Какие бывают учителя? Развитие качеств творческого мышления.

Марина Скорода
Творчество в жизни детей

Творчество в жизни детей

«В глубине человека заложена творческая сила ,

которая способна создать то, что должно быть,

которая не дает нам покоя и отдыха, пока мы

не выразим это вне нас тем или иным способом»

Йоганн Вольфганг Гёте

В современном мире очень остро стоит вопрос о досуге и занятости детей разного возраста . И это неспроста, ведь ни для кого не секрет, что современные дети все чаще предпочитают чтению книг просмотр телевизора, а занятию творчеством компьютерные игры , и даже «живое» общение часто заменяется общением в социальных сетях и онлайн играх. Такие увлечения постепенно вытесняют полезные и интересные занятия. Дети, чей досуг сводится к длительному сидению перед экраном или монитором, перестают мечтать и фантазировать. Многие эксперты сходятся во мнении, что в результате постоянного просмотра телевизора и сидения у компьютера происходит настоящая дезадаптация к реальной жизни . Ребенок начинает меньше общаться со своими сверстниками и отвыкает думать сам, так как визуальный канал информации является самым простым и не требующим серьезных умственных усилий для его восприятия. Как же помочь ребенку не утратить свою индивидуальность? Как увлечь его в мир фантазий и новых открытий? Нужно просто предложить ребенку альтернативу, например, занятие рукоделием.

Учеными доказано, что занятия творчеством действительно играют важную положительную роль в развитии психических и эмоциональных качеств ребенка.

Развитие мелкой моторики пальцев рук. Центры головного мозга, отвечающие за речь, внимание, координацию движений и воображения, то есть за ключевые способности, тесно связанны с пальцами и их нервными окончаниями. Занимаясь рукоделием, ребенок выполняет различные действия непосредственно кончиками пальцев, что оказывает положительное влияние на речевые зоны коры головного мозга.

Концентрация внимания. Аккуратная, мелкая и тонкая ручная работа развивает внимание, организует и дисциплинирует мышление; у тех детей , кто любит кропотливый труд, речь ясная, точная.

Сенсорное развитие. Сенсорные процессы доминируют в процессе знакомства ребенка с окружающим миром. Восприятие и ощущение играют ключевую роль в формировании интеллектуального развития ребенка. При занятии различными видами рукоделия у ребенка закладываются основные представления о различных свойствах предметов : их форме, положении в пространстве, величине, восприятие цвета. А так как все основные сенсорные навыки закладываются в раннем и дошкольном возрасте, то приучать детей к ручному труду рекомендуется с самого раннего возраста.

Развитию волевых качеств личности способствует художественный ручной труд, а также развивает речь ребенка, подготавливает руку к письму, развивает внимание, воображение, фантазию, воспитывает любовь к труду.

Развитие пространственного мышления. Ручной труд развивает пространственное воображение. Недаром множество математических идей почерпнуты из ремесел, таких как вязание, вышивание крестом, вышивка лентами.

Развитие воображения. Выбор материала, подбор цветов, создание гармоничной композиции будят творческое начало , присущее всем детям.

А также занятия рукоделием способствуют развитию художественных способностей, эстетического вкуса, умения наблюдать окружающий мир, видеть в нем как можно больше доброго, светлого и радостного.

Более 10 лет своей работы в детском саду я уделяю особое место развитию творческих способностей у дошкольников. Приобщая детей к этому волшебству , я не только передаю им свой опыт, но и создаю у них потребность самим создавать красоту. В своей работе я стремлюсь к тому, чтобы дети применяли и комбинировали разные техники и способы изображения в одной поделке, учились думать, самостоятельно решать, какую технику и материал использовать, чтобы тот или иной образ получился более выразительным. В процессе работы я заметила, что на занятиях с использованием нетрадиционных видов художественного труда дети проявляют большую активность и работоспособность, меньше отвлекаются и работают более сосредоточенно, что становится залогом успешной предпосылки к раскрытию творческого потенциала .

Опыт показывает : для того, чтобы привлечь ребенка к занятию рукоделием, нужно его заинтересовать. Например, рассказать, что уже с четырех лет на Руси девочек учили ткать; что на Востоке только мужчинам разрешалось заниматься золотым шитьем; а искусство макраме родилось из невинного развлечения матросов на кораблях.

