Социально-педагогическое сопровождение подростков из семей "группы риска" (на материалах г. Орла)

ДОКЛАД

«Социально-педагогическая поддержка и сопровождение учащихся и семей группы «Риска»

Цель: социально-педагогическое просвещение учителей с целью повышения их социальной культуры.

Ведущий: Бурдина М.С.

Социальные и экономические проблемы, национально-демографические и политико-правовые перемены в современной России коснулись и системы образования. Как следствие обесценивания духовно-нравственных идеалов, растет детская безнадзорность и беспризорность, падает жизненный уровень, увеличивается число неблагополучных семей. Дефицит гуманности и милосердия в обществе сказывается на детях.

Проблема помощи детям и подросткам обозначена в нашем обществе особенно остро. Особое внимание обращает на себя возрастающее число обучающихся с патологией, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи. Безусловно, таким детям необходима педагогическая реабилитации и коррекция.

Перед школой стоит задача организации действенной системы мер по профилактике отклонений в развитии личности и поведении детей и подростков – профилактике правонарушений среди несовершеннолетних.

Педагогический коллектив стремится, чтобы воспитательная система школы, включающая в себя учебный процесс, внеурочную жизнь детей, их деятельность и общение за пределами, образовательного учреждения, обеспечивала, возможно, более полное и всестороннее развитие личности каждого ребенка, формирование его самостоятельности и ответственности, гражданского становления.

Особенно актуальной проблема формирования всесторонне развитой, общественно-активной, социально-полноценной личности становится в том случае, когда речь идет о работе с детьми и подростками, находящимися в трудной жизненной ситуации, так называемой “группе риска”. К категории детей “группы риска” обычно относят детей из неблагополучных семей, плохо успевающих в школе, характеризующихся различными проявлениями девиантного поведения и т.д

Дети “группы риска” есть в каждом классе. Наблюдение за их поведением в коллективе, условиями проживания в семье, детско – родительскими отношениями, изучение личностных качеств, их социума позволили выделить следующие причины попадания обучающихся в “группу риска”:

Отчуждение детей от семьи, школы и общества,

    Неблагополучие в семье (в том числе недостаточная забота о ребенке со стороны родителей, конфликты в семье, жестокое обращение с ребенком, отсутствие и неучастие в воспитании ребенка одного или обоих родителей; злоупотребление родителями алкоголя и наркотических средств и др.,

    Низкий материальный уровень и плохие условия проживания; низкий образовательный и культурный уровень родителей; неправильное отношение и ошибки в воспитании, отрицание самоценности ребенка,

    Педагогическая запущенность ребенка (плохая успеваемость, отсутствие интереса к учению),

    Влияние дурной компании, окружения, социума (это особенно актуально, т.к. недостаточно стабильная организация социальной жизни микрорайона, отсутствие культурных, досуговых центров для подростков 13–16 лет, много учреждений дополнительного образования были закрыты, все это не способствует формированию здорового поколения),

    Продажа алкоголя и сигарет несовершеннолетним лицам,

    Пропаганда насилия и жестокости через средства массовой информации.

Необходимо так же отметить приток приезжих из других городов и республик, государств. В этих условиях очень важной является задача формирование норм толерантного поведения как у учеников, так и у родителей. Многие прибывшие семьи в наш город находятся в социально-опасном положении: родители злоупотребляют спиртными напитками, не имеют своего жилья. Как правило, проживают на съемных квартирах, дачах в условиях, не соответствующих никаким санитарно-гигиеническим нормам. Отсутствие регистрации не позволяет многим приезжим получить постоянную, хорошо оплачиваемую работу.

К внутренним факторам риска относятся:

    ощущение ребенком собственной ненужности,

    низкая самооценка, неуверенность в себе,

    недостаточный самоконтроль и самодисциплина,

    незнание и непринятие социальных норм и ценностей,

    неумение принимать адекватные решения в различных ситуациях,

    неумение правильно выражать свои чувства, реагировать на свои поступки и поступки других людей.

Как правило, ребенок получает клеймо “трудного”, если его поведение не соответствует ожиданиям взрослых и для его воспитания и обучения невозможно применить наработанные педагогические приемы и методы.

Задача педагогов в работе с детьми группы «риска» - организация индивидуального сопровождения– это обучение, воспитание и развитие учащегося.

Так как сегодня является приоритетным личностно-ориентированное образование, то в работе нужно опираться на зону ближайшего развития школьника и на его индивидуальные особенности. Необходимость индивидуального подхода к детям в процессе обучения и воспитания признается всеми, но осуществление его на практике дело непростое. Задачей индивидуального подхода является наиболее полное выявление индивидуальных способов развития, возможностей ребенка, укрепление его собственной активности, раскрытие неповторимости его личности. Главное, не бороться с индивидуальными особенностями, а развивать их, изучать потенциальные возможности ребенка и строить воспитательную работу по принципу индивидуального развития.

Работа педагогов с учетом зоны ближайшего развития способствует развитию у детей самоконтроля, саморегуляции в условиях контроля со стороны учителя. Опираясь на зону ближайшего развития ребенка легче работать с учащимися "группы риска". Как ни кто другой, они требуют пристального внимания и изучения их индивидуальных особенностей, а так же разработки программ коррекционного развития.

Семья - основанная на браке и кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью, в которой вырабатывается совокупность норм, санкции и образцов поведения, регламентирующих взаимодействие между супругами, родителями, детьми между собой.

А. Иванцова предлагает классификацию семей, основываясь на трех позициях – ассоциальность; педагогическая культура и педагогическая запущенность; безнадзорность и беспризорность:

1.Семья с безответственным отношением к воспитанию детей, где положение осложняется аморальным поведением и образом жизни родителей.

2.Семья с низкой педагогической культурой родителей, которые допускают ошибки в выборе средств, методов и форм работы с детьми, родители не могут установить правильный стиль и тон взаимоотношений с детьми.

3.Семья, в которой дети безнадзорны по разным причинам: развод, разлад в семье, занятость родителей

Основной критерий классификации – невыполнение семьей жизненно важных для развития и социального становления ребенка функций (М.А Галагузова):

семьи с низким материальным достатком; с

семьи, ведущие асоциальный образ жизни;

семьи, в которых нарушены детско-родительские отношения, т.е. имеют место конфликты, насилие, отчуждение, безразличие

Классификация группы риска по М.В. Шакуровой:

1. Конфликтные семьи (от 50 до 60% составляют семьи, характеризующиеся неблагоприятными социально-психологическими факторами), где хронически обострены отношения супругов, и педагогически несостоятельные семьи с низкой психолого-педагогической культурой родителей, неправильным стилем детско-родительских отношений. Как правило, родители осознают свои трудности, стремятся обращаться за помощью к педагогам, психологам, потому что далеко не всегда без помощи специалиста способны понять свои ошибки, особенности своего ребенка, перестроить стиль отношений в семье, выйти из затянувшегося внутрисемейного, школьного или другого конфликта.

2. Семьи с недееспособными по разным причинам родителями. Среди них значительное число, имеющее тенденцию к увеличению, составляют семьи с несовершеннолетними либо учащимися родителями, несовершеннолетними одинокими матерями, родителями-инвалидами, хронически больными, нетрудоспособными родителями, которые нуждаются как в материальной, так и в социально-психологической помощи и поддержке.

