Методики воспитания и обучения дошкольников. Методики дошкольного обучения

Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. Методологические, естественнонаучные, психолого-педагогические основы физического воспитания. Формирование здорового образа жизни средствами физической культуры. Задачи и средства физического воспитания. Развитие произвольных движений ребенка от рождения до семи лет. Основы обучения ребенка двигательным действиям. Двигательный навык, закономерности его формирования. Многоуровневая система управления движениями. Взаимосвязь развития психофизических качеств и формирования двигательного навыка. Гимнастика для дошкольников. Подвижная игра - основное средство и метод воспитания физической культуры ребенка. Спортивные упражнения для детей дошкольного возраста. Развитие самостоятельности и творчества в физических упражнениях. Организация и методика проведения различных видов двигательной деятельности ребенка. Работа инструктора по физической культуре. Физическое воспитание в семье. Диагностика физической подготовленности и сенсомоторного развития ребенка. Медико-педагогический контроль физического развития детей. Преподавание курса «Методика физического воспитания и развития ребенка» в педагогических училищах и колледжах.

Теория и методика развития речи детей. Теория и методика развития речи детей дошкольного возраста как научная и учебная дисциплина. Понятие профессиональной подготовки студентов к работе по развитию речи дошкольников. Функциональные характеристики родного языка и его роль в развитии ребенка. Научные основы методики развития речи детей: методологические, психофизиологические, психолингвистические, лингводидактические. Анализ методических подходов к развитию речи и обучению родному языку в истории зарубежной и отечественной педагогики. Современные концепции онтогенеза речи. Структурное, функциональное и когнитивное направления исследований детской речи. Закономерности и особенности овладения детьми лексикой, грамматикой, фонетикой, связной речью. Психолого-педагогические основы разработки программ речевого развития детей. Содержание, методы и средства развития речи. Ребенок и речевая среда. Речевое общение как основное средство освоения социального опыта и овладения родным языком. Методические принципы обучения родной речи и языку. Методика развития разных сторон речи в возрастных группах. Проблема подготовки детей к обучению грамоте. Литературное образование детей. Особенности восприятия дошкольниками литературных произведений. Методика работы с книгой. Художественно-речевая деятельность. Диагностика речевого развития детей как средство оптимизации процесса овладения родным языком. Преподавание методики развития речи в педагогических колледжах и училищах.


Теория и методика развития математических представлений у детей дошкольного возраста. Методологические, психофизиологические и психолого-педагогические основы математического образования дошкольников. Отечественные и зарубежные концепции математического развития детей дошкольного возраста. Содержание математического развития ребенка. Генезис математических представлений у детей. Реализация принципов амплификации, личностно-ориентированного подхода, развивающего обучения при формировании математических представлений. Методические системы ознакомления дошкольников с числом и вычислительной деятельностью, формой, величиной предметов и их измерением, пространственными и временными отношениями. Педагогические условия освоения математических представлений. Методы обучения. Использование моделирования, информационных технологий и других современных методов. Диагностика математического развития как основа целеполагания и проектирования работы по формированию элементарных математических представлений. Разноуровневая и коррекционная работа с детьми. Преемственность в работе дошкольных учреждений с семьей и школой по реализации задач математического развития детей. Преподавание курса «Теория и методика развития математических представлений у детей дошкольного возраста» в педагогических колледжах и училищах.

Теория и методика экологического образования детей. Природа как самоценность. Обучающая и воспитывающая функции природы. Экологическое образование дошкольников как процесс формирования знаний, отношения, поведения. Экологическое образование в истории зарубежной и отечественной педагогики. Накопление эмоционально-положительного опыта общения детей с природой. Формирование готовности ребенка к правильному взаимодействию с окружающей природой. Система первоначальных знаний о природе как основа развития элементов экологического сознания. Современные программы экологического образования. Сущность аксиологического и деятельностного подхода в экологическом образовании и его реализация в дошкольных учреждениях. Формирование экологической направленности личности дошкольника. Критерии сформированности экологической воспитанности. Педагогические условия экологического образования. Научная разработка проблем экологического воспитания детей на современном этапе. Преподавание курса «Методика экологического воспитания детей» в педагогических училищах и колледжах.

