Что такое роль в семье. Семья как социальная группа и социальный институт

Роль родителя в формировании личности ребенка

Самые первые шаги в процессе социализации ребенок совершает внутри семьи, а потому именно родители выполняют самую основную социальную роль - воспитывают и формируют личность ребенка, закладывают его ценностные основы. Таким образом, именно подготовка ребенка к жизни, его адаптация к социальной ситуации - основная задача родителей, в этом и выражается основная социальная роль родителя.

Семья, являясь малой социальной группой, дает возможности ощутить ребенку, как происходит общение внутри семьи, внутри коллектива, какие роли какой член семьи играет и какие права и обязанности есть у каждого члена группы. В этой связи особо важным представляется такое понятие, как микроклимат семьи. В доброжелательной и спокойной обстановке взаимного доверия и уважения, у ребенка формирует положительный эмоциональный опыт. Именно в семье ребенок впервые осознает и учится выражать широкий спектр эмоций, обучаясь этому у родителей.

Для того, чтобы социальная роль родителя выполнялась в полной мере, в семье должны быть созданы все условия для того, что ребенок успешно усваивал все компоненты социального опыта: познавательного, коммуникативного, ценностного и поведенческого-деятельностного.

  1. Познавательный аспект - имеется ввиду обучение ребенка нормам и способам поведения человека в обществе.
  2. Коммуникативный и поведенческий аспекты - ечь идет об освоении ребенком многообразия форм социального взаимодействия в обществе, навыков общения , как вербального, так и невербального; к тому же ребенок усваивает культурные формы поведения, которые позволили бы ему выразить свои чувства и желания адекватно и понятно для других членов общества.
  3. Ценностный аспект - подразумевается формирование ориентации ребенка на общечеловеческие ценности, такие как доброта, справедливость, честность. Ценности, окрашенные положительно с точки зрения эмоций, воспринимаются как личностно-значимые и становятся частью его побудительных мотивов при социальных взаимодействиях.

Социальные потребности ребенка, которые удовлетворяет родитель

  1. Потребность в общении, в эмоциональных положительных контактах, в доброжелательном отношении, доверии и любви; все это создает благоприятные условия для развития, формирует ощущение безопасности.
  2. Потребность в самореализации, которая может быть достигнута как включением ребенка в различного рода творческую деятельность, так и похвалой его достижений и успехов.
  3. Потребность в содержательном общении, имеющим форму сотрудничества: это развивает социальные чувства и удовлетворяет потребность ребенка как во взаимодействии с окружающим миром, так и в выражении своих чувств и переживаний.
  4. Потребность в познании и обмене информацией; это развивает интеллектуальные эмоции ребенка, формирует в нем интерес к самообучению, самовоспитанию.

Социальные функции родителя

  1. Воспитание ребенка: сюда относится и обучение жизненным навыкам (учить ходить, самостоятельно одеваться и т.д.), и обучение в прямом смысле этого слова (предоставление информации о мире, о человеке, начальные знания различных наук, помощь в образовании совместно с школой и т.д.), привитие ценностных и культурных норм.
  2. Помощь в самореализации ребенка: через семью как малую социальную группу, через разнообразную, в том числе, творческую деятельность, которая осуществляется на первых порах совместно с родителями, а после ими стимулируется и т.д.
  3. Демонстрация социальных ролей папы и мамы, гендерных ролей на собственном примере.
  4. Родитель также является заказчиком образовательных услуг, начиная от самых начальных ступеней образования, заканчивая высшим образованием.
  5. Предоставление социальных гарантий, свобод, защита прав ребенка и т.д.

Социальный педагог ГКУ СО

«Центр социальной помощи семье и детям

Юго-Западного округа» м.р. Приволжский

М.В. Подопригора

Моя социальная роль – приёмный родитель

Человек живёт в самых разных системах (к примеру: в социальной, политической), где прямо или косвенно подвергается их влиянию. Но, пожалуй, единственной системой, которая самым непосредственным и существенным образом влияет на человека с рождения и до глубокой старости, является его семья.

С рождения и до старости в семье любой человек имеет много социальных ролей. Один и тот же человек при общении каждый день, реализует одновременно несколько социальных ролей. Он может быть сразу и родителем, и ребенком, и руководителем, и подчиненным. Но нас интересует семья: сын, дочь, брат, сестра, внук, племянник, позже муж, жена, зять, сноха, папа, мама – т.е. родитель. Но, есть ещё роль сверхродитель – это приёмный родитель.

В каждом из нас, внутри, есть три ЭГО: Ребёнок-Родитель-Взрослый

    Ребенок - это ваше творческое начало, в позе и мимике лица хорошо читается эмоциональное состояние (улыбка, обида, притворство, отстранённость). В речи часто употребляет выражения: «Я не хочу!», «Мне надоело!», «Я устала!», «Я всё делаю, а ты нет!», «Зачем всё это нужно?», «А почему я, посмотрите на других» и другие. Любимая деятельность – это разговоры (сплетни) и развлечения. Этот «внутренний ребёнок, отвечает за вашу «счастливость».

    Родитель - некое моральное начало, человек сидит откинувшись на спинку стула, выражение лица снисходительное, может ухмыляться. В речи часто проскальзывают выражения: «Это же всем ясно!», «Яснее ясного!», «Здесь ты неправ!», «Сколько можно повторять!», «Кто же так поступает!» и другие. Любимая деятельность - контроль за другими, делать замечания и поправки, совершать напоминания, читать литературу. Осторожно воспитывайте детей, так как ваши догмы, до старости будут звучать в голове ваших детей.