3. Криминально-аморальные семьи, в которых преобладают криминальные факторы риска, и асоциально-аморальные семьи, которые характеризуются антиобщественными установками и ориентациями. Жизнь детей в таких семьях из-за отсутствия элементарной заботы об их содержании, жестокого обращения, пьяных дебошей, сексуальной распущенности родителей зачастую находится под угрозой.


4. Асоциально-аморальные семьи. К данному типу семей относят семьи с откровенно стяжательскими ориентациями, в которых отсутствуют моральные нормы и ограничения. Обстановка в этих семьях может выглядеть благопристойной, уровень жизни - достаточно высоким, но духовные стремления подменены исключительно стяжательскими целями с весьма неразборчивыми средствами их достижения. Такие семьи также оказывают на детей десоциализирующее влияние, непосредственно прививая им антиобщественные взгляды и ценностные ориентации. Данная категория семей и несовершеннолетних особенно трудна для коррекционно-профилактической работы. 5. Семьи с косвенным десоциализирующим влиянием испытывают затруднения социально-психологического и психолого-педагогического характера, выражающиеся в нарушениях супружеских и детско-родительских отношений. Сюда относятся конфликтные и педагогически несостоятельные семьи

Социально-педагогическое сопровождение – это система профессиональной деятельности, направленная на создание условий для успешного обучения, развития и социализации ребенка.

Основные задачи сопровождения детей из семей с признаками социального неблагополучия:

· выявление неблагополучных семей, желающих принять социально-психологическую помощь, планирование и проведение с ними работы;

· определение причин семейного неблагополучия;

· содействие созданию в школе обстановки психологического комфорта и безопасности для обучающегося;

· помощь в решении личностных проблем и проблем социализации, в построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками;

· профилактика социальной дезадаптации, девиантного поведения;

· работа с учащимися класса по повышению социального статуса ребенка из неблагополучной семьи.

В деятельности по социально-педагогическому сопровождению детей группы риска социальный педагог руководствуется следующим нормативным документами:

Конвенция о правах ребенка;

Закон РФ "Об образовании";

письмо Минобразования России от 27.06.2003 № 28-51-513/16 "О методических рекомендациях по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования";

Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних";

Закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации";

Концепция развития системы психологического обеспечения образования в Российской Федерации, 2008;

постановление Правительства РФ от 07.02.2011 № 61 "О федеральной целевой программе развития образования на 2011–2015 годы";

Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки";

Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012–2017 годы, утв. Указом Президента РФ от 01.06.2012 № 761.

Основные усилия социального педагога, классного руководителя и других специалистов должны быть направлены на обеспечение успешной социализации, сохранение и укрепление здоровья учащихся, предупреждение отклонений в их развитии.

1

В статье представлено описание существующей системы межведомственного взаимодействия при социальном сопровождении семей группы риска и результатов реализации в образовательной организации проекта, основанного на превентивном подходе в межведомственном взаимодействии при работе с семьями группы риска. Рассмотрено понятие «семья группы риска» и система межведомственного взаимодействия при работе с проблемными семьями. Основное внимание уделено изучению существующей системы межведомственного взаимодействия и изучению ее эффективности. Представлена модель организации социального сопровождения семей с детьми и результаты анкетирования специалистов, работающих в системе профилактики, позволившие выявить специфику межведомственного взаимодействия. В статье обосновывается необходимость организации и координации работы на базе образовательного учреждения. Представляется паспорт проекта «Дружная семья», направленного на работы с семьями группы риска на базе образовательного учреждения. Описываются результаты анкетирования участников проекта. Называются наиболее востребованные участниками проекта мероприятия. Приводятся сведения о динамике состоящих на учете семей.

семья группы риска

семья социально опасном положении (соп)

межведомственное взаимодействие

превентивный подход

образовательная организация

1. Алексеева Л.С. Российская семья в условиях социальных рисков // Отечественный журнал социальной работы. – 2011. – № 1. – С. 42-51.

2. Бутаева М.А. Причины и угрозы кризиса семьи в современной России (философские аспекты) // Социальная политика и социология. – 2010. – № 2. – С. 63-67.

3. Беличева С.А. Социально-педагогическая поддержка детей и семей группы риска: межведомственный подход (пособие для социальных работников и педагогов): монография. – М.: Изд-во Ред.-изд. центр Консорциума «Социальное здоровье России», 2009. – 111 с.

4. Широкалова Г.С. Семья из группы риска в повседневности бытия // Семья: феноменология повседневности: коллективная монография. – Н. Новгород, 2016. – С. 61-77.

5. Маметьева О.С., Кузьменко Н.И. Семья «группы риска» как объект социальной работы // Наука сегодня: сборник научных трудов по материалам международ. науч.-практ. конф.: в 4-х частях. – Научный центр «Диспут», 2015. – С. 106-108.

6. Барсукова Т.М. Профилактика семейного неблагополучия на новом рубеже социальной работы // Социальное обслуживание. – 2011. – № 9. – С. 37-39.

7. Мустаева Ф.А. Социальные проблемы современной семьи // Социс. – 2009. – № 7. – С. 109-113.

8. Ахлюстина Е.В., Петушкова О.Г Алгоритм реализации кейс-менеджмента в деятельности специалистов по сопровождению семей «группы риска» // Научное сообщество студентов. Междисциплинарные исследования: электронный сборник статей по материалам XIX студенческой междунар. науч.-практ. конф. – 2017. – С. 216-224.

Актуальность исследования обоснована тем, что в России в настоящее время происходят серьезные социально-экономические изменения, влияющие на формирование семьи. Согласно исследованиям российских социологов (Алексеева Л.С. , Карцева Л.В. и др.) для начала XXI века характерной тенденцией социального развития является значительный рост семейного неблагополучия. Нравственные проблемы общества усложняют систему ценностных отношений в семье, а педагогическая несостоятельность родителей снижает воспитательный потенциал семьи. Специалисты все чаще говорят о семьях «группы риска». Изучением данной проблемы занимались отечественные учёные: Беличева С.А. , Широкалова Г.С. , Маметьева О.С. и Кузьменко Н.И. и др.

«Группа риска» - это категория семей, которая в силу определенных условий своей жизни более других подвержена отрицательным влияниям со стороны общества. Основной причиной отнесения семей к категории «группы риска» являются сложные жизненные обстоятельства, семейное неблагополучие. Ситуацию семейного неблагополучия ученые (Барсукова Т.М. , Беличева С.А. , Мустаева Ф.А. и др.) рассматривают как ситуацию затруднения либо невыполнимости семьёй в полной мере её главных функций и удовлетворения необходимых потребностей членов семьи. В зависимости от глубины нарушений в исполнении внутрисемейных функций можно говорить о риске перехода семьи в социально опасное положение (СОП). Особенностью таких семей является отрицательное, разрушительное влияние на формирование личности ребёнка.

Методы исследования. В статье представлен анализ педагогической и специальной литературы, результаты анкетирования (специалистов в области социального сопровождения семей) и участников проекта.