Теория и методика развития детского изобразительного творчества. Понятие детского изобразительного творчества. Искусствоведческие и психолого-педагогические основы теории и методики развития детского изобразительного творчества. Художественно-эстетическая развивающая среда и ребенок. Произведения искусства (живопись, графика, скульптура, архитектура) как фактор развития личности ребенка и основа его самостоятельной художественно-творческой деятельности. Восприятие детьми произведений искусства, формирование эстетического отношения к ним. Методика ознакомления детей дошкольного возраста с произведениями изобразительного искусства. Виды и своеобразие изобразительной деятельности дошкольников. Развитие детского изобразительного творчества в конструировании, лепке, аппликации, рисовании, художественном труде. Развитие творческих способностей ребенка. Индивидуальный и дифференцированный подход к развитию творческих способностей. Преемственность в развитии творчества у дошкольников и младших школьников. Особенности методических систем развития детского изобразительного творчества в России и за рубежом. Современные программы развития изобразительного творчества детей. Преподавание курса «Методика развития детского изобразительного творчества» в педагогическом колледже и училище.

Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. Теоретические основы музыкального воспитания и развития. Музыка как вид искусства, ее влияние на гармоничное развитие ребенка. Задачи музыкального воспитания детей. Понятие музыкальности, ее структура и пути развития. Диагностика и развитие музыкальных способностей. Формирование основ музыкальной культуры у дошкольников. Принципы, содержание, методы и формы музыкального воспитания. Виды музыкальной деятельности детей. Восприятие музыки, детское музыкальное исполнительство. Творчество в различных видах музыкальной деятельности детей. Формы организации музыкальной деятельности детей. Виды и типы занятий. Музыка в повседневной жизни детского сада и семьи. Функции и обязанности воспитателя, музыкального руководителя, старшего воспитателя и заведующего дошкольным образовательным учреждением в реализации задач музыкального воспитания. Преподавание курса «Методика музыкального развития детей» в педагогическом колледже и училище.

Управление дошкольным образованием

1. Нормативно-правовое обеспечение образования. Законодательство, регулирующее отношения в области образования. Права ребенка и формы его правовой защиты в законодательстве Российской Федерации. Особенности правового обеспечения профессиональной педагогической деятельности. Нормативно-правовые и организационные основы деятельности образовательных учреждений. Правовое регулирование отношений в системе непрерывного образования и правовой статус участников образовательного процесса. Основные правовые акты международного образовательного законодательства. Соотношение российского и зарубежных законодательств в области образования. Нормативно-правовое обеспечение модернизации педагогического образования в Российской Федерации. Развитие системы общественного дошкольного воспитания. Дошкольное учреждение как педагогическая система и объект управления. Структура управления, организационно-правовая база, организация дошкольного учреждения, регистрация, лицензирование, аттестация, аккредитация. Сущность управленческого труда руководителя дошкольного образовательного учреждения.Управленческая культура; руководство педагогическим процессом в деятельности старшего воспитателя. Профилактика и устранение конфликтных ситуаций в деятельности руководителя ДОУ. Повышение квалификации и аттестация руководителей и педагогов дошкольного учреждения.

Всем, наверное, известна следующая поговорка: «Ребенка нужно воспитывать, когда он лежит поперек, а не вдоль кровати». Это говорит о том, что с малышом надо начинать заниматься с самого рождения. В данной статье пойдет речь о дошкольном воспитании ребенка.

Суть процесса

Дошкольное воспитание - что же это такое? Одной фразой ответить на данный вопрос просто невозможно. Это целый комплекс действий людей, которые окружают малыша, способствующих его становлению как личности. Заниматься воспитанием крохи должны не только специалисты (например, воспитатели детского сада), но и в первую очередь родители. Мамам и папам важно помнить о том, что малыши - они как губки, буквально впитывают все то, что видят и слышат. Поэтому главная задача взрослых - создать все условия для того, чтобы вырастить умного и счастливого ребенка.

Временные рамки

Когда же должно стартовать дошкольное воспитание детей? Когда наступает подходящее время? Данный этап развития включает период от трех- до семилетнего возраста крохи. Напомним о том, что указанный период очень важен в жизни ребенка, ведь именно в это время закладываются основы сильной личности. Главная задача родителей на данном этапе - обеспечить всестороннее развитие малыша.

Особенности

Чем же характеризуется дошкольное воспитание в семье? Все дело в том, что маленькие дети стремятся все повторять за взрослыми, видя в них идеал поведения. Именно поэтому все люди, окружающие кроху, должны подавать исключительно правильный пример. Как минимум надо внимательно следить не только за своим поведением, но и за речью. В домашних условиях также важно найти золотую средину: нельзя быть слишком строгим к ребенку (ведь часто подобное поведение просто ломает личность малыша), но и не допускать вседозволенности (это чаще всего присуще ленивым родителям, которые не хотят заниматься с ребенком, объясняя свое поведение отсутствием времени).