    Взрослый - тело наклонено вперед, взгляд прямой, выражение лица уверенное, понимающее. В речи присутствуют выражения: «А если хорошо подумать?», «Давайте решать вместе!», «А что, если нам сделать так?» и аналогичные. Приоритет деятельности - это решение поставленных целей, помощь нуждающимся, общение, несущее личную или общественную полезность.

Сидят внутри нас и взаимозаменяются в зависимости от ситуации.

Правильное распределение ролей и обязанностей между членами приёмной семьи помогает ей нормально функционировать. Очень важно, чтобы каждый член приёмной семьи хорошо знал свою роль, роли других, а также, чтобы его поведение соответствовало этому знанию. Ни одна роль не может быть отделённой и независимой от другой, как в спектакле, каждый знает, где его выход. Насколько более чёткими являются границы каждой роли в представлениях всех членов семейства, настолько эффективнее люди могут общаться друг с другом, не оставляя при этом возможности для хаоса (видение субординации). Вы, какприёмные родители, контролируете этисвязи, корректируете, направляете.

Отрицание или смешение ролей в приёмной семье зачастую приводит к большим проблемам. К примеру, множество конфликтов между супругами происходит от того, что на другого члена семьи полностью возлагается ответственность, которая, по сути, является общей обязанностью. Семейные конфликты имеют своей подоплёкой тот факт, что люди не умеют – или не хотят – распределять семейные роли и хорошо исполнять их: лежащий и бездумный папа на диване (функция обеспечения семьи), или постоянно отсутствующий на работе (функция воспитания, сем. досуга), замученная работой мама (воспитание, забота, привитие нравственности) или мама-шопоголик (бездумно тратящая семейную казну), отсутствие обязанностей у детей, дети-лодыри, не участвующие в общественной жизни, разделение функций у биологических и приёмных детей. Всё это приводит к:

    Стиранию границ каждой соц.роли в семье (ему можно, а мне нельзя? спать, бездельничать, пить, курить, тратить деньги – снежный ком);

    Привитие безнравственного поведения: отсутствие уважения друг к другу в семье, эмоциональное безразличие, чувство одиночества и т.д.

    Жизнь по инерции или развод, упасть на дно.

    Расторжение приёмной семьи.

Дети воспитывающиеся в такой семье не обладают элементарными знаниями и опытом по эффективному родительству, позже они создадут семью, а что могут принести в эту семейную систему они не знают. Какая это будет система?

Таким образом, наша социальная роль приёмного родителя – обладать самим и привить детям безупречное поведение в обществе, максимальное уважение ко всем и всему окружающему, доброту, дипломатичность, сдержанность характера и любовь! То есть, то с чем ребёнок пойдёт в жизнь, и помните:

Глаза – зеркало души, а ребёнок - зеркало семьи!

Введение

Понятие «Семья»

Основные типы современной семьи

Роль семьи в современном обществе

Заключение

Список литературы

Введение

Многие социологи говорят, что институт брака в западных странах за последние 40 лет сильно ослабел. В качестве аргументов они называют легкость и частоту разводов, вступление в брак в более позднем возрасте, увеличение числа людей, никогда не состоявших в браке, рост количества незарегистрированных браков, доступность контрацептивов.

Рассматривая эти факторы, можно сделать вывод, что они сводят главную функцию семьи - продолжение рода, на нет. Если такая тенденция сохранится, предостерегают социологи и демографы, то индустриальные общества иссякнут, поскольку не смогут воспроизводить сами себя. Многие россияне тоже выражают обеспокоенность по поводу того, в каких направлениях развивается семейная жизнь в последние десятилетия. Они считают, что институт семьи переживает кризис, и приводят многие признаки, толкуемые как симптомы упадка и дезинтеграции: количество разводов катастрофически возросло; уровень рождаемости снизился; увеличилось число матерей, не состоящих в браке; выросло количество неполных семей; матери, имеющие маленьких детей, существенно пополняют трудовую армию страны.

По мнению сторонников функционализма, если общество хочет выжить, оно должно обеспечить выполнение определенных задач первостепенной важности. Выполнение этих задач, или функций, нельзя пускать на самотек, так как возникает риск дезинтеграции общества. Признавая все имеющиеся в мире различия в организации и структуре семьи, функционалисты выделяют ряд постоянных функций, типичных для любой семьи. Они делают упор на задачи, выполняемые семьей, которые служат интересам общества в целом.

Социология семьи - одна из наиболее развитых областей социологического знания. Только в нашей стране библиография работ по социологии семьи насчитывает более 3 тысяч названий.

Ведущие исследователи этой отрасли социологии - Э.К. Васильев, А.Г. Вишневский, С.И. Голод, И.С. Кон, М.С. Мацковский, Б.С. Павлов, Н. Г. Юркевич, А.Г. Харчев, В. Г. Харчева, Черняк Е.М. и многие другие. Зарубежная социология имеет давние традиции изучения семьи. Наиболее известными специалистами в данной области являются И. Най, И. Рейс, В. Берр, Р. Хилл, М. Бекомбо, А. Жирар, Л. Руссель, Ф. Мишель и другие.

