Приобщение дошкольников к народным традициям через игру. Приобщение детей дошкольного возраста к народным традициям

Главный смысл и цель семейной жизни

воспитание детей. Главная школа воспитания детей –

это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери.

В.А. Сухомлинский

Жизнь любого человека начинается с семьи. Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания.

Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой.

В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная ею система воспитания. Здесь имеется в виду и понимание целей воспитания, и формулировка его задач, и более или менее целенаправленное применение методов и приемов воспитания, учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка.

Цели и методы воспитания должны соответствовать не только уровню развития, уже достигнутому ребенком, но и «зоне его ближайшего развития». Только то воспитание признается хорошим, которое идет вперед развития. Формирует личность воспитание, ведущее за собой развитие, ориентирующееся на процессы, которые еще не созрели, но находятся в стадии становления.

По словам А.С. Макаренко, истинная сущность воспитательной работы… заключается вовсе не в ваших разговорах с ребенком, не в прямом воздействии на ребенка, а в организации вашей семьи, вашей личной и общественной жизни и в организации жизни ребенка.

Одним из важных принципов технологии реализации современных образовательных программ является совместное с родителями воспитание и развитие дошкольников, духовное сближение родителей с детьми и педагогов с родителями, вовлечение родителей в образовательный процесс дошкольного учреждения.

В Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 01.05.2017) «Об образовании в Российской Федерации» говорится о том, что родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка.

А органы государственной власти и органы местного самоуправления, образовательные организации оказывают помощь родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.

Программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы предполагает реализацию совместных усилий педагогов и родителей в воспитании полноценной личности ребенка, его целостном развитии. На основе данной программы педагог может использовать разные технологии взаимодействия с семьей с учетом специфики дошкольного учреждения, особенностей, запросов и возможностей педагогов и родителей.

Действительное стремление к семейному счастью и семейному благополучию находит выражение в создании семейных традиций. Раннее приобщение детей к обсуждению всех вопросов семейной жизни – давняя хорошая традиция.

Что же есть семейные традиции? Толковые словари говорят следующее: «Семейные традиции - это обычные принятые в семье нормы, манеры поведения, обычаи и взгляды, которые передаются из поколения в поколение». Скорее всего, это те привычные стандарты поведения, которые ребенок понесет с собой в свою будущую семью, и передаст уже своим детям.

Что же дают семейные традиции людям? Они способствуют гармоничному развитию ребенка. Ведь традиции предполагают многократное повторение каких-то действий, а, значит, стабильность. Для малыша такая предсказуемость очень важна, благодаря ей он со временем перестает бояться этого большого непонятного мира. Кроме того, традиции помогают детям увидеть в родителях не просто строгих воспитателей, но и друзей, с которыми интересно вместе проводить время.

Основные семейные традиции:

Традиция празднования дней рождений – это одно из первых знаменательных событий в жизни ребенка. Подчеркивает значимость каждого члена семьи. Приносит радость, настроение, предвкушение праздника как детям, так и взрослым. Особая подготовка, подарки, угощение выделяют этот день из череды других.

Домашняя уборка, раскладывание игрушек по местам, домашние обязанности членов семьи. Постоянство, упорядоченность для ребенка обеспечивает безопасность мира, реализуют важную для него потребность. Домашние обязанности с малых лет включают ребенка в жизнь семьи, дают право разделить наравне со всеми домочадцами ответственность, позволяют проявить заботу.

Совместные игры с детьми. Очень важно то, что родители делают вместе с детьми, показывая пример, обучая ребенка различным навыкам, знакомя с разнообразными занятиями, проявляя свои чувства, настроения. Для любого человека важен интерес к деятельности.

Семейный совет, на который собираются все члены семьи. Для того чтобы вместе обсудить ситуацию, спланировать дальнейшую жизнь на определённый период, обсудить бюджет семьи, её расходы. Это позволяет ребенку быть в курсе семейных событий, участвовать в важных решениях, иметь право голоса, нести ответственность.

Традиции гостеприимства, семейный обед. Считается, что хлебосольство – национальная традиция, это объединяет многие семьи, укрепляет дружеские связи.

Празднование знаменательных событий в жизни семьи: дня рождения семьи, юбилея, особых успехов в работе и учёбе (окончание школы, вуза, награждение родных и

Сказка на ночь.

Пожелания доброго утра, спокойной ночи, поцелуй перед сном, встреча по возвращении домой.

Такие контакты с ребенком даже в старшем возрасте очень важны. Ведь условием формирования положительного восприятия мира является внимание и забота со стороны взрослых. Тот ребенок, которому не хватает любви и ласки, вырастает холодным и неотзывчивым.

Чтобы ребенок чувствовал себя благополучно, в семье должна присутствовать доброжелательная атмосфера и такая система семейных отношений, которая дает чувство защищенности, любви и принятия, стимулирует и направляет его развитие.

