потенциала. Дети нуждаются в коррекции агрессивности , поскольку она искажает их представление о реальности, заставляя видеть в окружающем мире только враждебность и пренебрежение к себе.

Для «лечения» агрессивности годятся примерно те же стратегии, что и для ее предупреждения. Так как же нужно вести себя родителям в случае проявления их детьми агрессивного поведения или чтобы подобное нежелательное поведение предотвратить?

1. Во-первых, требуется проявление со стороны родителей безусловной любви к ребенку в любой ситуации. Проявлять недовольство надо именно плохим действием и поступком, принимая личность ребенка в целом. Т. е. вместо «Ах, какая плохая девочка» , нужно говорить «Ах, какой плохой поступок» . Тем самым мы даем ребенку понять, что он не перестал быть нами любим, а вот поступок плохой и делать так больше не нужно.

Ни в коем случае нельзя оскорблять ребенка, обзывать его.

2. Старайтесь поведение ребенка обозначать позитивно : «Ты капризничаешь, потому что устал…» . «Ты злишься, что в этот раз ты не справился с заданием…» .

3. Вместо того, чтобы отчаиваться и упрекать ребенка в агрессивном поведении или непослушании, лучше выразить свое огорчение : «Как жаль, что ты ошибся (ошиблась) и поступил неправильно, ведь и сам теперь расстроен из-за этого». Учим обращать внимание на чувства и эмоции, т. е. контролировать их и управлять. При этом устанавливаются добрые, спокойные детско -родительские отношения, понижается противоречивость, несогласие, злобу ребенка.

4. Бессмысленно добиваться того, чтобы ребенок не чувствовал агрессию – это невозможно . Взрослому нужно помочь ребенку выражать то, что чувствует, что переживает : «Конечно, тебе обидно…» , «Наверное, тебе кажется, что весь мир настроен против тебя…» , «Тебе стыдно за этот поступок, и тебе кажется, что одноклассник не простит тебя…» Важно помочь ребенку избавиться от эмоционального напряжения, сохранять контакт со своими чувствами

5. Установление обратной связи с ребенком снижает уровень агрессии : «Ты ведешь себя агрессивно » (констатация факта) . «Ты раздражен?» , «Ты чувствуешь обиду?» (констатирующий вопрос) . «Ты хочешь меня вывести из терпения?» , «Ты хочешь меня разозлить?» (раскрываем мотив агрессивного поведения ) . «Мне обидно, когда на меня кричат…» (обозначение своих чувств по отношению к неадекватному поведению с позиции я-сообщение). «Ведь мы с тобой договаривались…» , «Мы с тобой заключали договор…» (возвращение к установленным правилам) . При этом устанавливаются добрые, спокойные детско -родительские отношения, понижается противоречивость, несогласие, злоба ребенка.

6. Обязательный контроль своих собственных негативных эмоций! Как и ребенок, взрослый так же испытывает калейдоскоп негативных чувств и эмоций, когда сталкивается с агрессией , в том числе и с детской : страх, раздражение, гнев, беспомощность. Нужно помнить, что эти чувства естественны, и являются ответной реакцией на негатив. Управляя ими, родитель демонстрирует модели взаимодействия с агрессивным человеком , обучает ребенка, закрепляя дружеские отношение с ним.

7. Если ребенок капризничает, злится, кричит, бросается на вас с кулаками - обнимите его, прижмите к себе. Постепенно он успокоится, придет в себя. Со временем ему будет требоваться все меньше времени, чтобы угомониться.

Кроме того, такие объятия выполняют несколько важных функций : для ребенка это означает, что вы способны выдержать его агрессию , а, следовательно, его агрессия может быть сдержана и он не разрушит то, что любит; ребенок постепенно усваивает сдерживающую способность и может сделать ее внутренней и таким образом контролировать свою агрессию сам .