1. Понятие «Семья»

Все мы пользуемся термином «семья» и, несомненно, имеем четкое представление о том, что мы подразумеваем под ним, это понятие поддается определению с огромным трудом. Многие из нас представляют себе семью как социальную ячейку, состоящую из женатой пары и их детей, живущих в одном доме и ведущих общее хозяйство. Но такое определение слишком ограничено. Во многих обществах под семьей понимается группа, объединенная родственными связями, а не супружеская пара и ее дети. Социологи традиционно рассматривают семью как социальную группу, члены которой связаны узами родства, брака или усыновления и живут совместно, сотрудничая экономически и заботясь о детях. Однако не всех удовлетворяет это определение. Некоторые ученые полагают, что главную роль в семьях играют психологические связи; они считают, что семья - это тесно связанная группа людей, которые заботятся друг о друге и уважают друг друга.

Семья, под каким бы углом зрения ее ни рассматривали, столь многослойное социальное образование, что не удивительны упоминания о ней почти во всех разделах социологии. Она сочетает в себе свойства социальной организации, социальной структуры, института и малой группы, входит в предмет изучения социологии воспитания и шире - социализации, социологии образования, политики и права, труда, культуры и т.д., позволяет лучше понять процессы социального контроля и социальной дезорганизации, социальной мобильности, миграции и демографических изменений; без обращения к семье немыслимы прикладные исследования во многих сферах производства и потребления, массовых коммуникаций, она легко описывается в терминах социального поведения, принятия решений, конструирования социальных реалий и т.д.

Интерес к семье, помимо собственно содержательного изучения ее многофункциональности, поддерживается познавательным интересом к ее уникальной посреднической роли, в силу ее социокультурной природы как феномена, пограничного по своей сути, находящегося на пересечении структур при любом конструировании социума и на границе макро- и микроанализа. Семья обладает возможностями, позволяющими осуществлять редукцию социальных процессов к результатам социального поведения микросреды и выводить из эмпирически исследуемых фактов тренды глобального характера.

Исходя из этого, определения семьи должны стремиться соединить разнокачественные проявления семейной универсальности и, прежде всего, в дефиниции должны сочетаться, а не противостоять друг другу признаки семьи как социального института и как социальной группы. Прибегая к представлениям об общесемейной деятельности или о семейном поведении, можно получить удовлетворительные дефиниции семьи, объединяющие разнокачественные свойства семьи, брака и родства.

Существует множество дефиниций семьи, выделяющих в качестве семьеобразующих отношений различные стороны семейной жизнедеятельности, начиная от простейших и крайне расширительных (например, семья - это группа людей, любящих друг друга, или же группа лиц, имеющих общих предков либо проживающих вместе) и кончая обширными перечнями признаков семьи. Среди дефиниций семьи, учитывающих критерии воспроизводства населения и социально-психологической целостности, привлекает определение семьи «как исторически конкретной системы взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, как малой группы, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью и социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения», данное отечественным социологом А. Г. Харчевым.

Семью создает отношение родители-дети, а брак оказывается легитимным признанием тех отношений между мужчиной и женщиной, тех форм сожительства или сексуального партнерства, которые сопровождаются рождением детей. Для более полного понимания сути семьи следует иметь в виду пространственную локализацию семьи - жилище, дом, собственность - и экономическую основу семьи - общесемейную деятельность родителей и детей, выходящую за узкие горизонты быта и потребительства.

Наличие таких отношений (т.е. семьи в строгом смысле слова) обнаруживается у подавляющего большинства семей страны. С другой стороны, несемейное население состоит из тех, кто является родителем, но без супружества, либо находится в фактическом или легитимном браке без детей. Для всех этих фрагментарных, «осколочных» форм семьи лучше подходит термин «семейная группа», под которой понимается группа людей, ведущих совместное домохозяйство и объединяемых только родством, либо родительством или супружеством.

Обычно «ядром» семьи считают супружескую пару, и все статистические классификации состава семей строятся в зависимости от добавления к «ядру» детей, родственников, родителей супругов. С социологической точки зрения правильнее за основу брать наиболее распространенный в населении тип семьи с триединством названных отношений - основной тип семьи, а те семейные объединения, которые образуются при вычитании одного из трех отношений, лучше, как сказано выше, именовать семейными группами. Данное уточнение связано с тем, что в последние годы в социологии семьи на Западе и в нашей стране стала заметной склонность сводить суть семьи к любому из трех отношений, чаще всего - к супружеству или даже партнерству. Не случайно в американской энциклопедии брака и семьи М. Сасмена и С. Стенмец ряд глав посвящен «альтернативным формам» семьи, т.е. тому, что точнее называть семейными группами, хотя фактически эти главы относятся к супружеству, скорее даже к партнерству или сожительству

2. Основные типы современной семьи

Обычно социологи и антропологи выделяют два главных типа семьи, встречающихся в человеческом обществе, - традиционную, или классическую, она же называется расширенной (многопоколенной), и современную нуклеарную (двухпоколенную) семью. Кроме того, различают также родительскую семью, или семью происхождения, и прогонную, или новообразованную (она создается взрослыми детьми). По числу детей выделяют бездетную, однодетную и многодетную семьи. По критерию господства в семье мужа или жены выделяют патриархальную и матриархальную семьи, а по критерию лидерства -патернальную (глава семьи мужчина), материальную (глава семьи женщина) и эквалитарную (оба супруга в равной степени считаются главой семьи).