В процессе педагогической деятельности в рамках данной темы мною был разработан и реализован проект под названием «Семья. Семейные традиции и ценности».

Актуальность: наблюдая за малышами нашей группы, я заметила, что детям необходимо ласковое прикосновение взрослых, т.е. они нуждаются в эмоциональном и тактильном контакте. Порой они откладывают игру, чтобы подойти, прижаться к воспитателю. Родители, забирая своих детей, постоянно торопят их, спешат. Возникает некоторая напряженность, которая перерастает в капризы детей и раздражённость взрослых.

Возникает противоречие: с одной стороны, признанное психологами значение семейных традиций в воспитании детей, а с другой стороны, в наше время многие семьи и родственники утратили между собой связь, отсутствуют семейные традиции, следовательно, современные родители не видят важности влияния семейных традиций на развитие ребенка.

Гипотеза исследования: если будут созданы необходимые условия для ознакомления малышей с семейными традициями, на основе взаимодействия детей и родителей, то это не только объединит семью, но и окажет позитивное влияние на развитие духовно-нравственных качеств детей младшего дошкольного возраста.

Цель проекта: приобщение младших дошкольников к семейным традициям на основе взаимодействия детского сада и родителей.

1. Сформировать у детей интерес к своей семье, её традициям.

2. Развивать творческое воображение.

3. Развивать связную речь и обогащать словарь терминами родственных отношений.

4. Развивать общую и мелкую моторику у детей.

5. Воспитывать уважение к членам семьи.

6. Создать условия для взаимодействия родителей со специалистами детского сада.

Предполагаемый результат проекта:

Дети: приобретут знания о семье, семейных традициях; научатся проявлять уважение к своим родителям, членам семьи.

Родители: приобретут знания о семейных традициях, праздниках; укрепят межсемейные и внутрисемейные связи; будут гордиться своими семейными достижениями; научатся хранить и чтить свои семейные традиции.

Воспитатели: расширят знания о семейных традициях; познакомятся с семьями своих воспитанников, их укладом жизни, традициями, что будет способствовать тесному сотрудничеству.

При реализации данного проекта родители станут непосредственными творцами интересной жизни детей и дома и в детском саду.

Польза и удовольствие, полученное всеми участниками проекта, вызовут искреннее желание продолжить сотрудничество в новых проектах.

Проведение совместной работы поможет развить искреннюю заинтересованность родителей, поднять авторитет семьи, сплотить детей, родителей, педагогов.

Этапы реализации проекта:

I этап. Подготовительный.

Цель этапа: выявление знаний педагогов, родителей, детей о семейных традициях.

Подготовка материалов для родителей и художественной литературы для детей о семейных традициях.

Анкетирование родителей «Семейные традиции и ценности».

Беседа с детьми «Моя любимая семья, какая она?»

Анкета для родителей «Семейные традиции и ценности»

Результаты анкетирования:

Знаете ли Вы о происхождении Вашей фамилии?

да – 50%; нет – 50%

Хранят ли в Вашей Семье фотографии? Есть ли семейный альбом?

Есть ли у Вас семейные реликвии?

да – 50%; нет – 50%

Где и когда семья собирается вместе?

Дома: вечером, по выходным; на даче; у бабушки и дедушки; на семейных праздниках.

Какие праздники Вы считаете семейными? Какие из них самые любимые?

Дни рождения членов семьи –семейные праздники – 100%.

Новый год – самый любимый праздник – 100%.

Есть ли у Вас дома распорядок дня? Приняты ли совместные обеды, ужины?

да – 50%; нет – 50%

Чаще всего семья собирается вместе за ужином.

Есть ли семейные привычки?

да – 75%; нет – 25%

Что в Вашей семье поют или рассказывают детям, в том числе на ночь?

Читают сказки, книги; поют детские песни, колыбельные; сочиняют истории, сказки вместе с ребенком.

Какие события в жизни ребенка празднуются в Вашей семье?

День рождения ребенка – 100%.

Все важные первые достижения ребенка.

II этап. Основной.

Цель этапа: знакомство детей, родителей, воспитателей с семейными традициями.

Оформление странички «Что такое семейные традиции?» в уголке для родителей.

Консультации для родителей «Нам традиции семейные важны».

Работа с детьми: закрепление и расширение представлений детей о своих родственниках: сюжетно-ролевая игра «Семья»: игровые ситуации: «Едем за покупками», «Ужин в кругу семьи», «Мама укладывает детей спать», «У нас гости», «Покупаем подарки для членов семьи» и т.п.; игровое занятие «Солнышко семейных традиций»; чтение русских народных сказок «Гуси-лебеди», «Три медведя», «Репка», «Колобок»; театрализованные игры «Репка», «Три медведя», «Три поросенка», «Кто в теремочке живет?»; изготовление подарков для членов семьи: аппликация «ладошка» (ко Дню матери), «елочка» (к Новому году); конструирование: строим домик для семьи.

Творческая работа каждой семьи.