ФГОС

На чем базируется дошкольное воспитание? ФГОС, т. е. федеральные государственные образовательные стандарты - вот те основы, на которых строится воспитательный и образовательный процесс в дошкольных учреждениях.

Основные направления

Важно также сказать о том, что домашнее дошкольное воспитание ребенка в основном подразделяется на две большие подгруппы:

1. Подготовка чада к школе - обучение, всестороннее развитие.

2. Формирование нужных для жизни в обществе личностных качеств малыша.

Гораздо легче приходится тем родителям, которые как можно раньше отдают малышей в детский сад. Там воспитанием ребят занимаются профессионалы. Однако даже в таком случае мамы и папы не должны расслабляться, работая с ребенком все время, когда он не находится в стенах детского дошкольного учреждения.

Основные методы

Дошкольное воспитание производится на основе базовых методов. Их существует четыре больших группы:

1. Формирование сознания личности. Тут чаще всего применяются разговоры, рассказы, беседы, лекции. Данный метод направлен на развитие и обогащение сознания деток, на наделение их обширными знаниями об окружающем мире. Главный инструмент в этом случае - слово. Очень важен также личный пример родителей.

2. Общение, организация совместной деятельности, приобретение опыта. Базовые инструменты: упражнения, создание воспитательных ситуаций, действия.

3. Методы мотивации и стимулирования. Основные инструменты: поощрение, наказание. Также сюда относятся различного рода соревновательные действия.

4. Методы контроля, самоконтроля, а также самооценки. На этом этапе ребенка учат оценивать себя, соотносить собственные действия с требованиями.

С помощью всех этих методов и обеспечивается воспитание детей: корректируется поведение ребят, формируются личностные качества, нарабатывается ценный жизненный опыт. Также нужно сказать, что все они направлены на полноценное развитие и воспитание человека как социальной единицы.

Умственное развитие

Воспитание дошкольника состоит из множества важнейших компонентов. Так, первый из них - умственное развитие ребенка. Окружающие кроху люди должны сделать все для того, чтобы малыш на каждом своем шагу обучался чему-то новому. С ребенком постоянно надо разговаривать, рассказывать ему обо всем, что происходит вокруг. Важнейшим является так называемый период почемучки. В это время родители должны давать своей крохе максимально точные ответы на интересующие его вопросы. Все дело в том, что ребенок в это время с легкостью запоминает всю информацию, которая поступает к нему извне. Также хорошо малыша в это время отдать на изучение иностранного языка - результаты будут просто поражающими.

Физическое воспитание

Очень важным также является физическое воспитание ребенка. Малыша с самого раннего возраста надо приучать к умеренным нагрузкам. Начинать хорошо с утренней зарядки. Ребенок в возрасте от трех лет с удовольствием будет повторять простые движения за родителями. Также можно закалять чадо - это пойдет ему на пользу. Ну и, конечно же, надо приучать ребенка к спорту. Его рекомендуется знакомить с различными спортивными секциями, отдавая предпочтение тем видам спорта, в которых у малыша есть определенные успехи (а также желание к занятиям). Физическое воспитание на данном этапе жизни и развития играет очень важную роль, так как именно в это время у ребенка закладываются основы здоровой личности.

Эстетическое воспитание

Родителям важно помнить о том, что следует делать акцент на эстетике. Нужно учить ребенка слушать музыку, наслаждаться звуками природы, всматриваться в краски на картинах художников, анализировать поведение сказочных героев и мультперсонажей. В это время очень важно давать максимальные разъяснения ребенку по тем вопросам, которые ему еще не понятны. И не нужно думать, что крохе в этом возрасте еще рано посещать художественную галерею или кукольный театр. Как раз самое время. Только так можно развить хороший вкус и правильные манеры.

Трудовое воспитание

Трудовое воспитание детей - не менее важный элемент, чем все вышеописанные. Недаром существует такая поговорка: «Труд облагораживает». Делая что-то своими руками, ребенок начинает осознавать, насколько это нелегко. Также в это время приходит понимание ценности человеческого труда. Необходимо поощрять самые первые попытки ребенка помочь родителям. Пусть, к примеру, мытье посуды при этом и займет на час больше времени, однако кроха быстрее освоит полезные навыки. И у малыша при этом не пропадет желание помогать родителям (противоположная ситуация: ребенок желает помочь, но мать отмахивается, ссылаясь на недостаток времени).