Позже, когда он успокоится, вы можете поговорить с ним о его чувствах. Но ни в коем случае не стоит читать нравоучения при таком разговоре, просто дайте понять, что готовы его выслушать, когда ему плохо.

8. Уважайте личность в вашем ребенке, считайтесь с его мнением, воспринимайте всерьез его чувства. Предоставляйте ребенку достаточную свободу и независимость, за которую ребенок будет сам нести ответственность. В тоже время покажите ему, что в случае необходимости, если он сам попросит, готовы дать совет или оказать помощь. У ребенка должна быть своя территория, своя какая-то сторона жизни, вход на которую взрослым позволен только с его согласия.

Ошибочным считается мнение некоторых родителей, что "у их детей от них не должно быть никаких секретов". Не допустимо рыться в его вещах, читать письма, подслушивать телефонные разговоры, шпионить! Если ребенок вам доверяет, видит в вас старшего друга и товарища, он сам вам обо всем расскажет, попросит совета, если сочтет необходимым.

9. Покажите ребенку конечную неэффективность агрессивного поведения . Объясните ему, что даже если в начале он и достигнет для себя выгоды, например, отнимет у другого ребенка понравившуюся игрушку, то впоследствии с ним никто из детей не захочет играть, и он останется в гордом одиночестве. Вряд ли его прельстит такая перспектива.

Если вы видите, как ваш ребенок, еще не начавший ходить в школу, ударил другого, сначала подойдите к его жертве. Поднимите обиженного ребенка и скажите : "Максим не хотел обидеть тебя". Затем обнимите его, поцелуйте и проводите из комнаты.

Таким образом, вы лишаете внимания своего ребенка, перенося его на товарища по играм. Внезапно ваш ребенок замечает, что веселье кончилось, и он остался в одиночестве. Обычно требуется повторить это 2-3 раза - и драчун поймет, что агрессивность не в его интересах .

10. Необходимо устанавливать социальные правила поведения в доступной для ребенка форме. Например, "мы никого не бьем, и нас никто не бьет".

11. Не забывайте хвалить ребенка за старательность. Когда дети реагируют должным образом, сделайте все, чтобы закрепить эти усилия. Скажите им : "Мне нравится, как ты поступил". Дети лучше реагируют на похвалу, когда видят, что родители действительно довольны ими.

Не стоит говорить : "Хороший мальчик" или : "Хорошая девочка". Дети часто не обращают на это внимания. Лучше сказать : "Ты доставил мне огромное удовольствие, когда поделился со своим младшим братом, вместо того чтобы драться с ним. Теперь я знаю, что могу доверить тебе уход за ним". Такая похвала имеет большое значение для детей. Она позволяет им почувствовать, что они могут произвести хорошее впечатление.

12. Надо предоставлять возможность ребенку получить эмоциональную разрядку в игре, спорте и т. д. Можно завести специальную "сердитую подушку" для снятия стресса. Если ребенок чувствует раздражение, он может поколотить эту подушку.

А что же еще нужно для профилактики детской агрессии ? Повторюсь : конечно, безусловная родительская любовь. Ребенку необходимо знать, что мама и папа его любят вне зависимости от того, как он себя ведет. Это аванс, за который ребенок платит благодарностью : «Меня любят, не смотря ни на что, а поведение (поступок) я обязательно исправлю!» Он должен чувствовать себя желанным и любимым, ведь часто одно лишь ласковое слово может снять его озлобление. В любви зарождается весна, новая жизнь. Именно любовь делает нас счастливее, т. к. ее лучи согревают наши сердца и сердца наших детей.

Будьте счастливы!

Во многих семьях сталкивают сяс проблемой детской агрессии, причем зачастую родители полагают, что агрессивное поведение ребенка необоснованно, к этому якобы нет никаких предпосылок. Они уверены, что если мама с папой и бабушка с дедушкой – спокойные, вежливые люди, то и малыш должен быть таким же. К сожалению, это не так: зачастую вспышки агрессии у детей проявляются, казалась бы, совершенно на ровном месте.