III этап. Заключительный.

Цель этапа: Подведение итогов.

Результаты анкетирования.

Коллаж, выполненный воспитателями.

Важным в настоящее время является реализация принципа открытости детского сада для родителей. Этот принцип предполагает, что родители могут иметь возможность свободно, по своему усмотрению, в удобное для них время знакомиться с деятельностью ребенка в детском саду, стилем общения воспитателя с дошкольниками, включаясь в жизнь группы.

Мы используем и такую форму взаимодействия родителей и детского сада, как активное участие в игровой деятельности.

В процессе игры с другими детьми родители видят жизнь нашей группы изнутри, это способствует укреплению сотрудничества и взаимопониманию между работниками детского сада и родителями.

Корлан Байдаулетова
Приобщение дошкольников к возрождению народных традиций, как источник формирования у детей нравственных ценностей

Байдаулетов Корлан Серикбаевна,

воспитатель БДОУ г. Омска «Детский сад №112»

Приобщение дошкольников к возрождению народных традиций , как источник формирования у детей нравственных ценностей

Цель, которую мы ставим в работе перед собой, приобщать детей к уникальной духовной культуре русского народа , к их традициям и обычаям , нравственно-эстетическим ценностям , формировать интерес к историям традиции русского народа .

Задачи : воспитание у детей любовь к родному краю и его истории , чувства патриотизма через возрождение и сохранение богатого опыта русских традиции .

Перед современной системой образования стоит задача приобщения новых поколений к исторической памяти народа , а значит – и сохранение ее в наших детях. Знание наследия необходимо каждому народу . Наше прошлое – это фундамент стабильной, полнокровной жизни в настоящем и залог развития в будущем. Мы обращаемся к народной педагогике не только потому, что это кладезь мудрости, запасник педагогической мысли и нравственного здоровья , но и потому что это наши истоки и поэтому , наша задача сегодня :

Помочь ребенку вспомнить свою национальную и родовую память;- уважительно относиться к своим древним корням;

Чтить и уважать память предков;

Систематическое и целенаправленное приобщение детей к истокам народной культуры .

Народная культура содержит богатый воспитательный потенциал : традиции и обычаи наших предков, которые передаются из поколения в поколение. Традиции представляют собой законы, принципы жизни, устойчивые образцы, эталоны и нормы поведения, по которым люди сознательно оценивают свои поступки, деятельность. Обычаи - стереотипные нормы и правила взаимоотношений в семье, в обществе, регулирующие такие стороны жизни людей, как национальная одежда, убранство жилищ, способ приема пищи, виды приветствий в быту и пр.

Традиции как бы организуют связь поколений, на них держится духовно-нравственная жизнь народа . Преемственность старших и младших основывается именно на традициях . Чем многообразнее традиции , тем духовно богаче народ . Традиции , как элемент общественной жизни, имеют свою специфику. В образовании народных традиций важное место занимают обычаи, исполнение которых было обязательно «Свой обычай в чужой дом не вноси» , «Не сошлись обычаями, не бывать дружбе» , «Обычай крепче закона» . Эти пословицы наглядно показывают, как уважительно и почтенно относились к обычаям и традициям наши предки , какое огромное воспитательное значение имели они у разных народов . Раскрывая роль традиций в воспитании подрастающего поколения, мы берем в качестве отправной точки народную мудрость : «Без большого корня древа не бывает» .

Вспомним слова великого русского педагога К. Р. Ушинского, который говорил, что «воспитание, лишённое народных корней , - бессильно» 1.

Традиция жива , пока ее чтут, берегут. И даже пение народных песен для одних детей будет просто концертом, а для других, прикоснувшихся к культуре своих предков – естественной частичкой бытия.

Много нас живет на родной земле. И все мы такие разные. Много разных народов на земле и в нашей стране.

У каждого – свои обычаи, песни, сказки, предания. И очень важно ценить и понимать других людей. Важно ценить все народы Земли вместе со своими.

«Любое общество заинтересовано в сохранении и передаче накопленного опыта, иначе невозможно не только его развитие, но и само существование».2

И всё же есть целый ряд обычаев и обрядов, которые необходимо знать, учитывать, не грех их и восстановить, воскресить для новой жизни.

Одним из таких обычаев были проведение праздников. Народные праздники по самой своей природе педагогичны, они всегда включают в единое праздничное действие и детей , и взрослых. И как отметила Т. А. Шорыгина «Праздники в культуре каждого народа неразрывно связаны с его историей . Знакомясь с историей отдельного праздника, ребёнок невольно начинает познавать историю своей страны »3.