О мелкой моторике

Уже на этом этапе большинству родителей предельно ясно, насколько важным является дошкольное воспитание. Занятия с крохой - вот о чем еще надо подумать мамам и папам. И самые первые домашние уроки должны быть направлены именно на развитие мелкой моторики крохи (развивать ее надо уже с полугодичного возраста). Почему это так важно? Все просто: на подушечках пальцев у людей находится множество рецепторов, которые напрямую связаны с мозговой активностью. Ученые давно доказали, что развитие мелкой моторики у детей напрямую влияет на речь крохи. Что можно применять:

1. Пальчиковая гимнастика. Отлично при этом выучить несколько стишков, каждый раз их проговаривая. Так малыш будет еще тренировать память.

2. Игры с мелкими предметами. Под наблюдением взрослых ребенок может перебирать различные небольшие вещи, игрушки.

3. Сортировка. Отличное занятие: насыпать ребенку в миску манку и смешать ее с горохом. Далее дать задание крохе найти все горошинки. Помимо того, что процесс надолго увлечет ребенка, так он еще будет тренировать мелкую моторику.

4. Тактильные игры. Ребенку нужно давать пробовать на ощупь как можно больше предметов различных фактур. Подойдут пластиковые фигурки, металлические детали, различные тряпочки. Кроха при этом не только выучит цвета, но еще и будет познавать мир на ощупь.

Популярные направления

Особого внимания также заслуживают самые распространенные сегодня методики дошкольного воспитания:

1. Методика Никитиных. Основывается на таких постулатах, как труд, творчество, естественность и любовь к природе. При этом ребенок занимается ровно столько, сколько хочет сам, обстановка по максимуму спортивная, а родители принимают активное участие в образовательном процессе. Все игры по данной методике должны со временем расширяться и усложняться.

2. Методика Марии Монтессори. Это целая педагогическая система, главным девизом которой является фраза «помогите мне все сделать самому». Ученая считает, что все окружение малыша должно быть наполнено максимально полезными предметами, которые выполняют определенное предназначение. Игры, предполагаемые данной системой, направлены на развитие сенсорики, речи, а также на обучение чтению, письму и математике.

3. Методика Глена Домана. Любимая фраза этого американского врача-физиотерапевта, которая и стала девизом системы обучения, звучит так: «Без фактов нет знаний». Ученый считает, что малыша нужно знакомить с максимальным количеством фактов, структурированных по разделам и категориям.

4. Методика Зайцева. Очень распространенный сегодня способ обучения чтению - при помощи кубиков Зайцева. Ученый считает, что в игре ребенку намного легче научиться чтению, нежели сидя за партой. Единица чтения по данной методике - не привычное всем слово, а слог - пары гласных и согласных.

5. Вальфдорская методика. Изучая дошкольное воспитание и обучение, нельзя обойти стороной это направление, так как именно оно максимально направлено на развитие творческих способностей деток. С малышами нужно лепить, вышивать, строить - все делать при помощи натуральных материалов. К тому же немало внимания следует уделять физическому развитию детей.

6. Методика Воскобовича. В ее основе лежат тесные взаимоотношения ребенка и взрослого. Деятельность направлена на творческое развитие малыша, обучение во время игры.

Табу

Программа дошкольного воспитания ребенка должна исключать определенные моменты, которые родители должны всегда учитывать:

1. Современные психологи не рекомендуют применять к ребенку физическое наказание. Нужно стараться в любой ситуации сохранять спокойствие, не показывая малышу свои слабости. К тому же физическое наказание не приводит к тому, что ребенок осознает вои ошибки. Только разговор, беседа - вот что поможет родителю вырастить адекватного человека.

2. Ребенка не рекомендуется пугать. А если это и делать, то только грамотно. Нельзя говорить крохе «я тебя отдам чужому дяде» или «я тебя тут оставлю одного». Это порождает множество страхов. Можно говорить следующее: «Целую неделю ты будешь без сладкого/игрушек/развлечений)».

3. Нельзя переставать разговаривать с малышом, начинать просто игнорировать его.

Особенности психологии малышей

Родителям также важно знать об особенностях психологии своих детей на разных этапах развития, чтобы учитывать, с какими проблемами при этом можно столкнуться.

1. Возраст 3-4 года. Достаточно тяжелый период, требующий терпения родителей. Взрослый должен знать, как заинтересовать кроху, как его можно привлечь к выбранной деятельности. Также стоит помнить о том, что желание заниматься одним делом у таких ребят может быстро пропадать.

