Проблема:
Дети, которые не приучены есть овощи, часто во время приема пищи в детском саду отказываются от овощных блюд.
Актуальность:
Все мы знаем, что влияние питания на состояние здоровья человека огромно. Считается общеизвестным, что пища является одним из важнейших факторов окружающей среды, влияющих на наше здоровье, работоспособность, умственное и физическое развитие и долголетие. Еще Гиппократ, живший в древней Греции, сказал следующее: «Зачастую, отец болезни неизвестен, но мать ее — это пища».
Согласно ФГОС одной из главных задач в дошкольном образовании является забота о сохранении и укреплении здоровья детей, формирование у них элементарных представлений о здоровом образе жизни, воспитание у них элементарных полезных привычек, в том числе привычки к здоровому питанию. Стоит всего лишь задуматься о здоровом питании ребенка, как сразу возникает мысль о пользе овощей и фруктов для человеческого организма. Все понимают, что они являются важной составляющей правильного питания. Но, к сожалению, дети, которых дома не приучили, есть овощи, часто во время приема пищи в детском саду отказываются от овощных блюд. Поэтому перед педагогами и родителями возникает проблема: «Как же приучить малышей к нелюбимым и незнакомым ранее продуктам?»
Цель проекта:
Улучшение качества организации питания детей посредством приучения их к овощным блюдам.
Задачи:
1) расширение у детей представлений об овощах, их вкусовых качествах и значимости для организма человека;
2) создание обстановки, формирующей у детей положительное отношение к блюдам из овощей;
3) создание условий, способствующих улучшению качества организации питания;
4) приучение детей к блюдам, предлагаемым дошкольным учреждением;
5) формирование у детей культурно-гигиенических навыков, полезных привычек;
6) развитие положительных эмоций у детей в процессе приема пищи;
7) привлечение детей к активному участию в дидактических играх, играх-забавах, игровых ситуациях, связанных с темой «Овощи»;
8) убеждение родителей в изменении подхода к организации питания в домашних условиях; вовлечение родителей в совместную деятельность по теме «Овощи»;
9) трансляция педагогического опыта в педагогическое сообщество.
Вид проекта:
игровой, познавательный.
Продолжительность проекта:
кратковременный.
Участники проекта:
дети 3-4 лет, воспитатели, родители.
Игровая мотивация:
«Как мы подружились с овощами».
Ожидаемые результаты:
Для детей:
1) улучшение организации качества питания (ребенок с желанием ест блюда из овощей);
2) положительные сдвиги в эмоциональном плане в процессе приема пищи (ребенок с радостью «встречает» овощи в своей тарелке);
3) повышение уровня осознанности приема в пищу тех или иных продуктов (ребенок понимает, для чего нужно есть овощи, и почему это так важно);
4) повышение интереса к занятиям, играм по теме «Овощи» (ребенок с удовольствием откликается на игры по данной теме, использует полученные знания в самостоятельной деятельности).
Для воспитателей:
Повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах работы с детьми второй младшей группы.
Для родителей:
Изменение подхода к организации питания в домашних условиях:
1) стремление осуществлять преемственность в организации питания в детском саду и дома;
2) введение в домашний рацион блюд из овощей;
3) творческий подход к сервировке стола и подаче блюд из овощей;
4) приучение детей к самостоятельности.
План реализации проекта.
1.Подготовительный этап:
1) целеполагание (выявление проблемы, определение цели, задач);
2) изучение материала по теме в различных источниках;
3) разработка проекта, поиск решения задач проекта.
2.Основной этап (практическая деятельность по решению проблемы, планирование совместной деятельности):
1) использование материала по теме «Овощи» в образовательной деятельности;
2) создание пособий, дидактических игр по теме « Овощи»;
3) планирование деятельности в режимные моменты (практические упражнения, игровые ситуации, чтение художественной литературы);
4) организация работы по сказке «Почему Морковка загрустила?», сочинение сказок об овощах, создание книги «Дружные овощи»;
5) изготовление плоскостных и объемных кукол для театра по теме «Овощи»;
6) работа с родителями (привлечение родителей к участию в сказке «Почему Морковка загрустила?», семейный клуб «Правильно питайся – силы набирайся», консультации, фотовыставка «Что любят наши малыши», создание журнала «Вкусные рецепты»);
7) итоговое мероприятие «Как мы с овощами подружились».
3. Заключительный этап:
1) подведение итогов;
2) описание опыта работы по теме «Неделя здорового питания»;
3) презентация опыта работы на городской ярмарке педагогических идей.
Отчет о реализации проекта.
Сказка недели «Почему Морковка загрустила?»