Начинать обучение необходимо с самых простых приемов, постепенно увеличивая степень сложности. Например, обучение вязанию крючком лучше начать, используя толстый крючок и толстую пряжу. Совсем не обязательно сразу вязать какие-либо изделия. Закрепить приемы вязания воздушных петель («косички» ) можно, сделав открытку или панно в технике аппликации из вязанных шнурочков.

Большой простор для творчества представляет собой бисероплетение. Самое простое, с чего можно начать это нанизывание бисера (а для детей помладше бусин ) на леску или нитку. Разнообразить занятие можно, используя бисер и бусины разных форм, размеров, цветов, предлагая ребенку составить определенную последовательность низания. Или нанизать три нитки бисера и сплести из них косичку. Очень нравится детям бисероплетение на проволоке параллельными рядами. В этой технике можно плести что угодно : фигурки людей, животных, насекомых, птиц; цветы и деревья; простейшие модели транспорта и т. п.

Не менее привлекательным занятием для ребенка может стать вышивание.

Также детей привлекает создание аппликации из стриженных ниток. Это совсем не сложное занятие, но оно поможет ребенку в развитии воображения, мелкой моторики рук, а также закрепит навык работы с ножницами.

В заключении хочется сказать, что каждый педагог выбирает свои формы и методы работы с детьми, но все мы придерживаемся того, чтобы направить детей на расширение кругозора, на формирование эстетического и художественного вкуса, на развитие их креативности.

Публикации по теме:

Фотоотчет "Зимнее творчество детей" Цель: Расширять представления о зиме. Побуждать детей отражать полученные впечатления в разных непосредственно.

Конспект родительского собрания «Художественное творчество в жизни дошкольника» Тема: Художественное творчество в жизни дошкольника. Дата проведения: 26 января 2017 год. Цели: Создать условия для овладения нетрадиционными.

Конспект занятия по здоровому образу жизни в подготовительной группе «Мы за здоровый образ жизни!» Тема: «Что такое здоровый образ жизни». Цель: формирование осознанного отношения к здоровью и здоровому образу жизни Задачи:.

Консультация для родителей «Игра в жизни ребенка пятого года жизни» Игра занимает важнейшее место в жизни ребенка. В практике детского сада широко используются игры: дидактические, ролевые, строительные,.

Обобщение семейного опыта по формированию здорового образа жизни у детей третьего года жизни Раннее детство – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех человеческих начал. Именно в этом возрасте закладываются основы.

Фамилия, имя автора статьи (полностью): Слепенко Анна Петровна

Класс (курс): 2 курс, группа СД-2

Название ОУ (полностью): Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ростовской области «Донской педагогический колледж»

Фамилия, имя, отчество руководителя (полностью): Гончарова Елена Юрьевна

Тема работы: Роль и значимость искусства в развитии творчества ребёнка дошкольного возраста

e-mail: [email protected]
Роль и значимость искусства в развитии творчества ребёнка дошкольного возраста

Слепенко А. П.

ГБПОУ РО "ДПК" г. Ростов-на-Дону

Проблема:могут ли произведения искусства влиять на развитие изобразительного творчества ребёнка?

Цель: показать какую роль и значимость имеют произведения искусства в развитии изобразительного творчества ребёнка.

Объект: развитие изобразительного творчества ребёнка

Предмет: ознакомление с произведениями искусства как средство развития изобразительного творчества ребенка

Гипотеза: развитию изобразительного творчества ребенка могут способствовать целенаправленные, систематические и интересные занятия с использованием произведений искусства.

Ах детство, какая это прекрасная пора. Детство- время, когда весь мир для нас одно огромное полотно, которое можно расписать разными цветами. Детство-время, которое позволяет нам мечтать о чём-то, чего не бывает на свете, к примеру: о неведомых нам волшебных мирах, где всё сделано из ваты или из шоколада; о несуществующих животных и птицах ; о цветах, которые умеют говорить.

Это наше детство. Да, наивное! Да, верящее в чудо! Но, бесспорно, весёлое и полное жизни чудесное детство!

Как же порой приятно вспоминать о некоторых моментах этого прекрасного времени. Готова спорить, что у каждого человека сохранились воспоминания о моментах или действиях из детства, которые повлияли на его дальнейший род занятий, выбор профессии, хобби, ну или просто повлияли на его характер.