2. Возраст 4-6 лет. Это довольно спокойный период, когда с малышом интересно заниматься и организовывать развивающие уроки. Кроха уже достаточно взрослый для того, чтобы подолгу удерживать внимание на одном предмете, ему многое интересно. К тому же ребенок почти самостоятельный, на этом этапе он не требует постоянного присутствия взрослого человека в качестве наблюдателя.

3. Возраст 6-7 лет. Период активного взросления ребенка. Дитя начинает показывать характер, может противиться желаниям родителей. Много терпения и умение договариваться - вот главное правило для данного периода дошкольного развития ребенка.

Молодой маме легко запутаться в популярных методиках развития малыша. Короткое описание поможет разобраться, что к чему и выбрать те методики, которые подойдут именно вашему ребенку.

1. Система Ховарда
Методику так же называют «Английский - мой второй язык». Во время занятий педагог или мама разговаривают с малышом исключительно на английском языке, однако никаких оценок не ставится. Большое внимание уделяется также становлению характера ребенка, особенно поощряется его самостоятельная работа над собой. Пока ребенок не освоит материал, к новому не переходят.

2. Методика Марии Монтессори
Одна из самых популярных. Система состоит из трех частей: ребенок, окружающая среда, учитель. В центре всей системы стоит ребенок. Вокруг него создается специальная среда, в которой он живет и учится самостоятельно. Постулатом системы Монтессори является наблюдение за ребенком и невмешательство в его дела, если ребенок сам об этом не попросит.

3. Музыка интеллекта
Автор методики, Алиса Самбурская, считает, что музыка влияет не только на духовное развитие ребенка, но и на физическое (регулирует кровяное давление, тонус мышц, стимулирует процессы восприятия и памяти; активизирует творческое мышление и др). Методика подходит абсолютно всем детям, независимо от способностей. Заключается в том, что любые обучающие занятия ребенка сопровождаются специально подобранной музыкой.

4. Система Дьеныша
Основана на развитии логического мышления. Разработанные автором игры способствуют развитию логического мышления, комбинаторики, аналитических способностей, формируют навыки, необходимые для решения логических задач.

5. Система Глена Домана
Развивая ребенка всесторонне и одновременно (чтение, письмо, энциклопедические знания и т.д.) еще во время первого года жизни можно сделать очень серьезный задел на всю его будущую жизнь, считает Доман. Методика безусловно результативна, и если вы хотите вырастить нобелевского лауреата, то она находка для вас. Основной отрицательный момент: практически не уделяется внимание творческому развитию ребенка.

6. Методика Николая Зайцева
Методика раннего обучения чтению. В методике используется «складовой принцип» (не путать со слогами). Самые известные его пособия - «Кубики Зайцева». Весь материал подается в игровой форме.

7. Методика Никитиных
Предпосылкой создания методики Бориса и Лены Никитиных явились частые соматические заболевания их собственных детей, поэтому изначально в методике большое внимание уделяется физическому развитию. К плюсам методики так же можно отнести позицию естественного усвоения знаний, отказ от «натаскивания» детей.

8. Система Макадо Шичида
Одна из самых популярных в Японии. Макато Шичида считает, что все дети рождаются с уникальным природным способностям, которые легко развить пользуясь специальными методиками подготовки, которые направлены на развитие фотографической памяти.

9. Методика Сесиль Лупан
Метод Лупан родился из ее попыток учить своих дочек по Доману. В отличие от Домана, у Сесиль все более тонко и индивидуально, она связывает те или иные методики раннего развития с возникновением у ребенка интереса. Самая известная ее книга - «Поверь в свое дитя» - написана очень доступно. Ознакомившись с методикой, родители легко могут заниматься с ребенком сами.

10. Грудничковое рисование Марии Гмошинской
Грудничковое творчество предполагает рисование ребенка красками с 6 месяцев. Техника рисования - пальцы, ладошки. Малыш может работать как правой, так и левой рукой. Методика развивает интеллект и творческое начало ребенка.

С появлением малыша в семье любящие родители стремятся подарить ему как можно больше тепла и заботы. В этот период они зачастую не задумываются о необходимости применения той или иной методики воспитания. К тому же некоторые педагоги уверены, что для воспитания ребенка первых лет жизни вполне достаточно внимательного родительского отношения. Поэтому простое общение с малышом, совместные прогулки и наблюдения, несомненно, буду способствовать его развитию. Но по мере взросления маленького человечка, родители начинают задумываться о необходимости некой четкой системы воспитания, способствующей наиболее гармоничному развитию их чада. В то же время, приступив к изучению данного вопроса, они сталкиваются с различными методиками воспитания и развития детей и порой теряются, не зная, какой из них отдать предпочтение. Предлагаем поговорить о наиболее распространенных педагогических системах и методиках для дошкольников.