Большинство задач по взаимодействию с ребенком можно решить, предприняв правильные шаги в определенной последовательности. Если вы пошагово будете следовать советам психологов, это сработает. Зачастую же родители теоретически представляют себе, как правильно вести себя с ребенком, но на деле этих рекомендаций не выполняют или выполняют не все. В таких случаях ситуация не исправляется, и пользы от теоретического знания «как надо» никакой нет. Поэтому следует особо подчеркнуть, что если вы хотите увидеть результаты, нужно научиться действовать, не дожидаясь какого-то подходящего случая, специального настроения. Знание в данном случае означает именно практику общения с ребенком. Например, многие родители знают, что желательно выработать единые требования к ребенку со стороны взрослых и не ссориться при нем относительно методов воспитания. Но большинство родителей закрывают глаза на то, что ничего не сделали, и приходят к психологу в ожидании какого-то чудесного метода, волшебного приема, который разом перевернет ситуацию. И при этом можно будет как-то проскочить и не заметить тот факт, что основополагающая вещь не сделана, договоренность с супругом относительно требований к ребенку не достигнута. Родители при этом без энтузиазма воспринимают рекомендацию добиться согласия друг с другом, ведь это сложно, неприятно, требует значительных усилий, а возможно, разговор закончится ссорой.

В этой статье описано, почему ребенок проявляет агрессию, каковы особенности детской агрессивности и как можно самостоятельно использовать методы коррекции агрессивного поведения детей дошкольного возраста.

Агрессивное поведение детей: характеристика и особенности приступов агрессии

Приступами агрессии называют такие действия ребенка, которые неприятны и болезненны для окружающих: удары, укусы, толкание и так далее. Есть два варианта ситуаций, в которых это может происходить:

  1. Агрессия у детей дошкольного возраста часто проявляется во время игры. Например, ребенок может ударять рукой по человеку не злясь, а просто играя, ведь малыши часто стучат руками по разным предметам. Так же точно он поступает и с людьми. Особенность агрессивного поведения детей заключается в том, что, причиняя другому человеку боль, он может улыбаться, смеяться, видно, что он доволен. Часто именно в этой ситуации взрослые совершают ошибку, начиная в ответ смеяться или как-то заигрывать с ребенком. И до того времени, когда ситуация уже станет совсем неприятной для родителей, ребенок не получает сигнала о том, что что-то не так, что его действия неуместны. Важно понимать, что неприятные действия должны быть остановлены с самого начала, вне зависимости оттого мотива, в результате которого они происходят. Как реагировать на детскую агрессию в этом случае? Не важно, от злости вас бьет ребенок или просто играет, эти действия должны быть остановлены.
  2. Агрессивность в детском возрасте может проявляться и в том случае, если ребенок зол. Обычно он в таком случае дерется, это результат злости малыша. А злится карапуз, потому что ему что-то неприятно. Основная характеристика такого агрессивного поведения ребенка – обязательный резкий выпад: малыш, не имея другого способа реагирования, бьет кого-то, кто рядом. Обычно (но не обязательно), он наносит удары тому, кто стал причиной его неудовольствия.

Психология агрессии в детском возрасте и причины её возникновения

Агрессивное поведение в любом человеке, и в детях дошкольного возраста в том числе заложено природой. Это естественный способ отстаивания своих интересов. И в данном случае речь, естественно, не идет о том, что ребенок внезапно стал каким-то диким или злым, просто реализуется его естественный механизм отстаивания своих интересов.