Хочу привести пример из собственной жизни. Я до сих пор помню тот день, когда мой папа привёз мне из командировки в подарок большой набор юного художника. В этом наборе были все художественные принадлежности, о которых могла мечтать трёхлетняя девочка. Для меня это были не просто кисточки с красками , это было нечто большее. Это были инструменты, с помощью которых я могла создать свой собственный мир. Когда я рисовала, пусть изначально все мои рисунки были просто каракулями, мне казалось, что мои рисунки- произведения искусства. Моё воображение позволяло мне придумывать «зебрамота» (скрещение зебры и бегемота), который имел тигровую окраску, так же «котосома» (скрещение кота и сома) и других небывалых существ. В общем, моё воображение было живее всех живых.

Я до сих пор храню свои детские рисунки вместе с подделками, которые делала ещё в детском саду. Они пробуждают много приятных воспоминаний и моментов, которые навсегда остаются в памяти любого человека.


Но сейчас, вспоминая то, как мой папа подарил мне мой первый художественный набор, который пробудил во мне желание творить, я думаю, а какой бы я сейчас была, если бы в моей жизни не было интереса к искусству и изобразительной деятельности? Я не могу даже представить себя без кисточки и красок в руках, ведь они стали частью моей жизни, такой возможностью самовыражения своих чувств, эмоций, в общем всего того, что просто так на словах нельзя сказать.

Вот вроде, такой небольшой подарок, а как он смог повлиять на формирование интереса ребёнка, то есть меня. Вот из таких мелочей и складывается наше будущее.

А теперь давайте представим себе, что будет если убрать искусство и изобразительную деятельность из жизни детей. Как Вам кажется, какими людьми они вырастут, если из их детства вырвать возможность творить - такую способность выражать себя? Что будет потом с нашим Миром, если у будущего поколения не будет стремление к высокому, к прекрасному, к всему тому, что в нас воспитывает искусство?
Под словом "творить" я не имею ввиду только рисовать или делать подделки. Под этим словом я обобщаю всё то, что делает ребёнок своими руками и воображением. Ведь собирать различные новые модели роботов - тоже своеобразное детское искусство, они используют свою фантазию и придумываю что-то новое, что даже не каждому взрослому может прийти на ум. Делать человечков или другие фигурки из пластилина, вырезать платья из бумаги для кукол, делать композиции из листвы и т.п. Я считаю, что всё это – детское творчество.

Но какую же роль играют произведения искусства в развитии изобразительного творчества ребёнка?

Первоначальное понимание искусства закладывается в нас ещё с детского сада. Именно там формируются наши первые представления об этом. Таким образом, можно утверждать, что одной из важных задач дошкольного воспитания является введение дошкольников в мир художественно-эстетической культуры. Накопленные ребенком в этом возрасте впечатления и знания реализуются затем на протяжении всей жизни.

Одна из главных задач детского сада и воспитателей - создать условия для воспитания ребенка творческой, всесторонне развитой личностью. Развивать у детей доброту сердца, чуткость души, действенную любовь ко всему прекрасному, художественный вкус, творческое воображение и творческую активность, дать им первые ориентировки в эстетической и художественной культуре - вот задачи, которые стоят перед воспитателями и детским садом. Для этой высокой цели по самой своей природе предназначено искусство, и в том числе занятия по изодеятельности. Именно они обладают таким воздействием на ребенка, что формируют и развивают его всесторонне:

Углубляют и направляют эмоции;

Возбуждают фантазию;

Развивают глазомер и ручную умелость;

Формируют нравственные принципы;

Участвуют в развитии универсальных способностей.

На данный момент мнение современных ученых таково: работа пальцев способствует развитию речи. В рисунке повествовать значительно проще. Рисуя, ребенок отражает и упорядочивает свои знания о мире, осознает себя в нем. Предварительно нарисовав события, ему легче рассказать о нем. Вот почему, по мнению специалистов, рисовать ему так же необходимо, как и разговаривать.
Занятия рисованием - это еще и огромный источник радости, не сравнимой ни с какой другой радостью. Создавая свою картину, ребенок постигает окружающий мир, но, что очень важно, постигает самого себя - а это первый шаг к самовоспитанию. Самовоспитание уходит своими корнями в детство, начинаясь с узнавания самого себя. И узнавание это, как говорил В.А.Сухомлинский, должно быть обязательно радостным. Вот пятилетний ребенок нарисовал картинку - и с удивлением смотрит не только на творение своих рук, но как бы и на самого себя: «Неужели это сделал я? »

Важно, чтобы дошкольники имели запас представлений и знаний о явлениях и предметах, художественно отраженных в произведении искусства, иначе ребёнок просто не поймёт то, что вы хотите до него донести.