Цель статьи - описание существующей системы работы межведомственного взаимодействия при социальном сопровождении семей группы риска и результатов реализации в образовательной организации проекта, основанного на превентивном подходе в межведомственном взаимодействии при работе с семьями группы риска.

При всех усилиях государства и различных ведомств, направленных на сохранение семейного благополучия, из года в год растет количество семей, отличающихся неблагополучием. В таблице представлена статистика семейного неблагополучия и её динамика по г. Магнитогорску с 2013 по 2016 г., подтверждающая теоретические выводы ученых (табл.1).

Таблица 1

Статистические данные о семьях, состоящих на учете в г. Магнитогорске

Всего, состоящих на учёте

Семья «группы риска»

Семья, находящаяся в социально опасном положении

По статистике, за 2013-2015 годы произошло увеличение семей, находящихся в социально опасном положении, но прослеживается динамика значительного уменьшения семей и детей категории «группа риска» в период 2014-2016 годы. В 2016 году, наоборот, впервые произошло значительное снижение СОП, но наблюдается увеличение количества детей, проживающих в них. Данная статистика говорит о том, что к категории семей, находящихся в социально опасном положении, чаще стали относиться многодетные семьи, так как количество семей уменьшилось, а численность детей возросла.

Исследователи единогласны во мнении, что эффективными мерами в деятельности субъектов при работе с семьями «группы риска» являются меры ранней профилактики. Чем раньше будет определено семейное неблагополучие, тем успешнее будет организовано социальное сопровождение семей группы риска и минимизирован риск перехода в группу семей СОП. В случае выявления причин семейного неблагополучия решение проблемы возможно в тесном сотрудничестве всех специалистов, в том числе специалистов органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений. В этом случае первоочередной задачей является организация результативного межведомственного взаимодействия.

Ориентируясь на задачу - повышение эффективности социального сопровождения семей группы риска, разработана в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 442 «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» и принята для исполнения во всех субъектах Российской Федерации модельная программа по внедрению социального сопровождения семей с детьми. На её основе разработана модель организации социального сопровождения семей (рисунок).

Модель организации социального сопровождения семей с детьми

Из модели следует, что работа, осуществляемая с семьями, многоаспектна. Основой ее является составление индивидуальной программы социального сопровождения семьи (ИП ССС). При этом модель работы ориентирована на формальные показатели, и из нее «выпадает» несовершеннолетний, зачастую являющийся страдающим при неблагоприятных внутрисемейных отношениях. Для изучения мнения специалистов органов и учреждений системы профилактики и безнадзорности правонарушений, работающих с несовершеннолетними и их семьями, была разработана анкета. В данной анкете уделялось внимание вопросам по проблеме социального неблагополучия детей, проживающих в семье; сущности и специфике межведомственного взаимодействия при социальном сопровождении семей «группы риска», нормативно-правовой базе, используемой специалистами, а также вопросам, затрагивающим государственную семейную политику.

Опрос проводился среди специалистов органов и учреждений системы профилактики города Магнитогорска. В опросе приняли участие 100 человек: из них 46% - социальные педагоги, работающие в средних общеобразовательных школах, 30% - специалисты социальной защиты населения, 14% - специалисты подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Ленинского и Правобережного районов, 6% - специалисты районных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав Ленинского и Правобережного районов, 4% - специалисты учреждения здравоохранения.

Результаты исследования показали, что основными проблемами современных семей с детьми являются материальные трудности, отсутствие отдельного жилья, проблема воспитании детей, ухудшение детско-родительских отношений, безработица и другие.

Главными факторами, формирующими семейное неблагополучие, являются: отсутствие контроля со стороны родителей их алкоголизм, разрушение семейных ценностей, жестокое обращение с детьми, ущемление прав детей, правовая некомпетентность семей и недостаточная психолого-педагогическая грамотность родителей, низкая эффективность нормативно-правовой базы. Как показали результаты исследования, межведомственное взаимодействие при социальном сопровождении семей «группы риска» является недостаточно эффективным и требует совершенствования. Центром такой работы, по нашему замыслу, является образовательное учреждение, а ключевой фигурой - социальный педагог.

Исходя из этого, был разработан и реализован в 2016-2017 г. проект «Дружная семья», направленный на совершенствование социального сопровождения семей группы риска (табл.2). Целью проекта являлось уменьшение числа семей «группы риска», переход их в категорию условно-адаптированных и, возможно, благополучных семей. Основная идея проекта заключалась в организации работы с семьей на базе образовательного учреждения и привлечения специалистов разных ведомств в соответствии с индивидуальным запросом семей - участников проекта на основе технологии кейс-менеджмента .

Таблица 2

Паспорт проекта «Дружная семья»

Наименование

Школа по гармонизации детско-родительских отношений

«Дружная семья»

Основание для

разработки проекта

Уменьшение количества семей «группы риска», состоящих на учёте в МОУ «СОШ № 34». Своевременно оказанная социально-педагогическая и психологическая помощь семье позволит ей перейти в статус условно-адаптированной и возможно благополучной

Цель проекта

Содействовать межведомственному взаимодействию при оказании психолого-педагогической поддержки семьи «группы риска»

Основные

мероприятия

Оперативное совещание при директоре школы.

Совещания при зам. директора по воспитательной работе.

Мероприятия для родителей.

Мероприятия для детей

реализации проекта

Краткосрочный - 8 мес. С 30.09.2016 по 31.05.2017 г. (затем дети семей ГР в летний период будут находиться с 5 по 22 июня 2017 г. в школьном летнем лагере)

Исполнители

Администрация и педагогический коллектив МОУ «СОШ № 34», субъекты системы профилактики Ленинского района

Ожидаемые

результаты

Повышение воспитательного потенциала семьи.

Гармонизация детско-родительских отношений.

Вовлечение родителей и детей в совместную досуговую деятельность (совместное времяпрепровождение).

Осознание важности сохранения семейных ценностей и традиций.

Повышение психолого-педагогической грамотности родителей, правовых знаний, ответственности за воспитание детей.

Улучшение психоэмоционального состояния детей и родителей

Система контроля за исполнением проекта

Текущий и заключительный контроль за реализацией проекта осуществляется зам. директора по ВР МОУ «СОШ № 34»

В проекте участвовали семьи «группы риска», состоящие на учёте в МУ «ЦСПСД» г. Магнитогорска, обучающиеся в МОУ «СОШ № 34», а также семьи полные и неполные, многодетные, семьи с неродными родителями, с опекаемыми детьми, которые находятся в трудной жизненной ситуации.

В ходе реализации проекта ожидаемым результатом является повышение ответственности родителей за воспитание детей, осознание родителями важности сохранения семейных ценностей, традиций; приобщение родителей проводить совместный досуг с детьми, улучшение жилищно-бытовых условий проживания детей в семье; нормализация психологического климата в семье, гармонизация детско-родительских отношений и пр.