Погружение детей в традиционную фольклорную среду – один из факторов воспитания. Он не только знакомит ребенка с окружающим миром, но и внушает нравственные правила , нормы поведения. Причем все это делается в яркой эмоциональной форме , понятной и доступной. И мы педагоги как никогда сейчас понимаем, что наши праздники, которые мы проводим в саду, вернулись к нам из далёких времён, они и тогда и сейчас воспитывают детей приучая их добру , долготерпению, справедливости, к красоте. И отрадно знать , что ныне мы всем сердцем и душой рады, что праздники народные вернулись в нашу современную жизнь. Встречая весну, проводим масленичные гулянья, где дети лихо отплясывают и «Кадриль» или «Смоленский гусачок» . А какие игры старинные возродились на наших праздниках ! Это и «Бой с подушками» , и «Катание на каруселях» , и хороводы старинные, и «Петушиный бой» , и «Перетягивание каната» .

Особой задачей нашего дошкольного учреждения является возрождение духовно- нравственных ценностей через приобщение детей и родителей к мировой культуре, в частности к русской, к русским традициям и обычаям . Русская культура, как культура великой нации, всегда отличалась высокой духовностью. Её исторические корни уходят вглубь веков.

Особую роль в приобщении ребёнка к народной культуре играют народные праздники , как средство выражения национального характера, как умение верно сохранять традиции и обычаи русского народа . Дети вместе со взрослыми исследуют особенности каждого народного праздника . Старшие дошкольники устанавливают его взаимосвязь с сезонными изменениями в природе, с трудом предков в прошлом и взрослых в настоящее время. Воспитывая в детях чувство бережного отношения к памяти предков, мы тем самым воспитываем чувства патриотизма, чувства гордости за свой край, за свой город, за село в котором мы живём.

Много праздников мы проводим с детьми и среди них празднование Дня Победы стало тоже традицией в нашем саду , как и во всех дошкольных учреждениях . К 70-летию Победы мы показали с детьми открытое мероприятие. Дети только пришли в старшую группу. Большинство детей пятилетнего возраста . И мы с сентября месяца по крупинке, шаг за шагом, начиная с самого начала (это обстановка в мире перед тем как началась вторая мировая война) старались объяснить, почему Гитлер хотел завоевать весь мир, в том числе нашу страну. Конечно, это мы делали доступным современным методом (ИКТ, это и кинохроники, это и отрывки из советских фильмов о войне, это и картинки, это и старые фотографии. С кинохроники дети видели, как были одеты дети военного времени, что они ели. Это были наши прабабушки и прадедушки. Все от мала до велика, добывали победу.

На протяжении четырёх лет мы знакомим детей , посещающих нашу группу, с особенностями русского народного костюма , а так же с народными костюмами других национальностей. И в последствии, в старшей, подготовительной группе, им самим предстоит выступать в колоритно расшитых костюмах перед родителями на утренниках и на конкурсах художественной самодеятельности наряду с другими дошкольными учреждениями . Так, воспитанницы нашей группы с танцем «Русский хоровод» выступили на сцене Дома творчества Кировского административного округа.

И на занятиях, и во время беседы мы рассказываем детям о том, как русский народ бережно , с трепетом относится к своим старинным хороводам, какие напевные, красивые песни поют при этом девушки. Прививая любовь к древним традициям русского народа , мы сами проникаемся любовью к красоте родного края, и детей ведём за собой увидеть это буйство красок родной природы, ведь хороводы всегда велись на лоне природы. И каждый понимает и принимает красоту души русского народа и надеемся , что в дальнейшем пронесёт эту любовь через всю жизнь. Приобщая детей к русским народным традициям , в ДОУ часто проводим различные посиделки. На посиделках дети, как и бабушки-хозяюшки (воспитатели) приходят в русских народных костюмах . Практика показывает, что ряженье повышает эмоциональный тонус детей и усиливает их восприятие. Бабушка-хозяйка, рассказывая о предметах быта – старинных русских самоварах или о расписной скатерти, вышитых рукодельницами, или о станках, на которых ткали ковры, приобщает детей к таланту и мастерству предков и бережное отношение ко всему тому, что они создали и оставили.

А мы в свою очередь должны приложить все усилия, чтобы подрастающее поколение сохранило и приумножило национальные культурные ценности , которые нам достались от наших отцов и дедов.

Времена теперь другие,

Как и мысли и дела –

Далеко ушла Россия

От страны, какой была.

Умный, сильный наш народ

Далеко глядит вперед.

Но приданья старины

Тем больше прошлым дорожим,

И в старом красоту находим.

Хоть новому принадлежим.

Россия – мать! Тебе хвала!

В веках ты видела немало,

Когда б ты говорить могла,

Ты многое бы рассказала.

