Сколько идет индийская свадьба. А где вы брали сари для женщин? Случаются браки и по любви

Традиции и ритуалы, сопровождающие индийскую свадьбу, восходят к Ведам, к славным временам господства арийской культуры. В индийском обществе свадьба — это не только соединение двух людей, но и двух душ. Свадьба связывает семьи жениха и невесты неразрывными узами, и с этого момента счастье и несчастье, горести и радости, уважение и честь затрагивают каждого из членов большой семьи. Индийцы преданы вере и древним традициям, строго храня и чтя их вот уже многие тысячелетия. Ни буддизм, ни вторжение греков, ни тысячелетнее господство мусульман и моголов, ни почти трёхсотлетний период английской колонизации не смогли заставить индусов отвернуться от Вед, от веры предков, от своих арийских корней.

Несущий глубокий сакральный смысл ведический свадебный обряд Виваха несомненно является самым важным событием в жизни каждого жителя Индии, и поэтому к его подготовке и проведению подходят с предельным вниманием и высочайшим благоговением. Индусы свято верят в то, что свадебный обряд связывает мужа и жену на семь следующих жизней, являясь одним из 16 санскар — важнейших таинств жертвоприношений в жизни индуиста. Огромное значение имеет здесь целомудрие. Женитьба на девушке, лишённой девственности, исключена, как лишённое всякого смысла бесполезное действие. Люди, заключающие подобного рода браки и их отпрыски, автоматически попадают в категорию изгоев. Дело в том, что женщина, в соответствии с ведическими представлениями, сравнивается с полем (кшетра) , а мужчина с владельцем поля (кшетрин) . Первый засеявший (вложивший семя, возделавший) поле становится его владельцем и соответственно владельцем всего, что взойдёт (родится) когда-либо на этом поле. Посему, если первым сеятелем поля был не ты, то и плоды (дети), рождённые этим полем от твоего семени тебе не принадлежат, а ты приравниваешься к вору, использовавшему (засеявшему) чужое поле.
Разводы и второе замужество среди индийских женщин — явление исключительное и встречается лишь в низших кастах шудр (шудра — член четвёртой, низшей варны индийцев, к которым причисляются рабочие, крестьяне, домашняя прислуга, пастухи и пр.) или среди аччхутов (аччхуты, ашпруши, хариджаны или далиты — неприкасаемые, не входящие в систему четырех варн, представители низших каст, чернь). Парапурва или Пурва — так в соответствии с древними предписаниями следует именовать женщину вновь вышедшую замуж, либо сожительствующую с кем-либо. Кстати слово "курва", имеющее одинаковое значение практически у всех индоевропейских народов, происходит от санскритского "пурва" .

Индийская свадьба — это не только связь двух молодых людей, но и начало новой жизни. По традиции, подбору пары предшествует составление гороскопа парня и девушки для того, чтобы их характеры подходили друг другу, а семейная жизнь протекла без разногласий.
В соответствии с Ведами, индуистский свадебный обряд проводится у священного жертвенного огня випрой (жрецом-брахманом), а также в нём принимает участие и пурохит (родовой жрец- брахман). Дома жениха и невесты отмечаются свастикой — (Свасти, "су-асти" в переводе с санскрита означает буквально "это есть хорошо" - древнее арийское, ведическое восклицание, обозначенное характерным символом, выражающее благополучие, счастье, успех). Ритуалы, проводимые перед священным огнём — свидетелем брачного союза, ставят супруга в положение Бога по отношению к жене. С этой поры она должна воспринимать мужа именно так, понимая, что без супруга её существование лишено всякого смысла, а врата в духовную жизнь закрыты, что муж является для неё самим Всевышним. Ну а жениху, что его жена — самый ценный подарок, дарованный ему небесами.

Индийские свадьбы всегда славились роскошью и богатством. По существующей традиции они организовываются родителями невесты. Празднование и проведение всех необходимых ритуалов длится четыре-пять дней, однако подготовка к свадьбе начинается задолго до свадебной церемонии. Индуистская свадьба делится на три этапа: досвадебные церемонии, свадебный обряд, а также ритуалы, проводимые после свадьбы. Угощения, подаваемые в этот период, состоят исключительно из молочно-вегетарианских блюд. Употребление мяса, рыбы и яиц запрещены. Ритуалы северо-индийских свадеб несколько отличаются от проводимых в южной Индии. По мере продвижения на юг в свадебных церемониях всё чаще встречаются элементы характерные для дравидской, — не арийского происхождения культуры. Индия — страна людей, принадлежащих к различным религиям, кастам и общинам, людей говорящих на разных языках и относящихся к различным культурам. Это многообразие отражается и в свадебных церемониях.

Жениха и невесту, олицетворяющую собой красоту и изящность, облачают в роскошные одежды так, чтобы взоры гостей были устремлены на счастливую пару. Обязательными 16 элементами свадебного гардероба невесты, называемыми Солах Шрингар являются:
Свадебный наряд . По традиции, свадебной одеждой невесты является сари, ленга чоли (лехенга) или сальвар камиз. Однако свадебный наряд может соответствовать одежде, носимой в определённом регионе Индии. Классический индийский, соответствующий ведическим предписаниям свадебный наряд невесты должен быть красного цвета, хотя иногда встречаются и другие, например, пурпурный, бордовый, оранжевый, золотистый, в Махараштре — зелёный. Свадебное одеяние невесты у древних славян также было красного цвета, а старинное выражение "красна девица", пришедшее к нам из глубокой древности, означает следующее: невинна, чиста, скромна, красива, подобно невесте, облачённой в красное.
Чёрный и белый цвета запрещаются, т.к. чёрный считается символом невежества, нечистоты, тьмы, а белый ещё с ведических времён считается цветом вдовства и траура. К слову стоит отметить, что в древности траурным цветом у всех индоевропейских народов, к примеру, славян также считался белый цвет. Чёрный же появился с приходом христианства, заимствовавшего его, как и традицию завешивания зеркал в доме усопшего, из иудаизма. В XVI в. английская королева Анна установила традицию носить черные одежды в знак траура. С тех пор во многих странах мира вдовы носят черные платья.

Кешапашарачана . Чтобы сделать великолепную свадебную причёску (кешапашарачану) , необходимо умастить волосы невесты душистыми маслами, украсить их цветочными гирляндами и ювелирными украшениями. Традиционной свадебной причёской является коса, украшенная цветочными гирляндами. Длинные волосы, заплетённые в косу, — важнейшая деталь внешности индийской женщины, сохранившаяся еще с ведических времён. В соответствии с ведическими традициями, у благочестивой женщины должны быть длинные волосы, заплетённые в косу. Расплетать волосы женщина может в следующих случаях: а) в периоды интимной близости с супругом; б) при совершении омовения.
Распущенные волосы допускаются и у девочек, не достигших половой зрелости.
Появление как говорится "на людях" в публичном месте с распущенными волосами считалось величайшим грехом и позором. Только гетерам (куртизанкам), блудницам и рабыням дозволялось носить распущенные волосы. Древнеславянские (старорусские) выражения "распутная" и "распутница" указывают нам на то, что и на Руси когда-то придерживались древних ведических традиций.
Каджал или анджана — чёрная подводка для глаз, делает взгляд невесты привлекательным и загадочным.
Бинди — красная точка на лбу, являющаяся священным символом замужней женщины. Иногда бинди дополняется маленькими белыми точками или изящными узорами вокруг бровей.
Синдур — пробор невесты, окрашиваемый в красный цвет во время свадебного обряда.
Мангтика — ювелирное украшение на проборе.
Натх — колечко для носа, которое носят в левой ноздре. Подобно бинди и синдуру, оно (носимое в левой ноздре) является символом замужней женщины.
Карн Пхул — необычайно красивые свадебные серьги, обычно в изобилии инкрустированные драгоценными камнями, отчего бывают довольно тяжёлыми.
Хаар — свадебное ожерелье, традиционно сделанное из золота и украшенное драгоценными камнями, имеющее различные варианты в зависимости от региона. Во многих семьях хаар передаётся по наследству.
Баджубанх (бааджубанд ) — браслеты, которые надевают на руки выше локтя.
Менди — узоры, нанесённые хной на руки и стопы.
Чудиян — браслеты, надеваемые на запястье, обычно красного цвета.
Итар — ароматические масла.
Камарбанд (камербанд ) — изящный золотой или серебряный пояс, инкрустированный камнями, который носят на пояснице для поддержания свадебного наряда.
Паял — серебряные ножные браслеты с множеством маленьких колокольчиков, издающих нежный мелодичный звон в такт походке.
Аарси — большое изящное кольцо-зеркальце, которое носят на большом пальце руки.