В самой психологии детской агрессии как некой силы, безусловно, заложен и позитивный потенциал. Определенная доля агрессии необходима человеку, чтобы быть способным защищать себя и своих близких при необходимости. Во взрослой жизни такие виды деятельности, как спорт, бизнес, политика, имеют изрядный агрессивный заряд, но при этом одобряются обществом как полезные, конструктивные. Если с природной агрессией в детском возрасте обойтись грубо, жестоко ее подавляя, то есть два принципиальных варианта развития событий. В первом случае агрессия перенаправляется на самого человека. Разозлившийся ребенок бьет не того, кто рядом, а себя самого, как бы наказывая себя. Причиной агрессивного поведения у детей дошкольного возраста, как правило, является жесткое подавление, запрет на агрессивные чувства и действия. Агрессивный импульс не исчезает, но переворачивается и направляется на самого носителя агрессии. В старшем возрасте можно наблюдать такие виды аутоагрессии (то есть агрессии, направленной человеком на самого себя), как разного рода зависимости (алкогольная, наркотическая), частые несчастные случаи, пребывание в травмирующих личных отношениях и в крайнем варианте - самоубийство.

Таким образом, насилия, что люди направляют вовне, становится все меньше, но критически возрастает количество вреда, причиненного людьми самим себе.

Другой вариант развития событий при жестоком преодолении детской агрессивности, подавлении агрессивных чувств ребенка - это формирование пассивного характера, низкой самооценки, склонности к возникновению чувства вины.

Почему ребенок проявляет агрессию и видео вспышек детской злости

Психологи выделяют две основные причины агрессивного поведения детей, при которых ярко проявляются вспышки детской злости.

Первой причиной детской агрессивности является то, что ребенок не владеет социальными нормами в области проявления чувств. Конечно, взрослые говорят ему, что так делать нельзя, но что такое нельзя для ребенка? И понимает ли он моральную подоплеку ситуации? Конечно, нет. Он не может понимать те чувства, которые испытывает человек, когда его бьют. Просто потому, что он вообще еще не способен понимать, что у других людей бывают какие-то чувства.

Ребенок не понимает, что запрет, например, совать в рот руки и запрет бить человека по лицу - это разные запреты. Для него все «нельзя» имеют равный вес. И если можно нарушать одни запреты, то можно нарушать и другие. В этом случае ситуация становится особенно острой, когда родители злоупотребляют запретами. Если слово «нельзя» звучит слишком часто, то проявлений детской агрессии не миновать. Понятно, что в такой ситуации запреты будут постоянно нарушаться, и запрет «бить людей» в том числе.

Вторая причина частого проявления агрессии у детей до 3 лет - это то, что у ребенка этого возраста часто возникает чувство гнева, а средств для выражения этого чувства очень мало. Вся активность детей сконцентрирована около рук и рта, поэтому часто, выражая гнев, они дерутся и кусаются.

Закрепляется ли эта форма поведения или исчезает, всегда зависит от реакции окружения. Если реагировать жестко, грубо подавляя проявления агрессии у детей (кричать, шлепать ребенка, запирать его и проч.), то родители в ряде случаев могут добиться результатов, и ребенок перестает драться. Однако обычно это имеет долгосрочные неприятные последствия. Формируются такие качества характера, как жестокость, агрессивность, трусливость, замкнутость, низкая самооценка, злобность.

Последствия своих действий родители увидят далеко не сразу, а иногда и не смогут найти причину таких проявлений в ребенке.

Кроме того, как правило, те родители, которые бьют малыша в ответ на его агрессивные действия, как раз и не могут справиться с агрессией ребенка. Доказано, что одной из основных причин детской агрессии является модель поведения взрослых. Дети, родители которых проявляют агрессию, как правило, повышено агрессивны сами. Ведь известно, что дети лучше учатся на том, что видят, а не на том, что им внушают. Мама, запрещая драться, сама бьет ребенка, чтобы якобы он «понял», что так делать нельзя, и попадает в неприятную ситуацию: сама же себе противоречит. В таком случае, возможно, ребенок и перестанет бить лично ее (так как просто-напросто она дает ему сдачи), но, скорее всего, он будет бить тех, кто слабее его (младших или более слабых детей, животных). Так, воспитательная сила такого маневра-шлепать ребенка за проявление агрессии - нулевая. Родители сами делают именно то, от чего хотят отучить ребенка.