Межведомственное взаимодействие при социальном сопровождении семей с детьми в ходе реализации проекта было направлено на раннее выявление и решение проблем семьи, предотвращение семейного неблагополучия, помощь в преодолении трудной жизненной ситуации. В проекте приняли участие субъекты системы профилактики Ленинского района г. Магнитогорска: ПДН ОП «Ленинский», МУ «Центр социальной помощи семье и детям» г. Магнитогорска», МУ «Комплексный центр социального обслуживания населения», Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав Ленинского района, отдел опеки и попечительства. Данные учреждения оказали социальное сопровождение семьям «группы риска» в виде социальной, психологической, педагогической, юридической видов помощи, помощь в трудоустройстве подростков и родителей, а также оказание срочных социальных услуг.

После реализации проекта по социальному сопровождению семей группы риска в МОУ «СОШ № 34» г. Магнитогорска был проведён опрос родителей, принявших участие в проекте. Опрос проводился среди родителей семей «группы риска», состоящих на учёте в МУ «ЦСПСД» и состоящих на внутришкольном учете в МОУ «СОШ № 34» г. Магнитогорска. В опросе приняли участие 30 человек, из них: 80% - женщины, и 20% - мужчины. Возрастная структура опрашиваемых респондентов выглядит следующим образом: 27-30 лет - 20%; 31-40 лет - 50%; 41 и старше - 30%.

Подавляющее большинство (50%) опрошенных семей относятся к неполным семьям. По типу семьи распределились следующим образом: по 20% - полные семьи и семьи с неродным родителем; 10% - опекунская. Также в проекте приняли участие многодетные и малообеспеченные семьи, которым в процессе реализации проекта была оказана превентивная помощь.

Ответ на вопрос «Какие мероприятия, реализуемые в ходе проекта, Вам больше всего понравились?» выявил, что психолого-педагогические практикумы, а именно тренинги для родителей и приёмы релаксации, понравились 40% респондентов; совместная деятельность родителей и детей, особенно новогодняя елка и поездка в ДООУ «Уральские Зори» - 25%; психолого-педагогические консультации - 20%; педагогические поручения - 10%. Это говорит о том, что родителей заинтересовали мероприятия, повышающие их психолого-педагогическую грамотность, направленную на гармонизацию детско-родительских отношений.

При ответе на вопрос «По Вашему мнению, все ли мероприятия проекта были полезными, интересными и содержательными для Вас» 80% родителей ответили положительно; 15% затруднились ответить, и только 5% ответили отрицательно. Это показывает, что большее число участников проекта положительно оценивают свое участие в нем и готовность решать накопившиеся проблемы.

На вопрос «Намерены ли вы в дальнейшем обращаться в социально-педагогическую службу школы для решения проблем семьи?» 100% родителей ответили положительно.

В результате реализации проекта по социальному сопровождению число семей группы риска, принявших участие в проекте и состоящих на учёте в МОУ «СОШ № 34», уменьшилось с 21 до 5. Численность неблагополучных семей, состоящих на учёте в МУ «ЦСПСД» и участвовавших в проекте, также уменьшилась с 10 до 6.

На основании изученного отечественного опыта межведомственного взаимодействия и на основании результатов исследования нами было разработано усовершенствованное «Положение межведомственного взаимодействия при социальном сопровождении семей "группы риска"», направленное на совершенствование работы по выявлению нуждаемости семей с детьми в оказании им помощи посредством социального сопровождения. Данное положение одобрено ГКДНиЗП Администрации г. Магнитогорска (подписан акт о внедрении).

1. Исследование позволило установить, что межведомственному взаимодействию при сопровождении семей группы риска уделяется достаточно много внимания как со стороны ученых-теоретиков, так и со стороны государства, что находит проявление во множестве научных статей и специальных публикаций по теме, с одной стороны, и в совершенствовании нормативно-правовой базы, с другой. Однако при этом количество семей «группы риска» не уменьшается, и существует опасность их перехода в категорию семей социально опасного положения.

2. В статье представлена модель, отражающая специфику межведомственного взаимодействия при комплексном решении проблем семьи. При этом из общей стройной системы межведомственного взаимодействия исключено звено «образовательное учреждение». Этот факт сказывается на эффективности работы с семьями группы риска, что подтверждает мнение специалистов, работающих в системе профилактики.

3. Для совершенствования системы межведомственного взаимодействия при социальном сопровождении семей «группы риска» требуется организация работы в образовательных учреждениях, позволяющая реализовать основные идеи превентивного подхода.

4. В статье показано, что создание целевых проектов, реализуемых на базе образовательного учреждения, интегрирующих усилия различных ведомств, является эффективным средством совершенствования межведомственного взаимодействия при работе с семьей группы риска в образовательном учреждении.

Библиографическая ссылка

Петушкова О.Г., Ахлюстина Е.В. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ МЕЖВЕДОМСТВЕННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПРИ СОЦИАЛЬНОМ СОПРОВОЖДЕНИИ СЕМЕЙ ГРУППЫ РИСКА // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 6.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=27232 (дата обращения: 23.02.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

« Жить в семье всю жизнь –

духовный труд, напряженный.

В.А. Сухомлинский.

АКТУАЛЬНОСТЬ

Перемены, происходящие в последнее время в российском обществе, способствовали изменению его структуры, социальных связей, формированию и развитию новых общественных отношений. Эти процессы, протекающие во всех социальных институтах, способствуют построению гражданского общества в России, обусловливают преобразование системы таких институтов, важнейшим из которых является семья. Особенно это касается молодой семьи, которая представляет собой неустойчивый социальный субъект, находящийся в стадии становления, и осуществляет свою жизнедеятельность в постоянно изменяющемся социуме, что оказывает зачастую негативное воздействие на ее развитие и стабилизацию.

Семья - это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью; в ней вырабатываются совокупность норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимодействие между супругами, родителями и детьми, детей между собой. Она являет собой персональную среду жизни и развития детей, подростков, юношей, качество которой определяется рядом параметров конкретной семьи. Это следующие параметры:

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Свердловская средняя общеобразовательная школа»

ТЕМА : «Социально-педагогическое сопровождение семей группы «риска»»

Погорелая Елена Ивановна,

социальный педагог,

МБОУ «Свердловская СОШ»

п. Свердловский, 2014 год.

Актуальность опыта _______________________________________ 3

Основная часть _____________________________________________5

Заключение ________________________________________________13

Список используемой литературы ___________________________14

« Жить в семье всю жизнь –

это большой, ни с чем несравнимый труд,

духовный труд, напряженный.

Для этого нужна большая духовная культура,

моральная подготовка, школа мудрости».

В.А. Сухомлинский.

АКТУАЛЬНОСТЬ

Перемены, происходящие в последнее время в российском обществе, способствовали изменению его структуры, социальных связей, формированию и развитию новых общественных отношений. Эти процессы, протекающие во всех социальных институтах, способствуют построению гражданского общества в России, обусловливают преобразование системы таких институтов, важнейшим из которых является семья. Особенно это касается молодой семьи, которая представляет собой неустойчивый социальный субъект, находящийся в стадии становления, и осуществляет свою жизнедеятельность в постоянно изменяющемся социуме, что оказывает зачастую негативное воздействие на ее развитие и стабилизацию.