Настоящей находкой стала сказка недели «Почему морковка загрустила?» Сказка позволила объединить всю неделю одним сюжетом и сделать разговор об овощах увлекательным и продолжительным. В раздевалке оформили «огород»: к стене прикрепили заборчик, над ним засияло солнце, поплыли облака. И вот в один из понедельников появилась в огороде грустная Морковка. Мы с детьми рассуждали, почему же она грустная? И пришли к выводу, что ей одной скучно. «Хорошо, если бы у неё появились друзья». Поговорили с детьми о том, что растет на огороде, вспомнили известные им овощи и стали ждать… А утром, придя в детский сад, дети увидели рядом с морковкой капусту. Морковка уже немного улыбалась. В группе в этот день появилась игрушка-капуста, перед обедом малыши с удовольствием посмотрели театрализованное представление – сказку «Как Капуста зайца спасала», а в тарелках они встретились с салатом из капусты. Детям стало интересно, и они стали ждать следующего дня. Так рядом с Морковкой оказались: Капуста, Лук, Картофель, Свекла. В конце недели главная героиня весело улыбалась в кругу друзей.
Сказка эта была необычной и имела такой секрет: каждый день с приходом того или иного овоща рядом с ним появлялась информация о содержащихся в нем витаминах, а у Морковки улыбка становилась все шире и шире.
Стоит добавить, что благодаря этой затее утро в раздевалке начиналось с беседы об овощах. Дети сами начинали разговор о вновь «пришедшем» овоще, родители охотно их поддерживали. Кроме этого мамы и папы с интересом знакомились с предложенной информацией, делились опытом друг с другом. Так что малыши с утра получали положительный настрой на очередную «встречу» с овощами.
«Подружиться» с овощами нам помог и кукольный театр
. Нами были сшиты новые куклы – овощи. Куклы получились яркие, интересные и сразу привлекли внимание детей. Куклы изготовлены в двух вариантах: плоскостные и на их основе — объемные. Плоскостные мы использовали в сказке недели «Почему Морковка загрустила?», объемные — при рассказывании сказок, при показе кукольного театра, а так же в игре «Огород», которую придумали сами дети. Куклы – овощи стали любимыми игрушками.
Сказки об овощах.
В период подготовки к проекту нами были сочинены сказки об овощах : «Смельчаки», «Как Свекла друзей искала», «Трудолюбивая Морковка» и другие. Получилась целая книга под названием «Дружные овощи».
Образовательная деятельность.
Образовательная деятельность в этот период так же была посвящена теме «Овощи». Были проведены следующие занятия:
— «Овощи»
: закрепление знаний об овощах: название, внешний вид, вкус. (Образовательная область «Познавательное развитие (ФЦКМ)»);
— пересказ сказки «Репка»
(Образовательная область «Речевое развитие»);
— «Вот какой огород»
: составление групп предметов и выделение одного из множества (Образовательная область «Познавательное развитие (ФЭМП)»);
— «Соберём овощи в мешок»
: формирование умения рисовать карандашами овальные и круглые предметы (Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»).
Новая дидактическая игра.
В процессе работы нами была создана новая дидактическая игра
«Перчатка-помощница».
Цель:
закреплять умение узнавать овощи, называть их, определять цвет, размер; развивать речь, внимание; воспитывать интерес к играм по теме «Овощи».
«Перчатка-помощница»: матерчатая перчатка, к которой прикреплены овощи-муляжи. Дети с удовольствием надевали перчатку, и, поверьте, насколько интересней становилось отгадывать загадки про овощи, тренироваться в определение цвета, размера и так далее.
Игровые ситуации, практические упражнения.
Помня о том, что обучение детей в младшем возрасте происходит опосредованно в увлекательной деятельности, мы часто применяли такую форму работы как создание ситуаций
. А для эффективного закрепления навыков самообслуживания мы использовали практические упражнения
.
Цель:
развитие положительных эмоций во время приема пищи; формирование умения пользоваться столовыми приборами; воспитание культуры поведения за столом.
1) Игровая ситуация «К нам пришла Ложка». Цель: формировать умение правильно держать ложку; воспитывать культуру поведения за столом.
2) Практическое упражнение «Красивые салфетки». Цель: формировать представление о сервировке стола; формировать умение сворачивать салфетки; развивать мелкую моторику рук; воспитывать интерес к сервировке.
3) Игровая ситуация «Кто мой лучший друг?» В гости пришла Морковка, она ищет друзей. (Салат из моркови.) Цель: вызвать желание есть салат из моркови; развивать положительные эмоции во время приема пищи; воспитывать привычки здорового образа жизни.
4) Игровая ситуация «Господин Кабачок». Цель: вызвать желание играть в новую дидактическую игру. Кабачок «принес» перчатку-помощницу, предлагает поиграть.