Чтобы избежать причин детской агрессии и возникновения негативных сценариев развития ситуации, нужно помнить, что для недопущения вспышек злости у малыша родители должны обеспечить две вещи:

В возрасте от 1 года до 3 лет у детей нормальны такие проявления гнева, как крик, укусы, удары и т.д. С разной интенсивностью такое поведение встречается у подавляющего большинства детей. Здесь говорится о норме не в том смысле, что это поведение не нужно корректировать или что оно должно вызывать одобрение, а в том значении, что это типично и легко объяснимо.

Почти у всех детей в какой-то момент проявляются вспышки злости. И важно знать, как правильно реагировать на агрессию ребенка. Основной метод коррекции агрессивного поведения - это сдерживание ребенка. Не стоит ожидать, что он поймет на словах, что драться нельзя. Агрессивные действия должны быть просто-напросто остановлены, сдержаны. Придержите ручку, которая готова нанести удар. Это сделать нетрудно, особенно если вы внутренне готовы к тому, что с детьми это случается. Действия детей неточны, медленны, поэтому обычно заранее видно, когда малыш вознамерился ударить кого-то.

Посмотрите, как проявляются вспышки злости и детской агрессии на этом видео:

Особенности поведения родителей при проявлениях детской агрессивности

Иногда родители возражают, что не замечают моменты, когда ребенок собирается драться, не могут предотвратить удары.

Ниже перечислены несколько особенностей поведения родителей при проявлениях детской агрессивности.

Вы стоите спиной к ребенку.

Выход: просто не обращайте внимания, как будто ничего не почувствовали. При этом не стоит спиной стоять к ребенку, который злится.

Вы не поняли, что ребенок злится.

Выход: наблюдайте внимательно за выражением лица ребенка, это имеет отношение к вашей чуткости. Злящийся ребенок также начинает играть более агрессивно: стучать игрушками, сталкивать предметы и так далее, в целом, подает признаки того, что злится. Удары обычно не происходят на ровном месте.

Вы видели, что ребенок недоволен , но понадеялись, что он не будет драться. У ребенка почти нет средств свою злобу реализовать иначе как с помощью агрессии. Таким образом, если ребенок недоволен - будьте начеку. Это поведение не стоит оценивать по шкале «хорошо-плохо», забудьте об этом. Вам нужно только не допустить того, чтобы вас ударили.

Выход: понимая состояние ребенка, будьте готовым к его агрессивным действиям, то есть не игнорируйте его эмоции, агрессивные действия нужно предотвратить, при необходимости ограничивая подвижность ребенка.

Ребенок дерется слишком часто , и вы просто устаете все время контролировать ситуацию, расслабляетесь, «машете рукой» - и получаете удар.

Выход: если ребенок злится и дерется слишком часто, нужно подумать о том, что ваши требования к нему чрезмерны, не по возрасту. То есть слишком много ситуаций, в которых ребенок чувствует себя плохо. Тогда нужно думать о том, как реорганизовать режим жизни ребенка.

Существуют и особые скрытые причины злости ребенка, при которых требуется коррекция агрессивного поведения.

Как реагировать на злость ребенка и как бороться с проявлениями детской агрессии

Соотношение сил взрослого и ребенка настолько очевидно неравно, что взрослый просто не должен допускать, чтобы ребенок его бил. Физически удерживайте ребенка от нежелательного поведения.

Не нужно сопровождать свои действия развернутыми комментариями, оценками ребенка. Ваша задача - просто сделать проявления агрессии невозможными. Коротко скажите: «У нас не принято драться!» И достаточно.

Если ребенок ударил кого-то в вашем присутствии, и вы не смогли его удержать, проявите внимание к тому, кого ударили, поведение же ребенка при этом игнорируйте. Ребенок не должен получать повышенное внимание в результате агрессивного поведения.