Н. Кончаловская

В данной статье ведется разговор о том, как необходимо с раннего возраста приобщать дошкольников к русской национальной культуре, к народным традициям, к истокам. Не случайно во всех странах мира народному творчеству, приобщению дошкольников к русской национальной культуре, традициям отводится важное в формировании личности ребенка, сохранению и укреплению национальных традиций. Приобщаясь к народным традициям, узнавая все новое и лучшее. что оставлено нам в наследство дети становятся добрее, перед ними открывается дверь в мир прекрасного и доброго. Воспитывая в детям любовь к национальным традициям у них развиваются духовно-нравственные качества, развивается личность ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Демина Г.Д.,

музыкальный руководитель

МАДОУ «Центр развития

ребенка - детский сад

№ 33 «Радуга» г. Губкин,

Белгородская область

«Приобщение к народным традициям – важнейшая задача

развития ребёнка»

У каждого народа есть свои культурные традиции, которые чтят и передают из поколения в поколения. Необходимо донести до сознания детей, что они являются носителями народной культуры, и должны воспитываться в национальных традициях. Воспитательный потенциал народных традиций актуален в настоящее время. Народные традиции, будучи значимыми элементами региональной культуры, представляют собой уникальную возможность освоения культурного наследия страны и региона, позволяет раскрыть самобытность русского народа.

Воспитанию у дошкольников патриотических качеств, формированию художественно-эстетического вкуса способствует своевременное приобщение к национальным традициям. Но как воспитать дошкольников духовно богатыми, когда наше телевидение, СМИ несут в себе огромный заряд тревоги и агрессии? Задача педагогов заключается в том, что бы уберечь детей от той негативной информации, которая разрушает незащищенное эмоциональное поле ребенка.

Поэтому, выход из этой ситуации есть - в возрождении и приобщении

дошкольников к национальным традициям отечественной культуры, что является важнейшей задачей развития ребенка.

Актуальность данной темы заключается в том, что воспитывая в детях любовь к Родине и национальным традициям, как можно раньше, у них формируются духовно-нравственные качества, развивается личность ребенка.

Россия, Родина, Родной край... Какие дорогие и близкие с детства слова, как научить юное поколение любить «большую» и «малую» Родину, воспитывать у них желание беречь и приумножать лучшие традиции своего народа, уважать самобытную культуру?

Народное творчество раскрывает перед дошкольниками дверь в мир прекрасного и доброго, что влияет на формирование музыкальных способностей и духовно- нравственных качеств детей. Не случайно во всех странах мира народному творчеству, приобщению дошкольников к национальной культуре, к традициям – отводится важная роль в формировании личности ребенка, сохранению и укреплению национальной культуры.

Для успешной работы в данном направлении важна система и последовательность по воспитанию положительного отношения дошкольников к духовно-нравственным ценностям. Важно развивать творческие способности дошкольников, его личностные и духовно-нравственные качества.

Введение в практику дошкольного образования интегрированной непосредственно-образовательной деятельности предполагается использование разнообразных видов деятельности, которые могут интегрировать между собой, что является решением единой педагогической задачи обучения. Развитие ребенка осуществляется в двух или более направлениях по формированию народных традиций, по художественно-эстетическому воспитанию воспитателями, узкими специалистами, работающими с одной группой детей на основе интеграции.

Приобщение к народным традициям в условиях интеграции разделов художественно-эстетического цикла является эффективным научным инновационным методом работы с дошкольниками. Также - это есть важный шаг в становлении личности ребенка.

Первым шагом на пути к приобщению дошкольников к русской народной культуре, конечно же, должно быть расширение знаний о своей малой родине, изучение обычаев и традиций своего города, района, области. С раннего возраста у ребенка развиваются чувства, черты характера, которые связывают его непосредственно со своими корнями.

Белгородчина - уникальный край, где сохранение традиций побуждает у детей чувство любви и гордости к «малой» Родине. Край наш богат, красив его ландшафт, в каждом городе, районе, селе существуют особые традиции в песенном, декоративно-прикладном искусстве, манере речи, которые передаются из поколения в поколение. Музыкальное народное творчество дарит детям встречи с напевными и искренними мелодиями, с подлинным, живым, ярким, образным и ласковым родным языком.

Чтобы нагляднее познакомить детей с народным бытом и традициями русского народа оформила мини – музей «Горницу», где теперь у нас живут предметы старины и народного быта. Детям очень нравится проводить досуг в «Горнице», узнавать о предметах старины, прикоснуться к музейным экспонатам, посидеть за прялкой. На базе мини-музея проводятся мероприятия по приобщению к национальным традициям, русским бытом, ведется работа студии «Сударушка», совместные с родителями посиделки: «Кто в теремочке живет?», «Дом, открой свою тайну», «Загадки бабушкиного сундука», «Расписная прялочка» и другие.

С целью изучения национальных традиций, мною разработана и апробирована система работы по приобщению дошкольников к русской народной культуре и музыкальному фольклору. Все это позволяет вызвать живой интерес у детей к народным традициям, расширяет и обогащает знания детей о русском быте, воспитывает интерес детей к музыкальной деятельности средствами интегрированного сочетания разных видов искусств: музыкальный фольклор, устное народное творчество, народно-прикладное творчество.