Современная семья - первичная социальная и экономическая ячейка, включающая обычно двух родителей и одного ребенка. Ее называют нуклеарной семьей, (от лат. nucleus - ядро). Она названа так потому, что демографическим ядром семьи, отвечающей за воспроизводство новых поколений, являются родители и их дети. Они составляют биологический, социальный и экономический центр любой семья. Все остальные родственники: бабушки, дедушки, дяди, тети и т.п.- относятся к периферии семьи. Если все они живут вместе, то семья называется расширенной. Конкретным уточняющим определением расширенной семьи выступает слово «многопоколенная». Оно просто уточняет, что семья расширяется именно за счет 3-4 поколений прямых родственников, а не за счет присоединения к нуклеарной семье дядей, кузенов и т. п.

Нуклеарная семья - форма моногамного брака. Принципиальную роль в появлении моногамного брака и нуклеарной семьи сыграл запрет кровосмешения (инцеста). Он означал, что отныне нуклеарная семья - стабильная социальная ячейка, ограниченная двумя поколениями. Третье поколение может быть только результатом образования новой семьи, созданной взрослыми членами нуклеарной семьи. Поэтому взрослые члены общества принадлежат двум семьям:

). семье происхождения, или родительской семье, в которой они рождены и воспитаны; она включает отца, мать, братьев и сестер;

). производной, или прокреационной семье, порожденной потомками.

Родительскую семью иначе называют первичной, а новообразованную семью - вторичной. Вторичная семья образована браком взрослых детей - членов первичной семьи, она включает мужа, жену и детей.

Итак, Нуклеарная семья - это кровнородственная группа, образованная двумя поколениями. Повзрослевшие дети создали свою семью и отделились от родителей. У них появились свои дети. Те повзрослели, создали семью, отделились. Если новая семья не отъезжает, то образуется расширенная семья. Нуклеарная семья возможна только в тех обществах, где взрослые дети имеют возможность после брака жить отдельно от родительской семьи.

В последнее время российские социологи выделяют три формы моногамной семьи в России: патриархальную, детоцентристскую и супружескую. Патриархальная семья характеризуется доминированием мужчины в домохозяйстве. Он является главой семьи. В такой семье младшие ее члены и женщины должны подчиняться старшим и мужчинам. В детоцентристской семье взрослые придают очень большое значение благополучию детей и прикладывают усилия, чтобы при любых обстоятельствах сохранить брак в их интересах. В супружеской семье доминируют эгалитарные отношения, стабильность брака зависит от желаний и качества отношений между супругами. Патриархальная семья была наиболее распространенной в России до Второй мировой войны. В послевоенные годы, начиная с конца 40-х и вплоть до 80-х годов, доминирующей стала детоцентристская семья. И только совсем недавно возникла супружеская семья, которая становится более заметной, но пока еще не основной.

Соотношение удельного веса между основными типами семьи в России по структурному признаку следующие:

нуклеарная семья - около 80%;

неполная семья - около 19%;

сложная семья с несколькими брачными парами и многодетная - 1%.

В России сохраняется стойкая ориентация населения на брак. За последние десятилетия существенно изменилось добрачное поведение молодежи: перестали действовать традиционные установки на добрачное целомудрие.

3. Роль семьи в современном обществе

Заявления об отмирании семьи или, по крайней мере, о ее приближающемся закате представляются сильно преувеличенными. Пока пишется некролог семье, она продолжает существовать и, по мнению многих, даже процветает. Некоторые эксперты утверждают, что «семьи снова вошли в моду», а другие социологи убеждены в том, что семья является вневременной социальной единицей, уходящей корнями в социальную и биологическую природу человека. Однако общество непрерывно изменяется, семья также должна меняться, приспосабливаясь к социальным переменам. С точки зрения перспективы реорганизации семьи, брак и семья просто изменяются, отражая личные жизненные стили, наблюдаемые в современном обществе. Семья не просто является гибким социальным институтом; она представляет собой один из постоянных факторов человеческого опыта.

Ученые, сожалеющие по поводу современного состояния семьи, исходят из того, что в иные времена семья была более стабильной и гармоничной, чем теперь. Тем не менее, несмотря на всеобъемлющие исследования, историкам не удалось обнаружить «золотой век семьи». Например, сто или двести лет назад браки заключались на основании семейных и имущественных потребностей, а не по любви. Часто они разрушались из-за смерти одного из супругов или из-за того, что муж оставлял свою жену. Браки без любви, тирания мужей, высокие уровни смертности, а также жестокое обращение с детьми дополняли эту мрачную картину. Вообще, тревога по поводу состояния семьи имеет долгую историю. Еще в средние века и в эпоху Просвещения лучшие умы выражали обеспокоенность упадком семейных отношений. В общем можно отметить, что «семейный вопрос», несмотря на множество его постановок, далеко не нов.

Семью можно считать начальной формой групповой жизни людей, так как именно здесь закладывается и формируется умение жить в обществе. По сравнению с другими социальными группами семья занимает во многих отношениях совершенно особое положение.