5) Практическое упражнение «Учимся держать ложку». Цель: формировать умение правильно держать ложку; воспитывать культуру поведения за столом.
Самостоятельная деятельность детей.
В ходе самостоятельной деятельности детям были предложены раскраски, кубики, обводки по теме «Овощи», иллюстрации, натуральные овощи для рассматривания, организованы сюжетно-ролевые игры «Овощной магазин», «Семья», «Ждем гостей».
Наблюдение за прорастанием лука.
Разнообразило нашу деятельность наблюдение за прорастанием лука.
Цель:
воспитание правильного отношения к здоровью; формирование первичных представлений о том, что растение живое и ему нужны для роста вода, свет, тепло; что во время развития оно меняется (появляются и растут корни и листья).
В тот день, когда в нашем «огороде» появился Лук, в группе мы организовали совместную деятельность по посадке лука с целью наблюдения его прорастания. Каждый ребенок принес из дома луковицу и с помощью воспитателя посадил лук в стаканчик с водой. А чтобы повысить интерес к наблюдению, к лукавице дети прикрепили пластилиновые глаза, нос, рот. Получились забавные мордочки. Такое удивление было на лицах малышей, когда через несколько дней они увидели выросшие у лука корни! Много радости доставили им и показавшиеся зеленые лучные перья.
В день прихода Лука, перед обедом мы показали очередную сказку. На это раз её главным героем был, конечно, Лук. Во время обеда к супу детям раздали перышки лука, а воспитатель напомнила детям о том, что лук защищает организм от различных болезней, особенно от простуды и гриппа.
Итоговое мероприятие «Как мы с овощами подружились».
Цель:
обобщить знания об овощах; создать хорошее настроение; воспитывать привычку к здоровому питанию.
На этом мероприятии дети рассказывали стихи про овощи, отгадывали загадки, играли, танцевали.
Взаимодействие с родителями.
Организация питания детей в дошкольном учреждении должна сочетаться с правильным питанием ребенка в семье. Для этого необходима четкая преемственность между родителями и детским садом. Мы старались убедить родителей в том, чтобы питание детей вне детского сада максимально приближалось к рациону, получаемому в детском саду, и дополняло его. С этой целью родители были приглашены на семейный клуб
. Здесь они не только познакомились с информацией о здоровом питании, но и продегустировали блюда из овощей, предложенные шеф-поваром.
Следующая задача — напомнить родителям о значении овощей для роста и развития ребенка. С этой целью были подготовлены консультации
«Хороший аппетит», «Овощи и витамины», разработаны при участии родителей буклеты «Свежие овощи и фрукты – главный источник витаминов для ребенка».
Еще одним шагом было развитие у родителей творческого подхода
к вопросу о питании. Как приучать малыша к блюдам из овощей, делая это интересно? По нашему совету мамы занялись творчеством на кухне. В результате у нас получилась книга рецептов детских овощных салатов с красочными фотографиями и описанием, где каждая мама поделилась своими находками.
Мы всегда стараемся убедить родителей в том, что их дети нуждаются в любви и заботе, которые проявляются не только в содержании ребенка, но и в совместной деятельности
. Поэтому одной из задач было вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность: изготовление поделки из овощей. «В гости к нам пришел господин Кабачок (поделка воспитателя). А кто еще пришел к нам?» Дети с удовольствием демонстрировали свои поделки и рассказывали, с кем они их делали, и как это было интересно.
Так как часто отказ от пищи у ребенка связан с неумением пользоваться столовыми приборами, мы посоветовали родителям дома приучать ребенка к самостоятельности. С этой целью продемонстрировали практическое упражнение
«Я сам», посоветовали в процессе приучения быть терпеливыми и последовательными.
А еще мы подготовили для родителей фотовыставку
, в которой разместили фотографии детей во время приема пищи и рассказали, что любит есть в детском саду каждый ребенок группы.
Родители с удовольствием подключились к нашей работе: проявили интерес к предоставленной нами информации, охотно беседовали с детьми на тему «Как полезны овощи», обсуждали друг с другом существующие проблемы, помогали друг другу советами, делились опытом в приучении детей к здоровой пище.
Выводы.
Правильно организованное питание формирует у детей рациональное пищевое поведение, закладывает основы культуры питания. В процессе реализации проекта мы наблюдали у детей позитивные сдвиги в эмоциональной сфере, а так же у наших малышей улучшился аппетит, повысилось качество навыков самообслуживания, возрос интерес к познанию. Мы рады, что наши дети с большим желанием стали есть овощные блюда и надеемся, что это укрепит их здоровье.