Важное место в опыте, отводится семье. Я считаю, что семейный очаг, соединение родственных душ под одной крышей, - начальное звено соборного воспитания. Необходимо научить уважать и беречь семейные традиции, узнать свою родословную, почитать старшее поколение. Доброжелательная, теплая домашняя обстановка - обязательное условие организации праздников и развлечений.

В результате проведенной работы, были замечены положительные тенденции в воспитании национальных традиций, развитии музыкальных способностей детей. Они с радостью посещали непосредственно-образовательную деятельность, кружок, проявляли творческую активность, эмоционально и выразительно исполняли русские народные песни, танцевали задорные танцы, легко и с азартом играли на музыкальных инструментах, стали дружнее, добрее, выдержаннее. С большой уверенностью можно сказать, что из наших дошкольников вырастут настоящие защитники Отечества и продолжатели национальных традиций.

Список используемой литературы:

1. Князева, Л.Д., Маханева, М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа Учебно-методическое пособие. Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 1998,-304с.

2. Бударина, Т.А. Знакомство детей с русским народным творчеством.

Санкт-Петербург: «Детство-Пресс»,2004, -226с.

3. . Тихонова, М.В. Красна изба. Знакомство детей с русским народным

Искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада. – Санкт Петербург: Детство-Пресс,2000,-200с.

4. Жирова, О.Я. Вместе играем и поем, да старинушку Белгородскую узнаем. - Белгород. 1998, -96с.

5. Комарова, Т.С., Зацепина, М.Б. Интеграция в системе воспитательно-образовательной работы в детском саду. Москва: Аркти,2003, -143с.


Ложкова Наталья Фёдоровна,

воспитатель

МАДОУ "Детский сад №40-ЦРР" г. Тобольска

«…О, радость жизни, детская игра!

Век не уйти с соседского двора…»

/В.Берестов/

Дети - самый доброжелательный народ: им даешь – они берут. Наша задача – дать именно то, что нужно. Современные дети живут в то время, когда рушатся традиции, передаваемые веками о поколения к поколению. К счастью, десятилетиями внушаемое «отречение от старого мира» кануло в лету. И хочется надеяться, что та, уцелевшая «старина», что осталась жить в танцах, играх, песнях, воспоминаниях, - сохранится для потомков. Тогда молодому поколению будет легче разобраться во всем и выбрать нужные ориентиры для воспитания своих детей, ориентиры, которые помогут любить Родину – такой, какая она есть…

Я работаю над темой «Приобщение дошкольников к народным традициям через русскую народную игру» . Свою деятельность я построила так, чтобы максимально приобщить детей и их родителей к истокам русской народной культуры. Поставив цель: знакомство детей с историей и культурой русского народа посредством народных игр, я хорошо понимала, что это будет знакомство с важной частью духовной культуры народа, его бытом, традициями и объективными законами красоты.

Работу я начала с опроса детей о традициях русской народной культуры. Мы говорили о том:

В каких домах раньше жили люди?

Какой самый главный предмет обихода в русской избе?

В каких русских сказках упоминается о печи?

Как служила печь человеку?

Я старалась выяснить:

Что дети знают о русском народном костюме?

Какие народные праздники они знают?

В какие народные игры вы играете дома?

Проведенное анкетирование среди родителей показало, что в каждой семье так или иначе знакомят детей с русским народным творчеством: поют колыбельные песни, загадывают загадки, посещают народные гуляния и даже рассказывают о некоторых русских народных традициях. Многие родители поддержали моё желание работать с детьми по данной теме, выразили желание участвовать и помогать в этой работе.

Чтобы привлечь внимание детей,пополнить и расширить знания о русском быте, мы вместе с родителями создали в группе центр «….»: оформили горницу для наших кукол, нарядив их в национальные костюмы; подобрали иллюстрации о русской семье, собрали предметы народно-прикладного искусства. Обновление среды сопровождалось рассматриванием, беседами и проведением интегрированных занятий на темы «Русская народная сказка», «Русская народная песня», «Русский народный костюм», «Русские народные игры», «Знакомство с колыбельной», «Русское декоративно-прикладное искусство»…

Исключительно важное значение в жизни ребенка имеет игра. Всякая игра для ребенка серьезна, играя он живет. Разучивая с детьми новую народную игру, мы начинаем с разучивания считалки или жеребьевки, исключительно старинной:

Раз, два, три – нос утри;

Раз, два, три, четыре, пять –

Будем прыгать мы опять.

Дети наперебой предлагают выбрать ведущего вновь разученной считалкой. Каждая новая считалка пополняет активный словарь детей, способствует выразительности речи.

Стакан, лимон,выйди вон,

Стакан воды, выйди ты.

Народная игра – это наше детство, забавы старшего поколения – наших бабушек и дедушек, практическое ознакомление ребенка с окружающей действительностью.