Современная семья весьма существенно отличается от семь и прошлых времен не только экономической функцией, но и коренным изменением своих эмоционально-психологических функций. Отношения детей и родителей в течении последних десятилетий, становятся все более эмоциональн-психологическими, т.е. определяемыми глубиной их привязанности друг к другу, ибо для все большего числа людей, именно дети становятся одной из главных ценностей жизни. Но это, как ни парадоксально, не упрощает семейную жизнь, а лишь усложняет ее. Тому есть свои причины. Назовем лишь некоторые из них:

Во-первых, большое количество семей однодетны и состоят из двух поколений:

родителей и детей;

бабушки и дедушки.

Другие родственники, как правило, живут отдельно. В результате родители не имеют возможности повседневно пользоваться опытом и поддержкой предыдущего поколения, да и применимость этого опыта часто проблематична. Таким образом, исчезло разнообразие, вносимое в межличностные отношения пожилыми, сиблингами (братьями, сестрами), тетками, дядьями и др.

Во-вторых, при сохранении традиционного разделения «мужского» и

«женского» труда первый в массе семей (кроме деревень и малых городов) сведен к минимуму. Повысился статус женщины в связи со ставшей типичной ее руководящей ролью в семье (в домашнем хозяйстве) и внедомашней занятостью.

В-третьих, поскольку отношения супругов все более определяются мерой и глубиной их привязанности друг к другу, постольку резко повышается их уровень ожиданий по отношению друг к другу, реализовать которые многие не могут в силу традиций культуры и своих индивидуальных особенностей.

В-четвертых, сложнее и проблематичнее стали отношения детей и родителей. Дети рано приобретают высокий статус в семье.

Дети нередко имеют более высокий уровень образования, они имеют возможность проводить большую часть свободного времени вне семьи. Это время они наполняют занятиями, принятыми среди сверстников, и далеко не всегда заботятся об одобрении их время препровождения родителями. Авторитет родительской власти сегодня часто не срабатывает - на смену ему должен приходить авторитет личности родителей.

общество моногамный семья брак

Заключение

Социологи традиционно рассматривают семью как социальную группу, члены которой связаны узами родства, брака или усыновления и живут совместно, сотрудничая экономически и заботясь о детях.

Сторонники функционализма подчеркивают, что если общество хочет выжить, оно должно обеспечить выполнение определенных задач первостепенной важности. Выполнение этих задач, или функций, нельзя пускать на самотек, так как возникает риск дезинтеграции общества. Признавая все имеющиеся в мире различия в организации и структуре семьи, функционалисты, тем не менее, стремятся выделить ряд постоянных функций, типичных для любой семьи: продолжение рода; социализация; забота, защита и эмоциональная поддержка; придание статуса; регулирование сексуального поведения.

Семья продолжает оставаться социальной ячейкой, несущей основную ответственность за продолжение рода, социализацию детей и прочие функции.

Будущее семьи как эволюционно возникшего института, снимающего противоречие между личной потребностью супругов в детях и обезличенной потребностью социума в работниках зависит от способности социальной системы сохранить семью вместе с личностной вовлеченностью супругов в реализацию ее специфических функций.

Список литературы

1) Голод, С.И. Современная семья: плюрализм моделей // Социологический журнал, 1996. - №3/4. - с. 99-108.

) Кравченко, А.И. Социология: учебник / под ред. А.И.Кравченко. - М.: ТК Велби, Проспект, 2007. - 536 с.

) Павленок, П.Д., Савинов Л.И. Социология: учебное пособие. - М.: Изд. Торг. корпорация «Дашков и. К», 2007. - 580 с.

) Социология: [Учеб. для вузов] / Ю.Г. Волков, В.И. Добреньков, В.Н. Нечипуренко, А.В. Попов. -М.: Гардарики, 2000. - 472 c.

) Социология семьи: учебник для студентов вузов / [А. И. Антонов, О. В. Дорохина, В. М. Медков и др.]; под ред. А. И. Антонова. -2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2005. - 640 c.

) Черняк, Е. М. Социология семьи: учебное пособие. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Изд. торговая корпорац. «Дашков и К.», 2006. - 248 с.

Семья - это социальная группа, внутри которой существует определенная связь. Это может быть кровное родство, брак или усыновление. Все ее члены имеют общий бюджет, быт, присутствует и ответственность друг за друга. Существуют и между ними, которые ведут за собой биологические связи, нормы права, ответственность и др. Семья - важнейший социальный институт. Многих специалистов волнует эта тема, поэтому они усердно занимаются ее исследованием. Далее в статье рассмотрим более подробно это определение, узнаем функции и цели, обозначенные государством перед "ячейкой общества". Ниже будет также приведена классификация и характеристика основных типов. Рассмотрим также основные элементы семьи и группы в обществе.

Разводы. Статистические данные

Семья - малая социальная группа, связанная между собой многими факторами, например, браком. Но, к сожалению, в наше время, согласно статистике, число разводов неуклонно растет, а Россия в таком списке с недавних пор занимает ведущее место. Ранее ее всегда обгоняли США. Хотя, конечно, создается много новых союзов. Каждый год в нашей стране регистрируется 2 млн браков.

Потребности человечества

Семья как социальная группа и социальный институт возникла давным-давно, раньше религии, армии, государства. Еще американец Абрахам Маслоу, который усердно изучал психологию, создал модель, которая показывает, чего именно в первую очередь желает человек. Понятие семьи как социальной группы включает в себя:

1. Сексуальные и физиологические нужды.

2. Уверенность в безопасности существования.

3. Общение с другими людьми.

4. Потребности в том, чтобы признавали как личность в обществе.

5. Самореализацию.