?Конспект интегрированной НОД во второй младшей группе на тему: «Овощи»
Цель : формировать у детей интерес к знаниям об овощах через интеграции образовательных областей: познание, художественное творчество.
Задачи:
Дать элементарные представления об овощах; цвете овощей;
Закрепить знания о месте произрастания;
Развивать чувство коллективизма;
Закрепить представления детей о заготовке овощей на зиму;
Формировать умение наклеивать готовые формы овощей.
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций овощей;
Чтение сказки «Пых», стихов об овощах;
Сюжетно - ролевая игра «Магазин овощей»
Материалы : картина с изображением огорода; овощи и фрукты муляжи; наглядное пособие «овощи»; заготовки для аппликации (банки, огурцы, помидоры), клей, салфетки.
Ход занятия
Воспитатель вносит картину с изображением огорода и предлагает детям рассмотреть. Ребята на картине нарисован огород. Что растёт на огороде?
Дети перечисляют (помидоры, огурцы, свёкла, редис, морковь, капуста, картошка)
Воспитатель : правильно, одним словом это овощи. Овощи растут на грядках, но чтобы они выросли вкусными и свежими за ними надо ухаживать, регулярно поливать и вытаскивать сорняки. Давайте познакомимся с овощами? Но прежде, чем мы продолжим нашу работу, проведем небольшую физкультминутку. Ребята, выходите на середину группы.
Воспитатель : Наша физкультминутка называется «Огород».
Огород у нас в порядке,
Мы весной вскопали грядки (имитация работы лопатой)
Мы пололи огород (наклоны, руками достать до пола)
Поливали огород (показать, как поливали)
В лунках маленьких не густо
Посадили мы капусту (присесть на корточки, обхватить руками колени)
Лето все она толстела,
Разрасталась вширь и ввысь (медленно подняться)
А сейчас ей тесно бедной
Говорит: «Посторонись!» (топнуть ногой в конце фразы)
А сейчас давайте разложим картинки с овощами и посмотрим, какой огород у нас получился (дети называют овощи на картинках).
Ребята я предлагаю вам отгадать загадки про овощи, вы слушайте внимательно и отгадывайте.
Сидит дед, во сто шуб одет, кто его раздевает, тот слёзы проливает.
Дети (лук)
Сидит девица в темнице, а коса на улице.
Дети (морковь)
Что за скрип? Что за хруст?
Это что ещё за куст?
Как же быть без хруста,
Дети (капуста)
Воспитатель : молодцы ребята, а сейчас давайте поиграем?
Игра называется «Собираем урожай»
На полу овощи перемешались с фруктами, ваша задача разложить овощи в одну вазу, а фрукты в другую. Сделать это надо как можно быстрее. (звучит веселая мелодия)
Воспитатель : молодцы ребята все правильно разложили! А вы хотите, чтобы наши овощи сохранились зимой? Для этого надо их законсервировать в банки. Садитесь скорее за столы и заполняйте банки овощами. Ребята, а какие овощи мы будем консервировать?
Дети (помидоры и огурцы)
А какой помидор? (круглый, сочный, красный)
А какой огурец? (зеленый, длинный, свежий)
В конце дети рассматривают свои работы. Ребята сегодня мы с вами познакомились, с различными овощами и мне хотелось бы прочитать вам стихотворение:
Чтоб здоровым, сильным быть.
Надо овощи любить.
Все без исключенья
В этом нет сомненья!
В каждом польза есть и вкус
И решить я не берусь:
Кто из них вкуснее,
Кто из них важнее!
Пояснительная записка.
Занятие для детей второй младшей группы составлено в соответствии с основной общеобразовательной программой дошкольного образования.
В группе 21 ребенок младшего дошкольного возраста. Из них 13 мальчиков и 8 девочек. Уровень развития познавательных способностей детей: высокий уровень – 5%, уровень выше среднего – 33%, средний уровень – 48%, уровень ниже среднего – 14%. В мире ребенка четвертого года жизни главной фигурой является взрослый. Ребенок, как и любой человек, нуждается в поддержке и одобрении своих маленьких начинаний и свершений. Ребенок выражает гордость за свое творчество и за продукты своего труда независимо от их качества. Неутомимая жажда познавать, наблюдать и экспериментировать, искать новые сведения о мире – важнейшие черты детского поведения. На четвертом году жизни дети интенсивно осваивают новые слова, знания о мире и природе.
Тема занятия : «Овощи и фрукты».
Цели и задачи сформулированы в соответствии с ФГОС, требованиями и подходами авторов реализуемой программы «Радуга», Т.Н. Дороновой, и программой «Успех» Н.О. Березиной.
Цель : развитие познавательной инициативы младших дошкольников в процессе социально-коммуникативной, речевой, физической деятельностях.