Семья - это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью; в ней вырабатываются совокупность норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимодействие между супругами, родителями и детьми, детей между собой. Она являет собой персональную среду жизни и развития детей, подростков, юношей, качество которой определяется рядом параметров конкретной семьи. Это следующие параметры:

Демографический - структура семьи (большая, включая других родственников, или нуклеарная, включающая лишь родителей и детей; полная или неполная; однодетная, мало- или многодетная).

Социально-культурный - образовательный уровень родителей, их участие в жизни общества.

Социально-экономический - имущественные характеристики и занятость родителей на работе.

Технико-гигиенический - условия проживания, оборудованность жилища, особенности образа жизни.

Но семья - это не только супружеские отношения; при анализе семьи необходимо рассматривать и вертикальные связи, уходящие вглубь времен на несколько поколений, и горизонтальные, то есть отношения между братьями, сестрами, зятьями, невестками, деверями, золовками, шуринами, сватами. К сожалению, не каждый человек сегодня объяснит степень родства, стоящего за этими понятиями. Будучи малоупотребляемыми, они вышли из речевого обихода, что в принципе отражает реальность - обеднение семейных и разрушение родственных связей.

Стремление к решению проблем семьи вызывает потребность получения оперативной и достоверной социологической информации, необходимой для формирования новых принципов государственной семейной политики, поскольку семья должна рассматриваться в качестве той сферы, где, главным образом, осуществляется социальная политика и оказывается социальная помощь нуждающимся. Именно по этим причинам важно знать факторы, обуславливающие становление благополучной семьи, имея в виду все стороны ее жизни, что во многом, возможно, осуществить на основе получения и использования достоверных социологических данных.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Роль семьи в обществе несравнима по своей силе ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье формируется и развивается личность человека, происходит овладение им социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации ребенка в обществе. Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни.

Именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрываются внутренний мир и индивидуальные качества личности. Семья способствует не только формированию личности, но и самоутверждению человека, стимулирует его социальную, творческую активность, раскрывает индивидуальность.

Статистика свидетельствует, что переход к рыночной системе хозяйствования весьма болезненно отразился на состоянии семьи как социального института. Демографы фиксируют катастрофическое падение рождаемости, социологи отмечают рост числа асоциальных семей и предсказывают снижение жизненного уровня, падение нравственных устоев семейного воспитания. [Социальная педагогика: Курс лекций: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Под общ. ред. М.А.Галазуновой.- М.: Гуманист. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001г. - с.166.]

Во все времена семья испытывала потребность получать поддержку в воспитании своих детей. История свидетельствует, что когда люди жили большими семьями, то необходимые знания и навыки семейной жизни передавались от поколения к поколению естественно и буднично. В современном индустриальном обществе, когда семейные связи между поколениями нарушены, передача необходимых знаний о формировании семьи и воспитании детей становится одной из важных забот общества.

Чем глубже разрыв между поколениями, тем более ощутима потребность родителей в получении квалифицированной помощи в воспитании своих детей. В настоящее время все яснее становится необходимость помощи родителям в воспитании детей со стороны профессиональных психологов, социальных работников, социальных педагогов и других специалистов. Исследования показывают, что в консультациях данных специалистов нуждаются не только неблагополучные, но и вполне благополучные семьи.

Cовременная ситуация, в которой оказалось наше общество, потребовала поиска новой модели общественного воспитания личности в открытой социальной среде, которое осуществляют сегодня не только родители, но и их помощники - социальный педагог, воспитатели, учителя, общественность.

Семейно-брачные отношения прослеживаются в истории человечества с довольно ранних эпох. Уже в неолите (15-20 тыс. лет назад), к которому относится появление человека разумного, существовали устойчивые общности людей, основанные на естественном половозрастном разделении функций, совместно ведущие хозяйство, воспитывающие детей. [Социальная педагогика: Курс лекций: Учебное пособие для студ. высших учебных заведений /Под общ. ред. М.А. Галазуновой. - М.: Гуманист. изд. Центр ВЛАДОС, 2001г.- с.167. ]

В глубинной подоснове семьи лежат физиологические потребности, которые в мире животных носят название инстинкта размножения. Но кроме биологических законов, проявляющихся в жизнедеятельности семьи, существуют и социальные законы, так как семья - социальное образование, имеющее в каждом конкретно-историческом типе общества свои традиции и специфику.

Установка на бездетность, к сожалению, не просто имеется, она все больше распространяется на супругов детородного возраста. Это обусловлено растущими материально-экономическими трудностями, духовно-материальным кризисом, в результате которого в системе ценностей приоритетными становятся престижные вещи (машина, породистая собака, вилла и прочее), и другими причинами.

Можно выделить ряд факторов, обусловливающих сокращение величины семьи: падение рождаемости; тенденция к отделению молодых семей от родительских; увеличение в населении доли семей с одним родителем в результате роста разводов, овдовений, рождения детей одинокими матерями; качество здоровья населения и уровень развития здравоохранения в стране. По оценке экспертов, 10-15% взрослого населения по состоянию здоровья не способны иметь детей из-за плохой экологии, аморального образа жизни, болезней, плохого питания и так далее.

Социально-экономические изменения, происходящие в нашем обществе вновь активизируют экономическую функцию семьи в вопросах накопления имущества, приобретения собственности, приватизация жилья, наследования и так далее.

Функция первичной социализации. Она обусловлена тем, что семья является первой и главной социальной группой, которая активно влияет на формирование личности ребенка. В семье переплетаются естественно-биологические и социальные связи родителей и детей. Эти природе связи очень важны, ибо они определяют особенности развития психики и первичную социализацию личности детей на самом раннем этапе их развития.

Обучение ребенка тому социальному опыту, который накопило человечество, культуре той страны, где он родился и растет, ее нравственным нормам, традициям народа - прямая функция родителей.

Воспитательная функция. Воспитание ребенка в семье - сложный социально-педагогический процесс. Он включает влияние всей атмосферы и микроклимата семьи на формирование личности ребенка. Возможность воспитательного воздействия на ребенка заложена уже в самой природе отношения родителей к детям, сущность которого заключена в разумной опеке, сознательной заботе старших о младших. Существуют различные по характеру требования родителей и особенности взаимоотношений родителей и детей.

Семейное воспитание - более или менее осознаваемые усилия по взращиванию ребенка, предпринимаемые старшими членами семьи, которые направлены на то, чтобы младшие члены семьи соответствовали имеющимся у старших представлениям о том, каким должен быть и стать ребенок, подросток, юноша.

Личный пример родителей - важнейшее средство влияния на воспитание ребенка. Его воспитательное значение основывается на присущей детскому возрасту склонности к подражанию. Не имея достаточных знаний и опыта, ребенок копирует взрослых, подражает их действиям. Немаловажной частью в вопросе предупреждения преступлений играет занятость и отдых подростков в летнее время. Здесь красной чертой проходит шефское направление, т.е многие родители работают в фермерских хозяйствах,а их на территории Свердловского поселения более 15, следовательно юноши идут вместе с родителями работать.

Непосредственно опыт ребенка, приобретенный в семье, в младшем возрасте становится подчас единственным критерием отношения ребенка к окружающему миру.