Благодаря совокупности этих потребностей и формируется вся структура семьи. Существует несколько ее категорий. По количеству детей семьи разделяют на бездетные, малодетные и многодетные. Существует классификация и согласно тому, как долго супруги живут вместе: молодожены, среднего супружеского возраста, пожилая пара. Еще есть сельская и городская, авторитарная и эгалитарная семьи (по тому, кто главный в семье).

Исторические факты

Семья как важнейший социальный институт создает историю всего человечества. Ведь еще в древние века существовали группы людей, которых объединяло что-то общее. Кстати, до сих пор существуют некоторые примитивные общества, например, у народов Севера или племен Центральной Африки, где институт брака - чуть ли не единственный стабильно функционирующий. Там нет конкретных законов, полиция и суд не несут ответственности. Но любые такие союзы, тем не менее, имеют как социальной группы. Например, в состав которой входит муж, жена и их дети. Если еще есть родственники - бабушка, дедушка, внуки, кузены и т. д., - то это будет уже расширенная семья. Но, к сожалению, в нынешнее время большинство людей не особо поддерживают связь с другими родными, поэтому нуклеарная семья - это социальный институт, который более распространен сегодня. Что очень плохо, ведь при любых жизненных обстоятельствах можно было бы получить помощь от родственников, если не забывать о том, что они существуют.

Формы брака

Понятие семьи как социальной группы включает в себя традиционное представление. Все начинается с отношений между мужчиной и женщиной, которые перерастают во что-то большее. И не важно, есть дети у этого союза или нет, они могут соединить свои судьбы вместе. Впоследствии он может и распасться в результате развода или смерти одного из супругов. Такая семья, в которой ребенка воспитывает один родитель, в социологической литературе называется неполной. Существует и такое понятие, как экзогамия. Оно заключается в том, что выбор партнера ограничивают конкретной группой людей.

Ведь, например, запрещается выходить замуж по правовым и моральным нормам за собственного брата - родного или двоюродного. Некоторые общества запрещают выбор будущего супруга внутри своего клана, племени. Бывает и такое, что невозможен союз между особами разных рас, различных слоев общества. Более популярной на западе считается моногамия, которая включает в себя брак между двумя людьми противоположного пола. Хотя существуют народы, в которых отдают предпочтение полигамии (союз, где в супружестве более одного человека). Бывают даже нестандартные отношения, когда объединяются в семью несколько девушек и несколько мужчин. А бывает и такое, что одна женщина имеет несколько мужей. Это явление называется полиандрия. Но в основном из нестандартных браков наиболее популярно многоженство. Таким образом, семья как важнейший социальный институт должна соответствовать законам, принятым там, где она сформировалась.

Распространенность разводов, их причины

Социологи заметили, что начиная с 1970 года стало увеличиваться количество разводов, а сейчас они настолько распространены, что, по статистике, половина россиян, которая образует семьи, непременно разведется спустя некоторое время. Кстати, доказано, что когда в стране экономический спад, увеличивается и количество разводов, а когда в экономике спокойствие, то и их становится меньше. Наверное, если человек чувствует финансовую стабильность, которую дарит ему то и другие факторы приходят в норму, он ощущает удовлетворенность. Семья как социальная группа и социальный институт напрямую зависит от общества, его нестабильности. Многие страны пытаются предотвратить разводы, делая их практически невозможными, или дают привилегии одному из супругов. Например, в Италии до ХХ в. задача расторгнуть брак была невыполнимой. Только потом правительство сжалилось над теми, чьи союзы выдались неудачными, разрешило разводы. А вот в большинстве стран, если муж покидает свою жену, то он должен обеспечить ее жизнь на том уровне, на котором она была во время брака. В таком случае мужчина теряет свое финансовое состояние. В России люди делят имущество. Если дети остаются с матерью (в основном так и происходит), то отец должен обеспечивать их финансово. Много разных нюансов есть в законодательстве каждой страны.

Человеческие особенности

В той или другой стране социальный институт - семья (функции которой поддерживаются браком) - обретает особые черты, свою собственную природу. Научно доказано, что не любое существо, а только люди могут зачать ребенка в желательный для них период. Ведь многие животные размножаются только в определенное время, а человек таких ограничений не имеет, в любой день может осуществиться близость между женщиной и мужчиной. Еще одним отличием является то, что новорожденный ребенок долго находится в беспомощном состоянии. За ним нужен уход и забота, которую может дать мать, а отец, в свою очередь, должен обеспечить его экономически, а именно дать все нужное для него: еду, одежду и т. д. Еще в древние века, когда общество только начинало развиваться, мать ухаживала за малышом, готовила еду, заботилась о своих родных. При этом отец, в свою очередь, обеспечивал их защитой и едой. Мужчина всегда был охотником, добытчиком, выполнял тяжелый труд. Люди противоположных полов вступали в связь, развивалось потомство, появлялись дети. Никто не выполнял задачи другого, это считалось неправильным, ведь у каждого были свои обязанности. Это заложено природой в организме человека и передается генетически из поколения в поколения.