Задачи :
Обучающие задачи:
Развивающие задачи:
Воспитательные задачи:
Занятие состоит из нескольких этапов :
1 этап – Вводно - организационный, мотивационно - побудительный (проблемная ситуация, мотивация к деятельности);
2 этап – Основной (развивающая, познавательная, интеллектуальная, практическая, поисковая деятельность);
3 этап – Завершающий, рефлексивно – корригирующий (контроль и оценка результатов деятельности, рефлексия, подведение итогов);
Использование разнообразных форм работы (групповой, индивидуальной), позволяет включить всех детей в игровую деятельность по решению поставленной проблемы. Для обеспечения эффективности образовательного процесса на занятии используются следующие педагогические средства: муляжи, иллюстрации овощей и фруктов, контурное изображение фруктов и овощей на бумаге, кисти, гуашь, салфетки. Использование на занятии различных методов (отгадывание загадок, игровой персонаж, ситуационные вопросы, игровая ситуация, беседа, малоподвижные игры, игровые упражнения, и др.) даёт возможность каждому ребёнку для индивидуального самовыражения, раскрытия его потенциальных способностей.
Планируемый результат:
В ходе данного занятия у детей развивается устойчивый познавательный интерес, в процессе организации речевой, физической деятельностях.
Дети могут самостоятельно проводить игровые ситуации, искать ответы на вопросы и делать простейшие умозаключения.
Дети умеют пользоваться речью для выражения своих мыслей и желаний.
Дети умеют сопереживать и прийти на помощь друг другу, доброжелательны к окружающим.
организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми
Тема (проект, событие) : «Овощи и фрукты».
Возрастная группа: вторая младшая.
Форма НОД: познавательная деятельность.
Форма организации (групповая , подгрупповая, индивидуальная , парная)
Учебно-методический комплект : «Радуга: программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях детского сада»\ [Т.Н. Гризик, Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьева, С.Г. Якобсон; научный руководитель Е.В. Соловьева]. - М.: Просвещение, 2010. - 111с.
Оборудование и материалы:
Демонстрационный: муляжи, иллюстрации овощей и фруктов.
Раздаточный: контурное изображение фруктов и овощей на бумаге, кисти, гуашь, салфетки.
Задачи образовательной программы | Задачи с учетом индивидуальных особенностей воспитанников группы |
Обучающие задачи: способствовать развитию грамматического строя речи; развивать диалогическую речь как способ коммуникации у младших дошкольников; формировать представления об овощах и фруктах. Развивающие задачи: развивать умение пользоваться речью для выражения своих мыслей, желаний; развивать и поддерживать интерес детей к совместному с взрослым и самостоятельному обследованию овощей и фруктов; развивать познавательный интерес в процессе изобразительной деятельности; развивать умение различать, называть по внешнему виду и форме овощи и фрукты; развивать творческую активность детей в процессе создания продукта изобразительной деятельности; развивать психические процессы – образное мышление, воображение (развитие речи). Воспитательные задачи: воспитывать любовь к художественному творчеству, к природе и окружающему миру. | обогащать словарный запас за счет употребления в речи детей слов, обозначающих свойства, качества, признаки предметов (Катя, Тимофей, Милана); развивать умение согласовать слова в предложения, состоящие из двух-трех слов (Валерия, Вероника); способствовать стимулированию активных ответов (Вадим, Егор, Саша Д.); развивать умение концентрировать внимание на объекте способствовать развитию желания прийти на помощь ближнему (Алиса, Вика, Дима). |
Этапы деятельности, занятия | Цели | Форма организации совместной деятельности детей и взрослых | Результат |
||
педагога | детей |
||||
1. Вводно - организационный, мотивационно - побудительный Проблемная ситуация, мотивация к деятельности | Вызвать интерес к предстоящей деятельности. Закрепление у детей знания овощей и фруктов, развивать слуховое внимание и мышление. | Ребята заходят в группу и видят на столе стоит корзинка, в которой лежат овощи и фрукты (яблоко, персик, помидор, лук, картофель, капуста, морковь, груша) и письмо от Зайчика. «Здравствуйте, ребята! Я принес для вас лукошко со своей грядки». Ребята, как вы думаете, что же нам принес Зайка? (ответы детей) Ребята, давайте посмотрим, что находится в этой корзине (заглядывают, вынимают и называют). Молодцы, все правильно назвали. | Эмоционально включает в действие, вовлекает в слушание. Вводит персонажа в игровую (сюжетную ситуацию). Предоставляет достаточно времени для ознакомления с персонажем. Индивидуальное обращение к каждому ребенку согласно его знаниям. Поощряет детей к высказыванию. | Сосредотачивают внимание, вживаются в игровую ситуацию, рассматривают и проявляют интерес к персонажу. Отвечают на вопросы. | Заинтересованность детей предстоящей деятельностью. |