Существование человека в настоящее время организованно в форме семейного образа жизни. Каждая из функций может быть с большим или меньшим успехом реализована вне семьи, но совокупность их может выполняться только в семье.

В качестве основной характеристики процесса адаптации выступает социальный статус, то есть состояние семьи в процессе ее адаптации в обществе.

Для социального педагога важны следующие структурные характеристики семьи:

  • наличие брачных партнеров (полная, формально полная, неполная);
  • стадия жизненного цикла семьи (молодая, зрелая, пожилая);
  • порядок заключения брака (первичный, повторный);
  • количество поколений в семье (одно или несколько поколений);
  • количество детей (многодетная, малодетная).

Первый компонент социальной адаптации семьи - материальное положение семьи. Для оценки материального благосостояния семьи, складывающегося из денежной и имущественной обеспеченности, необходимо несколько количественных и качественных критериев: уровень доходов семьи, ее жилищные условия, предметное окружение, а также социально-демографические характеристики ее членов, что составляет социально-экономический статус семьи.

Второй компонент социальной адаптации семьи - ее психологический климат - более или менее устойчивый эмоциональный настрой, который складывается как результат настроений членов семьи, их душевных переживаний, отношений друг к другу, к другим людям, к работе, к окружающим событиям.

В качестве показателей состояния психологического климата семьи выделяются следующие: степень эмоционального комфорта, уровень тревожности, степень взаимного понимания, уважения, поддержки, помощи, сопереживания и взаимовлияния; место проведения досуга (в семье или вне ее), открытость семьи во взаимоотношениях с ближайшим окружением.

Третий компонент структуры социальной адаптации семьи - социокультурная адаптация. Определяя общую культуру семьи, необходимо учитывать уровень образования ее взрослых членов, поскольку он признан одним из определяющих факторов в воспитании детей, а также непосредственную бытовую и поведенческую культуру членов семьи.

В том случае, когда семья не обладает полным набором характеристик, свидетельствующих о высоком уровне культуры, но осознает пробелы в своем культурном уровне и проявляет активность в направлении его повышения, можно говорить о среднем социокультурном статусе семьи.

Состояние психологического климата семьи и ее культурный уровень - показатели взаимно влияющие друг на друга, поскольку благоприятный психологический климат служит надежной основой нравственного воспитания детей, их высокой эмоциональной культуры. [Социальная педагогика: Курс лекций: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под общ. ред. М.А. Галазуновой. - М.: Гуманист. изд. Центр ВЛАДОС, 2001г. с.174-175.]

Четвертый показатель - ситуационно-ролевая адаптация, которая связана с отношением к ребенку в семье. В случае конструктивного отношения к ребенку, высокой культуры и активности семьи в решении проблем ребенка, ее ситуационно-ролевой статус высокий; если в отношении к ребенку присутствует акцентуация на его проблемах, то - средний. В случае игнорирования проблем ребенка и тем более негативного отношения к нему, которые, как правило, сочетаются с низкой культурой и активностью семьи, ситуационно-ролевой статус - низкий.

Объектом воздействия социального педагога могут быть ребенок в семье, взрослые члены семьи и сама семья, в целом, как коллектив.

Деятельность социального педагога с семьей включает три основных составляющих социально-педагогической помощи: образовательную, психологическую и посредническую.

Образовательная составляющая включает в себя два направления деятельности социального педагога: помощь в обучении и воспитании.

Помощь в обучении направлена на предотвращении возникающих семейных проблем и формирование педагогической культуры родителей.

К наиболее типичным ошибкам в воспитании относятся: недостаточное представление о целях, методах, задачах воспитания; отсутствие единых требований в воспитании со стороны всех членов семьи; слепая любовь к ребенку; чрезмерная строгость; перекладывание забот о воспитании на образовательные учреждения; ссоры родителей; отсутствие педагогического такта во взаимоотношениях с детьми; применение физических наказаний и другое.

Помощь в воспитании проводится социальным педагогом, в первую очередь, с родителями - путем их консультирования, а также с ребенком посредством создания специальных воспитывающих ситуаций для решения задачи своевременной помощи семье в целях ее укрепления и наиболее полного использования ее воспитательного потенциала.

Основными сферами семейной жизни, в которых реализуется воспитательная функция, являются сферы родительского долга, любви и интереса.

Социальному педагогу при оказании помощи семье необходимо разобрать с родителями применяемые в их семье методы воспитания и помочь определить наиболее адекватные.

Подсказанная родителям система методов и приемов в воспитательном процессе должна быть трансформирована, воплощена в реальные отношения, которые образуют воспитательную среду, комфортную для всех членов семьи.

Психологическая составляющая социально-педагогической помощи включает в себя 2 компонента: социально-психологическую поддержку и коррекцию.

Поддержка направлена на создание благоприятного микроклимата в семье в период кратковременного кризиса.

Коррекция межличностных отношений происходит, в основном, когда в семье существует психическое насилие над ребенком, приводящее к нарушению его нервно-психического и физического состояния. К такому виду насилия относятся запугивание, оскорбление ребенка, унижение его чести и достоинства, нарушение доверия.

Социальный педагог должен так скорректировать отношения в семье, чтобы все необходимые меры для обеспечения установленного порядка и дисциплины в семье поддерживались с помощью методов, основанных на уважении человеческого достоинства ребенка в соответствии с Конвенцией о правах ребенка. [Никитин В.А. Социальная педагогика.- Москва. 2002г. с.128.]

Посреднический компонент социально-педагогической помощи включает в себя 3 составляющие: помощь в организации, координации и информирование.

Помощь в организации направлена на организацию семейного досуга, включающую в себя: организацию выставок-продаж поношенных вещей, благотворительных аукционов; клубов по интересам, организацию семейных праздников, конкурсов, курсов по ведению домашнего хозяйства, «клубов знакомств», летнего отдыха и другие.

Помощь в координации направлена на активатизацию различных ведомств и служб по совместному разрешению проблемы конкретной семьи и положения конкретного ребенка в ней.

Помощь в информировании направлена на обеспечение семьи информацией по вопросам социальной защиты. Она проводится в форме консультирования. Вопросы могут касаться как жилищного, семейно-брачного, трудового, гражданского, пенсионного законодательства, прав детей, женщин, инвалидов, так и проблем, которые существуют внутри семьи.

Социальный педагог при работе с семьей выступает в трех основных ролях:

Советник - информирует семью о важности и возможности взаимодействия родителей и детей в семье; рассказывает о развитии ребенка; дает педагогические советы по воспитанию детей.

Консультант - консультирует по вопросам семейного законодательства; вопросам межличностного взаимодействия в семье; информирует о существующих методах воспитания, ориентированных на конкретную семью; разъясняет родителям способы создания условий, необходимых для нормального развития и воспитания ребенка в семье.

Защитник - защищает права ребенка в случае, когда приходится сталкиваться с полной деградацией личности родителей (алкоголизм, наркомания, жестокое отношение к детям) и вытекающими из этого проблемами неустроенности быта, отсутствие внимания, человеческого отношения родителей к детям.