Художественные произведения должны оказать эстетическое воздействие на детей и должны быть выполнены средствами доступными их восприятию, ведь если использовать слова или выражения, которые дети ещё не в состоянии понять, то это может вызвать большие затруднения в понимании и восприятии произведения детьми.

А также хочу заметить, что глаз, воспитанный на наблюдении многообразии форм, на изучении красочных сочетаний в природе, будет более восприимчив к красоте искусства. Чем больше опыт наблюдения, тем глубже восприятие произведения искусства. Воспитывать глаз эстетически – значить, сделать его восприимчивым к красоте цвета и форм, способным замечать изящное в предметах и явлениях, проникаться восторгом и радостью перед гармонией природы. И это очень важная часть!

Для эстетического развития ребёнка в процессе наблюдения необходимо развивать эстетическое восприятие, учить детей видеть эстетическое свойство и признаки предметов, разнообразие и красоту форм, сочетание различных цветов и оттенков. Необходимо постоянно развивать у детей способность понимать, чем красив тот или иной предмет, то или иное явление. Умение созерцать красоту, наслаждаться ею очень важно для развития детского творчества. Главное, надо стараться всё это показывать на своём примере. Ведь если мы будем пытаться втолковать всё это маленькому ребёнку, а сами при этом не будем проявлять никакого интереса ко всему вышеперечисленному, то можно смело заявить, что всё было впустую. Для маленького ребёнка его родители - главный пример для подражания. Нельзя забывать об этом!

На занятии, да и в другие режимные моменты необходимо систематически направлять внимание детей на красоту окружающих нас предметов, замечать эту красоту, научить бережно, относиться к ней. Знакомство с произведениями искусства оказывает большое влияние на изобразительную деятельность детей. Дети должны увидеть художественные достоинства предмета, которые им предстоит изображать, просто выделять его свойства - форму, строение, движение, и т. д. Иначе понятие «красивое» не приобретет в их глазах конкретный смысл. Но как это сделать?

Необходимо день за днем вести наблюдения за природой, обращать внимание на то, как светит солнце, как плывут облака. Необходимо дать возможность детям пофантазировать. Такого рода наблюдения, подкрепленные поэтическими строками, умение созерцать красоту, наслаждаться ею - важный фундамент эстетического развития человека. Только нужно не забывать обо всём этом и уделять достаточно времени, зато потом ваш ребёнок в будущем скажет Вам спасибо.

Но самое важное, чтобы и родители поверили в своих детей, увидели их способности, нашли время для общения с ними - это так необходимо для полноценного развития. Ведь не секрет, что родители мало видят своих детей и мало с ними общаются из-за напряженного ритма жизни, постоянной спешки и многих других причин. Часто, когда работы вывешиваются на выставке, приходилось слышать разговор родителей о детском рисунке в присутствие ребенка. Бывает так, что родитель, сравнивая работу своего ребенка с работами других детей, начинает критиковать ее, не зная или забывая о том, что ребенок отождествляет свою работу с самим собой. Он несет окружающему миру свою работу как своего представителя. Поэтому все, что мама говорит о рисунке, ребенок переносит на личностный план. Анализ детского рисунка требует большой осторожности и такта. Так что нужно следить за тем, что Вы говорите и о чём в говорите в присутствие своего ребёнка.

Таким образом, я смело могу подвести итог моей исследовательской работы, которая была посвящена роли и значимости искусства в жизни ребёнка.

Как Вы сами могли заметить в моей работе тот факт, что искусство обязательно должно присутствовать в жизни любого ребёнка, начиная с его младенчества. Этот факт неоспорим и доказан. Но самое главное то, что всё зависит от нас с Вами, то есть от родителей и воспитателей ребёнка. Именно мы помогаем ему сформироваться и найти себя в этой жизни. Мы являемся проводниками в светлое и доброе будущее наших детей . Прошу Вас, помните об этом!

Спасибо большое за ваше внимание! Надеюсь Вам понравилась моя работа Список использованной литературы:

Нина Дмитриева. Происхождение искусства // Всеобщая история искусств. Том 1. Москва, 1956.