Преимущество наследника

Что касается сельского хозяйства и производства, то можно сказать, что семья тут выполняет очень важную роль. Благодаря преемственности и появлялись материальные ресурсы. Все имущество передавалось наследнику, таким образом, родители были уверены в состоянии будущего своих детей, между которыми впоследствии распределялось и перераспределялось имущество, статусы, привилегии. Это, можно сказать, замена одних людей в определенном месте другими, и эта цепочка никогда не остановится. Семья - основной социальный институт, который выполняет эту функцию, определяет преимущества поколений, роль отца и матери. Ведь все, что имели родители, передавалось детям. Это обеспечивало не только уверенность наследников в завтрашнем дне, но и продолжение того или иного производства. А это важно для всего общества, потому что без механизма, который всегда будет заменять одних людей другими, оно не будет существовать. С другой стороны, например, какое-то важное для города производство не пропадет, потому что им дальше займется наследник, когда его отец будет уже не в состоянии управлять делом или умрет.

Статус

Ребенок получает стабильное положение, когда рождается в законной семье. Все, что имеют родители, будет передаваться ему в наследство, но мало того, это относится и к социальным статусам, религии и др. Ничего из этого не потеряется, все перейдет к наследнику. Вообще человеческие отношения построены так, что можно узнать родственников конкретной особы, ее состояние, статус. Семья - это социальный институт, который показывает положение человека в обществе, во многом обусловленное его происхождением. Хотя в современном мире заслужить какой-то статус можно ипутем собственных стараний. Например, отец, работая в какой-то фирме на важной должности, не сможет ее передать в наследство сыну. Для того чтобы последний ее получил, ее нужно добиться ему самому. Но много сохранилось и переходящего: имущество (ведь можно передавать наследство), социальный статус индивида и т. д. Каждая страна диктует свои правила, поэтому у разных наций существуют разные законы, которые относятся к браку, разводу, наследственности. Но в общем, семья - социальный институт общества, который имеет свои правила и нюансы.

Важность правильного воспитания детей

С детства мать преподает ребенка уроки общественной жизни, он учится на примерах родителей жить дальше. Очень важно обеспечить хорошую эмоциональную жизнь своему отпрыску, потому что в данном случае прослеживается прямая связь: как воспитают его в семье, таким он будет и в жизни. Конечно, характер человека зависит от генов, но большой вклад в него вносит и семейное воспитание. Многое зависит от чувств, настроения, которое дарит отец или мать. Именно близкие люди должны предотвратить появление агрессивных качеств у развивающегося подростка, подарить ему чувство безопасности, делиться своими эмоциями.

С самого рождения формируется человек как личность, ведь с каждой прожитой минутой он узнает что-то новое, чувствует то, чего ранее никогда не ощущал. Все это оставляет отпечаток на будущем характере, на индивидуальности. Говорят, что, например, какие отношения между отцом и матерью будет наблюдать их сын, так в будущем он будет относиться к женщинам, какие чувства будут дарить ему родители, такие и он окружающим.

Самоубийства из-за отношений, которые не сложились

Э. Дюркгейм исследовал статистические данные относительно самоубийств. И было замечено, что те, кто одинок или разведен, чаще совершают суицид, чем женатые, так же, как и те, у кого нет детей, хоть и они состоят в браке. А значит, чем счастливее супруги, чем больше тем меньшая вероятность попыток покончить с собой. Согласно статистике, 30% убийств совершаются внутри семьи. Иногда даже социальная система может нарушить баланс ячейки общества.

Как сохранить отношения?

Многие супруги составляют своеобразный план. Семья как социальная группа в таком случае получает определенные задачи, цели. Совместно находятся пути их достижения. Супруги должны сберечь свой очаг, обеспечить своим детям хорошее воспитание и условия для проживания, с самого детства направлять развитие ребенка в нужное русло. Эти основы структуры семьи, заложенные еще в давних поколениях, существуют и до сих пор. Проблемы семьи как социального института должны рассматриваться всеми родственниками. Сообща они должны сохранить и передать своим наследникам представления об основах структуры общества, которые так влияют на сохранение семьи вне зависимости от политических режимов. Семья - это посредник, выступающий между личностью и обществом. Именно она помогает человеку найти себя в этом мире, реализовать свои качества, таланты, дарит ему защиту, помогает выделиться из толпы, быть индивидуальным. В этом самая главная задача семьи. А если она этого всего не будет делать, значит, не будет выполнять своих функций. Человек, не имеющий семьи, с каждым прожитым годом все больше будет ощущать собственную неполноценность. При этом у него могут появиться и развиться какие-то отрицательные качества. Это очень важные нюансы, на которые стоит обращать внимание при воспитании ребенка. Ведь формирование его личности начинается с первых дней.

Развитие индивидуальности каждого человека

Семья как социальная группа и социальный институт играет важную роль. Ведь именно она воспитывает индивида, который сможет жить в обществе. С другой стороны, она охраняет от внешних факторов, поддерживает в трудную минуту. Ни за кого в мире так человек не переживает, не волнуется, как за своего родственника. И, не раздумывая, помогает близким людям. Именно в семье можно найти уют, сочувствие, утешение, защиту. Когда распадается этот институт, то человек теряет опору, которую имел до этого.

Значение

Семья - малая социальная группа, но она очень важна для всего общества. С изменениями в политике и экономике меняются и ее структуры и функции. Огромное влияние на современную ячейку общества оказало появление модернизированного, урбанизированного и промышленного общества. Начал расти уровень мобильности его членов. Другими словами, стали уже привычным делом такие ситуации, когда кому-то из членов семьи приходится переселяться в другой город, где ему предложили работу или повышение, покинув своих родственников. И так как большинство членов современного общества отдают предпочтение материальному благополучию, успеху, карьерному росту, то предложенные варианты уже для них не считаются чем-то неприемлемым. И если такое происходит, то, с социальной точки зрения, в таком случае изменяется и внутренние отношения членов семьи, ведь меняется социальный статус одного из них, его материальное положение, его взгляды, стремления. Это все ведет к тому, что узы, которые связывают родственников, постепенно становятся слабыми, а потом вообще пропадают.