Свадебный наряд жениха, также как и наряд невесты, красив и изящен. Традиционно он состоит из шервани (длинный сюртук, застёгивающийся до воротника) различных цветов, украшенного вышивкой золотыми нитями, и чуридаров (узкие штаны). В дополнение к костюму одевают традиционные, расшитые бисером туфли с загнутыми носами, называемые джути, а также великолепный тюрбан, называемый пагди (пагри) или сафа . В Пенджабе лицо жениха закрывают подвесками из бусин или цветов, которые называются сехра. Одетые в богатые свадебные одежды жених и невеста подобно богу и богине ослепляют своей красотой.

Одной из первоначальных церемоний до свадебного обряда, является церемония помолвки Тилак (Тикка, Саган или Сагаи), известная своим пышным празднованием и проведением ритуалов, изложенных в Ведах. Традиционно её проводят за месяц до дня свадьбы, однако сегодня, дата проведения церемонии устанавливается исходя из желания и возможностей обеих семей. В Индии жених и его семья занимают высокочтимое положение, поскольку индуистское общество патриархально и почитает мужское начало (пурушу). Найти благородного мужа для своей дочери, который будет вести её всю жизнь по пути дхармы , — мечта каждого родителя. Именно это и отражается в церемонии Тилак .
Как правило, в этой церемонии участвует исключительно мужская половина обеих семей. Во время церемонии отец невесты в сопровождении родственников направляется в дом жениха, чтобы совершить необходимый ритуал — поставить на лоб жениха тилак (священный, благоприятный знак из кумкума — порошка красной куркумы или шафрана) в знак того, что семья невесты принимает его как своего будущего зятя. После этого, брахман (брахман — буквально "лучший по рождению", лучший из дважды рождённых, представитель высшей варны (сословия), священнослужитель, жрец), распевая мантры, прославляющие Богов, проводит пуджу (ритуал поклонения богам). Воздав хвалу Богам и попросив у них благословений для будущей пары, брат невесты ставит тилак на лоб жениха и одаривает его подарками. Этот же ритуал выполняют все мужчины по линии невесты, чтобы проявить своё уважение и симпатию (любовь) к будущему зятю. Завершив необходимые ритуалы, семьи садятся за праздничное угощение. Семья жениха не забывает и про невесту, которой передают подарки. Кроме того, довольно часто дата свадьбы закрепляется именно во время помолвки.

Церемония обмена кольцами, выступающая в качестве дополнения к основной церемонии Тилак , в зависимости от региона страны, имеет разные названия, такие как Чунни Чадана, Мангни, Мисри .

Примерно за 15 дней до свадебной церемонии проводится поклонение Ганеше , известное как Барни Бандхвана . Бога Ганешу просят устранить все препятствия во время свадебного обряда. Все последующие дни вплоть до церемонии свадьбы семьи жениха и невесты будут поклоняться Ганеше.

Следующим этапом подготовки к свадьбе является самая радостная и весёлая церемония, традиционно предназначенная исключительно для женщин. Её называют Сангит , то есть церемония, посвящённая танцам и музыке. Первоначально в Сангите принимала участие только женская половина со стороны невесты, но сегодня также возможно участие и женщин из семьи жениха, а также допускается участие и мужчин. Кроме того, до недавнего времени, Сангит проводили только в северо-индийских свадьбах, а в настоящее время эта церемония распространена на территориях Западной Бенгалии, а также в южно-индийских штатах. Церемония Сангит проходит на фоне радостной и весёлой предсвадебной суеты. По традиции семья невесты приглашает родственниц, которые собравшись вместе, под аккомпанемент деревянного барабанчика, называемого дхолак , поют народные песни, посвящённые свадьбе и невесте. Во время веселья все женщины танцуют и поют, шутят, дразнят невесту, вспоминают свою юность и желают невесте благосостояния и процветания в семейной жизни. Довольно часто во время церемонии невесту и её мать охватывают эмоции переживания от скорой разлуки и слёзы выступают на глазах.
Как и все индийские празднования, церемония Сангит оканчивается богатым угощением. Приготовленные родственницами национальные блюда и сладости доставляют удовольствие всем участникам праздника.

Одной из церемоний, проводимых в доме невесты, является Сухагин (Сумангали, Садхаба), во время которой воздаются молитвы, прославляющие женщин, умерших раньше своих мужей и до конца выполнивших свой священный долг. Их называют сумангали , сухагин или сухаг .
Когда девушку выдают замуж, она становится сухагин , то есть женщиной, чей муж здравствует. Согласно древним ведическим представлениям, долголетие и здоровье мужа находятся в руках его жены. Чтобы радовать глаз своего мужа, она должна быть всегда привлекательно одета, весела и услужлива. Никогда не проявлять печали и гнева.
Каждая замужняя женщина в Индии желает умереть как сухагин . Если женщина умирает раньше мужа, то перед кремацией её облачают подобно невесте в яркое новое сари, руки украшают браслетами, на пробор наносят синдур , а стопы покрывают красной краской, называемой алта . Всё перечисленное является признаками замужества.
Когда молодая женщина с почтением склоняется перед старшими женщинами, последние благословляют её, говоря: "Сада сухагин рахо . (Будь всегда сухагин ). Пусть твой лоб всегда украшает синдур . И пусть твои браслеты будут подобны ваджре , такими же прочными и нерушимыми, как молния (ваджра) бога Индры." Ведические гимны прославляют сумангали .
Согласно древнеиндийским канонам, вдовы не носят свадебные браслеты, а сразу после обряда кремации умершего мужа вдова (видава) должна отправится к пруду и смыть синдур со своего пробора, разбить (разломать) свои браслеты и облачиться в белое траурное сари. Она никогда не должна снова надевать украшения, красивые наряды и придаваться веселью. Оставаться вдовой и жить без мужа великое горе для женщины, а жена пережившая мужа заслуживает порицания. Вдовы повсеместно в Индии испытывают пренебрежительное отношение к себе, особенно, если их супруги умерли от болезни. Жизнь вдов несчастна, а её социальный статус самый низкий. Присутствие вдовы на различных празднованиях и торжествах нежелательно, поскольку считается, что за ней следуют несчастья. К участию в религиозных обрядах они и вовсе не допускаются.