Главными целями в моей работе являются: социальная защита обучающихся, их развитие, воспитание нравственной личности, духовно богатой, внутренне свободной, способной строить жизнь, достойную Человека, умеющей быть счастливым и нести счастье людям

Чтобы добиться выполнения этих целей, надо хорошо знать своих учеников, их здоровье, их интересы. Отношения с семьёй и их товарищами. Такое знание помогает понять истоки трудностей, которые возникают в воспитании детей, помогает следить за ростом детей в умственном, духовном, нравственном плане, вносить коррективы в уровень их воспитанности. В этом мне помогают психолого-педагогические исследования, которые я провожу совместно с классными руководителями по программе-минимум.

В зарубежной практике накоплен богатый опыт оказания социально-педагогической помощи нуждающимся с использованием долгосрочных и краткосрочных форм работы.

Независимо от того, какие проблемы привели к кризисной ситуации, задача социального педагога - путем оказания непосредственной эмоциональной поддержки смягчить воздействие стрессового события и мобилизировать усилия семьи на преодоление кризиса. Для эффективного решения возникающих проблем не следует искать вину лишь в поведении кого-либо из партнеров. Эти закономерности надо знать и учитывать, корректируя в соответствии с ними свое поведение. [Психология семейных отношений с основами семейного консультирования:Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Е.Г. Силяевой. - М.: Издательский центр «Академия», 2004г. с.48.]

Социальный педагог выступает в качестве посредника между семьей и специалистами, работающими с ней. Также, социальный педагог оказывает образовательную помощь, предоставляя семье информацию, касающуюся этапов выхода семьи из кризиса и ее перспектив, подкрепляя ее документальными фактами.

Проблемно-ориентированная модель основывается на том, что в определенных условиях большинство проблем люди могут решить, или хотя бы уменьшить их остроту, самостоятельно. Отсюда задача социального педагога - создать такие условия.

Проблемно-ориентированная модель предписывает решать выбранную для работы проблему совместными усилиями. Работа протекает в духе сотрудничества с акцентом на стимулирование и поддержку способностей членов семьи в решении их собственных трудностей. Определяются препятствия, мешающие семье, и используются средства, способствующие для решения проблемы. Успешное решение проблемы создает положительный опыт для решения последующих проблемных ситуаций самостоятельно.

Долгосрочные формы работы, преобладающие, в основном, в зарубежной практике, требуют продолжительного общения с клиентом (от 4 месяцев и более) и обычно построены на психосоциальном подходе.

Социальный педагог, работая с семьей, может использовать наиболее распространенные приемы консультирования: эмоциональное заражение, внушение, убеждение, художественные аналогии, мини-тренинги и прочее. При этом консультационная беседа может быть наполнена различным содержанием и выполнять различные задачи - образовательные, психологические, психолого-педагогические.

Динамика результатов работы с семьями и несовершеннолетними детьми из группы «риска», состоящих на профилактическом учете в КДН и ЗП, ПДН за 3 года.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, в современных условиях семья становится одним из центральных объектов разных областей знания: социальной педагогики, социальной работы, здравоохранения, образования и других. От разрешения проблем семьи во многом зависит будущее страны.

Семья имеет свои специфические особенности и требует учета всех ее характеристик, проблемы отдельных членов семьи всегда являются общей проблемой для семьи как целого; семья - система гомеостатическая, то есть сложившийся в ней устойчивый баланс отношений имеет тенденцию самовосстанавливаться после каких-либо нарушений; семья - система закрытая, не каждый социальный педагог может туда войти; семья автономна в своей жизнедеятельности.

Социальный педагог не может решить за семью все проблемы, он должен лишь активизировать ее на решение семейных проблем, добиться осознания возникшей проблемы, создать условия для успешного решения.

Социально-педагогическая деятельность с семьей будет эффективна, если она будет основана на комплексном подходе. Он предполагает изучение и использование данных демографии (изучение рождаемости), социологии и социальной психологии (исследование и анализ удовлетворенности браком и семейными отношениями, причин семейных конфликтов), педагогики (воспитательная функция семьи); права; экономики (бюджет семьи); этнографии (быт, культурные особенности); истории и философии (исторические формы семьи, брака, проблемы семейного счастья, долга); религии.

Для эффективного решения проблем семьи необходима постоянная целенаправленная деятельность по их поддержке со стороны различных государственных структур и, в первую очередь, органов исполнительной власти и управления всех уровней. Вместе с тем государство призвано оказывать поддержку деятельности общественных объединений, благотворительных фондов и других организаций, прямым или косвенным образом занимающихся проблемами семьи. На уровне региональных органов исполнительной власти и местного самоуправления важно обеспечивать координацию деятельности всех государственных и общественных структур, связанных с решением вопросов семьи.

Учитывая тот факт, что проблемы семьи имеют комплексный, а потому и межведомственный характер, следовательно, нужно повысить статус исполнительных органов управления семейной политикой, обеспечив их деятельность необходимыми ресурсами, а также укрепить структурные подразделения, занимающиеся вопросами реализации социальной политики в отношении семьи.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Азаров Ю.П. Семейная педагогика.- Москва. 1989г., с.58.

2. Антонов А.М. Социология семьи: Учебное пособие / А.М.Антонов, В.М.Медков - Москва.1996 г., с.265.

3. Бабочкин П.И., Бочкарева И.И. Молодая семья.- Москва. Вып.2. 2004г., с.169.

4. Голод С.И. Историко-социологический анализ семьи. - Москва., ИФРА-М 199 г., с.69.

5. Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В.А. Сластенина - 3-е изд., испр. и доп. - Москва: Издательский центр «Академия», 2002г., с.93.

6. Назарова Н.М. Специальная педагогика. - Москва. 2002г. Никитин В.А. Социальная педагогика. - Москва. 2002г., с.128.

7. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Е.Г. Силяевой. - 2-е изд., стереотип. - Москва: Издательский центр «Академия», 2004г., с.48.

8. Ревенко Н.В. Семья как объект социальной работы: Учебное пособие для студентов по дисциплине «Семьеведение» для специальности «Социальная работа» / Н.В. Ревенко. - Мурманск: Изд-во МГТУ, 2006г., с.74.

9. Социальная педагогика: Курс лекций: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под общ. ред. М.А. Галазуновой. - Москва: Гуманист. изд. Центр ВЛАДОС, 2001г., с. 174-175.

10. Социальная работа / Под общей редакцией проф. В.И. Курбатова. Серия «Учебники, учебные пособия». - г.Ростов на Дону: «Феникс», 2000г., с.428.

11. Сидорова Н.П. Семьеведение: Учебное пособие для вузов. - Хабаровск: ДВАГС, 2006г., с.70.

12. Семья на пороге третьего тысячелетия / А.И.Антонов, М.С. Мацковский, Дж. Мэддок, М. Хоган. - Москва. 1995г., с.64.

13. Теория социальной работы: Учебник / Под ред. проф. Е.И.Холостовой. - Москва: Юристъ, 2001г., с.326-327.

14. Холостова Е.И. Социальная работа: Учебное пособие. - Москва. 2005г.

15. Черняк Е.М. Социология семьи. - Москва. 2005г., с.216.

16. Целуйко В.М. Психология современной семьи. - Москва. 2004г., с.83.