Популярные методики воспитания детей дошкольного возраста

Как правило, основной целью современных методик воспитания и развития детей является формирование самостоятельности и творческого мышления малыша, привитие ему любви к самообучению и получению знаний. Данные методики предлагают свои способы обучения счету, чтению, письму, а также другим необходимым малышу знаниям.

К наиболее распространенным методикам воспитания детей относят следующие:

  • вальдорфскую систему;
  • методику Глена Домана;
  • педагогику Марии Монтессори;
  • методику Николая Зайцева;
  • систему Никитиных.

Методы воспитания детей дошкольного возраста по вальдорфской системе

Согласно данной методике, малыша до семилетнего возраста не стоит нагружать обучением письму, чтению, счету и логике. При этом родители должны всячески раскрывать духовный и творческий потенциал ребенка, воспитывая его в гармонии с природой. Крохе предлагается петь, рисовать, танцевать и т.д.

Методы воспитания детей по Глену Доману

Данная методика в первую очередь направлена на обучение малыша чтению. Ее суть состоит в том, что взрослый на короткое время (1-2 секунды) предлагает ребенку взглянуть на карточку с написанным словом, после чего произнести его. При этом рядом со словом помещается соответствующее изображение. Автор методики утверждал, что таким образом малыш запоминает все слово, а не обучается чтению по слогам. К недостаткам данной системы обучения можно отнести то, что при просмотре карточек ребенок выполняет пассивную роль. Кроме того, процесс их изготовления довольно трудоемкий, что требует значительных затрат вспомогательного материала.

Методика воспитания и развития детей по системе Марии Монтессори

Данная методика рассчитана на детей 2,5-3 лет. Ее главным принципом является то, что ребенку предоставляется полная свобода выбора, он сам выбирает вид занятия и его продолжительность.

Автор данной системы настаивала на том, что малыша не нужно заставлять учиться, его необходимо заинтересовать, поэтому она разработала целый комплекс занятий и упражнений. Для многих из них нужны различные материалы, например, дощечки, фигуры, рамки и вкладыши.

Данная система предполагает обучение малышей чтению при помощи специальных кубиков, на грани которых нанесены склады. Играя с ними, кроха составляет различные слова. Помимо того, такие кубики отличаются по цвету, объему, весу, и даже по звучанию наполнителя, что также способствует когнитивному развитию ребенка. В то же время методика требует терпения со стороны родителей и немалой усидчивости со стороны детей.

Методики воспитания детей дошкольного возраста по системе Никитиных

Главной задачей воспитания, согласно данной методике, является максимальное раскрытие творческих и интеллектуальных способностей малыша. Игры Никитиных развивают у ребенка логическое мышление, а также учат его принимать решения. Заниматься по этой системе можно с детьми, достигшими 1,5 года.

Какую методику предпочесть?

Если родители стоят перед выбором подходящей методики для своего ребенка, им стоит помнить, что нет смысла слепо придерживаться той или иной системы развития лишь на основании ее популярности. Каждый ребенок индивидуален, поэтому если предложенные ему методы оказываются не достаточно эффективными либо вызывают у него негативные эмоции, взрослым не нужно настаивать.

Универсальной методики воспитания детей не существует и успешное выполнение заданий в некоторых случаях является менее важным, чем формирование у ребенка важных ценностей и морально-этических принципов, привить которые невозможно без личного примера.

Традиционные методы воспитания детей в семье

Люди с консервативными взглядами на развитие и обучение детей, не считают нужным применять какие-то специальные системы и методики, поэтому они воспитывают своих детей так, как воспитывали их. Зачастую они являются приверженцами следующих педагогических методов:

  • убеждение, путем объяснений;
  • приучение малыша к труду;
  • поощрение и наказание;
  • воспитание на личном примере.

Метод поощрения и наказания для многих родителей является основным способом воспитания своего чада. При этом за хороший поступок малыш вознаграждается, а за плохой – несет заслуженное наказание, но ни в коем случае не телесное. В этом деле главное, не переусердствовать, чтобы ребенок не превратился в вымогателя.