Валлон А. Психическое развитие ребенка. – М.: Просвещение, 1967.

Аристотель. Соч. в 4-х т. М., 1983. Т. 4

Поспелов Г.Н. Искусство и эстетика.- М.: Искусство, 1984.

Столович Л.Н. Жизнь-творчество- человек: Функции художественной деятельности.- М.: Политиздат, 1985. С. 3

Нежнов Г.Г. Искусство в нашей жизни.- М., «Знание», 1975. С. 29

Столович Л.Н. Жизнь-творчество - человек: Функции худож. деятельности.- М.: Политиздат, 1985.

художественного творчества дошкольников

Коробова Татьяна Владимировна,
воспитатель высшей квалификационной категории
ГБДОУ детский сад №118
Выборгского района Санкт-Петербурга

Органы чувств новорожденного ребенка начинают функционировать с момента его рождения. Ребенок растет, его зрение, слух, обоняние, осязание, вкус развиваются вместе с ним и ежедневно помогают малышу узнавать все больше нового и интересного. Вся жизнь ребенка связана с бесконечным ощущением и восприятием окружающего мира, с его красками, формами, звуками и т.п.

В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников. Статья предназначена для воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста.

Дети и творчество - понятия неразделимые! Малыши любят рисовать, лепить, вырезать и наклеивать, конструировать, получая возможность передать то, что их взволновало, что им понравилось, что вызвало у них интерес. Формирование творческой личности - одна из наиболее важных задач в воспитании ребенка. В процессе художественного творчества дошкольники испытывают целую гамму чувств: радуются созданному красивому изображению, огорчаются, если что-то не получается, стремятся преодолеть трудности или пасуют перед ними. Углубляются представления малышей об окружающем мире, они осмысливают качества предметов, запоминают их характерные особенности и детали, овладевают изобразительными навыками и умениями, учатся осознанно их использовать. Если присмотреться, то заметно, что полученные ранее детьми впечатления отражаются в их художественном творчестве, но в то же время в процессе создания продуктов художественного творчества дети получают новые впечатления. Таким образом, можно сказать, что взаимосвязь впечатлений и художественного творчества дошкольников создает непрерывный процесс познания окружающего мира!

Художественное творчество, включающее рисование, лепку и аппликацию, является одним из самых интересных видов деятельности детей дошкольного возраста. Художественное творчество позволяет ребенку отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем, выразить свое отношение к ним. Вместе с тем художественное творчество имеет неоценимое значение для всестороннего эстетического, нравственного, трудового, умственного развития детей.

В каждом человеке заложена творческая искра. У одних людей она развита лучше, у других хуже. Для развития творческих способностей детей необходимо грамотное руководство со стороны взрослых. Одной из ключевых частей творчества является воображение, которое заключается в способности придумывать новые образы, новые решения, новые задачи.В зависимости от самостоятельности и оригинальности образов воображение бывает воссоздающим и творческим. В воссоздающем воображении ведущую роль играют образы памяти. Творческое воображение заключается в самостоятельном создании новых образов. В детском художественном творчестве оба эти вида воображения тесно переплетаются, задача педагогов - помочь ребенку научиться использовать их в полной мере, развить творческие способности каждого малыша. Лучшим способом для достижения этого являются детские впечатления! Помогите детям получить их как можно больше!

Несколько советов для воспитателей ДОУ и родителей - как с помощью детских впечатлений развить художественное творчество дошкольников:

1. Обогащайте жизненный опыт дошкольников - читайте сказки, стихи и художественные рассказы, рассматривайте иллюстрации в книгах. Обсуждайте прочитанное с детьми. Поощряйте детское сочинительство, это способствует развитию воображения!

2. Ходите с дошкольниками в театры, музеи, ездите на экскурсии и т.д. Заранее продумывайте маршруты, темы для обсуждений, интересные детям. Выслушайте внимательно все впечатления от поездки каждого ребенка, обсудите их с ними, задавая наводящие вопросы!

3. Воображение формируется в процессе творческой переработки жизненных впечатлений. Учите детей рисовать, лепить все то, что они видели, рассказывать обо всем, что они пережили. Но в то же время поощряйте рисунки и лепку по замыслу. При необходимости обсудите вместе с ребенком задуманный сюжет, помогите мысленно увидеть задуманное. Возможно, фантазия переплетется с действительностью, и это - замечательно!