Если ребенок играет в группе детей и вы знаете, что он склонен проявлять агрессию, нужно предпринять описанные ниже действия.

  • В период частых вспышек агрессии старайтесь находиться поблизости от ребенка, пока он играет.
  • Предупредите родителей других детей, скажите, что сейчас настал такой период у вашего ребенка, что он периодически дерется. Сделайте это так, чтобы малыш вас не слышал.
  • Чтобы бороться с агрессией ребенка, как можно пристальней следите за его настроением: если малыш начинает более агрессивно играть (кидать игрушки, стучать игрушками друг об друга), уведите его, поиграйте с ним в подвижные или любые другие игры отдельно.
  • Если ребенок один раз кого-то ударил, извинитесь перед этим ребенком, пожалейте его, игнорируя действия обидчика.
  • А как справится с детской агрессией, если ей становится слишком много, и малыш не прекращает драки? В этом случае спокойно скажите ему, что так себя не ведут, и вы вынуждены отойти от компании. Отведите и удерживайте ребенка около трех минут в стороне от других детей.

В целом, удерживайте малыша от агрессивных действий, но не давайте в ответ на них повышенного внимания. Агрессивное поведение не должно становиться центром внимания окружающих.

Для правильной коррекции детской агрессивности важно, как вы отзываетесь на самые первые проявления злости: не стоит возмущаться или реагировать театрально. Именно первые ваши реакции и определят, закрепится ли агрессивное поведение у ребенка.

Ниже описаны случаи, в которых проявления детской агрессии закрепляются, и для коррекции поведения приходится приложить немало усилий.

  • Родители бездействуют, списывая агрессивное поведение ребенка на его возраст. Фактически взрослые в этом случае попустительствуют агрессии ребенка.
  • Родители умиляются поведением ребенка, им кажется, что это очаровательная игра или они видят в этом проявление силы ребенка.
  • Родители реагируют агрессивно, злобно. Начинают кричать, бить ребенка и проч. Все эти действия вызывают в ребенке чувство страха, подавленности, и в конечном итоге у него нарастает гнев, в результате которого ребенок опять ведет себя агрессивно. Таким образом, круг замыкается.
  • Родители выясняют при ребенке отношения. В ответ на нежелательные действия ребенка родители начинают спорить о методах воспитания. В таком случае агрессивное поведение становится поводом для взрослых высказать друг другу накопившееся недовольство.
  • Родители реагируют театрально: демонстративно уходят, делают вид, что плачут, или имитируют переживания боли.
  • Родители очень хотят, чтобы ребенок головой «понял», что его поведение недопустимо. При этом обычно много времени посвящается чтению морали, которую ребенок не в состоянии понять.
  • Поведение ребенка подсознательно выгодно одному из близких взрослых ребенка. Оно дает ему возможность высказать накопившиеся претензии к другим. Другой вариант - вследствие неуместного поведения ребенка взрослый устраняется из процесса общения с ним и таким образом получает дополнительное свободное время.

Задача взрослых - не давать ребенку бить и кусать людей. Не стоит останавливать битье предметов, топанье ногами, замахивания и проч. Это лучше просто игнорировать, то есть не делать вообще ничего, даже не менять выражение лица.

Если сдерживать маленького злюку без эмоций, он скоро просто перестанет вас бить. Любой взрослый человек, зная, что нужно делать при вспышках агрессии у ребенка, способен контролировать поведение малыша.

Рекомендации родителям, как справиться с проблемой детской агрессии

Говоря о причинах и путях преодоления детской агрессивности, важно помнить, что чувство гнева, ярости должно иметь какой-то выход, и, запрещая агрессивное поведение, направленное на людей, вы должны дать ребенку какой-то способ свои чувства выплескивать.