Замечательным методом воспитания детей в семье являются занятия в форме игры. Ведь обыгрывая определенную ситуацию, малыши учатся находить верное решение в жизни. При этом различные психологические проблемы ребенка легче поддаются коррекции с помощью игровых занятий и сказкотерапии.

Еще один метод воспитания детей в семье – формирование самостоятельной личности ребенка путем предоставления ему свободы выбора. Малыш с рождения является свободным и принадлежит не родителям, а себе. Но не стоит путать свободное воспитание с равнодушием и попустительством. К сожалению и это можно наблюдать в некоторых семьях, но данный метод является преступным по отношению к малышу.

Дошкольный возраст - период, когда у ребенка закладывается основа умений, знаний, навыков, формируется социальное поведение. Уже в этом возрасте маленький ребенок становится личностью: со стадии индивида он переходит на этап индивидуальности с присущими только ему привычками, наклонностями, способностями, задатками и возможностями. Все эти психологические особенности в мальчике или девочке формируются в процессе воспитания в детском саду. Воспитание и образование в детсадах осуществляют воспитатели посредством занятий, игр , прогулок, индивидуальной работы, развлечений, праздников, взаимодействуя с родителями и руководствуясь при этом программой воспитания и образования в детском саду, методикой дошкольного воспитания.

Обучение детей в детском саду - это совокупность методик физического, умственного, эстетического, трудового воспитания. Все эти направления педагогической работы осуществляются комплексно и планомерно.

От рождения до 6 лет дитя достаточно активно развивается физически. В 6 лет ребёнок умеет не только ходить и бегать, а и прыгать, ползать, лазать по лестнице, выполнять множество упражнений на координацию движений. Все это достигается путем планомерных занятий физкультурой в детском саду, программа которых предусматривает в каждой возрастной группе на конец года формирование определенных физических умений и навыков . Это предусмотрено методикой физического воспитания, основой которой является укрепление мышц и костной системы ребенка, совершенствование его движений, развитие ловкости, скорости, выносливости, самостоятельности.

Важным элементом методики физического воспитания является ежедневное проведение утренней зарядки в детском саду как активной формы приобщения детей к физическим нагрузкам, формирования здорового образа жизни.

Физическое воспитание дошкольника связано с умственным. Благодаря физической активности дети проявляют любознательность, познавая мир, наблюдая, изучая, экспериментируя. Так, физические упражнения с мячом закрепляют сенсорные навыки, познания о круглой форме предмета, умение действовать с ним. Разнообразные атрибуты и инструменты на занятиях физкультурой помогают закрепить знания о цвете, размере, форме, формируют и усовершенствуют навыки счета, ведь упражнения выполняются под счет.

В процессе занятий у детей возникает масса вопросов, в которых проявляется их любознательность и желание познавать мир. Юные почемучки порой задают такие вопросы, на которые трудно получить однозначные и доступные ответы. Но взрослые (и педагоги, и родители) должны удовлетворять любопытство детей, делать это корректно, спокойно, просто. Познавательные интересы дошкольников - это их тяга к знаниям и науке. Неумение взрослых дать исчерпывающий и грамотный ответ на вопросы малыша приводит к тому, что у него угасает интерес к той или иной сфере познания.

Кроме окружающего мира детей интересует их внутренний мир, свой организм, чувства и переживания. Это определяется как самопознание. Процесс самопознания проходит следующие этапы:

  • отделение себя от окружающего мира,
  • осознание своего имени,
  • формирование самооценки,
  • осознание своего пола и соответствующее поведение,
  • осознание своих прав и обязанностей.

Последнее очень важно для подготовки дошкольников к школе . К первому классу мальчики и девочки уже умеют управлять своими чувствами и эмоциями, что является результатом целенаправленного процесса воспитания в детском саду и показателем готовности малыша к обучению в школе.

Умственное и физическое развитие дошкольника в детском саду осуществляется посредством трудовой, игровой, художественной деятельности. Трудовое воспитание - это приобщение детей к самообслуживанию и хозяйственно-бытовому труду. Художественная деятельность - это музыкальные занятия, рисование, лепка, аппликация, в процессе которых осуществляется эстетическое воспитание дошкольников. Игровая деятельность - ведущий вид деятельности дошкольников. Развивающие и двигательные, математические и музыкальные игры помогают в доступно формировать и закреплять навыки и умения детей.

Методика дошкольного воспитания - это и усвоение нравственных норм поведения. Наиболее действенное средство нравственного воспитания - личный пример взрослых, поскольку у детей преобладает подражание как форма социальной адаптации.