Следующей волнующей частью приготовлений к индуистской свадьбе является церемония Менди (Мехенди) — нанесение узоров на руки и ноги невесты хной. Индия — страна любителей красоты и изящности. Именно этот факт отражается в церемонии Менди , которая проводится с давних времён и является неотъемлемой частью свадебных приготовлений. Менди являются одним из 16 украшений невесты (Солах Шрингар ). Церемония проводится в доме невесты в присутствии членов семьи, родственников и подруг. Иногда Менди отмечается с большой пышностью и порой напоминает собой Сангит . По народному поверью, чем темнее узоры менди , тем сильнее будет любить свою жену будущий муж. По традиции, после замужества женщина не должна работать в своём новом доме, пока узоры менди не исчезнут. Вся церемония сопровождается пением и музыкой. После проведения церемонии Менди невеста не должна выходить из дома до самого свадебного обряда.

В долгожданный день свадьбы или за день до него проводится церемония Халди , во время которой на лицо, руки и ноги невесты и жениха наносится паста из куркумы, для того чтобы их кожа сияла. В этот день в домах жениха и невесты проводят Шрадху , обряд поминовения усопших предков, поднося им поминальную пищу — пинду (пинда — шарики из вареного в молоке риса, сезамовых зерен, меда и топлёного масла (гхи)).

В благоприятный момент, облачившись в богатые одежды (шервани, чуридары и пагди (пагри )— свадебный тюрбан), жених отправляется к месту проведения свадебного обряда верхом на украшенной лошади или слоне в сопровождении танцующих и поющих родственников и друзей. Однако в наше время свадебная процессия жениха, именуемая Барат Никаси, чаще всего состоит из вереницы автомобилей. Прибывшего жениха встречает мать невесты. Она проводит арати (церемония поклонения) в знак своего почтения и ставит на его лоб тилак , защищающий её зятя от всякого зла. Поприветствовав мать невесты, жених следует к украшенному богатыми тканями, листьями банана, кокоса или цветами мандапу (шатру) — месту проведения свадебного обряда, в центре которого разжигают жертвенный огонь. Там он ожидает прибытия своей невесты, чтобы начать проведение церемонии бракосочетания, называемой Вар Мала , или Джай Мала — церемонии обмена гирляндами. Этот древний обряд, описанный в Ведах, дошёл до наших дней без изменений. Существовавший некогда у древних славян свадебный ритуал обмена цветочными венками, которыми украшали головы, ничто иное, как упрощённая версия ведической Вар Малы (Джай Малы).
Вскоре появляется невеста с цветочной гирляндой в руках. Стоя друг к другу лицом, под пение священных мантр, жених и невеста обмениваются гирляндами, что означает принятие ими друг друга как мужа и жены.

После обмена гирляндами следуют различные ритуалы, проводимые в мандапе , четыре колонны которого представляют родителей жениха и невесты, дающих опору своим детям.
Так одним из главных ритуалов индуистского свадебного обряда является Канья Даан . Канья означает «девственница», а даан — дар. Во время проведения ритуала Канья Даан отец невесты кладёт правую руку своей дочери в правую руку жениха и под пение мантр совершает возлияние священными водами в их ладони, символизирующее передачу своей дочери жениху. Отец невесты просит своего зятя дать обещание помочь невесте достичь трёх главных целей (ценностей) жизни, называемых триварга : дхармы, артхи, камы. Дхарма — соблюдение религиозного, морально-этического долга, божественного закона, справедливости; артха — польза, цель, выгода, обеспечивающая материальное благополучие; кама — удовольствия, эмоционально-чувственные наслаждения, желания, любовь.

Во время ритуала Паниграхана Хатхлева руки жениха и невесты связывают тканью или нитями, в знак их неразрывного союза. Брахман-жрец (випра) проводит пуджу Ганеше.

Священный брак никогда не должен быть разрушен, поэтому проводят ритуал Гатхабандхан, во время которого брахман связывает концы одежды невесты и жениха в узел, который даже после свадьбы не следует развязывать.

Одним из важных ритуалов, проводимых в свадебном мандапе, является Ладжа Хома, поднесение невестой и женихом жертвенному огню зёрен риса. Невеста кладёт ладонь на ладонь жениха. Брат невесты насыпает в её ладонь рис (как правило воздушный рис — лайя, ладжа или мури ), половина которого сквозь её пальцы просыпается в ладонь жениха. Невеста, сыпет зёрна риса в огонь, моля Яму (Ямараджа) — бога смерти, повелителя царства усопших, бога справедливости, даровать её супругу долгую жизнь, счастье, здоровье и процветание.

Кульминацией индуистского свадебного обряда является ритуал Агни Париная (или Мангалпхера, Мангалфера ) — обход (пхере ) священного огня по часовой стрелке три раза, символизирующий три главных человеческих ценности (цели): дхарму , артху и каму . Жених держит правой рукой правую руку невесты и ведёт её за собой вокруг священного свадебного огня. В зависимости от региона страны, в последнем кругу первой может идти невеста, символизируя то, что она отвечает за исполнение камы (удовольствий, наслаждений) в жизни мужа. Иногда в ритуал добавляют ещё один, четвёртый круг, символизирующий мокшу (освобождение из материального мира).

Далее следует ритуал Саптапади . Жених и невеста, повернувшись лицом на север, делают семь шагов вместе, каждый раз начиная с правой ноги, призывающих Бога благословить их постоянством пищи, здоровьем, духовными силами для соблюдения дхармы , благородным потомством, процветанием, счастьем и долгой семейной жизнью. В отдельных регионах ритуал Саптапади совмещают с Агни Париная . В этом случае жених и невеста обходят вокруг жертвенного огня не три или четыре раза, а семь раз.

Завершающим ритуалом индуистского свадебного обряда является Синдурдана (Сухааг или Субхагья Чинья), во время которого жених наносит на пробор невесты синдур — красный порошок из киновари, что означает принятие им невесты как своей жены. А также дарит ей свадебное золотое ожерелье, называемое мангалсутра , которое символизирует его любовь к ней. Затем молодожёны кормят друг друга сладостями, в знак того, что они будут заботиться друг о друге. Этот радостный ритуал известен как Анна-прашана . По окончании свадебной церемонии молодожёнов благословляют пурохит (брахман, родовой-жрец), родители и близкие родственники. Этот ритуал называется Аширваад . После завершения свадебного обряда всех ожидает богатое угощение.

В завершение празднования наступает самый эмоциональный момент — прощание невесты со своими родителями и переезд в дом мужа. Этот момент именуется Видааи или Рукхсати . Смешанные чувства охватывают родителей невесты: боль разлуки с дочерью, радость, переполняющая их сердца, слезы из их любящих глаз. Благословлённые родственниками и друзьями, молодожёны покидают место свадебной церемонии. По традиции невеста отправляется в дом мужа на паланкине, но в наше время довольно часто распространена процессия из автомобилей.

Прибывшую домой супружескую пару встречают сёстры или тётушки жениха, держащие в руках глиняный сосуд с солёной водой, чтобы отвести всякое зло от жениха. Только после того как сосуд будет разбит о землю, супружеская пара сможет переступить порог дома. Этот ритуал известен как Двар-рокаи .

Следующим важным ритуалом является Гриха Правеш . Невесту, прибывающую в свой новый дом, встречает свекровь, проводя арати . Перед входом в дом невеста должна опрокинуть своей правой ногой кувшин, наполненный рисом и монетами. Рассыпанное зерно и деньги (драгоценности) — признак достатка и изобилия. Затем невеста становится босыми ногами в большой поднос, наполненный красной краской (киноварью, разведённой водой либо молоком). Окрасив стопы, она входит в дом, оставляя на белой ткани, расстеленной на полу, красные отпечатки, символизирующие удачу. На её стопах остаётся красная кайма алта — один из признаков замужества.