Гнев можно выражать словами и таким образом давать понять окружающим, что с вами происходит. Для ребенка это трудно, его нужно этому научить. Главным образом это происходит тогда, когда вы озвучиваете чувства ребенка. Он постепенно учится понимать, какие ваши слова соответствуют его ощущениям. Конечно, этот процесс будет идти очень долго, но начинать проговаривать чувства малыша можно с самого раннего возраста. Вы видите, что ребенок разозлился, чего-то требует. Прежде чем решать ситуацию с самим требованием, признайте его чувства, скажите ему: «Мне кажется, ты очень злишься, когда приходится так много одежды на себя надевать». Постепенно ребенок научится такому способу сообщения о своем состоянии. Называние чувства, переживания - это уже само по себе способ снижать его интенсивность.

Психологи часто дают такую рекомендацию родителям по преодолению детской агрессии – покажите ребенку, как можно проявлять недовольство. Когда сердитесь вы сами, назовите свое чувство, скажите: «Я сейчас очень злюсь на то, что происходит». Таким образом, вы покажете ребенку пример обращения с гневом и дадите ему понять, что все люди злятся. При этом можно вести себя неразрушительно. Напротив, если основная модель поведения взрослых в гневе - это крик или другие формы агрессии, тогда и справиться с подобными проявлениями у ребенка невозможно. Если ваш малыш часто ведет себя агрессивно, проверьте, не копирует ли он одного из близких взрослых. Не забывайте, что крик, ругань - это также проявления агрессии (в данном случае вербальной).

Как можно бороться с детской агрессией, если вы чувствуете, что ситуация накаляется? Учите ребенка снимать напряжение через игры: «Догони меня», «Беги ко мне», «Перешагни», «Перепрыгни» и другие. Такие игры снимают агрессивное напряжение и дают положительные эмоции ребенку.

После снятия напряжения (после подвижной игры) предложите ребенку спокойную игру. Можно лечь и притвориться спящим, изобразить плавательные движения, подуть на шуршащую бумажку, чтобы она шелестела и т.д., - обеспечьте ребенку состояние покоя. Расслабление должно занимать всего пару-тройку минут.

Что делать, если ребенок проявляет агрессию: коррекция агрессивности в детском возрасте

Ещё один совет психологов по преодолению вспышек агрессии у ребенка - использование предметов, с которыми можно обращаться грубо. Сшейте или купите мягкую игрушку или цилиндрической формы подушку. Придумайте простое имя, удобное для произношения маленьким ребенком, например, жу-жу, бо-бо и т.д. Когда у малыша появится желание кусаться, толкаться, стукнуть кого-либо, скажите, что людей бить нельзя (сказать нужно строго, но без злости). А вот есть игрушка, которая всегда будет рада подраться. Научите ребенка, как можно драться, кусаться с этой игрушкой. Следите, чтобы агрессия ребенка сразу направлялась на игрушку, а не на людей.

Когда ребенок злится, можно предложить ему рвать или комкать бумагу, пинать мячик, нарисовать свою злость. Важно помнить, что ребенок очень маленький и для того, чтобы эти методы прижились, нужно мягко их предлагать, подавать пример того, как это делается, и показывать это неоднократно.

В арсенале ребенка любого пола должны быть так называемые агрессивные игрушки: мечи, пистолеты, громко звучащие музыкальные инструменты, спортивный инвентарь. Игры с такими игрушками способствуют тому, что агрессивное напряжение находит свой выход.

Обязательно нужно обеспечивать ребенку игры с такими природными материалами, как песок, камни, вода. Это также способствует снятию напряжения.

Выбирая книжки для ребенка, не стоит избегать так называемых страшных сказок (часто это народные сказки, где встречается насилие или убийство). Некоторые родители, опасаясь напугать ребенка или сделать его жестоким, не читают подобных историй. Это ошибка, детям требуется какое-то количество страшных историй для благополучного психологического развития. Помимо прочего, это помогает перерабатывать ту агрессию, которая неизбежно возникает в раннем возрасте и позже. Естественно, при этом сказки должны соответствовать возрасту ребенка.

Повышено агрессивным детям особенно важно давать возможность много двигаться, создавать условия для физической активности.