2.Основной Развивающая, познавательная, интеллектуальная, практическая, поисковая деятельность | Актуализировать знания детей, развитие мышления. Развитие познавательного интереса в процессе деятельности. Закрепление у детей знаний и представлений об овощах и фруктах. Развивать умения пользоваться речью для выражения своих мыслей, желаний; развивать и поддерживать интерес детей к совместной деятельности с взрослым и самостоятельному использованию предметов, разнообразным действиям с ними. | А теперь давайте с вами познакомимся с нашими гостями с грядки. Отгадайте загадку. Растет краса – зеленая коса, В земле вся рыжая сидит, Когда жуешь ее, хрустит. (Морковь) Как надела сто рубах, Прежде чем его мы съели, Круглое, румяное, Этот фрукт на вкус хорош И на лампочку похож. Воспитатель: Молодцы, все загадки отгадали. Ребята, капуста, морковь, лук, картофель – это овощи, а персик, яблоко, груша - это фрукты. Перечислим, какие же овощи перед нами, а какие фрукты? Молодцы и с этим заданием вы справились! А теперь немного повеселимся с нашим Зайкой. Физминутка: Зайка серенький сидит И ушами шевелит Вот так, вот так И ушами шевелит. Зайке холодно сидеть, Надо лапоньки погреть Вот так, вот так Надо лапоньки погреть. Зайке холодно стоять Надо Зайке поскакать Вот так, вот так Надо Зайке поскакать. А сейчас мы будем варить суп и компот. Ребята из овощей варят суп, а из фруктов – компот. Давайте в первую кастрюлю положим овощи, а в другую кастрюлю фрукты. Игра «Из чего мы сварим суп?» Из чего мы сварили суп? Как они называются одним словом? Сколько овощей в нашей кастрюле (считают вместе)? А в другой кастрюле мы варили компот. Что мы положили в компот? Что это? Сколько фруктов в кастрюле (считают вместе)? Молодцы ребята! Ребята, наши фрукты растут на дереве, а овощи в земле. Поиграем еще в одну игру. Если я называю и показываю фрукт, то вы поднимаете ручки и потягиваетесь вверх к солнышку, а если я называю и показываю овощ, то вы приседаете на корточки, вот так. | Использует наглядные средства. Привлекает к обсуждению, задает загадки, стимулирующие процесс мышления и активизирующие знания об овощах и фруктах. Проявляет уважение и поощряет детей к высказываниям. Стимулирует любознательность и интерес к деятельности. Поощряет детей к правильным отгадкам. Организует физическую деятельность. Показывает последовательность действий. Поощряет детей к игровой деятельности. Формулирует проблему, предлагает ее решение. Вовлекает в совместную познавательно-речевую деятельность. Наблюдает за детьми во время выполнения задания. Задает вопросы стимулирующие процессы мышления. Поощрение детей к совместной деятельности. Организует, вовлекает детей в совместную игровую деятельность, показывает последовательность действий. Поощряет детей к совместной игровой деятельности. | Отгадывают загадки. Рассматривают представленные материалы. Наблюдают за действием воспитателя, выполняют действия по образцу. Активно играют. Входят в проблему, вживаются в игровую ситуацию, осваивают последовательность действий. Проявляют речевую активность и интерес к происходящим действиям. Сосредотачивают внимание на действиях воспитателя. Активно играют. | Активизация речи и мыслительных процессов детей в период отгадывания загадок. Закрепление знаний о признаках овощей и фруктов. Активное включение в совместную деятельность и игры с взрослым и детьми. |
3.Завершающий, рефлексивно - корригирующий Контроль и оценка результатов деятельности, рефлексия, подведение итогов | Закреплять в речи детей обобщающие слова: овощи и фрукты; развивать внимание и подражательность. | Молодцы ребята! Скажите, пожалуйста, а какого цвета яблочко нам принес Зайка? (морковку, капусту, грушу). А еще яблочко бывает желтым, зеленым. Правильно. Предложить детям сделать подарок Зайке. Проходите за стол, садитесь на свой стульчик. Возьмите кисточку, смочите ее в воде, промокните на салфетке, возьмите нужную краску и раскрасьте ваши яблочки. Ребята, старайтесь раскрашивать аккуратно и не выходить за края. | Организует и вовлекает детей в продуктивную деятельность. Предоставляет достаточно времени для ознакомления материалов для продуктивной деятельности. Показывает последовательность действий. Поощрение к изобразительной деятельности. Поощряет детей, за то, что они убирают за собой место после изобразительной деятельности. | Проявляют интерес и включаются в продуктивную деятельность. Знакомятся с материалами для продуктивной деятельности. Осваивают последовательность действий. Демонстрируют результат продуктивной деятельности. Убирают за собой место после изобразительной деятельности. | Умение работать по образцу, следовать очередности действий. Получение удовольствия от совместной деятельности с взрослым. |
Тема: «Овощи и фрукты - полезные продукты».