Одним из самых важных и ярких событий в жизни индийцев является свадьба. Это не только союз двух людей, но и соединение душ. В Индии свадебные ритуалы и традиции восходят к давним временам главенства арийской культуры, и практически не изменились с тех пор. Ни распространение в Индии других религий, ни смена правителей, ни колонизация не смогли полностью вытеснить ведические традиции из свадебных ритуалов.

К подготовке и проведению такого важного события как свадьба жители Индии подходят с особым вниманием и благоговением. Считается, что этот полный сакрального смысла обряд Виваха связывает мужчину и женщину не только на эту жизнь, но и на семь следующих, и является одним из шестнадцати санскар, то есть важнейших таинств в жизни человека. Одно из основополагающих мест в этом таинстве занимает целомудрие невесты. Заключение брака с девушкой, потерявшей девственность, практически не возможно, так как это по убеждению индийцев не имеет смысла. Люди все же заключившие такой брак и их потомство становятся изгоями. Это происходит от того что согласно ведическим поверьям женщина – это поле (кшетра), мужчина – хозяин поля, сеющий на нем свои семена (кшетрин). Первый, кто посеял свое семя на поле, становится владельцем его и всех тех плодов, которые это поле принесет в будущем. А тот кто засеет поле вторым как вор, воспользовавшийся тем, что ему не принадлежит. Поэтому и считается, что дети, рожденные у женщины, вступившей в брак не невинной, будут принадлежать ее первому мужчине, а не мужу.

Развод и второй брак для индийских женщин практически невозможны и изредка встречаются лишь в низших кастах, таких как шудр – четвертой низшей касты, к которой относятся слуги, рабочие, крестьяне и т.п.; и аччхуты – не входящие в систему четырех варн, представители низших каст.

Женщину, которая повторно вышла замуж или живет с мужчиной без брака, называют согласно традиции парапурва или пурва . Слово очень созвучное с «пурва», встречается во многих индоевропейских языках и имеет приблизительно один и тот же отрицательный смысл, и происходит тоже от этого слова «пурва».

Свадьба для индийцев — не только союз людей, но и судьбоносное событие, во многом определяющее всю последующую жизнь. Именно поэтому перед заключением союза для будущих жениха и невесты составляется гороскоп. Это необходимо, чтобы убедится, что их характеры хорошо подходят друг к другу и их супружеская жизнь будет удачной.

По древней ведической традиции обряд свадьбы проводится у священного жертвенного огня родовым жрецом (пурохит, брахман). Жилища жениха и невесты украшают знаком свастика. «Свасти» или «су-асти» в буквальном переводе с санскрита значит «это есть хорошо». Это древнее арийское выражение, имеющее специальный символ, означает благополучие, успех и счастье. Согласно ведическим верованием муж для женщины занимает особое положение – он ее господин и повелитель, которому она должна подчиняться и служить, словно божеству, и без которого ее существование лишено всякого смысла. Ритуалы, проводимые у священного огня, олицетворяют приятие женщиной, того, что ее муж становится для нее подобным божеству, и то, что мужчина принимает самый ценный в своей жизни подарок, данный ему Богом – свою будущую жену.

Индийская свадьба всегда шикарна и отмечается с размахом. По традиции все расходы, связанные со свадебным торжеством, лежат на родителях невесты. Подготовка к свадьбе начинается задолго до самой свадьбы, а проведение собственно свадебных церемоний и обрядов занимает четыре-пять дней.

Традиционная индуистская свадьба имеет обычно три части – это подготовительные ритуалы до свадьбы, сама свадебная церемония и традиционные ритуалы после свадьбы. В течение всего времени, связанного с приготовлением и проведением свадьбы употребление мяса, рыбы и яиц строго запрещено, поэтому меню праздника составляют лишь вегетарианские блюда, в основном молочные и овощные. Следует отметить, что, так как Индия это страна с множеством религий, каст, и культур, то свадебные обычаи в ней отличны в зависимости от местности и религиозной или культурной принадлежности семей будущих мужа и жены. Так ритуалы, связанные с проведением свадьбы, на севере Индии имеют отличия от проводимых на юге. По мере приближения к южным районам страны в свадебных ритуалах все больше встречается элементов дравидской культуры.

Невеста на свадьбе – это олицетворение красоты и для того чтобы все внимание гостей было приковано только к ней, ее наряжают в роскошный свадебный наряд. В нем есть шестнадцать обязательных элементов, которые называются Солах Шрингар и являются неотъемлемой частью свадебного убранства девушки. К ним относится следующее:

Свадебный наряд . Традиционной одеждой для невесты является сари, сальвар камиз или ленга чоли. Но в различных районах Индии могут быть и другие виды одежды. В соответствии с ведическими представлениями, свадебная одежда невесты должна быть красного цвета. Таким и является классический свадебный наряд в Индии, но иногда могут встретиться и наряды бордового, золотистого, оранжевого и зеленого цвета. Интересен тот факт, что невесты у древних славян тоже одевались в красное и от этого пошло выражение «красна девица», которое означает: красивая, скромная, невинная как невеста.

Но есть и цвета, запретные в свадебном наряде – это белый и черный. Белый цвет с древних времен считается в Индии траурным и цветом вдовства. А черный цвет олицетворяет невежество, нечистоту и тьму.

Следует заметить, что белый цвет являлся траурным у всех индоевропейских народов с древности, черный цвет появился лишь с приходом христианства. А в христианство этот цвет, как и обычай занавешивать зеркала в доме усопшего, пришел из иудаизма. Традицию носить черное в знак траура ввела в XVI веке королева Англии Анна. С этого времени во многих странах мира траурные одежды черного цвета.

Свадебная прическа Кешапашарачана . Эта свадебная прическа по традиции представляет собой волосы, заплетенные в косу, украшенные цветами и ювелирными украшениями. Длинные волосы неотъемлемый атрибут внешности каждой индийской женщины еще с древних времен. В соответствии с ведическими поверьями, благочестивая женщина должна иметь длинные волосы, обязательно заплетенные в косу. Распушенные волосы допускаются только у маленьких девочек, до половой зрелости. Взрослая же женщина может распускать свои волосы лишь при близости с супругом и для совершения омовения. Появление прилюдно с распущенными волосами считалось позором и грехом, только блудницы и рабыни носили свои волосы расплетенными.

Интересен тот факт, что на Руси подобное так же считалось позором и даже существовало выражение «распутная» и «распутница», а значит можно предположить, что и древние славяне когда-то имели ведические верования.

Каджал (анджана) . Это черная подводка для глаз, делающая взгляд невесты привлекательным и загадочным.

Бинди. Красная точка в центре лба является священным знаком замужества женщины. Иногда бинди может быть дополнен маленькими белыми точками или узорами над бровями.

Синдур. Окрашенный в красный цвет во время свадебной церемонии пробор невесты.

Мангтика. Специальное ювелирное украшение на проборе невесты.

Натх. Колечко для носа, которое носят в левой ноздре. Так же как и бинди и синдур, оно является символом замужества.

Карн Пхул. Особые очень красивые свадебные серьги, традиционно инкрустированные множеством драгоценных камней, из-за чего бывают довольно тяжелыми.

Хаар. Это свадебное ожерелье, сделанное из золота и украшенное драгоценными камнями. Дизайн хаар может быть различным в зависимости от области Индии. Во многих семьях это украшение передается по наследству.

Баджубанх (бааджубанд). Браслеты, надеваемые на руки выше локтя.

Менди. Изящные узоры, украшающие руки и стопы невесты.

Чудиян. Это браслеты по традиции красного цвета, которые надевают на запястья.

Итар. Ароматические масла, которыми умащивают невесту.

Камарбанд (камербанд). Особый золотой или серебряный пояс, инкрустированный камнями, надеваемый для поддержания свадебного наряда.