Игра служит носителем социального аспекта: традиций, культуры, она является формой преемственности между поколениями. С детьми мы изготовили альбом с рисунками и фотографиями полюбившихся народных игр – «Жмурки», «Горелки», «Гуси-лебеди», «Золотые ворота», «Цепи кованные», «Бабушка Лариса», «Штандер»…

Рассматривая альбом, дети узнают о любимых играх мам и пап, бабушек и дедушек. По рисункам и фотографиям дети вспоминают ранее разученные игры, обсуждают, что больше всего понравилось и запомнилось.

Игра сродни творчеству, часто она носит поисковый, познавательный характер. Одной из любимейших словесных игр старших дошкольников являются скороговорки – быстрое произнесение трудноговоримых слов. Играя, дети одновременно развивают органы артикуляции. Я часто использую скороговорки в работе с детьми: в играх, развлечениях, драматизациях, в познавательно-коммуникативной деятельности.

Добр бобр для бобрят.

У Саши в кармашке шишки да шашки.

Вы малину мылили? Мыли, но не мылили.

Совершенные образцы русского языка: пословицы, поговорки, сказки, загадки, частушки; дети не только слышат, но и повторяют, усваивают. Невозможно передать ту напевность, лиричность, с какой ребенок рассказывает или драматизирует сказку. Сказочная тематика настолько близка детям, что легко проникает в их игры.

Я начала ставить спектакли со своими воспитанниками со 2 младшей группы, тем самым развивая у детей творческую самостоятельность, эстетический вкус. Драматизация сказок способствует развитию памяти дошкольников, формируется желание действовать сообща, совершенствуется речь как средство общения, усваивается нужная форма речи.(фото)

Повторяя игру-драматизацию раз за разом, дети все меньше нуждаются в помощи воспитателя. У малышей развивается самостоятельность в организации всех видов игр, в выполнении правил и норм поведения. Вместе с детьми мы драматизировали такие сказки как: «Дружная семейка», «Зайкина тётя», «Солнце ясное да лето красное», «Репка» и другие.(фото)

Определенным итогом каждого этапа являются народные праздники и гулянья (игрища) «Рождество Христово», «Масленица», «Пасха», «Семик- праздник березки», «Осенины», в которых участвуют родители.

Традиционная игровая культура немыслима без игрового инвентаря. Папы охотно помогают в изготовлении атрибутов для русских народных игр, таких как «Лапта», «Колышки», «Бабки»…(фото атрибутов). Мамы для детей сшили русские народные костюмы: рубахи-косоворотки, сарафаны и кокошники.(фото) В группе был проведен показ костюмов, которые поразили всех своей оригинальностью, даже девочки других национальностей (а у нас есть татары, узбеки) были одеты в русские сарафаны. Они с большим удовольствием рассказывали о совместной работе с мамой по изготовлению костюмов.

Одной, из эффективных форм сотрудничества с родителями является вовлечение их в подготовку игры-драматизации по народным сказками. Родители стали участниками бесед о старинных песнях и играх, вместе с детьми готовили декорации, костюмы, а некоторые стали участниками драматизации. Совместное участие в творческих мероприятиях помогает объединить семью и наполнить её досуг новым содержанием. Наравне с родителями в наших мероприятиях участвовали бабушки, они знакомили детей с колыбельными песнями, рассказывали о своем детстве и пели старинные песни.

Создание условий для совместной творческой деятельности, сочетание индивидуального и коллективного творчества детей и родителей способствовало единению педагогов, родителей и детей, формированию положительного отношения друг к другу.

В родительских уголках я всегда помещаю информацию о предстоящем народном празднике, о событиях по народному календарю, выражаю благодарность родителям, которые помогают в подготовке к мероприятиям.(фото)

Итог: Я считаю, что эта тема актуальна для нашего времени, потому что народная игра способствует формированию нравственных качеств, влияет на поведение ребенка и его характер. Русская народная игра является способом познания окружающего мира.

Объяснить детям современную жизнь невозможно без прошлого. Со старинных слов, потешек, сказок и колыбельных начинается сегодняшнее познание мира ребенком. И кто же, как не мы взрослые, должны помочь детям понять, что происходит на свете.

Возрождение народных праздников с применением игр положительно влияет на взаимоотношения сверстников, помогает в установлении эмоциональных контактов.При таком комплексном подходе к ознакомлению дошкольников с русскими народными играми становится результатом работы всего коллектива. Дети на праздникахне просто исполняют песни, игры, частушки – они проживают определенный сюжет жизни, а использование народных костюмов, оформление зала, музыкальное сопровождение создают повышенный эмоциональный настрой у детей и зрителей.

При таком подходе к работе можно добиться у детей тех черт характера, которые присущи русскому человеку: удали, широты души, личности, любви к родному краю – а, это является важнейшей задачей воспитания подрастающего поколения, начиная с дошкольного возраста.

Народные игры вызывают активность мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире. Кроме того они совершенствуют все психические процессы – внимание, память, воображение, стимулируя переход детского организма на более высокую ступень развития. Они являются неотъемлемой частью художественного, физического, эмоционального формирования дошкольника. Народные игры обогащают эмоции детей, воспитывают воображение, дают прекрасные образцы русского литературного языка, насыщенные сказочной «обрядностью», вместе с тем простым и богатым насыщением юмора.