Вот что нужно делать, если ребенок проявляет агрессию:

  • Встаньте лицом к ребенку и возьмите его за запястья. Держать запястья нужно крепко, чтобы он не мог вырваться, но не причиняя ребенку боли. Расположитесь так, чтобы ребенок не мог достать вас ногами.
  • Глядя в глаза ребенку, серьезно скажите: «Драться нельзя!»

Говорить нужно только эти слова, ничего не добавляя, не убавляя. Старайтесь, чтобы в вашем голосе не было эмоций.

Старайтесь, чтобы ваш взгляд не передавал ребенку злобы, возмущения и не подавлял его.

  • Поверните голову в сторону, отведите взгляд от ребенка и в нормальном темпе досчитайте до 20 про себя.
  • Повернитесь опять к ребенку и повторите: «Драться нельзя!»
  • Отпустите запястья ребенка.

Если ребенок тут же вас ударил, нужно повторить в точности всю процедуру. Это делается столько раз, сколько необходимо. Нельзя вносить какие-то изменения в эту технику, иначе она не будет действовать.

Если родители выполняют все в точности, техника срабатывает.

Основные причины, почему техника может не работать или наносить вред:

  • Родители используют технику не каждый раз, а в наиболее серьезных случаях или в местах, где это удобнее. Например, стесняются делать что-то при других людях.
  • Родители по своему усмотрению меняют действия, предписанные техникой, или последовательность этих действий.
  • Взрослые спорят при ребенке о целесообразности такого метода.

Для эффективной коррекции агрессии у детей всегда обращайте внимание на малыша в те моменты, когда он хорошо играет. Говорите ребенку, что вам нравится, когда он вот так вежливо и мягко себя ведет. Малыш должен понимать, какое поведение вы предпочитаете и поощряете. Иначе складывается ситуация, когда на плохое поведение взрослые выдают очень много реакции, а на хорошее - никакой. В таком случае ребенку, во-первых, трудно или даже невозможно понять, чего же все-таки от него ожидают, а во-вторых, в тех случаях, когда ребенок ведет себя правильно, он не получает никакого внимания. И закрепляется поведение, которое поддерживается вниманием, то есть в ряде случаев как раз нежелательное.

Что делать, если объектом детской агрессии стал ваш ребенок

А что нужно делать, если объектом детской агрессии со стороны других малышей стал ваш собственный ребенок? В этом случае действует общее правило: если при вас обижают вашего ребенка (бьют, толкают, вырывают игрушки) - заступитесь за него, но не начинайте многословно воспитывать чужого малыша. Задача взрослого - обеспечить безопасность своего ребенка: отстранить обидчика, задержать удар, придержать игрушку, которую грубо вырывают. Коротко прокомментируйте свои действия, скажите: «Это наша игрушка, попроси, если хочешь поиграть!», «Нельзя драться!», «Людей бить нельзя!», «Я не позволю обижать моего сына!» Не стоит стыдить или ругать чужого ребенка. В данном случае, защищая своего ребенка и не давая его в обиду, вы показываете пример того, как защищать себя самому.

Если вы находитесь далеко от ребенка и кто-то его обижает, но ситуация при этом не особенно угрожающая (ваш ребенок не плачет, обидчик не слишком агрессивен), не вмешивайтесь, предоставьте своему ребенку действовать самостоятельно. Малышу нужен опыт столкновения с чужой агрессией, чтобы научиться с этим обращаться. Не стоит стремиться во что бы то ни стало оказаться рядом с ребенком в минуты неприятных столкновений, не отпускать его ни на шаг, опасаясь враждебных действий со стороны чужих детей. Спокойно отпуская от себя малыша, вы передаете ему послание о своей уверенности в том, что он справится сам, сможет себя защитить. Наблюдайте за ситуацией издалека и вмешивайтесь, только если увидите реальную опасность.

Статья прочитана 3 000 раз(a).