Паял. Браслеты из серебра с множеством маленьких колокольчиков, одеваемые на ноги и издающие при ходьбе нежный мелодичный звон.

Аарси. Одеваемое на большой палец особое кольцо-зеркальце.

Свадебные одежды жениха так же красивы и изящны. Обычно он состоит из удлиненного сюртука, который застегивается полностью до воротника (шервани), и бывает различных цветов и украшен вышивкой. Шервани обычно надевают с узкими штанами (чириданы). Так же надевают туфли с загнутыми носами, расшитые бисером (джути) и особый тюрбан (пагди или сафа). В некоторых районах Индии лицо жениха закрывают подвески из бусин или цветов (сехра).

Одетые в потрясающе красивые наряды, жених и невеста просто ослепительны.

Началом всех свадебных церемоний является помолвка (тилак, тикка, саган, сагаи), проводимая в соответствии с предписаниями, изложенными в Ведах. Обычно она проходит за месяц до самой свадьбы. Но в настоящее время такой перерыв не принципиален и дата назначается исходя из желания сторон. Индийское общество патриархально и особо почитает мужчину и его семью как мужское начало (пурушу). И мечта любых родителей найти дочери достойного мужа, который будет заботиться о ней всю жизнь. Поэтому в церемонии тилак участвуют лишь мужская половина обеих сторон. Отец невесты, в сопровождении родственников придя в дом жениха, совершает особый ритуал – ставит на лоб жениха тилак. Это священный знак из кумкума, означающий что семья невесты принимает этого мужчину как будущего зятя. После этого брахман (жрец) проводит особый ритуал поклонения богам, который называется пуджа. После чего все мужчины из семьи невесты, участвующие в церемонии, по очереди ставят на лоб жениха тилак и дарят ему подарки, как проявление своего уважения и симпатии. Затем все переходят к угощениям. Невесте от семьи жениха предают подарки. Так же обычно в этот день назначают точную дату свадьбы.

Так же во время тилака в некоторых регионах Индии проходит церемония обмена кольцами, которая называется чунни чадана (мангни, мисри).

За пятнадцать дней до свадьбы начинают проводить ритуал поклонения Ганеше – Барни Бандхвана. В нем участвуют обе семьи и до самой церемонии свадьбы просят убрать все препятствия для ее проведения.

Следующим событием в подготовке свадьбы является Сангит. Это самая радостная и веселая церемония, предназначенная для женщин. Женщины из семьи невесты приглашают всех родственниц и женщин со стороны жениха, и собравшись вместе поют песни, танцуют, желают счастья и благополучной семейной жизни невесте. Оканчивается этот праздник разнообразным и вкусным угощением, которое готовят родственницы невесты. Ранее по традиции это был праздник лишь для женщин из семьи невесты, проводимый только в некоторых районах Индии. Однако в настоящее время это торжество распространено повсеместно, а так же допускается участие в нем мужчин. Несмотря на то, что это очень веселое торжество, часто у матери невесты выступают слезы от осознания предстоящей разлуки.

Еще одной традиционной церемонией в доме невесты является сугахин (сумангали, садхаба). Во время нее возносят молитвы за женщин, которые умерли раньше своих мужей и тем самым выполнили свой долг. Таких женщин зовут сухагин (сумангали, сухаг). Девушка, вышедшая замуж, становится сухагин, то есть той, чей муж здравствует.

Здоровье и долголетие мужа находится по ведическим поверьям в руках его жены. Поэтому, чтобы он был всегда доволен и рад, женщина должна всегда хорошо выглядеть, быть веселой и исполнять его желания, а проявления грусти или гнева не допустимы.

Все замужние женщины Индии мечтают умереть в состоянии сухагин. В этом случае ее хоронят с особыми почестями, нарядив словно невесту в сари, надев на руки браслеты, нанеся на пробор синдур, а стопы покрыв специальной красной краской алта, то есть с признаками замужества. Остаться же вдовой для женщины большое горе не только из-за потери любимого, но и потому что в Индии очень пренебрежительно относятся к овдовевшей женщине, порицают ее. После кремации тела мужа вдова смывает с пробора синдур, ломает свои свадебные браслеты и одевает белое траурное сари. С этих пор она не должна наряжаться и веселиться. Вдов не принято приглашать на торжества, их не допускают к религиозным обрядам, а их социальный статус самый низкий.

Следующей в ряду свадебных церемоний идет церемония нанесения хной узоров на руки и ноги невесты (менди). Менди – одно из важных составляющих наряда невесты.

Эта церемония проходит в доме невесты в присутствии родных и подруг. Иногда этот день отмечают с таким же размахом, как и сангит. Считается, что чем темнее узоры, тем сильнее женщину будет любить ее муж. После нанесения менди невеста уже не должна покидать свой дом до самой свадьбы. После же церемонии свадьбы молодая жена не делает никакой работы по дому, пока узоры не исчезнут.

За день или в сам день свадьбы проходит церемония Халди – на лицо, руки и ноги жениха и невесты наносят пасту из куркумы, считается, что это придаст коже сияние. Так же в этот день в домах жениха и невесты проводят обряд поминания предков – Шрадху.

И вот, наконец, одевшись в свадебные одежды, верхом на украшенной лошади или слоне, в сопровождении родных и друзей, жених отправляется к месту проведения свадебной церемонии. В наши дни свадебная процессия жениха предоставляет собой кортеж автомобилей. Встречает жениха мать невесты, совершив арати – церемонию поклонения, она ставит на лоб жениха тилак, призванный защитить его от зла. После этого жених проходит к свадебному шатру мандапу, украшенному тканями, цветами, листьями банана или кокоса. Четыре опоры, на которых стоит шатер, символизируют родителей жениха и невесты, которые поддерживают своих детей. По прибытии невесты проводится Вар Мала (Джай Мала) – церемония обмена цветочными гирляндами. Этот обряд дошел до наших дне в своем неизменном виде и означает бракосочетание. Стоя друг к другу лицом жених и невеста по пение мантр обмениваются гирляндами, это означает, что они приняли друг друга как жену и мужа.

Еще одним важным ритуалом является Канья Даан. Канья в переводе значит «девственница», а «даан» — дар. Во время этого ритуала отец невесты соединяет правые руки жениха и невесты и под пение мантр поливает их ладони священными водами, что символизирует передачу своей дочери жениху. При этом отец невесты просит жениха помочь достичь дочери главных целей жизни (тривага). К ним относятся дхарма, то есть соблюдение божественного закона и выполнение морально-этического долга, артха или польза, выгода, обеспечивающая материальное благополучие, кама – удовольствия, желания, любовь.

Так же чтобы укрепить узы брака, брахман связывает подолы одежды жениха и невесты узлом, который не развязывают даже после свадьбы. Этот обряд называется Гатхабандхан.

Ладжа Хома – это подношение жертвенному огню зерен риса, которое проводится в свадебном шатре. Невеста кладет свою ладонь на ладонь жениха, а ее брат сыплет рис так, что попадая на ладонь невесты, часть падает на ладонь жениха. После этого невеста сыплет рис в огонь и просит бога смерти и справедливости Яму (Ямараджа) дать ее мужу счастье, здоровье и долгую жизнь.

Кульминация свадебного обряда — это ритуал Агни Париная (Мангалпхера, Мангалфера) или обход священного огня три раза по часовой стрелке, что символизирует три главных человеческих ценности в жизни: дхарму, артху и каму. Держась за правую руку невесты жених ведет ее за собой вокруг священного огня. В некоторых районах Индии в последнем кругу наоборот невеста ведет жениха, что означает ответственность женщины за исполнение камы в жизни ее мужа. Иногда в эту церемонию добавляют четвёртый круг, который символизирует мокшу, то есть освобождение от материального мира.