К.Д.Ушинский считал народные игры материалом наиболее доступным, понятным для малышей благодаря близости их образов и сюжетов детскому воображению, благодаря самостоятельности и активности, заложенных в них.

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

Опыт работы воспитателя ДОУ. Приобщение старших дошкольников к народной культуре и традициям своего народа через проектную деятельность.

Описание материала: Предлагаю вам опыт работы по приобщению старших дошкольников к народной культуре и традициям своего народа через проектную деятельность. Данный материал будет полезен коллегам, работающим по патриотическому воспитанию.
Современные дети не знают культуры своего народа. Современный мир, вместе с техническим прогрессом, принес и частые проявления бездуховности и безнравственности среди молодых людей. Чтобы Россия сохранила свои корни нужно, начиная с детского сада, взращивать интерес к сохранению и развитию национальной культуры, языка, вере, любви к природе, возрождать народные традиции. Я считаю, что приобщая дошкольников к культурно-историческим ценностям, взрослые способствуют формированию основ духовно-нравственной личности будущих граждан России. Нам взрослым нужно создавать воспитывающую среду, способствующую выращиванию культурно-исторических корней внутри каждого ребенка, в его душе, сердце, в мыслях, чувствах.
На протяжении уже 3 лет я работала по данной теме, приобщая дошкольников к народной культуре для этого я использую технологию проектирования. Проекты направлены на освоение общечеловеческих ценностей при знакомстве с культурно-историческими событиями, явлениями, праздниками, играми и фольклором.
2014-2015 учебном году реализовала в своей группе проект «Игры наших бабушек и дедушек.»; в 2015-2016 учебном году- проект «Природа родного края»; в 2016-2017 учебном году работала над проектом «Из прошлого в будущее.»
Целью моих проектов было: создание воспитывающей среды, способствующей выращиванию культурно-исторических корней внутри каждого ребенка, в его душе, сердце, в мыслях, чувствах и освоение детьми дошкольного возраста норм и правил жизнедеятельности на основе приобщения к исторически сложившейся культуре родного народа.
Во время работы над проектами знакомила детей с культурно-историческими событиями и явлениями с целью воссоздания и укоренения семейных, народных и общечеловеческих традиций. Разучивали с ребятами русские народные игры, привлекая к нашим развлечениям и родителей.
Прививала своим воспитанникам чувства любви к родному краю при прикосновении к родной природе. Ходили на экскурсии, разучивали стихи о природе, рассматривали иллюстрации картин с изображением русской природы известных художников.
В реализации проектов использовала:
- игровая деятельность (народные игры: подвижные, малоподвижные, хороводные);
- трудовая деятельность;
- интегрированные занятия;
- этюды;
- беседы;
- чтение художественной литературы: сказки, былины, стихи, потешки;
- рассказы детей о своей семье, о прадедушках, воевавших в ВОВ;
- посещение историко-краеведческого музея;
- участие детей во Всероссийской познавательной викторине «Наша Родина»;
- участие в конкурсе стихов «Россия – Родина моя!» внутри ДОУ и на районном уровне;
- разучивание и исполнение стихов, пословиц и песен о Родине;
- продуктивная деятельность детей (рисование, аппликация, лепка);
- конкурс рисунков «Крестьянская изба»;
- просмотр мультфильмов о дружбе;
- знакомство с песенным фольклором (прослушивание народной музыки и разучивание русских народных песен);
- работа с семьей:
анкетирование родителей, консультации для родителей в родительском уголке и проведение родительских собраний о влиянии народных традиций в воспитании современных детей, оформление выставок семейных творческих работ «Детский сад-ребячья радость» и книжек - малышек «Пословицы о дружбе». - оформление картотек: «Русские народные игры», «Русские народные пословицы о Родине, труде, семье, дружбе»;
- создание и оформление папок: «Русские народные музыкальные инструменты», «Русская народная одежда», «Предметы быта и утвари», «Народные промыслы».
Таким образом я делаю вывод:
- мои воспитанники обогатили свой внутренний мир знаниями, связанными с традициями и обычаями родного народа;
- проявляют интерес к историческому прошлому родного края;
- расширили свои знания о родной стране, ее символах, основных достопримечательностях;
- приобщились к народному фольклору и познакомились с народными промыслами;
- узнали народные игры;
- познакомились с природой родного края;
- всегда будут испытывать гордость за край, в котором родились и живут, свою страну, станут более бережно относиться к природе.
Опыт работы показывает формирование чувства любви к родному краю при прикосновении к народным традициям, воспитание нравственных чувств детей дошкольного возраста путем приобщения к культуре русского народ, воспитание будущего гражданина России нужно начинать в стенах детского сада. Я думаю, что мои малыши станут настоящими патриотами своей Родины.