Ребёнок подражает папе с мамой, воспитателю и другим детишкам во внешнем виде, поведении, эталонах оценки окружающих. Обсуждая жизненные ситуации и рабочие моменты, родители применяют конкретные оценочные слова («плохо», «хорошо», «прав», «не прав»), что и становится для ребенка ориентиром для оценивания ним поведения сверстников, сестрички или братика, чужих людей. В дошкольном возрасте важно хвалить и поощрять малыша за щедрость, доброту, уважение к старшим, выполнение поручений, активность. Только так у него будут развиваться эти положительные качества.

Важно также формировать и поддерживать доброжелательные отношения со сверстниками, умения действовать сообща, в команде с другими детьми. Это важно для социального развития детей, приобщения к жизни в коллективе.

Согласно программе дошкольного образования и воспитания, одной из главных форм работы с детьми в детском саду являются занятия. Это форма образовательного взаимодействия педагога с воспитанниками в осуществлении физического, трудового, эстетического, умственного воспитания. Все занятия в детских дошкольных учреждениях имеют такую структуру:

  1. Вводная часть. Она предусматривает концентрацию внимания детей, возбуждение их интереса к предстоящей работе.
  2. Основная часть занятия. Это непосредственно передача знаний педагогом детям и активная их деятельность.
  3. Заключительная (закрепляющая) часть занятия, связанная с итогами работы, анализом и оценкой.Каждый педагог в ходе занятия использует необходимые методы и приемы обучения, чтобы занятие было эффективным. В дошкольном образовании существует определенная классификация таких методов и приемов обучения дошкольников.

Каждый педагог в ходе занятия использует необходимые методы и приемы обучения, чтобы занятие было эффективным. В дошкольном образовании существует определенная классификация таких методов и приемов обучения детей дошкольного возраста:

  1. Словесные методы - это использование объяснений, слов, ответов на вопросы. С постепенным развитием у детей наглядно-образного мышления педагог все чаще прибегает к рассказам, беседам, чтению.
  2. Наглядные методы - это использование предметов и картинок, иллюстраций и дидактических пособий в процессе формирования знаний дошкольников.
  3. Практические методы - это применение полученных знаний в практической деятельности, овладение навыками посредством упражнений.
  4. Игровые методы предусматривают использование подвижных игр, сюжетно-ролевых, дидактических игр, игр-драматизаций, загадок, упражнений-имитаций.

Напомним, что в дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игровая деятельность, поэтому дидактическая (обучающая) игра занимает важное место в процессе дошкольного образования. Иногда занятия проводятся в форме дидактических игр. Их особенность состоит в том, что они предусматривают вариативность решения поставленных задач. Это и позволяет ребенку повторять практические операции, ощущая результаты своих усилий.

Семья для дошкольника - источник опыта, среда обитания, форма социальной адаптации. Воспитание нравственно здорового, умного ребенка невозможно без тесного взаимодействия педагогов в дошкольном учреждении с родителями детей. Поэтому детские сады используют разнообразные формы работы с родителями для обогащения их педагогическими знаниями.

Такие формы работы делятся на индивидуальные, наглядно-информационные и коллективные.

Коллективные формы работы с родителями наиболее популярны, поскольку дают возможность донести максимум информации к большому числу родителей. Это родительские собрания и конференции, круглые столы и праздники. Индивидуальные формы работы - это педагогические беседы с родителями, консультации, обмен мнениями по проблеме, касающейся конкретного малыша.

Наглядно-информационные методы - это знакомство родителей с режимными моментами в детском саду, дни открытых дверей с посещением занятий и развлечений в детсаду, стенды, папки-передвижки.

Нетрадиционные формы работы с родителями сегодня вытесняют традиционные родительские собрания. Такие формы работы построены на образцах развлекательных программ и направлены на укрепление неформальных контактов с родителями.

Они могут привлекаться к подготовке детских утренников, участвуют в играх на этих утренниках, конкурсах. Совместные мероприятия, требующие взаимодействия детей, родителей, педагогов, позволяют наладить тесные контакты, получить эмоциональное и моральное наслаждение от результатов такой работы. Поэтому, например, „День бабушек” сегодня в детском саду более востребован, нежели проведение родительского собрания на тему закаливания и профилактики гриппа.

Работа детского сада и родителей направлена на реализацию принципа социального партнерства и эффективного диалога с целью поиска взаимоприемлемых способов развития и воспитания ребенка.

Специально для - Диана Руденко