Уважаемые взрослые! Успешный человек - всегда творчески одаренная личность. Помогите детям вырасти именно такими! Это нетрудно, просто помогите малышам накопить за детские годы как можно больше разнообразных ярких положительных впечатлений!

Литература

1. Энциклопедический словарь «Общая психология» под ред. А.В. Петровского, М. - СПБ, «Речь», 2005

2. Коробова Т.В. «Роль творческого воображения у дошкольников», электронный журнал «Экстернат», 09.08.2012

Валентина Забелина

Художественное творчество , рисование – один из самых интересных видов деятельности детей дошкольного возраста. Эта деятельность позволяет ребенку показать в образах свои впечатления об окружающем мире, выразить свое отношение к нему. Нет сомнений в том, что родителям и педагогам необходимы знание специфики детского творчества , умение тонко, тактично, не навязывая детям своего понимания и представления, поддерживать инициативу ребенка , самостоятельность в овладении навыками рисования .

Что же представляет собой художественное творчество ребенка-дошкольника ? Создавая изображение, ребенок осмысливает качества предмета или явления, запоминает характерные особенности и детали разных предметов и связанные с их передачей действия. В процессе рисования ребенок испытывает разнообразные эмоции (радуется красивому изображению, любуется им, если что-то не получается, старается добиться результата или, наоборот, теряется, опускает руки, отказывается заниматься).

Каждый ребенок , создавая образ того или иного предмета, передавая сюжет, вносит в изображение свои чувства, свое понимание. В этом и заключается художественное творчество ребенка дошкольного возраста. В своих рисунках дети отражают впечатления от окружающего их мира. Для того чтобы они смогли что-то нарисовать , необходимо разнообразие в этих впечатлениях.

Задача взрослого – целенаправленно формировать знания и представления об окружающем мире у детей путем специальных наблюдений, обогащая сенсорный опыт, постепенно и последовательно развивать восприятие, образное, эстетически окрашенное, эмоционально положительное. Дети должны увидеть художественные достоинства предмета, который им предстоит изображать, а не просто выделить его свойства – форму, строение, цвет. Иначе понятие «красивое» не приобретет в их глазах конкретный смысл.

Обязательно нужно наблюдать за природой, обращая внимание на то, как светит солнце, как плывут облака. Можно дать детям пофантазировать, на что похожи тучки, гонимые ветром. Такого рода наблюдения, подкрепленные поэтическими строками, умение созерцать красоту, наслаждаться ею – важный фундамент в развитии детского творчества .

Постепенно у детей накопится запас представлений, который и составит базу для работы воображения. Представления меняются, комбинируются, складываются в новые образы. И становятся богаче замыслы рисунков.

Не забудем о разнообразных играх, сказках, произведениях художественной литературы . Полезны специальные упражнения – словесные описания, придумывание окончаний к сказкам, составление собственных рассказов, складывание разных изображений из одного набора форм и деталей, дорисовывание простых фигур . Все это способствует развитию воображения, без которого не может быть творчества . И помним, доброе, внимательное, заинтересованное отношение взрослых окрыляет детей, способствует дальнейшему развитию их творческих способностей .

Рисование важно включить в жизнь ребенка задолго до школы : с помощью изобразительного творчества развивается мелкая моторика. Если малыша не заинтересовали ручки и карандаши, на помощь придут нетрадиционные техники рисования : как правило, дети охотно берутся за новые художественные материалы и не боятся экспериментировать, к тому же если взрослый живо, эмоционально объяснит способы действий и покажет приемы изображения.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Как правило, дети, имеющие высокий уровень развития мелкой моторики, умеют логически рассуждать, у них достаточно развита память, внимание, связанная речь.

Родители и педагоги, которые уделяют должное внимание этому вопросу, решают сразу две задачи :

во-первых, благотворно влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка ;

во-вторых, готовят детей к овладению навыком письма, что в будущем поможет

избежать многих проблем школьного обучения.

Художественное творчество , рисование развивает у дошкольников пространственное воображение, воспитывает стремление искать, думать, принимать самостоятельные решения. А такие черты необходимы подрастающему человеку и сейчас, и в будущем, кем бы он ни стал художником , строителем, педагогом или физиком… Многое зависит от нас, кто окажется рядом с ребенком у входа в сложный и многообразный мир.