воспитатель
первая квалификационная
Л.Н. Золотарева
2017 год
Конспект НОД во второй младшей группе
Области: познание и художественный труд.
Деятельность: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная.
Тема: «Овощи и фрукты - полезные продукты»
Цель: формирование здорового образа жизни, закрепление знаний о пользе витаминов.
Оборудование: иллюстрации с изображением овощей и фруктов, корзинка с игрушечными овощами и фруктами, плюшевый заяц, раскраски с изображениями огурца, моркови и помидора, цветные карандаши; музыкальные записи на диске: физминутка «Ладошки»; музыкальный фон: спокойная музыка.
Задачи:
Расширять понятия о витаминах. Познакомить с полезными свойствами овощей и фруктов и их значения для человека;
Упражнять детей в раскрашивании рисунков, не выходя за контур.
Развивающие:
Развивать желание поддерживать диалог, вызвать чувство сопереживания, сострадания к сказочному герою;
Закреплять знания цветов красный, зеленый, оранжевый.
Воспитательные:
Воспитывать бережное отношение к своему здоровью, потребность быть здоровым.
Воспитывать самостоятельность, аккуратность, эстетические эмоции.
Ход занятия:
Воспитатель – Здравствуйте, ребята! Наступила осень, а осенью пора собирать урожай. А давайте повторим, какие овощи и фрукты мы с вами уже знаем. (Воспитатель начинает демонстрировать иллюстрации, дети отвечают, что видят на картинке, так же называют цвет и форму)
Воспитатель – Ребята, а для чего нам вообще нужны овощи и фрукты?
Дети – В них содержатся витамины.
Воспитатель
Дети – Чтобы укреплять организм, чтобы не болеть, быть красивыми и умными, чтобы убивать микробы.
Воспитатель – Правильно ребята, витамины укрепляют весь наш организм, организму легче бороться с болезнями, а когда он здоровый и крепкий, ни какие микробы ему не страшны. Ребята, кроме овощей и фруктов, есть еще и ягоды, в них тоже очень много витаминов.
Музыкальная физкультурная минутка: «Ладошки».
Стук в дверь, воспитатель открывает, а там плюшевый заяц с письмом.
Воспитатель – Ребята, смотрите, кто к нам пришел - заяц Матвей! Здравствуй, заяц!
Заяц – Кхэ…. кхэ…. кхэ
Воспитатель – Что случилось, Матвей? (Заяц протягивает письмо) Ребята, давайте причитаем письмо!
Письмо:
Дети, дети! Помогите!
Зайчика скорей спасите!
Зайка младший стал чихать,
У жены волос уж нет,
Что такое? Где ответ?
Воспитатель – Ребят, а как вы думаете, что случилось с зайцем, зайчихой и зайчонком?
Дети – Им не хватает витаминов
Воспитатель – А давайте поможем Матвею и его семье?
Дети – Да, давайте!
Воспитатель – У меня есть корзинка с овощами и фруктами мы отдадим ее Матвею, а еще давайте раскрасим для зверей еще овощи и передадим вместе с корзинкой, а? А перед тем как начнем раскрашивать, разомнем пальчики.
Пальчиковая гимнастика: «Ягодки».
С ветки ягодки снимаю (рука перед собой, расслабленная кисть на уровне лица. Пальчики расслаблены и свисают вниз).
1,2,3,4,5.(пальцами другой руки поглаживать каждый пальчик от основания до самого кончика, как будто снимая с него ягодку).
И в лукошко собираю (обе ладошки перед собой - «чашечкой»).
Будет полное лукошко, (одну ладошку, сложенную «чашечкой», накрыть сверху другой ладошкой).
Я поем совсем немножко (указат. палец вверх, влево - вправо).
И ребяток угощу! Ам! (ладошки вверх и вперёд, ладошки ко рту).
Самостоятельная деятельность детей: Дети раскрашивают изображения с овощами.
Итог:
Воспитатель – Ребята, о чем мы сегодня с вами говорили?
Дети – Об овощах и фруктах.
Воспитатель – Что в них содержится?
Дети – Витамины.
Воспитатель – А для чего нам нужны витамины?
Дети – Чтобы не болеть, быть здоровыми и красивыми.
Воспитатель: Ребята, а Матвей приготовил вам вкусный сюрприз, но его надо поискать!