Далее жених и невеста делают семь шагов с правой ноги на север, каждый из которых призывает Бога благословить их пищей, здоровьем, духовными силами, потомством, процветанием, счастьем и долгой семейной жизнью. Этот ритуал называется Саптапали. Иногда его совмещают с Агни Париная, тогда молодожены обходят вокруг огня семь раз.

Заключительным свадебным ритуалом является Синдурдана (Сухааг, Субхагья Чинья), когда жених наносит на пробор невесты красный порошок, как символ принятия ее своей женой. После чего дарит ей свадебное золотое ожерелье, символизирующее его любовь. Затем молодожены угощают друг друга сладостями, в знак заботы друг о друге. После этого их благословляет брахман, родители и родные. По окончании всех свадебных церемоний всех гостей ждет праздничное угощение.

После окончания праздника молодая жена прощается со своими родителями перед отъездом в дом мужа. Это очень эмоциональный момент для всех радостный и грустный одновременно. Получив благословление от родных и друзей молодожены уезжают. В настоящее время это автомобильная процессия, а раньше молодая жена отправлялась в дом мужа на паланкине.

У дома молодоженов встречают сестры и тети мужчины с глиняным сосудом, наполненным соленой водой, пред тем как пара ступит в дом, его разбивают о землю, что бы отвести зло от молодого мужа.

Далее в доме новобрачную встречает мать мужа. Она проводит арати – ритуал, когда перед входом молодая жена опрокидывает правой ногой кувшин с рисом и монетками, это символизирует достаток. Потом девушка встает босыми ногами в поднос с красной краской, которая окрасит ее стопы. Входя в дом, она оставляет на белой ткани, специально расстеленной на полу, красные следы, что является символом удачи, а на ее стопах остается красная каемка (алта) – признак замужества

Индийская свадьба - это невероятное сочетание пышности и яркости празднования и удивительной традиционности. Обычаи, которые до сих пор играют важную роль в жизни индусов, могут показаться странными и необъяснимыми. Однако именно эта непрекословная вера в силу традиций и непоколебимая приверженность многовековым правилам бракосочетания делают свадьбы в Индии, так же, как и турецкие свадьбы , настоящим культурным феноменом: единожды побывав на таком торжестве, вы не забудете его никогда. Индийская свадьба насквозь пропитана необычными традициями и обычаями, начиная от подготовки и проведения самого торжества и заканчивая национальными костюмами молодых с их яркостью и помпезностью.

На портале сайт вы узнаете много удивительных фактов о свадьбе в Индии, а также традициях и обычаях, которым свято следуют молодожены, чтобы создать по-настоящему крепкий союз.

Индийские свадебные традиции

Свадебные традиции и обычаи в Индии можно сравнить со строгими законами, которым обязательно необходимо следовать всем и каждому. Браки в Индии заключаются на всю жизнь, и даже после смерти, согласно верованиям индусов, души супругов остаются вместе. Многочисленные обряды, которые выполняют молодожены, призваны на веки скрепить их союз, чтобы никакие силы не смогли разлучить молодых.

Как проходит свадьба в Индии?

  • Традиции современной свадьбы в Индии практически ничем не отличаются от тех, что были сотни лет назад. Брак в Индии заключается без одобрения невесты: жених или его родители подыскивают подходящую кандидатуру и спрашивают согласия у родителей девушки. Если они дают добро, свадьбе быть.
  • Одной из индийских традиций является составление гороскопов жениха и невесты. Если, согласно звездам, пара хорошо совместима, свадьба сможет состояться. Гороскоп также используют для поиска благоприятного дня для свадьбы.
  • За 2-3 месяца до свадьбы проходит помолвка молодых, на которой жених надевает на палец невесты обручальное кольцо. С этого момента родители невесты начинают собирать для дочери приданое: многочисленные сари, украшения, кухонную утварь и др.
  • Индийские свадьбы удивляют своими масштабами: на праздник может быть приглашено до 800 человек! Свадебное застолье предполагает наличие исключительно вегетарианских блюд - мясо, рыба или яйца не подаются гостям на свадьбе.
  • В день торжества молодым запрещено принимать пищу до самой свадебной церемонии, которая состоится вечером в доме невесты. Жених приезжает верхом на лошади или встречается с невестой на специальной площадке. При встрече молодые обмениваются друг с другом венками из цветов, которые символизируют соединение двух сердец.
  • Восточную свадьбу сопровождают музыканты, которые поют традиционные песни и играют на музыкальных инструментах. Все гости веселятся и танцуют, вокруг царит атмосфера настоящего праздника.
  • После праздничного ужина молодые идут в специально подготовленный храм «веди», в центре которого горит огонь. Молодым необходимо обойти священный огонь семь раз, после чего они уже навеки связаны узами брака.



Необычные свадебные традиции Индии:


Индийские красавицы-невесты - удивительный свадебный образ

Индийские свадебные традиции распространяются не только на подготовку к свадьбе и проведение самого торжества, но и на то, в каких нарядах будут обручены молодожены. В Индии выбор костюмов и украшений имеет очень символическое значение, поэтому невесте необходимо придерживаться определенных правил в создании свадебного образа.

Индийская семья создается не только в результате любви молодых, огромную роль в ее создании играют родители жениха. Именно они подбирают любимому сыну жену, вступают в переговоры с родителями девушки и договариваются о предстоящей свадьбе. Невеста может вообще не знать до брака своего будущего мужа, она просто покоряется родительскому наказу. Эта индийская традиция возникла очень давно и продолжает неуклонно соблюдаться и в наши дни, причем, всеми многочисленными кастами Индии.

Помолвка ашир-вад

Выбор невесты в Индии и подготовка к будущему торжеству поставлены здесь по взрослому. Родители молодых скрупулезно изучают гороскопы своих детей, выбирают наиболее благоприятную дату для свадьбы, загодя знакомятся со всеми родственниками. И только после того, как между родителями жениха и невесты расставлены все точки над «i», происходит встреча молодых. Сначала - у невесты, а затем в доме жениха.

Эти два события, которые символизируют помолвку двух людей, называются «ашир-вад». Во время этих встреч жених и невеста преподносят друг другу подарки, не забывают также о ближайших родственниках. Свадьбу играют примерно через два месяца после помолвки.

Традиции накануне дня свадьбы:

Встреча гостей

На свадьбу в Индии тратятся очень большие суммы денег. Если семья обеспечена, то на это мероприятие у нее уходит до 20 тысяч рупий. Ведь нужно обеспечить жильем, накормить и обогреть примерно 600-700 гостей, которые приезжают на неделю - столько длится индийская свадьба.

Гости начинают собираться примерно за четыре дня до торжества. В дом к девушке прибывают практически все родственники, они возводят во дворе свадебный навес (пандал), который украшают цветами, бананами, кокосами, гирляндами ярких огней. В самом центре пандала в период свадьбы будет стоять символ счастья. Он представляет собой огромную чашу с рисом и цветком кокосовой пальмы. Символ счастья окружен огнями.

Минди-девичник

Во время этой церемонии руки и ноги невесты с помощью хны разукрашивают свадебными рисунками, орнаментом (минди). Узоры девушкам принято наносить на ладони и вдоль руки до локтя. Получаются своеобразные перчатки, как на фото. Затем на руки невесты надевают золотые украшения. Столь большое внимание рукам и ногам индийской девушки отведено не случайно. Ведь именно здесь сосредотачиваются линии судьбы человека.