(фото - НОД на тему "На яблоне поспели волшебные яблоки" (рисовали воспитанники 2-ой младшей группы по методу Макаревской "рисование по сырому " ; фото - конкурс "Лучшие постройки из снега" воспитанники подготовительной к школе группе из снега вылепили большую рыбу кит, черепаху, далее - назбрызгивали разноцветной водой из бутылки с пульверизатором, украшали их.







Художественное творчество дошкольников в современных условиях

Каждый педагог знает: способность детей сочинять, придумывать, рисовать требует систематического и целенаправленног о развития. Исследования Э.Г. Пилюгиной, О.Г. Тихоновой 3 убедительно доказывают: если не спешить с показом ребёнку способов рисования предметов в начальный период овладения деятельностью (т.е. до трёх, а то и до четырёх лет), тогда малыш значительно раньше начинает самостоятельно создавать изображения довольно сложных предметов. При этом, необходимо развивать его восприятие и заботиться, чтобы у него накапливались сенсорный опыт и культура.

Ребёнок не рождается фантазёром. Его способность сочинять, придумывать основывается на развитии воображения, т.е. «создании новых образов на материале прошлых восприятий». Воображение необходимо не только в деятельности изобретателя или учёного-эксперим ентатора, но и в наиболее абстрактных областях науки. Ни в какой другой области воображение не имеет такого исключительного значения, как в искусстве, в процессе художественного творчества. Без воображения, тесно связанного с образным мышлением (оба эти процесса основываются на образном эстетическом восприятии), невозможна ни одна художественно-тв орческая деятельность.

Следовательно, для изобразительной деятельности у детей необходимо развивать эстетическое восприятие, учить их видеть эстетические свойства предметов, разнообразие и красоту формы, сочетания цветов и оттенков. Тогда накапливаемые образы создадут тот сенсорный опыт, который, развиваясь, вступает во взаимодействие с вновь воспринимаемыми. Этому должна способствовать вся воспитательно-об разовательная работа. Ведь, как писал Л.С. Выгодский, «творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека, потому что этот опыт представляет материал, из которого создаются построения фантазии. Чем богаче опыт человека, тем больше материал, которым располагает его воображение» 4 . Также необходимо развивать образное мышление.

Каковы же условия развития творческой личности? Большие возможности для этого представляют игра и художественная деятельность. Дошкольный возраст сензитивен для развития воображения, и поэтому взрослый не дол-жен спешить давать ребенку ответы на поставленные вопросы. Имеется в виду повседневная жизнь детей. Педагогу необходимо сделать естественный процесс жизнедеятельност и детей творческим, ставить детей в ситуации познавательного, художественного, нравственного творчества. Специальная работа на занятии, в играх и т.о. нацеленная на развитие творчества, должна органично войти в жизнь ребенка.

Другое важнейшее условие проявления творчества художественной деятельности — это организация интересной содержательной жизни ребенка в дошкольном учреждении и семье; обогащение его яркими впечатлениями, обеспечение эмоционально-инт еллектуального опыта, который служит основой для возникновения замыслов и будет материалом, необходимым для работы его воображения.

В последние годы в ряде дошкольных учреждений занятия по изобразительной деятельности проводят специалисты. В связи с этим особенно важно, чтобы такой специалист хорошо знал детей группы и каждого ребенка отдельности. Ему необходимо поддерживать постоянный контакты с воспитателем, знать общий план работы педагога или участвовать в его составлении, анализе результатов работы. По согласованию с воспитателем специалист включает в общее содержание работы с детьми все, необходимо для последующей изобразительной деятельности (повседневное наблюдение за теми явлениями, которые будут изображаться, и т. д.) Очень полезно присутствовать на занятиях детей по другим видам деятельности, поддерживать взаимоотношения с родителями, советуя им в воскресные дни или в часы общения с детьми что-то понаблюдать, сходить с ребятами в музей и т. п. Чем больше взрослых людей работает с детьми, тем большее взаимодействие должно быть между ними. Единая позиция педагогов в понимании перспектив развития ребенка и взаимодействие меже ними — одно из важнейших условий развития детского творчества.

Освоение художественно-тв орческой деятельности немыслимо без общения с искусством. Только так ребенок поймет смысл, суть искусства, изобразительно-в ыразительные средства и их подчиненное значение. А на этой основе он лучше понимает и собственную деятельность.