Технологии социальной работы с семьями «группы риска»

Технология работы социального педагога с неблагополучными семьями включает три уровня: профилактический; диагностический; реабилитационный.

Профилактический уровень. Профилактика - это комплекс превентивных мер, проводимых путем организации общедоступной медико-психологической и социально-педагогической поддержки семьи.

На данном уровне деятельность социального педагога строится на принципе предоставления достоверной информации.

Диагностический уровень. Здесь возможны два варианта деятельности социального педагога: при добровольном обращении клиентов - оценка ситуации и в случае необходимости организации консультации психолога; при недобровольном обращении - сбор достоверной информации о семье, организация встречи с ней, обеспечение обратной связи.

Обязательными этапами диагностики являются:

  • - сбор информации;
  • - анализ информации;
  • - постановка социального диагноза.

Реабилитационный уровень. Этот уровень является важнейшим в системе работы с семьей, так как проводится на всех этапах общения. Реабилитация - это система мероприятий, имеющих целью быстрейшее и наиболее полное восстановление полноценного функционирования различных категорий населения.

Реабилитационный уровень состоит из трех подуровней - индивидуального, группового и общинного.

На индивидуальном уровне реабилитационной работы с родителями или с ребенком используются несколько технологий:

Консультирование - процесс взаимодействие между двумя или несколькими людьми, в ходя которого определенные знания консультанта используются для оказания помощи консультируемому.

Это попытка одного человека улучшить ситуацию другого, при этом непосредственно не руководя другим. Консультирование отличается от обучения тем, что значение имеют не столько знания консультанта, сколько его отношение к сложившейся проблеме, влияние его личности.

Социальный патронаж. Патронаж - одна из универсальных форм работы с клиентом, представляющая собой оказание различной помощи на дому. В ходе патронажа можно осуществлять разные виды помощи - материальную, психологическую, образовательную и др.

Патронажи могут быть единичными и регулятивными, в зависимости от типа клиента и поставленных задач, от содержания патронажной помощи.

Перед посещением необходимо найти возможность предупредить о своем визите или хотя бы заранее получить принципиальное согласие на посещение.

Технология патронажа:

  • - Предварительная подготовка встречи с клиентом, постановка целей;
  • - Оповещение клиента о времени визита;
  • - Представление себя (нагрудный знак, визитка);
  • - Обеспечение личной безопасности;
  • - Представление и сообщение о цели визита;
  • - Время посещения - 20-30 минут;
  • - Подведение итогов. Если необходимо, совместно с клиентом составить отчет.

Групповой уровень реабилитационной работы. Группа - это объединение людей, связанных общими интересами, деятельностью, местом жительства и др. количество участников группы зависит от объединяющего людей признака.

Методы групповой реабилитации:

  • - Беседа (диалог между двумя участвующими сторонами);
  • - Лекция (передача информации лектором, почти без обратной связи, цель - повышения уровня информированности клиента);
  • - Диспут (подготовленное обсуждение одного важного вопроса);
  • - Дискуссия (столкновение мнений по проблеме, которое может привести к спору, конфликту);
  • - Собрание (плановое мероприятие по обсуждению текущих проблем, затрагивает интересы всех участников). Необходимо подготовить повестку. Результат деятельности отражается в специальном документе. Решения обычно ведут к какому-либо действию.

Одной из эффективных технологий групповой работы является тренинг.

Общинный уровень реабилитационной работы. Цель общинной работы - анимация, оживление жизненного пространства людей. Методы общинной работы - лекции, дискуссии, беседы, организация массовых акций (субботники, праздники). одной из базовых технологий социальной педагоги - это связь с общественностью, которая предполагает: выявление потребностей населения, привлечение общественного внимания к социальным проблемам, стимулирование общественной благотворительности, реклама благотворительной деятельности некоторых организаций.

Выделяют следующие технологии социальной работы с семьями «группы риска», зарекомендовавшие себя как наиболее эффективные:

  • 1. Технологии системного подхода, основанные на создании в единого информационного банка данных о семьях группы риска.
  • 2. Технологии междисциплинарного взаимодействия.
  • 3. Технологии комплексного подхода.
  • 4. Использование новейших информационных технологий в реализации программ социально-педагогического сопровождения семей «группы риска».
  • 5. Технологии развития волонтерского движения в рамках реализации программ социально-педагогического сопровождения семей «группы риска». Одна из форм работы - привлечение единомышленников, людей способных оказать посильную помощь семьям «группы риска».

Семья рассматривается как субъект процесса, и задача специалистов - помочь ей найти имеющиеся ресурсы, поддержать и укрепить их. Сетевой метод является инструментом работы в целях предупреждения распада семьи.

Алгоритм работы с семьей группы риска:

1. Составление карты социальных связей происходит совместно с семьей при условии, если мотивация на эту работу состоялась. В карте отражается весь спектр значимых для людей взаимоотношений, включая характер связей между людьми и степень их важности. Эта работа может состоять из нескольких этапов. В результате карта социальных контактов дает представление о том, кто конкретно входит в окружение семьи и ребенка.

  • 2. Сетевая встреча. На основе анализа специалист совместно с семьей исследует возможность организации встреч в рамках социальной сети. Организацией встречи занимается команда ведущих (прошедшие обучение, и получившие сертификат по данной методике). Определяется тема (проблема) встречи, текст приглашения на встречу. Проводятся предварительные встречи с членами социальной сети. Сетевая встреча проводиться по определенной схеме, может производиться в несколько этапов.
  • 3. Работа после сетевой встречи заключается в реализации позитивных и конструктивных решений, предложений, найденных в процессе встречи.

Сеть социальных контактов - профилактический метод, позволяющий семье социализироваться, выстроить новые модели взаимодействия с обществом.

Вхождение в контакт с воспитательно-коррекционной целью - один из наиболее сложных этапов в работе с семьей «группы риска». Обеспечить этот процесс может методика контактного взаимодействия, предложенная Л.Б. Филоновым. Методика предусматривает шесть стадий в контактировании, в процессе которых закономерно развиваются положительные отношения между контактерами:

  • 1. Снятие напряжения, тревоги и неуверенности родителей в отношениях со специалистом посредством акцентирования внимания на положительном из того, что известно специалисту о семье по предварительно собранной информации. Специалист использует в работе приемы эмпатического слушания.
  • 2. Родитель «выговаривается», специалист - слушатель. Родители просят рекомендаций у специалиста. Специалист переключает внимание родителей на повышение требований, как к себе, так и к каждому члену семьи.
  • 4. Стадия действий - обсуждение отдельных отрицательных свойств личности своей и членов семьи, неблагоприятных сопутствующих обстоятельств.
  • 5. Стадия, когда доверие со стороны членов семьи завоевано, и это служит началом к взаимодействию.
  • 6. Ведется коррекционно-воспитательная работа специалистами по социальной работе с семей.

Итак, методы работы с семьей «группы риска» базируются на применении теории семейных систем, когда семья рассматривается как самостоятельная система, а также теории поля, учитывающая социальное окружение семьи. Организация сетевой работы состоит из нескольких этапов, каждый из которых направлен на восстановление утерянных доверительных детско-родительских отношений.