Заключение

В нынешнее время, особенно это касается жителей городов, все тяжелее поддерживать связь между поколениями. По большому счету, структура чрезвычайно ослаблена. В основном вся забота ее членов направлена только на уход за детьми, их лечение и образование. Остальные же родственники - особенно пожилые - нередко остаются за бортом. Возникающие на этой почве недоразумения и материальная нестабильность способствуют разрушению отношений между мужчиной и женщиной, возникновению ссор, а часто и вовсе приводят к расставанию. Проблемы духовной близости супругов важны, но первостепеннее те вопросы, которые решать нужно со всеми членами семьи. Семья как социальная группа и социальный институт будет функционировать и добьется успехов только тогда, когда каждый ее член поймет, что его достижения, его заслуги влияют на нее, и совсем малую роль играет происхождение индивида, его социальное положение. Сейчас личные заслуги имеют неоспоримое преимущество над обязательствами. Ведь с помощью них человек решит, где ему жить, чем заниматься. К сожалению, нуклеарная система более уязвима и зависима от внешних факторов (болезней, смерти, денежных потерь), чем патриархальная, в которой все друг друга поддерживают, помогают, а если случится какая-то проблема, все вместе смогут ее решить. Сегодня все действия и помыслы нашего государства и общества направлены на создание условий для гармоничного развития семьи в России, на сохранение ее духовной ценности, социально-культурного характера, связи между родственниками.

Современная жизнь заставляет нас выполнять огромное количество ролей, мать - отец, начальник - начальница, подчинённый и другие.Важно же научиться во время и правильно выполнять каждую из этих ролей, чтобы дома вдруг не оказаться начальницей или начальником, а на работе женой…

Для этого давайте разберёмся, у человека существуют роли и существует статус.

Роль человека, подразумевает определённые модели поведения, способы общения и взаимодействия в межличностных отношениях.

Статус же, это уровень, который нам приписал социум.

Таким образом, начальник или подчинённый это статус, а жена, муж, мать или отец - это роли.
Для того, чтобы семья была полноценной и давала правильную модель поведения детям, в ней должно быть правильное разделение ролей, потому, как именно искажение и нарушение ролей в семье приводит к частым конфликтам, ссорам и распаду семей.

Так, многие жены и матери берут на себя:

Роль мужа и отца

В то время, когда жена и мать, должна заниматься домом, уделять время детям, быть мягкой, терпеливой, внимательной и так далее, жена основное своё время посвящает работе после этого, вместо того, чтобы быть терпеливой и заботливой она уставшая и загнанная дома она строгая и раздражённая, часто выполняет роль мужчины, например, точит ножи, прибивает полки и другие мужские обязанности.

Роль матери и жены.

Мужчина же, наоборот может находится дома, стирать убирать, готовить, следить за детьми и так далее.

Таким образом, нарушение родительских и супружеских ролей приводит не только к семейным конфликтам, но и к нарушению развития детей в таких семьях.

Часто мы заставляем детей выполнять не свои роли.

Ребёнок может начать исполнять роль родителя.

Чаще всего эту роль ему навязывают родители, когда появляется второй ребёнок.
Старший становится для него родителем, который вместо того, чтобы наслаждаться играми и другой свободной деятельностью, занимается воспитанием и уходом за своим братом или сестрой, становясь основным маминым помощником.
Это ведёт не только к нарушению сознания и не правильному развитию ребёнка, но и к негативному отношению к младшему братику или сестрёнке.

Важно помнить, что ребёнка Вы рожали, а не старший сын или дочь.
Вы спросите, а что же тогда, ребёнка совсем нельзя не о чём просить? Нет, совсем нет. Надо просить, но не в ущерб личного времени старшего ребёнка, если он хочет играть и в былые времена Вы бы ему разрешили играть, значит и сейчас он должен играть.
Ребёнку необходимо прожить все стадии развития, не перепрыгнув ни через одну из них, чтобы в сорок лет, он не начал играть в машинки, а женщина не начала красится как Мольвина. И это самые безобидные последствия, которые могут быть, на самом же деле всё намного сложней.

Ребёнок – взрослый.

Роль взрослого часто выполняют дети, когда распадается семья, и мать уже не может обеспечить одна детей, тогда мальчики, равно как и девочки, могут начать раньше работать, поддерживать мать, неся роль взрослых состоявшихся членов общества, коими они ещё не являются, это так же ведёт к нарушению развития личности.

Таким образом важно помнить, что есть определённые жизненные правила, которые формировались веками и их нарушение ведёт к нарушению осознания себя как личности и как члена социума в котором мы неизбежно живём.

Важно всегда помнить свою роль, в которой вы сейчас находитесь, роль в которой находятся ваши дети и делать так, чтобы эти роли соответствовали тем обязанностям, которые каждый из Вас выполняет.Только тогда можно сохранить тёплые отношения в семье, в которой дети получат полноценное развитие.


Поставь свою оценку

(13 проголосовало)