Поскольку творчество — это всегда выражение индивидуальности, учет индивидуальных особенностей ребенка при целенаправленном формировании творческих способ-ностей необходим. Важно учесть и темперамент, и харак-тер, и особенности некоторых психических процессов (на-пример, доминирующий вид воображения), и даже настро-ение ребенка в день, когда предстоит творческая работа.

Непременным условием организованной взрослыми творческой деятельности должна быть атмосфера твор-чества. Мы имеем в виду стимулирование взрослым та-кого состояния у детей, когда "разбужены" их чувства, воображение, когда ребенок увлечен тем, что делает. При этом он чувствует себя свободно, раскрепощенно, ком-фортно. Это возможно, если на занятии или в домашней художественной деятельности царит атмосфера доверительного общения, сотрудничества, сопереживания, веры в силы ребенка, поддержки его при неудачах, сорадования достижениям.

Важнейшим условием развития творчества является комплексное и системное использование методов и приемов.

Творческая активность дошкольников обеспечивается мотивацией задания, бережным отношением к процессу и ре-зультату детской работы, материальным обеспечением их изобразитель-ной деятельности.

Условием развития детского творчества является также обучение, в процессе которого формируются знания, спо-собы действия, способности, позволяющие ребенку реа-лизовать любой замысел. Для этого знания, умения, фор-мируемые у детей, должны быть гибкими, вариативными, навыки - обобщенными, то есть применимыми в разных условиях. В противном случае уже в старшем дошколь-ном возрасте (к семи годам) у детей появляется так назы-ваемый "спад" творчества. Ребенок, понимая несовершен-ство своих рисунков и поделок, теряет интерес к изобра-зительной деятельности, что сказывается на развитии твор-ческих способностей дошкольника в целом.

Изобразительная деятельность зарождается в раннем возрасте. Если вовремя создать условия для ее появления и развития, она станет ярким и благодатным средством самовыражения и развития ребенка. С развитием изобразительной деятельности растет, развивается, изменяется сам ребенок.

Безусловно, для создания изображений и развития детского творчества принципиальное значение имеют воображение, положительное эмоциональное отношение детей к изобразительной деятельности и овладение детьми способами изображения, выразительными средствами рисунка.

Этому способствуют нетрадиционные техники рисования:

    пальчики - палитра,

    печать от руки,

    печатка (можно изготовить из ластика),

    тампонирование (рисунок наносится кусочком поролона),

    трафарет (чаще используется в сочетании с техникой "тампонирование"),

    набрызг (можно использовать зубную щетку),

    монотипия (используется гуашь разных цветов и согнутый пополам лист бумаги. Вначале эту технику можно использовать в качестве упражнений по развитию фантазии, воображения, чувства цвета и формы.),

    кляксография (для «продвижения» клякс можно использовать трубочку для коктейля. Игры с кляксами помогают развить глазомер, координацию и силу движений, фантазию и воображение.),

    рисование по сырой бумаге (акварельным мелком рисовать по сырой бумаге, расположенной на влажной салфетке),

    цветные ниточки свежеокрашенные ниточки выкладываются на одной стороне сложенного пополам листа, половинки листа складываются, прижимаются друг к другу, разглаживаются, затем, не снимая ладони с бумаги, нитки выдергиваются),

    граттаж (рисование-проца рапывание заостренной палочкой по восковой прокладке: цветной фон акварелью затирается воском, покрывается черной гуашью с небольшим количеством шампуня),

    рисование по мятой бумаге (в местах сгибов бумаги краска при закрашивании делается более интенсивной, что дает эффект мозаики),

    рисование восковыми мелками (краска скатывается с поверхности, по которой провели восковым мелом или свечой, и на цветном фоне появляется рисунок),

    штрих (можно рисовать сангиной, карандашом, углем).

Занимаясь рисованием, лепкой, аппликацией, дети узнают различные материалы (бумагу, краски, глину, мелки и др.), знакомятся с их свойствами, выразительными возможностями, приобретают навыки работы с ними. Расширяется запас знаний ребенка. Дети узнают орудия человеческой деятельности - карандаш, кисть, ножницы и усваивают способы действия с ними, а, следовательно, овеществленный в них общественно-исто рический опыт человечества, что, конечно, является важным для интеллектуальног о развития детей.