По традиции, чем темнее узоры на невесте, тем больше будет любить ее муж. Поэтому процедура рисования на теле невесты может затянуться на целый день. Для женщин это прекрасная возможность выведать все «секреты» у невесты и дать ей советы о том, как построить счастливую семью, завоевать любовь и доверие мужа.

Считается, что сложность рисунка соответствует количеству советов, которые невеста получила перед свадьбой. Чем сложнее узоры, тем лучше у нее теоретическая подготовка. Индийская невеста получает вместе с рисунками и особый статус: ей уже нельзя до свадьбы выходить из дома, а ее жилье тут же украшают праздничными гирляндами. Пока узоры из хны на молодой жене полностью не сойдут, ей разрешается бездельничать по дому.

На нашем видео наглядно показано, как выполняется минди.

Индийский бог Ганеша

За две недели до свадьбы в Индии проводится ритуал поклонения богу изобилия - Ганеше, в котором участвуют представители двух семей, вступающих в родство. Люди просят Ганеша помочь в проведении свадьбы, чтобы та прошла красиво, весело, без каких-либо неприятных моментов.

Женский ужин - санджит

Санджит - своеобразный индийский девичник, одна из самых радостных и веселых предсвадебных церемоний. Женщины из семьи невесты приглашают в свой дом женщин из семьи жениха. Мероприятие проходит очень весело, с танцами, песнями. Многочисленными пожеланиями семейного счастья будущей паре. Стол для празднования санджит готовится очень щедрый, с множеством самых популярных индийских блюд. Веселье затягивается до позднего вечера.

Церемония гайе холуд

Эта церемония связана с поклонением желтому цвету, который у многих народов, в том числе и у индусов, символизирует солнце и супружескую верность. Участники церемонии собираются у дома жениха, разрисовывают желтой краской свои лбы и посыпают друг друга желтым порошком. Затем отец жениха сообщает умершим родственникам, что их потомок вступает в брак. Он вспоминает имена усопших, как бы приглашая их к этому знаменательному событию. После завершения обряда, вся процессия приходит к дому невесты, где ритуал повторяется.

Свадебная церемония в Индии:

Приезд жениха

Каждая девушка мечтает о принце на белом коне. Креативные индийцы умеют воплощать мечты в жизнь. В этой стране жених приезжает к своей избраннице на красивой белой лошади, которую украшают желтыми и красными гирляндами. Жениха сопровождают свидетель, музыканты и гости мероприятия. Все это действо проходит весело, с песнями и плясками. Однако встречают индийского жениха только мужчины, в первую очередь, - отец и дядя невесты. Женщины в это время вообще стараются не попадаться жениху на глаза, поскольку это плохая примета. Уже у самых ворот жениха должен встретить младший брат невесты. И не только встретить, а и расцеловать, омыть ноги будущему родственнику.

Шубхо дришти - первый взгляд

Свадьба в Индии начинается вечером у дома невесты со знаменательного обряда - шубхо дришти. Для этой цели специально возводится шатер, покрытый дорогим тентом с четырьмя пальмами по углам. Внутри и снаружи шатер украшают яркими цветами, в основном желтого цвета. Жених стоит перед шатром на камне и ждет, когда появится его невеста. Девушку выносят носильщики на деревянном паланкине и проносят семь раз вокруг будущего мужа. Гости обращаются с просьбой к молодым взглянуть друг на друга в первый раз. Таким образом совершается свадебный ритуал «шубхо дришти», который переводится как «первый взгляд».

Венчание в Индии

Венчание в Индии совершается натощак. Для него изготавливается маленький бамбуковый храм «веди», который сверху покрывается тентом. Внутри храма горит священный огонь.

Сари невесты и кушак жениха соединяют между собой, символизируя, что молодые люди теперь соединены. Брахман читает молитвы, поет мантры, берет клятву с жениха и невесты. В конце венчального обряда он связывает руки молодых гирляндой из цветов. Это символизирует, что отныне и души двух людей связаны навеки. Жених с невестой должны обойти свадебный огонь семь раз. Теперь юноша с полным правом может назвать свою девушку женой. В подтверждение этого он наносит красную краску на ее лоб и пробор.

Празднование в бозаргане

После обряда венчания все направляются в бозарган. Это - специальное помещение, где начинается веселый свадебный марафон с индийскими песнями и танцами до следующего утра.

Затем молодые остаются отдыхать в доме невесты. Там они, по традиции, спят еще в разных комнатах.

Провожают молодую жену в дом ее мужа

На следующий день молодожены в свадебных нарядах направляются к дому мужа, где получают подарки и очередное благословение от всех родителей. Теперь свой первый визит в родительский дом молодая жена сможет нанести только спустя месяц. Таковы индийские традиции.

В целом второй день индийской свадьбы достаточно спокойный, всем нужно хорошо отдохнуть и восстановиться после вчерашнего драйва.

Приезд в дом мужа родственников жены

На третий день в дом мужа приезжают родственники жены с многочисленными подарками. Для них накрывают богатый праздничный стол, и шумное веселье постепенно разворачивается с новой силой. Впереди еще много свадебных развлечений.

Подарки

Подарки в индийской культуре (особенно свадебные) занимают одно из главных мест. Они должны быть красивыми, дорогими и востребованными. В этой стране принято преподносить золотые изделия, технику, картины, часы, антиквариат. Чем ближе родственные связи, тем значительнее должен быть индийский свадебный подарок, который молодые никогда не открывают при гостях.

В Индии охотно возьмут в качестве подарка деньги, но сумма должна быть нечетной, поскольку такое число всегда приносит удачу и материальное благополучие.

Упаковываются подарки в бумагу ярких цветов, преимущественно желтую и красную.

Есть и свои табу: нельзя дарить алкоголь, и любые предметы из бычьей и свиной кожи.

Образ индийской невесты и жениха

Индийские девушки обладают особым очарованием, поэтому должны носить яркую и красивую одежду. Свадебное сари должно изготавливается в красных и желтых цветах, которые символизируют чистоту и девственность. Интересно, что белый цвет считается в Индии траурным.

Сари невесты украшается стразами, вышивкой, бахромой и многими другими роскошными атрибутами. Со стороны может показаться, что чем больше будет на невесте аксессуаров, тем лучше. Но это не так. Все детали туалета молодых регламентированы древними традициями. Здесь есть место инициативе, но не самодеятельности.

Поддерживает свадебный наряд невесты золотой пояс. Блузка подбирается под цвет сари и также украшается вышивками, стразами, бисером.

На шею индийская невеста надевает золотое ожерелье, которое передается ей по наследству от матери. Это лишь одно из многочисленных украшений невесты, которая увешена серьгами, цепочками и браслетами, как новогодняя елка. Все они выполнены из драгоценных металлов и камней, бижутерия используется только в бедных семьях.

Отличительным украшением индийской невесты является большая серьга, которая тянется от носа к уху, как на фото:

Уже на самом свадебной празднике девушке наносят хной бинди - точка на лбу, которая отличает замужнюю женщину. Бинди обычно рисуется круглой формы, но может быть в виде овала и даже треугольника.

Особо следует сказать о свадебной прическе индийской девушки, которая должна быть аккуратно уложена, украшена драгоценностями и цветами. Никаких распущенных волос, сложных конструкций и прочих модных причесок индийским девушкам носить нельзя. Что-то особенное женщина может позволить только наедине с супругом.

Свадебный макияж призван подчеркнуть необыкновенную глубину глаз девушки, а также ее красивые черные брови.

Очень броско и нарядно одевается на свадьбу индийский жених. На нем узкие штаны, расшитый золотом красно-белый свадебный сюртук подпоясан красивым красным кушаком. Туфли жениха расшиты бисером, а на голове - красивый свадебный тюрбан.