Дети ищут в группе сюрприз и находят в домике, нарезанные овощи (морковь, капусту, огурец), моют руки и угощаются.
Воспитатель – Вот ребята, какие вы все молодцы! Помогли Матвею справиться с его проблемой. Но ему пора домой, мы пожелаем ему счастливого пути и не болеть, есть больше витаминов.
Список литературы:
В работе использованы фото автора.
Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 1997год; Тарабарина Т.И., Елкина Н.В.
Гербова В.В, Приобщение детей к художественной литературе.-М.: Мозаика-Синтез, 2005год.
Конспект занятия по развитию лексико-грамматической стороны речи во второй младшей группе.
Тема: «Овощи и фрукты»
Цель: закрепление названий фруктов и овощей.
Коррекционно-образовательные:
- учить детей образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным значением;
- учить детей обобщать понятия на материале картинок по теме «Фрукты и овощи»;
- учить детей слушать музыку;
Коррекционно-развивающие:
- развивать слуховое внимание, чувство ритма;
- активизировать словарный запас детей по теме;
- развивать логическое мышление, память;
- развивать общую и мелкую моторику
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать в игровой ситуации навыки поведения в общественных местах;
Материал:
Игровой набор фруктов и овощей; музыкальный файл; картинки по теме «Фрукты» и «Овощи»; «монеты» с изображением разных фруктов и овощей, по количеству детей; игрушка – девочка Аня; желтая и зелёная корзины.
Ход занятия:
Этап |
Предполагаемые ответы и действия детей |
Приблизительное время | |
Игра «Четвертый лишний» |
- Здравствуйте, ребята! Сегодня к нам на занятие пришла необычная гостья, давайте посмотрим, кто же это (логопед показывает куклу детям). Это Аня, поздороваемся с ней! Аня принесла с собой картинки, давайте назовём их! (размещает картинки на магнитной доске). Кажется, что одна картинка здесь лишняя. Как вы думаете, какая?- Верно! Как одним словом можно назвать банан, яблоко и грушу?
А огурец – это фрукт? Верно, огурец – овощ. Он растет на грядке. |
- Здравствуй, Аня!- Банан, яблоко, огурец, груша.
Огурец – это овощ! |
|
2. Актуализация знаний | - А какие ещё фрукты вы знаете? (размещает на доске картинки по ходу называния).- Отлично! | Дети называют фрукты. | |
4.Физкультминутка (по О. С. Гомзяк) | В саду фруктовом яблоня Посажена была Она цветами белыми Весною расцвела Следил наш старый дедушка Известный садовод Чтоб наливала яблоня Румяный, сладкий плод |
Машут руками над головой«Сажают яблоню»
Руки подняты вверх, ладони изображают нераспустившийся цветок «Цветок» распускает лепестки Изображают дедушку с палочкой Машут руками над головой Пощипывают щеки |
|
5. Развитие лексико-грамматических представлений. | Ребята, скажите, а какие вы знаете овощи?Теперь назовите мне овощ зеленого цвета, оранжевого цвета, красного цвета?
Молодцы. А кукла Аня приглашает нас отправиться с ней в магазин. Вы согласны? Отлично! И чтобы нам было веселее, мы пойдем под музыку. |
- Дети называют разные овощи.- Огурец, морковь, тыква, перец и тд. | |
6. Физкультминутка | Внимательно слушайте музыку! Если музыка быстрая, мы бежим на носочках, руки на поясе. Как только музыка остановится, и мы идем медленно. | Дети выполняют задание. | |
8. Игра «Помощь Ане» | - Вот мы и оказались в магазине. Но чтобы помочь Ане купить овощи и фрукты, нужны деньги. Я вам раздам монеты с разными овощами и фруктами. И каждый поможет Ане с покупкой. После покупки в жёлтую корзину вы кладете фрукты, в зелёную – овощи. Будьте внимательны и вежливы! Говорим волшебные слова «спасибо» и «пожалуйста»! | Дети получают монетки с изображением овоща или фрукта и рассаживаются на стульчики.Затем по одному выходят к столу и просят: — Дайте мне, пожалуйста… (огурец, банан, морковь, грушу, и т.д.) Получают овощ или фрукт, и кладут его в корзинку нужного цвета. | |
9. Подведение итогов. | Молодцы, ребята! Аня говорит большое спасибо! Теперь у неё есть нужные фрукты и овощи!Скажите, ребята, где мы сегодня вами были? Для чего мы ходили в магазин? Что мы там покупали? Вы сегодня очень старались, молодцы! Ане очень у вас понравилось! Но ей пора уходить. Давайте попрощаемся с Аней. | - До свидания, Аня! | 2 мин. |
Грунчева К. А.,
учитель-логопед