Все убранство жениха, расшитое бисером, вышивкой и бусинками, переливается на солнце. В некоторых индийских штатах лицо жениха принято частично скрывать красивыми подвесками.

Свадебное торжество в Индии уходит своими корнями в многовековую историю этой страны. По традиции, оно отмечается очень ярко, пышно, с настоящим народным размахом. Свадебных ритуалов настолько много, что изучить их непосвященному практически невозможно. Мы предлагаем вам посмотреть видео, на котором индийская свадьба представлена во всей красе.

Если вы каким-то образом знакомы со свадебными традициями этой страны, то с удовольствуем прочитаем о вашем опыте в комментариях.

Культура Индии привлекает любителей экзотики со всей планеты. Даже в современном мире, с его глобализацией, Индия остается уникальным государством со специфической культурой и сохранившимся с древнейших времен традициями. Индийские свадебные платья достойны отдельного обсуждения. Даже в повседневные дни наряды индианок поражают яркостью и красотой. В Индии нередко можно встретить мужчину в традиционном костюме шеврани или женщину в сари, а уж в день бракосочетания еще больше индийцев вспоминают о своих корнях. Это накладывает определенный отпечаток на то, какие платья надевают в Индии в день свадьбы.

Традиционный свадебный наряд индианки

Традиционный наряд на свадьбу для индианки - это сари. Сари было изобретено больше пяты тысяч лет назад. О создании этого национального костюма придумано несколько легенд. Согласно одной из них, юноша ткал полотно. Задумавшись о своей возлюбленной, он не заметил сам, что полотно получилось слишком длинным. Но оно было таким красивым, что все пришли в восхищение, и сари стал традиционной одеждой для женщин Индии. До сих пор изготовлением сари занимаются в основном ткачи мужского пола. Они придумывают новые узоры, украшения, необычные цвета для сари.

В различных областях Индии традиции и обычаи немного разные, даже в разных районах сари могут носить различными способами. Всем известный и наиболее распространенный вариант называют «ниви». Этот способ предполагает оборачивание полотна вокруг талии, а затем - перебрасывание через плечо. Тем, кто никогда не примерял сари, может показаться, что это очень просто. На самом деле оборачивание сари - сложный процесс. Важно сделать этот так, чтоб ткань не перекрутилась, а ее складки лежали равномерно и изящно.

Если девушка надевает сари впервые в честь свадьбы, она может воспользоваться скрытыми застежками - булавками или пуговицами - чтобы закрепить наряд на теле. Однако по правилам этого делать не полагается. Современные девушки могут надеть под сари специальную кофточку - чоли, и юбку, Это не является истинно индийской традицией, а было перенято у британских колонизаторов, которых очень смутил вид обнаженной кожи индианок.

Для изготовления традиционных свадебных сари используются тонкие и воздушные ткани -шелк, огранза или шифон. Самые богатые жительницы Индии могут позволить себе свадебное сари из мисорского шелка. На края сари наносятся замысловатые узоры, украшения в виде цветов, листьев, плодов. Вышивку делают золотыми нитями. Согласно примете, самый сложный узор на сари предвещает самую гармоничную и счастливую жизнь в браке. Также для украшения сари используются всевозможные бусины, бисер и даже драгоценные камни.

В отличие от европейской моды, где традиционным цветом невесты считается белый, в Индии предпочтение отдается красному цвету. Он ассоциируется с любовью и радостью, которые должны ожидать молодоженов в совместной жизни. Дополнительным цветом признается золотой - он означает процветание, достаток и благополучие. Хотя со временем цвету свадебного сари и стали придавать не такое большое значение, все же невесты чаще всего выбирают красный или зеленый, который также символизирует счастье в супружестве.

Современные свадебные платья в Индии

Влияние западной моды не могло пройти мимо индии, поэтому все больше молодых индианок выбирают не традиционное свадебное сари, а нечто более европейское, приближенное к мировой моде как по фасону, так и по цветам. Но даже в таком случае индийские невесты не перестают выглядеть экзотично и сказочно, так как в любой наряд в некоторой мере вносится национальный колорит.

Силуэт «Русалка»

Платье-русалку можно назвать неким компромиссом между западной модой и индийскими традициями. Такой фасон нередко можно увидеть и на европейской невесте, и на индианке. Облегающее одеяние, сильно расширяющееся от колен к подолу, прекрасно подчеркивает фигуру невесты, а традиционная яркая отделка делает его вычурным и по-настоящему торжественным.

Свадебное сари

Сари в день бракосочетания выбирают очень многие индианки. Даже повседневное сари - это всегда красочная одежда, а для свадебного костюма выбирают самые яркие украшения и цвета. Сегодня невесты из Индии не стесняют себя в выборе цвета для сари: красные, желтые, синие, зеленые, фиолетовые оттенки соседствуют с белыми, бежевыми, кремовыми и нежно-розовыми. Если вы хотите сделать свадьбу в национальном индийском стиле и соблюсти максимум традиций и обычаев, то без свадебного сари обойтись ни в коем случае нельзя.

Индийские орнаменты

Для стилизованной свадьбы необязательно в точности повторять свадебную церемонию Индии. Даже вполне обычное белое свадебное платье можно сделать особенным, если расшить его красивыми и яркими узорами. Это могут быть любые рисунки, которые хочет видеть на своем платье невеста, а могут быть и традиционные орнаменты,которыми украшаются индийские сари и другая национальная одежда. Для вышивки можно использовать золотые нити, а можно и серебряные. Усилить сходство с индийским свадебным костюмом помогут стразы. Бусины, жемчуг и бисер.

Пышная юбка

Наряд с пышной юбкой - еще одна черта, присущая традиционным индийским нарядам. Такой свадебный наряд непременно должен быть ярким: оранжевым, розовым, фиолетовым, синим или красным. Чтобы подчеркнуть индийские корни наряда, к пышно юбке лучше всего подобрать топ на одно плечо, со свободным рукавом или ассиметричной лямкой. Такой фасон внешне напоминает сари, а яркие цвета, вышивка, украшения стразами и камнями делают сходство еще больше.

Аксессуары и украшения

Большое количество аксессуаров и украшений - одна из главных особенностей индийской невесты. Существует версия, что любовь индианок к обилию украшений объясняется тем, что муж мог в любой выгнать жену из дома, позволив ей забрать только то, что в данный момент на ней надето. Хотя сейчас такая практика уже давно в прошлом, обилие украшений осталось характерным признаком индийской культуры. Другое поверье гласит, что чем больше украшений наденет на себя новобрачная в день свадьбы, тем счастливее будет совместная жизнь после нее.

Молодая индианка может надеть на бракосочетание множество браслетов, массивные ожерелья, большие яркие серьги, а также традиционное украшение в нос. Все эти украшения обычно золотые, с обилием крупных и ярких камней. Обязательный элемент костюма индийской невесты - это бинди, красная точка на лбу. Кроме того, кожу новобрачной могут украшать рисунки, выполненные при помощи хны. Мехенди - так называется этот узор - имеет множество видов. У каждого из которых есть собственное значение.

Индийские свадебные сари отличаются удивительным разнообразием. Несмотря на то, что фасон их практически идентичен, каждый свадебный наряд делают уникальным, со своим собственным узором и украшениями. Какой бы достаток ни имела семья невесты, молодой невесте стараются собрать самый дорогой и красивый наряд, чтобы он оберегал девушку от злых духов и подарил ей счастье в будущем браке. Если вы хотите сделать свое свадебное платье выдержанным в индийском стиле, вы можете ознакомиться с фото индийских невест и найти своей вдохновение.